Пальчиковая гимнастика в подготовительной группе детского сада


Занятие по пальчиковой гимнастике в подготовительной группе ДОУ

У детей 6–7 лет достаточно хорошо развита мелкая моторика и координация движений. С ними чаще занимаются упражнениями динамическими, с увеличением темпа выполнения. Разминка для кистей (упражнения-имитации движений животных, растений) проводится перед рисованием или письмом. Дети внимательны и активны, способны разучить новую игру на групповом занятии. Ребята должны сидеть относительно педагога так, чтобы каждому были видны показываемые движения:

  • воспитатель и дети сидят за большим столом (можно сдвинуть парты);
  • ребята сидят на стульчиках в ряд, воспитатель сидит напротив (на стуле или на полу);
  • дети и воспитатель садятся кругом на ковре.

Видео: пальчиковая игра на тему «Посуда» в подготовительной группе

На видео показано, как провести пальчиковую гимнастику в музыкальном зале. Ребята размещаются на стульчиках, а педагог перед ними сидит на коленях. Детям хорошо видны движения воспитателя, а принятая им позиция располагает их, они чувствуют игровую ситуацию, а не серьёзность обучающего процесса.

При изучении нового упражнения воспитатель демонстрирует движения на собственном примере

Если у ребят возникают трудности во время знакомой игры, воспитатель подсказывает не прямым показом, а словесными указаниями: «Быстро перебираем пальчиками», «Сейчас нужно постучать кулаками по коленкам» и др.

К последнему году обучения в детском саду ребята знают много статических упражнений для пальцев. В подготовительной группе игры объединяются в комплекс: воспитатель называет фигуры в заданном темпе, дети складывают по команде пальчики:

  • «Кольцо»: складывают указательный и большой палец колечком.
  • «Второе кольцо»: складывают колечко второй рукой.
  • «Цепочка»: соединяют два «колечка», сцепляют звенья из пальчиков.
  • «Стул»: к вертикально поставленной ладони одной руки примыкает кулачок второй руки и т. д.

Дети 6–7 лет внимательны и ловки, быстро разучивают новую игру

Воспитателю не стоит увлекаться разучиванием с детьми большого количества игр. Основной способ усвоения информации для дошкольников — повторение. Воспитанники повторяют игры, изученные в средней и старшей группах. Однажды освоенная игра должна перейти в активный игровой опыт. Чтобы знакомые упражнения пальчиковой гимнастики не потеряли привлекательности для ребят, тренировку необходимо «обогатить»:

  • пригласить на занятие ребят из младшей группы или родителей и устроить мастер-класс по пальчиковым играм (дети любят не только узнавать новое, но и делиться знаниями);
  • провести необычное занятие: путешествие в сказку или квест, во время которого ребята вспомнят пальчиковые игры;
  • подготовить вместе с воспитанниками атрибуты для игр: масочки, шапочки, декорации.

Сделанные своими руками атрибуты побуждают дошкольников к игре

Таблица: картотека пальчиковых упражнений

Тема пальчиковой гимнастикиПримеры игр и упражнений
«Семья»
  • «Бабушкин кисель»: выполнять имитирующие движения кистями рук (варим кисель, машем крыльями);
  • «Как мы маме помогали»: сгибать и разгибать пальцы и кулачки;
  • «Мама»: смыкать и размыкать мизинцы, имитировать большими пальцами поцелуй;
  • «Идём в гости»: по очереди касаться каждым пальчиком большого пальца — гости здороваются с хозяином дома.
«Дружба»
  • «Дружат в нашей группе девочки и мальчики»: ритмичные движения пальчиками в такт одноимённому стихотворению;
  • «Мы на ёлке веселились»: под музыку выполнять танцевальные движения пальчиками.
«Родина»
  • «День защитника Отечества»/«Солдаты»: пальчики изображают солдатиков;
  • «Космонавты»: движения пальчиками, статичное упражнение «Бинокль»;
  • «Наша страна»: по очереди соединять одноимённые пальцы обеих рук, статичное упражнение «Замочек» (в усложнённом варианте игры содержится комплекс пальчиковых упражнений).
«Продукты»
  • «В нашем огороде много овощей»: загибать пальчики при перечислении овощей;
  • «Апельсин»: имитация чистки апельсина, загибание пальчиков в соответствии с текстом стихотворения «Мы делили апельсин»;
  • «Каша»: вращательные и ритмичные движения пальцами;
  • «Однажды хозяйка с базара пришла»: складывание ладоней в различные фигуры, сгибание пальцев на названия продуктов.
«Дом»/«Детский сад»
  • «Одежда»: ритмичные движения пальчиками, имитация стирки;
  • «Шкаф»: сжимать-разжимать пальцы, двигать кистями;
  • «Наша квартира»: поочерёдное сгибание пальчиков;
  • «Посуда»: скользящие движения ладонями, удары кулачками, хлопки в ладоши;
  • «Бытовая техника»: имитировать движения, которые мы производим, когда гладим, печатаем и т. д.;
  • «Мебель в нашей группе»: при помощи пальчиков изображать предметы мебели в группе (стол, стул, дверцы шкафа).
«Животные, птицы, насекомые»
  • «Жирафы и слоны»: выполнять движения в ускоряющемся темпе по песенке «У жирафа пятна, пятнышки везде»;
  • «Улей»: помимо выполнений движений в игре важно правильно использовать мимику (удивление, испуг);
  • «Пять маленьких рыбок»: имитировать движения (рыбки плавают, спят, дрожат);
  • «Десять котят»: складывать и перебирать пальчиками;
  • «У Пегги кошечка жила»: в упражнении стихотворный текст повторяется с упоминанием различных животных (кошка, собака, гусь, коза), дети изображают их пальчиками, затем пританцовывают.
«Природа, времена года»
  • «Осень»: сгибать и разгибать пальчики в различном темпе в такт стихотворению «Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать»;
  • «Осень, осень, приходи!»: комплекс движений кистями рук;
  • «Грибы»: шагать пальчиками, сгибать-разгибать в такт стихотворению «Топ-топ, пять шагов, в кузовочке пять грибов»;
  • «Идём за ягодами»: пальчики касанием «здороваются» друг с другом и «идут» в лес собирать ягоды;
  • «За окошком первый снег»: упражнения на плавные движения кистями рук;
  • «Во сыром бору»: динамическое упражнение для пальчиков.
«Сказки»
  • «В гостях у сказки»: хлопки ладошками, сгибание-разгибание пальчиков (перечисление любимых сказок);
  • «Репка»: на каждого персонажа вытягивать по пальчику;
  • «Теремок»: комплекс упражнений для пальцев и кистей рук.
«Игры-забавы»
  • «Весёлая старушка»: выбирается ведущий, который будет загадывать движения для каждого из старушкиных сыновей;
  • «Гном»: имитировать движения весёлого гнома («Жил да был весёлый гном»);
  • «Белки-непоседы»: показывать пальчики по количеству белочек в стишке, прятать по «белочке» за спинку;
  • «Игрушки»: игра-массаж с су-джок мячиками по стихотворению «На большом диване в ряд»;
  • «Кукушка»: шагать по столу пальчиками, соединять их корзинкой, ударять ладошками в такт потешке «Шла кукушка мимо рынка».

Галерея: примеры карточек с пальчиковыми играми


Игру «Дождик» можно провести в начале гимнастики


Игру «Дружба» можно использовать как средство примирения поссорившихся ребят


Игра «Любимые сказки» может проводиться во время занятия по развитию речи или тематического досуга


Фольклорную игру «Во сыром бору» рекомендуется разучить с песенным сопровождением


Игру «Осень» разучивают в начале учебного года


Традиционно игра «Грибы» разучивается в сентябре и включается в программу Праздника Осени


В декабре разучивается игра «Зима», желательно с музыкальным сопровождением


Игра «Одежда» подходит для повторения с ускорением


Игры про мебель проводятся на занятиях по развитию речи (соответственно, по теме «Мебель»)


Игра «Мебель» представляет собой комплекс пальчиковых движений


Игра по стихотворению «Однажды хозяйка с базара пришла» изучается во время знакомства с лексической темой «Овощи»


В этой нетрадиционной игре движения выполняются с помощью мячика су-джок


Игры про бытовую технику неожиданны и вызывают повышенный интерес у детей


Во время динамической игры «Машина каша» активно работают пальчики


В игре «Посуда» отлично разминаются кисти рук


Продолжением данной игры может стать тематическое представление в пальчиковом театре


Игры патриотической тематики проводятся на утренниках к 23 Февраля и 9 Мая

Пальчиковые игры-песенки

Воспитателю, применяющему на занятиях ИКТ (информационно-компьютерные технологии), следует подготовить папку с видеоматериалами по пальчиковым играм. В свободном доступе на педагогических порталах и интернет-каналах находится большое количество игр-песенок. Они представляют собой мультфильмы по содержанию песенок, аудиозаписи и схематические указания по выполнению движений кистями рук. Встречаются игры-песенки только с музыкальным сопровождением, их рекомендуется включать дошкольникам, когда они выучили тексты и готовы петь самостоятельно. Обучающие видео с пальчиковыми играми есть и на основе английских песен для детей.

Видео: пальчиковая игра-песенка «Цыплята»

Видео: пальчиковая игра-песенка «Осенние листочки» (минусовка)

Видео: пальчиковая игра-песенка «Маленькая Катя» («Помощники»)

Временной план занятия по пальчиковой гимнастике

В подготовительной группе длительность занятия по пальчиковым играм может достигать 10 минут. Предполагается, что за этот временной отрезок ребята разучат новую игру, вспомнят знакомую и несколько минут самостоятельно поиграют в теневой или пальчиковый театр.

Если занятие не включает время на свободную деятельность, оптимальная его продолжительность — 5 минут. Эти 5–10 минут — «чистое» время пальчиковых игр. Интегрированное занятие длится в соответствии с нормативами для детей 6–7 лет. Например, музыкальное занятие в подготовительной группе длится 30 минут, из которых 5 можно выделить на пальчиковые игры-песенки.

Гимнастика для пальчиков вызывает положительные эмоции и позволяет ребятам отдохнуть от напряжённой интеллектуальной деятельности

Таблица: примерный временной план по пальчиковой гимнастике «Домашние животные»

Этап занятияСодержание, длительность
Приветствие, организационный момент1 минута
Первое заданиеЦепочка статических упражнений («Козёл», «Кошка», «Петух» и т. д.) — 1 минута
Второе заданиеПальчиковая игра «Кусается кошка сильно» (2–3 повторения) — 1–1,5 минуты
Третье заданиеМассаж пальцев и ладоней — 1,5–2 минуты
Общая длительность4,5–5,5 минут

Таблица: примерный временной план занятия «Путешествие в страну пальчиковых игр»

Этап занятияСодержание, длительность
Организационный момент1 минута
Первое заданиеПальчиково-речевая игра «Лодочка» — 1 минута
Второе заданиеИгра «Пошуршим карандашами» — 1 минута
Третье заданиеПоиск предметов в сенсорном бассейне — 1–2 минуты
Четвёртое заданиеИмпровизация в пальчиковом театре — 3–5 минут
Общая длительность7–10 минут

Свободное время на игру в пальчиковом театре — возможность для дошкольников отдохнуть, пообщаться и развлечься

Регулярная пальчиковая гимнастика (игры и самомассаж) прививает детям полезную привычку — отдыхать, тренируя мелкую моторику и вспоминая стихотворения и песенки. Игры для пальчиков способствуют развитию внимания и памяти, речи и воображения — познавательных способностей, необходимых первокласснику.

Рекомендации по выполнению упражнений

  1. Подготовить ребенка к данному виду тренировок. Необходимо заранее обговорить её содержание, отработать несколько жестов.
  2. Взрослому человеку, уполномоченному заниматься тренировкой, подготовить заранее текст.
  3. Перед началом работы необходимо разогреть ладошки поглаживанием.
  4. Ведущий показывает, насколько интересен данный вид развлечений.
  5. Обязательно необходимо поставленные задачи выполнять в медленном темпе.
  6. Малыш обязан правильно выполнять технику действий, ему нужно помогать.
  7. Важно чтобы все выполненные упражнения приносили ребенку только радость.
  8. Каждое задание выполняют по 2-3 минуты, чередуя 3 дня.
  9. Ежедневные тренировки.
  10. Используются лёгкие задания, для того чтобы развить интерес.
  11. Постепенно заменять по 2-3 упражнения, по степени сложности.
  12. Обязательно использовать цветные образы, музыкальное сопровождение.

Для детей 6-7 лет подойдут тренировки в сопровождении песенок, стишков. Для развития, хорошими заданиями будет театр теней. Если родители решили самостоятельно заниматься разминкой пальцев, нужно обязательно быть в хорошем настроении. Дети всё запоминают, и от первого урока будет зависеть интерес к последующим занятиям.

Важно! Скорость выполнения должна быть небыстрой, но и пауз быть не должно. Поднимать скорость необходимо постепенно.

Математические задания в старших группах детского сада

Виды упражнений

Все игры делятся на три группы.

  1. Упражнения, которые воздействуют на кисти рук. Что мы получаем от данного вида занятий:
  • Развивается навык расслабления и напряжения мышц;
  • Развивается подражательная способность;
  • Развитие навыка сохранять пальцы в одном положение на некоторое время;
  • Переключатся с определённого предмета на другой.
  1. Статистическая работа для пальцев. Эти упражнения помогают осуществить ранний опыт в определённом направлении, на высоком уровне.
  2. Динамическая работа для пальцев. Что будет, если следовать этим упражнениям:
  • Будет происходить развитие координации движений;
  • Противопоставлять большие пальцы к другим.

Нетрадиционные пальчиковые игры

«Нетрадиционные» пальчиковые игры — это игры с разными предметами. То есть, можно взять любой предмет в поле зрения ребенка. К примеру, это будет карандаш.

На заметку! Желательно чтобы и родители, и дети, взяли в руки карандаш и начали тереть его ладошку об ладошку, между пальцев при этом самое главное приговаривать либо стихотворения, либо потешки.

Тут можно использовать специальный «ёжик-шарик», песок и многие другие предметы.

Как правильно проводить гимнастику

Сюда можно отнести следующие тренировки:

  1. Массаж рук и пальчиков с грецкими орехами;
  2. Специальными массажными щетками;
  3. Воздушными шариками. К данным видам развлечений можно применять различные материалы:
  • природный,
  • хозяйственно-бытовые,
  • бросовый.

Нетрадиционные игры — это универсальное, дидактическое развивающее занятие. Главная цель данного развлечения заключается в том, что нервные окончания в пальчиках влияю на разум детей. То есть мозговая деятельность малыша начинает хорошо работать.

Когда ребенок начинает понимать, что ему говорят

На что влияют нетрадиционные формы гимнастики пальцев:

  • Развитие речи;
  • Развитие сосредоточенности;
  • Подготовка детей к письму;
  • Развитие координации.

Для большей пользы этих игр нужно применять и стишки, потешки, песенки, считалки. Вследствие этого малыш получит разнообразное сенсорное впечатление.

Внимание! При занятии с малышом таким видом игр многое зависит от родителей. Родителям необходимо создать уютную и приятную обстановку. Такой вид развлечений формирует хорошие отношения между детьми и взрослыми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]