Перспективное планирование по ручному труду в подготовительной к школе группе
Валентина Картавая
Перспективное планирование по ручному труду в подготовительной к школе группе
Сентябрь
1.«Корзиночка» (из бумаги и картона)
Задачи: Закреплять у детей умение работать по выкройке (делать квадратную коробочку). Развивать умение аккуратно делать по выкройке надрезы и склеивать стороны. Воспитывать самостоятельность, инициативу. Формировать внимательное отношение к товарищам.
2. Дизайн упаковки. «Коробка для продуктов»
(бумага, картон)
Задачи: Закреплять умение правильно складывать квадратный лист бумаги на 16 маленьких квадратиков, самостоятельно делать выкройку кубической коробочки.
Развивать конструкторские способности, мышление творчество, обогащать речь.
Воспитывать активность.
Октябрь
1.«Гриб»
Задачи: Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.
2.«Божья коровка» (скорлупа грецкого ореха)
Задачи: Учить детей делать игрушки по образцу, использовать для соединения частей игрушки пластилин. Формировать интерес к данному виду труда, развивать воображение. Соблюдать правила работы с пластилином и аккуратно обращаться с природным материалом.
Ноябрь
1.«Лебедь»
Задачи: Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом. Продолжать учить детей делать поделки по рисунку, соединять различный материал в одной поделке, скреплять при помощи палочек и пластилина. Развивать творческое воображение, фантазию, воспитывать художественный вкус, терпение, внимание, наблюдательность.
2.«Овощи и фрукты, полезные продукты»
(аппликация из ткани)
Задачи: Учить детей аппликации из ткани – подбирать цвет, фактуру в зависимости от создаваемого образа, обводить мелом трафарет, аккуратно его вырезать, собирать картинку из нескольких частей.
Развивать цветовосприятие, самостоятельность.
Декабрь
1.«Снеговик»
Задачи: Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.
2. «Сказочный домик».
(из бумаги и картона)
Задачи: Учить делать новую игрушку, передавая в ней сказочный образ (избушка на курьих ножках, и т. д.). Закреплять полученные ранее умения работы с бумагой. Развивать фантазию, творческие способности детей. Формировать умение держать правильную осанку во время работы, заботиться о здоровье окружающих.
3. «Фонарик трёхсторонний».
(из бумаги и картона)
Задачи: Учить делать игрушку приёмом склеивания выкройки. Развивать воображение детей. Закреплять умение складывать бумагу в определённой последовательности и тщательно проглаживать линии сгиба, аккуратно вырезать украшения для изделия. Соблюдать технику безопасности при работе с ножницами.
Январь
1.«Магазин игрушек»
(из бумаги и картона)
Задачи: Учить детей мастерить игрушки из бумаги. Закреплять умение складывать прямоугольный лист бумаги пополам, сглаживать линии сгиба, вырезать заготовку по контуру. Развивать творческие способности при оформлении поделки. Соблюдать правила работы с ножницами.
2. «Скатерть — самобранка» (плетение из бумаги)
Задачи: Совершенствовать умение создавать форму как основу будущей композиции. Совершенствовать технику аппликации : резать ножницами по прямой, не доходя до края, переплетать бумажные полоски. Развивать ловкость.
Воспитывать любовь к своему дому, желание делать его уютным, красивым.
Февраль
1. «Машина» (конструиро-
вание из спичечных коробков)
Задачи: Закрепить в процессе конструирования из бросового материала способом объемного моделирования наименования автотранспорта и его предназначение; воспитывать у детей навыки безопасного поведения в различных дорожных ситуациях и при езде на велосипеде.
2. «Ракета» (самолёт)
Задачи: Учить детей создавать летательный (космический аппарат, конструктивным и комбинированным способами из бросового материала; вызвать интерес к конструированию кораблей из бумаги; формировать нравственно-патриотические чувства; воспитывать в детях гордость за свою страну и достижения ученых и космонавтов; развивать мелкую моторику рук.
Март
1.«Бусы из макарон» (браслет)
Задачи: Обучающая – формировать умение нанизывать мелкие и крупные предметы (макаронные изделия) на нитку в чередовании; вызвать интерес к созданию красивого украшения изготовленного своими руками. Развивающая – развивать моторику кончиков пальцев рук, чувство ритма ; развивать эстетическое восприятие.
Воспитательная – воспитывать желание творить для любимого человека – мамы, бабушки; воспитывать интерес к конструктивной деятельности.
2.«Тюльпаны»
Задачи: Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.
Апрель
1.«Солнышко» (из ниток)
Задачи: Развивать художественно – эстетические возможности детей в создании композиций из шерстяных ниток. Научить составлять композицию из шерстяных ниток.
2.«Вагон»
(из использованных материалов)
Задачи: Учить детей обклеивать готовые коробочки цветной бумагой, предварительно сделав выкройку. Развивать внимательность, аккуратность, умение выполнять поделку в определённой последовательности. Закреплять приобретённые ранее навыки работы с бумагой, осторожное обращение с ножницами.
3. «Закладка для книги»
Задачи: Научить детей делать закладки для книг своими руками. Развивать мелкую моторику рук, глазомер, интерес к своей работе, фантазию, эстетический вкус. Совершенствовать свои навыки и умения.
Май
1.«Фантазии из «гармошки»
Задачи: Расширять опыт художественного конструирования различных изделий на основе обобщенного способа формообразования (гармошка)
Развивать творческие способности.
Воспитывать терпеливость и аккуратность.
2.«Рамка для семейного фото»
Задачи: Познакомить детей с новой возможностью использования картона, делать рамку для семейного фото.
Развивать мелкую моторику, творческое воображение.
Воспитывать любовь к семье, гостеприимство.
3.«Флажок»
Задачи: Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; Закрепить умение следовать инструкциям педагога; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать аккуратность.
Планирование трудовой деятельности в подготовительной группе ДОУ
Планирование по трудовому воспитанию в подготовительной группе ДОУ
Самообслуживание в процессе умывания – 1 раз в месяц по подгруппам
Самообслуживание в процессе одевания и раздевания – 1 раз в месяц по подгруппам
Прочие навыки самообслуживания – 1 раз в месяц по подгруппам
Поручения, связанные с трудом в природе – 3 раза в месяц по подгруппам
Поручения, связанные с ХБТ – 3 раза в месяц по подгруппам
Ознакомление с трудом взрослых – 2 раза в месяц со всеми детьми
Совместный труд детей и взрослых, ручной труд — 2 раза в месяц по подгруппам
Коллективный труд со всеми детьми: ХБТ – 2 раза в месяц
Труд в природе — 1 раз в месяц
Ручной труд — 1 раз в месяц
Неделя | Самообслуживание в процессе умывания, Самообслуживание в процессе одевания и раздевания, прочие навыки самообслуживания | Совместный труд детей и взрослых | Поручения, связанные с трудом в природе | Поручения, связанные с ХБТ | Коллективный труд |
Сентябрь | |||||
1 | Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, насухо вытирать полотенцем. | Вместе с няней произвести уборку в раздевальной комнате; протереть свой шкаф внутри. Формировать умение трудиться сообща со взрослыми. Воспитывать привычку к чистоте и порядку. | В помещении Полив комнатных растений. Совершенствовать навыки ухода за растениями различных видов (знать способы полива, определять степень влажности земли). | В помещении Дид.упр. «Все по своим местам». Закреплять умение приводить в порядок игровые уголки. Учить поддерживать порядок в шкафах с игрушками, инвентарем. | В природе Сбор урожая и семян. Учить оценивать общий труд, долю своего участия в нем.Формировать убежденность в социальной значимости труда. |
2 | Учим Незнайку одеваться по погоде. Закреплять умение правильно и последовательно одеваться. | Вместе с воспитателем отремонтировать порванные книги. Совершенствовать трудовые навыки. | На участке Сбор урожая на огороде. Учить бережно срывать, вырывать из земли, аккуратно складывать плоды в подготовленную тару. | На участке По поручению воспитателя отбирать игрушки и материал и выносить на участок, раскладывать на установленные места. Учить действовать в соответствии с предложением взрослого | ХБТ на участке Уборка веранды (подметание, протирание лавок, столов, вынос мусора). Учить трудиться в большом коллективе сверстников. Развивать трудолюбие. |
3 | Продолжать учить подготавливать к работе свое рабочее место и убирать его; аккуратно и удобно раскладывать материалы и пособия, убирать в определенной последовательности в определенное место. Формировать привычку к порядку и чистоте. | На участке Сбор цветочных семян. Способствовать проявлению радости в связи со сбором семян, трудиться на общую пользу. | На участке Поливатьпесок, поднимать его его в кучу. Учить проявлять в работе самостоятельность, совершенствовать трудовые навыки. | ХБТ в помещении Протирание строительного материала. Учить участвовать ворганизованном труде большого коллектива сверстников. Формировать привычку к чистоте и порядку. | |
4 | Ручной труд Изготовление счетного материала для занятий по элементарной математике (вырезание кружков, елочек и пр.по шаблонам). | ||||
Октябрь | |||||
1 | Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться». Продолжать совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем. | Вместе с няней помыть дверцу своего шкафчика. Формировать умение трудиться сообща со взрослыми; совместно планировать общую работу. Получать моральное удовлетворение от трудовой деятельности. | В помещении Продолжать совершенствовать навыки ухода за растениями (опрыскивание, рыхление почвы). Воспитывать бережное отношение к растениям, любознательность, стремление ухаживать за растениями. | В помещении Дид.упр. «У нас порядок». Проверять, все ли остается в порядке перед уходом на прогулку. Учить замечать непорядок, предлагать устранять его, при необходимости оказывать друг другу помощь. Воспитывать ответственность, аккуратность, привычку к чистоте и порядку. | В природе Уборка сухой ботвы с грядок. Развивать умение планировать общую деятельность, распределять обязанности. Воспитывать трудолюбие. |
2 | Беседа «Каждой вещи — своё место». Дид.упр. «Кто правильно и быстро положит одежду». Совершенствовать умение правильно размещать свои вещи в шкафу. | Вместе с воспитателем изготовлять новые атрибуты для игр. Закреплять умение пользоваться необходимыми материалами (брать, после работы убирать на место). Развивать чувство ответственности; желание оправдать доверие. | На участке Учить пересадки растения из грунта (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). Формировать навыки работы; умение пользоваться инвентарем. | В помещении Дид.упр. «Наши куклы самые красивые». Приводить в порядок кукол (мыть, причесывать). Закреплять навыки ухода за куклами (учить заплетать косички, завязывать банты). | ХБТ на участке Подметание участка, вынос листвы, мусора. Формировать навыки взаимоотношений в процессе труда. Развивать трудолюбие. |
3 | После индивидуальных игр убирать на место все, чем пользовался. Учить соблюдать порядок хранения игрушек, пособий, настольных игр и пр. | На участке Перекапывание грядок, очищение от стеблей. Высаживание чеснока под зиму. Формировать навыки работы; умение пользоваться инвентарем, рационализировать труд. Воспитывать желание трудиться на общую пользу. | На участке Очищать песок от мусора. Учить проявлять в работе самостоятельность, совершенствовать трудовые навыки. Учить бережно относиться к своим вещам не пачкать одежду и обувь. | ХБТ в помещении Уборка в шкафах с игрушками. Учить соотносить свою деятельность с трудом других сверстников, и понимать, что деятельность подгруппы, в которой работаешь, является частью общего дела целого коллектива. | |
4 | Ручной труд Пришивание петель к новымполотенцам. Совершенствовать навыки ручного труда. Воспитывать бережное отношение к результатам труда. | ||||
Ноябрь | |||||
1 | Продолжать воспитывать привычку насухо вытираться полотенцем (снятым и развернутым), мыть руки после туалета. | Вместе с няней помыть стульчики. Формировать умение трудиться сообща со взрослыми; совместно планировать общую работу, получать моральное удовлетворение от трудовой деятельности. | В помещении Учить детей под руководством педагога ухаживать за комнатными растениями: Знакомить детей со способами размножения, оказывать помощь в пересадке растения. | В помещении Дид.упр. «Большая стирка». Стирать и гладить кукольное постельное белье. Закреплять умения стирать (сортировать белье на светлое и темное, сильно и менее загрязненное); правила стирки сначала стирать светлое, потом темное, нельзя класть вместе мокрое белье, если оно цветное, темное и белое). Учить проявлять в работе добросовестность. | В природе Укутывание кустов – многолетников листвойСовершенствовать знания о растениях, об их видах, способах ухода з ними. Воспитывать трудолюбие. |
2 | Учить чистить одежду, обувь. Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. | Вместе с воспитателем делать штампы из природного материала для ИЗО уголка. Закреплять умение пользоваться ножницами. Воспитывать убежденность в значимости и необходимости своего труда для всех. | На участке Учить заготавливать семена растений для подкормки птиц зимой. Формировать активность, инициативность. Воспитывать стремление проявлять заботу о птицах. | В помещении Дид.упр. « Все пуговички на месте» Учить пришивать пуговицы, действовать по предложению взрослых. Совершенствовать навыки ручного труда. | ХБТ на участке Собирать игрушки, приводить их в порядок перед уходом в помещение. Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Развивать положительные качества: трудолюбие и аккуратность. |
3 | Дид.упр. « Как надо заправлять кровать». Закреплять умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом. | На участке Укрывать многолетники на зиму собранной опавшей листвой. Продолжать формировать навыки работы с инвентарем, рационализировать труд. | На участке Собирать игрушки, приводить их в порядок перед внесением в помещение. Совершенствовать навыки ухода за игрушками. | ХБТ в помещении Ремонт коробок от настольно- печатных игр. Совершенствовать трудовые навыки: правильно пользоваться необходимым материалом (клей, ножницы идр). Воспитывать бережное отношение к оборудованию. | |
4 | Ручной труд Плетение косичек из шнура для занятий по физкультуре. Учить трудиться коллективно на общую пользу. Уточнять представления о свойствах материала. Воспитывать терпение, старательность. | ||||
Декабрь | |||||
1 | Игра – драмматизация по произведению А. Барто «Девочка чумазая». Совершенствовать умение быстро и правильно умываться. Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. | Вместе с няней производить уборку в раздевальной комнате, мыть двери ( каждый ребенок моет одну сторону). Продолжать формировать умение трудиться сообща, осознавать значимость своего труда. Воспитывать желание трудиться на общую пользу. | В помещении Готовить корм для птиц (крошить, нарезать, раскладывать в банки для хранения) . Учить заготавливать корм для птиц, размельчать хлеб, сушить сухари, пользоваться теркой, ножом. | В помещении Отбирать коробки, игрушки подлежащие ремонту. Ремонтировать коробки, подклеивать книги. Совершенствовать навыки ручного труда (учить использовать для прочности коробок кусочки ткани, на месте разрыва наклеивать ткань, затем бумагу). | В природе Посев зерна на зеленый корм. Совершенствовать трудовые навыки (умение пользоваться инвентарем, работать рационально). Формировать культуру труда. |
2 | Беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды». Самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды. Воспитывать бережное отношение к своим вещам. | Вместе с воспитателем делать пособия ( вырезать детали, склеивать, украшать элементами из бумаги и прочих материалов). Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми. Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, аккуратность. | Дид. Игра «Отгадай по описанию». Закрепить знания о разновидностях комнатных растений (камнеломка, аспарагус,амаралис, сансевьера), разновидности одних и тех же растений и разницу в способах ухода (бегоня, герань).Обучать поливке растений в связи с переходом к зимнему режиму и в соответствии с биологическими особенностями растений. | Дид.упр. «Унас порядок». Мыть и протирать игрушки, строительный материал. Учить аккуратно работать с водой. Совершенствовать навыки коллективного труда. | ХБТ на участке Устраивать площадки и кормушки для птиц. Учить оценивать общий труд, свою долю участия в нем, труд товарища с позиции достижения общего результата. |
3 | Принимать участие в смене постельного белья. Учить менять постель на своей кроватке и аккуратно заправлять постель. Формировать привычку к чистоте и порядку. | На участке Подкармливание птиц. Закреплять знания о нескольких видах зимующих птиц; о корме которым они питаются. Воспитывать желание заботиться о птицах. | На участке Убирать снег. Освобождать от снега постройки. Совершенствовать навыки работы со снегом, умение действовать снегоуборочными лопатами, скребками. Развивать дружеские взаимоотношения в процессе труда. | ХБТ в помещении Наведение порядка в раздевалке: протирание шкафов, пола, скамеечек. Продолжать формировать привычку к чистоте и порядку. Учить любить физический труд, испытывать чувство морального удовлетворения от участия в нем. | |
4 | Ручной труд Изготовление султанчиков (пришивание ленточек к колечкам). Продолжать закреплять умение пользоваться необходимыми инструментами и материалами; планировать общую работу. Воспитывать бережное отношение к результатам труда. | ||||
Январь | |||||
1 | Продолжать совершенствовать умение правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув в ладошках. Формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения (в помещении не шуметь, не мешать друг другу, вежливо обращаться друг к другу). | Вместе с воспитателем склеивать несколько коробочек для хранения счетного материала для занятий. Продолжать совершенствовать трудовые навыки, формировать трудовые взаимотношения между детьми и взрослыми. | В помещении Высаживание лука в ящики. Учить подготавливать ящики для посадки лука, проявлять в работе самостоятельность, совершенствовать трудовые навыки. | В помещении Ремонтировать коробки для малышей. Продолжать совершенствовать навыки ручного труда (использовать для прочности коробок кусочки ткани для склеивания). Прививать любовь к малышам, желание опекать их. | В природе Возить снег на грядки, газоны. Развивать умение распределять обязанности, работать дружно, слаженно. Продолжать развивать положительное отношение к физическому труду. |
2 | Беседа «Как заботиться о своей одежде». Чтение Д. Крупская «Чистота». Продолжать учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать и чистить обувь. Формировать привычку следить за своим внешним видом. | Вместе с дворником посыпать дорожки песком. Учить проявлять стремление всегда прийти на помощь. Продолжать формировать трудовые отношения между детьми и взрослыми. | Закрепить умение удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки и опрыскивания. Продолжать совершенствовать навыки ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. | Мыть свои расчестки. Развивать трудовые навыки, желание выполнять поручения взрослого быстро, качественно. | ХБТ на участке Освобождение засыпанных снегом построек. Формировать навыки взаимоотношений в процессе труда. Развивать трудолюбие. |
3 | Постоянно следить за своим внешним видом (опрятность одежды, прически). Учить бережно относиться к своим вещам, воспитывать опрятность, аккуратность. | На участке Укрывать снегом кусты, нижние части стволов деревьев. Формировать трудовые навыки, сотрудничать, работать в среднем темпе. Воспитывать интерес к растениям, проявлять заботу о них. | На участке Совершенствовать навыки работы с лопатами при уборке участка от снега, сгребании снега в кучи для слеживания и изготовления построек. | ХБТ в помещении Наведение порядка в шкафу с материалами для занятий по изобразительной деятельности и ручному труду. Формировать навыки доброжелательных взаимоотношений. Развивать положительные нравственные качества: старательность, целеустремленность. | |
4 | Ручной труд Шитье мешочков для наполнения песком. Закреплять умение пользоваться инструментами и материалами; закреплять умение подготавливать к работе и убирать свое рабочее место. | ||||
Февраль | |||||
1 | Продолжать совершенствовать умение пользоваться вовремя носовым платком, мыть руки после туалета. Воспитывать привычку пользоваться предметами личной гигиены. | Вместе с няней протирать подоконники, мебель. Совершенствовать трудовые навыки. Учить проявлять стремление всегда прийти на помощь. | В помещении Посев семян петрушки, кресс-салата и укропа в уголке природы. Учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян. | В помещении Мыть шкафчики для полотенец. Учить аккуратно работать с водой, развивать чувство ответственности, желание выполнять поручения взрослого качественно. | В природе Наведение порядка в природном шкафу. Формировать умение трудиться в большом коллективе. |
2 | Продолжать закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности. Учить проявлять заботу о товарищах, оказывать помощь, в случае необходимости вежливо просить о помощи. | Нарезать бумагу для аппликаций, тонировать бумагу для рисования. Воспитывать активность, самостоятельность, взаимопомощь, дружелюбие, желание помогать взрослым. | На участке Подкормка птиц. Воспитывать бережное и заботливое отношений к зимующим птицам. | На участке Сооружение снежных построек. Учить договариваться друг с другом о распределении работы, планировать ее этапы, развивать дружеские взаимоотношения. | ХБТ на участке Почистить дорожки от снега, собрать сухие веточки. Учить трудиться в большом коллективе сверстников. Развивать положительные нравственные качества: трудолюбие, старательность. |
3 | Стирать и гладить свои мелкие вещи. Учить бережно относиться к личным вещам, проявлять самостоятельность. | Укрывать снегом кусты, нижние части стволов деревьев, цветников. Совершенствовать навыки работы, умение пользоваться инвентарем. | Скалывать подтаявшую корку льда. Совершенствовать навыки работы со снегом, умение действовать скребками. | ХБТ в помещении Подбор постельного белья и раскладывание на кроватях. Формировать навыки доброжелательных отношений. Воспитывать бережное отношение к вещам. | |
4 | Ручной труд Изготовление флажков из широких атласных лент, подрубленных с одной стороны (навертывать неподрубленный край и пришивать). Закреплять умение пользоваться инструментами и материалами; планировать общую работу. | ||||
Март | |||||
1 | Чтение Е. Винокуров «Купание детей». Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. | Вместе с воспитателем изготавливать атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Аптека». Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, клеем. Формировать культуру труда. | В помещении Посев бархотки. Закрепить знания детей о цветочных культурах и их семенах. Продолжать учить детей приемам посева семян цветочных культур; учить выращивать рассаду из семян. Подвести детей к пониманию условий, необходимых для быстрого роста растений. Развивать желание самим выращивать растения из семян. | В помещении Учить малышей одеваться на прогулку. Помогать малыша, ухаживать за одеждой и обувью. Формировать умение правильно развешивать одежду для просушки, чистить одежду, мыть, просушивать обувь. | В природе Уход зарастениям (полив, опрыскивание, мытье). Совершенствовать трудовые навыки. Развивать любовь к природе, бережное отношение к ней. |
2 | Чтение М. Зощенко «Глупая история» Закреплять умение быстро и аккуратно складывать одежду перед сном. | Подмести веранду, протереть оборудование. Продолжать развивать трудовые навыки. Воспитывать убежденность в значимости своего труда для всех. | Посадка бобовых культур (для наблюдений). Учить подготавливать бороздки, ямки для посадки. Сажать самостоятельно. | Нарезать салфетки, туалетную бумагу Совершенствовать навыки работы с ножницами. | ХБТ на участке Собрать сухие веточкина участке, вынести мусор. Прививать любовь к труду, умение трудиться в большом |
3 | Дид. упр. «Как помочь товарищу». Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им, совершенствовать умение зашивать распоровшуюся по шву одежду. | На участке Подкормка птиц. Продолжать воспитывать бережное и заботливое отношений к зимующим птицам. | На участке: Продолжать учить отбирать игрушки и материал по поручению воспитателя и выносить на участок, раскладывать его на установленные места. | ХБТ в помещении: В спортивном уголке (мытье мячей, обручей, протирание полок, физкультурных пособий). Учить трудиться коллективно на общую пользу, сотрудничать. | |
4 | Ручной труд Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Магазин». Закреплять умение планировать общую работу, выделять ее этапы, распределять между собой работу | ||||
Апрель | |||||
1 | Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости. Воспитывать привычку следить за чистотой рук. | Делать поделки в подарок малышам. Воспитывать активность , отзывчивость и желание сделать приятное малышам. | В помещении Учить определять растения, нуждающиеся в пересадке (тесен горшок). Учить пересаживать комнатное растение. Воспитывать умение работать аккуратно, сохраняя целостность корней и другихчастей растения. | В помещении Мыть овощи и фрукты перед приготовлением из них блюд. Учить мыть овощи тщательно, совершенствовать соответствующие навыки. | В природе Привести в порядок клумбу с многолетними цветами (собрать мусор, подрыхлить землю, огородить заборчиком). Совершенствовать знания о растениях, способах ухода за ними, прививать любовь к труду. |
2 | Закреплять умение быстро и аккуратно складывать одежду перед сном, вывертывать рукава рубашки и платья, расправлять одежду, ставить обувь. | Вместе с воспитателем наводить порядок на своем участке. Собрать мусор, подмести дорожку. Совершенствовать трудовые навыки, умение пользоваться инвентарем | Перекопка земли в клумбе, оформление цветника. Сформировать у детей умения принимать и ставить трудовую задачу, представлять результат ее выполнения, определять последовательность трудовых операций, отбирать необходимый материал, самостоятельно выполнять трудовой процесс при небольшой помощи взрослых. | Относить и приносить предметы по просьбе взрослого. Выполнять поручения и сообщать об этом воспитателю. Учить убирать материалы, приводить в порядок помещение, мыть банки, клеенки, убирать материалы в шкафы. | ХБТ на участке Уборка на веранде (подметание, протирание лавок, вынос мусора). Формировать навыки взаимоотношений в процессе труда. |
3 | Беседа «Чистота – залог здоровья». Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку. Учить аккуратнозаправлять постель, менять постельное белье. | На участке Учить рыхлить землю в клумбе с многолетними цветами. Учить правильно пользоваться инвентарем. Работать дружно, проявлять заботу о сохранении природы. | На участке Продолжать отбирать игрушки и материал по поручению воспитателя и выносить на участок, раскладывать на установленные места. Продолжать учить действовать в соответствии с предложением взрослого. | ХБТ в помещении Труд в спортивном зале: чистка паласа пылесосом, мытье мячей, гимнастических палок, вытирание пыли с подоконников. Продолжать учить участвовать в организованном труде большого коллектива. Формировать привычку к чистоте и порядку. | |
4 | Ручной труд Изготовление украшений к празднику для группы и зала. Закреплять умение подготавливать к работе и убирать рабочее место. Воспитывать бережное отношение к результатам труда. | ||||
Май | |||||
1 | Совершенствовать умение быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Продолжать формировать привычку вести себя в соответствии с нормами поведения (не шуметь, не сорить, не мешать другим, вежливо общаться друг с другом). | Сеять петрушку, высаживать лук в грунт. Учить выравнивать грядку, размельчать землю граблями, пользоваться маркером для деления грядки на бороздки. | В помещении: Учить по внешним особенностям растений, определять их нормальное или болезненное состояние, выявлять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые. | В помещении Помогать дежурным. Подготавливать оборудование в зале для занятия и убирать его. Совершенствовать умение убирать материалы, приводить в порядок помещение. Воспитывать желание помогать товарищам | В природе Посадка и полив саженцев. Совершенствовать знания о растениях, об их видах, особенностях роста и развития, способах ухода за ними. |
2 | Учить самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в своем шкафу для одежды. | Убирать участок вместе с дворником (наводить порядок на отведенном участке территории, увозить сметенный мусор, поливать участок из леек). Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми. Совершенствовать трудовые навыки. | На участке Сеять редис, морковь. Учить подготавливать бороздки для посева; сеять самостоятельно. Способствовать проявлению радости, трудиться на общую пользу, работать дружно. | Чистить вареные овощи для блюд, подлежащих термической обработке (используются ножи от столовых приборов). Совершенствовать навыки работы с ножами. Развивать чувство ответственности, аккуратности. | ХБТ на участке Перекапывание и сгребание песка в кучу. Закреплять навыки работы с инвентарем. Развивать трудолюбие. |
3 | Учить самостоятельно без напоминания пришивать пуговицы, петли, чинить одежду. Воспитывать аккуратность, опрятность, бережное отношение к своим вещам. | Высадка рассады, выращенной для цветника и уход за посаженными растениями (поливка, рыхление) Вызвать интерес к выращиванию растений. Научить детей определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода | На участке Собирать игрушки, приводить их в порядок перед внесением в помещение ( протирать, мыть, складывать). Совершенствовать навыки ухода за игрушками. | ХБТ в помещении В музыкальном зале: протирание стульев, пыли с подоконников, фотепиано. Расстановка стульев на определенные места. Учить любить физический труд, испытывать чувство морального удовлетворения от участия в нем, от физической нагрузки, с которой он сопряжен. | |
4 | Ручной труд Изготовление головок из папье-маше для персонажей кукольного театра для малышей. Продолжать учить трудиться коллективно, на общую пользу. Формировать привычку заботиться о малышах. | ||||
Июнь | |||||
1 | Чтение Т. Кожембердиев «Все равно». Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув в ладонях. | Оказывать помощь няне,работающей в младшей группе: протирать пыль, мыть двери. Формировать взаимоотношения между детьми и взрослыми, сотрудничать, проявлять активность. | В помещении Черенковать растения. Закреплять названия растений, размножающихся способом листового и стеблевого черенкования (традесканция, бальзамин, колеус, герань и т.п.). | В помещении Мыть и протирать игрушки, строительный материал. Продолжать совершенствовать трудовые навыки, учить поручения выполнять быстро, аккуратно, старательно. | В природе Обкапывать кусты, деревья. Совершенствовать знания о растениях, способах ухода за ними. Развивать положительное отношение к физическому труду. |
2 | Чтение Я. Яким «Неумейка» Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу, складывать на стуле. | Отбирать и ремонтировать порванные книги. Совершенствовать навыки работы с бумагой, картоном, тканью. Воспитывать аккуратность и бережное отношение к книгам. | Продолжать ухаживать за растениями. Протирать пыль с широких листьев, опрыскивать, поливать, убирать сухие листья. Совершенствовать навыки ухода за растениями. | На участке Учить под руководством взрослого участвовать в подготовке емкостей для игр с водой (наполнять их водой, мыть стенки и дно). | ХБТ на участке Подметание участка, сбор и вынос мусора. Продолжать совершенствовать трудовые навыки. Закреплять умение работать с инвентарем. |
3 | Постоянно следить за своим внешним видом, устранять неполадки. Закреплять умение пришивать оторвавшиеся петли. | На участке Поливать высаженную рассаду, цветы. Совершенствовать умение ухаживать за растениями, пользоваться инвентарем. | На участке Очищать песок от мусора, поливать его. Поднимать в кучу. Совершенствовать умение работать лопатами, навыки работы с водой. | ХБТ в помещении Уборка в шкафах с игрушками. Закреплять умение планировать коллективную деятельность, распределять между собой обязанности. Учить любить физический труд, испытывать чувство морального удовлетворения от физической нагрузки. | |
4 | Ручной труд Ремонт атрибутов, коробок для настольно-печатных игр. Совершенствовать полученные навыки ручного труда в работе с бумагой, картоном, тканью. | ||||
Июль | |||||
1 | Продолжать закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела; мыть руки после туалета и по мере необходимости. | Вместе с няней производить уборку в раздевальной комнате; протирать шкафы внутри, мыть дверцы. Продолжать формировать умение трудиться сообща со взрослыми, осознавать значимость своего труда. | В помещении Уход за растениями Подготовка воды к поливу, рыхление почвы. Совершенствовать навыки ухода за растениями, воспитывать бережное отношение к растениям. | В помещении Приводить в порядок кукол (мыть, причесывать; при необходимости менять одежду, подбирать другую). Продолжать закреплять навыки ухода за куклами (заплетать косички, завязывать красивые банты). Развивать трудолюбие, старательность. | В природе Полив клумб, огорода. Продолжать совершенствовать знания о растениях, об их видах, особенностях роста и развития, способах ухода за ними. Воспитывать трудолюбие. |
2 | Чтение С. Михалков «Все сам» Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, помогать товарищам застегнуть пуговицу, расправить воротник и т.п. | Вместе с воспитателем изготавливать новые украшения для участка. Закреплять умение пользоваться ножницами, бумагой. Формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми. | На участке Пересаживание цветочных растений из горшков в грунт. Продолжать учить осторожно выкапывать растение вместе с комком земли; работать самостоятельно, применяя полученные навыки. | Проверять, все ли остается в порядке перед уходом на прогулку, правильно ли сложена одежда в шкафу, на стульях, убраны ли кровати. Продолжать учить замечать непорядок, предлагать устранять его, при необходимости оказывать друг другу помощь. | ХБТ на участке Перекапывание и сгребание песка в кучу. Полив участка и песка. Продолжать учить трудиться в большом коллективе сверстников; соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что деятельность подгруппы, в которой работаешь, является частью общего дела целого коллектива. Воспитывать дружеские чувства и гуманные взаимоотношения. |
3 | Совершенствовать умение полностью заправлять кровать после сна. Участвовать в смене постельного белья. | Прополка клумбы, рыхление почвы. Учить аккуратно вырывать сорняки, правильно пользоваться инвентарем. Развивать наблюдательность и эстетическую отзывчивость, старательно выполнять порученное дело. | На участке Мыть емкости для игр с водой, менять воду. Продолжать учить убирать со дна емкости песок, мусор, смывать стенки и дно водой с помощью шланга, наполнять емкость чистой водой из шланга. Учить проявлять старательность, добросовестность, целеустремленность в работе. | ХБТ в помещении Труд в групповой и умывальной комнате: мытье игрушек; протирание шкафов для полотенец; протирание пола в умывальной. Продолжать закреплять умение планировать коллективную деятельность, распределять между собой обязанности. Воспитывать бережное отношение к оборудованию, инвентарю. | |
4 | Ручной труд Шитье кукольного постельного белья (одежды) по элементарным выкройкам. Сшивание деталей на детских швейных машинах и вручную. Закреплять умение пользоваться инструментами и материалами; планировать общую работу, выделять ее этапы, распределять между собой работу; уточнять представления о свойствах материалов. Воспитывать терпение, аккуратность, старательность, трудолюбие, активность, целеустремленность. | ||||
Август | |||||
1 | Продолжать закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела, соблюдать порядок в умывальной комнате. | Убирать участок вместе с дворником ( наводить порядок на отведенном участке территории уносить сметенный мусор, поливать участок из леек. Продолжать совершенствовать трудовые навыки. Закреплять умение пользоваться оборудованием. | В помещении Опрыскивание растений, мытье поддонов и кашпо. Совершенствовать трудовые навыки, навыки ухода за растениями. Воспитывать бережное отношение к растениям. | В помещении Относить и приносить предметы по просьбе взрослого. Выполнять поручения и сообщать об этом воспитателю. Продолжать учить выполнять поручения аккуратно; сотрудничать друг с другом. | В природе Полив огорода, клумб, рыхление земли. Развивать положительное отношение к физическому труду. Продолжать воспитывать трудолюбие. |
2 | Совершенствовать умение быстро одеваться и раздеваться, самостоятельно поддерживать чистоту в своем шкафу. | Вместе с воспитателем ремонтировать атрибуты. Продолжать формировать трудовые взаимоотношения между детьми и взрослыми. Развивать чувство ответственности, долга; желание оправдать доверие. | На участке Уход за посаженными растениями (поливка, рыхление) Вызвать интерес к выращиванию растений. Научить детей определять по состоянию растений и почвы необходимость того или иного способа ухода | Нарезать бумагу для рисования, аппликаций, ручного труда. Совершенствовать навыки работы с инструментами, воспитывать желание помогать товарищам. | ХБТ на участке Подметание, протирание лавок, столов, мытье игрушек. Продолжать учить трудиться в большом коллективе сверстников. |
3 | Продолжать учить стирать свои запачканные вещи, гладить.самостоятельно без напоминания пришивать оторванные пуговицы. | На участке Сбор первого урожая на огороде. Учить бережно срывать, вырывать из земли, аккуратно складывать плоды в подготовленную тару. Способствовать проявлению радости в связи со сбором урожая. | На участке Убирать участок, веранду, постройки. Учить проявлять в работе самостоятельность, совершенствовать трудовые навыки. Воспитывать инициативность, самостоятельность. | ХБТ в помещении Ремонт книг,коробок от настольно- печатных игр. Совершенствовать трудовые навыки: правильно пользоваться необходимым материалом (клей, ножницы идр). Воспитывать бережное отношение к оборудованию. | |
4 | Ручной труд Изготовление счетного материала (вырезание по трафаретам елочек, бабочек, грибов и т.п.). Продолжать учить трудиться на общую пользу. Совершенствовать навыки ручного труда в работе с трафаретами, бумагой, картоном, ножницами. Учить бережно расходовать материалы, содержать рабочее место в порядке. |
Конструирование из бумаги «Деревья» (подготовительная группа).
Автор: Андрющенко Анастасия Николаевна
Образовательное учреждение: МАДОУ № 26
Населенный пункт: г. Кемерово, Кемеровская область
Тема: Конструирование из бумаги «Деревья» (подготовительная группа).
Раздел библиотеки: Разработки учебных занятий
Дата публикации: 03.04.2019
Актуальность: Общественность города Кемерово широко обсуждает вопрос дальнейшей судьбы реликтового лесного массива Сосновый бор. Очень многие горожане высказывают свою позицию через создание петиций, сборы подписей, публикации в соцсетях. Очень важно детям дать осознание того, что каждый гражданин может участвовать в принятии решений, касающихся всего города.
Цель: Обучение конструированию различных видов деревьев из бумаги.
Задачи:
Познакомить с родным городом, его природой, воспитывать патриотические чувства сопереживания , включенности в жизнь своего города.
Совершенствовать умения работы с ножницами, аккуратности и точности в работе с бумагой,
Продолжить обучать пользоваться словарем, упражнять в чтении
Ход занятия
Ребята, у нас в Кемерове есть Сосновый бор. Кто там бывал? А кто может ответить Сосновый бор это лес или парк? Сосновый бор расположен практически в центре города и занимает большую территорию(видео) А когда место прогулки называют парком? Точно ответить на это вопрос не можем… как поступают образованные люди, когда понимают , что знания неточные?(проверить по словарю).
А кто же хочет сам прочитать и точно ответить, что называют парком?(Парк-большой сад и высаженная роща с аллеями, цветниками и т.п. Роща-небольшой, чаще лиственный лес.)Можем ли мы с вами построить парк? А что вы в парке построите? (Беседку, карусели, и т.д.)(на столе выставляет воспитатель, водит карандашом линии) Вот и протопчутся тропинки , тропинки, тропинки…. А красота будет? а удобства? Не будет. Будет и неудобно и некрасиво. Поэтому архитекторы и говорят: «Парк надо разбить: провести аллеи(жест черчения аллеи), какие-то площади оформить, на которых будут фонтаны или беседки…» А что еще нужно в парке?(деревья)Конечно, что же это за парк, если не будет деревьев? Главную аллею обсадим елками, а боковую –стриженными липами….А может быть , где-нибудь посадим рощицы…Хорошо бы березки…!А вы можете деревья сделать (воспитатель быстро показывает уже готовую заготовку и из заготовки делает нужную форму дерева). А в регулярном парке деревья постригали в разной форме (кубическая, треугольная, круглая…(показ картинок регулярного и пейзажного парка).
Давайте встанем в круг, закроем глаза и представим себя деревьями. (звучит музыка звуки леса). Какие вы деревья, что бы вы сказали посетителям парка?
Предлагаю сделать два цеха. в одном будем делать вот такие деревья(показ). В другом вот такие (показ). Сначала объясню, как сделать каждое дерево. Смотрите, как сделать ЕЛЬ. Складываю треугольничек пополам. Делаю наклонные надрезы вот так. А теперь разворачиваю треугольник и начинаю выгибать ветки: нажимаю пальцем на линию сгиба вверху и выворачиваю ветку. Прижимаю ветку, чтобы бумага запомнила сгибы. Пропускаю одну ветку и нажимаю на следующий сгиб… и так до конца. Потом кладу уже готовое дерево на стол и еще раз проглаживаю все сгибы.
Посмотрите как сделать ЛИСТВЕННОЕ ДЕРЕВО. Сложенные вместе 3-4 прямоугольника скреплены степлером как книжечка. Потом закрываем книжечку, возьмем за линию сгиба и вырезаем силуэт дерева на глаз. Вот так: подставка, ствол, крона. А теперь разворачиваем книжечку и поставим дерево. Уберу за собой рабочее место.
Кто хочет сделать ель встанет слева, а кто будет делать лиственное дерево – справа.
Что нам понадобится?
Игра «Во поле березка стояла», пока дежурные готовят группу к занятию. Дети занимают места за столом, готовят все необходимое для работы. Изготавливают деревья. Убирают рабочее место , ставят свои деревья на место предполагаемого парка.
Парк у нас получился. А теперь ребята, давайте вспомним видео . Как выглядел Сосновый бор? Похож ли он на парк?, предлагаю подумать, поучаствовать в дискуссии наравне с остальными кемеровчанами: Нужно ли оставить Сосновый бор , сохранив его первозданную природу или облагородить зеленый массив, сделав его удобным для посещений: добавить скульптур, заасфальтировать дорожки и т.д. Нам пора на прогулку, мы ответим на этот вопрос , как вернемся в группу.