Подготовительная группа. Старший дошкольный возраст. Дети 6-7 лет
Конспект комплексного занятия по математике и развитию речи в подготовительной коррекционной группе (ЗПР) «Три поросенка» Конспект комплексного занятия по математике и развитию речи в подготовительной коррекционной группе (ЗПР)
по сказке «Три поросенка» Цель: • Формировать
представления о количественном и порядковом счете в пределах 10, • геометрических фигурах, • развивать грамматический строй…
Технологическая карта проведения ООД по математическому развитию «Знакомство с монетами» (подготовительная группа) Тема: «Знакомство с монетами»
. Возрастная группа: подготовительная группа №9 Составила: воспитатель Ситникова Ольга Николаевна Цель: познакомить детей с российскими монетами различного номинала (достоинством 1, 2, 5, 10 рублей. Научить детей
распределять монеты по возрастанию…
ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Материал размещен в Печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания – ИЮНЬ-2021»
Малая Татьяна Викторовна
воспитатель
ФГКДОУ «Детский сад №158» МОРФ
г. Хабаровск-47
ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Программное содержание:
- Учить детей составлять арифметические задачи на сложение.
- Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
Рекламное сообщение
Демонстрационный материал: ваза, 4 флажка. 3 кубика, квадраты двух цветов, 3 треугольника одного цвета, блоки логические, мозаика Геометрические фигуры.
Раздаточный материал: Треугольники двух цветов, счетные материалы, карточки с изображением фигур.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Готовимся к школе».
Воспитатель приносит в группу конверт с заданиями учителя и предлагает детям выполнить их.
- Воспитатель вызывает к доске двух детей. Читает задание и просит одного ребенка поставить на стол 2 кубика на небольшом расстоянии друг от друга, а другого ребенка поставить еще 1 кубик сверху.
Затем спрашивает: «Что построили дети? Сколько кубиков поставил Влад? Сколько кубиков поставил Илья? Давайте составим задачу про то, что сделали мальчики: «Влад поставил на стол два кубика, а Илья – еще один кубик сверху. Сколько кубиков поставили дети?» (Дети повторяют задачу.) Для того чтобы ответить на вопрос задачи, надо ее решить».
Воспитатель вызывает к доске еще двоих детей. Просит их на доске с помощью магнитов расположить столько квадратов одного цвета, сколько кубиков поставил Влад, и столько квадратов другого цвета, сколько кубиков поставил Илья. Дети пересчитывают квадраты и отвечают на вопрос задачи: «Три кубика поставили вместе Влад и Илья».
- Воспитатель читает следующее задание и просит одного ребенка поставить в вазу з флажка, а другого – 1 флажок. Уточняет:» Сколько флажков поставила в вазу Ксюша? Сколько флажков поставила Зоя?»
Дети рассказывают о действиях Ксюши и Зои и называют количество поставленных флажков.
Воспитатель поясняет задачу: «Ксюша поставила в вазу три флажка, а Зоя – один флажок. Это условие задачи. В задаче еще должен быть вопрос: то, что надо узнать в задаче. В нашей задаче надо узнать, сколько всего флажков дети поставили в вазу».
Дети повторяют вопрос задачи и проговаривают задачу полностью. Затем воспитатель спрашивает: «Из каких частей состоит задача? Что такое «условие задачи»? Что такое «вопрос задачи»?»
Дети повторяют задачу целиком. Воспитатель поясняет: для того, чтобы ответить на вопрос задачи, ее надо решить. Он предлагает детям отсчитать столько треугольников одного цвета, сколько флажков поставила в вазу Ксюша, и столько квадратов другого цвета, сколько флажков поставила в вазу Зоя. Дети считают квадраты и отвечают на вопрос задачи: «Четыре флажка Ксюша и Зоя поставили в вазу». Воспитатель уточняет структуру арифметической задачи.
Физкультминутка.
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие движения:
Руки кверху поднимаем,
А потом их опускаем.
А теперь их разведем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, топай веселей.
II часть. Игра «Найди лишний»
Ребенку показывают набор из 3 любых, выбранных случайным образом элемента набора счетных материалов, логических блоков, геометрической мозаики. Задача ребенка найти, какой элемент лишний и обосновать свой ответ.
Педагогу следует понимать, что однозначного ответа не будет и важнейшим в данном упражнении является именно объяснение ребенка с опорой на то свойство, которое он увидел и считает важным. Педагог может указать ему, что его ответ не единственный и это задание с секретом – тогда ребенок найдет другое основание для выделения лишнего в группе.
Модификация игры: когда дети осваивают работу с выделением признаков, можно дать им более широкий ряд объектов: из 4, 5 объектов.
III часть. Игровое упражнение «Закончи ряд».
Воспитатель вместе с детьми рассматривает таблицу и уточняет: «Какие фигуры стоят в первом (втором, третьем) ряду? Одинакового ли они цвета? Какой фигуры не хватает и какого цвета? Нарисуйте эту фигуру».
После выполнения задания воспитатель показывает образец, дети сверяют с ним свои рисунки и объясняют правильность ответа.
IV часть. Осмысление.
Воспитатель восстанавливает в памяти детей то, что они делали на занятии, создавая ситуацию успеха.
– Что мы сегодня с вами составляли?
– Из каких частей состоят задачи?
– Какое задание вам больше всего понравилось?
Воспитатель хвалит детей и говорит, что они были сегодня молодцы и справились со всеми заданиями.
Литература:
- Жукова «Конспекты занятий с детьми в подготовительной школе группе».
- Никитин Б.Н. «Развивающие игры для детей».
- Помораева И.А., Позина В.А. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
- Программа математического развития детей 5-7 лет «Увлекательная математика»/ Н.А. Надеждина, Т.Н. Ермакова.
- Узорова О., Нефёдова Е. «1000 упражнений к подготовке к школе».
Методика проведения НОД по ФЭМП в подготовительной группе
Людмила Рябова
Методика проведения НОД по ФЭМП в подготовительной группе
Содержание:
1. Методика проведения НОД в подготовительной группе….3
2. Анализ программных задач….5
3. Конспект НОД…. 7
4. Рекомендуемые дидактические игры для подготовительной группы….10
5. Список литературы…12
Методика проведения НОД в подготовительной группе
Методика проведенияНОД включает следующие компоненты: реализация всех детских видов детской деятельности и использование разнообразных форм организации детей, которые зависят от степени активности детей, наличия интереса, навыка самостоятельности, уровня коммуникативности, возрастных и индивидуальных особенностей детей, вида деятельности, сложности материала.
В методике математического развития дошкольников большое внимание уделяется проблеме обучения их вычислительной деятельности. Однако только в результате целенаправленной систематической работы у них формируются достаточно прочные и осознанные знания и навыки в вычислительной деятельности, а это важная предпосылка в овладении математикой в школе.
Детей в подготовительной группе знакомят с арифметическими действиями — сложение и вычитание. Эта работа проводится поэтапно. На нескольких занятиях следует раскрыть взаимосвязь между действиями сложения и вычитания. Ознакомление проводится на основе рассматривания рисунков, по которым можно составить задачи на сложение и вычитание.После использования определенного количества упражнений дети должны уметь сделать вывод: если от суммы отнять второе слагаемое, то мы получим первое слагаемое. Понимание взаимосвязи между сложением и вычитанием используется в дальнейшем при проверке правильности ответа.
Обучение в непосредственно образовательной деятельности независимо от формы его организации отличается прежде всего программностью. Педагог намечает программное содержание, которое должно быть реализовано в ходе НОД.
Занятия имеют определенную структуру, которая во многом диктуется содержанием обучения и спецификой деятельности детей. Независимо от этих факторов в любом занятии выделяют три основные части, неразрывно связанные общим содержанием и методикой,а именно: начало, ход занятия (процесс)
и окончание.
Начало НОД предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу.На основе объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, в какой последовательности выполнять задание, к каким результатам стремиться.
Ход (процесс)
НОД- это самостоятельная умственная или практическая деятельность детей, заключающаяся в усвоении знаний и умений, которые определенный учебной задачей. На данном этапе занятия приемы и обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия, особенностями мышления каждого ребенка. Обращения ко всем детям необходимы только в том случае, если у многих наблюдаются ошибки в выполнении учебной задачи как следствие нечеткого объяснения педагога.
Минимальная помощь оказывается тем, кто быстро и легко запоминает, внимательны, умеют анализировать, сопоставлять свои действия, результаты с указанием педагога. В случае затруднения такому ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность каждому воспитаннику подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения.
Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении, показывающий, чему он научился.
Окончание НОД посвящено подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности детей. Качество полученного результата зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей, от сложности учебной задачи.
В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может быть различной. Частные методики дают более конкретные рекомендации по проведению каждой части занятия. После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
Анализ программных задач
Наш детский сад «Гном»
работает по программе
«От рождения до школы»
под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, (издание 3-е. исправленное и дополненное, издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2014 год,-368 стр.)
Проанализируем структуру программы, ее содержание и программные задачи по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.
Структура программы:
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)
-одна из образовательных областей
«Познавательного развития»
программы.
Основные цели и задачи программы по ФЭМП-это формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
Подготовительная к школе группа.
Совершенствовать и развивать умения, расширять представления данные детям в старшей группе.Добавляются задачи:
Количество и счет. Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами, знакомить с числами второго десятка. Учить называть числа в прямом и обратном порядке, последующее, предыдущее, пропущенное число.
Знакомить с составом чисел в пределах 10. Учить раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее.
Познакомить с монетами.
Учить, на наглядной основе, составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий.
Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета понимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания, используя условную меру, правильно обозначать части. Формировать первоначальные измерительные умения. Учить измерять длину, высоту, ширину.
Учить измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Дать представление о весе и способах его измерения.
Форма. Дать представление о многоугольнике, прямой линии, отрезке.
Учить распознавать фигуры в пространстве, располагать на плоскости, упорядочивать, классифицировать.
Моделировать геометрические фигуры, конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их свойств, составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу. Анализировать форму предметов в целом и отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве. Учить ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Учить «читать»
простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве.
Ориентировка во времени.Дать элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
Учить пользоваться понятиями: «сначала»
,
«потом»
,
«до»
,
«после»
,
«в одно и то же время»
. Развивать
«чувство времени»
,учить определять по часам с точностью до часа.
Особенность программы.
В программе комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры.
Конспект НОД (подготовительная группа)
Программное содержание:
• Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
• Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку.
• Учить «читать»
графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения.
• Развивать внимание, память, логическое мышление.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Цветные карандаши, образец лабиринта (см. рис. 66, числовая линейка, 2 сюжетные картинки с 8–10 отличиями.
Раздаточный материал. Тетради в клетку с изображением двух числовых линеек, состоящих из 10 клеток (см. рис. 62, карандаши, картинки с изображением лабиринтов (см. рис. 66)
.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Сделай картинки похожими»
.
На доске 2 картинки. Воспитатель предлагает детям рассмотреть их, найти отличия между ними и дорисовать предмет так, чтобы они стали похожи.
II часть. Игровое задание «Рисуем задачу»
.
У детей тетради в клетку с изображением двух числовых линеек.Воспитатель спрашивает: «Сколько клеток на числовой линейке?»
(Десять клеток.)
Дети дугой отмечают на числовой линейке сначала 4 клетки, а затем еще 5 клеток (правильность выполнения задания они сверяют с образцом на доске)
. На основании рисунка делают запись для будущей задачи с помощью цифр и арифметических знаков.
Дети читают запись, вызванный ребенок выкладывает ее на доске. По записи дети составляют задачу. Воспитатель выслушивает варианты задач. Дети вместе с воспитателем обосновывают правильность их составления, решают и отвечают на вопросы задачи, объясняют ее решение.
На второй числовой линейке дети дугами обозначают 9 клеток (сверху)
и 5 клеток
(снизу слева)
. Затем аналогично составляют и решают задачу на вычитание.
Физкультминутка
Воспитатель читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие движения.
Покажите пальцем зайца, (Правую руку сжать в кулак и выпрямить средний и указательный пальцы.)
Книжку, (Положить рядом две раскрытые ладони.)
Орех. (Сжать кулак.)
Указательному пальцу
Все известно лучше всех. (Вытянуть вверх указательный палец, согнуть и разогнуть его.)
Упражнение повторяется 2–3 раза со сменой рук.
III часть. Игровое упражнение «Спрячь фигуры»
.
От предыдущего задания в тетрадях дети отсчитывают вниз 4 клетки.Воспитатель дает им новое задание: «Нарисуйте квадрат со стороной, равной двум клеткам. Отступите три клетки и нарисуйте еще один такой же квадрат. Продолжите рисовать квадраты до конца строки».
После выполнения задания уточняет у детей: «Какую фигуру мы уже прятали в квадрат?»(Круг.)
Ребенок на доске с помощью воспитателя показывает, как вписать круг в квадрат. Дети выполняют задание в тетрадях.
Воспитатель предлагает детям подумать, какую еще фигуру можно спрятать в квадрат. (Треугольник.)
Показывает,как вписать треугольник в квадрат: верхнюю сторону квадрата надо разделить пополам и поставить точку, а затем прямыми линиями соединить ее с левым нижним и с правым нижним углами квадрата
(см. рис. 65)
.
Рис. 65
Воспитатель выясняет у детей, где спряталась третья сторона треугольника. (В стороне квадрата.)
Дети отсчитывают от предыдущего задания вниз две клетки и рисуют квадраты в строчку на расстоянии две клетки друг от друга и вписывают в них треугольники.
Воспитатель оценивает работу, и дети рисуют соответствующие солнышки.
IV часть. Игровое упражнение «Ищем дорожку к домику»
.
У детей картинки с изображениями лабиринтов (см. рис. 66)
. Воспитатель предлагает рассмотреть схему пути на графическом рисунке и прочертить дорогу к домику в соответствии со схемой. Вызванный ребенок выполняет задание на образце и комментирует свои действия.
Рис. 66
Рекомендуемые дидактические игры для подготовительной группы
«Числа, встаньте по порядку»
Цель: упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10.
Ход игры. В.вызывает всех детей и раздает им по числовой фигуре и говорит: «Вы теперь не дети, а числа. Числа, встаньте по порядку! Правильно построились числа? Сейчас они нам скажут, какое из них и на сколько больше или меньше какого?Число 1 говорит числу 2: «Я меньше тебя на 1»
. Что ему ответит число 2? (Число 2 отвечает:
«Я больше тебя на 1»
). А что ты скажешь числу 3? и т. д.
«Звезды»
Цель: упражнять в нахождении закономерности и обосновании найденного решения, в последовательном анализе каждой группы рисунков.
Ход игры.Перед детьми 4 картинки: на первой изображена 1 звездочка, на второй 2, на третьей 3, четвертая картинка закрыта. В.: «Посмотрите на эти картинки, подумайте и скажите, что нарисовано на 4 картинке? Почему вы так думаете?». В дальнейшем игра усложняется.
«Какой сегодня день»
Цель: закрепить знания о последовательности дней недели.
Ход игры. В.предлагает детям встать в круг я поиграть в игру: «Назови следующий день»
.Объясняет игровые действия и правила: «Ребенок называет день недели, например, воскресенье, и бросает мяч другому. Тот, поймав мяч, называет следующий день и т. д. 2.
«Игра с тремя обручами»
Цель: закреплять умение классифицировать предметы по 2-4 свойствам.
Ход игры В. предлагает новую ситуацию в игре с тремя обручами. Устанавливается правило игры, например фигуры, разложить так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные. Внутри зеленого все треугольники, внутри черного — все большие. Игру с тремя обручами можно повторять много раз, меняя правила игры.
«Рассели ласточек»
Цель: упражнять детей в дополнении чисел до любого заданного числа.
Ход игры. Необходимо разместить в два домика ласточек, которые сидят по рядам (на проводах горизонтально, а затем ласточек, сидящих по столбцам вертикально. Необходимо перебрать все способы размещения птиц.
Список литературы:
1. Щербакова Е. И. Методикаобучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студ. дошк. отд-ний и фак. сред. пед. учеб. заведений.- М: Издательский
, 1998. — с. 202-212
2. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой издание 3-е. исправленное и дополненное, издательство Мозаика-Синтез, Москва, 2014 год,-368 стр.
3. И. А. Помораева, В. А. Позина. Формирование элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа. Издательство «Мозаика-Синтез»
, Москва,2015.
4. https://nsportal.ru/
5. https://m.nsportal.ru/