Конспект НОД лепка по замыслу средняя группаплан-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему


Занятия лепкой в средней группе

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Семья и дети >> Детское творчество >> Источник: Н. Б. Халезова, Н. А. Курочкина, Г. В. Пантюхина. «Лепка в детском саду» Москва, «Просвещение», 1978 г. OCR Detskiysad.Ru
Ребенок пятого года жизни отличается большей выносливостью и подвижностью. Дальнейшее усложнение деятельности и обогащение детского опыта влияет на развитие всех психических процессов: развивается мышление — дети могут выделять более существенные признаки предметов, группировать их по назначению, качеству, материалу, им становится доступно понимание простейших связей и отношений; начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания; совершенствуются зрительные, слуховые, осязательные восприятия, которые приобретают более устойчивый и целенаправленный характер. Ребенок 4 лет уже может заранее задумать, что он будет лепить, хотя этот замысел вначале еще неустойчив. У детей появляется определенный интерес к результату и процессу усвоения навыка, они начинают понимать, что от этого зависит выполнение работы, а если ребенок не смог выполнить задание, это его огорчает. Значительно возрастает работоспособность детей, возможность заниматься в коллективе, подчинять свои желания требованиям взрослых. Основной задачей обучения лепке остается задача воспитания устойчивого интереса к пластической деятельности, ее процессу, качеству изображения предмета и результату. От детей требуется умение выражать свои впечатления в пластическом образе так, чтобы его можно было легко узнать, чтобы он был выразителен. Элементы выразительности воспитатель всегда выделяет, подчеркивает. Например, при изображении птички, цыпленка можно показать, что различные положения головы, клюва и хвоста создают новые интересные образы. Большое внимание уделяется формированию самостоятельного замысла — лепке по замыслу отводится половина всех занятий. К этому времени творческий замысел ребенка становится более устойчивым. Дети должны лепить самостоятельно, не только используя ту тематику, над которой они работали вместе с воспитателем, но и придумывать свою, отражающую образы окружающего мира. Задачей этого года обучения является формирование у детей умения самостоятельно находить способы изображения предметов, творчески применяя полученные знания и навыки. Основное значение приобретает работа над техническими навыками лепки. Дети закрепляют и уточняют технические приемы, полученные в предыдущих группах детского сада, и овладевают новыми. Значительное внимание уделяется работе над произвольностью и качеством движения. Для получения различной формы предметов необходима разнообразная сила нажима, вдавливания, раскатывания, сплющивания, оттягивания. Тематика заданий становится сложнее — дети изображают животных и человека, всевозможную посуду и другие сложные предметы, форма которых представляет собой овоид (овоид — фигура в форме яйца. Этот термин детям дошкольного возраста не дается), конусы, цилиндры, шары. Создание точной формы и характерных деталей требует работы не только ладоней, но и пальцев рук. Дети овладевают такими приемами, как оттягивание, примазывание, прищипывание, сглаживание; их знакомят с решением некоторых технических задач: вертикальной установкой фигуры, скреплением частей, утяжелением нижней части фигуры для придания ей большей устойчивости, приблизительным соизмерением пропорций и частей, которых становится все больше (до 5—6). В средней группе, так же как и во второй младшей, предусматривается повторность изображения одной формы на разном тематическом содержании. Это дает возможность закрепить навык изображения различных форм. Основное содержание заданий носит предметный характер, но детей учат и сюжетной лепке. Первые задания они выполняют совместно с воспитателем (дети лепят утят, воспитатель — утку, а в конце занятия составляется композиция — «Утка ведет утят купаться». Или дети лепят медвежат, а воспитатель усаживает их в кружок и дает каждому ложку — «Мишки обедают»). Позднее ребята самостоятельно выполняют небольшие эпизоды по сказке, стихотворению, рассказу. При этом работа может иметь коллективный характер: дети объединяются по двое, по трое, воспитатель помогает определить, кто и что будет лепить. Каждый ребенок изображает своего героя, а потом всех персонажей можно собрать на общей подставке. Воспитатель помогает детям найти выразительные черты образа. Например, при лепке медвежат по сказке «Два жадных медвежонка» он говорит: «Посмотри, Наташа, как у тебя хорошо получилось: твой мишка плачет (обе лапы поднес к глазам), а у Сережи медвежонок как будто спрятал сыр за спину (лапа за спиной). Вот какой жадный!» После чтения произведения К. Чуковского «Федорино горе» воспитатель предлагает рассказать об этом в лепке. Все вместе решают, какой сюжет изобразить: как посуда убегала от Федоры или как она вернулась назад. Все дети лепят посуду (кто какую хочет), а воспитатель — Федору. В конце занятия составляется композиция. Такое совместное творчество, совместные поиски учат создавать выразительный образ, помогают вызвать эмоциональный настрой, интерес к лепке. В средней группе продолжается работа по формированию у детей эстетического восприятия, умения видеть и чувствовать красоту форм окружающих предметов, их пропорции. Дети учатся оценивать созданные работы, высказывать свои элементарные суждения. При изображении любого предмета может быть дано задание украсить этот предмет узором. Так, вылепленную посуду (чашки, блюдца) можно украсить, используя стеку, набор печаток или составляя узор из мелких кусочков глины. По типу дымковской росписи можно украсить птичек, козликов и т. д. Первые занятия лепкой в средней группе направлены на закрепление, восстановление в памяти детей приемов, которые за летние месяцы частично забываются. Кроме того, в группу с начала года обычно приходят новые дети, они должны познакомиться с теми приемами работы с глиной, пластилином, которые давались в прошлом году. Поэтому в первом квартале не учат новым приемам лепки, а закрепляют старые, усложняя и уточняя ее. Такие технические операции, как раскатывание, соединение, скатывание, прищипывание, дети повторяют при лепке овощей, фруктов, ягод и других предметов (колбаски, булочки, сушки и др.), а также игрушек. Осень — очень благоприятное время для знакомства с богатством растительного мира, его красотой, его плодами, которые своими формами, красками и разнообразием вызывают у детей радостные эстетические чувства, желание изобразить их. Первым занятием по лепке может быть занятие по замыслу детей. Оно дает воспитателю возможность выяснить уровень умений детей и в соответствии с этим построить дальнейшую работу. Программа предусматривает повторение приема раскатывания, который дети закрепляют при изображении колбасок, гвоздиков, кабачков, огурчиков и т. д. Можно ввести усложнение: раскатывать глину при вертикальном положении рук (при изготовлении тонких удлиненных цилиндрических тел) или при положении рук под углом при изготовлении морковок, кабачков, ракет и т. д.; заканчивать отработку формы пальцами. В качестве упражнения в раскатывании, свертывании и соединении дети лепят крендельки, слойки, цепочки и т. д. При этом они учатся различным приемам свертывания удлиненных цилиндрических форм. В начале года закрепляется и прием скатывания, при этом подбирается более сложная, чем раньше, тематика — лепка орехов, апельсинов, яблок, черешен и т. д. Дети лепят не только всевозможные предметы, но им предлагается вылепить и несколько разных по величине однородных предметов — большие орешки и маленькие, большой апельсин и маленький и т. д. На некоторых занятиях дети при изображении более сложных предметов упражняются во всех ранее усвоенных приемах лепки. Например, чтобы вылепить репку, надо скатать ком глины, слегка его сплющить и оттянуть кончик, а сверху вставить приготовленные из зеленой бумаги листочки. В средней группе лепят грибы, самолеты, кошку, петушка, черепаху и т. д. Как итоговое занятие хорошо провести лепку по замыслу: «Угостим кукол ягодами», «Вкусные яблоки и апельсины», «Забавные зверюшки», «Цепочки и бусы на елку» и т. д. Зимние месяцы связаны с радостным новогодним праздником. Дети получают много незабываемых впечатлений и эмоциональных переживаний, связанных с елкой, Дедом Морозом, Снегурочкой, игрушками, которые вдруг ожили и закружились вместе с детьми в новогоднем хороводе. Это прекрасный материал для изображения в пластических образах. Но чтобы дети сумели передать свои впечатления в лепке, необходимо познакомить их с такими геометрическими формами, как овоид (его отличие от шара), конус, диск, с новыми изобразительными и техническими навыками, способами создания образа. Хорошо познакомить детей с лепкой животных, птиц, рыб, форма туловища которых близка к овоиду. Это — еж, заяц, мышка, птичка, рыбка, кит и т. д.

Примерная последовательность лепки разных предметов

Еж. Ком глины скатывают в овоид, после этого узкий конец слегка раскатывают и делают заостренным, поднимают несколько вверх, и получается мордочка ежа.

Заяц. Лепят ту же форму, но острая часть закругляется, затупляется пальцами — это мордочка. Ушки следует вылепить отдельно и прикрепить.

Рыбка. Раскатывается овоид, более удлиненный, заостренная его часть тоже слегка удлиняется (оттягивается пальцами), затем расплющивается и разъединяется посредине на уголки — хвост рыбки. На спинке и животе прищипываются плавники (на спине один, длинный, на животе два: около головы и у начала хвоста). Слегка прищипывается рот рыбки и стекой обрисовывается голова.

Кит. Используется форма овоида, хвост лепится как у рыбки, а на толстой части стекой прорезывается широкая пасть.

Поросенок. У него овальное туловище; пятачок вытягивают и дорабатывают пальцами; слегка вытягивают ноги; ушки и хвостик выполняют из отдельных кусочков глины.

Игрушечный мишка. Кусок глины делят на три части. Из большей скатывают шар, после этого слегка раскатывают (ладони под углом) — получается продолговатая форма — туловище. Широким концом его ставят на основание. К туловищу присоединяется второй по величине шар — голова. Оставшаяся часть глины делится на две неравные части. От меньшей отщипывают два кусочка, которые скатывают и расплющивают — это два ушка (ушки можно и прищипнуть). Последний кусок глины раскатывают в форме колбаски, делят пополам — это лапы, которые прижимают с обеих сторон туловища.

Птичка. Кусок глины делят на три убывающие по величине части Из самой большой лепят туловище (форма овала), хвост оттягивается и отрабатывается пальцами. Из маленькой части скатывают голову, присоединяют ее к туловищу, прищипывают клюв. Из оставшейся части делают пенек, гнездо или подставку.

В средней группе детей учат лепить человека в самом элементарном изображении — девочка в длинной шубке, Дед Мороз, Снегурочка и т. д. Это сложное задание, которое требует от детей наблюдательности, умения видеть пропорции, правильно соотносить части, а также необходимо знать технический прием лепки — утяжеление нижней части фигуры. Построение и лепка всех этих фигур одинакова. Кусок глины делят на три части. Из большого лепится конус (основание его выравнивается о доску), из другого куска скатывается круглая голова, которая присоединяется к конусу. Оставшуюся часть нужно разделить пополам, из одной раскатать удлиненный цилиндр — это будут руки, другую дети используют для деталей — шапочки, воротника, пуговиц. Для лепки Деда Мороза потребуется кусок глины побольше: воспитатель показывает, как вылепить бороду; в руки Деду Морозу хорошо дать вырезанную заранее елочку. Ноги у всех фигурок не лепятся. Можно попробовать вылепить с детьми Петрушку: туловище в форме овоида, голова — шар. Фигурка ставится на подставку (сплющенный шар), примазывается, после чего с середины туловища вниз стекой делается разрез и получившиеся части слегка разъединяются. На голову фигурке надевают колпак (конус). Руки можно вылепить отдельно. Петрушка оказывается стоящим, при этом фигурка стоит прочно, так как ее нижняя часть — ноги — значительно утяжелены. В этой группе можно познакомить детей с изображением бегущего животного, туловище которого — вытянутый цилиндр. Он является основой для изображения зайца, лисы, белки, кошки, собаки. Основное внимание обращается на изображение характерных признаков животных (форма головы, ушей, хвоста). После лепки человека, животных хорошо провести коллективную сюжетную лепку, например: «Дед Мороз и Снегурочка», «Ах, какой хороший, добрый Дед Мороз!», «Заяц и еж», «Два жадных медвежонка» и др. Дети учатся лепить посуду. Им показывают такие способы, как создание полых форм путем вдавливания пальцем в шарообразной или цилиндрической форме (чашка, миска, стакан, кружка), отгибание краев у расплющенной формы (тарелки, блюдце, поднос), наложение друг на друга колец из длинной цилиндрической формы и их скрепление (корзинка, пирамидка). Такие детали, как ручки, украшения по краям кружки, блюдца, ребенок выполняет, присоединяя и примазывая отдельные части к общей форме. Вылепив посуду, хорошо ее украсить, делая различные узоры с помощью стеки. Если дети работали с глиной, можно высушить посуду, раскрасить, а потом использовать в игровом уголке. Для того чтобы игры детей были более содержательными, а также с целью закрепления технических умений в лепке хорошо провести ряд занятий по изготовлению пирожков, пряников, ватрушек, лодочек. Постепенно дети начинают свободно использовать полученные ранее навыки. Тематика лепки в основном связана с наблюдением за окружающим миром, впечатлениями, которые дети получили от экскурсий, прогулок в природу; дети могут изображать жуков, гусениц, различных животных. Все чаще проводятся коллективные работы, результаты которых объединяются в единый сюжет. Нужно уделить время и лепке декоративных игрушек по типу народных (птичка-свистулька, козлик-свистулька и т. п.) Дети украшают их, накладывая узор, или после высыхания расписывают красками. В летние месяцы нужно использовать в сочетании с глиной, пластилином и дополнительный природный материал — веточки, сучки, иголки елок, шишки. Например, вылепив ежа, ребята делают ему иголки из хвои. Занятия по лепке должны быть тесно связаны с занятиями по ознакомлению с окружающим, с обучением родному языку, с наблюдениями за живыми объектами. Перед занятиями лепкой воспитатель во время прогулок, наблюдений организует целенаправленное рассматривание объектов, обращает внимание на основную, форму предметов, их индивидуальные признаки, характерные детали, а также проводит дидактические игры, специальные занятия, знакомящие детей с сенсорными качествами предметов. Ребята заранее знакомятся со скульптурой, игрушками, которые они будут лепить. Предварительная работа по обогащению детского опыта имеет огромное влияние на последующий процесс лепки. Очень важным моментом руководства является объяснение задания и выделение в нем учебной задачи, т. е. объяснение того, что дети должны вылепить, как и чему научиться. Для того чтобы привлечь внимание ребят к заданию, вызвать у них интерес к работе, воспитатель должен быть и сам увлечен, заинтересован, эмоционален при объяснении. Дети средней группы уже понимают, что на занятии нужно внимательно слушать воспитателя, смотреть, что он показывает, а если спрашивает — отвечать. Но воспитатель по-прежнему использует элементы игры, игровые действия, чтобы заинтересовать детей, вызвать у них желание изобразить предмет. Объяснения воспитателя должны быть четкими, немногословными и точными, чтобы ребята смогли уяснить себе, что им нужно выполнить и как, какими способами, какова последовательность работы. В объяснении можно условно вычленить три этапа: I этап — определение и называние цели лепки. Здесь могут быть использованы различные приемы, например игровые (дети садятся за стол, вдруг раздается стук в дверь. Входит кукла и просит детей вылепить угощение, так как скоро у кукол праздник), или прием «неожиданностей» и «догадки» (на столе воспитателя что-то закрыто платочком, он предлагает детям догадаться, что спрятано, концентрирует внимание детей, а потом открывает предмет). Можно проиграть на музыкальном инструменте мелодию и предложить детям подумать, о ком эта мелодия. Например, воспитатель играет мелодию «Птичка» (музыка М. Раухвергера). Каждый ребенок лепит тот образ, который он себе при этом представил. В конце работы воспитатель вместе с детьми оценивает правильность восприятия музыки. Характерный образ может подсказать и песенка «Жучка» (музыка Н. Кукловской): Вот собачка Жучка, Хвостик закорючкой, Зубы острые, Шерстка пестрая. Гав! Гав! Можно перед лепкой загадать детям загадку. Она должна быть несложной и четко создавать характерный образ (например, о зайце: «Быстрый, маленький зверек длинноух и быстроног», можно также вспомнить и прочитать небольшое стихотворение. Хорошо использовать прием напоминания, обращения к прошлому опыту детей. Например, пусть перед лепкой белочки дети вспомнят, кого они сегодня утром кормили орешками, какое впечатление произвела на них белочка. Иногда воспитатель просто сообщает детям, что они будут лепить, например: «Дети, сегодня мы будем лепить чайную чашку», а можно предложить более широкую тему: «Сегодня будем лепить посуду»,— тогда каждый сможет вылепить какой-то один предмет (например, чашку с блюдцем, вазочку, стакан). Если детям предлагается сюжетная лепка по литературному произведению, сказке, воспитатель сообщает название произведения и просит подумать, кто какой эпизод хотел бы вылепить. Воспитатель уточняет с ребенком содержание сюжета, обращает внимание на передачу характерных черт образа, например, при лепке эпизода «Колобок встретил зайца» объясняет, как передать, что заяц и колобок разговаривают или что колобок поет песенку зайцу, а тот слушает. Очень важны задания, выполняя которые дети могут ощутить пользу своего труда. Например, воспитатель предлагает вылепить подарки для малышей, для заболевшего товарища или сделать посуду для кукол и т. д. Таким образом, детям прежде всего должно быть ясно, что им надо изобразить, с первых слов воспитателя это должно прозвучать очень четко. II этап — рассматривание натуры, которую дети будут лепить, ее активное восприятие и обследование, уточнение знаний о ее свойствах. Это необходимо для того, чтобы дети не только наглядно видели и запомнили предмет, но и представили себе последовательность изобразительных действий, т. е. способ лепки. Иногда вместо подлинного предмета воспитатель использует скульптуру, игрушки, муляж, чучело, образец. Если используется натура, то рассматривается ее общий вид, воспитатель привлекает внимание детей к ее эстетическим и выразительным качествам, форме основных частей, их расположению, величине и пропорциям. Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы воспитателя, рассказывают, ощупывают предмет рукой, говорят о его форме. Для рассматривания детям может быть предложен образец, т. е. лепная работа, выполненная воспитателем. Иногда на этом образце проводится все объяснение. Он должен быть выполнен грамотно и художественно, быть крупнее детских работ, более обобщенным, в нем надо подчеркнуть те основные черты, на которые обращают внимание детей. Детали предмета можно опустить. Образец выполняется из того же материала, с которым будут работать дети. Ребенок должен не детально копировать образец, а усвоить основное — строение, форму, расположение частей, последовательность работы. Поэтому, чтобы не было копирования, после объяснения образец лучше убрать, тогда дети самостоятельнее выполнят задание, более творчески подойдут к нему. В том случае, если ребята обследовали предмет накануне занятия или обыгрывали его в дидактической игре, т. е. предмет хорошо знаком детям, активного восприятия предмета перед процессом лепки можно не проводить. Воспитатель просто напоминает детям, что этот предмет они знают и нужно только посмотреть, с чего начинать лепку. При рассматривании натуры особое внимание следует уделить выразительности образа. И здесь вполне уместны будут вопросы, требующие ответа о характере персонажа. Например: «Зайка веселый? Как вы думаете, этот зайка храбрый или трусишка? Что делает эта птичка?» Требования к натуре и методика ее использования мало чем отличаются от методики использования натуры в младшей группе детского сада. Разница есть только в содержании натуры, ее усложнении. III этап связан с объяснением и уточнением того, как дети должны действовать, какие технические приемы использовать, чтобы вылепить предмет. Показ приемов изображения нужен тогда, когда требуется использовать новый технический прием или когда дается для выполнения сложный объект. Здесь важно выделить последовательность работы. Показ приемов изображения бывает полный или частичный. Полный показ применяется при выполнении нового задания, использовании новых технических приемов. Частичный показ необходим, когда воспитатель видит, что дети какой-то прием выполняют неверно, или хочет обратить внимание на какой-то способ лепки, напомнить, как выполнить ту или иную часть работы. Например, он показывает, как нужно лепить мордочку собаки, ее хвост, уши, а туловище дети смогут выполнить самостоятельно, так как они уже лепили кошку. Частичный показ способа лепки может быть выполнен и ребенком, при этом он должен объяснить, как и что он делает. Таким образом, постепенно ребенок самостоятельно открывает, что с помощью одного способа лепки можно изобразить ряд объектов, т. е. приходит к обобщению способа лепки. При объяснении нового технического приема детям показывают его в медленном темпе, рассказывают, как расположить руки, пальцы. Особое внимание обращается на качество движений. Каждый раз при выполнении того или иного технического приема воспитатель объясняет, как регулировать силу нажима рук, пальцев. При этом он использует слова чуть-чуть, слегка, немного, посильнее, покрепче, очень сильно и т. д. Если действие сложное, то необходимо расчленить его на ряд более простых и каждое назвать, определить термином. Например, при лепке пирожков детям дают комочки глины и предлагают сначала скатать круглый шарик, потом слегка его раскатать и чуть-чуть сдавить ладонями, потом, осторожно, легко надавливая пальцами, сделать уголки пирожка острее. Последнее действие — прищипывание, с помощью которого посредине пирожка делается украшение — гребешок. Иногда ребенку можно предложить повторить последовательность движений, но этот прием не должен стать системой. Нужно учить детей быть внимательными и запоминать способ работы. Объясняя новый прием, воспитатель предлагает детям совершить это движение с ним, повторяя его действия. После объяснения начинается этап выполнения задания. Некоторое время воспитатель следит, как дети приступают к заданию, дает им возможность начать работу самостоятельно. Только после этого можно помочь тем детям, которые затрудняются. В ходе занятия воспитатель еще и еще раз показывает прием тем, кто не понял, как его выполнять. В группе всегда есть дети, которые быстро справляются с заданием. Им можно дать дополнительный материал, подсказать, как дополнить изображение. Нужно учить детей в процессе лепки думать над образами; советами, вопросами помогать детям делать фигурки более выразительными: находить правильную длину ушей, клюва, хвоста, их положение, состояние персонажа (например: «А что делает твой цыпленок? Он пьет воду?»). Если большинство детей делают общую ошибку, значит, воспитатель что-то упустил при объяснении. Он может предложить детям еще раз послушать объяснение и, только после этого вновь приступить к работе. За пять минут до конца занятия нужно предупредить детей об этом. Так воспитывается внимательность, четкость в выполнении требований, вырабатывается чувство времени. В конце занятия обычно проводится анализ работ, выполненных детьми. Содержание анализа зависит от вида лепки, оно не должно быть однотипным. Если проводилась предметная лепка, анализируется, насколько правильно дети вылепили предмет, были ли при этом самостоятельны, что нового внесли в изображение. Если проводилась сюжетная лепка, то основное внимание уделяется тому, как передан сюжет, выразителен ли он. При лепке по замыслу внимание обращается на то, доведен ли замысел до завершения и насколько он интересен. Анализ можно провести сразу после занятия, а можно и отсрочить его, провести после прогулки или вечером. Об этом нужно предупредить детей, чтобы они знали, что их труд будет оценен. К анализу работ в средней группе воспитатель привлекает и детей. Он может предложить 2—4 ребятам выбрать работы, которые им нравятся, и рассказать почему. Можно попросить детей обменяться друг с другом работами и рассказать о работе товарища. При этом нельзя упускать из виду основную задачу занятия. При анализе работ воспитатель отмечает не только их положительные стороны, но и указывает на ошибки. Иногда он выбирает лучшие работы или одну выполненную хорошо, а другую слабую и говорит: «Подумайте и скажите, какой мишка получился лучше и почему». Не обязательно требовать от детей полного ответа, главное, чтобы они раскрыли содержание выполненной работы, ее особенности. В этой группе уже нельзя ограничиваться однословным ответом: нравится — не нравится. Нужно добиться того, чтобы ребенок объяснил, почему именно ему это нравится или не нравится. Очень важно обратить внимание детей на эстетическую выразительность работы. В конце занятия можно предложить всем поиграть вылепленными игрушками. Например, вылепив посуду, дети кормят из нее кукол, после лепки цыплят устраивают им дом и т д. Из лучших работ хорошо организовать выставку в уголке для родителей, а детям об этом нужно сказать перед занятием.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]