Календарно-тематическое планирование «Лепка»
Художественно – эстетическое развитие. Лепка.
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия.
Основная задача педагога в работе по данному разделу: развитие у ребенка интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью совместно с педагогом, детьми и самостоятельно.
Перспективное планирование занятий составлено с учетом основных задач, целей и возрастных требований программы «Детство». С целью достижения желаемого результата все занятия организуются в сюжетно-игровой, занимательной форме. В соответствии с этим занятия по изобразительной деятельности строятся так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный с воспитателем предмет.
Овладение изобразительно-выразительными средствами (ритм, цвет, форма, композиция) обогащает содержание лепки, позволяет находить сходство с окружающими предметами и явлениями. Сенсорные основы изобразительной деятельности ребенка формируются в единстве с развитием образного начала. Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания лепки свободными, приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и развивает творческие возможности. Упражнения в технике изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных задач на каждом занятии с детьми, не мешая творческой работе, а помогая и способствуя ей.
Задачи:
Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах пластилина, пластической массы и способах лепки.
Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу. Закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку. Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка, цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Количество занятий:
в неделю: 1
в месяц: 4
всего в год: 36
Продолжительность занятий: 15 минут
Календарно – тематическое планирование.
Месяц | Тема занятия | Программное содержание | Методическая литература |
Сентябрь | Зернышки для семьи Пети-Петушка | Упражнять детей в отрывании маленького кусочка от большого, учить аккуратности; продолжать учить выполнять движения вслед за воспитателем. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.112-114 |
Шустрые мячики | Развивать умение скатывать шар из пластилина круговыми движениями ладоней. Воспитывать положительное отношение к процессу лепки. | «Перспективное планирование» стр.114 | |
Красивая лесенка | Продолжать учить детей раскатывать «колбаску» на дощечке прямыми движениями ладоней; побуждать детей с помощью воспитателя называть изображённый на картине предмет; воспитывать отзывчивость и доброту. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.75-77 «Перспективное планирование» стр.115 | |
Овощи | Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска, раскатывать их между ладонями прямыми движениями; развивать мелкую моторику рук, формировать знания об овощах; воспитывать отзывчивость и доброту. Закрепить знания о цвете, упражнять в назывании цвета. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.87-89 БондаренкоТ.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 69-70 | |
Октябрь | Фрукты | Закреплять знания детей о форме предметов, учить различать предметы по величине, закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилин кругообразными движениями между ладонями. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.89-91 Бондаренко Т.М.«Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр.91 «Перспективное планирование» стр.116 |
Испечем оладушки | Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Познакомить детей с предметами быта: печка, сковородка. Развивать представление об окружающем мире, воображение. Воспитывать интерес к игре-занятию, результатам работы. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.77-78 «Перспективное планирование» стр.116 | |
Пирамидка | Развивать умение раскатывать комок пластилина прямыми движениями ладоней; преобразовать «палочку» в кольцо, соединяя ее концы, раскатывать комок пластилина в шар круговыми движениями ладоней; придавать конусообразную форму шару «прищипыванием»; развивать глазомер, мелкую моторику рук, образное логическое мышление, пространственное воображение, мышление. | БондаренкоТ.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 101-102 | |
Вишня в корзинке | Учить сравнивать и описывать фрукты, отгадывать загадки, учить лепить из пластилина ягоды методом раскатывания из небольших кусочков пластилина, развивать аккуратность, мелкую моторику пальцев рук. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.127 Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр.113-114 | |
Ноябрь | Грибы | Научить детей лепить грибочки; раскатывать небольшой кусок пластилина между ладонями прямыми движениями в виде колбаски; раскатывать небольшой кусок пластилина, круговыми движениями превращая его в шар, сплющивать и концы приплющивать, придавая форму гриба; развивать мелкую моторику рук; воспитывать любознательность, аккуратность в работе. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.117 Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 95-96 «Перспективное планирование» стр.117 |
Накормим зайчика морковкой | Побуждать детей раскатывать комок пластилина, удлинять, заострять кончик столбика, сплющивая пальцами. Проявлять заботу о зайке | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.92 | |
Колобок | Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином. Учить стекой рисовать на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот) | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.98-100 Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2мл.гр.» стр. 86 | |
Подарки для зверят | Воспитывать доброжелательное отношение к персонажам. Развивать сюжетно-ролевой замысел. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук. Развивать воображение и творчество. Учить детей использовать знакомые приемы лепки для создания разных персонажей. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.112-114 Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 44-45 | |
Декабрь | Шарики для елочки | Вызвать у детей желание нарядить ёлку к празднику. Учить раскатывать из цветного пластилина и делать колечки, составлять из них гирлянду. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.80 |
Снеговик | Учить детей называть основные приметы зимнего периода, лепить снеговика из пластилина; делить пластилин на три разные части, скатывать три шара (большой, средний и маленький), соединить части, назвать цвет пластилина, доводить задуманное до конца; развивать самостоятельность. Закрепить понятия: «большой», «маленький». | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.98 | |
Новогодние подарки игрушкам | Побуждать детей лепить разные по форме конфеты (круглые, длинные, приплюснутые). Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение. Учить детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке. Воспитывать доброе отношение к животным и желание сделать им что-то приятное. | Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 119-120 | |
Снегурочка | Вызвать у детей желание передать образ Снегурочки в лепке. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций. Закреплять умение работать аккуратно. Развивать образные представления, эстетическое восприятие. Развивать детское творчество. Приобщать детей к изобразительному искусству. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.112-114 Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 44-45 «Перспективное планирование» стр.116 | |
Январь | Ежик | Учить детей лепить предмет из целого куска, передавая некоторые характерные особенности (вытянутый нос, лапы, иголки). Закреплять приемы лепки: скатывание между ладонями, формировать умение вытягивать отдельные части из целого куска. Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.52 |
Рыбка | Учить детей лепить предметы овальной формы, прищипывать детали и украшать изделие с помощью стеки. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к живой природе. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.146-148 | |
Неваляшка | Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу. Вызывать стремление украшать предмет мелкими деталями (помпон на шапочке, пуговицы на платье). Уточнить представления детей о величине предметов. Закреплять умение лепить аккуратно. Вызвать чувство радости от созданного. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.112-114 Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 44-45 «Перспективное планирование» стр.116 | |
Февраль | Шоколад ные конфетки очень любят наши детки | Учить раскатывать комочки, аккуратно пользоваться пластилином. Воспитывать положительное, заботливое отношение к окружающим. Учить детей отщипывать от большого комка маленькие комочки; класть вылепленные изделия и лишний пластилин на доску. Развивать желание лепить, радоваться созданному. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.93-96 |
Витамины | Учить раскатывать комочки пластилина круговыми движениями рук. Воспитывать интерес к процессу лепки. | Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 244 | |
Веселые вертолеты | Продолжать учить детей раскатывать на дощечке движениями вперёд-назад пластилиновые столбики и соединять их. Учить детей сопровождать слова стихотворения соответствующими действиями. Развивать внимание. Вызывать радость от созданного изображения | И.А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.12 | |
Зайчик | Развивать интерес детей к лепке знакомых предметов, состоящих из нескольких частей, учить делить кусок пластилина на нужное количество частей. Закреплять умение прочно соединять части предмета, прижимая их друг к другу. | Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 175 | |
Март | Красивый цветок для мамочки | Продолжать развивать сюжетно-ролевой замысел, продолжать учить детей наносить пластилин на картон пальчиками рук. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей составлять изображение из деталей, воспитывать стремление сделать красивую вещь. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.143 |
Миски трех медведей | Учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями. Учить сплющивать и оттягивать края мисочки вверх. Побуждать детей быть эмоционально отзывчивым на чужую беду. Развивать интерес к процессу лепки. | «Перспективное планирование» стр.60 | |
Мишка косолапый по лесу идет | Учить лепить медвежонка, передавая форму, пропорции, мелкие детали. Закрепить приёмы скатывания, сплющивания, прищипывания. Развивать эстетическое восприятие, закреплять умение аккуратно соединять части путем примазывания. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.97 | |
Весна, пора сажать деревья | Формировать умение выполнять разные способы лепки; передавать форму основной части изделия и дополнительных деталей; развивать композиционные умения; воспитывать интерес к творчеству; прививать бережное отношение к природе. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.107-109 | |
Апрель | Погремушка | Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки. Соединять части, плотно прижимая друг к другу. Упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.82-84 |
Ракета | Расширять представления детей об окружающем мире (о космосе), учить детей лепить палочки, приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладошек, соединять детали, сглаживать пальцами поверхность вылепленных предметов; прививать желание лепить. | Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 206 | |
Мы гуляем | Учить детей лепить маленькую куколку: шубка-толстый столбик, голова-шар, руки-палочки. Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями и кругообразными движениями. Учить составлять изображение из частей. Вызвать чувство радости от получившегося изображения. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.144-147 | |
Баранки и плетенки | Лепка баранок: раскатывание колбасок и замыкание их в кольцо, обыгрывание лепных изделий – «нанизывание» бубликов на связку-верёвочку. Закреплять прием раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней. Учить детей по-разному свертывать получившуюся колбаску. Формировать умение рассматривать работы, выделять сходство и различия, замечать разнообразие созданных изображений. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.100 | |
Май | Улитка | Вызвать у детей интерес к лепке. Учить лепить улитку путём сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек. | Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 82 |
Уточка | Учить детей лепить предмет , состоящий из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности(вытянутый клюв).Упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания. Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.102 | |
Гусеничка | Помогать осваивать приемы лепки: скатывать комок пластилина между двумя ладонями круговыми движениями, для придания круглой формы (шар); учить детей класть вылепленные предметы на дощечку; аккуратно пользоваться пластилином; учить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; продолжать знакомить с зеленым цветом. | О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.105-107 | |
Диагности ка | Выявить умения детей отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней, умение лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки. |
Мой детский сад
Составитель: Елесина Л.Н., воспитатель, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида «Мальвина» муниципального образования г. Ноябрьск.
Пояснительная записка
Содержание данной области Программы включает в себя изобразительную деятельность, (лепку) – традиционный для российского дошкольного образования вид активности, объединенный общим понятием «продуктивная деятельность детей».
Основой для разработки рабочей программы по художественному творчеству стали:
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ Минобрнауки от 23 ноября 2009 г. N 655,
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении Приказ Минобрнауки от 27 октября 2011 г. N 2562,
- СанПиН 2.4.1.3049-13
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Познаем играя»
Учебно-методический комплекс:
- Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г
- Е.А.Янушко « Лепка с детьми раннего возраста», М. издательство «Мозаика –Синтез», 2005г.
- Д.Н.Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2008г
Количество непосредственно образовательной деятельности общее – 36, в неделю – 1. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 3-го года жизни составляет 10 минут. Содержание образовательной области «Художественное творчество» в рабочей программе направлено на достижение целей развития эстетических чувств и интереса детей к изобразительной деятельности через решение следующих задач:
- Развитие продуктивной деятельности ребенка (лепка);
- Развитие детского творчества;
- Приобщение к изобразительному искусству.
Рабочая программа написана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приоритетное интеллектуальное направление реализуется как часть непосредственно образовательной деятельности только в некоторых темах.
Интеграция содержания образовательной области
Образовательная область | Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса |
«Здоровье» | Использование физкультминуток длительностью 1-3 минуты. Формирование привычки следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически. Ознакомление с основами техники безопасности при работе с пластилином. и правилами поведения в организованной деятельности. |
«Физическая культура» | Формирование правильной осанки, умение осознанно выполнять движения. |
«Безопасность» | Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду. |
«Социализация» | Формирование умения согласовывать свои действия с действиями партнеров. Создание условий для творческого самовыражения. Создание атмосферы творчества и доверия. Воспитание творческой самостоятельности. Воспитание уважительное отношение к окружающим. Формирование сочувствия, отзывчивости. Продолжать обогащать словарь детей «вежливыми» словами (здравствуйте, до свидания, пожалуйста, извините, спасибо и т.д.). Побуждать использовать в речи фольклор (пословицы, поговорки, потешки и др.). Развитие стремления выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства. |
«Труд» | Формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности. Учить бережно, относиться к тому, что сделано руками человека. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда: картины, книги, предметы декоративного искусства. |
«Познание» | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие. Продолжать знакомить с цветами спектра: красный, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Развивать умение группировать объекты по нескольким признакам. Продолжать знакомить детей с различными геометрическими фигурами. Формировать умение обследовать предметы разной формы. |
«Коммуникация» | Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду. Развивать умение поддерживать беседу. Совершенствовать диалогическую форму речи. Использование на занятиях художественного слова: потешек, загадок. Выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений активного и пассивного словаря детей, развитие коммуникативной функции речи, развитие связной речи. |
«Чтение художественной литературы» | Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. |
«Музыка» | Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой. |
Формы работы с детьми
Задачи работы | Формы работы | Формы организации детей | Примерный объем (в неделю) |
Непосредственно образовательная деятельность | |||
Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (лепке) | Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров, иллюстраций, произведений искусства. Игры. | Подгрупповая Индивидуальная | 10 мин. |
Основные требования к уровню подготовки воспитанников 1 младшей группы
Дети должны уметь
- Раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук; отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимать их друг к другу;
- Лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться пластилином.
Дети должны иметь представление
- об основных выразительных средствах;
- о произведениях изобразительного искусства: Ю.Васнецов, Е.Чарушин, В.Чижиков.
- о русском народно-прикладном искусстве: дымковском, богородском.
- о народных игрушках – забавах: матрешка, ванька-встанька, пирамидка, богородская игрушка.
Тематическое планирование по лепке
Предполагаемая дата проведения | N НОД | Тема | Количество НОД | В том числе: практической НОД |
01.09.2014 | 1 | «Вот такой пластилин» | 1 | 1 |
01.09.2014 | 2 | «Пластилиновая мозаика» | 1 | 1 |
08.09.2014 | 3 | «Блинчики» | 1 | 1 |
15.09.2014 | 4 | «Готовим котлеты» | 1 | 1 |
22.09.2014 | 5 | «Колбаска» | 1 | 1 |
29.09.2014 | 6 | «Покормим курочку» | 1 | 1 |
06.10.2014 | 7 | «Съешь моего яблочка» | 1 | 1 |
13.10.2014 | 8 | «Подсолнух» | 1 | 1 |
20.10.2014 | 9 | «Мухомор» | 1 | 1 |
27.10.2014 | 10 | «Маленькие змейки» | 1 | 1 |
10.11.2014 | 11 | «Яблоки» | 1 | 1 |
17.11.2014 | 12 | «Червячки для цыпленка» | 1 | 1 |
24.11.2014 | 13 | «У ежа иголки» (регионал) | 1 | 1 |
01.12.2014 | 14 | «Божья коровка» | 1 | 1 |
15.12.2014 | 16 | «Новогодняя елка» | 1 | 1 |
22.12.2014 | 17 | «Огурец» | 1 | 1 |
29.12.2014 | 18 | «Баранки» | 1 | 1 |
19.01.2015 | 19 | «Вкусный пирог» | 1 | 1 |
26.01.2015 | 20 | «Ягодная полянка» (регионал) | 1 | 1 |
02.02.2015 | 21 | «Пирожки для Машеньки» | 1 | 1 |
02.02.2015 | 22 | «Конфеты» | 1 | 1 |
09.02.2015 | 23 | «Самолет» | 1 | 1 |
16.02.2015 | 24 | «Колобок» | 1 | 1 |
02.03.2015 | 25 | «Цветные карандаши» | 1 | 1 |
16.03.2015 | 26 | «Банан» | 1 | 1 |
23.03.2015 | 27 | «Гусеница» | 1 | 1 |
23.03.2015 | 28 | «Цветы» (регионал) | 1 | 1 |
30.03.2015 | 29 | «Неваляшка» | 1 | 1 |
06.04.2015 | 30 | «Бусы» | 1 | 1 |
20.05.2015 | 32 | «Сушки» | 1 | 1 |
27.05.2015 | 33 | «Вишенки» | 1 | 1 |
18.05.2015 | 34 | «Печенье для кота» | 1 | 1 |
18.05.2015 | 35 | «Булочки» | 1 | 1 |
25.05.2015 | 36 | «Морковка» | 1 | 1 |
Диагностические НОД | 2 | |||
08.12.2014 | 15 | «Нос для снеговика» | 1 | 1 |
13.04.2015 | 31 | «Апельсин» | 1 | 1 |
Итого | 36 |
Содержание работы по освоению образовательного компонента «Лепка»
Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластилином. Учить аккуратно пользоваться материалом. Развивать умение отламывать комочки пластилина от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.). Формировать умение раскатывать комочек пластилина круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п. Приучать детей класть пластилин и вылепленные предметы на дощечку.
Способы проверки усвоения элементов содержания компонента образовательной области
Способом проверки усвоения содержания компонента образовательной области «Художественное творчество» являются диагностические НОД, которые организуются в рамках проведения мониторинга в декабре и апреле каждого учебного года.
Перечень литературы и средств обучения
Для педагогов:
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Познаем играя»
- Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г
- Е.А.Янушко « Лепка с детьми раннего возраста», М. издательство «Мозаика –Синтез», 2005г.
- Д.Н.Колдина «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2008г
Для воспитанников:
- художественная литература (сказки, потешки, рассказы).
Материально – технические (пространственные) условия организации художественного творчества детей 2-3 лет
- Уголок художественного творчества в группе;
- Художественно – творческая папка «Наше творчество» для родительской общественности группы;
- Выставка работ в приемной группы.
Технические средства обучения
- Магнитофон;
- CD и аудио материал
В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству, а именно:
- На целенаправленное развитие восприятия цвета;
- На восприятие формы;
- На восприятие величины;
- На количество предметов;
- На развитие речи, мышления;
- На развитие первоначальных представлений о природе.
Наглядно – образный материал
- Иллюстрации и репродукции;
- Наглядно – дидактический материал;
- Игровые атрибуты;
- «Живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы);
- Стихи, загадки;
- Открытки для рассматривания.
Календарно-тематическое планирование по лепке. Образовательная область «Художественное творчество»
Дата (месяц) | Содержание | ||||||
По плану | По факту | N | Тема | Базовая программа | Компонент ДОУ | Материал | Литература |
01.09.2014 | 1 | Вот какой пластилин | Познакомить детей с пластилином, его свойствами (он мягкий, его можно отщипывать), научить разминать пальцами и ладонями рук обеих рук, развивать мелкую моторику | кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов, доска для лепки | Янушко, стр. . 15 | ||
01.09.2014 | 2 | Пластилиновая мозаика | Знакомить с пластилином и его свойствами, научить отщипывать маленькие кусочки от большого куска. | Развитие мелкой моторики | кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов, доска для лепки | Янушко стр.16 | |
08.09.2014 | 3 | Блинчики | Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами, Учить сплющивать шарики из пластилина. | Развитие мелкой моторики | кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов, доска для лепки | Янушко стр. 17 | |
15.09.2014 | 4 | Готовим котлеты | Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами, учить сплющивать шарики при помощи придавливания к поверхности. | кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов, доска для лепки | Янушко стр.18 | ||
22.09.2014 | 5 | Колбаска | Научить раскатывать из пластилина колбаски, формировать интерес к работе с пластилином | кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов, доска для лепки | Янушко стр.67 | ||
29.09.2014 | 6 | Покормим курочку | Продолжать знакомить с пластилином и его свойствами, учить располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии. | Обогащение словаря за счет названий животных | кусочки мягкого пластилина среднего размера разных цветов, доска для лепки, игрушка курочка. | Янушко стр.19 | |
06.10.2014 | 7 | Съешь моего яблочка | учить скатывать маленькие шарики из пластилина и расплющивать их пальцем сверху | обогащать словарный запас за счет названий фруктов | пластилин красного и желтого цветов, вырезанная из картона яблоня, дощечка, маленькая тарелочка, красные и желтые яблоки | Колдина, стр. 8 | |
13.10.2014 | 8 | Подсолнух | продолжать учить отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем, воспитывать отзывчивость и доброту | учить сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями | пластилин черного или серого цвета, вырезанный желтый шаблон подсолнуха, дощечка, кукла – бабушка, подсолнух с семечками (муляж) | Колдина, стр.9 | |
20.10.2014 | 9 | Мухомор | Научить отщипывать маленькие кусочки пластилина и скатывать их в шарики, прикреплять их к основе. | Пластилин белого цвета, вырезанный из картона шаблон гриба, муляжи грибов | Янушко стр.29 | ||
27.10.2014 | 10 | Маленькие змейки | учить раскатывать валик (колбаску) на дощечке прямыми движениями руки, воспитывать отзывчивость и доброту | шарики из пластилина (4-5 штук), дощечка, игрушечная змея | Колдина, стр. 10 | ||
10.11.2014 | 11 | Яблоко | учить скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладоней и придавать ему форму яблока | развивать логическое мышление | пластилин зеленого и коричневого цвета, дощечка, яблоки (муляж) | Колдина, стр.19 | |
17.11.2014 | 12 | Червячки для цыпленка | учить раскатывать валик (колбаску) на дощечке прямыми движениями руки, воспитывать отзывчивость и доброту | развивать речь, учить правильно называть домашних птиц | четыре шарика пластилина коричневого цвета для каждого ребенка, дощечка, игрушечный цыпленок | Колдина, стр.11 | |
24.11.2014 | 13 | У ежа иголки (регион) | учить делать большой шар из пластилина, скатывать его круговыми движениями на дощечке, учить оформлять поделку, развивать мелкую моторику рук. | Развитие внимания, воображения, памяти | хвоинки или соломинки от сока, картонка-подставка, дощечка, игрушечный ежик | Колдина, стр.11 | |
01.12.2014 | 14 | Божья коровка | продолжать учить отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем | обогащать словарный запас за счет названий насекомых | Пластилин черного цвета, вырезанный из картона шаблон божьей коровки, муляжи насекомых. | Янушко стр. 32 | |
08.12.2013 | 15 | диагностика Нос для снеговика | Выявить умение скатывать шар круговыми движениями ладоней, раскатывать толстый столбик придавая удлиненную форму морковки | обогащать словарный запас за счет слов – названий овощей | пластилин оранжевого цвета, дощечка, натуральная морковь, вырезанный из картона снеговик | Колдина, стр.15 | |
15.12.2014 | 16 | Новогодняя елка | продолжать учить скатывать маленькие шарики круговыми движениями между ладоней и раскатывать “колбаски” | развивать речь, мышление, память детей | елочные игрушки (небьющиеся), сосновая шишка, разного цвета пластилин, дощечка | Колдина, стр.13 | |
22.12.2014 | 17 | Огурец | продолжать учить скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладоней, раскатывать толстый столбик, придавая форму овала | продолжать учить правильно называть цвет и форму овощей | пластилин зеленого цвета, нож (стека), дощечка, овощи (муляж):огурец, картофель, морковка | Колдина, стр.14 | |
29.12. 2015 | 18 | Баранки | Учить скатывать прямыми движениями колбаски из пластилина, свертывать колбаску и плотно прижимать концы. | Развитие памяти, воображения | игрушечная белочка, веревочка, дощечка | Колдина, стр. 12 | |
19.01.2015 | 19 | Вкусный пирог | учить сплющивать пластилиновый шар между ладоней, придавая форму лепешки, учит украшать с помощью дополнительного материала | горох, пуговицы, фасоль, дощечка, игрушечный кот | Колдина, стр.16 | ||
26.01.2015 | 20 | Ягодная полянка (регион) | продолжать учить скатывать из пластилина шар круговыми движениями между ладоней | Пластилин красного цвета, дощечка, муляжи ягод (брусника, клюква) | Янушко стр.38 | ||
02.02.2015 | 21 | Пирожки для Машеньки | продолжать учить отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладоней и расплющивать пальцем сверху | Развитие внимания, памяти | пластилин желтого цвета, вырезанный из картона силуэт короба, дощечка | Колдина, стр.17 | |
02.02 2015 | 22 | Конфеты | продолжать учить круговыми движениями рук скатывать шарики, прямыми движениями раскатывать толстые столбики | фантики от конфет, дощечка, кукла | Колдина, стр.18 | ||
09.02.2015 | 23 | Самолет | продолжать учить раскатывать на дощечке движениями вперед-назад столбики и соединять их | обогащать словарный запас за счет слов – названий транспорта, развивать внимание | картинки с изображением самолета, машины и корабля, дощечка | Колдина, стр.24 | |
16.02.2015 | 24 | Колобок | закрепить умение скатывать шар круговыми движениями между ладоней | Развитие речи, мышление | желтый пластилин, горох, фасоль, дощечка, игрушки: заяц, волк, медведь, лиса | Колдина, стр.21 | |
02.03.2015 | 25 | Цветные карандаши | продолжать учить скатывать шарики круговыми движениями ладоней, раскатывать столбики движениями вперед-назад, с помощью пальцев сплющивать один конец столбика, придавая форму карандаша | закреплять умение различать и называть цвета | пластилин красного, синего, желтого и зеленого цветов, дощечка, 4 коробочки разного цвета | Колдина, стр.23 | |
16.03.2015 | 26 | Банан | учить наносить пластилин тонким слоем на ограниченную поверхность | Развитие памяти, внимания | картон с контурным изображением банана, дощечка, натуральные фрукты | Колдина, стр.20 | |
23.03.2015 | 27 | Гусеница | продолжать учить скатывать маленькие шарики круговыми движениями между ладоней | обогащать словарный запас за счет названий насекомых | коротенькие веточки или спички, дощечка | Колдина, стр. 26 | |
23.03.2015 | 28 | Цветы (регион) | продолжать учить скатывать шарики круговыми движениями ладоней, надавливать пальцем на шарик прикреплять его к основе. | Пластилин разного цвета, дощечка, искусственные цветы. | Янушко стр.40 | ||
30.03.2015 | 29 | Неваляшка | учить создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики: большой снизу, маленький сверху | развивать восприятие формы и величины предмета, образное мышление | игрушка – неваляшка, 2 горошины, дощечка | Колдина, стр. 29 | |
06.04.2015 | 30 | Бусы | Учить вдавливать пластилин в определенном порядке создавая изображение, формировать интерес к работе | Развивать мелкую моторику | Пластилин разного цвета, дощечка, бусы разной формы. | Янушко стр.48 | |
13.04.2015 | 31 | диагностика Апельсин | Выявить умение скатывать из пластилина шарики, формировать интерес к работе, развивать мелкую моторику. | обогащать словарный запас за счет названий фруктов. | Оранжевый пластилин, дощечка, фрукты (апельсин, мандарин). | Янушко стр.62 | |
20.04.2015 | 32 | Сушки | Научить действовать по показу, формировать интерес к работе, развивать мелкую моторику. | Пластилин желтого цвета, игрушечная белочка, веревочка, дощечка | Янушко стр. 72 | ||
27.04.2015 | 33 | Вишенки | Закрепить навык скатывания шариков из пластилина, научить вдавливать детали в пластилин. | обогащать словарный запас за счет названий ягод | Пластилин красного цвета, муляжи ягод. | Янушко стр. 65 | |
18.05.2015 | 34 | Печенье для кота | познакомить со свойствами пластилина: мнется, скатывается, расплющивается, рвется, воспитывать отзывчивость и доброту. | вызвать интерес к работе с пластилином | полоски желтого пластилина, пластмассовая тарелочка, дощечка, игрушка – кот | Колдина, стр.7 | |
18.05.2015 | 35 | Булочка | Научить скатывать шарики из пластилина на плоской поверхности, формировать интерес к работе, развивать мелкую моторику. | Дощечка, пластилин желтого цвета, пирожки, булочки (муляжи). | Янушко стр.61 | ||
25.05.2015 | 36 | Морковка | Продолжать учить скатывать из пластилина колбаски, соединять детали путем придавливания | обогащать словарный запас за счет названий овощей. | Пластилин красного цвета, дощечка, морковка. | Янушко стр.68 |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов Программы
Мониторинг детского развития и образовательного процесса проводится два раза в год: декабрь, апрель. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка и формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ). С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Диагностика осуществляется в рамках непосредственно образовательной деятельности, а так же индивидуально. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности.
Методика диагностики
N п/п | Критерий | Задание |
1. | Раскатывает валик (“колбаску”) прямыми движениями руки, сгибает в виде кольца, соединяет концы. Скатывает маленькие шарики круговыми движениями на дощечке. | Ребенку предлагается слепить угощение для куклы и положить его на тарелочку: конфету – круговыми движениями, баранку – раскатав столбик и соединив его концы. |
2. | Без затруднений отламывает от большого комка пластилина маленькие комочки, умеет сплющивать их в ладони. | Предложить детям слепить пирожки для Машеньки. Каждый скатывает из пластилина шарик и сплющивает его в ладони придавая форму пирожка. |
3. | Умеет лепить несложные предметы, аккуратно пользоваться пластилином. | Детям предлагается самостоятельно выбрать пластилин для лепки. Спросить: «Что вы умеете лепить?» Предложить слепить колбаску, шарики, колечки и др. |
Оценка уровня развития: 0 баллов – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (низкий уровень); 1 балл – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличия контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. (средний уровень); 2 балла – проявляющаяся характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или неуспешности предыдущей деятельности и т.д. (высокий). Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.
Лепка (1 младшая группа). Образовательная область «Художественное творчество»
N группы:__________ Воспитатели: ____________________________________________ Дата проведения мониторинга:______________
N п/п | ФИ ребенка | Раскатывает валик (“колбаску”) прямыми движениями руки, сгибает в виде кольца, соединяет концы. Скатывает маленькие шарики круговыми движениями на дощечке. | Умеет лепить несложные предметы, аккуратно пользоваться пластилином. | Умеет отламывать от большого комка пластилина маленькие комочки, умеет сплющивать их в ладони. | Средний бал | Уровневый показатель | |||||
СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | СГ | КГ | ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 |
1 полугодие: В – С – Н – | 2 полугодие: В – С – Н – |
Программа кружка «Веселый пластилин»
Пояснительная записка
Пластилинография — это один из сравнительно недавно появившегося, нового жанра (вида) в изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Несмотря на то, что пластилинография – это новый вид декоративно-прикладного искусства, он успел стать неотъемлемой частью занятий с дошкольниками в ДОУ.
С раннего возраста детей знакомят с пластилином: ребёнок учится раскатывать его в руках, размазывать, сплющивать, вытягивать и скатывать, формируя примитивные фигуры и соединяя их между собой. Такой податливый материал, как пластилин, является идеальным инструментом для маленького творца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.).
Такое построение занятий кружка ”Весёлый пластилин ” способствует более успешному освоению образовательной программы. К концу, которого дети:
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так – же данная образовательная программа — обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Разработчик программы:
Воспитатель: Зимова М.Н.
Срок реализации программы — 1 год.
Актуальность программы
состоит в том, что развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки,
совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают
навыками и умениями работы с инструментами.
Цель:
Развивать художественно – творческие способности у детей старшего дошкольного возраста средствами пластилинографии.
Задачи:
Обучающие:
- Познакомить с новым способом изображения – пластилинографией.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить сопоставлять тактильное обследование предмета со зрительным восприятием формы, пропорции и цвета.
- Учить работать на заданном пространстве.
Развивающие:
- Развивать у детей интерес к художественной деятельности.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать интерес к процессу и результатам работы.
- Развивать чувство пропорции, гармонии цвета, чувство композиции и ритма.
Воспитательные:
- Воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.
- Воспитывать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- Воспитывать усидчивость, терпение, самостоятельность, эстетический вкус.
- Воспитывать у детей желание творить добро вокруг себя.
Особенности возрастной группы детей:
Возраст детей 3-4года. В этом возрасте у ребенка активно проявляются: — Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых. — Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.
Форма проведения занятий:
Программа рассчитана на работу с детьми по подгруппам в количестве 8-10человек. Занятия проводятся с детьми младшего дошкольного возраста (3-4 года) во вторую половину дня: 1 раз в неделю, длительность – 15-20 минут;
Содержание:
Содержание работы направлено на использование нетрадиционной техники работы с пластилином, для создания лепной картины с изображением выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности. Занятия в кружке ведутся на основе разработок Г. Н. Давыдовой. Конспекты занятий составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей дошкольного возраста. Использование художественного слова, игровых методов и приемов заметно оживляет занятия, вызывает интерес дошкольников, позволяет достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей.
Занятия проводятся в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.). Использование игр в обучении детей пластилинографией помогает активизировать деятельность детей, развивать познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление.
Предметный материал занятий представляет собой последовательность тщательно подобранных, постепенно усложняющихся изделий, которые близки и понятны ребенку – это предметы, с которыми он сталкивается ежедневно и хорошо знает: игрушки, сладости, овощи, фрукты, грибы, насекомые, птицы, древние и сказочные животные, обитатели подводного царства.
Техника безопасности работы с пластилином и особенности
используемого материала.
Пластилин
— мягкий, податливый материал, позволяющий выполнять над собой различные операции, способный принимать заданную ему форму. Но при этом имеет ряд отрицательных моментов:
— несвежий пластилин становится твердым, его трудно размять, подготовить к работе.
— в своем составе пластилин имеет жировые компоненты и при наложении на бумажную основу со временем образует жирные пятна.
Всех этих неприятностей можно избежать, если следовать следующим
рекомендациям:
- Твёрдый пластилин разогреть перед занятием в горячей воде (но не
заливать кипятком).
- Для работы использовать плотный картон.
- Основу покрывать скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности легче и при помощи стеки проще снять лишний пластилин.
- На рабочем столе ребёнка должна обязательно присутствовать доска или клеёнка, салфетка для рук.
- После выполненной работы первоначально вытереть руки сухой
салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
- В процессе занятия требуется выполнять минутные разминки и
физкультурные минутки.
Первые успехи в работе вызовут у детей желание создавать тематические картинки сначала под руководством взрослого, а затем в собственном творчестве, что будет способствовать развитию воображения и фантазии.
Календарно-тематический план кружка дополнительного образования
Яблоки на ветке
Сентябрь 1 неделя | |
пальцев. Закрепить умения расплющивать шарики на всей поверхности силуэта (кроны дерева). Развивать образное восприятие
Развивать мелкую моторику рук при выполнении приёма размазывания( в разных направлениях). Продолжать обучать детей самостоятельно отщипывать маленькие кусочки пластилина.
1 неделя
1 неделя
Учить лепить отдельные детали (придавливать, примазывать, разглаживать).
располагать элементы (бусинки) близко друг к другу, в определённом порядке, чередуя их по цвету.
Закреплять знание о цвете, развивать чувства ритма.
1 неделя
1 неделя
Учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок.
2 неделя
Учить создавать композицию из отдельных частей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином – скатывание, расплющивание.
Развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина.
1 неделя
сворачивания пластилина по спирали. Развивать мелкую моторику рук.
пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук.
1 неделя
развивать чувство цвета;
воспитывать интерес детей к цирковому искусству, уважение к необычной профессии клоуна – веселить людей, доставлять им радость своей работой.
1 неделя
развивать мелкую моторику рук.
Список литературы
1. Давыдова Г.Н. «Пластилинография» — 1,2. – М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2006.
2. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн» Пластилинография- М.: Издательство
«Скрипторий 2003г», 2008.
3. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» — Ярославль: «Академия развития», 1998г.
4.Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
5.Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого развития детей №28 «Колосок»
Утверждаю:
Заведующий Кравцун Ю.В._____________
«____»_______________2016г.
Программа
работыкружкадополнительногообразования«Весёлыйпластилин»
с
использованиемнетрадиционнойхудожественнойтехникиизобразительногоискусства–пластилинографии
для
детей3–4лет
на
2016-2017учебныйгод
Воспитатель первой квалификационной категории: Зимова М. Н.
г. Ессентуки 2021г.