Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой


Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой

• Кукольный и теневой театр, фланелеграф.

• Диафильмы, кинофильмы, телепередачи.

Чтение как часть занятия по развитию речи.

• Оно может быть логически связано с содержанием занятия.

• Чтение может быть самостоятельной частью занятия.

Основными методами являются следующие

:

1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста.

2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.

3. Инсценирование. Этот метод

можно рассматривать как средство вторичного
ознакомления с художественным произведением
.

4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения зависить от жанра и возраста слушателя.

Традиционно в методике

развития речи принято выделять две формы
работы
с книгой в детском саду: чтение и рассказывание.

У детей младшего дошкольного возраста воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы, детей подводят к различению жанров. В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна.

В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа

по воспитанию у детей способности к восприятию
литературного произведения
, стремления эмоционально откликнуться на описание события. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается.

В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный

опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают
осознанно
относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными дидактическими играми вне занятий.

Знакомство с художественной литературой

не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью, трудом.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе

и воспитания бережного отношения к книге, в каждой группе создается
литературный центр
, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы. К устройству уголка предъявляется ряд требований:

От методики к практике работы с текстом в ДОУ

Надежда Смирнова

От методики к практике работы с текстом в ДОУ

Актуальность данной темы обусловлена принципиально новым явлением, вводимым в педагогическую практику стандартами второго поколения начального образования. Речь идет о метапредметных результатах, под которыми понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. В концепции универсальных учебных действий наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста.

Отмечая сложность процесса чтения,большинство исследователей выделяют две его стороны: техническую и смысловую. Техническая сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму (Т. Г. Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, М. И. Оморокова, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин). Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания (Т. Г Егоров, А. Н. Корнев, А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, Д. Б. Эльконин) или перевод авторского кода на свой смысловой код (М. И. Оморокова)

.

У начинающего чтеца понимание возникает в результате анализа и синтеза слогов в слова, а у опытного – смысловая сторона опережает техническую, о чем свидетельствует появление смысловых догадок в процессе чтения (А. Р. Лурия, М. Н. Русецкая)

.

Смысловое чтение — достаточно новое понятие в педагогике

Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Что такое смысл? Смысл – с-мысль, т. е. с мыслью. Говоря упрощенно, означает, какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины, здания и т. п.

Важной задачей современного дошкольного образования является формирование предпосылок универсальных учебных действий.

В работе с детьми дошкольного возраста большое место занимает художественное слово. Литература является важнейшим средством позволяющим познакомить детей с тем, что не находится в поле их зрения. Именно из книг дети узнают о жизни животных, о разных природных зонах, о событиях прошлого, о многих профессиях взрослых и т. д.

Осмысление содержания произведений у дошкольников происходит не только и не столько на вербальном уровне, сколько в игровом плане, где они имеют возможность интерпретировать описанные события. Например, после чтения сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо»
(перевод с английского К. Чуковского)
дети могут поиграть в
«древних людей»
, чтобы самим почувствовать, как же трудно и неудобно передавать свои мысли не в письме, а в рисунке, какие забавные ситуации происходят при
«расшифровке»
их другими людьми. Здесь одновременно присутствует и игра, и исследовательская деятельность детей.

Произведения художественной детской литературы помогают ребенку выработать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни, поступкам людей, содействуют воспитанию морали, оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка. Слушая художественные произведения, ребенок учится родному языку, начинает запоминать эпитеты народной речи, начинает понемногу чувствовать красоту поэтической метафоры.

Методика работы с текстом

детей дошкольного возраста

1этап. ВОСПРИЯТИЕ

Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок)

.

Например,после прочтения воспитателем художественного произведения детям задаются вопросы: Что понравилось? (Не понравилось)

Почему? О чем
текст? (первичная работа с названием)
— формирование эмоциональной оценки
текста.
В работе над текстом прочитанных произведений должна быть обеспечена «личностная привязка»

. То есть в беседе по прочитанному педагогу важно ориентироваться на личностное восприятие
текста детьми. Поэтому к вопросам, связанным с литературным анализом текста добавятся вопросы о том, что думают дети о прочитанном событии, какие чувства они испытали в процессе слушания, кто им понравился, а кто — нет, был ли в их опыте похожий случай, как бы они поступили на месте главного героя и пр. Это важный прием с точки зрения приучения детей чувствовать и выражать в речи собственное эмоциональное состояние, анализировать действия героя, соотносить их со своими поступками. Так же этот прием важен и со стороны «обратной связи»
: педагогу необходимо знать, насколько дети поняли смысл произведения, как оно затронуло их внутренний мир.

2 этап. СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Осуществляется работа с сюжетом, композицией, охарактеризовываются герои (их внешность, речевая характеристика, мироощущение, поступки, мотивация поступков, система образов, простраивается хронотоп. Работа над смыслом эпизода или ключевой сцены. Используются схемы, моделирование, картины.

Например, читая детям рассказы К. Ушинского «Наше Отечество»

и Ю. Яковлева
«Малая Родина»
, педагог обсуждает с ними, почему свою землю — Россию — мы называем словом
«Родина»
или словом
«Отечество»
, так похожим на слово
«отец»
. Выслушивает мнения детей,затем обобщает их: «Потому, что здесь мы родились, здесь говорят на родном для нас языке, и все здесь для нас родное. А Отечеством — потому, что здесь испокон веку жили наши отцы».

Или например: читая сказку «Заюшкина избушка»

, педагог предлагает обозначить героев сказки
«кружочками»
разного цвета и размера, в соответствии с характером и внешностью сказочного героя
(белый кружок – заяц, кружок побольше оранжевого цвета-лиса и т. д.)
Для усиления воздействий на эмоциональную сферу детей можно использовать прием объединения произведений, принадлежащих к разным видам искусства. Это может быть чтение в сочетании с музыкой, особенно это относится к поэтическим произведениям, подбор соответствующего по характеру музыкального произведения к определенному тексту, наиболее ярко передающего его настроение. А также чтение,сопровождаемое изобразительной наглядностью: картинами известных художников, иллюстрациями, фотографиями, рисунками. Работа с рисунками известных иллюстраторов детских книг, рассматривание картин разных художников на одну тему с обсуждением, как по-своему каждый из них передал тот или иной образ – имеет мощный потенциал для понимания смысла литературного произведения, возможности передачи вариативности образа. Этот прием развивает у детей способность всматриваться и вслушиваться, замечать мелкие, но характерные детали, что также поможет им выразить свои впечатления в изобразительной деятельности.

3 этап. РЕКОНСТРУКЦИЯ СМЫСЛОВЫХ СТРУКТУР

Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей сюжета, прерывание действия на кульминации и выдвижение гипотез относительно сюжета, судьбы героев, смысла произведения в целом. Работа над художественной деталью. Анализ языка произведения (средства выразительности)

. Как те или иные языковые средства
работают на смысл произведения, идею?
Например, воспитателю стоит включать детей в ситуацию экспериментирования с образами и импровизации с сюжетами знакомых сказок. Это развивает воображение, умение использовать свой литературный опыт в процессе сочинительства, придумывать новых героев и органично включать их в сюжет знакомого произведения. Дети могут коллективно трансформировать сказку по типичной цепочечной (кумулятивной)

структуре. Тогда в
«Теремке»
,
«Колобке»
или
«Рукавичке»
могут появиться совсем неожиданные персонажи, которые должны будут органично войти в заданный
контекст. Для развития интереса детей к сочинительству воспитатель может использовать сказки Д.Родари: «Сказки, у которых три конца»
, в которых детям нужно сочинить свое окончание истории,
«Собака, которая не умела лаять»
или
«Дедушка-путаник»
, которая задает детям модель трансформации известной сказки
«Красная Шапочка»
. Дети легко улавливают игровой характер предложенной модели сочинительства и с интересом используют ее для преобразования известных
текстов, создания новых сказок, сравнивают получившиеся произведения с исходными. Выделение жанровых особенностей волшебных сказок позволяет педагогу задать структуру новой сказки с помощью вопросов,которые отражают типичные сказочные элементы и функции: про кого она будет? как будет начинаться? что случится с героем? кто ему встретится на пути, как поможет, что подарит? как герою удастся справиться с испытаниями? чем закончится сказка?
Организация чтения в ДОУ – сложная задача для воспитателей прежде всего потому, что чтение – творческая деятельность субъектов образовательного процесса, результатом которого являются знания, образы, идеи, отношения, переживания и прочие нематериальные продукты, которые нельзя ни увидеть, ни потрогать. Она требует от педагога гибкости, такта, умения вести беседу, видеть, слушать и слышать каждого ребенка, откликаться на детскую мысль, поддерживать и поощрять детскую инициативу, собственное видение и понимание произведения, ведь восприятие художественного текста – процесс творческий и сугубо индивидуальный.

Таким образом, именно смысловое чтение может стать основой развития ценностно-смысловой формирования личностных качеств обучающегося, надежным обеспечением успешной познавательной деятельности на протяжении всей его жизни.

«Технология продуктивного чтения — слушания в детском саду»материал

Доклад на тему:

«Технология продуктивного чтения — слушания в детском саду»

Гамолка С.Ю.,

старший воспитатель

Предисловие :

Великий И.В. Гёте сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит».

Какой бы род деятельности человек ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Практика подтверждает, что в досуге сегодняшних детей чтение художественной литературы занимает невысокую позицию, интерес к литературе заметно снижается, у детей отсутствует устойчивый интерес к слушанию художественных произведений. И еще одна немаловажная проблема, дети часто не понимают суть прочитанного.

Формирование навыка чтения – задача начального образования, в то время как восприятие, понимание текста – задача дошкольного образования. Недооценка подобной деятельности на ступени дошкольного образования, нередко приводит к тому, что в школу приходит ребѐнок, вроде бы умеющий читать, но, возможно, потерянный для чтения (читать не любит, прочитанное не может объяснить, истолковать, оценить, соотнести с чем-либо).В дошкольном возрасте в мир чтения вводят ребенка взрослые ближайшего окружения: родители , воспитатели. Как правило ,воспитатели читают детям литературные произведения по традиционным методикам. Но чтение по традиционным методикам перестало давать положительный эффект, ведь дети изменились. Вот почему становится актуальным изучение и применение различных технологий развития у детей интереса и способностей к чтению. И тогда я открыла для себя технологию продуктивного чтения. Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Натальей Николаевной Светловской, и адаптированной для дошкольников Ольгой Васильевной Чиндиловой приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых федеральных государственных образовательных стандартах.В чем же преимущество технологии продуктивного чтения? В традиционной методике чтения художественной литературы воспитатель сам говорит детям ,что они сегодня читают или о чем узнают, сам читает, дети молча слушают, а затем отвечают на вопросы воспитателя по тексту. Технология продуктивного чтения напротив, дает детям возможность прогнозировать название текста по обложке, иллюстрации, воспитатель читает и вместе с детьми ведет диалог с автором, в ходе беседы вместе уточняют позицию автора.

Итак, технология продуктивного чтения– это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

Сама технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом:

— работа с текстом до чтения ,- работа с текстом во время чтения и работа с текстом после чтения.

I этап Работа с текстом до чтения

Цель – развитие такого важнейшего механизма речи, как умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации, группе ключевых слов. Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать сказку, рассказ. Дети высказывают предположения, о чём будет текст, а педагог предлагает прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II. Работа с текстом во время чтения. Цель – восприятие и понимание текста, создание его читательской интерпретации. Под интерпретацией понимается истолкование и оценка текста. Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста и понимание его содержания (актуальной и подтекстовой информации).Медленное, выразительное чтение текста с остановками, иногда что-то комментируя, иногда задавая вопросы детям, иногда предлагая им что-то домысливать, угадать. Главное — чтобы остановки не затягивались, не «забалтывались», не нарушали целостности чтения и эмоционального восприятия текста. Их задача — помочь детям «войти» в текст. Если остановка произошла в середине абзаца, предложения, после ответов ребят его начало надо перечитать повторно. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эмоциональную реакцию детей, делает ее более яркой. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, можно им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, предложить им начало ответа, подсказать ответ интонацией. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! Комментируется текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Не каждый вопрос к тексту можно назвать вопросом к автору. Как правило, вопросы к автору носят подтекстовый характер. Особенность подтекстовых вопросов в том, что они направлены на анализ текста и могут быть различными: на выяснение причинно-следственных и других связей (Почему? Зачем? Чем− можно объяснить?); на обоснование, аргументацию, доказательство (Чем вы можете− подтвердить? Как можно доказать?); оценочные (Каков характер героя? Правильно ли он поступил?);− формирующие внимание детей к языку и художественным особенностям− текста (Как вы понимаете выражение..? слово..? Почему автор употребил именно это слово, а не другое?). Главная задача данного этапа — научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и скрытые.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Главная задача взрослого – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации. Выявление совпадений первоначальных предположений с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Далее чтение текста повторно и выражение впечатлений о прочитанном через разные виды деятельности. Это творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности детей (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Творческое задание обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. Можно предложить выразить отношение к прочитанному с помощью красок, жестов, мимики, игры «Правда — неправда»: дети отгадывают, где правда, а где ложь в ваших утверждениях, например, «Курочка Ряба снесла яичко?», «Яичко было простое?», «Из яичка вылупился цыпленок?» ,разыгрывание рассказа в лицах, взрослый говорит «за автора», а дети — от лица героев, инсценирование одного эпизода текста, разыгрывание пантомимы, рисование, лепка, аппликация по теме произведения, придумывание необычного варианта развития сюжета.

Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. Технология универсальна, это образовательная технология, обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору, позволяющая реализовать деятельностный подход в воспитании.

Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи

Ольга Главатских

Методика ознакомление детей с художественной литературой для развития речи

«Влияние художественной литературы на развитие речи детей«

Огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словестного творчества – поставлены следующие задачи:

1. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

2. развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию произведений разных жанров, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов.

3. воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на неё;

4. воспитывать литературно- художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения.

5. Приобщать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

При отборе книг надо учитывать,

что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Разработано несколько критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]