Конспект занятия по ручному труду в старшей группе Тема: Лягушка (техника оригами)
Конспект занятия по ручному труду в старшей группе
Тема: Лягушка (техника оригами)
Цели:
— формирование целостной картины мира;
— приобщать к словесному искусству;
— обогащение и активация словаря;
— формировать способность понимать причинно – следственные связи в прочитанном тексте;
— формировать устойчивый интерес к процессу чтения, запоминанию прочитанного;
— способствовать развитию бережного отношения к живой природе;
— продолжать учить выполнять движения в соответствие с текстом;
— продолжать знакомство с техникой складывания бумаги оригами;
— формировать умение конструировать по замыслу с учётом особенностей материала;
— развивать мелкую моторику;
— поощрять и закреплять желание трудится;
— учить детей радоваться полученному результату.
Материал: текст рассказа Н. Сладкова «Жалейкин и лягушонок», иллюстрации к рассказу;
раздаточный: лист для оригами зелёного цвета, фломастеры.
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением лягушек; Дидактические игры « Кто живёт в воде», «Четвёртый лишний»; Чтение художественной литературы: о млекопитающих, обитающих в воде; подвижная игра «Лягушки».
Программное содержание:
Воспитатель: — Ребята, послушайте один очень интересный рассказ, который написал Николай Сладков.
Рассказ этот называется «Жалейкин и лягушонок».
Под кочкой в сыром болотце заметил Жалейкин маленького слабенького лягушонка. — Бедный, несчастный малыш! – воскликнул Жалейкин. – Как же плохо тебе, бедняжка, в этом грязном болоте! Темно, сыро, холодно! Но ты не унывай! Я спасу тебя, у меня дома тебе будет хорошо и уютно. Дома Жалейкин посадил лягушонка в самую красивую расписную шкатулку, постелил на дно мягкую сухую вату, поставил шкатулку на теплое солнышко и весело рассмеялся от радости. — Помни, лягушонок, мои заботы! Будешь жить теперь в тепле, сухости и чистоте. Не то, что в твоем грязном болоте! А лягушонок не радуется. А лягушонку не до веселья. Ему очень плохо, он чуть жив. Он перегрелся на солнце, засох и запутался в вате. Как увидел его Жалейкин, так и заревел. Всего лягушонка облил слезами, и вовремя: еще немножко – и лягушонок бы погиб. Помчался Жалейкин с лягушонком к болоту. Тому самому, где сыро, грязно и холодно, но где лягушонку так же хорошо, как Жалейкину в своей теплой и чистой комнате.
— Ребята, как называется рассказ, который вы только что прослушали? («Жалейкин и лягушонок»)
— О ком он?
— Что сделал Жалейкин? (забрал из болота лягушонка к себе домой)
— Обрадовался лягушонок? Что с ним произошло? (лягушонок перегрелся на солнце, засох и чуть не погиб. Лягушонку плохо у Жалейкина дома)
— Что сделал Жалейкин? (отнёс лягушонка обратно в болото)
— Почему нельзя лягушек забирать из болота? (потому что болото – это дом лягушек, им там хорошо и уютно)
— Ребята, давайте мы смастерим лягушку, которой будет хорошо у нас дома. Мы её сделаем из бумаги по технике оригами. Но сначала мы сами представим себя лягушатами:
Физкуль
Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки. Увидала комара, Закричала…Ква-Ква-Ква!
-Теперь подходите к своим столам – начнём конструировать.
-Теперь нужно нарисовать лягушонку глазки, Для этого возьмите фломастеры.
-Вот какие красивые у нас получились лягушки. А главное, таким лягушкам будет очень хорошо у нас дома. Вы очень хорошо потрудились, Молодцы, ребята.
Конспект занятия по оригами для старшей группы «Заяц»план-конспект занятия (старшая группа)
Конспект занятия по оригами для старшей группы «Заяц»
Воспитатель: Цветкова Елена Павловна.
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Задачи: Формировать умение детей складывать лист бумаги в разных направлениях, разными способами. Развивать конструктивное мышление, творческое воображение, художественный вкус.
Ход:
Воспитатель: Сегодня у нас не простое занятие. мы будем с вами волшебниками. Посмотрите у вас на столах лежат, заготовленные ранее листы бумаги и ножницы.
А чтобы понять что мы будем делать с их помощью вам нужно отгадать загадку:
Длинноухий очень ловкоПо утрам грызет морковку.Он от волка и лисыБыстро прячется в кусты.Кто такой он, этот серый,Что несется кувырком?Летом сер, зимою — белый,Он, скажите, вам знаком?(Заяц)
Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем делать зайца
Летом заяц – серый, рыжевато-серый, грифельный. Зимой – белый.
«Трусишка-зайка серенький под ёлочкой скакал» — поют дети. На самом деле, заяц не такой уж трус. В природе бывает такое: нападёт на зайца орёл, а он ложится на спину и изо всех сил отбивается задними лапами.
Место обитания зайца – преимущественно пойменные луга (расположенные в пойме реки), негустые леса. Врагов у зайца – хоть отбавляй. Волки, лисы, хищные птицы, всех он опасается. Но догнать и поймать зайца непросто. Лапы у него широкие и пушистые. Вот, например, зимой. Бежит он, порой, как на лыжах. Снежных сугробов в зимнюю пору много, зайцу-то ничего, а собаки настигнуть его не могут.
Для того, чтобы спрятаться от зимних морозов, заяц роет нору в снегу. Днём, как правило, спит, а ночью выходит перекусить.
Зимой прокормиться трудно. А вот летом – рай. Трава, ветки, кора деревьев, клевер, мышиный горошек, грибы, плоды черники – да мало ли что найдёт в лесу косой. Для пропитания всё сгодится.
«Труслив, как заяц», «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь», «Заячья натура» — так говорят в народе.
Что любят зайцы делать? Разводить потомство. Первые малыши появляются, когда ещё снег не сошёл, следующие поколение – летом, а ещё и осенью рождаются зайчата.
Посмотрите у вас на столах лежат, заготовленные ранее листы бумаги и ножницы.
- Возьмите свои квадраты и согните по диагонали. Чтобы получился треугольник. Разогните.
- Опустите верхние стороны к линии перегиба. Посмотрите у вас получилось «мороженое»
- Теперь верхний уголок опустите вниз к вершинам двух углов.
- Затем отогните угол так, чтобы он немного выходил за верхнюю сторону.
- Боковые уголки загибаем наискосок
- Переворачиваем фигуру
- Переворачиваем фигуру
Сгибаем угол до противоположной линии
- Складываем пополам от себя
- Выдвигаем «уши»
- Надрезаем ножницами,
отгибаем наискосок.
- Расширьте «ушко».
- Расправьте и загните «ушко», придайте зайцу объём.
- Делаем второе «ушко».
Вот какие красивые зайчики у нас получились. Давайте поставим их на нашу зеленую полянку.
Конспект НОД в старшей группе по ручному труду (оригами) «Цветы для мамы»
Транскрипт
1 Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Полтавский детский сад «Родничок»» Конспект НОД в старшей группе по ручному труду (оригами) «Цветы для мамы» Воспитатель: Череп Лидия Викторовна 2013
2 Цель: продолжать знакомить детей с японским искусством оригами. Программные образовательные задачи: 1) Коммуникация расширять и активизировать словарь прилагательных, закрепить умение отвечать на вопросы; 2) Социализация развивать координацию речи с движениями, мелкую и общую моторику; воспитывать любовь и уважение к матери, как к самому близкому и родному человеку; 3) Познание формировать у детей представления о государственном празднике нашей станы День матери; 4) Художественное творчество продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях; развивать творческие способности детей. Материалы и оборудование: иллюстрации цветов тюльпанов; квадраты из цветной бумаги 10х10 и 13х13; клей, салфетки; фонограммы: музыкальная тема из к/ф «Мама», «Вальс цветов» Чайковского; желтый круг и лучики. Предварительная работа: беседа о маме, чтение стихов, пословиц, поговорок
3 Ход НОД (Дети сидят на стульчиках у ковра) Воспитатель: На свете добрых слов живет не мало, Но всех добрее и важней одно. Из двух слогов простое слово И нет на свете слов дороже, чем оно. — Что же это за слово? Дети: Мама! Воспитатель: Очень скоро вся страна будет отмечать государственный праздник — День матери, и мы с вами тоже. Поэтому сегодня мы поговорим о ваших мамах, вы все их очень любите, а скажите, как вы называете свою маму ласково? Дети (примерные ответы): Мама, мамуля, мамочка, мамулечка,, мамусенька, маменька, мамуленька, заботливая, добрая и т.д. (воспитатель подписывает эти слова в виде лучей от солнца вокруг желтого круга) Воспитатель: Что же у нас получилось на доске? Дети: Солнце! Воспитатель: Мама самый дорогой человек на свете, от маминой улыбки нам становится тепло, радостно, спокойно на душе. (воспитатель с детьми исполняют фрагмент песни «От улыбки» под фонограмму) Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как можно порадовать маму?
4 Дети (примерные ответы) : — хорошо вести себя, не получать замечаний. — дарить цветы. -спеть песенку, прочитать стихотворение. -слушаться маму. — дарить подарки. — обнять, поцеловать, сказать «люблю». — помогать по хозяйству. Воспитатель: Вы помогаете своим мамам? Дети: Да. Воспитатель: Тогда давайте с вами постираем белье. (Дети выходят на ковер, становятся в круг, проводится игра) Игра «Мамины помощники». Решили маме помочь (изображают пальцами откручивание крана) И воду в таз налили, Насыпали вниз порошка, (делают мелкие движения щепоткой пальцев) Белье все замочили (руки вниз, изображают погружение белья в воду ) Стирали долго мы его, (потирают кулак о кулак) О доску даже терли. (потирают кулаком о ладонь) Не разорвали ничего, (качают указательным пальцем)
5 А полоскали сколько! (Наклоняются вниз качают руками из Туда сюда, туда сюда, стороны в сторону) Вода в тазу вскипела (руки к щекам, качают головой) Но только, братцы, вот беда (опускают руки вниз, встряхивают кисти) На пол упала пена! (Присели) Давай ее мы собирать (сидя имитируют сбор пены обеими руками) И отжимать в ведерко («выкручивающие» движения руками) Чтобы как мама стать (встают в полный рост) Трудиться надо сколько! (Указательный палец поднимают вверх) (дети садятся на стульчики) Воспитатель: Мама это первое слово, которое говорит малыш. Мама это защита, опора от разных невзгод. Мама самая добрая на свете, Без мамы не могут жить дети. — Давайте вспомним пословицы и поговорки о маме. Дети (примерные ответы) : — При солнышке тепло при матери добро. — Материнская забота в огне не горит, в воде не тонет. — Птица рада весне, а младенец матери. — Материнская ласка, конца не знает. — Для матери ребенок, до ста лет дитѐнок.
6 — Лучше друга не найти, чем родная мама. Воспитатель: Молодцы! Много пословиц знаете, а вы всегда бываете добрыми, ласковыми и послушными детьми? Дети: Да. Воспитатель: А вы любите веселиться, тогда я вам предлагаю поиграть в веселую игру. ( дети выходят на ковер) Игра «Делай так!» Если весело живется, делай так / показ/ Если весело живется, делай так/ показ/ Если весело живется, мы друг другу улыбнемся Если весело живется, делай так/ показ/ (жесты и движения могут быть такими: — 2 хлопка перед грудью, 2 показа «носа Буратино», оттягивание ушей, движение языком вправо-влево, поглаживание живота, показ большого пальца обеих рук. После игры дети садятся на стульчики) Воспитатель: Ребята, а какие праздники для мам вы знаете? Дети: 8 марта, день рождения, День матери. Воспитатель: Самым дорогим и любимым принято дарить подарки к праздникам. Я предлагаю вам изготовить в подарок цветы тюльпаны своими руками из цветной бумаги. Согласны? Дети: Да.
7 ( дети садятся за столы, приготовленные для изготовления цветов тюльпанов, звучит фонограмма из к/ф «Мама») Воспитатель: Оригами — это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии догадались складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. А сегодня я предлагаю Вам стать настоящими мастерами по оригамному делу и сотворить своими руками целый букет тюльпанов для любимой мамы! Слово оригами складывается из двух иероглифов: ори — «бумага» и ками — «складывание». Оригами замечательно еще и тем, что делать фигурки из бумаги — дешево, красиво и не так сложно, как кажется на первый взгляд. Вам понадобится лишь бумага. Почему не сложно — да потому, что все делается по определенной схеме.сегодня мы вместе попытаемся освоить этот оригинальный творческий процесс. Возьмите квадрат красного, желтого цвета бумаги. 1) Сложите квадрат пополам 2) Сложите теперь треугольник пополам и мы найдем с вами скрединку треугольника 3) Теперь уголки нижнего слоя отогнуть вверх 4) У вас получился бутон цветка тюльпана 5) Теперь делаем стебель тюльпана 6) Наметьте центральную линию по диагонали квадрата. 7) Согните правую и левую стороны квадрата к центру. Согните нижние стороны к центру.. 9) Согните фигуру пополам вдоль. 10) Отогните стебель от ствола. 11) Нижняя часть готова. 12) Насадите верхнюю часть на нижнею. И наша фигурка готова. (дети выполняют инструкцию)
8 Воспитатель: вот наш тюльпан готов. Вы хорошо потрудились, у вас получились замечательные подарки для мам. Воспитатель: Какой праздник скоро будет отмечать вся страна? Дети: День Матери. Воспитатель: Кого надо не забыть поздравить в этот день? Дети: Мам, бабушек. Воспитатель: Как вы думаете, какой подарок будет для мам самым желанным? Дети: Наша любовь, забота, уважительное отношение.
Методика и варианты построения занятий
Перед тем как начать делать с детьми оригами, необходимо освоить основные правила складывания и приемы работы, базовые формы.
Реализация методики изготовления оригами для старшей группы заключается в следующих пунктах:
- проведение системных работ;
- складывание фигурок от простых до сложных;
- поиск индивидуального подхода к каждому;
- предоставление самостоятельного выбора;
- организация взаимодействия;
- создание тематических циклов.
Во время реализации методики проведения занятий по оригами для старших дошкольников можно воспользоваться следующими видами работ:
- индивидуальной;
- групповой;
- с родителями (здесь могут быть консультации, групповые собрания);
- творческие совестно с детьми и их родителями (например, кружок).
Голос редакции
Ираклий
Повелитель бумажных листов
Задать вопрос
Обучение с детьми, построенное согласно методике, должно иметь три этапа: начальный, основной, заключительный.
Начальный
Детям необходимо рассказать, что родина оригами является Япония. Здесь можно создать тематический альбом, просмотреть мультфильм, провести игру. Воспитатель может рассказать детям, зачем нужна бумага, из чего ее делают и какие поделки из нее можно создавать.
Далее проводятся следующие занятия:
- Начинается изготовление базовых форм и простейших поделок. Это может быть книжка, конфетка или мороженое. Подготавливается место для выставки.
- Проводится родительское собрание. Родителей привлекают к совместному творчеству с детьми. Проводится консультация на тему «Почему занятия с бумагой так важны для детей», «Что из бумаги можно сделать».
- Подбирается методическая литература. Разрабатывается перспективный план для занятий в кружке, подбирается дидактический материал с разным уровнем сложности.
- В группе создается отведенный уголок. В нем будут размещаться поделки разного уровня, которые смогли сделать дети. Дополнительно в уголке устанавливают картотеку с пальчиковой гимнастикой.
Основной
На этом этапе обучения перед воспитателем и детьми стоят следующие задачи:
- прочитать и разучить стихи, связанные с животными, цветами и насекомыми;
- провести эксперименты с бумагой, создать коллаж;
- изготовить и презентовать поделки из бумаги в виде животных;
- организовать и провести театрализованное выступление с изделиями;
- сделать панно с изготовленными детьми поделками;
- создать праздничные открытки;
- провести ролевые игры с изделиями;
- организовать экологические занятия с использованием оригами;
- выполнить домашнее задание с участием родителей;
- организовать родительский семинар на тему «Совместные занятия с детьми дома».
По желанию можно сделать в группе миниатюрный музей, в котором будут находиться поделки, сделанные в саду, дома. Сюда можно выставлять бумажные подарки для родителей.
Заключительный
На этом этапе дети уже могут самостоятельно «обыгрывать» новые фигуры. Перед ними ставятся новые цели:
- найти самостоятельно новый образ для складывания;
- сделать картину или открытку, используя только конкретную деталь из бумаги.
В этот период важно закрепить полученные знания в процессе обучения. Для этого можно организовать конкурс, на котором будут представлены поделки, которые дети делают дома с родителями. Всем детям после проведения конкурса вручаются грамоты за то, что они изучили волшебный мир оригами.
Голос редакции
Ираклий
Повелитель бумажных листов
Задать вопрос
Реализация и построение занятий может осуществляться с использованием разных приемов. Один из самых успешных – изготовление «игрушки-трансформера». Детям нравится такой подход, так как большая часть современных игрушек имеет такое свойство и с принципом трансформации они уже знакомы.