Как методически грамотно организовать прогулку в подготовительной группе детского сада


Картотека прогулок

Составление плана досуга на улице требует учёта ряда важных моментов:

  • тематика должна перекликаться с другими занятиями;
  • важна вариативность, так как погода может внести свои коррективы (обычно педагог в календарном планировании на каждую неделю указывает по 1–2 альтернативные темы);
  • акцент на ту или иную деятельность делается исходя из индивидуальных особенностей конкретного коллектива (так, если малыши подобрались спортивные, то без усиленной физической подготовки на прогулке не обойтись).

Таблица: образец составления календарно-тематического плана прогулок

ДатаТемаВид деятельностиЗадачиПриёмы
Осень«Чудеса ветра»НаблюдениеЗакрепить умение фиксировать изменения в природе, рассказать, почему и зачем опадают листьяИгра «Следопыты. Какие листья побеждают» (дети анализируют, каких деревьев на участке больше)
ТрудПривлекать ребят к посильной помощи по уходу за растениямиМалыши укрывают цветы от холодов, сгребают опавшие листья под местные деревья и кусты
ИгрыТренировать в беге, прыжках, ловкости«Зарница», «Удочка»
Индивидуальный подходУлучшать физическую подготовку, работать над развитием памяти и вниманияИгра «Достань листочек» для подвижных малышей, игра «Я положу в корзинку» для малоподвижных
Весна«Мы — спортсмены»НаблюдениеПробуждать эмоциональное отношение к животным, насекомым и растениямОбсуждение особенностей строения тела бабочек
ТрудУчить выполнять поручения на времяИгра «Кто быстрее» (малыши собирают мусор на скорость)
ИгрыРазвивать двигательное творчество, внимание«Салки», сюжетно-ролевые игры на усмотрение детей
Индивидуальный подходРазвивать умение рисовать симметричные образы (для слишком активных ребят)Игра «Дорисуй»

Таблица: конспект прогулки в подготовительной к школе группе

АвторСлесаренко Наталья
Название«Экспедиция по территории детского сада»
Содержание< Время года: поздняя осень (ноябрь). Предварительная работа:
  • просмотр мультфильмов о следопытах, рассматривание иллюстраций;
  • рассказ воспитателя «Что такое экспедиция и для чего идут в экспедицию»;
  • работа с родителями: акция «Прилетайте, птички воробьи, синички!» (кормушки);
  • поделки из оригами вертушки;
  • разучивание стихотворения А. Чепурова «Трудно птицам зимовать».

Выносной материал: кормушки, вертушки, лопатки, флажки, пластмассовые формочки, деревянные карандаши, разноцветная вода в пластмассовых бутылках, красная и синяя ленточки для подвижной игры. Цель: повышение жизненного тонуса, через новые впечатления и знания об окружающем. Задачи:

  • развивать наблюдательность;
  • расширять представления об окружающем;
  • будить мысль и воображение детей;
  • решать вопросы нравственного воспитания…>

<�… Наблюдение (центральный вход). В.: Ребята, а как вы думаете, важны для экспедиторов погодные условия? Д.: Да. В.: Какая погода лучше для похода? Д.: Хорошая, безветренная, ясная, солнечная. В.: Что мы можем сейчас сказать о погоде? (Выслушивает ответы детей) А как определить есть ветер или нет? (Посмотреть на деревья, повернуться в разные стороны и почувствовать ветер лицом, рукой, с помощью флажка, ленточки) В.: А как мы сможем определить, в какую сторону дует ветер? Д.: Посмотреть на деревья (куда наклоняются деревья, значит, в ту сторону дует ветер, с помощью флажка, вертушки). Дети определяют направление ветра. В.: Предлагаю поиграть в игру «Северный и южный ветер». Дети выбирают водящих считалкой. В игре два водящих. Первому на руку повязывают синюю ленту — это «северный ветер», другому — красную — это «южный ветер». Остальные дети бегают по площадке. «Северный ветер» старается «заморозить» как можно больше детей (дотронуться до них рукой). «Замороженные» дети принимают какую-либо позу. «Южный ветер» «размораживает» их, дотрагиваясь рукой, восклицая: «Свободен!». Через 2–3 минуты назначают новых водящих, и игра повторяется. В.: Молодцы, а теперь посмотрите на фотографию и угадайте, куда мы отправимся? (Воспитатель показывает фотографию объекта: веранда нашего участка) Для удачной экспедиции давайте вспомним наш девиз. Д.: «Мы умные, мы внимательные, мы старательные и всё у нас получится!» В.: И, как настоящие экспедиторы, пойдём ходьбой «лыжника». Дети выстраиваются в колонну по одному. Когда дошли до поворота, воспитатель спрашивает, куда дальше идти (налево, ещё налево, прямо, направо). До веранды идут разными способами ходьбы (змейкой, перешагивают высокие сугробы, боковой галоп)…> <�… Индивидуальная работа: рисование на снегу деревянными карандашами (рисунки из геометрических фигур). Воспитатель хвалит детей. В.: Ребята, как вы думаете, где больше всего собираются птицы в холодное время года? (Там, где много деревьев) В.: На территории детского сада есть такое место? Кто сможет нашу экспедицию туда провести? Продолжают путь разной ходьбой: «лыжники», боковой галоп, «высокие сугробы», «змейкой». Доходят до центрального входа и заходят на участок с деревьями. В.: Ребята, а как называют птиц, которые не улетают на юг, а остаются с нами? (Зимующие). А каких зимующих птиц мы часто видим в гостях у берёзок? (Вороны, воробьи, сороки). Как мы можем помочь птицам пережить суровую, ветреную зиму? В.: Давайте вспомним стихотворение: Трудно птицам зимовать, Надо птицам помогать! Распилить я попросил Досочку еловую, Вместе с папой смастерил Птичкину столовую. (А. Чепуров) В.: Наши ребята тоже вместе с родителями смастерили птицам кормушки, давайте их развесим и, выходя на прогулку каждый день, будем насыпать птичкам корм. В.: Ребята, я думаю, птицы будут очень рады и благодарны вам. Итог: Сегодня на прогулке мы с вами были следопытами, узнали много интересного о свойствах снега, о друзьях деревьев, о зимующих птицах. Но самое главное что? Д.: Мы были помощниками природы: порадовали птиц кормушками, позаботились о молодых деревьях, укрыли их пушистым снегом, чтобы их корешки не перемёрзли. В.: За это вам большое спасибо! Меня вы очень порадовали своими знаниями, оставайтесь такими же внимательными и заботливыми ко всему живому! В.: Давайте сделаем фотографию на память и будем рассказывать ребятам в детском саду, как с пользой мы провели сегодняшнюю прогулку…>

ИсточникЦит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/progulka-v-podgotovitelnoi-grupe-analiz-progulki.html

Временной план прогулки

Как и любой другой вид образовательной деятельности, прогулка должна быть тщательно спланирована по времени. Для подготовительной группы хронометраж установлен следующий:

  • наблюдение — 5–25 минут;
  • трудовая деятельность — 7–15 минут;
  • двигательная активность, в том числе подвижные игры — 20–25 минут утром, 12–15 минут вечером;
  • индивидуальная работа — 7–15 минут.

Обычно накладки во времени случаются во время игрового этапа: дети не хотят менять вид активности

Тема: «Экскурсия в осенний парк»

  1. Наблюдение — 20 минут. Беседа по вопросам (Что нового мы можем наблюдать в парке?, Чем отличается парк сегодня от того, что мы наблюдали летом? и т. д.), игра «Я — берёзка» (малыши по очереди представляют себя деревьями и мимикой показывают, какими именно).
  2. Труд — 20 минут. Дети собирают семена различных растений в отдельные коробочки.
  3. Двигательная активность — 25 минут. Игры «Птицелов» (ребёнок, стоящий в кругу с завязанными глазами, старается поймать того, кто подал голос), «Узнай дружка по голосу» (водящий внутри круга закрывает глаза, выполняет все задания участников, а потом старается угадать, кто его зовёт).
  4. Индивидуальная работа — 15 минут. Для активных детей задание подбежать к тому дереву, которое называет воспитатель, для спокойных малышей – «Воробышек»: мелкими прыжками участники передвигаются вперёд.

Тема: «Дуют ветры в феврале»

  1. Наблюдение — 5 минут. Дети с помощью вертушек определяют направление ветра. Объяснение того, как появляются заносы на дорогах, что такое позёмка.
  2. Трудовая деятельность — 15 минут. Дети убирают снег с дорожек с помощью лопаток, мётел, решают, куда определить собранный снег, а также создают снежную бабу.
  3. Игровая деятельность — 10 минут. Сюжетно-ролевые забавы с использованием снежных сооружений и слепленного снеговика. Например, игра в снежки.
  4. Индивидуальная работа — 10 минут. Активные дети катаются на лыжах, менее активные — учатся держать равновесие на ледяном кольце.

Структурные элементы могут комбинироваться в разных вариантах, поэтому и временные отрезки иногда меняются в пределах 5–10 минут. Продолжительность пребывания ребят на воздухе определяется климатическими условиями, но проводится 2 раза в день: после завтрака и после полдника.

Это интересно. Согласно СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26, рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3–4 часа.

Статья СанПиН

https://www.maam.ru/detskijsad/statja-progulki-dlja-raznyh-vozrastnyh-grup.html

Объекты и темы наблюдений на прогулках в подготовительной группе

На заметку! Прогулки в подготовительной группе картотека с целями по ФГОС должны проводиться по определенной тематике. Выбор темы обусловлен возможностью наблюдений за определенными объектами.

Также имеет значение место проведения прогулки, состояние погоды и дополнительные факторы.

Наблюдения за транспортом

Наблюдения за транспортными средствами лучше разбить на несколько частей в зависимости от вида автомобиля или действий водителя.

  1. Общее наблюдение за транспортом. Преследует цель ознакомления детей с различными видами автомобилей. Дошкольники должны четко разграничивать понятия грузовиков, автобусов и легковых авто. Обязательно определение основных функций всех видов транспорта. Необходимо отличать элементы и части автомобиля по назначению.
  2. Грузовой транспорт. Дошкольники называют известные им виды грузовиков и какая деятельность им присуща. Акцент производится на функциональных особенностях внешнего вида авто.
  3. Пассажирский транспорт. Для чего он предназначен. Чем отличаются автобусы, троллейбусы и трамваи. Каким видом транспорта пользуется конкретная семья.
  4. Легковые автомобили. Для чего предназначено топливо. Где находятся автомобили в отсутствие хозяина. Что можно перевезти таким транспортом.
  5. Работа водителя. Ознакомить группу с особенностями труда водителя с обязательной позитивной оценкой данного труда.
  6. Работа светофора. Какой цвет отвечает за различные действия пешехода и водителя.

Наблюдения за сезонными явлениями

Воспитатель организовывает наблюдение с целью длительного и активного восприятия дошкольниками изменений в природе согласно временам года.

Каждый сезон отличается характерными признаками:

  1. Осень. По мере похолодания воспитатель предлагает одеть куклу соответственно температуре воздуха. На улице дети на ощупь определяют температуру живых и неживых предметов при солнечной погоде и когда пасмурно. Обязательно акцентировать внимание на появлении желтых листьев и частоте дождей.
  2. Зимний период. Снова можно использовать куклу. При этом предварительно указать низкую температуру, чтобы дети грамотно провели одевание. На улице ненадолго можно снять рукавицы для ощущения холода. Оценить с детьми уровень снежного покрова в различных частях детского сада с обязательным выводом об увиденном.

Календарь погоды подготовительной группы

  1. Весна. Обращать внимание на появление луж и ручейков. Можно запустить кораблик по воде. Дети должны объяснить — как и почему просыпается природа с учетом яркости солнца. Наблюдать за температурой воздуха. Важным моментом является наблюдение за первыми цветами и набуханием почек.
  2. Лето. Какие признаки характеризуют летний период? Уделить внимание разнице температур, воздуха, воды и нагретых неживых предметов. Почему раскачиваются деревья и как ведут себя насекомые.

Формирование КГН и навыков самообслуживания у детей раннего возраста

Наблюдения за солнцем

Поставленная цель:

  • сформировать представление о красоте неба;
  • научить различать солнечные лучи;
  • повышать позитивное восприятие детьми лета.

Проведение наблюдений

Оценивать положение Солнца:

  1. Где находится утром?
  2. Каково вечернее местоположение?
  3. Какое пространство освещалось лучше утром, а какое вечером.
  4. Сделать вывод о длине светового дня.

Проведение исследовательской работы:

  1. Стоя спиной к Солнцу объяснять понятие тени.
  2. Где находится тень различных видимых предметов.
  3. Можно ли догнать тень или потанцевать с ней?

Наблюдения за неживой природой

Поставленная цель:

  • закрепить знания о различных состояниях воды;
  • сформировать понятие неживой природы;
  • охарактеризовать признаки льда и снега.

Проведение наблюдений:

  1. Почему лед при отогревании превращается в воду?
  2. Дошкольники называют характерные признаки льда и снега.
  3. Объяснить круговорот воды в природе.
  4. Какие различия снега при теплой и холодной погоде?

Проведение исследовательской работы:

  1. Провести опыт по растапливанию льда большого и малого размера.
  2. В стакан плотно утрамбовать снег и сравнить скорость его таянья с рыхло набранной массой того же объема.
  3. Провести пальчиковую гимнастику «Льдинка».
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]