Родительский клуб — нетрадиционная форма эффективного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ


Родительский клуб — нетрадиционная форма эффективного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ

Плотникова Анна Евгеньевна

воспитатель

«Детский сад № 22»

г. Каменск-Уральский

Родительский клуб — нетрадиционная форма эффективного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ

Краткое описание: опыт работы по созданию семейного родительского клуба в дошкольном учреждении (группе) для эффективного взаимодействия с родителями и примерный годовой план работы клуба будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.

Семья и детский сад являются главными институтами воспитания ребёнка. Общественное и семейное воспитание детей должны быть единой системой как воспитательных, так и образовательных практик, реализуемых совместными силами всех участников воспитательно — образовательного процесса. Главными целями должны стать: формирование нравственной, полноценно — развитой личности, готовой к жизни в современном обществе. И перед каждым современным педагогом стоит задача по организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, активное привлечение родителей к совместному развитию детей в ДОУ и семье, разработка единых требований, целей и задач для развития детей дошкольного возраста.

В связи с этим каждое ДОУ использует различные формы работы с семьёй. Можно выделить традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй. К традиционным формам можно отнести:

  • родительские собрания,
  • беседы, посещение семей,
  • совместные праздники и развлечения,
  • консультации,
  • оформление стендов, папок передвижек с информацией для родителей,
  • выставки семейных работ, фотовыставки,
  • дни открытых дверей.

К нетрадиционным:

  • проведение мастер-классов,
  • совместные прогулки, развлечения, экскурсии в праздничные и выходные дни,
  • круглые столы, выпуски семейных и групповых газет и плакатов,
  • презентации,
  • видео-конкурсы,
  • совместные ИКТ-презентации,
  • выпуск брошюр, листовок, буклетов,
  • выставки семейных реликвий,
  • создание и функционирование семейного клуба.

Сегодня я хочу поделиться опытом работы создания семейного клуба в группе детского сада. Это замечательная возможность организации наиболее эффективного взаимодействия педагогов и родителей в дошкольном учреждении.

Цель семейного клуба: создание единого воспитательного и образовательного процесса в ДОУ и семье, активного вовлечения родителей во все мероприятия детского сада и группы, эффективного взаимодействия взрослых и детей.

Задачи Клуба:

  • оказание консультативного, психолого-педагогического просвещения и помощи родителям,
  • повышение педагогической культуры родителей,
  • привлечение родителей к участию в жизни ДОУ,
  • создание условий для полноценного общения и сотрудничества между родителями и педагогом (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).

Важные условия для работы клуба:

  • принятие совместного решени о создании клуба на первом родительском сорании,
  • увлечь родителей интересным направлением (тематикой) на год,
  • определение периодичности встреч (ежемесячно, ежеквартально),
  • составление плана работы клуба,
  • встречи проводятся совместно с детьми и родителями с привлечением специалистов.

Предлагаю вам примерный план работы клуба в дошкольном учреждении в соответствии годовой / проектной темой.

План работы семейного клуба «Мы вместе»

Годовая тема: «Ознакомление с родным городом»

Сроки Мероприятие Цель
Сентябрь Анкетирование семей ​​​​​​​Выявление знаний и представлений родителей и детей о родном городе, его истории, необходимости работы по данному направлению
Первая встреча

«Что мы знаем о нашей малой родине».

Заинтересовать родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей, создание условий для совместного ознакомления детей с родным городом
Октябрь Буклеты по наиболее актуальным запросам родитей:

«Семья и компьютер», «Безопасность ребёнка на улице», «Читаем вместе о родном городе»

Формирование у родителей потребности в получении профессиональной педагогической помощи.
Фотовыставка «Прогулка по городским достопримечательностям вместе с мамой (папой)» Знакомство с достопримечательностями родного города. вызвать у родителей желание показать детям исторические месты и памятники.
Ноябрь Вторая встреча

Творческая мастерская «Семейные традиции»

Осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным традициям семей
Мини-музей: «Ремесленная мастерская» Познакомить детей с ремеслом родного города.
Декабрь Подготовка, репетиции, участие в Новогоднем празднике Привлечь родителей к участию в празднике в различных ролях героев
Конкурсы:

«Новогодняя игрушка для городской ёлки»

«Новогодняя открытка «Городская сказка»

«Новогодние окна»

Совместное участие в детско-родительских конкурсах
В течении полугодия Экскурсии:

Пожарная часть

Музей

Почта

Дома культуры

Достопримечательности города

Привлечь родителей к совместным походам на экскурсии по городу
Январь Буклет для родителей «Что рассказать и прочитать детям о родном городе Авторские стихи о городе» Рекомендации родителей по ознакомлению детей с малой родиной. Познакомить с авторскими стихами городских поэтов.
Январь Мини-музей «Мой город» Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми, созданию макетов достопримечательностей города из любых материалов, оформление мини-музея в группе
3 встреча

«Встреча с интересными людьми»

Познакомить с городскими писателями, руководителями творческих и танцевальных коллективов, известными людьми города
Февраль Акция «Игротека» Привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности
Военно-патриотическая игра «Зарничка» Привлечь пап и дедушек к участию в зарничке.
Фотовыставка «Любимый папа, дедушка»
Март Весенний праздник «8 Марта» Привлечь родителей к подготовке и проведению весеннего праздника, оформлению (русской берёзки, русской избы)
Фотовыставка

«Прогулка с мамой по родному городу»

Привлечь родителей к совместному досугу с детьми
Апрель 4 встреча

Экскурсия — квест «Улицы, названные в честь героев ВОВ. Памятники участникам ВОВ»

Привлечь родителей к совместной экскурсии по памятным местам, совместной разработке маршрута.
Книга Памяти «Великий подвиг глазами детей» Создать Книгу Памяти об участниках ВОВ. Знакомить детей с историей дедов и прадедов, участвовавших в ВОВ.
Май 5 встреча

Творческая гостиная

«Жить одной семьёй»

Создание социального – педагогического пространства для творческого взаимодействия детей и взрослых
Конкурс «Открытка ветерану» Сплочение детей и взрослых во время совместного творчества. Воспитывать чувство уважения к тем, кто воевал.
Совместное оформление окон к 1и 9 мая Создание совместными усилиями и творчеством праздничного настроения в группе
В течение года Экскурсии на работу мамы, папы Привлечь родителей к ознакомлению с предприятиями и профессиями родного города
В течение года 6 встреча

Участие в районных семейных конкурсах

Повышение роли семьи, института семейных традиций
В течение года Программа выходного дня (выход на природу, лыжные соревнования и т.д.) Организация совместного досуга детей и родителей

В заключении: влияние семьи на воспитание детей огромно. И от организации работы с родителями, их включённости и вовлеченности в педпроцесс, эффективного взаимодействия зависит успешность в едином и цельном воспитании личности каждого ребёнка.

Родительский клуб «Школа заботливых родителей»

Так что же сделать мы должны,

Чтоб дети были счастливы?! (ответы родителей).

Звенит звонок.

Переменка.

Играем в пальчиковую игру «Дружба

» на развитие мелкой моторики.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся маленькие пальчики.

Здравствуйте! (здороваются каждым пальчиком). ( Звенит звонок).

Рекомендации родителям. • Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. • Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день сразу, как можно раньше забирать домой. Начинайте посещение ДОУ по алгоритму, предложенному специалистами. • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его ослабленную нервную систему. • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в общественные заведения, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач. • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша. • Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Посоветуйтесь с воспитателями, они подскажут, как лучше одевать ребенка. • Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. • Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы. • При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу. • При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста. Воспитатель:

Дорогие родители! Заканчивая свои рекомендации, хотелось бы заострить Ваше внимание не нескольких моментах. Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку. Если ребенок сильно скучает, облегчить его состояние сможет фотография мамы в шкафчике для одежды или под подушкой его кроватки, тому же самому может послужить какая-то небольшая вещь мамы, например: ее шарфик или платочек.

Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям. В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму. Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.

Задачи семейного клуба

  1. активизировать работу учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников, создание социально-педагогической среды «ребёнок-детский сад-семья»;
  2. оказывать психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в создании благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей;
  3. повышать психолого-педагогической культуру родителей;
  4. формировать положительные установки в воспитании детей;
  5. гармонизация детско-родительских отношений;
  6. способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.

Тематическое планирование семейного клуба «Содружество»

Тематика заседанийФорма проведенияСрок
1Я и мой ребёнокСеминар-практикумСентябрь
2Счастье- это, когда мы все вместеДетско-родительский тренингНоябрь
3Играем вместеСовместное занятие родителей и детейЯнварь
4Мы вместеДетско-родительский тренингМарт
5Учимся выражать гневСовместное занятие родителей и детейМай

Комплект материалов по работе психолога с родителями

В комплект входит семейный клуб «СОДРУЖЕСТВО» с конспектами мероприятий + наглядная информация для родителей

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Заседание родительского клуба по теме «Здоровым быть — здорово!»

Пояснительная записка

В век информационно-коммуникационных технологий, когда родители постоянно загружены потоком информации, работой, повседневными проблемами, у них почти не остается времени прочитать или послушать консультацию воспитателя, прочитать информацию в родительском уголке, да и просто подольше побеседовать с воспитателем о своем ребенке. Поэтому у нас в детском саду встречи с родителями носят интерактивный, познавательный характер: краткий по времени, объемный по содержанию. От воспитателя зависит, насколько полно родитель запомнит предлагаемый ему материал, но самая главная задача – найти такие слова, чтобы они надолго запали родителю в душу и сердце, и заставили его задуматься о своей главной роли – воспитании своего ребенка.

В соответствии с ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество и взаимодействие ДОО с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие — представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.

Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценных жизненных ориентаций.

Для активизации воспитательных возможностей родителей педагогу целесообразно использовать разнообразные активные формы общения с ними: дискуссионные встречи, практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины, заседания родительских клубов и многое другое.

Совместная деятельность педагога и родителей способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в детском саду и за его пределами.

Заседание родительского клуба по теме «Здоровым быть — здорово!»

Цель: Построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников и повышение компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.

Задачи:

  • выявление ключевых проблем и факторов, влияющих на состояние здоровья детей
  • способствовать созданию эмоционально – благоприятной атмосферы в семье
  • формирование позитивного опыта семейного воспитания
  • пропаганда здорового образа жизни.

Предварительная работа: анкетирование родителей по теме заседания родительского клуба, подготовка видео материала, карточки «Вредные и полезные продукты», дидактическое пособие: «Ответь на вопрос», разработка памятки для родителей, оформление объявления – приглашения.

Участники: родители подготовительной группы, воспитатель.

Ход заседания:

Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на заседании родительского клуба. Тема сегодняшней встречи: «Здоровым быть – здорово!» В начале нашей беседы я хочу спросить: «Вы любите торт?» (ответы)

(на мольберте изображение торта)

Я предлагаю вам сегодня испечь «торт Здоровье». Согласны?

В состав обычного торта входят разнообразные компоненты. Мы с вами рассмотрим основные компоненты здорового образа жизни. Как вы думаете, что нужно, чтобы наши дети были здоровыми? (предполагаемые ответы)

Воспитатель: Да, вы правы. Правильное питание влияет на здоровье наших детей.

И для вас первое задание. На карточке с изображением продуктов, отметьте красной галочкой вредные продукты.

Воспитатель: Итак, первый кусок под названием «правильное питание», мы испекли и отправляем на наш торт.

(прикрепляем «кусок» на торт)

Воспитатель: Вы говорили о занятии спортом, походах, подвижных играх, катании на велосипеде и роликах. Все это мы назовем «физическим развитием». И это следующий компонент ЗОЖ.

Для вас второе задание. В пластиковых контейнерах спрятаны вопросы. Я предлагаю вам, взять по одному контейнеру, прочитать вопрос и ответить на него.

Вопросы:

  • Продолжи пословицу: «Если хочешь быть здоров -…» (закаляйся)
  • В какую погоду можно гулять с ребенком? (в любую)
  • Начало пути к финишу (старт)
  • Она является залогом здоровья (чистота)
  • Любит по лесу гулять и в палатке спать (турист)
  • Это, вовсе не турист. В гору лезет … (альпинист)
  • Я его кручу рукой, и на шее, и ногой,
  • И на талии кручу, и ронять я не хочу (обруч)

* Чтобы плавать научиться быстрей, Надо нам ходить в… (бассейн)

* И от ветра, и от зноя, От дождя тебя укроет. А как спать в ней сладко! Что это? (палатка)

* Наклонилась над рекой – Уговор у них такой: Обменяет ей река Окунька на червяка (удочка)

* В чистом поле у берёзки На снегу видны полоски. Подошла лиса поближе: — Здесь бежали чьи-то (лыжи)

Воспитатель: Физическая культура полезна для здоровья. Двигаясь, ребенок активно развивается, познает окружающий мир.

И мы отправляем следующий «кусок» под названием «физическое развитие» на торт.

Родитель: Если мы говорим о физическом развитии, я предлагаю вам выполнить несколько упражнений для снятия усталости.

Первое упражнение:

  1. Опустите подбородок как можно ниже, голову медленно поворачивать то вправо, то влево. Повторить упражнение по 5 раз в каждую сторону.
  2. Соедините ладони и быстро-быстро потрите ими друг о друга до ощущения сильного тепла, после чего встряхните расслабленными кистями 5 раз.
  3. Крепко зажмурьте глаза на 5 секунд, затем откройте их и — сосчитайте мысленно до пяти (повторять упражнение 3раз).
  4. Поднимитесь на носках, чтобы пятки оторвались от земли примерно на 1см, после чего опуститесь на пол. Повторите такое встряхивание 5-6 раз.

Воспитатель: Спасибо, вам (имя родителя), мы обязательно будем выполнять данные упражнения. Я надеюсь, вы немного отдохнули? И мы продолжаем. Вы говорили о том, что надо гулять на свежем воздухе. Но чтобы был свежий и чистый воздух нам всем надо беречь окружающую среду. Как вы на личном опыте учите детей беречь окружающий мир? (ответы родителей)

Воспитатель: Мы, в детском саду, тоже уделяем большое внимание экологическому воспитанию. Наши дети знают, что охрана окружающей среды — одна из глобальных проблем нашего государства Вы знаете, что недавно в нашей группе прошла квест – игра «Юный эколог». Я предлагаю вашему вниманию фрагмент этого квеста (фрагмент видео).

Воспитатель: Итак, следующий «кусок»«окружающая среда» тоже помещаем на наш торт.

Воспитатель: Наш торт уже почти готов. Не хватает одного компонента. Как вы думаете, что еще может влиять на здоровье наших детей? (если родители затрудняются с ответом, воспитатель приходит на помощь)

Если ребенок улыбчив, разговорчив, доброжелателен, легко идет на контакт с окружающими людьми – это эмоционально благополучный ребенок. Так как же мы назовем последний кусок? ( «эмоциональное благополучие»)

Воспитатель: и сейчас, я предлагаю вам посмотреть социальный ролик «Найди для меня время!».

Воспитатель: Среди повседневной суеты не забудь – обними своего ребенка, скажи ему, что любишь! (воспитатель помещает на стенд последний «кусок»«эмоциональное благополучие»)

Воспитатель: Наш торт готов. Давайте все вместе назовем его компоненты.

Воспитатель: Я недавно прочитала притчу «Четыре свечи». И мне хочется рассказать вам ее.

«Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.

Первая сказала:

— Я – Спокойствие… К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!

И огонек этой свечи погас.

Вторая чуть слышно промолвила:

— Я – Вера… К сожалению, я никому не нужна. Поэтому мне нет смысла гореть дальше.

Едва она замолчала, подул легкий ветерок и загасил свечу.

Третья свеча опечалилась:

— Я — Любовь… У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают — сказала она и погасла.

Вдруг в комнату вошел ребенок и, увидев три потухшие свечи, испуганно заплакал:

— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты!

Четвертая свеча произнесла:

— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я – Надежда».

Воспитатель (зажигает три потухшие свечи): Так давайте же не будем гасить в наших сердцах огонь спокойствия, любви и веры, а надежда нам поможет.

Рефлексия.

Воспитатель: Расскажите о ваших впечатлениях. Что понравилось? Чего вам не хватило?

Воспитатель: Разрешите мне огласить решение нашего заседания:

Хотите ли вы, не хотите ли, Но дело, товарищи, в том, Что, прежде всего, мы — родители, А все остальное – потом!

Воспитатель: И в завершении нашей встречи, я хочу подарить вам «напоминалку»«Помни всегда…»

Следующая >
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]