Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в соответствии с ФГОС


Воспитание ребенка мамой

Мама – первый и самый главный человек в жизни малыша.Участие в воспитании ребенка матери огромно, ведь с момента зачатия и многие месяцы после рождения они являются одним целым. Мама – это весь мир ребенка, ведь именно она обеспечивает комфортные для его роста и развития условия, кормит его и ухаживает за ним. Но она должна не только хвалить, учить и любить. Воспитание ребенка мамой также предполагает и умение наказывать, объясняя, что хорошо, а что плохо.

Наказание за непослушание или проступки – такая же часть воспитания, как и поощрение. Только смешанный подход к воспитанию, умение правильно совместить доброту, любовь и строгость может быть успешным. Уже с раннего возраста малыш должен понимать, какая большая роль отведена маме в его жизни, поэтому необходимо заложить в его сознание ряд ценностей, среди которых и уважение к ней. При этом с возрастом важность воспитания ребенка мамой не уменьшается. Никто, кроме любящей матери не подскажет, правильно или неправильно поступает маленький человек. Она лучше, чем кто бы то ни было понимает, чувствует и видит, что нужно ее ребенку, направляя его на правильный жизненный путь и помогая сделать верный выбор.

Оцените статью: 4.75 4.8 из 5 (8 голоса)

Воспитание ребенка папой

Ребенку в семье необходимо как женское, так и мужское внимание. Функциональные обязанности отца в семье включают ее материальное обеспечение, ответственность, верность и надежность. Мужчина должен многое уметь технически, понимать жену и ребенка, быть способным предотвращать конфликтные ситуации, представлять, как подготовить малыша к будущей жизни, незаметно направляя его по жизненному пути.

Участие в воспитании ребенка отца имеет важнейшее значение для его развития с самого момента появления на свет. Папа, как и мама, становится источником эмоциональной уверенности для малыша. Воспитание ребенка папой направлено на формирование смелости, целеустремленности, чести и достоинства. Для малыша папа – не просто родной человек, он – образец мужчины, символ мужественности и мужского начала.

Папино участие в воспитании ребенка помогает сформировать мужское отношение к миру через личный пример и поступки, что особенно важно для мальчиков. Сын нуждается в обществе отца, его поддержке и любви. Так мальчик начинает чувствовать и вести себя как мужчина. Поэтому сыну с отцом полезно оставаться одним дома, без покровительства и вмешательства мамы, вместе ходить на прогулки и иметь свои общие секреты.

Воспитание ребенка папой важно и для девочки, так как его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец становится примером родительского поведения детей в будущем, его любовь обеспечивает формирование жизненной позиции и положение человека в социуме.

Родительский комитет в детском саду: советы «бывалых»

Отдавая ребенка в детский сад, родители вправе не только узнавать о его взаимоотношениях в коллективе, интересоваться успехами в учебе, но и самим принимать активное участие в жизни детского сада.

Тот, кто хочет вырастить самодостаточную и гармонично развитую личность, любящего и понимающего ребенка, тот всегда найдет возможность поучаствовать в важном для малыша этапе его жизни – детсадовском периоде.

Для того, чтобы родители были не просто наблюдателями воспитательного процесса, но и его участником и создается родительский комитет. Он призван решать вопросы разного уровня с администрацией дошкольного учреждения, а так же с другими организациями, обеспечивающими и контролирующими работу детского сада. При этом родительский комитет может быть создан в каждой группе, также формируется общий комитет для всего дошкольного учреждения. Основная задача родительского комитета – помощь педагогам в создании оптимальных условий для нахождения и развития детей в стенах детского сада.

Основными обязанностями родительского комитета являются:

  • Организовывать и проводить внеплановые собрания в саду с целью решения важных вопросов;
  • Решать финансовые вопросы, заниматься сбором средств на нужды группы;
  • Помогать в организации ремонта в группе и на общей детсадовской территории;
  • Организовывать и закупать подарки к праздникам;
  • Участвовать в организации мероприятий и праздников;
  • Родительский комитет вправе влиять на деятельность воспитателя, рекомендуя им те или иные виды работ;
  • Родительский комитет вправе запросить у администрации учреждения отчет о распределении детсадовских денег;
  • Контролируют работу всех сотрудников учреждения и имеют право сообщать в соответствующие структуры об обнаруженных нарушениях.

Стать членом родительского комитета можно только на добровольной основе. Деятельность, осуществляемая комитетом, достаточно сложная и ответственная, подходит не всем и не всем интересна. Если у вас нет желания, не заставляйте себя становится членом родительского комитета. При возможности вы всегда сможете предложить свою помощь уже организованной группе родителей, например, что-то привести или увезти и т.д.

Выбирается родительский комитет путем голосования на первом родительском собрании в начале учебного года. Как правило, всегда есть самовыдвиженцы 3-5 человек, которые имеют достаточно свободного времени и желания помочь воспитателям организовать комфортные условия для пребывания детей в детском саду.

Среди них выдвигается председатель комитета, который будет представлять интересы группы на всех общих собраниях сада и перед администрацией. Именно он доносит до всей группы родителей информацию, полученную на общесадовском собрании.

Работа родительского комитета: взгляд изнутри

Заседания родительского комитета проходят значительно чаще, чем родительские собрания, и согласовываются с администрацией сада. Но поскольку в комитет входит самые активные и общительные мамочки, то они сразу налаживают друг с другом контакт и встречаются для решения вопросов даже чаще запланированных заседаний.

С целью более четкой организации своей деятельности все обязанности распределяются между членами комитета.

  • Так, один из родителей осуществляет связь с администрацией дошкольного учреждения по насущным вопросам. Он же практически всегда является председателем комитета.
  • Ответственный за финансовые вопросы и сбор денег.
  • Третий налаживает и поддерживает связь с остальными родителями.
  • Четвертый член родительского комитета занимается вопросами ремонта и другими хозяйственными вопросами.
  • Пятый родитель занимается организацией подарков и активно помогает воспитателю в организации праздников и дней рождения детей;

Распределение может быть произвольным, зависит от желания и выбора самих членов комитета. В любом случае, внутри комитета рекомендуется выбрать одного человека, который будет на подхвате. Это человек, через которого воспитатели будут сообщать о своих нуждах (если требуется нарисовать плакат, напечатать раздаточный материал, что докупить в группу).

Несмотря на то, что обязанности поделены между членами родительского комитета, все вопросы все равно озвучиваются и осуждаются коллегиально, что необходимо для контроля целевого использования общих денег. Это главный принцип работы комитета.

Для лучшего контакта с родителями удобнее всего создать группу в месенджерах (в Whats up и Viber) или соц.сетях, куда будут приглашены все участники. Так вы сможете донести информацию даже до родителей, не посещающих собрания в группе.

Финансовые вопросы

Основная проблема родительских комитетов – сбор денег. Это самая трудоемкая и неблагодарная работа. Конечно, финансовая помощь дошкольному учреждению — дело добровольное. Не каждый родитель с радостью отдаст свои «кровные». Но задача родительского комитета и состоит в том, чтобы грамотно обосновать, на что и в каком объеме требуется средств. О того, насколько правильно и понятно они донесут эту потребность до остальных родителей и будет зависеть количество собранных денег.

Сказать честно, ни один детский сад не обойдется без «добровольных» пожертвований. Средства необходимы на подарки детям, на нужды группы (начиная от туалетной бумаги и заканчивая канцелярией), деньги приходится собирать на театры и музеи.

Лучше всего подсчитать и составить предварительную смету на весь год, а дальше обосновать на родительском собрании, почему удобнее собирать такую сумму денег сразу. Вам не придется каждый раз вылавливать родителей, чтобы взыскать «добровольное пожертвование» на 8 марта, 23 февраля, покупку канцтоваров и т.д., не придется нервничать за несвоевременно сданные деньги, так вы защитите себя от вкладывания своих «кровных» за какого-то другого родителя.

Имейте в виду, что любой родитель, сделавший взнос в «общую копилку», имеет право проверить работу родительского комитета.

Важно:

Все собранные деньги удобнее хранить у одного человека — это исключит путаницу. Чтобы в конце года поберечь свои нервы настоятельно советуем вести учет расходов. Обязательно сохраняйте чеки на любую даже самую маленькую покупку. Они понадобятся для последующего отчета перед родителями о потраченных средствах.

Как все организовать

Для начала необходимо узнать обо всех нуждах группы: хозтовары, канцелярия и др. Обычно воспитатели сами доводят до родительского комитета подобную информацию, но можно подстраховаться. Исходя из этого, вы решите, сколько необходимо собрать денег. Лучше попросить воспитателя предоставить вам весь список требуемых покупок с указанием их срочности. Так вы сможете предварительно спланировать, на что в первую очередь потратить собранные средства.

Праздники и подарки в саду

Большая часть собранных денег всегда уходит на закупку подарков к всевозможным праздникам: Новый Год, 8 марта, 23 февраля, а так же дни рождения и выпускные. Обсудить и выбрать подарки вы можете на родительском собрании, а так же в группе в месенджерах. Важно заранее обговорить и сойтись на общем мнении, а также уточнить, есть ли среди остальных родителей желающие помочь родительскому комитету. Родители группы могут предложить вам свою помощь: свозить на базу за подарками, помочь привести все подарки в детский сад, расфасовать конфеты и т.д. Но, как показывает практика, все вопросы по закупке подарков для детей и воспитателей группы приходится решать самостоятельно.

Среди родителей в группе всегда встречаются пару тройку, которые отказываются сдавать деньги на подарок сыну (дочке). Причины могут быть разные, и вы не вправе требовать с них финансовых вложений. Единственное, что вы должны — предупредить родителей, чтобы они самостоятельно позаботились о подарке для своих детей, дабы не испортить малышу впечатление от праздника.

К чему нужно быть готовым, став членом родительского комитета?

  • Вас обязательно будут обсуждать и осуждать. Просто будьте к этому готовы. Сложно угодить всем, поэтому просто старайтесь делать свою работу на совесть и не переживайте, если кому-то из родителей не понравился купленный вами новогодний подарок.
  • Вам придется постоянно искать компромисс между потребностью сада и возможностями родителей. Поэтому научитесь вежливо отказывать воспитателю в его желании, заручившись поддержкой родителей.
  • Вам будут постоянно писать и звонить по разным текущим и «нелепым» вопросам.
  • Вы будете тратить достаточно много личного времени на решение вопросов группы и сада.
  • Вы часто будете в роли грузчика, поскольку закупкой канцелярии и хозтоваров, подарков детям и воспитателям придется заниматься родительскому комитету.
  • Вам придется заниматься большим количеством творческой работы: рисовать плакаты, украшать залы, придумывать сценарии и т.д.

Несмотря на все вышесказанное, бояться работы в родительском комитете не нужно. Запаситесь терпением. Работа эта трудоемкая и неблагодарная, но она приносит много пользы. Став членом родительского комитета, вы имеете прямую возможность обеспечить своему ребенку лучшие условия для развития, воспитания и формирования самодостаточной личности.
Вернуться в раздел

В настоящее время педагоги ДОУ активно используют весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей. Которое включает в себя систематическое активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи семьи в воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей и активизацию их педагогического образования.

В соответствии с ФГОС детский сад обязан:

  • информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;
  • обеспечить открытость дошкольного образования;
  • создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
  • обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • создавать условия для взрослых представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.[3]

Задача педагога, непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, — привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. [1]

Наш детский сад сегодня находится в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы меняем формы и направления работы детского сада с семьей. Начинаем работу с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, проводимые анкетирование, личные беседы, на эту тему помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Для того, чтобы детский сад стал источником информации о ребенке, развитии детско-родительских отношений, предлагаем различные формы:

  • «Круглый стол» по любой теме;
  • тематические выставки;
  • соцобследование, диагностика, тесты, опрос на любые темы;
  • консультации специалистов;
  • семейные спортивные встречи;
  • почта доверия, телефон доверия;
  • открытые занятия для просмотра родителей;
  • конкурс семейных талантов;
  • день открытых дверей;
  • сайт ДОУ.

Основной формой сотрудничества с родителями являются родительские собрания, которые включают в себя весь комплекс психолога — педагогического воздействия детского сада и семьи. Однако на посредственное и формальное проведения встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Выход из этого положения мы видим в изменении форм и методов проведения родительского собрания, которые в нашем детском саду проходят в форме дискуссий, с использованием активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор. Это и презентации о жизни детей в детском саду, озадачивающие вопросы «острого блюда», минуты самоанализа, когда каждый родитель задумывается о своих взаимоотношениях с ребенком.[2]

Одной из интересных и эффективных форм взаимодействия, является выпуск газеты для родителей «Радужные лучики», которая издается в нашем ДОУ и выпускается ежеквартально. Это и способ просвещения семьи, и информирование о жизни детского сада, так же, средство развития творческих способностей педагогов и детей. В оформлении газеты принимают участия не только педагоги, но и дети подготовительной группы. Газета, как форма взаимодействия с семьей, актуальна и тем, что здесь исчезает элемент “принуждения”, о котором с тревогой говорят психологи, подчеркивая, что именно оно отталкивает родителей, мешает восприятию интересной и значимой информации. Информация о том, какая емкая работа ведется с дошкольниками в детском саду, меняет отношение родителей к педагогам и, в общем, к работе ДОУ. Зачастую родители не видят того объема работы, которая ведется с их детьми. Многих, особенно в группах раннего возраста, интересует только то, что и как кушал их ребенок, хорошо ли он спал, а воспитатель не всегда имеет возможность проконсультировать и ответить на вопросы родителей, ведь детей не оставишь без внимания. Информационные стенды, которые есть в каждой группе, родителям зачастую читать некогда, а газету можно взять с собой и уже дома, ознакомиться в спокойной обстановке.

В ДОУ был создан семейный клуб «Мы вместе », который родители активно посещают уже несколько лет. Цель клуба: создать в каждой группе разнообразное по содержанию сотрудничество, способствующее развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми. В ходе работы клуба проводятся развлечения, семейные конкурсы, мастер – классы, родители делятся своими проблемами, семейным опытом, рецептами здоровья. Занятия семейного клуба проводятся 1 раз в месяц. Участвовать в работе клуба приглашаются все желающие родители или члены семьи, а также гости, т.е. привлеченные специалисты в соответствии с выявленными предварительно запросами.

Совместно с родителями к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне был организован мини – музей. Данная форма работы способствует воспитанию патриотических чувств, систематизации ранее полученных знаний у детей.

«День открытых дверей в ДОУ» – одна из форм работы с родителями, которая представляет им возможность познакомиться с образовательным учреждением, его традициями, правилами, задачами воспитательно-образовательного процесса. Детский сад даёт возможность взрослым «прожить» день в детском саду, ощутить атмосферу детской жизни, увидеть работу педагогов. В течение этого дня они могут посетить разные виды совместной деятельности педагогов с детьми, познакомиться с организацией и содержанием режимных моментов.

Одной из форм взаимодействия ДОУ с родителями это день «Моя семья». В этот день родители разных профессий (швея, водитель, врач, библиотекарь, полицейский. военный, парикмахер ид р) приходят в гости к дошкольникам и знакомит воспитанников с особенностями своей профессии. Так же в нашем ДОУ есть день «Добрых дел», который проводится раз в месяц, родители привлекаются к субботникам, к участию в озеленении территории ДОУ, в зимние время года: постройка горок, снежных фигур.

Регулярно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей и родителей. Все семьи, которые принимают участие, мы поощряем благодарностями и дипломами на уровне группы, а наиболее активные семьи, которые принимают участие не только на уровне детского сада, но и на уровне города — награждаются грамотами и подарками от детского сада.

В настоящее время активно используется метод проектов, когда родители подключаются к выполнению определенной части общего задания, например, по ознакомлению дошкольников с родным городом. Они собирают информацию об архитектуре, названиях улиц, площадей, делают фотографии и др. Затем представляют свои работы на общем мероприятии (собрании, заседании клуба «Мы вместе»), лучшие проекты печатаются в газете ДОУ. Этот метод способствует сближению родителей, детей и педагогов.

Одним из самых любимых видов совместной деятельности остается участие родителей в праздниках. Живое общение с мамой или папой приносит детям особое удовольствие, а родители, погружаясь в мир детского праздника, лучше понимают своих детей, их желания и интересы.

Вся информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, размещается на сайте детского сада и подкрепляется фотографиями (со всеми родителями подписаны согласия на размещение фотографий детей). На сайте ДОУ любой родитель получает возможность познакомиться с особенностями образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, узнать последние новости и таким образом быть всегда в курсе всех происходящих в детском саду событий. Электронная почта детского сада, используется для работы с письменными сообщениями родителей, налаживания динамичной и действенной обратной связи в работе детского сада с семьей; она не заменяет общение, но служит хорошим поводом сделать его продуктивным, понятным и насыщенным.

При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Литература

  1. Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с.
  2. Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]