Конспект интегрированного занятия по математике «Решение задач»для старшего дошкольного возраста
Цель: развивать навыки решения арифметических задач и выполнения арифметических действий сложение и вычитание чисел в пределах 10; способствовать повышению познавательного интереса при помощи информационно- компьютерных технологий; воспитывать позитивные реакции на успех и желание добиваться лучших результатов.
Программные задачи:
Образовательные: учить детей анализировать условия задачи, выделяя существенные и несущественные признаки; закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание до 10; учить ориентироваться на листе бумаги, определять направление от себя; закрепить названия геометрических фигур.
Развивающие: развивать навыки счета до 10 в прямом и обратном направлении; развивать навыки графического диктанта; развивать память и внимание; способствовать развитию навыков самостоятельной и коллективной работы.
Воспитательные: воспитывать культуру общения детей, умение культурно отстаивать свое мнение; воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость; устойчивый интерес к познавательной деятельности.
Оздоровительные: способствовать укреплению и сохранению физического и психического здоровья детей; формировать навык правильной осанки.
Интеграция с другими областями:
Коммуникация — способствовать совершенствованию речи, как средства общения; закрепить умение делать выводы, строить высказывания типа рассуждений; продолжать работу над четкостью и громкостью произношения звуков.
Познание — учить собирать поделку по устному описанию, находить новые конструктивные решения.
Социализация — продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, трудиться, заниматься самостоятельно выбранным делом; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, умение работать в группах.
Художественное творчество — развивать воображение, учить добавлять детали, которые превращают злого зверя в доброго.
Музыка- дать детям понятие о характере музыки с использованием шума моря, развивать музыкальный слух, учить детей различать звучание и настроение моря в музыкальной композиции.
Ход непосредственно-образовательной деятельности
1. Введение игрового момента.
Воспитатель
Сегодня утром в наш детский сад принесли письмо. Давайте его прочитаем. «Я самый страшный пират Черная Борода спрятал свои сокровища на необитаемом острове. Попасть на него не легко. В пути вас ждут трудные испытания. Вы должны будете показать свои знания, умения и сообразительность. И только самые смелые смогут добраться до моих сокровищ. Желаю удачи!»
Согласны ли вы отправиться в путешествие за сокровищами.
Дети: Согласны.
2. Интеграция с конструированием.
Воспитатель:
Для того чтобы отправиться в путешествие нам необходимо построить корабли. Одного корабля нам будет мало. Давайте разобьемся на команды и построим себе корабли, на которых отправимся в плавание. Перед каждой командой лежит набор конструктора, вы должны использовать все детали.
(Дети приступают к строительству.)
Молодцы, построили хорошие корабли. Посчитайте, сколько деталей вы использовали?
(У всех команд по 10.)
А сейчас нам пора отплывать. Начинаем отсчет в обратном порядке, от 10 до 0. Первая команда считает. Вторая. Третья.
Ну, вот, мы и в море. (Музыка-шум моря.)
Вокруг нас плещутся волны, дует легкий, теплый приятный ветерок. Ребята вы слышите как шумит море. А какая музыка звучит? (Спокойная, приятная.)
3. Интеграция с развитием речи.
(Музыка продолжает звучать.)
Ой, посмотрите, впереди корабль сидит на мели. А что значит «сидит на мели»?
(Варианты ответов детей.)
Сесть на мель-это значит, что корабль попытался проплыть там, где мелко и зацепился днищем за песок. Корабль не может плыть дальше.
Воспитатель:
Матросы с корабля нам что-то кричат.
«Наш корабль сел на мель,
И матросы всю неделю
Карамель на мели ели»
Давайте попробуем повторить, что сказали матросы. (Сначала хором, потом каждая команда по отдельности, по желанию детей- индивидуально.)
Сколько матросы сидели на мели? — Неделю матросы сидели на мели.
Сколько дней в неделе? — 7 дней в неделе.
Какой первый день? — Первый день недели понедельник.
И т д.
Сколько рабочих дней, а сколько выходных? — Рабочих дней 5, а выходных 2.
Каких дней больше рабочих или выходных? — Рабочих дней больше.
4. Решение задач.
Давайте поможем кораблю сойти с мели, возьмем часть груза на свои корабли. Для этого нам надо решить задачи.
- На корабле было 10 бочек с карамелью, моряки съели 7. Сколько осталось бочек?
Сколько бочек с карамелью было на корабле? — Было 10 бочек.
Сколько бочек с карамелью съели? — 7 бочек с карамелью съели.
Что нужно найти в задаче? — Сколько бочек с карамелью осталось?
Положите перед собой столько счетных палочек, сколько было бочек с карамелью.- Дети выкладывают.
Посмотрите у всех одинаковое количество палочек в вашей команде.
Семь бочек с карамелью съели. Что надо сделать? — Убрать, отнять 7 палочек.
Сколько бочек с карамелью осталось? — 3 бочки с карамелью осталось.
Сколько у второй (третьей) команды бочек с карамелью осталось? — Осталось 3 бочки с карамелью.
- Возле корабля плавало 5 дельфинов, приплыли еще 2. Сколько стало дельфинов?
Сколько плавало дельфинов? — Плавало 5 дельфинов.
Что произошло дальше? — Приплыли еще 2 дельфина.
Что надо узнать в этой задаче? — Сколько дельфинов стало.
Дельфины приплыли, что мы делаем прибавляем или отнимаем счетные палочки? — Надо прибавить 2 палочки.
Эту задачу решите сами, помогите товарищу, если он затрудняется решить ее. Ответ я принимаю, только если у всей команды решена задача.
Дети работают в группах.
- Саша с Колей рыб удили и 6 рыбок наловили,
Кот к рыбкам подобрался, одну схватил и с ней умчался.
Сосчитайте, ребята, скорей, сколько рыб осталось у друзей.
О ком говорится в этой задачи? — О мальчиках, которые ловили рыбу.
Сколько они поймали рыбок? — 6 рыбок они поймали.
Кто к мальчикам подкрался? — К ним подкрался кот.
Сколько рыбок схватил кот? — Одну рыбку схватил кот.
Что надо найти в задаче? — Сколько рыбок осталось?
Кот забрал рыбку, прибавить или отнять надо счетные палочки?- Кот забрал рыбку, значит надо отнять счетную палочку.
Эту задачу вы тоже решаете в своих командах и помогаете друг другу, если это надо.
- Первая команда взяла 4 ящика с газировкой, вторая 3. Сколько ящиков с газировкой всего взяли с корабля?
Аналогично решаем задачу.
- На корабле было 9 ящиков шоколада. Вы съели 8 ящиков шоколада. Сколько ящиков шоколада осталось?
(Дети решают задачи с помощью счетных палочек по командам и говорят ответ, в случае затруднения, задача разбирается у доски.)
5. Физминутка
Мы очень хорошо позанимались, а теперь немного отдохнем. Выходите в центр группы.
Вот вам карточки с числами от 1 до 10, вы их не глядя берете. (Карточки лежат перевернутые)
Встаньте в порядке возрастания от 1 до 10.
А теперь в порядке убывания от 10 до 1.
Дети самостоятельно находят свое место, в случае ошибки воспитатель помогает ее исправить. Скажите громко какое у вас число. Все согласны, правильно мы встали? Как надо встать?
Воспитатель:
Молодцы! Вы хорошо умеете считать, а теперь нам пора отправляться дальше в плавание к острову сокровищ.
(Звучит музыка моря охваченного штормом.)
Послушайте. Как сильно волны стали биться о борт корабля, как ветер сильно раскачивает нашу мачту. Какая музыка звучит сейчас? (Тревожная, громкая, беспокойная.)
Это к нам морское чудище плывет.
6. Графический диктант.
Посмотрите, от острова к нам плывет чудище. Я плохо его вижу. Давайте, я буду диктовать, а вы зарисуете его по клеточкам. И посмотрим действительно ли оно страшное. (Графический диктант по клеточкам- змея.)
Музыка выключается.
Положили листочки перед собой горизонтально и поставили точку в углу клеточки с левого края. Воспитатель показывает, где ставить точку. Дети выполняют графический диктант самостоятельно.
Все рисуют только на своем листочке, внимательно слушают, что я диктую.
Я буду повторять только 2 раза, слушайте внимательно. Кто нарисовал — не кричим, а положите руки на парту, как школьники. Когда все нарисуют, я продиктую, что делать дальше.
Ой, страшное чудовище. Возьмите скорее цветные карандаши и сделайте его добрым. (Включаем спокойную музыку. Дети раскрашивают свои рисунки, самостоятельно добавляют детали, которые делают чудовище добрым.)
Какие симпатичные животные у вас получились и совсем не похожи на чудовищ. Они станут вам настоящими друзьями и помогут найти сокровища.
7. Геометрические фигуры.
Вот мы с вами и на острове. Вот и шкатулка с сокровищами. А на ней написано, что она заколдована. «Сокровище будет ваше, если вы на ощупь угадаете, какой оно формы, не подглядывая».
Кто самый смелый? Кто не боится засунуть руку в заколдованную шкатулку?
(Дети под спокойную музыку на ощупь достают геометрические фигуры, называя их. Если назвали правильно, то сокровище забирают себе, если ошиблись, то обратно в мешочек и повторно пробуют после других детей.)
8. Вывод.
Вот и закончилось наше путешествие.
Поднимите руки, кому оно понравилось.
Где мы сегодня побывали?
Что интересного было на занятии, что вам понравилось?
Что самого трудного было в этом путешествии?