НОД по «Художественно – эстетическому развитию» Тема: «Роспись матрёшки»
НОД по «Художественно – эстетическому развитию»
Тема: «Роспись матрёшки»
Цель:
знакомство детей с декоративной росписью народной игрушки – матрёшки
Программные задачи:
1.Образовательные
• закрепить знания детей об истории создания русской деревянной матрёшки, о её характерных особенностях;
• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла: росписи матрешек;
• закрепить практические навыки по рисованию элементов Семеновской росписи;
2.Развивающие
• развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
• развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
• развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрёшки.
3.Воспитательные
• воспитывать умения работать в коллективе;
• воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народным игрушкам;
• воспитывать уважение к творчеству русских умельцев.
Интегрируемые образовательные области:
«Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», «Физическая культура», «Здоровье».
Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории возникновения матрешек, их изготовлении и росписи; рассматривание игрушек – матрешек и иллюстраций с изображением матрешек Семёновских, Загорских, Полхов-Майданских, сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи; чтение стихов, загадок о матрёшках.
Методические приемы:
— Словесный
— Игровой
— Наглядный
Демонстрационный материал:
презентация «Русская матрешка», мольберт, силуэты матрешек, иллюстрации с элементами разных техник росписи, аудиозаписи «Русские народные мелодии»
Раздаточный материал: шаблоны матрешек, краски, кисточки, ватные палочки, шерстяная нить, баночки с водой, салфетки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
(В начале занятия звучит народная мелодия).
Стук в дверь. Воспитатель вносить куклу в русском народном костюме. В речках у неё конверт.
Воспитатель: Ребята посмотрите, какая красивая кукла, а в руках у неё конверт, она, наверное, принесла нам письмо. Давайте мы его прочитаем.
Дети рассаживаются на стульчики, воспитатель читает письмо: «Здравствуйте дорогие ребята. Пишут вам мастера русских народных игрушек. У нас очень много заказов и мы не справляемся. Хотим попросить вас помочь нам сделать русские народные игрушки»
2. Проблемная ситуация.
Воспитатель: Ребята, а какие русские народные игрушки мы с вами можем сделать?
Ответы детей.
3. Сообщение темы и цели занятия.
Воспитатель: У меня есть заготовки матрёшек, но они не расписанные. Я вам предлагаю их расписать. Но сначала давайте вспомним какие бывают матрёшки и как их расписывают.
4. Повторение изученного материала
(слайд 2)
Есть куклы, у которых одно имя – Матрешки
(слайд 3)
Почему так любима эта кукла? Потому что она особенная. Разбирается на две части. Снимешь верхнюю и увидишь – внутри еще кукла. Такая же матрешка, только поменьше, и тоже раскрывается.
(слайд 4)
Первая матрешка появилась почти сто лет назад. Игрушечный мастер В.Звездочкин из города Сергиева Посада сделал из дерева разбирающуюся куклу, а художник С.Малютин раскрасил ее. Получилась девочка, розовощекая, с льняными волосами, в простой крестьянской одежде – в сарафане, переднике, в платке с цветами. Правой рукой прижимает к себе черного петуха.
(слайд 5)
Почему матрешка так называется?
В старой русской деревне имя распространёнными и любими женскими именами были Матрёна, Матреша. Это имя означает ” мать”. Поэтому и назвали куклу Матрёшкой.
(слайд 6)
Матрешки изготавливают, в основном, из липы, березы, ольхи, осины. Мастера вытичивают матрёшек начиная с самой маленькой.
(слайд7)
Готовые фигурки мастерицы расписывают яркими красками – «одевают» куклу в пестрые сарафаны, цветные платки. А потом самое сложное – рисуют лицо: глаза, пунцовые губы, румянец наведут – и «ожила» матрешка. А еще для живости и блеска покрывают лаком.
(слайд
Матрёшки расписывали в разных деревнях по разному.
Сергиево Пасадские – устойчивые, толстобокие. В разноцветных передниках, в красных, синих, зеленых платках.
(слайд 9)
Матрешка родом из Семенова – в цветастых фартуках, желто-красных полушалках.
(слайд 10)
А в селе Полховском Майдане у матрешек по желтому фону «разбрасывают» малиновые ягоды да цветы, зеленые листья. И статью они стройнее.
(слайд 11)
Иногда матрешки бывают необычные – то большая крестьянская семья.
(слайд 12)
То знакомые всем герои сказок.
(слайд 13)
Но все же самой любимой осталась матрешка. Сегодня ее знают во всем мире, и дарят на память о нашей стране. Стала она русским сувениром.
5. Физминутка.
(Музыкальный хоровод)
6. Практическая часть
Воспитатель: я вам предлагаю расписать наших матрёшек в семёновском стиле. Расписывать начнём с платка. Каким цветом?
Ответы детей.
Воспитатель: По краю платка располагаем маленькие бутоны цветов. Рисовать мы их будем примакиванием ватной палочки. Фартук у матрёшки расписан розами, мы с вами умеем рисовать розы шерстяной нитью. Вспомните как мы мы их рисуем?
Ответы детей.
Воспитатель: Теперь берём кисть и расписываем низ матрёшки. Пока мы расписывали низ подсохли розы и дополняем их зелёными листочками и аленькими цветочками. Лицо круглое, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Такой же образ русской красавицы воспевался в русских песнях и сказках.
7. Подведение итогов.
(Организация выставки детских работ)
— Молодцы, дети, у всех получились замечательные работы. Когда краска высохнет мы отправим матрёшек мастерам.
Русские матрёшки план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) по теме
ПО ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ
Цель: Познакомить с историей возникновением матрёшки,
особенностями росписи русской матрёшки.
Развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России,
творческие способности и фантазию, наблюдательность. Развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана, фартука для матрёшки.
Воспитывать у детей чувство коллективизма, желание совместно достигать желаемого результата. Воспитывать эстетический и художественный вкус.
Сопутствующие задачи: В процессе совместно выполненной работы, формировать у детей
стремление к активному познанию действительности.
Коллективные работы — это один из путей социального познания, при условии , что при их выполнении уделяется внимание совместному проживанию воплощаемых событий.
Материалы к занятию: Деревянные матрёшки, силуэты матрёшек для каждого ребёнка, краски гуашь, наглядные пособия.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций с изображением русских матрёшек, дидактические игры “Собери целое”, “Лото – матрёшки.”
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня станем настоящими художниками по росписи игрушек. А расписывать мы будем вот такие игрушки. (Обращая внимание детей на выставку матрешек). Ребята, вам знакомы эти игрушки? Как они называются? (ответы).
Эту куклу- матрёшку очень любят дети и взрослые, она особенная, разбирается на две части. Все радуются игрушке. Уж больно хороша! Приветлива, да еще внутри целое семейство сидит. Иногда в одну матрёшку 60 помещается. Последняя самая маленькая- с горошину величиной. Есть матрёшки и вашего роста. Послушайте потешку о матрёшке:
Шли матрёшки по дорожке
Было их немножечко,
Две Матрёны, три Матрёшки
И еще Матрёшечка…
Давайте узнаем, как и кто придумал матрёшку, где и как делают такие игрушки.
- Матрёшек делают во многих городах России.
Откуда же взялась такая игрушка на Руси?
— Первую матрёшку смастерили 100 лет назад в старинном русском городе Сергиев Посад. Прообразом матрёшки могли послужить “писанки”- деревянные, расписные пасхальные яйца, их уже много веков делают на Руси. Они бывают полыми внутри, и в большее вкладывается меньшее. Другим прообразом русской матрёшки стала японская ритуальная кукла “дарума”, внутри которой помещалось еще несколько фигурок.
— Матрёшку сделать непросто. Сначала надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было . А начинает работу мастер с самой маленькой матрёшечки, лишь потом их размер становится всё больше и больше. Яркими, весёлыми красками художник расписывает матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды. И вот уже улыбается нам русская красавица. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семейкой.
— В конце XIX века в Абрамцево по эскизу художника Сергея Малютина местный токарь Звездочкин выточил первую деревянную куколку. А когда Малютин расписал ее, получилась девочка в русском сарафане, в платочке, с петухом в руке. По преданию, кто-то, увидев куклу, смеясь, воскликнул: “До чего похоже на нашу Матрёну!” С тех пор и зовут эту игрушку матрёшкой.
Сегодня, матрёшку знают уже во всем мире. Стала она символом нашей страны, традиционным русским сувениром.
Ребята, нам предстоит тонкая работа. Поэтому перед её началом, давайте потренируем наши руки и ноги тоже.
Мы весёлые матрёшки
Мы весёлые матрёшки —
На ногах у нас сапожки,
В сарафанах наших пёстрых,
Мы похожи, словно сестры,
Ладушки, ладушки. (Руки согнуты в локтях, указательным палец правой руки упирается в правую щёку. При произнесении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счёт «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.)
Воспитатель предлагает детям занять места за столами, для росписи матрёшки.
Воспитатель: Ребята, у Вас на столе лежат силуэты матрёшек. Я Вам предлагая расписать их цветочными узорами. Матрёшку можно украсить любой росписью, и это станет Вашей авторской работой.
Сначала, нужно нарисовать лицо — прорисовываем глаза, рот, нос (Воспитатель показывает, как правильно это сделать). Затем раскрашиваем платок, рубаху, сарафан. Далее, ребята, используйте декоративные элементы (прямые и волнистые линии, точки, круги, цветы) для украшения.
Дети работают самостоятельно. Воспитатель оказывает словесную помощь. По окончании работы проводится выставка рисунков.
Простой рисунок
Чтобы нарисовать простой рисунок вместе с ребенком, нужно проделать несколько шагов:
- Нарисовать яйцо с тупым основанием.
- На основании нарисовать узкую подставку.
- В верхней части полученного овала нарисовать кружочек для лица и челку.
- Нарисовать лицо: глаза, нос, щеки, улыбку и волосы.
- По двум сторонам туловища нарисовать руки.
Чтобы одеть матрешку, нужно:
- Провести 2 плавных линии под кругом лица от центра в стороны. Получится платок.
- Нарисовать узелок и концы платка.
- В нижней части фигуры нарисовать подол сарафана.
- На фартуке нарисовать любой узор: цветок, ягоды, кружочки и так далее.
Загорская матрешка
В данном варианте рисунка используется 4 основных цвета – красный или оранжевый, желтый, зеленый, синий:
- Начинать рисунок следует с построения фигуры, которая должна быть в центре листа. Следует отметить на бумаге границы рисунка сверху, снизу и по бокам. Получится большая рамка.
- Сверху листа наметить полукруг. Это будет лицо игрушки.
- Туловище похоже на овал.
- Обвести голову и туловище единой линией. Убрать ластиком лишние линии. Получится силуэт матрешки.
- Наметить круглое лицо.
- Затем нарисовать бант на платке и его нижний край.
- Под платком на шее прорисовать верхнюю часть сарафана.
- Если детям сложно рисовать руки, можно сделать фигуру без них. Поэтому остается нарисовать только передник с ажурной вышивкой по краю.
- Наметить прическу. Обычно это симметричная челка.
- Наметить глаза, нос и рот.
Начальный этап построения матрешки завершен.
Чтобы выполнить игрушку в цвете, нужно выполнить следующие шаги:
- Покрыть синим цветом платок.
- Синий цвет можно использовать для разукрашивания фартука. Например, провести полоску по его краю и на поясе.
- Для заполнения сарафана можно взять красный цвет.
- Передник можно закрасить желтым цветом.
- Желтый цвет можно использовать для раскрашивания лица и шеи.
- Закрасить волосы оранжевым цветом.
После того, как основные цветовые массы будут заполнены, можно переходить к росписи, состоящей из точек, листочков и цветов.
Точки удобнее для ребенка делать ватными палочками.
- Набрать на одну ватную палочку краску красного цвета, а другую желтого цвета и создать цветы на платке одинакового размера из точек.
- Сделать такие же цветы на переднике из красного и оранжевого цвета.
- Поставить желтые точки на полосе передника, а на ажурном крае точки синего цвета.
- Для точек на поясе передника можно выбрать красный цвет.
- Бусы можно выполнить из точек разных цветов.
- Чтобы сделать лепестки, нужно взять тонкую кисть, набрать на нее зеленый цвет. Затем прикладывая всей плотностью кисти к листу бумаги, сформировать ажурную листву.
- Можно создать орнамент из листочков, нажимая на лист всей поверхностью кисти или только ее кончиком.
- Глаза и щеки сделать при помощи ватных палочек.
- Тонкой кистью сделать губы бантиком, а брови, ресницы и нос можно сделать обводкой с помощью фломастера.
- Обвести все детали матрешки фломастером.
Матрешку можно нарисовать без фартука. В руках у нее можно разместить яблоки, самовар, крендель, кружку, чайник.
НОД по рисованию в подготовительной группе «Веселые матрешки»
Марина Шекель
НОД по рисованию в подготовительной группе «Веселые матрешки»
Программное содержание: продолжать знакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал, наиболее известные промыслы — семеновская, полхов-майданская, формировать умение рисовать матрешку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления, развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорции, воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим.Тема «Игрушки. Знакомство с русской матрёшкой»- из цикла интегрированных занятий на тему: «Матрёшка».
Занятие поможет познакомить детей с народной игрушкой — матрёшкой. Интеграция образовательных областей: » Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка».
Долгосрчный проект. Для воспитателей дошкольных учреждений.
Аппликация в средней группе детского сада, из раздела «Наша Родина».
Программное содержание:Образовательные задачи:Рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке-матрешки.Учить детей различать разные техники росписи матрешек.Развивать творческую фантазию дет.
Приобщение к русской народной культуре нужно приобщать с самого раннего детства.
Источник