Перспективное планирование по ОБЖ в старшей группе
Перспективное планирование по ОБЖ в старшей группе | |||||||
Неделя | Тема | Беседа | Игры | Целевые прогулки | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями |
сентябрь | |||||||
1 | Улица. Цель: формировать понятие «одностороннее и двустороннее движение»; закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничительная линия **** | Составление рассказа по картине «Улица города». «Участники дорожного движения» | Дид. «Перекресток» «Угадай, что изменилось» «Движение по улицам» Строит-я «Различные виды дорог» Игра-фантазия «Что не так» С.-ролевая «Автостроители» | На улицу (ближайшая проезжая часть). | С. Михалков «Наша улица». А. Домховский «Чудесный островок» | Театр на столе «Автоша отправляется в путь» Конструирование «Городок для любимых игрушек» Рисование «Улица города» Математика «Дома в которых мы живем» | Конструируем домики для игрушечного городка из коробок. |
2 | Пожар. Цель: повторить с детьми знакомые правила пожарной безопасности; продолжать учить осторожному обращению с огнем; провести опрос. **** | Составление рассказа по картине, на которой изображено тушение пожара в жилом доме. | Дид. «Пожароопасные предметы» Словесная «Обезопась пожароопасные слова» М.подвижная «Если возник пожар» | По детскому саду «Оборудование для тушения пожара» — знакомство | С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | Рисование «Спички детям не игрушка» | |
3 | «Нос – орган обоняния» Цель: познакомить детей с органом обоняния – носом, с особенностями его функционирования, его значением для жизни человека; учить бережно относиться к этому важному органу. **** | «Мой замечательный нос» (С. Шукшина «Я и мое тело» стр.47) | Дид. «Что ты знаешь о…» «К нам пришел Незнайка» | В мед. кабинет «Как вылечить нос» | Э. Мошковская «Мой замечательный нос» С. Шукшина «Долго я по лужам бегал» | Составляем «Правила здорового носа» | |
4 | «Ядовитые растения» Цель: продолжать знакомить детей с растительным миром, формировать представления о пользе и вреде растений, внешнем виде лекарственных и ядовитых растений. **** | «Чем полезна крапива?» (КОБД К. Белая стр. 27) | Дид. «Опасно – не опасно» «Что где растет?» | На кухню «Знакомимся с травами – приправами» | Вечер загадок | Рисование «Лечебные травы» | Ищем полезные травы дома |
октябрь | |||||||
Неделя | Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями |
1 | «Предметы быта» Цель: расширить знания детей о предметах быта, правилах пользования ими; продолжать учить детей убирать все предметы в строго отведенные места; воспитывать у детей умение подчиняться запретам взрослого. **** | «Тяжелая жизнь мальчика Пети» (ОБПД О. Чермашенцева стр.149) | Дид. «Игра дело серьезное» С. ролевая «Семья» «Подбери игрушку Танюшке» «Раз, два, три что может быть опасно найди» | На кухню детского сада – как хранят опасные предметы. | Рисование «зарисовки из жизни Пети» | Индивидуальные беседы: закрепляем правило «Каждой вещи свое место», | |
2 | «Ребенок дома один» Цель: учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни; сформировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. **** | «Когда мамы нет дома» (ОБПД О. Чермашенцева стр.143) | Разыгрываем сценки с помощью пальчикового театра. | РНС «Гуси – лебеди» | Рисование «Моя семья» | ||
3 | «Движение транспорта и пешеходов» Цель: формировать понятие «правостороннее движение»; учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус. **** | «Движение транспорта» Рассматривание картины «Обход транспорта» «История правостороннего движения» | Дид. «Направо – налево», «Угадай что изменилось» Строит-я «Автобусный парк» Ситуации «Мы выходим из автобуса», «Я перехожу проезжую часть» С.-ролевая «Автобусная экскурсия» | На автобусную остановку | Я. Пишумов «Азбука города» | Инсценировка «На лесном перекрестке» Рисование «Перекресток с потоком машин» | Консультация «Учите детей правильно обходить транспорт» |
4 | «Огонь друг или враг» Цель: дать представление о роли огня в жизни человека; расширить знания о правилах пожарной безопасности; формировать представления о поведении при угрозе пожара; уточнить знания о предметах, опасных для жизни и здоровья. **** | «Чтобы не было беды» (ОБЖ для старших дошкольников Н.С.Голицына) | Дид. «Опасные предметы» «Можно – нельзя» М.подвижная «Топаем хлопаем» | Изучаем пути эвакуации вовремя ч.с. | Д. Лапиня «Не шали с огнем» С. Маршак «Пожар» | Вечер загадок | Папка – передвижка «Условные обозначения на схеме эвакуации» |
ноябрь | |||||||
Неделя | Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями |
1 | «Скелет и мышцы» Цель: дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию –скелет нашего тела, защищающий наши внутренние органы от повреждения; познакомить с профилактикой вывихов и переломов. **** | «Доспехи, вешалка?!» («Я и мое тело» С. Шукшина стр. 54) | Кто быстрее наденет. | Н. Кушневицкая «Скелет» В. Катаев «Цветик – семицветик» | Придумываем комплекс упражнений для тренировки различных групп мышц | Составляем с детьми правила «Как сохранить кости здоровыми и крепкими» | |
2 | «Кошка и собака – наши соседи» Цель: расширить знания детей о поведении животных, о способах и методах обращения с ними. **** | «Собака, собака ты чья? (Н. Голицына ОБЖ для старших дошкольников стр76; К. Белая ФОБуД стр56) | «Выставка собак» | Е. Благинина «Котенок» Г. Новицкая «Дворняжка» | Рисование «Мой любимый зверь» | ||
3 | «Береги здоровье смолоду» Цель: развивать у детей умение правильно относиться к своим жизненно – важным органам; воспитывать бережное отношение к себе и другим. **** | «Приключения Пети и Вовы» (О. Чермашенцева ОБПД стр.130, 135) | Дид. «Если я сделаю так» «Опасно – неопасно» | Загадки | Рисование «Эпизоды и жизни Пети» | ||
4 | «Знакомство с правилами сервировки стола» Цель: расширить знания о гигиене формировать навыки личной гигиены, познакомить с правилами сервировки стола. **** | «Хозяюшки» (О. Чермашенцева ОБПД стр.110) | Дид. «Семья» «Убери на место» | Закрепляем дома правила сервировки стола | |||
декабрь | |||||||
Неделя | Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями |
1 | «Транспорт» Цель: формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт) **** | Составление описательного рассказа «Мой любимый вид транспорта» «Какие машины нужны человеку» | Дид. «Чудо – машина» «Найди по действию» Строит. «Улица с автобусными остановками» Игра- фантазия «Все наоборот» «На чем я путешествую» С.-ролевая «Гараж». | К проезжей части «Транспорт на нашей улице» | М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице» | Конструирование «Автобус» | Папка – передвижка «Дорожно –транспортный травматизм» |
2 | «Знакомьтесь, огонь» Цель познакомить детей с некоторыми свойствами огня; формировать понимание опасности огня, вырвавшегося из-под контроля; воспитывать уважение к профессии пожарного. **** | «Что мы знаем про огонь» (Воспитатель 7/2010г) | Дид. «Горит – не горит» «Что нужно пожарным» | Б. Житков «Дым», «Пожар» | Лепка «Пожарные собаки» | ||
3 | «Великий труженик и волшебные реки» Цель: дать детям представление о работе сердца, его расположении, строении; показать значение сердца и крови для жизни человека; воспитывать чуткость, уважение к жизни другого человека. **** | «Тук, тук стучит сердечко» («Я и мое тело» С. Шукшина стр.57) | С. ролевая «Больница» | В кабинет медсестры «Знакомство с фонендоскопом» | Г. Х. Андерсен «Снежная королева» Ю. Олеша «Три толстяка» | Рисование «Мое сердце» | Разрабатываем «Правила здорового сердца» |
4 | «Зимние каникулы» Цель: расширить знания детей о поведении на улице зимой, а именно: зимой нельзя ходить под козырьками домов, на льду нельзя толкаться; продолжать воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям, быть предупредительными. **** | «Ура каникулы» (О. Чермашенцева ОБПД стр.84) | С. ролевая «Скорая помощь» | Медицинский кабинет «Что нужно для первой помощи при ушибах» | Рисование «Зимние забавы» | ||
январь | |||||||
Неделя | Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями |
2 | «Опасные ситуации контактов с чужими людьми» Цель: предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми. **** | «Вкусные конфетки» (К. Белая «КОБД» стр.83) | Дид. «Опасно – неопасно» | Рассказывание детьми сказки Ш. Перро «Красная шапочка» | Разыгрывание ситуаций общения с незнакомыми | ||
3 | «О несовпадении приятной наружности и добрых намерений» Цель: дать понятие, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях, уметь звать на помощь, уметь сказать нет на предложения незнакомого взрослого. *** | «Сказка про колобка» (О. Чермашенцева ОБПД стр.168) | Позови на помощь. | Сказки «Волк и семеро козлят» | |||
4 | «Светофор» Цель: закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене. **** | «История создания светофора» «Сигналы светофора» | Дид. «Включи сигнал» «Кто спешит на помощь» Строит. «Мы пешеходы» Ситуации «Дети на проезжей части» | С. Прокофьев, Г. Сапгир «Мой приятель светофор» М.Пляцковский «Светофор» | Ручной труд «Изготовление светофора из бросового материала» | Папка — передвижка «Зимние забавы, дети и транспорт» | |
февраль | |||||||
Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями | |
1 | «Знает каждый гражданин этот номер – 01» Цель: познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить правильно сообщать по телефону о пожаре. **** | «Без огня не проживем мы ни дня» | Словесная «Вопросы и ответы» На внимание «Да или нет» Строит. Пожарная часть» | К. Чуковский «Путаница» | Рисование «Противопожарная безопасность в картинках» Инсценировка «Баба Яга и угольки в печи» | Создание альбома «Противопожарная безопасность в стихах и картинках» | |
2 | «В стране Легких» Цель: дать представление о том, что дыхание — одна из важнейших функций организма; показать значение дыхания для жизни человека; познакомить с дыхательными путями, с механизмом дыхания. **** | «Путешествие воздушных человечков» («Я и мое тело» С. Шукшина стр. 59) | Экскурсия «За здоровьем в зимний лес» | Н. Кнушневицкая «Легкие» | Практическое упражнение «Вдох – выдох» | Составляем «Правила здоровых легких» | |
3 | «Витамины в жизни человека» Цель: рассказать о роли витаминов в жизни человека. **** | «Вкусно или полезно?» (О. Чермашенцева ОБПД стр92) | Дид. «Витамины растут на грядке» | Вечер загадок | |||
4 | «Каждому опасному предмету – свое место» Цель: уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами; воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами. **** | «История зайки» (О. Чермашенцева ОБПД стр.163) | Дид. «Найти и обезвредить» | Составляем «Правила хранения колющих и режущих предметов» | |||
март | |||||||
Неделя | Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями |
1 | «Один дома» Цель: учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни; сформировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. **** | «Если ты один дома» (Н. Голицына ОБЖ для старших дошкольников стр74). | Дид. «Как избежать неприятностей» | Е. Тамбовцева – Широкова «Кто твой друг и, кто твой враг» | Инсценировка ситуаций | ||
2 | «Дорожные знаки.» Цель: закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: пешеходный переход, осторожно дети, внимание. **** | «Путешествие на перекресток» «Зачем нужны дорожные знаки» | Дид. «Найди на плане» «Говорящие знаки» Ситуации «Как старушке перейти через дорогу» | К проезжей части: «К пешеходному переходу без светофора» | В. Семерин «Запрещается – разрешается» | Рисование «Наш поселок» «Перекресток» Вечер загадок | Конкурс «Лучший изготовитель дорожных знаков» |
3 | «Огонь и «укротитель огня» Цель: продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности; учить осторожному обращению с огнем; воспитывать в детях уважение к профессии пожарного, осознание опасности этой профессии. **** | «Дым страшнее огня» (Основы безопасного поведения дошкольников О. Чермашенцева стр. 53) | М. подвижная «Топаем — Хлопаем» На внимание «Это я, это я и со мной мои друзья» | В пожарную часть | К. Паустовский «Заячьи лапы» | Рисование «Пожарная машина» Вечер загадок | Сопровождение детей на экскурсии |
4 | «Об удивительных превращениях пищи внутри нас» Цель: познакомить детей с пищеварительным трактом, его основными отделами и выполняемыми функциями; учить понимать свой организм, его потребности; показать взаимосвязь между различными органами в человеческом организме. **** | «Куда пропала пища?» (С. Шукшина «Я и мое тело» стр. 62). | Экскурсия «Путешествие на кухню» | Б. Заходер «Ма-Тари-Кари» С. Маршак «Робин – Бобин» | Рисование «Салат?!» | Составляем «Правила здорового питания» «Правила здоровых зубов» | |
Апрель | |||||||
Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями | |
1 | «Опасные насекомые» Цель: расширить знания детей о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых и способах защиты от них. **** | «Не птица, а с крыльями» (К. Белая ФОБуД стр.49) | «Кто где живет» «Отгадай какое это насекомое» | И. Анденко «Муравьишко» загадки | Рисование «Красивые насекомые» | ||
2 | «Воспитываем бережливых» Цель: познакомить детей с понятием «бережливость»; формировать у детей бережливое отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности; воспитывать уважение к людям труда. **** | «Замарашка» (О. Чермашенцева ОБПД стр.171) | К. Чуковский «Федорино горе» | Формируем выставку любимых книг | |||
3 | «Общение с природой» Цель: учить детей ответственному и бережному отношению к природе, не разорять птичьих гнезд, муравейников, не ломать веток. **** | «Письмо Лесовика» | Игра – загадка «Кто это?» | Прогулка в лес. | Повторяем правила поведения на природе. | ||
4 | «Правила поведения в транспорте» Цель: уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадке, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить с – передней. **** | «В городском транспорте» «Зачем нужны правила пассажирам» Составление рассказа по картине «Автобусная остановка» | Дид. «Правильно – опасно» «Что с начала что потом» Ситуации «В автобус входит инвалид» | «На автобусную остановку» | С. Михалков «Шел трамвай десятый номер» С. Маршак «Автобус номер 26» | Рисование «Люди входят и выходят» Драматизация «Едем в театр» | Индивидуальные беседы «Как воспитать примерное поведение при пользовании общественным транспортом» |
Май | |||||||
Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями | |
1 | «Огонь — наш друг, огонь – наш враг» Цель: формировать представление об окружающем мире, навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях, знакомить с историей освоения человеком огня и использованием его в быту и труде. **** | «Огонь и человек» (Ребенок в детском саду 6/2011г стр. 49) | Дид. «Самый лучший» «Хорошо плохо» «Что нужно пожарным» Словесная «Звоним по телефону» С.- ролевая «Спасатели» | С. Маршак «Сказка про спички | Рисование «Огонь – верный друг» КВН | Участие в подготовке и проведении КВН | |
2 | «Изучаем свой организм» Цель: расширить сведения о том, как устроен человеческий организм. **** | «Письмо от почемучки» (О. Чермашенцева ОБПД стр.87) | Дид. «Что ты знаешь о…» | Н. Кушневицкая «Желудок» «Печень» «Почки» | |||
3 | «Безопасный отдых на природе» Цель: расширить знания детей о правилах поведения на природе и возможных опасностях, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила. **** | «Правила поведения на природе» (К. Белая ФОБуД стр.47) | Что где растет? | По экологической тропе детского сада | Загадки. | Рисование «Мое любимое растение» | |
4 | «Правила ОБЖ мы узнали» Цель: систематизировать основные правила жизнедеятельности и воспитанности – правила культуры общения, приема пищи, режимных моментов и личной гигиены, правил поведения в общественных местах. *** | «По секрету мы расскажем вам об этом…» | Игра – экскурсия по правилам ОБЖ | ||||
Июнь | |||||||
Тема | Беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями | |
1 | «Велосипед, самокат» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате. **** | «Улица не место для игр» «Игры во дворе» | Дид. «Запрещается-разрешается» «Далеко — близко» Ситуация «Мне купили новый велосипед» | «Во двор жилого дома» «На детскую площадку» | И. Кончаловский «Самокат» | Лепка «Самокат» Рисование «Велосипед со светоотражателями» Спорт «Дорожная эстафета» | Консультация «Ребенок во дворе» |
2 | «Детские шалости с огнем и их последствия» Цель: повторить уже знакомые правила пожарной безопасности. **** | «Опасные предметы» | Дид. «Горит – не горит» М.подвижная «Если возник пожар» | По детскому саду: изучаем пути эвакуации. | С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» | Игровой тренинг «Дорога безопасности». | Папка – передвижка «Эвакуационные знаки» |
3 | «Откуда берутся болезни» Цель: сформировать представление о здоровье, болезни, микробах; сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней; научить заботится не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих людей. **** | «В гости к Айболиту» (О. Чермашенцева ОБПД стр. 89) | Дид. «Пишем письмо заболевшему товарищу» «Полезная и вредная еда» | Практическое упражнение «Обработка раны». | |||
Август | |||||||
Тема | беседа | Игры | Целевая прогулка | Чтение | Досуги развлечения | Работа с родителями | |
1 | «Правила поведения при грозе» Цель: познакомить детей с правилами поведения во время грозы. **** | «Гроза» | Л. Пилипенко «Сердитый гром» | Рисование «Радуга» | Папка – передвижка «Правила поведения во время грозы» | ||
2 | «Опасности вокруг нас» Цель: расширить знание правил безопасности в быту, на улице, воде; продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях. **** | «Чтобы не было беды – делай правильно!» | Дид. «Найти и обезвредить» | А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» | Папка – передвижка «Правила обращения с опасными предметами» | ||
3 | «Айболит в гостях у детей» Цель: сообщить детям сведения о профилактике и способах лечения инфекционных заболеваний, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека; учить детей не боятся врача, самому уметь оказывать помощь. **** | «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит» | Дид. «Скорая помощь» | Экскурсия на огород, в сад. | С. Маршак «Доктор Айболит» | Рисование «Мои друзья витамины» | |
4 | «Загородная дорога» Цель: формировать у детей представление о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге; познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд». **** | «Как я путешествовал» составление рассказ из опыта | Дид. «Путешествие за город» Строит. «Трасса» «Магистраль» Ситуации «Шлагбаум еще не подняли» С.-ролевая «Путешествие». | «Совместный поход на природу» | Б. Житков «Что я видел» | Рисование «Голубой вагон бежит, качается…» | Сопровождение детей в походе. |
Опросник по ППБ
1. Назови свое имя, фамилию, домашний адрес и номер телефона.
2. Как вызвать службу спасения?
3. Перечисли правила обращения с бытовыми электроприборами (дид. игра «Наши помощники»).
4. Назови пожароопасные предметы.
5. Отчего может возникнуть пожар?
6. Перечисли правила поведения при пожаре.
7. Кто помогает людям при пожаре? Расскажи о работе пожарных.
8. Перечисли правила поведения дома (решение проблемной ситуации «Когда дети остаются дома одни»).
Перспективный план работы по ОБЖ (Ребенок и другие люди) в старшей группе
Перспективный план работы по ОБЖ (Ребенок и другие люди)
в старшей группе
Цель:
формирование навыков безопасного поведения с незнакомыми людьми у детей через различные виды детской деятельности.
Задачи:
Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям;
Формировать умение обращаться за помощью к взрослым;
Расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;
Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.
К концу года ребенок:
знает об опасностях контактов к потенциально опасным для человека ситуациям;
умеет обращаться за помощью к взрослым;
знает и соблюдает элементарные правила при контактах с незнакомыми людьми.
Месяц | Виды деятельности | Тема | Задачи | Предметно-развивающая среда | Работа с родителями |
Сентябрь | Беседа | «Кто нас окружает» | Знакомить детей с правилами личной безопасности | иллюстрации различных опасных ситуаций с чужими людьми в доме | беседа с родителями |
Ситуация | «Незнакомец звонит в дверь» | Формировать представление о возможных опасных ситуациях | плакат «Будь осторожен с незнакомыми людьми», карточки с опасными ситуациями | изготовление карточек с опасными ситуациями родителями | |
Дидак игра | «Если рядом никого…» | Учить находить выход из различных сложившихся ситуаций | сюжетные картинки, описания различных опасных ситуаций | консультация для родителей | |
Чтение | РНС «Колобок» в обр. К.Ушинского | Предостеречь детей от неприятностей, используя сюжет сказки | деревянные модели персонажей и декорации сказки «Колобок» | рекомендации для родителей | |
Тренинг | «Позвони по телефону маме на работу» | Уточнить знания детей об окружающих людях | аудиозапись, телефон | аудиозапись от родителей | |
Октябрь | Беседа | «Не открывай дверь чужим людям» | Продолжать знакомить детей с правилами личной безопасности, формировать чувство самосохранения | иллюстрации различных опасных ситуаций с чужими людьми в доме | беседа с родителями |
Ситуация | «Осторожно – незнакомец!»» | Ввести в активный словарь детей понятие «незнакомый человек»; развивать у детей навыки безопасного поведения в обществе незнакомого человека | карточки с опасными ситуациями | изготовление карточек с опасными ситуациями родителями | |
Дидак игра | «Как избежать неприятностей?» | Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут случиться с ними дома, во дворе, на улице; учить детей избегать этих ситуаций; обратить внимание на то, что надо беречь свою жизнь и здоровье | сюжетные картинки, описания различных опасных ситуаций | беседа с родителями | |
Чтение | Сказка «Жихарка» | Обсудить поведение героев сказки; предостеречь детей от неприятностей, используя сюжет сказки | книга с иллюстрациями | рекомендации для родителей |
Календарное планирование «Неделя безопасности» в старшей группе
НАТАЛЬЯ КРАВЕЦ
Календарное планирование «Неделя безопасности» в старшей группе
сентября
Виды деятельности
Утро Беседа «Наши помощники»
— о пользовании предметами быта. Объяснить,почему так говорят:
Огонь — беда и вода – беда, а без огня и без воды, еще больше беды. Что было бы, если бы не стало огня, воды и электричества?Для чего они нужны людям?Какие электроприборы есть в нашей группе? А у вас дома?
Удобно людям жить с такими помощниками?Что может произойти из-за небрежного обращения с нашими помощниками если забыли закрыть водопроводный кран, выключить чайник или утюг.
Д/и «Волшебные телефоны»
: закрепление номеров телефонов служб
безопасности 01, 02, 03, 04.
Инд работа по БЖД: Проблемная ситуация «Ты остался дома один, что ты будешь делать?»
П. И. «Шире круг»
-вызвать положительные эмоции
Дежурство в уголке природы – рыхление земли в цветочных горшках.: воспитывать умение выполнять трудовые поручения, закрепить понятие о необходимости данной работы
Культура поведения — Ситуативный разговор о том, где дома можно упасть и получить травму
Занятия Обследование по разделам программы
«Опасности на улице и во дворе»
: воспитывать внимание, умение оказывать первую помощь. Учить быстро реагировать в чрезвычайных ситуациях.
Физкультура
Беседа «Кошки тоже могут быть опасны»
: Расширение представлений о правилах
безопасного общения с животными домашними и дикими. Моделирование ситуации «Встреча с незнакомым животным»
: Учить правильному обращению с незнакомым животным, ознакомить с правилами поведения в опасных ситуациях.
Д/игра «Что такое хорошо и что такое плохо»: Учить детей отличать хорошее поведение от плохого; Обратить внимание на то, чтохорошее поведение приносит радость, здоровье как тебе самому, так и окружающимтебя людям, и, наоборот, плохое поведение может привести к несчастию, болезни.
П/ и «Ловишки с приседаниями»
: учить соблюдать правила игры П/и
«Горячий мяч»
,
«Найди свою пару»(с лентами)
учить выполнять действия по сигналу.
Инд работа по физ-ре Прыжки в высоту на двух ногах.
2-я пол.дня Самообслуживание: упражнение «Я все делаю сам»
.Способствовать повышению самостоятельности детей, формировать и закреплять полезные привычки, следить за своим внешним видом, устранять проблемы в одежде и прическе
Беседа «Кухня – не место для игр»
: уточнить представление детей о опасностях таящихся на кухне. /
«О правилах пожарной безопасности»
Чтение художественной литературы «Пир мышей»
: учить на примере литературных героев понимать, что бытовые приборы могут быть опасны и без взрослых ими пользоваться нельзя. Отгадывание загадок о пожароопасных и опасных предметах домашнего обихода.
Прогулка Практическое упражнение «Меню»
: Напомнить детям, о пользе некоторых продуктов для здоровья человека. Выявить любимыеблюда детей. Учить детей объяснять, чем это блюдо полезно для человека.
С/р игра «Что ты купишь в магазине?»
: Упражнять детей в правильном выборе продуктов в магазине. Рассказать детям, что не следует брать продукты в испорченных упаковках.
Н П И «Электроприборы»
,
«Моя квартира»
,
«Сравни предметы»
.
Инд работа по соц миру –Ситуативный разговор о том, где дома можно упасть и получить травму
Д/И «Где чей силуэт?»
.: развивать внимание и логическое мышление.
Д/И «Я начну, а ты продолжи»
: учить детей досказывать стихотворные отрывки из знакомых сказок, развивать память
П И «Узнай своих друзей по голосу»
Ход игры: дети убегают по залу от водящего с завязанным платком глазами. Пойманный подает голос. Водящий должен узнать его по голосу.
С/р игра «Готовим обед»
: учить выполнять алгоритм приготовления пищи.
Работа с родителями-Совместно с ребенком нарисовать план своей квартиры и отметить на нем наиболее опасные местаСовместные действия детей и родителей по подготовке выставки «Опасные предметы дома»
Задание: подобрать картинки, фотографии, на которых изображены пожароопасные предметы и предметы, требующие осторожного обращения
выводы вывод
сентября
Виды деятельности
Утро Беседа:«Домашние вещи могут быть опасными: иглы, ножницы и скрепки не бросай на табуретке»: Расширять представлений об опасных для жизни предметах, которые
встречаются в быту. Рассказать детям, что существует много опасных предметов,которыми надо уметь пользоваться, что они должны храниться в специальноотведенных местах.
Д/игра: «Опасно — не опасно»: Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью издоровью окружающих, от неопасных; уметь предвидеть и предупредить результаты возможного развития ситуации; закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях; развивать охранительное самосознание. Д/игра: «Я назову предмет, а ты расскажешь о правилах его использования»
.: закрепить правила обращения с опасными предметами.
П И «Найди свою пару»
(с лентами)
— формировать у детей потребность к двигательной активности, физическом совершенствовании. Инд. работа по р р –повт выученное стихотворение по теме
Культура поведения: Ситуативный разговор о необходимости соблюдения порядка в группе и дома
Дежурство по столовой: (формирование умения работать в паре, воспитывать трудолюбие.)
Занятия Обследование по разделам программы
Счет звуков. Решение задач на смекалку. Упражнять детей в счете звуков, в умении находить число, большее или меньшее на единицу, упражнять в составлении и решении задач на сложение и вычитание; решении задач на смекалку)
Музыкальное
Прогулка Беседа :Безопасность на природе.Ядовитые грибы и ягоды: Пояснить детям, что жизнь и здоровье человека зависит от того, как онмеет обращаться с природой. Познакомить с правилами поведения на природе,закрепить знания о ядовитых грибах. Рассматривание энциклопедий о грибах, ягодах. Загадывание загадок о грибах и ягодах. С/игра «В лесу»
: способствовать развитию знаний о природе. Формировать понимание
необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе- «Ядовитые растения»
,
«Ядовитые грибы и ягоды»
Д/и
«Опасно- не опасно»
Труд в природе: сбор ягод рябины для подкормки птиц
Физкомплекс. Упражнять в беге колонной по одному, в умении переходить с бега на ходьбу; в сохранении равновесия и правильной осанки при ходьбе по повышенной опоре.
П. И.: «Физкульт-ура!»
.
(Упражнять детей в беге на перегонки)
.
«Попади в цель»(Упражнять в метании мешочков)
. П/и
«Поймай пару»
: развивать быстроту бега, умение быстро находить пару
Инд работа по физкультуре- Метание правой и левой рукой.
Самостоятельная деятельность с физкультурным инвентарем, упражнения и игры с ними-учить договориться о взаимодействии с товарищами. Рассказать о безопасных способах обращения с оборудованием.
2-я дня Самообслуживание: упражнение «Я все делаю сам»
.Способствовать повышению самостоятельности детей, формировать и закреплять полезные привычки, следить за своим внешним видом, устранять проблемы в одежде и прическе
Беседа-рассказ «Лекарства — друзья или враги?»
-Какие предметы из аптеки можно брать самому?Можно ли самому принимать таблетку или микстуру? Почему?Как надо вести себя с неизвестными лекарствами? Теми, что не имеют этикеток или со стертыми названиями?
Рассматривание лекарств в аптечке и закрепление правил оказания первой помощи при порезах и укусах насекомых. -Ты должен уметь оказывать первую помощь, когда кто-то порезался, обжегся, обморозился или ударился. Для этого надо иметь аптечку. Какие из этих лекарств тебе известны?Когда их используют и их лечебные свойства?
Прогулка С/р. игра «Больница»: Обогатить, расширить и систематизировать знания детей о профессии врача,
о работе поликлиники.
СХД- Рисование знаков по охране жизни на природе. «Что мне знак говорит?»
— познакомить с запрещающими, разрешающими, предупреждающими знаками. Учить читать знаки и соблюдать правила
безопасности на природе.
Конструирование:«Азбука»
(из счётных палочек)
Развивать мелкую моторику рук, воображение
Настольные игры: шашки,домино: учить самостоятельно организовывать игры данного вида, готовить место для игры, соблюдать правила. Формировать логическое мышление, умение анализировать и сопоставлять.
П И «Летают, прыгают, плавают»
: упражнять детей в беге;закреплять названия рыб, птиц, зверей.
Создание папки для родителей: «Что ребёнок должен знать о грибах и ягодах»
.
вывод
сентября
Виды деятельности
Утро Беседа: «Службы «01»
,
«02»
,
«03»
всегда на страже: Формировать представления о службах спасения 01, 02, 03. Уточнить представления о профессиях пожарника, врача, милиционера, спасательных служб. Интеллектуальная разминка
«Я знаю»
: закрепить знания о службах спасения, способах вызова в зону бедствия, необходимого снаряжения и т. д. Д/игра
«Скорая помощь»
: учить детей в случае необходимости звонить в экстренную службу медицинской скорой помощи по телефону 103. Инд. работа по соц миру-домашний адрес П/И –эстафета:
«Что с собою я возьму»
: учить подбирать нужные предметы для оказания первой помощи пострадавшим при пожаре.
П/и «Горячий мяч»
-формировать у детей потребность к двигательной активности, физическом совершенствовании.Инд работа по соц миру: правила
безопасного поведения
Работа в уголке природы:уход за комнатным растением спатифиллиум: рыхление, орошение, протирание листьев, полив. Культура поведения «О правилах поведения в группе. Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения
Занятия
Обследование по разделам программы
Чтение художественных произведений: С. Михалков «Скверная история»
, С. Маршак
«Милиционер»
: через художественное произведение закреплять знания правил дорожного движения.
Физкультура
Прогулка Беседа «Незнакомец. Правила безопасного поведения.»
Рассмотрение проблемных ситуаций
(с иллюстрациями)
.- Ситуация: Родителей нет дома. Зазвонил телефон, ты поднял трубку и какая-то женщина спросила, есть ли мама дома. Как действовать ребенку?- Ситуация: Ты дома один.В дверь позвонили: Откройте милиция! Как действовать
— Ситуация: Ты вышел вынести мусор. На лестнице незнакомый мужчина взял тебя за руку и предложил пойти посмотреть на щенка. Твои действия?
Д/и «Расскажи и объясни»
-изучить правила поведения в экстремальных условиях.
Физкомплекс: Упражнять в равномерном беге с соблюдением дистанции; развивать координацию движений в прыжках с доставанием до предмета; повторить упражнения с мячом и лазанье под шнур, не задевая его.
П И «Я спортсмен!»
,
«Звучит сигнал»
,
«Найди!»
-развивать, ловкость, быстроту, внимание,умение действовать по сигналу.
«Светофор»
-развивать ловкость;закреплять знания о значении светофора.
Инд.работа по физкультуре: Прыжки на одной и двух ногах на месте, — развиваем выносливость, равновесие, силу
Трудовые поручения:-Сбор красивых листьев для гербария; сгребание опавших листьев к корням деревьев.: воспитывать бережное отношение к природе.
С/Р игра «Служба спасения»
.: вызвать у детей интерес к профессии спасателя; воспитывать чуткое, внимательное отношение к пострадавшему, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Игры с выносным материалом Самостоятельная деятельность на прогулке
2-я пол.дня Самообслуживание: упражнение «Я все делаю сам»
.Способствовать повышению самостоятельности детей, формировать и закреплять полезные привычки, следить за своим внешним видом, устранять проблемы в одежде и прическе.
Беседа «Внешность человека может быть обманчива»
: объяснить ребёнку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения Практическое занятие
«Не откроем волку дверь»
: рассмотреть и обсудить с детьми такие опасные ситуации, как контакты с чужими людьми, научить их правильно себя вести в таких случаях.
Прогулка Д/и «Почтальон»
-закрепить знание и умение иметь назвать Ф. И., свой адрес.
Д/И: «Знакомый, свой, чужой»
: Развивать у детей способность различать людей по определённым признакам. Воспитывать быстроту реакции на словесный сигнал Обсуждение ситуаций по сказкам
«Красная шапочка»
,
«Буратино»
,
«Сказка о мёртвой царевне»
,
«Колобок»
и др. -«Кого можно считать
«своим»
, близким человеком, а кого чужим, посторонним. Чем они отличаются». Инд. Работа по бжд- назвать Ф. И., свой адрес.
С/р. игра «Милиция»
: Учить детей правильно вести себя на улице, когда остаются одни;
Развивающая игра «Лабиринты»
с заданиями разного уровня сложности для самостоятельных игр детей Математические игры
«Танграм»
,
«Колумбово яйцо»
. На развитие логического мышления, внимания. П. И.:
«Замри»(развивать внимание)
.
Консультация «Безопасность ребёнка при встрече с незнакомыми людьми»
.
выводы вывод
сентября
Виды деятельности
Утро Беседа «Стихия — огонь»
— углублять знания детей о роли огня в жизни человека, предложить рассмотреть различные ситуации, обсудить, какие правила противопожарной
безопасности необходимо соблюдать. П\и «Огонь – вода»
— закреплять правила пожарной
безопасности; учить соблюдать правила игры. Д\и «Назови картинку»
— учить называть изображенные на картинке предметы, знать их назначение. ДИ
«Правильно ли это?»
:формировать основы
безопасного поведения для человека в окружающем мире.
Инд работа по раз речи. -Упражнение «Замени звук»
— развивать фонематическое восприятие, формировать навык преобразования слов с помощью замены первого или последнего звука.
Работа в уголке природы: поливаем растения – продолжать учить детей выбирать растения, которые нуждаются в поливе; формировать осознанное отношение к поручениям, ответственность за растения.
Культура поведения:«Благородные поступки»
: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Занятия Обследование по разделам программы
Викторина «Знаете ли вы правила пожарной безопасности?»
: уточнить знания детей о правилах пожарной
безопасности, учить слышать и отвечать на вопрос воспитателя. Музыкальное
Прогулка Наблюдение за собакой: учить устанавливать связь между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона; воспитывать интерес к жизни животных, любовь, стремление помогать в трудных условиях. В нашем доме знают взрослые и детиТо,что я теперь счастливей всех на свете:У меня, на зависть всем собаководам,Есть собака удивительной породы. Как называется жилище собаки?
Какое любимое лакомство собаки?Как выглядит собака? Какие породы собак вы знаете?Почему некоторых собак называют «бездомными»
? Проигрывание ситуации
«Осторожно! Я кусаюсь!»
: способствовать формированию представлений детей о поведении при взаимодействии с пчелами, осами.
Физкомплекс 1.: Х. о. в колоне по одному, продвижение вперед прыжками на обеих ногах, х. о., х. «змейкой»
между деревьями
П И «Мы — веселые ребята»
,
«Затейники»
: учить четко говорить текст в игре, соблюдать правила игры П\и
«Пожар»
— играть дружно, соблюдая правила игры, развивать двигательную активность детей
Инд работа по физкультуре-совершенствовать приемы метания предметов в горизонтальную цель;
Трудовая деятельность-уборка участка от мусора: учить работать сообща, добиваться цели общими усилиями. Самостоятельные игры с выносным материалом
2-я пол Самообслуживание: упражнение «Я все делаю сам»
. Способствовать повышению самостоятельности детей, формировать и закреплять полезные привычки, следить за своим внешним видом, устранять проблемы в одежде и прическеЭкскурсия по детскому саду «В поисках огнетушителей и знаков пожарной
безопасности».
Прогулка Беседа о труде пожарных – познакомить детей с профессией пожарного, развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Расм картины «Пожарная машина спешит на помощь»
— формировать умение понимать содержание картины, средства выразительности, которыми оно передается, развивать речьДИ
«Хорошо-плохо»
— обсуждать понятия
«огонь»
,
«спички»
: какую они приносят пользу и какой причиняют вред при неосторожном обращении; развивать творческое начало. Н/П И
«Можно – нельзя, правильно – неправильно»
-акреплять знания правил
безопасного перехода через дорогу, правила езды на велосипеде.
Игры со строительным материалом: «Пожарные машины»
– учить детей находить новые конструкторские решения при выполнении задания по условию и в соответствии с общим замыслом С\р игра
«Юные пожарные»
— закреплять знания о работе пожарных; обыгрывание различных ситуаций; способствовать освоению детьми эффективных моделей поведения в различных ситуациях.
П\и «Кто ушел?»
— формировать у детей умение быстро ориентироваться в пространстве, развивать внимание и быстроту реакции. Инд/работа по математике: ориентировка в пространстве
(вперед-назад, направо-налево)
.
вывод
сентября
Виды деятельности
Утро Беседа о транспорте,о труде водителя: уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить их активный словарь за счет названий автомашин, рассказать о труде водителя дорожного движения
Рассматривание различных транспортных средств: расширять представление детей о многообразии транспортных средств, закрепить обобщающее понятие «транспорт»
Разучить стих С. Маршака «Если свет зажегся красный»
П/И
«Бегущий светофор»
: закрепить знания о сигнальных огнях светофора. Д\игра:
«Кто больше назовет автомобилей»(легковые, грузовые, специализированные)
Д/и «Четвертый лишний»
-Назовите лишнего участника дорожного движения:- грузовик, дом, скорая помощь, снегоуборочная машина. — легковая машина, грузовая машина, автобус, детская коляска. Назовите средство транспорта,не относящееся к общественному транспорту: автобус, трамвай, грузовик, троллейбус.Назовите лишний цвет светофора: красный, синий, желтый, зеленый.
Инд работа по соц миру: закрепить с детьми домашний адрес
Х-б т.-навести порядок в уголке ПДД: протереть пыль, игрушки.
Культура поведения — «Обязанности пешеходов»
— учить детей соблюдать элементарные правила поведения в общественном транспорте,на улице дать представление, для чего это необходимо.
Занятия Обследование по разделам программы
«Путешествие по городу дорожных знаков»
: уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о правилахдорожного движения, о различных видах транспорта, развивать внимание,совершенствовать, координацию движений, воспитывать культуру поведенияв общественном транспорте
Т ворческая мастерская «Машины едут по улице»
(рисование)
: закреплять умение изображать машины по представлению, передавая форму и пропорции, расположение частей; располагать изображение на всём листе бумаги, совершенствовать умение закрашивать ровно, в одном направлении, не заезжая за края.
Прогулка Наблюдение за работой шофера: уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин; развивать познавательную деятельность; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых. Встаем мы очень рано. Ведь наша забота —Всех отвозить По утрам на работу. Для чего нужна такая профессия?Должен ли водитель знать правила дорожного движения? Что должен знать водитель, чтобы хорошо водить машину? Какими машинами могут управлять водители? Бжд «Как вести себя, если вы обнаружили подозрительный предмет?»
: познакомить детей с предметами, которые могут вызвать подозрительность. Закрепить правила поведения в подобных ситуациях.
Д/И «Что не так?»
: закрепить знания правил для транспорта и пешеходов.
Маршрут по территории д/с с преодолением препятствий. (Различные виды ходьбы, бега по основной дорожке и дорожкам участков. Перелезание через вкопанные шины, ограждения песочниц. Лазанье по лианам. П И «Ловкий пешеход!»
,
«Звучит сигнал!»
, П И
«Перебежки-догонялки»
: учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
-развивать, ловкость, быстроту, внимание,умение действовать по сигналу.
С/р игра «Дорожное движение «: Обогатить и конкретизировать знания детей о правилах дорожного движения. Воспитывать уважение к труду водителя, милиционера. Учить вежливому обращению впроцессе общения «водитель пассажир»
,
«водитель – милиционер»
. Активизация
Инд работа по физкультуре-упражнения на равновесие, метание, бросание, ловля, ползание, лазанье.
Трудовые поручения:приводим в порядок выносной инвентарь: Актуализировать и уточнить представления детей о соответствующих трудовых операциях, формировать необходимые умения и навыки. Поощрять стремление приносить пользу
2-я пол. Игра «Хозяин»
— хоз. – бытовой труд
(общий)
– Вытрем пыль на полочках для игрушек – воспитывать желание участвовать в совместной деятельности, формировать ответственное отношение к поручениям.Разучивание скороговорки:
«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
-закреплять правильное и отчётливое произношение звуков родного языка.
Дидактическая игра: «Найди пешехода нарушителя»
Чтение И. Серебряков
«Улица, где все спешат»
: знакомить с литературными произведениями, побуждать формулировать их основной смысл
Прогулка Рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок «улица»
. Беседа с детьми об улицах города- что такое улица?- части улицы
(проезжая часть, пешеходный переход, транспорт, бордюр, транспорт)
-у каждой улице есть свое название
С-р игра. «Моя улица»
: формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности,
СХД-создание иллюстраций для оформления книжки-малышки о ПДД в подарок Светофорчику: развивать у детей умение передавать свои впечатления, полученные ранее, воспитывать самостоятельность в создании образа.
Н П И «Виды транспорта»
(классификация и обобщение)
Лото
«Дорожные знаки»
: закрепить знания о дорожных знаках, их названии; развивать внимание и память. Азбука дорог» развивать логическое мышление, внимание.
Игра со строительным материалом «Мой город»
: формировать у детей умения, связанные с творческим конструированием, учить воплощать нестандартные замыслы, возводить необычные конструкции. Развивать фантазию, творческие способностиИнд. раб. по соц миру – Д И
«Правильно веди себя на улице»
-закреплять знания детей о правилах дорожного движения для пешеходов, воспитывать уважение и желание их выполнять.
П/и Машины»: развивать умение одновременно двигаться и говорить, действовать после сигнала.
Консультация для родителей «Безопасность ваших детей»
. Предложить родителям по дороге домой закрепить с детьми правила перехода улиц и перекрестков.
вывод