Родительский клуб — нетрадиционная форма эффективного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ
Плотникова Анна Евгеньевна
воспитатель
«Детский сад № 22»
г. Каменск-Уральский
Родительский клуб — нетрадиционная форма эффективного взаимодействия педагогов и родителей в ДОУ
Краткое описание: опыт работы по созданию семейного родительского клуба в дошкольном учреждении (группе) для эффективного взаимодействия с родителями и примерный годовой план работы клуба будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.
Семья и детский сад являются главными институтами воспитания ребёнка. Общественное и семейное воспитание детей должны быть единой системой как воспитательных, так и образовательных практик, реализуемых совместными силами всех участников воспитательно — образовательного процесса. Главными целями должны стать: формирование нравственной, полноценно — развитой личности, готовой к жизни в современном обществе. И перед каждым современным педагогом стоит задача по организации эффективного взаимодействия с семьями воспитанников, активное привлечение родителей к совместному развитию детей в ДОУ и семье, разработка единых требований, целей и задач для развития детей дошкольного возраста.
В связи с этим каждое ДОУ использует различные формы работы с семьёй. Можно выделить традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия с семьёй. К традиционным формам можно отнести:
- родительские собрания,
- беседы, посещение семей,
- совместные праздники и развлечения,
- консультации,
- оформление стендов, папок передвижек с информацией для родителей,
- выставки семейных работ, фотовыставки,
- дни открытых дверей.
К нетрадиционным:
- проведение мастер-классов,
- совместные прогулки, развлечения, экскурсии в праздничные и выходные дни,
- круглые столы, выпуски семейных и групповых газет и плакатов,
- презентации,
- видео-конкурсы,
- совместные ИКТ-презентации,
- выпуск брошюр, листовок, буклетов,
- выставки семейных реликвий,
- создание и функционирование семейного клуба.
Сегодня я хочу поделиться опытом работы создания семейного клуба в группе детского сада. Это замечательная возможность организации наиболее эффективного взаимодействия педагогов и родителей в дошкольном учреждении.
Цель семейного клуба: создание единого воспитательного и образовательного процесса в ДОУ и семье, активного вовлечения родителей во все мероприятия детского сада и группы, эффективного взаимодействия взрослых и детей.
Задачи Клуба:
- оказание консультативного, психолого-педагогического просвещения и помощи родителям,
- повышение педагогической культуры родителей,
- привлечение родителей к участию в жизни ДОУ,
- создание условий для полноценного общения и сотрудничества между родителями и педагогом (обмен мнениями, опытом семейного воспитания).
Важные условия для работы клуба:
- принятие совместного решени о создании клуба на первом родительском сорании,
- увлечь родителей интересным направлением (тематикой) на год,
- определение периодичности встреч (ежемесячно, ежеквартально),
- составление плана работы клуба,
- встречи проводятся совместно с детьми и родителями с привлечением специалистов.
Предлагаю вам примерный план работы клуба в дошкольном учреждении в соответствии годовой / проектной темой.
План работы семейного клуба «Мы вместе»
Годовая тема: «Ознакомление с родным городом»
Сроки | Мероприятие | Цель |
Сентябрь | Анкетирование семей | Выявление знаний и представлений родителей и детей о родном городе, его истории, необходимости работы по данному направлению |
Первая встреча «Что мы знаем о нашей малой родине». | Заинтересовать родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей, создание условий для совместного ознакомления детей с родным городом | |
Октябрь | Буклеты по наиболее актуальным запросам родитей: «Семья и компьютер», «Безопасность ребёнка на улице», «Читаем вместе о родном городе» | Формирование у родителей потребности в получении профессиональной педагогической помощи. |
Фотовыставка «Прогулка по городским достопримечательностям вместе с мамой (папой)» | Знакомство с достопримечательностями родного города. вызвать у родителей желание показать детям исторические месты и памятники. | |
Ноябрь | Вторая встреча Творческая мастерская «Семейные традиции» | Осуществление взаимодействия ДОУ и семьи через приобщение к народным традициям семей |
Мини-музей: «Ремесленная мастерская» | Познакомить детей с ремеслом родного города. | |
Декабрь | Подготовка, репетиции, участие в Новогоднем празднике | Привлечь родителей к участию в празднике в различных ролях героев |
Конкурсы: «Новогодняя игрушка для городской ёлки» «Новогодняя открытка «Городская сказка» «Новогодние окна» | Совместное участие в детско-родительских конкурсах | |
В течении полугодия | Экскурсии: Пожарная часть Музей Почта Дома культуры Достопримечательности города | Привлечь родителей к совместным походам на экскурсии по городу |
Январь | Буклет для родителей «Что рассказать и прочитать детям о родном городе Авторские стихи о городе» | Рекомендации родителей по ознакомлению детей с малой родиной. Познакомить с авторскими стихами городских поэтов. |
Январь | Мини-музей «Мой город» | Привлечь родителей к совместному творчеству с детьми, созданию макетов достопримечательностей города из любых материалов, оформление мини-музея в группе |
3 встреча «Встреча с интересными людьми» | Познакомить с городскими писателями, руководителями творческих и танцевальных коллективов, известными людьми города | |
Февраль | Акция «Игротека» | Привлечение внимания родителей к детской игре как деятельности |
Военно-патриотическая игра «Зарничка» | Привлечь пап и дедушек к участию в зарничке. | |
Фотовыставка «Любимый папа, дедушка» | ||
Март | Весенний праздник «8 Марта» | Привлечь родителей к подготовке и проведению весеннего праздника, оформлению (русской берёзки, русской избы) |
Фотовыставка «Прогулка с мамой по родному городу» | Привлечь родителей к совместному досугу с детьми | |
Апрель | 4 встреча Экскурсия — квест «Улицы, названные в честь героев ВОВ. Памятники участникам ВОВ» | Привлечь родителей к совместной экскурсии по памятным местам, совместной разработке маршрута. |
Книга Памяти «Великий подвиг глазами детей» | Создать Книгу Памяти об участниках ВОВ. Знакомить детей с историей дедов и прадедов, участвовавших в ВОВ. | |
Май | 5 встреча Творческая гостиная «Жить одной семьёй» | Создание социального – педагогического пространства для творческого взаимодействия детей и взрослых |
Конкурс «Открытка ветерану» | Сплочение детей и взрослых во время совместного творчества. Воспитывать чувство уважения к тем, кто воевал. | |
Совместное оформление окон к 1и 9 мая | Создание совместными усилиями и творчеством праздничного настроения в группе | |
В течение года | Экскурсии на работу мамы, папы | Привлечь родителей к ознакомлению с предприятиями и профессиями родного города |
В течение года | 6 встреча Участие в районных семейных конкурсах | Повышение роли семьи, института семейных традиций |
В течение года | Программа выходного дня (выход на природу, лыжные соревнования и т.д.) | Организация совместного досуга детей и родителей |
В заключении: влияние семьи на воспитание детей огромно. И от организации работы с родителями, их включённости и вовлеченности в педпроцесс, эффективного взаимодействия зависит успешность в едином и цельном воспитании личности каждого ребёнка.
Родительский клуб «Школа заботливых родителей»
Так что же сделать мы должны,
Чтоб дети были счастливы?! (ответы родителей).
Звенит звонок.
Переменка.
Играем в пальчиковую игру «Дружба
» на развитие мелкой моторики.
Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся маленькие пальчики.
Здравствуйте! (здороваются каждым пальчиком). ( Звенит звонок).
Рекомендации родителям. • Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим. • Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день сразу, как можно раньше забирать домой. Начинайте посещение ДОУ по алгоритму, предложенному специалистами. • Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить его ослабленную нервную систему. • Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему. На время прекратите походы в общественные заведения, в гости. Намного сократите просмотр телевизионных передач. • Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша. • Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе. Посоветуйтесь с воспитателями, они подскажут, как лучше одевать ребенка. • Создать в воскресные дни дома для него режим такой же, как и в детском учреждении. • Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы. • При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу или психологу. • При выраженных невротических реакциях оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста. Воспитатель:
Дорогие родители! Заканчивая свои рекомендации, хотелось бы заострить Ваше внимание не нескольких моментах. Полная адаптация ребенка к детскому саду возможна не раньше чем через 2-3 месяца. И в течение всего этого периода надо заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. Например, старайтесь первое время одевать его в знакомую одежду, дать с собой в садик любимую игрушку. Если ребенок сильно скучает, облегчить его состояние сможет фотография мамы в шкафчике для одежды или под подушкой его кроватки, тому же самому может послужить какая-то небольшая вещь мамы, например: ее шарфик или платочек.
Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду, внимательно выслушивайте его рассказы, сохраняйте рисунки и аппликации, которые он приносит; любознательность и стремление к действию возникают и развиваются (как и умение говорить или ходить) при доброжелательном и терпеливом участии взрослых, благодаря их постоянным поощрениям. В первое время ребенок может сильно уставать в детском саду: новые впечатления, новые друзья, новая деятельность, большое количество народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это еще не значит, что его адаптация проходит тяжело. Просто необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму. Поддерживайте отношения с воспитателем и другими родителями. Интересуйтесь, с кем ваш малыш дружит, приветствуйте и поощряйте дружбу. Участвуйте в жизни малыша, радуйтесь его успехам и творчеству.
Задачи семейного клуба
- активизировать работу учреждения с родителями (законными представителями) воспитанников, создание социально-педагогической среды «ребёнок-детский сад-семья»;
- оказывать психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) в создании благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей;
- повышать психолого-педагогической культуру родителей;
- формировать положительные установки в воспитании детей;
- гармонизация детско-родительских отношений;
- способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Тематическое планирование семейного клуба «Содружество»
№ | Тематика заседаний | Форма проведения | Срок |
1 | Я и мой ребёнок | Семинар-практикум | Сентябрь |
2 | Счастье- это, когда мы все вместе | Детско-родительский тренинг | Ноябрь |
3 | Играем вместе | Совместное занятие родителей и детей | Январь |
4 | Мы вместе | Детско-родительский тренинг | Март |
5 | Учимся выражать гнев | Совместное занятие родителей и детей | Май |
Комплект материалов по работе психолога с родителями
В комплект входит семейный клуб «СОДРУЖЕСТВО» с конспектами мероприятий + наглядная информация для родителей
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Пояснительная записка
В век информационно-коммуникационных технологий, когда родители постоянно загружены потоком информации, работой, повседневными проблемами, у них почти не остается времени прочитать или послушать консультацию воспитателя, прочитать информацию в родительском уголке, да и просто подольше побеседовать с воспитателем о своем ребенке. Поэтому у нас в детском саду встречи с родителями носят интерактивный, познавательный характер: краткий по времени, объемный по содержанию. От воспитателя зависит, насколько полно родитель запомнит предлагаемый ему материал, но самая главная задача – найти такие слова, чтобы они надолго запали родителю в душу и сердце, и заставили его задуматься о своей главной роли – воспитании своего ребенка.
В соответствии с ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является сотрудничество и взаимодействие ДОО с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие — представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей, формировании ценных жизненных ориентаций.
Для активизации воспитательных возможностей родителей педагогу целесообразно использовать разнообразные активные формы общения с ними: дискуссионные встречи, практикумы, тренинги, совместные досуги взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины, заседания родительских клубов и многое другое.
Совместная деятельность педагога и родителей способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в детском саду и за его пределами.
Заседание родительского клуба по теме «Здоровым быть — здорово!»
Цель: Построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников и повышение компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников.
Задачи:
- выявление ключевых проблем и факторов, влияющих на состояние здоровья детей
- способствовать созданию эмоционально – благоприятной атмосферы в семье
- формирование позитивного опыта семейного воспитания
- пропаганда здорового образа жизни.
Предварительная работа: анкетирование родителей по теме заседания родительского клуба, подготовка видео материала, карточки «Вредные и полезные продукты», дидактическое пособие: «Ответь на вопрос», разработка памятки для родителей, оформление объявления – приглашения.
Участники: родители подготовительной группы, воспитатель.
Ход заседания:
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада приветствовать вас на заседании родительского клуба. Тема сегодняшней встречи: «Здоровым быть – здорово!» В начале нашей беседы я хочу спросить: «Вы любите торт?» (ответы)
(на мольберте изображение торта)
Я предлагаю вам сегодня испечь «торт Здоровье». Согласны?
В состав обычного торта входят разнообразные компоненты. Мы с вами рассмотрим основные компоненты здорового образа жизни. Как вы думаете, что нужно, чтобы наши дети были здоровыми? (предполагаемые ответы)
Воспитатель: Да, вы правы. Правильное питание влияет на здоровье наших детей.
И для вас первое задание. На карточке с изображением продуктов, отметьте красной галочкой вредные продукты.
Воспитатель: Итак, первый кусок под названием «правильное питание», мы испекли и отправляем на наш торт.
(прикрепляем «кусок» на торт)
Воспитатель: Вы говорили о занятии спортом, походах, подвижных играх, катании на велосипеде и роликах. Все это мы назовем «физическим развитием». И это следующий компонент ЗОЖ.
Для вас второе задание. В пластиковых контейнерах спрятаны вопросы. Я предлагаю вам, взять по одному контейнеру, прочитать вопрос и ответить на него.
Вопросы:
- Продолжи пословицу: «Если хочешь быть здоров -…» (закаляйся)
- В какую погоду можно гулять с ребенком? (в любую)
- Начало пути к финишу (старт)
- Она является залогом здоровья (чистота)
- Любит по лесу гулять и в палатке спать (турист)
- Это, вовсе не турист. В гору лезет … (альпинист)
- Я его кручу рукой, и на шее, и ногой,
- И на талии кручу, и ронять я не хочу (обруч)
* Чтобы плавать научиться быстрей, Надо нам ходить в… (бассейн)
* И от ветра, и от зноя, От дождя тебя укроет. А как спать в ней сладко! Что это? (палатка)
* Наклонилась над рекой – Уговор у них такой: Обменяет ей река Окунька на червяка (удочка)
* В чистом поле у берёзки На снегу видны полоски. Подошла лиса поближе: — Здесь бежали чьи-то (лыжи)
Воспитатель: Физическая культура полезна для здоровья. Двигаясь, ребенок активно развивается, познает окружающий мир.
И мы отправляем следующий «кусок» под названием «физическое развитие» на торт.
Родитель: Если мы говорим о физическом развитии, я предлагаю вам выполнить несколько упражнений для снятия усталости.
Первое упражнение:
- Опустите подбородок как можно ниже, голову медленно поворачивать то вправо, то влево. Повторить упражнение по 5 раз в каждую сторону.
- Соедините ладони и быстро-быстро потрите ими друг о друга до ощущения сильного тепла, после чего встряхните расслабленными кистями 5 раз.
- Крепко зажмурьте глаза на 5 секунд, затем откройте их и — сосчитайте мысленно до пяти (повторять упражнение 3раз).
- Поднимитесь на носках, чтобы пятки оторвались от земли примерно на 1см, после чего опуститесь на пол. Повторите такое встряхивание 5-6 раз.
Воспитатель: Спасибо, вам (имя родителя), мы обязательно будем выполнять данные упражнения. Я надеюсь, вы немного отдохнули? И мы продолжаем. Вы говорили о том, что надо гулять на свежем воздухе. Но чтобы был свежий и чистый воздух нам всем надо беречь окружающую среду. Как вы на личном опыте учите детей беречь окружающий мир? (ответы родителей)
Воспитатель: Мы, в детском саду, тоже уделяем большое внимание экологическому воспитанию. Наши дети знают, что охрана окружающей среды — одна из глобальных проблем нашего государства Вы знаете, что недавно в нашей группе прошла квест – игра «Юный эколог». Я предлагаю вашему вниманию фрагмент этого квеста (фрагмент видео).
Воспитатель: Итак, следующий «кусок» — «окружающая среда» тоже помещаем на наш торт.
Воспитатель: Наш торт уже почти готов. Не хватает одного компонента. Как вы думаете, что еще может влиять на здоровье наших детей? (если родители затрудняются с ответом, воспитатель приходит на помощь)
Если ребенок улыбчив, разговорчив, доброжелателен, легко идет на контакт с окружающими людьми – это эмоционально благополучный ребенок. Так как же мы назовем последний кусок? ( «эмоциональное благополучие»)
Воспитатель: и сейчас, я предлагаю вам посмотреть социальный ролик «Найди для меня время!».
Воспитатель: Среди повседневной суеты не забудь – обними своего ребенка, скажи ему, что любишь! (воспитатель помещает на стенд последний «кусок» – «эмоциональное благополучие»)
Воспитатель: Наш торт готов. Давайте все вместе назовем его компоненты.
Воспитатель: Я недавно прочитала притчу «Четыре свечи». И мне хочется рассказать вам ее.
«Четыре свечи спокойно горели и потихоньку таяли. Стояла такая тишина, что было слышно, как они разговаривают.
Первая сказала:
— Я – Спокойствие… К сожалению, люди не умеют меня хранить. Думаю, мне не остаётся ничего другого, как погаснуть!
И огонек этой свечи погас.
Вторая чуть слышно промолвила:
— Я – Вера… К сожалению, я никому не нужна. Поэтому мне нет смысла гореть дальше.
Едва она замолчала, подул легкий ветерок и загасил свечу.
Третья свеча опечалилась:
— Я — Любовь… У меня больше нет сил поддерживать свой огонёк. Люди не ценят меня и не понимают — сказала она и погасла.
Вдруг в комнату вошел ребенок и, увидев три потухшие свечи, испуганно заплакал:
— Что вы делаете!? Вы должны гореть — я боюсь темноты!
Четвертая свеча произнесла:
— Не бойся и не плачь! Пока я горю, всегда можно зажечь и другие три свечи. Ведь я – Надежда».
Воспитатель (зажигает три потухшие свечи): Так давайте же не будем гасить в наших сердцах огонь спокойствия, любви и веры, а надежда нам поможет.
Рефлексия.
Воспитатель: Расскажите о ваших впечатлениях. Что понравилось? Чего вам не хватило?
Воспитатель: Разрешите мне огласить решение нашего заседания:
Хотите ли вы, не хотите ли, Но дело, товарищи, в том, Что, прежде всего, мы — родители, А все остальное – потом!
Воспитатель: И в завершении нашей встречи, я хочу подарить вам «напоминалку» — «Помни всегда…»
Следующая > |