Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе Тема: «Путешествие в мир математики»


Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «Путешествие в королевство математики»

Конспект итогового занятия по ФЭМП «Путешествие в королевство математики»

для детей старшей группы

Обучающие задачи:

1. Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел. 2. Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года. 3. Закрепить умение сравнивать 2 рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно. 4. Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, сравнивать предметы по высоте. 5. Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Развивающие задачи:

1. Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание. 2. Способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. 2. Воспитывать интерес к математике.

Методические приёмы:

Успокаивающие упражнения перед занятием. Игровой (использование сюрпризных моментов). Наглядный (использование иллюстрации). Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей). Поощрение, анализ занятия. Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.

Демонстрационный материал:

«письмо», замок с геометрическими фигурами, иллюстрация двери, настольная игра.
Раздаточный материал:
набор цифр на каждого ребенка, карточки с заданиями на сравнение чисел, геометрическая фигура — круг, карандаши, карточки с числовыми домиками.
Материал:
плакат «Математическое королевство», замок с геометрическими фигурами; дома для сравнения по высоте 3 комплекта по 4 шт., числовые домики для проверки, лист А 3 , клей для аппликации, сундучок с конфетами.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель:

Ребята, я очень рада вас видеть. Встаньте, пожалуйста, в круг. Собрались все дети в круг, Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возьмемся И друг другу улыбнемся Ребята, я очень рада видеть вас. Возьмитесь за ручки, подарите друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарите улыбку им. Отлично!

Воспитатель:

А теперь покажите мне свои пальчики. Давайте подружим их (координация движений и развитие мелкой моторики, развитие памяти). Дружат в нашей группе девочки и мальчики. Мы с тобой подружим маленькие пальчики. 1, 2, 3, 4, 5! Начинаем счет опять: 5, 4, 3, 2, 1 —Дружно мы в кругу стоим! Молодцы! (Звучит спокойная музыка). Садитесь на ковер.

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы. Вы хотите узнать от кого оно?
(Да , надо прочитать письмо и мы узнаем от кого оно).
Текст письма: «Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики»

.

— О чем вас просит Королева Математики? (Помочь цифрам и геометрическим фигурам.)

— Вы любите помогать? (Да, любим)

— Кому вы помогаете? (Маме, папе, бабушке,
я помогаю сестре.)
— Вы хотите помочь Королеве Математики? (Да, хотим.)

— Как же ей помочь? (Надо отправиться в королевство математики.)

— Мы сможем помочь? (Да.)

— Почему вы так думаете? (Мы знаем геометрические фигуры, мы умеем считать, мы дружные.)

Воспитатель:

-Ребята, мы поможем жителям математического королевства?

Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. А попадем мы туда через волшебную дверь. Глазки все закрываем (проходят сквозь ленточки

).

— Ой, ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя. -Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке?

-Есть ли здесь одинаковые фигуры?

-Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (Сравнение по форме, цвету, величине).

-Чем фигуры отличаются?

-Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).

-Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство. -А нас ждет первое задание. Давайте сядем за столы.

1 задание

Воспитатель:

Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку от меньшего к большему (
каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи деревянных цифр от 1 до 10
). Эльвина, посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил. Яна, попробуй посчитать по другому — обратный счёт от10 до 1.

Воспитатель:

Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5.

-Какое число вы поставили между числами 7 и 9 -Назовите соседей числа 6, 2, 9.

-Назовите число, которое больше числа 3 на 1. -Назовите число, которое больше числа 5 на 1.

-Назовите число, которое меньше числа 8 на 1.

-Назовите число, которое меньше 10 на 1.

-Молодцы, вы отлично справились с 1-ым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.

2 задание

Воспитатель:

А сейчас, ребята, давайте немного отдохнем. Вставайте из-за столов и выходите ко мне. Нас ждет физминутка!!! Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернитесь Пола ручками коснитесь Сели-встали, сели – встали И на месте поскакали.

3 задание
Воспитатель:
Королева математики во всем любит порядок. Вот и дома на улицах в математическом королевстве располагались по порядку от самого высокого к самому низкому. На одной улице стояли дома разноцветные с розовой крышей, на другой с четырехугольной голубой крышей, а на третьей улице дома были коричневого цвета без крыши. Волшебник и здесь навел путаницу. Вам нужно расставить дома по высоте от высокого к низкому, не забыв, что на одной улице дома с одинаковой крышей.
Воспитатель:
-Игнат, расскажи про свой домик (он самый большой, 4х этажный);

-Арсений, расскажи про свой дом (самый маленький одноэтажный)

;

-Саша, а ты расскажи про свой домик (мой домик с двумя этажами, он ниже, чем 3хэтажный, но выше, чем 2х этажный).

Воспитатель: А теперь расставьте дома по-другому – пусть все 4-х этажные дома встанут в ряд, сделав улицу 4-х этажных домов, 3-х — в другую, 2-х — на следующую улицу, одноэтажные — на последнюю улицу. Молодцы, справились с заданием.

4 задание
Воспитатель:
Ребята, давайте поиграем. Эта игра — испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил. Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой: — утром солнышко встает; — по утрам нужно делать зарядку; — нельзя умываться по утрам; — днем ярко светит луна; — утром дети идут в детский сад; — ночью люди обедают; — вечером вся семья собирается дома; — в неделе 7 дней; — за понедельником следует среда; — после субботы идет воскресение; — перед пятницей стоит четверг; — всего 5 времен года; — весна наступает после лета.

5 задание
Воспитатель:
Злой волшебник заколдовал жителей математического королевства при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет пакостить, и превратится в доброго волшебника. У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на 2 равные части. Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (
Совмещать края)
Как можно назвать каждую из частей? (
½
). А теперь сложите ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга?

). Молодцы, злые чары сняты!!!

Воспитатель:

А теперь пора возвращаться в группу. А как нам попасть обратно?
(Через волшебную дверь).
-Вот мы с вами и побывали в Королевстве Математики. А давайте сделаем для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, выложив узор из разноцветных кругов. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса. (Выполнение коллективной аппликации.)

Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в математическом королевстве, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь.

-Ребята, а вам понравилось наше путешествие? (Да, понравилось!)

-Что мы делали? (Навели порядок в математическом королевстве, а злого колдуна превратили в доброго волшебника)

.

-Что вам было особенно легко? (Работать с числами; сравнивать геометрические фигуры)

-А почему вы справились? (Мы все знаем, ы дружные, внимательные)

-Что показалось трудным? (Наводить порядок на улицах Математического Королевства)

А королева математики в благодарность вам за помощь оставила вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это сладкие гостинцы!!!

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей речевой группе.

Воспитатель: Филиппова А. С.

Лексическая тема: «Знают взрослые и дети: много фруктов есть на свете».

Цель: создание условий для закрепления геометрических форм (треугольник, круг, овал, квадрат).

Задачи:

  • образовательные: учить узнавать в окружающих предметах геометрические фигуры (треугольник, круг, овал, квадрат), закреплять представления детей о геометрических фигурах, учить. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счётаи ориентировки на плоскости
  • коррекционно – развивающие: развивать мыслительные процессы, речевую активность и навыки ориентировки на плоскости
  • воспитательные: воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия
  • развивающие: развивать у детей умения переключаться с одного вида деятельности на другой и умение логически мыслить.

Оборудование: вязаные образцы фруктов, магнитная доска, плоскостные изображения фруктов на магнитах (банан, лимон, киви, апельсин, яблоко, груша, гроздь винограда), изображения геометрических форм, листы формата А3 с изображениями фруктов в центре листа, масляные мелки.

Предварительная работа: посещение с родителями магазина, рассматривание и покупка фруктов; моделирование ситуации в детском саду для ориентировки в пространстве; обогащение пассивного словаря наречиями слева, справа, внизу, вверху, посередине, рядом; разучивание упражнения для развития общей моторики.

Ход занятия

Мотивация. Воспитатель вносит в группу вязаные грушу, яблоко и лимон.

— Ребята, посмотрите, что мне дали ребята из другой группы. Что это, отгадали?

(дети предполагают)

— А вы знаете, на какие геометрические фигуры похожи эти фрукты?

(дети отвечают)

— У меня есть и другие фрукты, хотите узнать какой они формы?

(дети отвечают)

Воспитатель показывает детям коробочку, в которойлежатиллюстрации фруктов на магнитах и предлагает каждому достать из мешочка одну картинку – фрукт.

На магнитной доске уже закреплены геометрические формы (круг, овал, треугольник, квадрат).

— Прикрепите свой фрукт к той фигуре, которую ваш фрукт напоминает.

(дети выполняют задание)

После чего все вмести проверяют и обсуждают, верно ли все прикрепили картинки – фрукты.

— Давайте посчитаем, сколько всего фруктов было, сколько фруктов возле каждой фигуры.

(дети считают и обращают внимание на то, что возле квадрата фруктов нет).

— Как вы думаете, а есть ли, вообще, фрукты квадратной формы?

(дети отвечают)

— Скажите, ребята, а в нашей группе вы видите предметы квадратной формы? Только называть их будем таким образом. Например, справа от меня на полке – зелёный куб формы. И т.п.

(ребята отвечают, воспитатель помогает правильно строить предложения)

Физминутка.

  • Как румян осенний сад! Лёгкое хлопки ладонями по щекам.
  • Всюду яблоки висят Руки поднять вверх.
  • Краснобоки, краснощёки. Руки на поясе, повороты направо – налево.
  • На ветвях своих высоких Руки поднять вверх.
  • Словно солнышки горят Соединить руки в круг над головой.

— Ребята, я приготовила для вас ещё одно задание. Перед вами листы бумаги и мелки. Мелки можно брать любого цвета. Сейчас я буду вам говорить задание, а вы внимательно слушайте и выполняйте.

  1. Нарисуйте на листе бумаги слева – треугольник.
  2. Нарисуйте на листе бумаги справа – овал.
  3. Нарисуйте на листе бумаги вверху – квадрат.
  4. Нарисуйте на листе бумаги внизу – круг.
  5. Нарисуйте посередине листа фрукт, который вам больше всего нравится и соедините линией его с формой, на которую он напоминает.
  6. Раскрасьте любую геометрическую фигуру, какую хотите.

(дети выполняют задания)

— Давайте вспомним, какие геометрическими фигуры мы сегодня повторили.

(дети отвечают)

— Ребята, давайте мы с вами расскажем родителям, что мы сегодня с вами делали. А для этого я вам приготовила штриховки, которые вы выполните дома с родителями, когда будете им рассказывать про геометрические фигуры, но я их спрятала в группе. Хотите их найти?

(дети отвечают)

— Тогда вам надо следовать моей словестной инструкции. Встаньте лицом к центру природы, затем поверните налево и дойдите прямо до паласа. Справа от вас на верху спортивной полке лежит файл с заданиями.

(дети следуют по инструкции)

— Как вы хорошо со всем справились! Поздравляю вас! Если у вас есть желание, то можете сейчас потренироваться в выполнении штриховки.

Следующая >

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС «Путешествие по сказке»

МКДОУ « Калачеевский детский сад №1 общеразвивающего вида»

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе по ФГОС «Путешествие по сказке»

Подготовила: Беликова Вера Александровна, воспитатель

Тема: Порядковый счет до 10 Цель: создать условия для закрепления порядкового счета до 10. Задачи: Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник), названий дней недели, времени года, месяцев и их последовательность. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивающая: развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре; находить решение и делать выводы. Развивать внимание, логическое мышление, память и речь. Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь. Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, музыкально-художественная. Формы организации: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа парами. Форма реализации: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ; поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент. Оборудование: сказочная музыка, геометрические фигуры, карточки с цифрами, магнитная доска, колокольчик, «камни». Демонстрационный материал: Рисунок замка, вход, заваленный камнями, Раздаточный материал: Карточки с цифрами, счетные палочки Кюизенера листы разлинованные, конверт с геометрическими фигурами, карандаши цветные, книжки-раскраски. ХОД НОД Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей Примечания 1. Организационный момент. – Колокольчик зазвонил, в круг собраться пригласил! – Ребята, вы любите слушать сказки? – А сами хотели бы попасть в сказку и помочь нашим героям? -Сегодня я хочу вам рассказать сказку, сказка не простая, волшебная, с математическими заданиями. -А чтобы попасть в сказку нужно закрыть глазки и произнести волшебные слова «1, 2, 3 обернись, в сказке окажись» Открываем глаза. Сказка начинается. Дети входят в группу под музыку. -Да -Да 2.Основная часть. – Жил-был царь. И была у него дочь – красавица. Вот уехал как-то царь по своим царским делам, а дочка дома осталась. Вышла она в сад погулять, а тут налетел ветер, подхватил царевну и унес в тридевятое царство. Пригорюнился Иван Царевич и пошел искать царевну. Идет день, идет два. Подходит к избушке на курьих ножках. А там живет Баба Яга. Рассказал Иван Царевич про свою беду. Баба Яга обещала помочь, если Иван Царевич ответит на ее вопросы. – Какой сегодня день недели? – Какой был вчера день недели? – Какой будет завтра день недели? – Какой день недели будет послезавтра ? – Какие времена года знаете? Назовите. – Сколько месяцев в году? Назовите. – Назовите части суток.

– Среда

– Вторник – Четверг – Пятница -Зима, весна, лето, осень -12 Утро, день, вечер, ночь

Графический диктант – Справились мы с заданием Бабы Яги. – Молодцы! – Баба Яга дала клубочек и отправила Царевича к Кикиморе. У неё находится карта. Клубочек покатился, и Царевич пошел за ним. Прикатился клубок к болоту. И перед Царевичем появилась Кикимора. Она выслушала Царевича и решила помочь, а чтобы получить карту, надо выполнить её задание. – Давайте поможем Ивану Царевичу. -Перед вами карандаши и бумага. – Приготовьтесь слушать задание и рисовать – в левом верхнем углу нарисуйте красный треугольник; – в правом нижнем углу нарисуйте зеленый квадрат; – в центре нарисуйте черный овал; – в левом нижнем углу нарисуйте синий прямоугольник; -в правом верхнем углу нарисуйте желтый круг.

Дети выполняют диктант

– Какую геометрическую фигуру нарисовал Ваня в правом нижнем углу. – Где нарисовала София желтый круг? – В каком углу Андрей нарисовал овал?

Какие фигуры мы не нарисовали ? -Зеленый квадрат – В правом верхнем углу – Ни в каком – Овал в центре – Ромб, трапеция – Мы справились с заданием, и Кикимора дала карту Ивану Царевичу можно идти дальше. Клубочек покатился дальше и привел Ивана Царевича в сказочный лес. – Вот и мы попали в сказочный лес. В лесу случаются чудеса. Лесные жители приготовили задание. – Сколько ушей у двух мышей? Почему?

– Сколько животиков у 5 бегемотиков? – Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы? Сколько птиц? Почему?

– Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? – Сколько домишек у 100 муравьишек? Сколько раз в году бывает у Ивана Царевича день рождения? А у вас? Жители леса посоветовали набраться сил, чтобы идти дальше.

– 4 У одной мышки два уха 2+2 равно 4 – Пять

-3 Щука не птица – Четыре – Один – Один -Один Физкультминутка – Иван Царевич раз – нагнулся, разогнулся, Два – нагнулся, разогнулся, руки в стороны развел, и пошел, пошел, пошел за Царевной в глушь лесную, вдруг пенек он увидал тихо сел и задремал. Дети вместе с воспитателем выполняют физминутку – Дети, откройте глазки, видите, перед нами стоит замок. – Вот вход в замок. – Дверь, за которой спрятана Царевна, завалена камнями. -Чтобы войти в замок нужно разобрать камни. Разберет у доски Рома, а мы ему поможем за столами. Перед вами числовой ряд от 1 до 10. – Все приготовились, начали работать. – Назовите число больше 2 на 1 – Назовите маленькое число

– Самое большое • – Число, которое меньше 7 на 1

– Назовите соседей числа 6 • – Покажите число больше 3 на 1

– Назовите соседей числа 9

Дети проходят за столы

– три – один – 10

– шесть – 5 и 7

– 4 – 8 и 9 – Молодцы, дверь в замок мы очистили от камней. – Но войти не можем, нужно выполнить еще одно задание, если правильно все сделать, то дверь откроется. – Иван Царевич уронил хрустальный ключ на землю, и он, возможно разбился и затерялся. Ребятишки, чтобы ключик нам найти, нужно нам его собрать.

Дети из палочек выкладывают ключик

из палочек Кюизенера – Молодцы. -А сейчас мы с вами вставим ключ в замок и освободим царевну. Выходят герои сказки, благодарят детей за помощь и «дарят» детям книжки- раскраски Дети вставляют ключ в замок и открывают ворота Сказочные герои прощаются с детьми.

Заключительная часть – А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Закройте глаза и начинаем отсчет от 1 до 5.

– Где мы сегодня путешествовали, ребята?

– Что вам понравилось?

– Что бы вы хотели пожелать нашим гостям?

Дети считают хором – Вот мы и в детском саду. Мы в сказке побывали, Очень многое узнали, Возвратились мы назад, Детский сад нам очень рад. – В сказке -выполнять различные задания Дети говорят пожелания гостям

Используемая литература: . Комплексно-тематическое планирование по программе под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа. Учитель, 2015 . Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Старшая группа/ авт.- сост. Н.В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2015. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Формирование математических представлений: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2009. Новикова В.П. Математика в детском саду. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]