«Комнатные цветы». Экологический проект (Познавательно-исследовательский, внутригрупповой, краткосрочный). Автор проекта: воспитатель МДОУ «Детский сад. — презентация


Особую роль играют комнатные растения в детских учреждениях: они являются не только украшением, но и действенным средством воспитания и образования детей. Если правильно организовать работу с комнатными растениями, она несомненно расширит представления детей о живой природе, будет развивать наблюдательность, эстетическое восприятие мира, поможет привить навыки к выращиванию и уходу за растениями. Важна также и гигиеническая роль растений, так как дети, к сожалению, проводят достаточно много времени в закрытых помещениях.

Во всех детских садах в групповых комнатах сейчас имеются уголки живой природы, наполненные самыми разнообразными растениями. В последнее время в цветочных магазинах значительно расширился ассортимент экзотических и обычных комнатных растений, а книжные магазины предлагают нам огромное количество рекомендаций по их использованию.

Но как использовать комнатные растения в воспитании и образовании дошкольников, какие растения можно и нужно использовать в уголках природы?

При подборе комнатных растений для вашего уголка природы (в любой возрастной группе) следует учитывать ряд основных требований, чтобы избежать ошибок и обеспечить эффективность в дальнейшей работе:

— прежде всего, следует обратить внимание не на количество растений, а на то, чтобы комнатные растения были внешне яркими, ухоженными, привлекательными, способными удерживать еще не совсем устойчивое внимание детей.

— необходимо иметь несколько экземпляров одного и того же растения, что обеспечивало бы возможность увидеть не только сходства, но и отмечать индивидуальные признаки растений

— комнатные растения должны быть абсолютно безопасными для детей, не следует использовать ядовитые, колючие или выделяющие сильный аромат растения.

— место, где расположены комнатные растения, должно быть доступно детям для труда и наблюдений, поэтому надо подбирать те из них, которые наиболее неприхотливы, и не требуют особых условий ухода и содержания.

— если же вы используете для занятий, наблюдений и труда более прихотливые растения, то необходимо создать все условия для их нормального роста и развития (т. е. температуру, влажность, освещенность и т. п.)

Конечно, есть свои особенности в организации уголка природы и подборе комнатных растений для старших и младших возрастных групп.

1. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ МЛАДШИХ ГРУПП.

При подборе комнатных растений уголка природы для младших групп детского сада следует учесть особенности восприятия детьми предметов (малыши, прежде всего, обращают внимание на самые яркие и красивые из них). У детей формируется способность узнавать растение, различать и называть его отдельные части. Воспитанники младшей группы должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их части (стебель, лист, цветок).

В уголке природы младших групп помещают растения, имеющие ярко выраженные основные части (стебель, лист) и красиво, обильно цветущие. Это могут быть обыкновенная герань, фуксия, бегония вечноцветущая, бальзамин, китайская раза и т. п. Заинтересуют детей и растения с пестро окрашенными листьями (аукуба, колеус). Они также имеют четко выраженные стебель и листья, на которых можно учить детей первым несложным приемам поддержания растений в чистоте. Из названных видов растений следует выбрать 3—4 экземпляра. При этом надо иметь в уголке два одинаковых растения, чтобы дети имели возможность находить их и сравнивать с другими.

2. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

В средней группе необходимо формировать у детей умение видеть разнообразные свойства и качества растений и их частей: разнообразие формы, цвета, величины листовой пластины, характера поверхности и т. д. Дети 4-5 лет могут овладеть более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходства различных растений, обобщать их по тем или иным признакам.

Усложняются и знания о растениях. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Увеличивается количество растений, которые они узнают и называют. В процессе ухода (вместе с воспитателем) дети приобретают несложные навыки: поддержание растений в чистоте, правильная поливка и т. д.

Уголок природы в средней группе надо пополнить новыми растениями. Следует, прежде всего, подобрать комнатные растения, имеющие разную форму и величину листьев. Дети могут научиться новым приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизатора растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой — опушенные листья и т. д. При этом дети учатся определять зависимость способа ухода за растением от характера листьев: их величины, количества, поверхности, хрупкости. Всю работу с комнатными растениями дети выполняют вместе с воспитателем и под его руководством.

Кроме растений для уголка природы младших групп, в средней группе помещают еще алоэ или агаву (с мясистыми листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми опушенными листьями) и т. д. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 различных растений. Следует особо отметить, что в средней группе хорошо иметь разные виды растений одного семейства, например: зональную и душистую герань, несколько видов бегоний, традесканцию белоцветущую и зебровидную т. д. Это позволит научить детей находить сходства и различия у этих растений.

3. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.

В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать за растениями, сравнивать, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам.

Знания детей старшей группы о растениях получают существенные дополнения. Дети узнают о том, что растение для своего роста нуждается в свете, влаге, тепле, почвенном питании. Если чего-то не хватает, то это может привести к гибели растения. Детям следует объяснить, что разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги: одни хорошо растут при ярком освещении, другие — в тени; одни нуждаются в частом поливе, другие надо поливать редко.

Дети продолжают знакомиться со многими растениями, с особенностями их внешнего строения, с разнообразием листьев, стеблей, цветков. Закрепляется умение определять способы ухода за растением в зависимости от характера листьев и стебля. В содержание знаний о растениях включаются представления о некоторых способах вегетативного размножения комнатных растений (размножение стеблевыми черенками).

Все эти задачи требуют внесения в уголок дополнительно целого ряда растений (при этом часть растений убирается, или передается в младшие или среднюю группу).

Вносятся растения с разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и корневища. Это могут быть 2—3 вида традесканций, комнатный виноград (цисусс), вьющийся плющ (сциндапсус), цикламен, примула, амариллис, кливия и т. д. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы; у них разные потребности в степени освещенности и поливе.

4. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

Основная задача знакомства детей с природой в подготовительной группе — формирование у них элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы. А если говорить о комнатных растениях,- это зависимость жизни комнатных растения от наличия комплекса условий: влаги, тепла, света. Важно также обратить внимание детей на зависимость строения и внешнего вида растений от условий их обитания, ведь все они – пришельцы из самых разных уголков нашей планеты. Достаточно разместить в уголке природы географическую карту и значками отмечать места происхождения, Родину тех или иных растений. Путешествуя с растениями по карте мира, мы можем пробудить желание детей узнать больше о других странах и континентах, о том какие животные там обитают, какие живут люди. Так комнатные растения помогут приобрести начальные знания по географии.

Дети познакомятся и с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений в разные сезоны, с основными этапами их роста и развития.

Продолжится знакомство с вегетативным размножением растений. Усложняются способы ухода и сам характер организации труда (вводятся дежурства по уголку природы). Ребята учатся определять, как способ ухода, так и его необходимость.

Дети должны уметь видеть существенные признаки и индивидуальные особенности различных растений, их вариативность.

В соответствии с этими задачами, следует обратить особое внимание на разнообразие растений не только по их внешнему строению, но и по их потребностям в определенных условиях среды.

Система ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями

Система ознакомления детей дошкольного возраста с комнатными растениями складывается из взаимодействия трех основных блоков:

1) занятия, как специально организованная форма обучения;

2) совместная деятельность воспитателя с детьми;

3) самостоятельная деятельность детей.

В первом блоке функция обучающего принадлежит воспитателю, второй блок предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка, а в третьем блоке детям предоставляется возможность действовать самостоятельно, применяя накопленные знания и опыт.

1-Й БЛОК: СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Сюда следует отнести занятия и экскурсии.

На занятиях проводятся:

— наблюдения за комнатными растениями (это могут быть распознающие, сравнительные, наблюдения за ростом и развитием растений)

-изобразительная деятельность (особенно в старших группах)

-обучение труду по уходу за отдельными видами комнатных растений

-это могут быть также занятия по развитию речи (например: составление описательных рассказов, загадок, придумывание сказок, этические беседы и т. п.)

-занятия по обобщению представлений и классификации с использованием моделей или в форме специально организованных дидактических игр.

При отсутствии зимнего или ботанического сада экзотических растений, кажется невозможным организация полноценных экскурсий, но не стоит сразу отказываться от обучения в такой форме. Достаточно организовать экскурсию в соседнюю группу: рассмотреть растения, которых нет у вас, отметить их состояние, дать полезную и познавательную информацию о них. В качестве подарка можно предложить черенки растений, выращенных самими ребятами, особенно если такая экскурсия проводится для старших детей в младшей группе.

2-Й БЛОК: СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ

-это наблюдения в уголке природы

-дидактические игры

-рассказы воспитателя или чтение художественной литературы

-беседы с детьми

-рассматривание иллюстраций в книгах (сейчас выпускается огромное количество иллюстрированных справочников и энциклопедий комнатных растений)

-несложные опыты

-просмотры диа — и видеофильмов

-работы с моделями

-различные виды изобразительной деятельности.

3-Й БЛОК: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

В старших группах, при достаточном опыте, навыках и умениях, — дети могут самостоятельно выполнять поручения воспитателя по несложному уходу за растениями.

Это, прежде всего, полив растений, обтирание влажной тряпочкой растений с плотными кожистыми листьями, обметание пыли, мытье поддонов. Необходимо отметить, что особенностью такого вида деятельности является то, что воспитатель предварительно обсуждает с детьми план проведения работы и последовательность выполняемых действий, а затем поручения выполняются самостоятельно, но при постоянном контроле со стороны воспитателя.

-также это может быть самостоятельная изобразительная деятельность.

-рассматривание иллюстрированных альбомов и книг.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ В МЛАДШИХ

При организации занятий по ознакомлению младших дошкольников с комнатными растениями воспитатель решает три основных задачи:

1) последовательно и систематично формировать знания детей о комнатных растениях, новых трудовых навыках и умениях;

2) используя познавательное содержание занятий – способствовать развитию речевых умений (активизация словаря, чистота речи, грамматически правильная речь и т. д.)

3) формирование позитивного отношения к живой природе и к растениям в частности.

Если говорить о методике проведения занятий в младших группах, то предпочтение надо отдавать наглядным и практическим методам, а именно: наблюдения, рассматривание наглядно-иллюстративного материала, дидактическая игра). Словесные методы применяются постоянно, но как дополнительные.

Следует отметить, что в младших группах

одна и та же тема занятия должна повторяться многократно, для закрепления и упрочнения знаний и познавательных умений.

Особую роль в этом могут сыграть специально организованные дидактические игры. Какие же знания должны быть усвоены детьми младших групп во время таких игр?

1.Названия 1-2 комнатных растений

2.Строение комнатных растений (« Как деревце, как травка»)

3.Знать и показывать части растения: цветок (один или много); ветка; листок ( большой, маленький, зеленый)

Чтобы малыши лучше усваивали эти знания вначале следует дать задание на нахождение растений по сходству («Найди такой же»), при этом дети видят, что комнатные растения отличаются друг от друга.(например: два одинаковых, а третий не похож). Затем следует обратить внимание детей на то, чем же отличаются друг от друга эти растения (форма листа, размер, окраска цветка и т. д.) После этого можно проводить игру типа «Найди по описанию».Во время проведения таких игр не следует требовать от детей знания названий растений.

Основные знания о комнатных растениях дети младших возрастных групп получают не на занятиях, а в повседневной жизни и в совместной деятельности. Поэтому следует целенаправленно проводить эту работу, помогать детям накапливать постепенно знания, поддерживать их любознательность и активность, постоянно побуждать их к наблюдениям (например: обратить внимание на то, как у растения на окне повернулись к свету листочки, или какой красивый распустился цветок ит. д.)

На протяжении всего года в повседневной жизни воспитатель должен проводить работу по формированию элементарных трудовых навыков. Но, даже такая простая, на первый взгляд, работа, как полив комнатных растений требует особого внимания и контроля со стороны воспитателя. Так вначале дети могут только наблюдать за работой воспитателя и слушать его пояснения, а затем пассивно участвовать в поливе: при этом ребенок держит леечку с водой, а воспитатель своей рукой направляет руку ребенка.

Так постепенно в результате наблюдений и труда в уголке природы у детей формируются конкретные сведения о внешнем виде комнатных растений и о некоторых способах ухода за ними.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ, СОВМЕСТНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ.

В средней группе значительное место занимают занятия, направленные на первичное ознакомление с комнатными растениями, которые предполагают формирование конкретных знаний о них.

Наиболее целесообразно использовать для этого занятия проводимые методом наблюдения. Со средней группы также можно проводить такой особый вид занятия, как экскурсия. С детьми средней группы проводятся занятия, имеющие целью расширение, углубление, закрепление у детей знаний о комнатных растениях, а также занятия по обучению элементарным способам ухода за ними. Усвоение первоначальных знаний о потребностях различных растений, а также условиях необходимых для удовлетворения этих потребностей, позволяет организованно на занятиях научить детей правильно поливать комнатные растения, показать некоторые несложные способы удаления пыли с листьев. Такие занятия способствуют закреплению и уточнению знаний, полученных ранее, а также активному применению их в практической деятельности и приучают детей заботиться о живой природе.

При организации занятий в средней группе следует учитывать возросшую дробность (расчлененность) восприятия, т. е. умение называть большое количество признаков, но не умение выделять из них наиболее существенные, главные, и этому детей следует обучить. Как в повседневной жизни, так и на занятиях необходимо использовать различные дидактические игры

. Дети средней группы уже имеют некоторые представления о комнатных растениях, поэтому в таких играх можно вводить более сложные задания, например: находить растения по описанию воспитателя, а затем повторить задания, помогающие ребятам самим описывать растения. Таким образом, внимание детей будет направлено на отличительные признаки отдельных комнатных растений, их строение. При проведении игр воспитатель как можно чаще сам произносит название растений. После этого, детям будет гораздо легче справиться с таким заданием, как «Найди растение по названию».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]