Конспект занятия в подготовительной группе по теме: «Времена года».план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Годовой проект в старшей группе Тема: «Времена года»

Проект реализуется в рамках программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, согласно ФГОС.

«Благая природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться» Леонардо да Винчи.

Актуальность.

Зима сменяет осень, потом приходит весна и наступает лето. Дети спрашивают, почему так происходит? …Почему деревья спят зимой? Почему горка стала меньше? Откуда взялись проталинки? Как это «сугробы приседают?». Чтобы дать ответы на эти и другие вопросы я и взяла эту тему для своего проекта.

Вид проекта: информационно-творческий.

Проблема: развитие умений детей замечать изменения в природе; формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.

Цель: способствовать формированию элементарных представлений о временах года, его периодичности, замечать простейшие сезонные изменения в природе, следить за погодой, одеждой людей, воспитывать желание самостоятельно наблюдать природные явления.

Задачи:

Для педагога: найти эффективные формы и методы работы с детьми по данной теме.

Для детей: способствовать формированию представлений детей о сезонных изменениях, узнавать и называть времена года, выделять характерные признаки, развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями в природе.

Для родителей: повысить педагогическую компетентность в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста, уделять внимание наблюдению за объектами и явлениями природы.

Предполагаемый результат:

Для педагогов: повысится профессиональный уровень. Будут найдены эффективные формы и методы работы с детьми в решении вопросов экологического воспитания.

Для детей: будут сформированы умения замечать и называть изменения в природе, называть времена года, развивать интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.

Для родителей: повысится компетентность родителей в экологическом воспитании детей, будут проводить с детьми наблюдения в природе и принимать активное участие в организации образовательного процесса.

Этапы реализации проекта.

I этап -подготовительный (октябрь)

II этап- основной (ноябрь-май)

III этап- заключительный (май-июнь)

Интеграция ОО:

  • речевое развитие
  • художественно-эстетическое развитие.

План реализации проекта

Подготовительный этап.

На подготовительном этапе мною был сделан обзор трудов Л.И. Марченко «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», которые затрагивали тему: «Времена года». Так же была изучена методическая литература по данной теме:

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А Васильевой;

О.Г. Жукова «Предметная среда. Сенсорика. Экология»;

И.В Кравченко «Прогулки в детском саду»;

О.А. Соломенникова «Занятие по формированию элементарно-экологических представлений в средней группе детского сада»;

С.Н. Николаева «Юный эколог» система работы в средней группе детского сада;

Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности».

Я разработала план по реализации проекта, подобрала художественную литературу, дидактические, подвижные игры, занятия, беседы.

Основной этап.

Основной этап включает в себя реализацию основных видов деятельности по направлению проекта.

С детьми были проведены беседы: «Ранняя осень», «Золотая осень», «Поздняя осень» — закрепить месяцы осени, приметы осени. «Перелетные птицы», «Зимующие птицы» — закрепить название перелетных и зимующих птиц, поведение птиц зимой. «Здравствуй, зимушка-зима» — умение сравнивать осенний и зимний пейзажи. «Как звери готовятся к зиме» — как животные зимуют. «Праздник Новый год» — подготовка к новогоднему утреннику: заучивание стихов, песен.

«К нам весна шагает быстрыми шагами» -выделять приметы весны. «Встречаем птиц» -закреплять название перелетных птиц.

«Здравствуй лето» — расширять представление детей о летних изменениях в природе.

Дидактические игры: «С какого дерева листок», «Лото», «Овощи», «Времена года», «Сложи картинку», «Чего не стала?», «Что изменилось?», «Нелепицы», «Птицы» -лото, «Цветы» -лото, «Что, где растет», «Когда это бывает?», «Загадки-отгадки».

Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Птички и автомобиль», «Огуречик, огуречик…», «Листопад», «Гуси, вы гуси красные лапки», «Зайцы в огороде», «Зайка беленький», «Два мороза», «Снег кружится», «Догони-ка», «Веселый воробей», «Птички-раз, птички-два», «Веселый ручеек», «Мы веселые ребята», «Воробьи-вороны».

Пальчиковые игры: «Капусту солим», «Снег, снег», «Мороз», «Снежок», «Капель», «Весна», «Цветы».

Сюжетно-ролевые игры: «Варим суп», «Зайкин огород», «Больница», «Магазин», «Путешествие в зимний лес», «Едем отдыхать на речку».

Заучивали стихи: И Бунин «Листопад», А. Майков «Осенние листья по ветру кружатся», Тувим «Овощи», М.Познанская «Первый снег», И.Сурикова «Зима», Орлова «Медведь спит», И. Поляков «Вышло солнце из-за тучи», М.Клокова «Зима прошла».

Потешки: «Ножки, ножки, где вы бывали?», «Солнышко-ведрышко» и другие.

Рассказы: В.Бианки «Подкидыш», Первая охота», «Синичкин календарь», «Красная горка», «Домики без топора». Е.Чарушин: «Что за зверь?». Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про Комара Комаровича-Длинный нос…», «Серая шейка»

Сказки: «Зимовье зверей», «Заяц и лиса», «Снегурочка», «Война грибов с ягодами» в обработке В.Даль.

Были проведены ООД:

Рисование: «До свидания, лето!», «Поспели яблоки», «Снегурочка», «Новогодняя открытка», «Новогодние украшения», «Птички прилетели», «Цветы для мамы».

Аппликация: «Корзина с грибами», «Цветы для мамы».

Праздники: «Осень золотая», «К нам спешит Новый год», «Мамочка любимая».

Развлечения: «Сильные, быстрые, ловкие», Проводы зимы».

Практическая деятельность: Изготовили подарки для мам, поделки из природного материала, новогодние украшения.

Словесные игры: «Овощи», «Золотая осень», «Один –много», «Скажи ласково», «Скажи –какая?», «Гори, гори ясно», «Весна идет», «Что с начало, что потом?».

Составление рассказов: «Зима», «Осень», «Лето «, «Весна».

Заключительный этап.

Итогом реализации нашего проекта стало изготовление макета «Времена года», подборка дидактических игр по данной теме, оформление альбомов по теме: «Времена года».

Подводя итоги реализации проекта «Времена года» я отметила, что родители стали больше проявлять интерес к вопросу экологического воспитания, проводят с детьми наблюдения в природе, обращают внимание детей на сезонные изменения. Родители стали прислушиваться к нашим советам, стали боле требовательными к себе.

В результате работы над проектом дети умеют замечать и называть изменения в природе, называть времена года, наблюдать за объектами и явлениями в природы, сформированы умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы.

Литература:

  1. Л.И. Марченко «Осень», «Зима», «Весна», «Лето» -Уфа, Китап, 2004.
  2. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -Мозаика-Синтез Москва, 2012.
  3. О.Г. Жукова «Предметная среда. Сенсорика. Экология. — «Аркти» Москва, 2007.
  4. И.В. Кравченко «Прогулки в детском саду». — ТЦ» Сфера» Москва, 2009.
Следующая >

Знакомим детей 2 — 3 лет с временами года

Пришла весна: Выросли деревья (стоим ровно, ручки опущены)

На них появились веточки (поднимаем ручки вверх)

На веточках распустились листочки ( растопыриваем пальчики в разные стороны)

Наступает осень: листочки пожелтели (загибаем пальчики и немного опускаем ручки)

Подул сильный ветер (закачались всем туловищем и дуем — ууууууу)

Листочки от ветра задрожжали (трясем ручками)

И упали листочки на землю (наклоняемся и достаем руками до пола)

Приходит зима: Зимой падает снежок (ручки пред собой и машем кистями)

Становится холодно(показываем как холодно: руки скрещены на груди и дрожжим)

Все детки одевают шапки и шубки (изображаем как одеваем)

И наконец приходит весна и снова растут новые деревья (показываем снизу как проклевываются)

И вырастают большими — большими (выпрямляемся, встаем на цыпочки и руки высоко поднимаем над головой)

Времена года

Если кончились метели, если птицы вдруг запели, лес очнулся ото сна, значит к нам пришла ВЕСНА. Если солнце в синеве, и цветы цветут в траве, если всё теплом согрето, значит к нам приходит ЛЕТО. Если жёлтая листва, если высохла трава, если в школу детворе, значит ОСЕНЬ на дворе. Если холодно кругом, если речка подо льдом, всё в снегу: земля, дома, значит к нам пришла ЗИМА. Если дом украшен ярко, если дарят всем подарки, если елка, хоровод — это праздник Новый год!

Вот плывет он по весне – Звон капели в тишине. Ночью он плывет и днем, Как велит природа, По морям, что мы зовем Временами года.

(Л. Завальнюк)

Месяцы года

Январь

Открываем календарь – Начинается январь.

В январе, в январе Много снегу на дворе.

Снег – на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки. В небо дым идет столбом.

Февраль

Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Легкая поземка.

Поднимаясь, мчатся вдаль Самолетов звенья. Это празднует февраль Армии рожденье.

Март

Рыхлый снег темнеет в марте. Тают льдинки на окне. Зайчик бегает по парте И по карте На стене.

Апрель

Апрель, апрель! На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи После зимней стужи.

Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник.

Май

Распустился ландыш в мае В самый праздник – в первый день. Май цветами провожая, Распускается сирень.

Июнь

Пришел июнь. «Июнь! Июнь!» – В саду щебечут птицы… На одуванчик только дунь И весь он разлетится.

Июль

Сенокос идет в июле, Где-то гром ворчит порой. И готов покинуть улей Молодой пчелиный рой.

Август

Собираем в августе Урожай плодов. Много людям радости После всех трудов.

Солнце над просторными Нивами стоит. И подсолнух зернами Черными Набит.

Сентябрь

Ясным утром сентября Хлеб молотят села, Мчатся птицы за моря – И открылась школа.

Октябрь

В октябре, в октябре Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава, Замолчал кузнечик. Заготовлены дрова На зиму для печек.

Ноябрь

День седьмого ноября – Красный день календаря. Погляди в свое окно: Все на улице красно.

Вьются флаги у ворот, Пламенем пылая. Видишь, музыка идет Там, где шли трамваи.

Весь народ – и млад и стар – Празднует свободу. И летит мой красный шар Прямо к небосводу!

Декабрь

В декабре, в декабре Все деревья в серебре.

Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз, Обновил коньки, салазки, Елку из лесу привез.

Елка плакала сначала От домашнего тепла. Утром плакать перестала, Задышала, ожила.

Чуть дрожат ее иголки, На ветвях огни зажглись. Как по лесенке, по елке Огоньки взбегают ввысь.

Блещут золотом хлопушки. Серебром звезду зажег Добежавший до верхушки Самый смелый огонек.

(С. Маршак)

Книги про времена года

  • Серия «Городок» Сузанна Ротраут Бернер. Весенняя, Зимняя, Летняя, Осенняя. Это книжки без слов. Вы их рассматриваете и сами придумываете истории. На картинках множество героев, которых очень интересно искать и не всегда просто найти
  • «Синичкин календарь» Бианки.
  • Владимир Свечников «Времена года. Иллюстрированная энциклопедия».
  • Елена Ульева «Творческие задания. Времена года».
  • Татьяна Романова «Играем во времена года. 40 смекалок для малышей».
  • С. Маршак «Круглый год».
  • Александр Голубев «Летние приключения Клёвика» (есть книжка про зиму, весну и осень).

Конспект внеурочного занятия «Времена года» для детей начальной школы

Конспект занятия в дополнительном образовании: «Времена года» для детей 7 — 12 лет
Автор: Осиновская Наталия Юрьевна, воспитатель МКОУ «Сявской коррекционной школы — интернат» Нижегородской обл., г.о.г. Шахунья, п.Сява. Описание работы: занятие предназначено для детей 7 -12 лет. Систематизировать знание детей о последовательности времен года, уточнить представления о характерных особенностях каждого сезона. Формировать представления о закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону. Оживить впечатления детей от встреч с яркими явлениями природы в разные времена года. Цель: систематизировать знания детей о временах года. Задачи: 1.Образовательные: •закреплять знания о временах года, активизировать словарь детей по темам: зима, весна, лето, осень; •различать и называть существенные признаки времён года; •группировать признаки и предметы по их соответствию согласно символу; •продолжать учить детей вопросно-ответной форме беседы, отвечать полными предложениями разных конструкций; •закреплять навыки образования притяжательных прилагательных; •продолжать учить работать со схемами; •закрепить знание деревьев, находить соответствующие листья в упражнении «Узнай и назови»; •активизировать мыслительную деятельность на уровне монологической,диалогической речи, сокращённой внутренней речи про себя. 2.Развивающие: •развивать системность мышления в процессе расширения знаний о временах года; •развивать графические навыки; •развивать внимание, восприятие; 3.Воспитательные: •воспитывать наблюдательность, любознательность, терпение. Уметь выделять основные признаки сезонных явлений. Оборудование: Мультимедийный проектор, экран; дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Придумай фигуру», «С какого дерева листочек», «Кто, где живет?» демонстрационные, сюжетные картинки (времена года).
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия: « Времена года» — Ребята вспомните мы с вами читали сказку: «Двенадцать месяцев».


— Кто помнит как называются месяцы? Ответы: (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь). Воспитатель: — Только окончится один месяц, сразу же начинается другой. И ни разу еще не бывало так, что, чтобы февраль пришел раньше, чем уйдет январь, а май обогнал бы апрель. — Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются. И все эти 12 месяцев видела одна девочка, в зимнее время, в январе. Она просила их помочь набрать в корзинку подснежников. — а возможно ли зимой найти подснежники? Ответ: (нет)


— После того как девочка рассказала свою историю: как ее мачеха послала в зимний лес за подснежниками, и велела не возвращаться без них, а то плохо будет. — Пошептались месяцы и решили помочь девочке. Стали уступать друг другу свое место. Январь уступил февралю. Февраль уступил Марту. А месяц Март подарил девочке корзину подснежников.


И девочка поблагодарив за помощь, побежала домой. — Когда месяцы стали возвращаться на свои места, то запутались и у них перепутались Времена года.


Воспитатель — Ребята давайте мы им поможем, чтобы Времена года встали на свои места. — Поможем? Ответы: (да) Воспитатель: Дети посмотрите кто к нам спешит на помощь? Осень: — Отгадайте кто я? Загадка: «Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен и елочек я ……( Осень)»


Осень: — Правильно! Ребята скажите какие три месяца вы знаете? Ответы детей: ( сентябрь, октябрь, ноябрь) (на доске появляются слова: Осень, Сентябрь, Октябрь, Ноябрь) — А какие приметы осени вы знаете? ( Дети выходят к доске и выбирают картинки — приметы и вывешивают на доску: Приметы: собирают урожай, идут дожди, у деревьев листочки меняют окраску и опадают, птицы улетают в теплые страны).


Осень: — Молодцы! Я рада, что вы знаете приметы Осени. Воспитатель: — Давайте повторим приметы Осени. Осень: — А сейчас я хочу с вами поиграть. Игра «Волшебный мешочек» — Необходимо нащупать предмет не подглядывать и сказать что это. У кого самые чувствительные пальчики. (Свекла, огурец, помидор, капуста, лук, чеснок, морковь, картошка, сладкий перец. Осень: — Спасибо ребята. Что вы так много знаете об осени. Мне пора на свое место. У меня много работы. До свидания! Физкуль Воспитатель: — Я показываю птиц, и животных, а вы должны показать руками кто летает – руки – верх, а кто не летает – руки вниз. (ворона, мышь, грач, воробей, собака, кошка, медведь, заяц, скворец, муравей и т. д.) Появляется Зима. Зима: — Здравствуйте! Отгадайте кто я? Загадка: «Наступили холода, обернулась в лед вода Длинноухий зайка серый, обернулся зайкой белым, Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, когда это бывает?» (Зимой) Зима: — Ребята скажите какие три месяца вы знаете? Ответы: (декабрь, январь, февраль) — Молодцы! – А какие приметы зимы вы знаете? (дети выходят к доске, выбирают приметы зимы, объясняют и вывешивают на доску) Приметы: (деревья стоят голые, на них лежит снег, идет снег, холодно, зимой Новый год, На деревья вешают кормушки( помогают птицам, чтобы они не погибли от холода и голода) Дети катаются на коньках, лыжах, играют в снежки, лепят снеговиков, одеваются тепло).


— Молодцы! Воспитатель: — Ребята давайте повторим приметы Зимы. Зима: (достает конверт с геометрическими фигурами) – Я хочу с вами поиграть, игра называется: «Придумай фигуру». Вот из этих геометрических фигур необходимо собрать рисунок.


И рассказать, что у вас получилось. Фигуры: (снежинка, снеговик, дом, машина, елка и т. д.)


Зима: — Спасибо ребята, что вы меня так порадовали, мне так было интересно с вами, но мне пора! До свидания! Появляется Весна. Весна: — Здравствуйте! Отгадайте кто я? Загадка: «Я раскрываю почки, в зеленые листочки Деревья одеваю, посевы поливаю, Движения полна, зовут меня…….(Весна)»


Весна: — Ребята скажите какие три месяца весенних вы знаете? ( март, апрель, май) — молодцы! А какие приметы Весны знаете? (дети выбирают картинки – приметы и вывешивают на доску) Приметы: (припекает. Светит солнце, на деревьях появляются почки, появляются листочки, тает снег, появляется трава, первые цветы( подснежники), прилетают птицы, идут дожди, люди надевают куртки и плащи).


Весна: — Молодцы! Воспитатель: — Повторим приметы Весны. Весна: — Я хочу с вами поиграть. Игра: «С какого дерева листочек?» (необходимо назвать деревья, которым принадлежат эти листочки) (береза, дуб, рябина, клен). Физкуль «Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок все тише, тише Деревцо все выше, выше!» Весна: — Спасибо, ребята, что вы так хорошо знаете приметы весны, умеете играть, дружные, помогаете друг другу. Мне пора возвращаться! До свидания! Появляется Лето. Лето: Здравствуйте ребята! Отгадайте кто я? Загадка: «Я соткана из зноя, несу тепло с собою, Я реки согреваю, купайтесь! Приглашаю! И любите за это вы все меня я ……( Лето)»


Лето: — Какие три летних месяца вы знаете? (июнь, июль, август) — Молодцы! – А какие приметы лета вы знаете? ( дети выбирают картинки – приметы и вывешивают на доску0 Приметы: (солнце ярко светит, деревья зеленые, летают насекомые, расцветают цветы. Растут грибы, ягоды, можно купаться, загорать и т. д.)


Воспитатель: — Я очень рада, что вы все приметы лета правильно назвали, молодцы! Лето: Я хочу с вами поиграть. Игра: «Кто где живет?» Схема Лес. Луг. Водоем. медведь кузнечик лягушка лиса бабочка щука заяц мышка рыба (расставить картинки в нужные колонки) Лето: — Молодцы! Вы очень наблюдательные и знаете кто, где живет. — мне пора, до свидания! Воспитатель: — Помогли мы с вами расставить все на свои места. Теперь не будет никакой путаницы. — Зимой – никогда не будут расти цветы, летать бабочки. — А летом – идти снег. — осенью – цвести подснежники и распускаться листочки на деревьях. — у всех свое время и у каждого Времени года свои признаки. — Давайте еще раз повторим, правильно назовем времена года: Осень. Зима, Весна, Лето. — а за вашу помощь Двенадцать месяцев вам подарки подарили: книжки – малышки с рассказами о животных, о природе. Воспитатель: — Что вам понравилось на занятии? Если бы вы встретили в лесу 12 месяцев, о чем бы вы стали с ними разговаривать? — Спасибо за хорошую работу!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект тематической прогулки в начальной школе. У природы нет плохой погоды Конспект урока для учащихся 9 класса с презентацией. Картонажно – переплетное дело Конспект урока письма и развития речи в 9 классе коррекционной школы с презентацией Конспект урока в 5 классе. Озеро Чебаркуль

Похожие статьи:

Турнир знатоков русского языка, 2-3 класс

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]