Познавательно-исследовательский проект «Воздух-невидимка» в старшей группе.


Познавательно-исследовательский проект «Воздух-невидимка» в старшей группе.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотри, Кузя! Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.

Кузя: А мне этот мешочек что-то напомнил! Летом я видел, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видел у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг!

Воспитатель: Конечно, Кузя! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает!

Кузя: Значит, если внутри чего-то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух?

Дидактическая игра «Где спрятался воздух?»

(дети поочерёдно достают из Кузиного сундучка игрушки и раскладывают на 2 подноса)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли Кузе! Теперь ты знаешь, Кузя, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.

Кузя: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные.

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем.

Ф/м «Мыльные пузыри» (под музыку)

Воспитатель: Кузя, как ты думаешь, что находится внутри мыльных пузырей?

Кузя: Конечно же, мыло!

Воспитатель: Ребята, прав ли Кузя? Почему? Конечно же, в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

Кузя: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Кузе, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?

Краткосрочный проект «Воздух вокруг нас»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Звёздочка» города Зернограда

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «ПОЧЕМУЧКИ»

«Воздух вокруг нас»

Краткосрочный проект в подготовительной группе «Почемучки» «Воздух вокруг нас»

Вид проекта:

краткосрочный, групповой.

Тип проекта

: информационно-исследовательский, познавательный.

Сроки реализации проекта:

1 месяц

Участники проекта:

воспитатели, дети, родители.

Возраст детей:

6 — 7 лет.

Актуальность

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов.

Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Актуальность выбранной темы проекта еще и в том, что человек не бережет то, что имеет, ведь ежегодно в воздух выбрасывается более миллиона тонн вредных веществ, которые губительно сказываются на жизнь всего живого мира.

Проблема

У детей недостаточно знаний о воздухе. Люди, животные и растения дышат воздухом. Воздух находится везде. А как его можно увидеть? Как доказать, что он существует? Что такое воздух? Зачем он нужен людям и другим живым организмам? Какое значение воздуха? Как воздух загрязняется? Как охранять воздух? Такие вопросы возникли у детей во время беседы о воздухе.

Поиск форм ответа на поставленные вопросы

1.Работа с методической и художественной литературой.

2.Разработка содержания деятельности и подготовка ресурсного обеспечения для проведения исследований, опытов, экспериментов с воздухом, дидактических игр, занятий.

Цель проекта:

Создать условия для развития познавательно-исследовательских способностей детей в процессе проекта; сформировать у детей знания о значении воздуха в жизни всего живого на земле.

Задачи проекта для детей

  1. Познакомить детей с понятием «воздух».
  2. Формировать знания детей о свойствах воздуха: прозрачный, невидимый, может двигаться, необходим всем живым для жизни.
  3. Развивать познавательный интерес к экспериментированию через вовлечение их в проведение опытов.
  4. Пополнить словарь детей словами: двигается, надутый, спущенный, невидимый, передает запах.
  5. Формировать желание находить способы решения проблемы.
  6. Воспитывать наблюдательность, любознательность.

Задачи для педагога

1. Подобрать и изучить методическую литературу и интернет – ресурсы по теме проекта.

2. Подобрать дидактические игры, опыты, конспекты НОД видеоматериалы о свойствах и применении воздуха.

3. Способствовать сплочению детско-родительских отношений, улучшению контакта между работниками дошкольного учреждения и родителями.

4. Мотивировать родителей для участия в реализации проекта «Познакомьтесь – это воздух!»

Задачи для родителей:

1.Улучшить взаимопонимание со своим малышом. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей, уверенность в собственных педагогических возможностях.

2.Стимулировать желание детей узнать новое о неживой природе.

3.Обеспечить атмосферу доброжелательности, комфортности в общении ребёнок-родитель.

Ожидаемые результаты:

  1. Повыситься уровень развития любознательности детей.
  2. Дети должны получить элементарные представления о воздухе, его свойствах.
  3. Дети должны получить простейшие знания об опытах, с помощью которых можно познакомиться с воздухом.
  4. Развитие у детей коммуникативных навыков, умения работать в команде.
  5. Повышение педагогической грамотности родителей. Привлечение родителей к сотрудничеству, приобретение знаний по организации познавательно – исследовательской деятельности по теме «Воздух».

Предполагаемый результат

  • Представление опыта работы в виде презентации.
  • Организация фотовыставки «Воздух и мы».
  • Создание альбома «Воздух вокруг нас»
  • Организация группового музея «Воздух-невидимка»
  • Ролик «Воздух – нужен всем»

В результате реализации проекта дети будут знать

  • Где находится воздух.
  • Роль воздуха в жизни человека.
  • Роль воздуха в жизни животных.
  • Роль воздуха в жизни растений.
  • Для чего нужен воздух.
  • Свойства воздуха.
  • Способы очищения воздуха.
  • Правила юного исследователя.

В результате реализации проекта дети будут уметь

  • Выполнять действия по организации экспериментов с воздухом.
  • Задавать вопросы, искать ответы.
  • Видеть проблему по определенной теме.
  • Формулировать цель, планировать задачи.
  • Выдвигать гипотезы и проверять их.
  • Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы.
  • Оформлять результаты опытов в виде простейших схем, знаков, рисунков.

Основные направления в работе

  • Работа с детьми.
  • Работа с родителями.
  • Работа с сотрудниками.
  • Работа по усовершенствованию предметно-развивающей среды.

Механизм реализации проекта

  • Работа с детьми

    планируется и проводится в течение всего дня, через все виды деятельности.

  • Занятия непосредственно образовательной деятельности (НОД)
  • Экспериментальная деятельность дошкольников.
  • Поисково-исследовательская деятельность.
  • Организация игр: дидактических, настольно-печатных, словесных, творческих, сюжетно-ролевых.
  • Организация трудовой деятельности.
  • Организация художественно-речевой деятельности.
  • Организация изобразительной деятельности.
  • Рассматривание картин, иллюстраций.
  • Организация прогулок и наблюдений.
  • Чтение художественных произведений.
  • Беседы.
  • Выставка детских рисунков.

План реализации проекта

  1. этап.
    Подготовительный
  • Составление проекта.
  • Изучение и анализ уровня развития у детей познавательных способностей,

умений и навыков исследовательской деятельности и творческого

проектирования.

  • Подбор методик, форм работы с детьми, родителями воспитанников,
  • Создание эффективной предметно-развивающей среды в группе, создание информационного пространства для родителей.
  • Подбор детской художественной литературы для чтения детям.
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  • Консультация для родителей с целью знакомства с темой, задачами проекта, содержанием работы.
  • Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы по теме проекта.
  • Рассматривание иллюстраций, сюжетных картин.
  • Разучивание игр.
  • Разучивание музыкального репертуара.
  • Использование информационно-коммуникативных технологий

Основной этап

Планирование работы с детьми

№ п/п Содержание работы Ресурсное обеспечение
1 Беседы, дидактические игры Беседы: «Как услышать воздух», «Носы нужны не только для красы», «Летающие семена».

Д/И: «Какой ветер», «Угадай, от какого дерева эти семена», «Что лишнее?», «Что сначала, что потом?».

Труд, привлечь ребят к мытью листьев комнатных растений.

2 Чтение художественной литературы С.Маршак «Мыльные пузыри», И.Токмакова «Ветрено, ветрено», Н. Некрасов «Заунывный ветер», С.Михалков «Три ветра», С.Жупанин «Нарисую ветер», Сказка «Южный ветерок» В.М. Гаршин; Сказка «Лягушка – путешественница» В. Катаев; русская народная сказка «Пузырь, лапоть и соломинка»

Стихи о воздухе и ветре (Приложение 1)

Загадки, пословицы и поговорки о воздухе. (Приложение 1)

Беседы «Что такое воздух», «Значение воздуха для жизни и роста живых организмов», «Носы нужны не только для красы», «Какую пользу приносит ветер?» (Приложение 4)

3 Познавательно-исследовательская деятельность Наблюдение за ветром.

Исследования воздуха в разных местах: в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге и т.д.

НОД «Воздух и его роль в жизни человека»

Игровые упражнения «Почувствуй воздух»,

«Отгадай запах» Наблюдение «Загадочные пузырьки».

Опыты: «Воздух», «Ветер – это движение воздуха», «Волшебная воронка», «Дырявая баночка», «Надувание воздушного шарика»,

«Что в пакете?», «Загадочные пузырьки».

«Надувание мыльных пузырей», «Пузырьки-спасатели», «Морской бой».

4 Игровая деятельность Игры с различными игрушками, связанными с воздухом: музыкальные инструменты, вертушки, веера.

Сюжетно-ролевые игры «Путешествие на парусном корабле», «Полёт на самолёте», «Путешествие на воздушном шаре».

5 Художественно-эстетическая деятельность Рисование с помощью мыльных пузырьков.

Игры с различными конструкторами. Тема: «Самолёт»

Рисование «Какой он воздух?»

6 Взаимодействие с родителями: Консультации «Учите детей любить природу», «

Нам нужен чистый воздух»

«Оздоровление воздуха с помощью растений» -рекомендации родителям.

Работа с родителями:

  • Анкетирование.
  • Оформление папок – передвижек, папок – раскладушек.
  • Организация совместной деятельности: изготовление атрибутов, игр, домашние задания.
  • Составление кроссвордов.
  • Подбор художественного слова, загадок.
  • Выставка рисунков.
  • Выставка иллюстраций, фотографий.
  • Индивидуальные беседы.

Работа с сотрудниками:

  • Разработка методических материалов в рамках

Итоги проекта:

  • Анализ проделанной работы, мониторинг уровня развития исследовательских навыков детей, определение уровня компетенции родителей по организации естественно – научных наблюдений и экспериментов с детьми дома, желание сотрудничать с педагогами ДОУ.
  • Осуществление поставленных задач, наработка диагностического, методического, практического материала, определение наиболее эффективных методов и приёмов работы с детьми, родителями, педагогами детского сада по организации естественно — научных наблюдений и экспериментов с детьми.
  • Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом
  • Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».

Конспект открытого занятия «Воздух — невидимка»

МКОУ Тогучинского района «Буготакская средняя школа»

Воспитатель: Казанцева Анна Юрьевна

Конспект открытого занятия в разновозрастной группе «Воздух — невидимка»

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель:

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать речевую и познавательную активность, в процессе экспериментирования.

Задачи:

.

Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

.

Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

.

Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

.

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования
воздухом – кляксографией
.

.

Активизировать речевую деятельность.

.

Закреплять и расширять словарный запас детей.

.

Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материалы и оборудование:

полиэтиленовые пакеты, зубочистки, бумажные вееры, стаканчики с водой, коктейльные трубочки, карточки-обозначения, емкости с измельченными продуктами (апельсин, чеснок, лук,), салфетки, повязки для глаз по количеству детей, фартуки по количеству детей, воздушные шарики, колпачки от фломастеров, аудиозапись, красные и зеленые сигнальные карточки, кисточки, гуашь заранее разведенная водой, лист бумаги.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель

: ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).

(Дети берутся за руки и встают в круг).

Возьмёмся за руки, друзья!

Друг другу улыбнёмся.

Мы пожелаем всем добра,

И здравствуй скажем дружно!

Воспитатель:

дети, хотите, я вам расскажу удивительную историю? Вы уже знаете, что на планете Земля есть океаны. Но есть еще один невидимый океан. Мы можем в него нырять, купаться, и оставаться сухими, что же это за океан, не знаете? Тогда отгадайте загадку: Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, но все же Без него мы жить не можем (Воздух)

Воспитатель:

молодцы, ребята. А как вы думаете в помещении детского сада есть воздух? (Ответы детей).

Воспитатель:

сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые – исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Ответы детей). Правильно ребята, лаборатория. Сегодня я для вас организовала небольшую лабораторию в группе. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Находиться мы должны в спец одежде, одеваем фартуки. В лаборатории надо соблюдать определённые правила:

. Соблюдать тишину, не перебивать друг друга.

. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.

. На столах ничего не трогать без разрешения руководителя.

. Слушаем очень внимательно.

. Работать аккуратно.

Воспитатель: ребята, как можно поймать воздух? (Ответы детей).

ОПЫТ №1.

«Как поймать воздух?»

Воспитатель

: возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. «Раз, два, три воздух лови» и пакеты закрутим. Что произошло с пакетами? (раздулся). Что в них находится? (воздух).Какой он? (прозрачный). Вы его видите? (нет). Вы его ощущаете? (нет).

Воспитатель:

хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на его руками. Что вы чувствуете? (струйку воздуха).

Воспитатель

: а как еще можно почувствовать воздух? (ответы детей).

Ребята на столе ежит веер, возьмите его в руки и помашите на себя. Что вы чувствуете? (ветерок).

ВЫВОД

: воздух можно почувствовать.

Воспитатель

: а вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей).

ОПЫТ №2.

«Видим воздух»

Воспитатель

: нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. (дети вдыхают воздух, а выдыхают в трубочку). Что вы видите? (пузырьки воздуха). Подуйте в трубочку сильно, а потом слабо. Что изменилось? (ответы детей). В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет). Почему? (ответы детей).

ВЫВОД

: воздух моно видеть. Когда мы выдыхаем много и сильно воздуха, то пузырьков много. Когда поменьше выдыхаем и слабо, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой, мы увидели воздух.

Воспитатель:

ребята а можно ли услышать воздух? Как можно услышать? (ответы детей). Если подуть в крышку от фломастера, то мы услышим звук. Возьмите по крышечке и подуйте с краю. Что вы слыщите? (звук воздуха).

А теперь давайте надуем воздушный шарик. Как вы думаете, что можно сделать с шариком, чтобы услышать воздух? (ответы детей), (слышим писк воздуха).

ВЫВОД

: воздух можно услышать.

Физкультминутка: Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево) Выходи гулять! («зовут») Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево) Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах) Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте) Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки) Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте) Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам) Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках) Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

Воспитатель:

а можно почувствовать запах воздуха? (ответы детей).

ОПЫТ №3.

«Узнай по запаху»

Воспитатель: сам воздух не имеет запах, но может запахи переносит. По запаху, мы можем угадать, что приготовила на кухни нам мама. Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсина, лука, чеснока). (Дети по очереди нюхают контейнер с запахом). Вы замечательно справились. Молодцы.

ВЫВОД:

чистый воздух ничем не пахнет, пахнет он лишь тем, чей запах в данный момент распространяется.

Воспитатель:

ребята, а как вы думаете, имеет ли воздух вес? (ответы детей). Сейчас мы это проверим. На деревянной палочке висят на одном уровне два воздушных шарика, то есть они имеют одинаковый вес? (ответы детей), (Да).Один шарик воспитатель проткнул зубочисткой и он лопнул, то есть воздух вышел, он стал легче (выше, чем шарик, наполненный воздухом).

ВЫВОД:

воздух имеет вес.

Воспитатель:

ребята, а воздухом можно рисовать. Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? (да).

Воспитатель

: макаем кисть в разведенную краску и брызгаем на лист бумаги. Чем гуще краска — тем насыщеннее цвет, но труднее она выдувается. Берем трубочку, и дуем через нее на разноцветные капли краски, они превращаются в кляксы. При этом лист бумаги можно поворачивать – кляксы получаются ещё интереснее! (дети пробуют рисовать). Анализ работ детей.

Рефлексия

Воспитатель:

давайте ещё раз закрепим, что мы узнали про воздух. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать цветные карточки. Красная карточка означает – нет, а зелёная – да. Будьте внимательны!

-Воздух окружает нас со всех сторон. (Да).

-Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим (Да).

-Воздух тяжелее воды (нет).

— Человек может жить без воздуха (нет).

-Ветер это движение воздуха (да).

-Чистый воздух имеет запах (нет).

Воспитатель:

молодцы отлично поработали. Ребята, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, какой вам опыт больше всего понравился? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей), (кляксография).

Воспитатель:

наше занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Детям вручаются в подарок воздушные шарики.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]