Педагогический проект « Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»


Педагогический проект « Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»

Администрация городского округа Саранск

Управление образования

МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида»

Педагогический проект

« Духовно-нравственное воспитание детей на основе традиций своего народа»

(на 2017-2018 учебный год)

Выполнила:

воспитатель первой кв.категории

Малаева Ольга Борисовна

г. Саранск 2017

Проблема

Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие»

, —
писал известный русский религиозный философ
.

Система духовно-нравственного воспитания ребенка строится «на» и «через» приобщения его к культурному наследию своего народа. Важным средством духовно-нравственного воспитания дошкольников, является приобщение их к традициям народа.

Актуальность

темы определяется потребностью нашего общества в духовно-нравственном воспитаниит детей на основе традиций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию.

В «Законе об образовании» духовно-нравственное просвещение обозначено, как одно из приоритетных направлений общего развития ребенка.

Детство – время, когда человек приобретает знания об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

«Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным!», — сказал К.Д. Ушинский. Он ввел в русскую педагогическую культуру термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Детей дошкольного возраста приобщать к народной культуре, наверное, лучше всего через народные праздники и песенно-игровые традиции. Праздники – особая, яркая, живая сторона народной культуры, отражающая древние традиции, обряды, исторический опыт народа. Народные праздники наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно его обогащают, закладывают основы высоких человеческих ценностей. Раскрытие личности в ребенке полностью возможно через включение его в культуру собственного народа. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Дети знакомятся с народными традициями, а затем вносят полученные знания, опыт в свою ежедневную деятельность. Мудрость народной культуры делает их более осведомленными в бытовых ситуациях, эмоционально и нравственно воспитывает, готовит их к будущей жизни.

Проект «Неделя нравственности в детском саду»

Автор:

Садубова Самал Ибраимовна,

педагог-психолог

МАДОУ Д/С № 186 города Тюмени

Воспитание призвано оказывать влияние на нравственность общества,

возвышать дух над телом,

выдвигать вперед духовные потребности.

Задача воспитания — пробудить внимание к духовной жизни …

Если наш воспитанник знает много,но интересуется пустыми интересами,

если он ведет себя отлично,но в нем не пробуждено живое внимание

к нравственному и прекрасному —вы не достигли цели воспитания. К. Д. Ушинский

Тип проекта: семейный, краткосрочный.

Участники проекта: Педагог-психолог, родители, педагоги ДОУ, дети средних, старших и подготовительных групп,

Реализация проекта: Апрель, май 2015 год

Цель проекта:

Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании.

Задачи проекта:

• Создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций.

• Предоставить родителям теоретические знания и практические навыки

позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности.

• Вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории.

• Показать детям значимость семьи в жизни каждого человека. Воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.

Особенности проекта:

• опора на личный опыт детей, полученный ими в семье

• доступность материала для детей дошкольного возраста

• максимальная привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи

• интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении

Постановка проблемы: С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того или иного мира, который его окружает, особенно мир его семьи. Формирование у детей любви и уважения к родителям; дать возможность ребёнку реально самостоятельно прикоснуться к семейным ценностям, традициям, жизненным устоям; находить неожиданные открытия, узнавая о жизни бабушек и дедушек.

Проблемы, на решение которых направлен проект

Воспитание ребенка очень многогранный процесс. Он объединяет в себе все сферы нашей жизни, хотим мы того или нет. Все, что окружает детей, так или иначе, влияет на формирование личности. Но самой большой силой и мощью обладает семья. Родители первые, с кем ребенок знакомится, первые, кто его окружает и заботится о нем, первые, кто на него существенно влияет. И даже независимо от того, сколько времени вы проводите с ребенком, оно будет копировать в первую очередь поведение родителей.

• Распад преемственности поколений, исчезновение семейных традиций.

• Крайне низкий уровень нравственной культуры большинства современных родителей как недостаточная компетентность семьи в вопросах нравственного становления и воспитания личности ребёнка.

• Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей.

• Недостаток знаний у дошкольников о своей семье, о ее истории.

• Искаженные представления о смысле человеческой жизни, истинных ценностях у молодого поколения воспитывающих взрослых.

• Разобщенность между семьей и детским садом.

Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.

Реализация проекта

На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений. На протяжении учебного года проводились консультации для родителей на темы «Влияние родительских установок развитие ребенка», «Компьютер и телевизор – за и против», «Вредные привычки в детском возрасте», Поощрения и наказания – разумный баланс», «Как рассказывать детям сказки». Были проведены мероприятия «Детский сад — ты и я, дружная семья», «Нравственность моей семьи», акции «Дерево пожеланий» «Радуга настроения».

Ценны по своему содержанию занятия, беседы из цикла «Моя семья».

В группе регулярно проводятся занятия по теме «Уроки добра», на которых говорят о моральных и нравственных ценностях, о милосердии и уважении к старшим.

Значимое влияние оказали тренинги «Детский сад, ты и я – дружная семья», «Нравственные ценности моей семьи» Основная цель таких проектов — укрепление семьи, семейных ценностей, традиций, воспитание нравственных качеств у детей, вовлечение детей и взрослых в творческий процесс; общение родителей и детей.

Воспитание бережного отношения к природе — важная часть в нравственном становлении личности ребенка.

Разработаны тематические консультации, памятки, буклеты для родителей.

Любовь к животным — хорошее, жизнелюбивое чувство, основа многих

важнейших нравственных качеств: сострадания, желание проявить заботу, отношение к слабому. С этой целью провели ряд бесед, занятий.

По мнению родителей, сохранение семейных ценностей, уважение к ним, возрождение традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семье. У детей развивается чувство ответственности, взаимной заботы, помощи, уважения по отношению к своим родным, близким

Последствия решения проблемы

Повышается компетентность родителей в вопросах семейного воспитания. Восстанавливается преемственность семейных поколений. Дети получат необходимую информацию о своей семье, ее истории, традициях и обычаях.

Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций. Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

Предполагаемые результаты

Считаем, что главный результат, на который и направлена наша работа, — усвоение ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, любви к родным, и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

План мероприятий

День Работа с детьми Работа с родителями
  1. День Улыбки
— НОД с детьми старших групп «Наши эмоции и чувства»

— Акция «Радуга настроения»

  1. День дружбы
— НОД в младших группах «Азбука эмоций»

— Игра «Я хочу с тобой дружить»

Тренинг «Детский сад, ты и я – дружная семья!»
  1. День доброты
-НОД со старшими группами «Что такое доброта» Акция «Дерево добрых пожеланий»
  1. День толерантности
Игры «Ласковое имя», «Комплимент»

НОД «Путешествие в Казахстан»

  1. День семьи
Выставка творческих работ «Моя счастливая семья»

Беседа в старших и средних группах «Моя семья»

Тренинг для родителей «Семейные ценности»

В рамках проекта были проведены мероприятия:

1. День Улыбки. В этот день была проведена акция в старших группах «Радуга настроения». Дети выбирали по цвету, свое настроение утром и вечером, а затем мы с ними поиграли в игры, направленные на развитие эмпатии, умения чувствовать и понимать себя и других.

2. День Дружбы. Этот день запомнился особенно родителям. Родители старших групп были приглашены на мероприятие «Детский сад, ты и я – дружная семья». Игры были нацелены на сплочение родительского коллектива группы, например, «Гусеница», Паутина комплиментов, придумай девиз группы; на улучшение детско-родительских отношений, например, «На мостике», «семейная ромашка»; а также на осознание родителями, трудности воспитательской работы. Многие родители, побывав в роли воспитатели, сказали мы не за что не стали, бы воспитателями, как это сложно.

3. День Доброты. Этот день запомнился акцией «дерево добрых пожеланий».. Всем родителям и детям было предложено поучаствовать в акции и написать доброе пожелание сотрудникам детского сада на листьях и прикрепить листочек к березке. Пожеланий было много, все они были зачитаны сотрудникам. Желали здоровья, успехов, счастья, терпения, хороших и послушных деток, процветания, чтобы их всегда встречали с улыбкой.

4. С детьми было проведено занятие на тему «что такое доброта», они вспоминали свои добрые поступки, дела и прикрепляли листочек к дереву.

5. День толерантности. В этот день говорилось о том, что мы живем одной семьей, что мы дружим народами и у каждого народа есть свои интересные традиции. Так, мы решили познакомить детей с одной из многочисленной национальностью в Тюменской области – казахами. Родители и дети отправились в путешествие в Казахстан. Запомнилось родителям и детям выполнение верблюдов из крашеной соли в стеклянных сосудах, а также чаепитие в казахской юрте, подготовленное воспитателем группы.

6. День семьи. Этот день был посвящен семье, семейным ценностям и традициям. Была организована выставка детских работ «моя семья» и были приглашены родители и дети средней группы на мероприятие «мои семейные ценности». В одном из заданий родителям и детям я предложила совместно нарисовать герб своей семьи. Диагностично наблюдение за тем, как родители взаимодействует с детьми, кто у них руководит, как разделяются обязанности и какой получился рисунок. У кого-то это было гнездо с птицами и птенцами, дом и вся семья, а у кого-то один ребенок и больше никого. Родители высказывались о том, что никогда не задумывались о том, какой может быть у них герб, и как сложно придумать и вложить смысл в рисунок.

Итог: Считаю, что мы смогли создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром нравственных ценностей семейных традиций. Вызвали интерес у детей и родителей к семье, ее истории. Сумели показать детям значимость семьи в жизни каждого человека и сблизили родителей и их детей.

Список литературы
  1. Мельникова Н.В., Коновалов О.В. Психология нравственности. Учебное пособие для студентов факультетов педагогики и психологии. – Шадринск: Издательство П О «Исеть», 2004. – 158 с.
  2. Субботский Е. В. Нравственное развитие дошкольника // Вопр. психологии, 1983. №4. С.29-38.
  3. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: изд. «Речь», 2005. – 190 с.
  4. Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями/ П 24. – 2-е изд. – Волгоград: Учиитель, 2013. – 123 с.
  5. Ткчева В.В. гармонизация внутрисеейных отношений: папа, мама,я – дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений/ В.В. Ткачева. – М.: Гном и Д, 2000. – 160 с.
  6. Фопель, К. Привет, ножки! Подвижные игры для детей 3-6 лет: [пер. с нем.]/ К. Фопель. – М.: Генезис, 2005.- 135 с.
  7. Крюкова С.В. Удивляюсь, злюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и школьного возраста: практическое пособие /С.В.Крюкова Н.П. Слободняк. – М.:Генезис, 2000. – 208с.
  8. https://portal2011.com/nod-v-starshej-gruppe-nashi-emocii-i-chuvstva/
  9. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/01/proekt-moya-semya
  10. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2015/01/24/proekt-semeynye-tsennosti-v-nravstvennom-vospitanii

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]