Особенности лепки в подготовительной группе
Виды лепки:
- предметная — обобщённое изображение характерных черт отдельных объектов (утка, сова, ворона и т. д.);
- сюжетная — композиция из нескольких предметов и объектов, художественное воплощение эпизодов сказок, литературных произведений (К. Ушинский «Петушок с семьёй») или сцен из окружающей жизни («Петушок с курочкой», «Курочка с цыплятами»), практикуется только в старшей и подготовительной группах;
- декоративная — пластическое воплощение образа петушка и курочки в стиле традиционной техники народного декоративного искусства по самостоятельно подготовленному ребёнком эскизу с использованием яркой, сочной росписи (геометрические или растительные узоры), например Филимоновская игрушка, или дополнительных материалов (бисера, пёрышек, пуговичек, ракушек, семечек) как оригинального украшения изделия.
Примеры сюжетных композиций по теме «Петушок с семьёй»
«Петушок с семьёй на прогулке»
«Петушок и курочка» лепка в традиции Филимоновской игрушки
«Филимоновское семейство»
«Курочка в уютном гнёздышке»
«Пасхальная курочка» из солёного теста
«Озорные петушки»
Большое внимание уделяется коллективной лепке, благодаря которой дети развивают навыки согласованности действий, работы в команде, совершенствуют психоэмоциональные качества солидарности, проявляют чувства товарищества и ответственности. При исполнении коллективной композиции воспитатель распределяет детей на подгруппы по четыре-пять человек и даёт им разные задания, например, одна группа лепит петушков, другая — курочек, третья — цыплят, четвёртая — придумывает и делает декорации.
Примеры коллективных работ
Примеры различных заданий по теме «Петушок с семьёй»
«Курочка вышла погулять»
«Филимоновские петушки»
«Семейство петушка»
Технические разновидности лепки:
- Конструктивный — при таком способе образ создаётся путём комбинирования и соединения разных частей или деталей как элементов конструктора. Этот технический приём ребёнок осваивает уже в два-три года, придумывая модель и её составные части.
- Скульптурный — лепка из цельного куска материала, ребёнок разминает и придаёт необходимую форму, вылепливая образ из бесформенного куска, используя целый арсенал вспомогательных мелких пальчиковых движений: вытягивает форму клювика или хвостика, сминает, формируя крылышки, скручивает, прищипывает, передавая фактуру поверхности, вдавливает и т. д.
- Комбинированный — крупная форма вылепливается скульптурным способом, например, туловище, а части и детали (крылья, хвост, клювик, глазки) присоединяются отдельно методом налепа. В старшем дошкольном возрасте дети отдают предпочтение именно этому варианту создания изделий.
- Лепка, использующая готовую форму — тонкую лепёшку раскатанного материала оборачивают вокруг прочной формы (банка, бутылка), убирают лишнее, сглаживают швы. Каркасную форму при необходимости аккуратно вынимают. В данной тематике этот способ чаще всего используется для формирования туловища петушка или цыплят.
- Модульная лепка — изделие создаётся путём конструирования из готовых одинаковых элементов (модулей), например, шариков, жгутиков, пластинок по принципу объёмной мозаики.
Оборудование и инструменты:
- каркасы (палочки разной длины и толщины), которые используются как несущие стержни или крепежи деталей или частей фигуры;
- стеки — заострённые, закруглённые, а также в виде лопаточки и петли палочки, использующиеся для снятия лишней глины, произведения надрезов для лап или крыльев и проработки с помощью прорисовки и штрихов деталей и фактуры (перья, глазки, клювик);
- специальные доски, размер которых зависит от размера фигурки (для фигуры 15х20 см подойдёт доска 22х35 см) или поворотные станки.
Для лепки обычно используются специальные доски
Характерные особенности работ по лепке старших дошкольников:
- Стремление более точно передать форму объекта, дополнить его второстепенными деталями (декоративные украшения, внешний интерьер или декорации для сюжетной композиции), изобразить его в движении.
- Самостоятельный выбор эпизода, осуществление планирования работы.
- Широкий диапазон технических приёмов и используемых материалов (глина, пластилин, тесто).
- Работы детей старшего дошкольного возраста воплощают обобщённый образ, передающий яркие признаки предмета без глубокой конкретизации и проработки деталей.
Базовые навыки и знания, приобретённые детьми шести лет на предыдущих этапах и варианты их дальнейшего развития:
- Умение отличать и лепить формы шара, цилиндра, конуса и диска.
- В подготовительной группе детей обучают передавать соотношение величин (больше-меньше), проводить сравнение однородных предметов, составлять композиции («Озорные петушки», «Курица в уютном гнёздышке», «Цыплята на прогулке») из окрашенной глины или цветного пластилина и размещать их на подставке.
- Использование освоенных в старшей группе ленточного способа прикрепления к основе лентообразной формы, приёмов вдавливания и оттягивания, прищипывания, изучение метода кругового налепа. Эти навыки мелкой ручной техники особенно востребованы в процессе лепки в декоративном стиле.
- Лепка птиц, животных, игрушек в стиле народных промыслов, например, дымковской игрушки, из цельного куска способом вытягивания отдельных частей или деталей, в дальнейшем детям показывают варианты лепки отдельных частей фигуры птицы (голова и туловище из конуса или цилиндра, плоская лепка крыльев) и их соединения.
Дети с интересом не только лепят народную игрушку, но и украшают её оригинальным орнаментом
Приёмы лепки для композиции «Петушок с семьёй»
Согласно ФГОС, тематика уроков лепки повторяется ежегодно, но отличается уровнем сложности приёмов для изготовления поделки. Дети 6–7 лет:
- развивают навык превращения «колбасок» в жгутики, к примеру, чтобы показать перья на хвосте петуха;
Дети подготовительной группы учатся передавать сюжет в позах и движениях фигурок
- совершенствуют навык формирования из «шариков» «горошинок» для глаз птиц;
- практикуют навык сглаживания швов при прищипывании деталей, к примеру, шеи с головой и туловищем;
- учатся оттягивать пластилин, чтобы получить заострённые элементы, к примеру, клюв петуха;
- закрепляют навык создания идентичных деталей по форме и размеру, например, крыльев пернатых;
- сами выбирают цвета пластилина для фигурок;
Используя те или иные оттенки пластилина, дети должны опираться на знакомый образ: сказочный или реальный
- пользуются стеками для придания элементам поделки рельефности.
Организация, структура и методика проведения занятия
Примерные общеобразовательные программы для дошкольных образовательных организаций ориентируют на получасовую продолжительность непрерывного занятия в подготовительной группе с перерывами на физкультминутки (пальчиковая, дыхательная, двигательная гимнастики) по 3–5 минут. Занятия по лепке рекомендуется проводить один раз в две недели.
Организация и подготовка к занятию.
Подготовка рабочего места детьми производится самостоятельно, т. е. каждый сам определяет необходимое количество глины или пластилина и подбирает стеки для лепки. Детям до занятия предлагается выбрать образ, например, лепить по выбору птиц в коллективной работе «Птичий двор», определиться с количеством и характером материала (глина или пластилин, возможно, тесто), обдумать форму, пропорции, способы передачи динамики. Только после такой предварительной работы дети приступают к реализации замысла.
Структура занятия
1. Организационный этап.
Для стимулирования рождения мысленного образа персонажа и его большей выразительности воспитатель показывает игрушки по теме, иллюстрации, слайд шоу, читает отрывки из сказок, художественной литературы, стихотворения, загадки.
Пример организационной части занятия по лепке в традиции глиняной игрушки (из конспекта «Знакомство с филимоновской игрушкой. Лепка петушка», автор: Абдинова Роза Рушановна )
Цель: Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народного декоративно-прикладного искусства, выделять элементы росписи. Задачи: 1. Закреплять способ лепки на основе овала или цилиндра, добиваться точности в передаче формы, использовать приёмы соединения деталей, сглаживание мест соединения. 2. Развивать самостоятельность и творчество, воображение и чувство формы. 3. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам, эстетические чувства при восприятии предметов декоративно-прикладного искусства. 4. Активизация слов: выставка, мастерская. Предварительная работа: -рассматривание филимоновских игрушек; -беседа о народных промыслах; -рассматривание альбома «Филимоновские игрушки-свистульки; -чтение стихотворений, загадок; -лепка филимоновской курочки. Материал: глина, дощечки, салфетки матерчатые, схема с показом способа лепки, игрушки филимоновские, каргопольские, дымковские. Организационная часть: Дети заходят в группу, встают полукругом на ковре, здороваются с гостями. В-ль: Ребята, вам нравятся сюрпризы?(ответы детей). Посмотрите, на столе нас ждёт какой-то сюрприз. Какая красивая коробка, её принёс почтальон. Интересно, кто же прислал и что лежит в коробке (читаю, что написано на коробке). В детский сад №12, детям 11 группы от народных умельцов. «Дорогие ребята, мы дарим вам нашу игрушку и хотим пригласить к нам в гости, в нашу мастерскую, чтобы вы научились лепить такие же игрушки. Ждём. В-ль: Ребята, вы хотели бы побывать в гостях у народных умельцев и научиться лепить игрушки? (ответы детей). А как же мы узнаем, где живут эти мастера, ведь обратного адреса, может быть мы рассмотрим игрушку которую нам прислали и сможем узнать, кто её прислал (открываю коробку и показываю детям филимоновскую игрушку). В-ль: Посмотрите внимательно, какая это игрушка? Дети: Филимоновский петушок. В-ль: Почему её называют филимоновская? Дети: Потому что её сделали в деревне Филимоново. В-ль: Как вы думаете из чего делают филимоновские игрушки? Дети: из глины. В-ль: У филимоновских игрушек есть отличительная особенность. Может, кто-то из вас догадался? Дети: Длинная шея, маленькая голова. В-ль: Верно, они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются. Ребята, какие узоры на филимоновских игрушках? Дети: Полоски, точки, круги, звёздочки, ёлочки. В-ль: А какие цвета используют мастера, когда расписывают игрушки? Дети: Жёлтый, малиновый, зелёный, синий, красный. В-ль: Молодцы, вы назвали все отличительные признаки филимоновских игрушек. Ребята, а как мы можем добраться до Филимоново? Дети: На машине, поезде и т. д. В-ль: Ребята, слышите, какие красивые звуки доносятся, что же это может быть? (включается аудиозапись). Дети: Свистульки. В-ль: Правильно это свистульки, может быть это филимоновские игрушки. Давайте пойдём туда, откуда доносятся звуки. (дети идут на звук и подходят к столу с игрушками). В-ль: Посмотрите ребята, сколько здесь игрушек, мы добрались с вами до деревни Филимоново. Филимоновские мастера нам устроили выставку народных игрушек. А вы знаете, что означает слово выставка? (ответы детей) В-ль: Ребята, как вы думаете, на выставке все игрушки филимоновские? Назовите какие ещё есть? Д/игра «Третий лишний» – дети находят на каждой полке лишнюю — дымковскую или каргопольскую. (ответы детей) В-ль: Вы заметили, что одна полка осталась свободной, я думаю что её оставили для игрушек которые вы слепите. Чтобы у вас все получилось произнесём волшебные слова и сделаем волшебные движения. Физминутка. Раз, два, раз, два Спали дети мастера Сели встали, сели встали Мы работать не устали Ручки хлоп-хлоп-хлоп Ножки топ-топ-топ Раз, два, раз, два Наши дети мастера |
Слайд шоу по теме «Филимоновская игрушка»
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Видео: демонстрационный ролик «Филимоновская игрушка»
2. Практический этап.
Методика проведения занятия предусматривает практическую часть, когда воспитатель показывает и объясняет последовательность скрепления частей или деталей в одно целое, обращая внимание на необходимость плотного промазывания деталей со всех сторон. Своими вопросами воспитатель подводит воспитанников к осознанию алгоритма действий. Отдельные технические приёмы использования инструментов и пластические способы передачи выразительности педагог демонстрирует всей группе сразу, затем подсказывает индивидуально каждому ребёнку в зависимости от замысла.
3. Самостоятельная работа детей.
Воспитанникам подготовительной группы демонстрируют только неизвестные им технические приёмы, в основном работу дети осуществляют самостоятельно, вмешательство воспитателя ограничивается подсказкой или вопросом. Особое внимание уделяется развитию и совершенствованию навыков ручной работы, осмыслению образа и способов его художественного воплощения.
4. Подведение итогов, анализ и самоанализ.
В конце задания дети обсуждают и оценивают получившиеся фигурки, отмечая степень выразительности, пропорциональности, сопоставляя их с моделью и своим представлением, сформировавшимся в процессе наблюдения в реальной жизни. Если работы небольшие, то их помещают на выставочную доску с фамилиями ребят.
Планирование занятия
В сценарии занятия педагог указывает цели и задачи. В процессе планирования, организации и проведения занятий аппликацией со старшими дошкольниками обычно ориентируются на решение таких задач:
- совершенствование зрительного восприятия предметной формы, например, её изменения в зависимости от действий объекта;
- использование разнообразных техник (доминирующими являются конструктивная и комбинированная), а также разнообразных средств, приёмов и инструментов (стеки, подпорки для соединения частей, печатки для декоративного оформления) с целью достижения большей художественной и эмоциональной выразительности образа, передачи динамики предмета;
- совершенствование навыков передачи формы (создание объекта из нескольких частей), соблюдения пропорций предметов, закрепление технического приёма создания образа из цельного куска;
- развитие сюжетной лепки, поскольку дети могут вылепить несколько объектов (две-три скульптуры) в течение одного занятия и составить из персонажей композицию в определённом взаимодействии;
- дальнейшее развитие самостоятельности и творческой инициативы, обучение самостоятельному выбору сюжета на основе знакомых сказок или литературных произведений.
Пример конспекта занятия по лепке на тему «Петушок с семьёй» (за основу взят конспект НОД Надежды Личман)
Цель: Продолжать формировать знания о скульптуре, относиться к ней как к произведению искусства. Задачи:
1. Организационная часть. Воспитатель: Я дарю вам свою улыбку. А вы в ответ улыбаетесь мне. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом, поприветствуйте всех. Я хочу вам загадать загадку, а вы отгадаете, про кого она. «Гребень имею — не пользуюсь им, Шпоры имею — не езжу верхом». (Петух) Воспитатель. Верно, это петушок. Обращает внимание детей на теремок. Декорации к игровому моменту организационной части занятия Ребята, посмотрите, какой чудесный построен теремок, С цыплятами и курочкой живёт здесь петушок. Раздаётся крик петуха, появляется петушок (ребёнок) и поёт: Цып-цып-цып, мои цыплятки! Цып-цып-цып, мои касатки! Вы — пушистые комочки, Мои будущие квочки! Дети цыплята подбегают к петушку, клюют зёрнышки, играют с ним, а петушок стоит грустный. Воспитатель: «Ребята, посмотрите на петушка, по-моему, он загрустил? Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Да, ребята, у петушка с цыплятами нет друзей. Как помочь петушку? (Ответы детей.) Дети решают слепить петушков и цыплят из пластилина. Тогда нам надо превратиться в скульпторов. Ребята, что это за профессия — скульпторов. (Ответы детей). 2. Практическая часть. Садимся за столы. Воспитатель приглашает петушка и цыплят сесть за столы и лепить вместе с ребятами. Тогда мы все вместе говорим волшебную считалку: «1–2-3–4-5 превратимся в скульпторов опять». Вот вы и скульпторы. Расскажите, как вы будете лепить петушка? Ребёнок. Из целого куска вытягиваю шею, головку, крылья путём налепов (наложения кусочков глины на туловище, гребешок, бородку вылепить отдельно и прикрепить к голове, хвост дугообразный. А как вы будете лепить цыплёнка? Ребёнок. По частям. Туловище — шар, голова — шар, клюв прищепнуть, хвостик оттянуть. Ребята, перед вами всё, что необходимо для работы. Я включу музыку, чтобы ваши петушки и цыплята получились красивые и весёлые. Помните, что лепить надо аккуратно, пальцами. 3. Самостоятельная работа детей. По ходу деятельности индивидуальная помощь, советы, следить за тем, чтобы дети лепили пальцами, требовать более точной передачи образа. Самостоятельная работа детей 4. Подведение итогов. По окончании лепки дети ставят свои работы на общую подставку. Какие замечательные петушки у нас получились. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Вы были настоящими скульпторами и очень постарались. А теперь давайте рассмотрим цыплят и петушков. Все они получились разные, удивительные. Давайте выберем самого весёлого петушка. Самого задиристого по внешнему виду. Самого боевого, смелого, храброго. А теперь назовите, какие бывают петухи? (Ответы детей). А какие же у нас цыплятки? (Ответы детей). Выставка детских работ А сейчас мы будем кормить наших птиц. Детям раздают чашечки с горохом. Дети большим и указательным пальцами берут горошину и удерживают её остальными пальцами, потом ещё одну, и ещё одну и так набирают целую горсть. Каждая горошина берётся на каждое слово. Дети читают текст: «Зёрнышки все, что хозяйка давала, Курочка клювом по штучке склевала». |
Техники лепки
Тема «Петушок и его семья» реализуется пятью техниками лепки.
Скульптурная (пластичная)
Фигурка создаётся из одного куска пластилина при помощи вытягивания, заглаживания или прищипывания элементов. Дети 6–7 лет отрабатывают точность манипуляций с пластилином, стараясь делать детали максимально натуралистичными: заострённый клюв, тонкий хохолок, вытянутая шея, плавно переходящая в туловище, когти на лапах и пр.
Скульптурная лепка в подготовительной группе усложняется активным использованием стеки для придания фактурности образу
Конструктивная лепка
Эта техника заключается в объединении готовых деталей в единую композицию. Так, для создания курицы дети отдельно формируют туловище овальной формы, голову круглой, делают вытянутый шар, переходящий в конус — для клюва, «колбаски» лап, «блинчики» вытянутой формы для крыльев, и закруглённую форму для хвоста.
Особый акцент делается на точность выполнения сглаживания, примазывания элементов.
В конструктивной лепке сначала готовятся все детали, а потом из них собирается цельная фигурка
Комбинированная техника
Совмещение скульптурной и конструктивной лепки называется комбинированной техникой. К примеру, скульптурным способом из одного кусочка пластилина овальной формы делается туловище и из него вытягивается шея с головой. А крылья, лапки, хвост, гребешок и борода прилепливаются из отдельно вылепленных элементов, сделанных в конструктивной технике.
В комбинированной технике дети обычно делают скульптурными туловище и голову
Модульная техника
Лепка основывается на сочетаниях модулей — отдельно вылепленных фигурок, представляющих собой 2–3 самостоятельных сюжета, которые дополняются деталями и объединяются в единую композицию. Например, петушок, курочка, цыплёнок в рамках поделок на тему «Домашние птицы» дополняются травой, домиком, соответствующим описанием и получается поделка «Петушок с семьёй».
В данной композиции модулями являются петушки, которые были объединены в один сюжет: птицы клюют зерно
Лепка по форме
В лепку фигурок птиц подключается бросовый материал, например, футляры от игрушек в «Киндер-сюрпризе», которые замазываются пластилином, дополняются отдельно вылепленными крыльями, хвостом и клювом. В такой технике получаются забавные жёлтые цыплята.
Цыплята по форме знакомы детям со средней группы, в подготовительной поделку усложняют использованием дополнительных материалов — готовыми глазками, которые нужно аккуратно и симметрично наклеить