Образовательное событие как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ


Образовательное событие как форма взаимодействия всех участников образовательного процесса в ДОУ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОБЫТИЕ, КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО

Тютюнник Г.Г.

МБДОУ № 10

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменения в содержании и формах организации образовательного процесса. В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка.

Образовательное событие – специальная форма организации и реализации образовательной деятельности.

По Б. Д. Эльконину, «событие не является следствием и продолжением естественного течения жизни. Событие связано как раз с перерывом этого течения и переходом в другую реальность. То есть событие должно быть осмыслено как ответственное действие, как переход из одного в другой тип поведения, от одних представлений к другим, от непонимания другого к его освоению и принятию. Событие нельзя понимать как случайность. Событие предполагает очень серьезную, трудную и напряженную работу и переживание».

Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели

Ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере. В образовательном событии также представлена целостная картина личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость, сопереживание. Подготовка к образовательному событию – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, детей, родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств.

Как отмечают исследователи, для дошкольников образовательное событие — это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения. Особенностью образовательного события является появление образовательного результата (продукта) возникшего в ходе специально организованного взаимодействия педагога и ребенка. Такие продукты могут быть как материальные (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат выставки, мини — музеи), так и нематериальные (новое знание, образ, идея, отношение, переживание и т. п.).

На практике перед нами встал вопрос: как организовать образовательное событие, чтобы все его участники были активны — и дети, и взрослые: воспитатели, специалисты дошкольной организации и семья воспитанников.

Поэтому объектом нашего исследования стало образовательное событие.

Предметом– взаимодействие всех участников образовательного процесса при его подготовке и организации.

Целью стало обобщение педагогического опыта работы по проведению и подготовке образовательного события для развития музыкальных способностей детей.

Цель определила следующие задачи:

  1. Проанализировать имеющуюся литературу по проблеме;
  2. Разработать технологию организации образовательного события;
  3. Проанализировать опыт взаимодействия всех участников образовательного процесса в вопросах реализации задач музыкального развития детей.

Анализ теоретических исследований, нормативных документов, практических рекомендаций позволил нам определить этапы работы, сформулировать задачи и наметить пути решения выявленных проблем.

Чтобы организовать образовательное событие в ДОО, мы выделили несколько этапов:

1 этап: определение тематики образовательных событий в соответствии с содержанием образовательной программы. Мероприятия фиксируются в комплексно — тематическом, годовом плане работы ДОО, в календарных планах педагогов.

2 этап: – постановка целей и задач предстоящего образовательного события, планирование этапов подготовки.

3 этап: подготовка к образовательному событию.

4 этап: проведение образовательного события, самый замечательный и долгожданный момент действия.

5 этап: аналитический, проводится рефлексия, выявляется эффект от участия в образовательном событии.

Взаимодействие педагогов — воспитателей, специалистов — и семей воспитанников по реализации событийности организуем на каждом этапе.

Деятельность педагога осуществляется на различных уровнях: при моделировании предметно-пространственной среды, проведении образовательной деятельности, в процессе режимных моментов, индивидуальной и групповых форм, взаимодействия с семьёй и социумом.

Особенностью этой деятельности является то, что она носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации, требует наличия ряда профессиональных умений и навыков, среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты.

В соответствии с этапами деятельности определяем роль и обязанности каждого участника образовательного события.

Так, на 1 и 2 этапе совместно определяем тематику, планируем цели и задачи предстоящего события. В идеале, здесь должна быть организована совместная деятельность педагогов и воспитанников, но на практике не всегда так получается. Поэтому воспитатель сам определяет цели и задачи образовательного события. Как правило, в данном мероприятии участвует несколько педагогов, и они организуют данную деятельность совместно. Для каждого специалиста она будет связана с их непосредственной образовательной деятельностью: для инструктора по физической культуре с двигательной деятельностью, для логопедов — с речевой коррекционной, для музыкального руководителя — с развитием музыкальных способностей. Идет определение целей организованной образовательной деятельности разной по содержанию и форме, традиционной и нетрадиционной. Педагоги определяют, какие дополнительные ресурсы им необходимы для проведение образовательного события (планируется их совместная деятельность, в том числе и с родителями, разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию). Через различные формы взаимодействия с семьями воспитанников повышаем компетентность родителей по определённым вопросам, информируем их о предстоящих мероприятиях, Широко используем информационные стенды, памятки, буклеты, тетради взаимодействия и т.п.

На третьем этапе, в процессе подготовки к образовательному событию воспитатели и специалисты — учителя-логопеды, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре — организуют совместные виды деятельности с детьми, в результате, воспитанники получают представления, знания и умения, которые будут необходимы при проведении образовательного события. Здесь организуется непосредственно образовательная деятельность на занятиях и в ходе режимных моментов. В процессе подготовки к образовательному событию воспитанники получают знания и умения, которые будут необходимы в дальнейшем. Воспитатели и специалисты организуют различные виды деятельности, детям даются игровые задания, родители активно помогают выполнять творческие работы, осуществляется совместный просмотр тематических материалов. Но содержание основной образовательной программы детьми важно не только усвоить, но и уметь использовать в различных – сходных и нестандартных – ситуациях. Поэтому эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-игровой среды. В её обогащении также принимают участие и педагоги, и родители. При этом предметно-игровая среда призвана содействовать решению задач целенаправленного обогащения представлений детей, всестороннего развития и формирования личности дошкольников. На этом этапе родители активно включаются в образовательный процесс и вместе с детьми участвуют в проектах, выставках, мастер-классах, творческих мастерских.

Четвертый этап — самый яркий и долгожданный. Это непосредственное проведение образовательного события. Сам сценарий образовательного события разрабатывается педагогами — воспитателями и специалистами. Яркая наглядность (оформление выставки из детских работ, оформление места проведения события согласно тематике, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии подготовки образовательного события).

Разработанная технология способствует решению задач основной образовательной программы дошкольного образования, в том числе развитию музыкальных способностей детей. И это особенно ценно для музыкального руководителя, так как он активно участвует во всех этапах организации образовательного события.

Событиями у нас стали различные формы работы: праздник, тематическое развлечение, развлечение-экспромт, развлечение-импровизация, развлечение-игра, музыкальная гостиная, проектная деятельность, КВН, творческая мастерская (делаем муз. инструменты, мастерим подарки для героя), экскурсия, игротека, концерт, концерт-беседа, музыкально-дидактические игры, знакомство с театром, инсценирование сказок, экспериментирование, шумный праздник в группе, сладкий вечер, игры-забавы, сюжетно-ролевые игры, вечера фокусов и шуток.

Решая задачи музыкального образования, мы с детьми отметили День рождения нашего детского сада. Встретились с «Капитошкой», поиграли с капельками воды, поэкспериментировали с ними. Познакомили с фабричными музыкальными инструментами. Вместе с родителями изготовили самодельные шумовые инструменты для выставки и организовали оркестр для героя.

При этом использовали такие формы работы, как просмотр мультфильма; слушание песен про Капитошку; игра-забава «Капли капают везде»; пальчиковая игра «Капель»; экспериментирование со звуками; оркестр; музыкальная игра-инсценировка «Кап-кап, звенит капель».

Образовательным событием этой темы стало развлечение «У Капитошки день рождения».

Во время недели музыки были использованы такие формы работы, как встречи с интересными людьми: «Музыканты в моей семье»; слушание музыки «Звуки весны»; демонстрация обучающего фильма «Природа оживает»; музыкальные минутки «Скрипка ласково поёт»; познавательный рассказ о композиторе; совместное музицирование с школьниками — гостями из школы искусств; озвучивание сказки «Путешествие по музыкальной стране». Образовательным событием стал конкурс «Папа, мама, я — музыкальная семья».

При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, — но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности.

Последний этап — аналитический. По итогам образовательного события проводим обмен мнениями об участии в событии, все участники делятся своими впечатлениями, высказывают свое мнение по поводу прожитого. На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в образовательный процесс. Эффективность деятельности по вопросам музыкального образования в этом направлении подтверждаем результатами: усвоения всеми детьми основной образовательной программы дошкольного образования, показателями развития музыкальных способностей, повышение количества детей, продолжающих своё обучение в школах искусств, вокальных студиях, танцевальных коллективах.

Таким образом, разработанная технология позволяет так организовать образовательное событие, чтобы все его участники были активны — и дети, и взрослые: воспитатели, специалисты дошкольной организации и семья воспитанников. А это будет способствовать решению задач основной образовательной программы дошкольного образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М, 1983.
  2. Коренева Татьяна Фёдоровна Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. В 2-х частях.Ч.2.-М.: ВЛАДОС,2001.-
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года.

Образовательное событие план-конспект занятия (подготовительная группа)

« Осень в гости к нам пришла»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе.

Задачи:1. Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе (короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воздуха).2 .Уточнить и расширить словарный запас по теме, совершенствовать грамматический строй речи через согласование слов существительных с числительными, продолжать учить образовывать относительные прилагательные.3. Развивать интонационную и мимическую выразительность речи, общую моторику рук.4. Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности и любви к природе.

Предварительная работа: Беседы об осени с выделением признаков в разные периоды, наблюдения за изменениями в природе, чтение стихов, отгадывание загадок об осени, рассматривание иллюстраций по теме «Осень», беседа о перелетных птицах; различные дидактические игры, различные виды вырезывания из цветной бумаги.

Ход занятия:

Дети входят в группу, а на полу разбросаны разноцветные листики.

Воспитатель: Дети, что здесь произошло?

Дети: Наступила осень.

Воспитатель (читает стихотворение)

Осень начинается,Листья осыпаются.Их веселый хороводВетер кружит и несет.Всё засыпано листвойЖелтой, красной, золотой.Дети соберите эти листочки и назовите, с каких деревьев они упали.Д/игра «Скажи с какого дерева листья»У берёзы листья …берёзовые.У клёна листья…кленовые.У дуба листья …дубовые.У тополя листья…тополиные.У осины листья…осиновые.У липы листья… липовые.У рябины листья…рябиновые.У каштана листья… каштановые.

Воспитатель: Дети, а как называется явление природы, когда опадают листья?

Дети: Листопад

Воспитатель: Мы немного отдохнём и сделаем физминутку.

Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны.)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Воспитатель: Вы любите загадки отгадывать? Послушайте мою загадку.

Пришла без красок,

И без кисти,

И перекрасила все листья.

Воспитатель: Про какое время года эта загадка?

Дети: Осень.

Воспитатель: Осень прекрасное время года, у неё есть три периода, какие?

Дети: Ранняя, золотая, поздняя осень.

Воспитатель: Молодцы, а какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Сентябрь относится к ранней осени, октябрь к золотой, а ноябрь к поздней осени.

Дети, а что происходит с природой осенью, назовите приметы осени.

Дети: С деревьев начинают опадать листья, птицы улетают на юг, чаще идёт дождь, солнце не так уже греет, дни становятся короче, убирают урожай овощей и фруктов.

Воспитатель: Правильно. Птицы начинают улетать в октябре. А вы

Знаете, как называют птиц, которые улетают в тёплые края?

Дети: Перелётные

Воспитатель: Почему они улетают?

Дети: С наступлением холодов насекомые пропадают.

Воспитатель: У вас на столе части картины, соберите их в одну целую картину и скажите, какая примета у вас получилась.

Д/и «Собери картинку» (Дети работают парами, собирая разрезанную на части картинку с признаками осени)

(Воспитатель спрашивает, какие картинки у них получились?)

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску, что там изображено?

(на плакате нарисовано дерево)

Дети: Дерево. Воспитатель: Мне кажется чего — то не хватает на дереве? Дети: листиков Воспитатель: Дети, вы вырежете разноцветные листочки и наклеите их на дерево и возле дерева. Давайте подготовим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Осенний букет»

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого пальца)

Будем листья собирать (сжимаем и разжимаем кулачки)

Листья березы (загибаем пальчики, начиная с большого пальца)

Листья рябины

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)

(Дети самостоятельно выполняют аппликацию)

Воспитатель: Молодцы ребята, посмотрите, какая у нас красивая картина получилась. Давайте эту картину мы подарим малышам.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]