Конспект по аппликации «Веселые матрешки»план-конспект занятия по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Народные игрушки – лучшее подспорье в развитии детей. Например, популярный кот-матрёшка, сделанный в технике оригами, не только позабавит дошкольников, но и познакомит с азами алгебры и геометрии. Научит визуально сравнивать предметы по величине и объёму, считать, а главное, мыслить логически. Коты или кошечки, спрятанные друг в друга – одна из разновидностей любимых японцами манэки-нэко, символизирующих удачу и процветание.

Согласно национальным поверьям, чем больше в доме подобных игрушек, тем крупнее будет финансовое благосостояние владельцев. Матрёшек манэки-нэко в Японии называют «Счастливые кошки». Они обязательно изображаются с поднятой лапкой, которой приманивают удачу.

Манэки-нэко в бумажном варианте

Обычно кошечек-матрёшек изготавливают из дерева. Но и выполненные из бумаги в технике оригами, они вряд ли утратят свои «волшебные» функции. Для японского талисмана «на удачу» понадобится 4 квадратных листа разного цвета, размером 15х15, 13х13, 11х11 и 9х9 см.

Пошаговая инструкция:

  • Берём самый большой квадрат-заготовку.
  • Располагаем его вершиной вперёд, складываем пополам снизу-вверх.
  • Левый угол сгибаем наискось так, чтобы его вершина «упиралась» в противоположную грань.
  • Аналогично поступаем с правым.

  • Верхний слой треугольного клапана складываем вперёд.
  • Заправляем в нижний трапециевидный «карман».
  • Второй слой клапана сгибаем. Закладываем внутрь получившегося «стаканчика».
  • Переворачиваем заготовку на 180°. Надавливаем пальцем на верхнюю её часть, чтобы обозначить ушки. Рисуем кошке мордочку, а также хвостик и лапки. Одну из них, по японской традиции, можно поднять, пусть приманивает удачу.

С бумажной манэки-нэко дети младшего возраста смогут разыгрывать театральные сценки, придумывая каждому представителю кошачьего семейства свой характер. Так что вместе с логикой, необычная матрёшка позволит развить и фантазию.

Если манэки-нэко кажутся слишком экзотическими, та же схема подойдёт и для изготовления классический русской матрёшки-оригами. Только вверху продавливать пальцем фигурку не нужно. В остальном алгоритм сборки абсолютно идентичен.

Это интересно

Складные фигурки «мал мала меньше» имеют древнюю историю. Они встречались как на Руси, так и у других народов, достаточно вспомнить китайскую резную головоломку «шар в шаре» или популярных в Индии слонов, которые хоть и не собирались в единую игрушку, тоже выстраивались от большого к малому. Все эти «забавы» были ничем иным, как символической моделью Вселенной. Учёными доказано, что космическое пространство выстроено по принципу «матрёшки»: звёзды и планеты состоят из ядра, заключённого в оболочку, в свою очередь, окутанную газовой средой. Космические тела образуют галактики, рождающие скопления, множество которых и называется Вселенной. Уже известно, что она не одна, а тоже «вложена» в более масштабные, пока неизвестные человечеству структуры.

С другой стороны, в отличие от аналогов, русская матрёшка является ещё и символом материнства, продолжения рода. Образный ряд здесь понятен без слов. Название игрушки, вероятно, происходит от санскритского «Матри», что означает «мать». Большую известность складная кукла приобрела в XIX веке, когда в русском обществе возрос интерес к народным традициям и на этой волне стали возрождаться многие ремёсла. Международному признанию матрёшки способствовал видный купец и меценат Савва Мамонтов. В 1900 году он представил уникальную игрушку на Всемирной выставке в Париже, вызвав не только всеобщее восхищение, но и настоящий модный бум. Заказы на таинственную матрёшку из далёкой России, посыпались тогда один за другим.

Два образа легендарной игрушки

Первыми массово изготавливать матрёшку стали ремесленники Сергиева Посада в Московской области. Вначале образцы представляли собой мать с большим семейством, иногда включавшим только дочерей, а иногда и мальчиков, и девочек. Однако в скором времени роспись деревянных кукол стала намного разнообразнее – посадские художники изображали мастеровых и купчих, молодых девушек в ярких городских нарядах и стариков в традиционной крестьянской одежде.

Специальные серии посвящались литературным произведениям, народным сказкам, важным историческим событиям и так далее. Расписывали заготовки местные иконописцы, опиравшиеся на традиции византийской живописной школы. Если первые игрушки имели упрощённый вид, то впоследствии, они стали напоминать лики святых, а украшавшие их сюжеты усложнились.

С начала XX века матрёшек начал производить ведущий центр народных промыслов – город Семёнов в Нижегородской области. Артель мастера Арсения Майорова отдавала предпочтение куклам в русском стиле, которые быстро за из Сергиева Посада. Чтобы понять, как выглядели изделия семеновских умельцев, достаточно вспомнить, что город – родина знаменитой Хохломы. Приёмы росписи матрёшек были позаимствованы именно оттуда. Особое внимание уделялось декору фартучка игрушки, который стал неотъемлемой частью её наряда. В росписи преобладали растительные мотивы – стилизованные цветы, травы и ягоды.

Со временем облик народной куклы неоднократно менялся. В эпоху перестройки появилась мода на раскладные модели с портретами политических деятелей и другие не менее гротескные изделия. Однако эти явления преходящие, а деревянная раскладная игрушка – шедевр и феномен российской культуры, не только продолжает жить, но и находит отражение в смежных видах рукоделия. Например, в оригами.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе

Конспект занятия по аппликации в старшей группе

Образовательная область: «Творчество»

Раздел: Аппликация

Тема: «Мы народные умельцы»

Цель: создание матрешки в технике обрывной аппликации.

Задачи:

-продолжать знакомить детей с техникой обрывной аппликации;

-развивать мелкую моторику, творческие способности;

-воспитывать аккуратность в работе, усидчивость.

— Дать возможность детям возможность ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки;

— Продолжать учить детей работать с трафаретом,

Развивающие: — развивать чувство формы, цвета (подбирать гармоничные цветосочетания)

:

— развивать творческое воображение.

Здоровье сберегающие:

— продолжать учить детей следить за своей осанкой;

— продолжать формировать правила безопасного поведения при работе с ножницами.

Воспитательные:

— воспитывать художественный вкус;

— воспитывать аккуратность при работе с ножницами и клеем;

— воспитывать интерес к сотворчеству.

Оборудование:

Матрешки деревянные, силуэт матрешки на белой бумаги, ножницы, клей ПВА, цветная бумага.

Ход:

Дети входят в зал. Встают полукругом около стола, на котором выставлены матрешки(они накрыты, чтобы дети не видели их)

.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель:

— Я загадаю вам загадку, отгадав ее, вы узнаете, что спрятано на столе

Загадка:

Они летом и зимой любят жить одна в одной,

принесите им сапожки — и пойдут плясать. (матрешки)

Дети: Матрешки

Воспитатель: Показывает стоящих на столе матрешек.

Правильно, это матрешки. Да какие красивые.

Вопрос: Как вы думаете, почему эта кукла стала называться матрешкой?

Дети: Так девочек называли на Руси — Матрены

Воспитатель: Как вы думаете, какой человек их смастерил добрый или злой? Почему вы так решили?

Дети: Ее смастерил добрый человек, потому что она улыбается, у нее веселые глаза

Воспитатель: На Руси много городов и деревень, где живут народные умельцы, изготавливающие матрешек

Вопрос: А из чего их вырезают и почему матрешки цветные, яркие и все такие разные?

Дети: Их вырезают из дерева, а расписывают красками

Воспитатель: Правильно. Вот у Загорской матрешки(показывает матрешку)

двумя точками изображают нос, а губы выполнены тремя точками (две вверху, одна внизу, две пряди волос прячутся под платком и завязываются узлом, платок и передник оформляются простым цветным узором.

А Семеновской матрешке(показывает матрешку)

мастера делают наводку черной краской: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок. Семеновскую матрешку украшают цветочными бутонами, пышными розами, колокольчиками.

Полхов-майданские матрешки самые яркие, веселые, основные цвета — фиолетовый, алый, желтый, голубой; узор — цветы да ягоды.

Воспитатель: Тогда давайте подойдем к столам, сядем и сделаем свои матрешки. А потом подарим тем, кто заботится о вас, и кого вы любите

(Так как аппликация у нас обрывная, то дети заранее делают заготовки, обрывают мелкими произвольными кусочками разноцветную бумагу.)

Затем, в произвольном порядке цветов, дети приклеивают обрывки цветной бумаги.

Воспитатель: Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

Кукла-матрешка — это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку.

Итог

Вопросы к детям:

Какие красивые матрешки у вас получились, кто их сделал такими красивыми? (Ответы детей)

.

Как вы это сделали?

Что сложно вам было выполнить?

Вам нравится ваша работа?

Конспект занятия по аппликации в старшей группе

Образовательная область: «Творчество»

Раздел: Аппликация

Тема: «Бабушкин платок»

Цель: развивать умение выполнять изделия в технике аппликации.

Задачи:

1. Вызывать интерес к декоративной аппликации.

2. Продолжать учить правильной технике наклеивания деталей

3. Закрепить знание геометрических фигур и цветов.

4. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление)

.

5. Воспитывать эстетический вкус, любовь к декоративно-прикладному искусству.

6. Воспитывать отзывчивость и доброту.

Ход занятия

Дети входят в группу, останавливаются вокруг В.

В: Дети, видите, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с ними.

Д. здороваются.

В: Сегодня нам с вами будет очень интересно. Предлагаю, для того, чтобы настроение наше еще больше поднялось, улыбнуться себе, мне и гостям, а теперь улыбнитесь друг другу.

Входит Матрешка. Здоровается. Интересуется, узнали ли ее дети.

В: Ой, милая Матрешечка, какой платоку тебя на голове потертый, старенький… Тут заплатка, а здесь уже и рисунок поистерся…

(Обращает на это внимание детей)

М. загрустила: Что же мне делать? Где же я сейчас новый красивый платок найду? Я в гости к мамочке милой спешу. Как же я в таком виде к ней?.

В: Ребята, а может, поможем Матрешке? Только вот как?

Д. отвечают.

В. приводит детей к тому, чтобы они предложили смастерить платок своими руками.

В: А как же сделать так, чтобы платочек был красивый, а не просто белый и без рисунков?

Д: Украсить его.

В: А как мы его можем украсить?

Варианты ответов (нарисовать или с помощью аппликации)

В: Чем мы можем украсить платок?

Д: Цветочками, узорами.

В: А может, геометрическими фигурами? Какие, к примеру, фигуры вы знаете?

Д: Круг, квадрат, треугольник.

В: А теперь, когда мы уже отдохнули и размялись, пора и за дело приниматься. Ребята, занимайте свои места.

Д. рассаживаются на рабочие места

В. Приглашает помогает детям занять рабочие места. На мольберте висит готовый шаблон платка. Перед детьми разложены такие же шаблоны, а также по одной геометрической фигуре (для украшения изделия)

В: Сядьте поудобнее, ребята. Спинки держите прямо, ножки спрячьте по стол. Молодцы! Держите руки на столе, не торопитесь ничего трогать. Посмотрите на мой мольберт. Вот какой платок я предлагаю подарить нашей гостье — Матрешке. Только мне кажется, что чего-то тут не хватает…. Какой-то скучный платок. Что же нам делать?.

Д: Украсить его!

В: А как же мы можем его украсить? Подумайте. Посмотрите на стол, на тарелочки перед вами. Что там лежит?

В: Верно, ребята. Какие вы догадливые. Прежде, чем начнем приклеивать, давайте, сначала разложим на платочках детали так, как вы их хотите приклеить.

В. помогает разместить детали по углам платка.

В: Умнички, детишки! Так и сделаем. Сначала я вам покажу и напомню, как правильно и аккуратно наклевать детали, а вы внимательно запоминайте.

В. показывает технику наклеивания деталей, как правильно и аккуратно пользоваться клеем и кисточкой.

В: Теперь можете приступать к работе. Когда закончите, отложите свой платочек на краешек стола и не забудьте протереть руки салфеточкой, а кисточки положить на тарелочку.

Во время наклеивания В. подходит к каждому ребенку, помогает правильно взять кисточку, аккуратно нанести клей на деталь, работает индивидуально.

После того, как все дети завершают работу, предлагает поднять готовые платки над головой и показать Матрешке и друг другу. Хвалит ребят.

М: Ох, ребята, какой же мне платок выбрать? Все они получились очень аккуратные и красивые!

(Показывает всем настоящий платок)

М: Вот спасибо! Моя бабушка очень любит, когда я надеваю такие платки с яркими цветами. Может, я его себе заберу, а вы, ребята, ваши платочки своим любимым бабушкам подарите, пусть будет на память.

Д. соглашаются.

В. хвалит ребят за то, как они старались, и за то, какие красивые сувениры для бабушек получились.

В: Теперь, ребята, вы можете положить свои платочки в шкафчики, чтобы вечером подарить бабушкам. А матрешечка вам поможет. Потом не забудьте с ней попрощаться.

Д. вместе с М. прощаются с гостями и уходят.

Конспект занятия по аппликации в старшей группе

Образовательная область: «Творчество»

Раздел: Аппликация

Тема: «Пожарная машина»

Цель: Познакомить детей с профессией пожарного, с инструментами, необходимыми, ему в работе, с пожарной машиной.

Задачи: Закрепить знания о специальном транспорте – пожарная машина;

Закрепить знания о работе пожарных;

Дать детям представление об опасности огня;

Развивать логическое мышление, пространственную координацию (умение располагать детали на картоне);

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Оборудование: Картинка пожарной машины, цветная бумага, клей, кисточки, ½цветного картона, ножницы, тряпочки.

Ход занятия:

Вводная часть.

Бим — бом, бим — бом! На дворе высокий дом, ставенки резные, окна расписные (показ картинки). С треском, щелканьем и громом встал огонь над новым домом, вот и рухнул дом, погорел со всем добром. Ребята, а почему сгорел дом? (показ картинки)

Ребята вот, что может случиться, если огонь оставить без присмотра или дети возьмут в руки спички и будут с ними играть? Ребята, а кто может победить огонь коварный?

А по какому номеру нужно позвонить, чтобы приехали пожарные?

А что бы пожарный мог быстро добраться до пожара, что ему нужно?

Какая машина?

Основная часть.

Ребята давайте сначала рассмотрим, как выглядит пожарная машина (показ картинки Пожарная машина).

Что есть у пожарной машины?

Ребята, а почему машина красная?

Потому, что огонь тоже красного цвета, цвет опасности.

А зачем нужен сигнал пожарной машине?

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]