Конспект ОД для детей дошкольного возраста по познавательному развитию (старшая группа)Тема: «Свойства предмета»


Свойства предметов

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Образовательные задачи

: закрепить знания детей о геометрических формах, умение узнавать и называть их; формировать математические представления детей о свойствах предмета (цвет, форма, величина), учить выделять одно или несколько свойств предметов и сравнивать их между собой, находить общее сходство и различия группы предметов; формировать умение понимать и отвечать на вопрос: «Какой по форме/цвету/величине?»; познакомится с условными знаками.

Развивающие задачи

: развивать образное мышление, творческое воображение, любознательность, смекалку, внимание; развивать мыслительную активность; развивать и уточнять речь детей, умение высказывать и обосновывать свои суждения, умение рассуждать и делать выводы.

Воспитательные задачи

: воспитывать умение работать в коллективе, оказывать взаимопомощь, благодарить за оказанную помощь; воспитывать терпеливость, уважение друг к другу.

Материалы и оборудование

: интерактивная доска с заданиями, индивидуальные планшеты по количеству детей, видео фильм «Свойства предмета», загадки, цветные карандаши, мячи (разные о величине и цвету), «мини ларчики», «чудесный мешочек», раздаточный материал (подносы с геометрическими фигурами по количеству детей).

Ход деятельности
Педагог
: Ребята, встаньте в круг. Как вы думаете, сколько нас здесь сегодня?

Дети

: Много.

Педагог

: Правильно, а как узнать точно сколько ребят? Что надо сделать?

Дети

: Надо посчитать.

Педагог

: Будем считать вместе, повторяйте за мной (
Проводится игра «Сколько нас?»
) Раз, два, три, четыре, пять Начинаем мы играть. Сколько нас? – Давай считать. (
Дети вместе с педагогом считают, указывая на каждого ребёнка
.)

Педагог

: Молодцы! Всех посчитали, а теперь сядьте на стульчики. (
Педагог обращает внимание детей на карандаши, лежащие на столе
.) Ребята, мой весёлый карандаш рассказал удивительную историю. Оказывается, все карандаши умеют разговаривать и даже хвастаться! (
Педагог берёт в руки красный карандаш и показывает его детям.
) Вот этот карандаш, какой по цвету?

Дети

: Красный.

Педагог

: Правильно. Красный карандаш сказал мне: «Я могу быть огнём, маком и даже флагом». (
Педагог зарисовывает названные предметы на доске
.) А чем же могут похвастаться остальные карандаши? Что расскажет о себе, например, оранжевый карандаш? (
Дети по желанию выходят к доске, рассказывают и делают зарисовку. Аналогичная работа проводится с синим, зелёным и жёлтым карандашами
.) Весёлые карандаши прошептали мне на ушко одно словечко, догадайтесь какое? (
Педагог произносит текст загадки
.)

Через поля, через луга Встала нарядная дуга. (Это радуга.

)

А кто знает, из каких цветов состоит радуга? Назовите. (По желанию один ребёнок выполняет задание «Составь радугу» на интерактивной доске. Остальные дети на «Мини Ларчиках» составляют радугу из цветных квадратов

.)

Педагог

: Вы молодцы, у всех получилась красивая разноцветная радуга. Ребята, посмотрите, что это у меня на столе? (Педагог демонстрирует детям мячи.)

Дети

: Мячики.

Педагог

: Ребята, как вы думаете, что у них общего?

Дети

: Они называются одним словом «мяч», имеют одинаковую форму.

Педагог

: Какие мячи о форме?

Дети

: Круглые.

Педагог

: Молодцы! А чем же они отличаются друг от друга?

Дети

: Мячи различаются по размеру и по цвету. Они могут быть маленькими и большими. Мячи сделаны из разного материала. Бывают футбольные мячи, волейбольные, теннисные. А бывает просто мяч-игрушка.

Педагог

: Правильно. Можно сделать вывод, что каждый предмет имеет свои свойства: цвет, форму, размер, и материал, из которого они сделаны. Ребята, а теперь давайте посмотрим видео фильма «Свойства предмета». (
После просмотра фильма дети выполняют задание на интерактивной доске «Найди общее»
.)

Педагог

: Ребята, посмотрите, у меня на столе лежат разные предметы. Давайте их «покатаем» по волшебной дорожке. (
Проводится игра «Волшебная дорожка анализаторов. Дети стараются заметить и назвать как можно больше свойств каждого предмета. Например: мяч – красный, круглый, резиновый и так далее
.)

Педагог

: Пришло время отправляться в гости. А к кому, вы узнаете, если отгадаете загадки: Начертить его пытался, Только, вижу, зря старался, Ведь без циркуля, друзья, Начертить его нельзя. Что это?

Дети

: Это круг.

Педагог

: Молодцы! Слушайте вторую загадку: Три вершины, Три угла, Три сторонки – Кто же я?

Дети

: Это треугольник.

Педагог

: Верно. Но у меня есть ещё загадка: Он давно знакомый мой, Каждый угол в нём прямой, Все четыре стороны Одинаковой длины.

Дети

: Это квадрат.

Педагог

: Здорово! И последняя загадка: Растянули мы квадрат И представили на взгляд, На кого он стал похожим Или с чем-то очень схожим? Догадались, какая это фигура?

Дети

: Это прямоугольник.

Педагог

: Молодцы, всё отгадали! Отравляемся в «Царство геометрических фигур». У меня есть красивый мешочек, а в нём лежат геометрические фигуры. Будем играть. (
Проводится игра «Волшебный мешочек». Каждый ребёнок вытягивает из мешочка по геометрической фигуре, называет её, даёт краткое описание.
)

Ребята, а теперь найдите в кабинете предметы, похожие на эти фигуры, назовите их. Какие они? (Например, это стол. Стол похож на квадрат. Он квадратный.

)

Педагог

: Ребята, сядьте на стульчики. Посмотрите, что лежит у вас на столах?

Дети

: Геометрические фигуры.

Педагог

: Давайте поиграем. А называется игра «Собери бусы». (
Детям необходимо выложить одну за другой фигуры так, чтобы каждая последующая фигура отличалась от предыдущей одним признаком
.) Красивые бусы у вас получились! Ребята, вы молодцы! У нас получилась интересная игра. А вам понравилось? (
Дети по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана: сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно…, я выполнял задания…, я понял, что…, теперь я могу…, я научился…, у меня получилось…, меня удивило…
)

Ирина Бабкина, педагог
МБ ДОУ «ЦРР Д/с №99»г. Чита, Забайкальский край

Как научить детей определять свойства и признаки предметов?

Худякова Елена ВячеславовнавоспитательМБОУ «Аганская ОСШ» дошкольные группып. Аган, Нижневартовский район

Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2021г.

КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЙСТВА И ПРИЗНАКИ ПРЕДМЕТОВ?

  • Аннотация: В статье рассматриваются вопросы: как поэтапно научить детей определять свойства и признаки предметов.
  • Ключевые слова: признак предмета, свойство предмета
  • Тематическая рубрика: дошкольное образование.

Что такое предмет?

Рекламное сообщение

Предмет – это всевозможные окружающие нас вещи, живые существа, животные, растения, явления природы.

У каждого предмета есть признаки, которые отличают его от другого предмета.

Предметы различаются по цвету, по форме, по величине, по назначению, по материалу, из которого они сделаны и по другим признакам.

Чтобы определить признак предмета, можно задать такие вопросы:

  • – какой?
  • – какая?
  • -какие?
  • – какое?

Признак – это наличие или отсутствие свойства у предмета, а также наличие или отсутствие отношения между предметами.

Признак предмета – это то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

В повседневной жизни мы учим своих детей определять свойства предметов постоянно, сами того не замечая. Мы спрашиваем, обсуждаем и разговариваем с ребенком (какого цвета предмет, какой он формы и т.д.).

Итак, давайте попробуем выделить существенные признаки на примере лимона. Покажите ребенку этот предмет (картинку). Попросите описать его, задавая ему вопросы, если ребенок затрудняется помогите ему. Какого он цвета? «Какой формы?», «Какой он на вкус?», «Какой он на ощупь». Лимон: желтый, овальный, кислый, твердый.

Учим детей выделять признак предмета по форме

Спросите ребенка, какой формы бывают предметы? (овальная, круглая, квадратная, прямоугольная).

Можно предложить ребенку, назвать и показать предметы круглой, овальной, квадратной и прямоугольной формы. Или спросить, на какую фигуру похож предмет.

Учим детей выделять признак предмета по цвету

Можно предложить ребенку, назвать и показать предметы красного, желтого, зеленого и др. цвета.

Спросить ребенка, что бывает зеленым цветом, а голубым? и т.д.

Таким образом, учить ребенка выделять существенные признаки путем сравнения следует поэтапно:

  1. этап: Выделять признаки или свойства одного объекта.
  2. этап: Выделять признаки или свойства двух объектов
  3. этап: Выделять признаки или свойства трех и более признаков.

Существует очень много игр и упражнений на формирование приемов выделения признаков объекта. Приведем несколько таких игр.

  1. Игра «Угадай, кто это?»

Цель: развитие активного словаря прилагательных, обозначающих цвет, величину, качественные характеристики животных.

Ход игры: взрослый называет несколько слов (желательно использовать в основном прилагательные), описывающих то или иное животное. Задача ребенка, как можно быстрее угадать, о ком идет речь.

Сначала следует давать более общие описания. Затем называть более точные признаки, характерные только для загаданного существа.

Например:

  • Серый, злой, зубастый, голодный. (волк)
  • Маленький, серенький, трусливый, длинноухий. (заяц)
  • Маленький, коротконогий, трудолюбивый, колючий. (ежик)
  1. Игра «Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.

Цель: Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определённому признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

Ход игры. Перебрасывая мяч детям различными способами, педагог задает вопрос, на который ребёнок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч педагогу. Педагог в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

  • Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня…)
  • Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур…)
  • Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто. дом, шкаф…)
  • Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)
  • Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь…)
  • Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко…)
  • Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли…)
  • Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки перчатки, шапка…)
  • Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока…)
  • Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок…)
  • Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
  • Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей…)

3.Игра «Какое это блюдо?»

Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных.

  • Какой суп из … (фасоли, гороха, рыбы, курицы, свеклы, грибов, овощей)?
  • Какая каша из … (пшена, геркулеса, манки, гречки …)?
  • Какое варенье из … (яблок, сливы, абрикоса, малины …)?
  • Какой сок из … (моркови, груши, апельсина …)?
  • Какая посуда бывает … (стеклянная, металлическая, керамическая, фарфоровая, глиняная, пластмассовая)? Привести примеры. Почему она так называется? (стеклянная – сделана из стекла.)
  • 4.Игра «Назови, какой…»

Цель: формирование в речи детей относительных прилагательных.

  • Шкаф сделан из дерева, значит он деревянный.
  • Кровать сделана из железа, …
  • Диван сделан из кожи, …
  • Стул сделан из пластмассы, …

Игра «Скажи иначе»

Цель: расширение словаря антонимов.

  • Не грустные дети – … (весёлые.)
  • Не холодная вода – … (тёплая.)
  • Не долгий дождь – … (короткий.)
  • Не тёмное небо – … (светлое.)
  • Не дождливое небо – … (солнечное.)
  • Не горькая малина – … (сладкая.)
  • Не низкая трава – … (высокая.)

5.Игра «Подбери признак»

Цель: согласование прилагательных с существительными.

  • Кукла (какая?) – …, мяч (какой?) – …;
  • Снег (какой?) – …, мороз (какой?) – …, Сосулька (какая?) – …, зима (какая?);
  • Лето (какое?) – тёплое, яркое, разноцветное, жаркое.
  • Солнце (какое?) – жёлтое, жаркое, яркое, тёплое.
  • Трава летом (какая?) – зелёная, душистая, высокая, низкая, мягкая.
  • Вода летом (какая?) – тёплая, прохладная, приятная, освежающая.
  • Дождь летом (какой?) – тёплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной.
  • Дети летом (какие?) – весёлые, радостные, забавные, загорелые.
  • Небо летом (какое?) – голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое.

Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Тема: «Свойства предметов». Программное содержание. 1. Формировать представления о признаках сходства и различия, между предметами. 2. Объединять предметы в группы — (по сходным признакам) и выделить из группы отдельные предметы, отличающиеся каким-либо признаком. 3. Развивать связанную речь детей. 4. Учить детей аргументировать свои высказывания. 5. Продолжать учить детей отгадывать загадки. 6. Формировать умение предвидеть опасность. Материалы к занятию: Демонстрационный — картинка с изображением зайчика; картинки-лото с изображением фруктов, цветов, овощей; модель корзинки маски-шапочки зайчиков (на всех) и лисы (одна). Раздаточный — кубики: пять красных и один желтый; мешочки или коробочки для кубиков. Содержание НОД. Организационный момент. Математическая разминка. 1. Счёт прямой и обратный 1 – 5. 2. Закреплений знаний цифр 1 – 5. I. Выявление признаков сходства и различия между предметами. 1. Игра: «Соберем урожай». — Кто знает, какое сейчас время года? (Осень.) — Какие работы ведутся осенью в саду и в огороде? (Осенью собирают урожай овощей и фруктов). На фланелеграфе модель корзины и картинки с изображением цветов, фруктов, овощей; картинка с изображением Зайчика. — Наш Зайка тоже решил собрать урожай на своем огороде. Что он положил в свою корзинку? Дети по желанию выходят к фланелеграфу и кладут в корзинку картинки с изображением овощей. По ходу действия можно задать вопросы: «Какого цвета морковь? Какой формы огурец? Какого размера редиска? Что растет на земле? Что растет под землей? Что растет над землей?». — А почему вы не положили ромашку? Она ведь тоже может расти в огороде? (Ромашка — цветок, а Зайка собирал овощи.). — А почему осталось яблоко? (Яблоко — фрукт, а не овощ.) — Какие же предметы вы выбрали и по какому признаку? Потому что они сочные? Крупные? Вкусные? Их используют в пищу? (Нет. Все это — овощи, они растут в огороде.) 2) Игра: «Волшебный мешочек». На столах у детей пять кубиков красного цвета и один желтый, и по «волшебному мешочку» (мешочек или коробка для кубиков). — Что у вас на столах? (Кубики.) — Чем они похожи и чем отличаются? (Одинаковые форма, размер, все пластмассовые. Отличаются по цвету.) — Какое свойство отличает их друг от друга? (Цвет.) — Положите в свой «волшебный мешочек» кубики с одинаковыми свойствами. Какие кубики вы положили? Какие кубики остались? Почему? (Положили 5 красных кубиков — у них одинаковый цвет, форма, размер, материал. Остался желтый кубик — он не подходит по цвету). II. Физкуль. Стой, зайчонок, не беги По тропинке узенькой, Лучше ты побереги Хвостик свой кургузенький. Лис крадется вдоль тропы. Вряд ли ищет он грибы! Один ребенок изображает крадущегося лиса, а остальные — бегущих зайчиков. Зайчики замирают, а потом разбегаются от лиса по местам-«домикам». III. Объединение предметов в группы по общему свойству и вы¬деление из группы отдельных предметов, отличающихся каким-либо свойством. — Ребята, вы научились находить среди разных предметов признаки сходства и различия. Продолжим вместе с нашим Зайчиком путешествие: «отправимся» в лес. Я загадаю вам несколько загадок и думаю, вы сразу догадаетесь, о чем они. Под кустами, под листами Мы попрятались в траву. Нас в лесу ищите сами. Мы не крикнем вам: «Ау!» (Грибы, ягоды.) — Назовите ягоды, изображенные на первой картинке. (Малина, рябина, клубника.) — Какие ягоды вы еще знаете? Какие из них растут в лесу, в саду? Какие растут только в лесу? (Черника, брусника, голубика, морошка и т.д.) — Кто в шляпе родится? (Грибы.) — Назовите грибы, нарисованные на картинке. (Белый, опенки, мухомор) — Что между ними общего? (У каждого гриба есть шляпа и ножка. Все они растут в лесу.) — А какой гриб здесь лишний и почему? (Опята — растут всегда вместе, а мухомор и белый могут расти по одному; мухомор — ядовитый гриб, несъедобный, а остальные – съедобные). — Да, действительно, о мухоморе даже стихотворение есть: Стоит на дорожке На тоненькой ножке, Пестрой шляпкою покрыт, Несъедобен, ядовит. — А кто из вас знает, чем и для кого полезен мухомор? (Мухоморы могут есть лоси. В народной медицине используют мухомор как лекарство — для приготовления растирки). VI. Итог занятия. — Зайчонок был очень рад познакомиться с вами. Ему очень понравились рассказы Саши, Тани и т.д. о том, что растет и кто живет в лесу. Рад он и вашим подаркам. А вам понравилось путешествие с Зайчонком?
Следующая >

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы. Свойства предметов

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Свойства предметов»
Краткое описание: конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с использованием песочной терапии. Назначение материала: конспект может быть использован воспитателем, учителем — дефектологом и родителями. Тема: «Свойства предметов» Цель: Формировать представления о признаках сходства и различия между предметами. Задачи: — формировать представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер); — развивать наблюдательность, познавательный интерес; — формировать навыки самостоятельной работы; — продолжать формировать пространственно-временные представления (слева, справа, вверху, внизу); — закреплять умение объединять предметы в группы (по сходным признакам). Виды детской деятельности: познание, коммуникация, физическое развитие. Планируемые результаты: дети объединяют предметы в группы по сходным признакам. Материалы и оборудование для организации совместной деятельности: песочница (световой стол), набор карточек с изображением различного количества предметов, карточки с цифрами, геометрические фигуры, картинки с предметами, зайка, блоки Дьенеша.
Содержание организационной деятельности детей

.
Организационный момент. Дефектолог: Сегодня к нам в гости придет один сказочный герой. А вот какой герой вы сейчас узнаете. Перед вами листок бумаги, а на нем, точки с цифрами. Соединив по порядку точки с цифрами, вы узнаете, кто к нам пришел. Зайчик приготовил для вас задания. Основная часть. Дефектолог: Жили, были веселые друзья. А кто они, вы узнаете, если отгадаете загадки (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Дефектолог: Игра «Волшебный мешочек». Каждый ребенок вытягивает из мешочка по несколько геометрических фигур, и называют их. — Чем они похожи и чем отличаются? (одинаковая форма, разный цвет, одинаковый размер). — Какое свойство отличает их друг от друга? (цвет). Дефектолог: Ребята, а теперь давайте найдет в кабинете предметы похожие на эти фигуры. Дефектолог: Теперь Зайка прискакал на наш волшебный стол, и приготовил следующее задание. Положите одинаковые по цвету фигуры в правый верхний угол, одинаковые по форме в нижний левый угол. Дефектолог: Игра «Засели домики», (рисуем на песке три домика). Ребята мы будем заселять домики по трем признакам (по цвету, по форме, по размеру). Дети заселяют домики фигурами и картинками по признакам. Физкультминутка. Вот большая пирамидка (потянуться вверх) И веселый мячик звонкий (прыжки на месте) Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы) Все живут в большой коробке (показать большой квадрат) Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза) Начинают все играть (изобразить любое движение) Дефектолог: Игра «Найди ошибку». Дети подходят к столу. Здесь карточки с предметами, а рядом цифры, вот только здесь что-то напутано. Проверьте и исправьте ошибки. По очереди исправляют ошибки, если они есть. Молодцы, вы справились с этим заданием. Дефектолог: Игра «По порядку становись!». Дети берут по одной цифре, пока играет музыка, «цифры» гуляют, а по команде «По порядку становись!» дети строятся по порядку. Игра повторяется 2 раза. Когда дети выстроили числовой ряд, воспитатель задает вопросы; — назови соседей числа 3 (обращаясь к тому ребенку, у которого цифра 3). — назови соседей числа 5. — назови соседей числа 6. — я задумала число, оно меньше 5 на одну единицу, какое это число? — я задумала число, оно больше 6 на единицу, какое это число? Рефлексия. Ребята Зайка говорит, что вы молодцы, справились со всеми заданиями. Ему очень с вами понравилось. — Что вам больше всего понравилось и запомнилось на сегодняшнем занятии?

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по развитию математических представлений в старшей группе детского сада НОД по математике в старшей группе по сказке Перро «Красная Шапочка» Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе Занятие по математике в старшей группе. Конспект

Похожие статьи:

Конспект занятия по математике в старшей группе детского сада. Геометрические фигуры

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ на тему: Ширина предметов

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ на тему: Измерение длины

Конспект НОД по математике в детском саду в старшей группе на тему «Шар, куб»

Конспект НОД по математике в детском саду в старшей группе. Длина, высота, ширина предметов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]