Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
автор: Барматова Виктория Петровна
педагог-психолог МДОУ “Детский сад “Буратино” город Надым”
Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
«Шахматное королевство»
Тема
:
«Начальное положение»
Цель
:
Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Учить правильно, располагать доску между партнерами. Закрепить новый материал посредством дидактических игр-заданий.
Задачи:
Образовательные
: формировать представление о шахматной игре, шахматных фигурах;
Развивающие
: развивать у детей сенсорные умения, аналитическое и зрительное восприятие;
Воспитательные
: воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, умения сотрудничать, оказывать помощь своим сверстникам.
Ход занятия
:
Педагог-психолог: -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Виктория Петровна, я к вам пришла в гости и в руках у меня очень интересная игра (руки за спиной, чтоб дети не видели за ранее). А чтобы вам легче было угадать игру, которая у меня за спиной, я буду вам загадывать загадки.
Дети: хорошо.
П:-Вся доска в квадратиках,
На них полно солдатиков.
Нет патронов у солдат,
Но поставят шах и мат.
Д:- Шахматы.
П:- Правильно, ребята. (показывая детям шахматную доску с игрушкой би-ба-бо)
П:- Давайте мы с вами сейчас будем расставлять фигуры на доске. Как вы уже видите вся доска из квадратиков состоит. Какого цвета они?
Д:- чёрного и белого.
П:- совершенно верно, а ещё, ребята, клеточки могут быть не только черного а любого другого тёмного цвета, и светлый тоже может отличаться по цвету от белого, и это не будет нарушением в игре. Кто из вас уже знает эту игру?
Д:- я,я,я.
П: – сейчас откроем шахматную доску и расставим шахматы. (Но вместо шахмат дети видят игрушку)
Д:- это ещё кто?
Шахматный король: – Я, Шахматный король- белый, где моё войско? Вы не знаете?
Д:- Нет, не знаем.
Шк: – наверное это старая колдунья похитила мою свиту, пока я спал, и я остался один. Помогите мне ребята, как же мне вернуть своих воинов? Они без меня пропадут, я без них уже не Шахматный король, а просто игрушка. Ведь ребята, вы, наверное, хотели поиграть в шахматы, а без короля, игры не может быть никогда!!!
П:- Ребята, давайте поможем Шахматному королю отыскать его свиту?
Д:- Да!!!
П:- Но как нам это сделать? (обращаясь к королю)
Шк:- Когда я проснулся, у меня в руках был только этот листок бумаги, на нём что то написано.
П:- Ребята, да это же загадки. А мы, уважаемый Шахматный король, очень любим разгадывать загадки. Правда ребята?
Д:- Да!!!
П: – Слушайте внимательно, тот, кто знает ответ, поднимает руку.
П:- Вася прыгал и скакал,
И, конечно же, устал.
Чтобы Вася отдохнул
Ему присесть надо на …(стул). Тот, кто отгадал, ищет на стуле шахматные фигуры.
Д:- ответ детей
П:- Правильно это, стул. Давайте поищем стул на котором возможно находится отряд воинов белого шахматного короля.
Дети находят на стуле за ранее припрятанные в мешочке остальные фигуры шахмат.
Шк:- Да, это моя свита, спасибо вам, милые детки. Я очень рад, что в вашем саду есть такие замечательные, добрые и внимательные помощники.
Обращаясь к своим солдатам, Шк командует занять свои места каждой фигуре на доске.
П:- Ребята, сейчас мы посмотрим, как начинается расстановка шахматных фигур на доске. Вы уже знаете, что есть клетка темная и светлая, а еще на доске есть цифры и буквы. Но, так как вы еще не знаете этих букв, а знаете только цифры, то нужно поставить Ш. доску так, чтобы цифры располагались по краям доски, а буквы снизу. И если посмотреть на клеточки, то первая клеточка слева от вас будет всегда тёмного цвета, а справа- всегда светлого. Так вы узнали, как правильно ставить шахматную доску для игры.
Шк:- а теперь пора и моему войску занять начальное положение
. На первой линии стоят высокие фигуры, а на второй линии выстраиваются мои солдаты. Первым на доску встанет шахматная фигура-
ферзь
. Запомните ребята,
ферзь любит свои цвет
. Если он белый, то и клетка для него тоже белая. Рядом встану я-
шахматный король
, по краям от меня и ферзя встанут
шахматные слоны
, затем занимает место –
шахматный конь
, и с самого края наша достопочтенная
ладья.
Впереди этого ряда располагаются наши солдаты-
шахматные пешки
. Вот, теперь мы готовы в бой. Это ребята, называется
начальная позиция
в игре.
П:- ребята, посмотрите как все дружно заняли свои места шахматные фигуры, у каждого есть своё определённое место в этой начальной позиции
. И каждая фигура, от пешки до ферзя, будут сражаться на поле, чтоб защитить честь короля. А вот как они это делают, мы с вами узнаем в следующий раз. У кого из вас, ребята, есть дома игра «Шахматы»? Попросите родителей пусть они вам помогут в расстановке шахматных фигур на доске, и не забудьте о правильном расположении шахматной доски между партнёрами. До свидания, до новых встреч.
Д:- До свидания.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БУРАТИНО» Г. НАДЫМА»
___________________________________________________________________
Конспект занятия по обучению игре в шахматы
для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Подготовила:
педагог-психолог
Барматова В.П.
Конспект занятия по обучению игре в шахматы для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
LiveInternetLiveInternet
Шахматы — игра, развивающая у ребёнка способности к анализу, пространственное мышление и навыки принятия решений. Даже маленькие дети легко учатся играть в шахматы, запоминают правила и с удовольствием играют. Самое сложное в обучении ребёнка игре в шахматы — начать.
Шахматы — игра, требующая способности представлять себе игровую доску и ориентироваться на ней. Чтобы маленький шахматист лучше запомнил, как выглядит шахматная доска, можно использовать различные развивающие упражнения. Например, попросите его нарисовать — на белом листе или мелом на асфальте — фрагмент шахматной доски. Или сложите фрагмент шахматной доски из кубиков двух цветов. Или возьмите лист разлинованной бумаги и попросите ребёнка раскрасить клеточки в шахматном порядке. На прогулке или в гостях обращайте внимание на предметы, имеющие «шахматный» орнамент. Попросите ребёнка вспомнить, где, кроме шахматной доски, он видел такой же узор. Во всех упражнениях обращайте внимание на чередование светлых и тёмных полей и подсказывайте ребёнку, если он допустил ошибку.
Горизонтали и вертикали Вот что Пешка рассказал Славе о Шахматной стране. На шахматном поле белые и чёрные клетки всегда чередуются. Дорожки, образованные из клеток, называются линиями. Линии бывают вертикальными и горизонтальными. Положи палец на любую клетку возле левого края доски. А теперь проведи пальцем по всем клеткам слева направо — он «прошёл» по дорожке из восьми клеток. Это горизонтальная линия.
Горизонтальных линий всего восемь. Проведи пальцем по каждой. Посмотри на картинку на предыдущей странице, чтобы не ошибиться. Такие же дорожки ведут от тебя в сторону противника. Они называются вертикальными линиями. Вертикалей, как и горизонталей, восемь. Проведи пальцем по каждой вертикали. Вверху этой страницы расположена картинка на случай, если ты запутаешься. Чтобы указать на какую-либо клетку, не надо тыкать в неё пальцем: это невежливо. К тому же, когда на доске стоят фигуры, их можно случайно задеть. Нужно просто сказать, на пересечении каких вертикали и горизонтали находится нужная клетка.
У каждой клетки на шахматной доске есть свой адрес, чтобы её нельзя было перепутать с другими. Адрес состоит из названия вертикали и горизонтали, которые пересекаются на этой клетке. Вертикали называются буквами латинского алфавита: а, b, с, d, е, f, g, h. Если ты играешь белыми, то поле а находится слева от тебя. Горизонтали обозначаются цифрами от 1 до 8. Потом, когда на доске окажутся фигуры, ты увидишь, что номер 1 — у горизонтали, на которой стоят белые король и королева, а номер 8 — у горизонтали, на которой стоят чёрные король и королева. Взгляни на карту на следующей странице: теперь на ней видны названия клеток. Посмотри, на какой клетке находится белый король. Это вертикаль с буквой е и горизонталь с цифрой 1. Значит, надо сказать: «Король стоит на клетке el». — Получается, мне нужно попасть на клетку el? — спросил Слава, когда Пешка закончил рассказывать. — Именно так. Там ты найдёшь королевский дворец, а в нем — Белого Короля. — А как я его узнаю? — Я уверен, что ты сразу догадаешься. Конечно, горизонтали и вертикали — самые главные линии шахматного королевства. Но нужно знать не только о них. Есть и другие линии. Видишь, как клетки одного цвета соприкасаются углами? Прямые цепочки таких клеток образуют диагонали. Диагонали не похожи на другие линии. В каждой диагонали все клетки одного цвета.
Ещё одно отличие заключается в том, что все горизонтали и вертикали имеют одинаковую длину, а диагонали — разную. Проведи пальцем по всем диагоналям и сосчитай их. Какие диагонали самые длинные? А какие самые короткие? В большой белой диагонали и большой чёрной диагонали по восемь полей. Там, где они пересекаются, находится центр шахматной доски. Это квадратик из четырёх клеток — двух белых и двух чёрных. Попрощавшись с Пешкой, Слава отправился искать королевский дворец. Мальчик довольно долго шёл по белым и чёрным полям, но наконец добрался до большого здания. Подходя к огромным дверям дворца, Слава услышал, как внутри кто-то громко возмущается: — Безобразие! Где я найду генерала?! Почему никто в королевстве не может найти мне генерала?! Это возмутительно! Скоро важное сражение, а армией командовать некому! Слава осторожно приоткрыл дверь и заглянул внутрь. Он увидел большой зал с колоннами. Посреди зала возвышался постамент, на котором стоял трон, как в мультфильмах. На троне сидел небольшой человечек в мантии и короне. Перед ним стояли Пешки — все они вели себя очень тихо и то и дело почтительно кланялись так, что их беретики едва не падали на пол.
Человечек на троне и издавал те вопли, которые Слава услышал ещё снаружи. Дверь скрипнула, и все тут же повернулись и уставились на Славу. Мальчик смутился и покраснел. — Кто ты такой и что здесь делаешь? — спросил человек на троне. — Меня зовут Слава, здравствуйте. А вы, наверное, Белый Король? — Как ты догадался? — Вы сидите на троне и кричите на всех остальных. В сказках обычно короли так и поступают. — Я знаю, кто ты! — тут же заявил Белый Король. С этими словами он спрыгнул с трона и проворно подбежал к Славе. — Ты мой новый генерал! Пойдем смотреть на твои войска! — Вы ошиблись, Ваше Величество, — вежливо ответил Слава (из мультфильмов он помнил, как полагается обращаться к королям). — Я совсем не генерал. Генералами бывают только взрослые и в фуражках. — Ерунда, — отрезал Король. — Не в фуражке дело. А если хочешь, я найду для тебя фуражку. Ну так что, будешь моим генералом или нет?
— Зачем вам генерал? — Чтобы командовать моим войском, разумеется. Ведь скоро сражение — кто-то должен сражаться на моей стороне! Солдаты у меня есть, не хватает лишь генерала. — А что, ваши солдаты сами не умеют сражаться? — удивился Слава. — Ещё как умеют! — обиделся Король. — Лучше всех! Но во всём должна быть дисциплина. Они так воспитаны: без приказа никуда не пойдут, чтобы не возникло путаницы. Во всём нужен порядок! — Разве вы не можете сами командовать? — спросил тогда Слава.
https://isoveti.ru/dlya-mam/znakomstvo-rebenka-s-shaxmatnoj-doskoj.html
Ромашка 2012
Конспект занятия «Знакомство с шахматной доской»
Конспект занятия с использованием интерактивной доски
«Знакомство с шахматной доской»
Знакомство с шахматной доской.
Цель
: знакомство детей с шахматной доской
,
ее особенностями
.
Обучающие задачи:
Закрепить умения сравнивать по форме, расположению в пространстве.
Развивающие задачи:
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
Оборудование:
презентация к занятию , мультимедийная установка, интерактивная доска, демонстрационная шахматная доска.
Ход занятия.
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу рассказать вам одну удивительную историю. Устраивайтесь поудобней.
На экране доски слайд №1.
Воспитатель : Мы с вами узнаем про удивительные приключения шахматной доски
Слайд №2
и
Воспитатель: Вольготно жили люди на Земле в стародавние времена. Они дышали чистым, бодрящим воздухом, пили прозрачную ключевую воду, охотились в густых величественных лесах на диких животных. И дети их полной грудью вдыхали живительный аромат луговых трав и цветов. Вот только интересных игр у ребят не было.
Слайд №3.
Воспитатель: Пошли как-то раз самые отважные ребята Лена и Ален к Чародею и спросили: – Где бы нам игру необыкновенную найти? Усмехнулся Чародей: – Если пересечете Дремучий Лес, проплывете по Бурной Реке и пройдете сквозь Жгучий Огонь, рядом с вами окажется такая игра… Но остерегайтесь колдуна. Поблагодарили Лена и Ален Чародея и отправились в путь. Уж очень им хотелось получить заветную игру.
Слайд №4.
Воспитатель: Очень спешили ребята и не заметили, что за ними увязался старичок один. Он хищно следил за детьми и, ухмыляясь, похлопывал себя по бокам, где болтался пустой мешок и покоился в ножнах острый меч. Вошли Лена и Ален в Дремучий Лес, и закачались вековечные деревья, шелестя листьями: «Опа… Опа… Опа…». Хотели они подсказать, что опасность подстерегает детей. Но не обратили внимания ребята на шепот деревьев.
Слайд №5.
Воспитатель: Лена и Ален вышли на поляну. (на экран выставляется изображение колдуна)
Воспитатель: и лицом к лицу столкнулись со старичков Тот злобно расхохотался: – Ага, попались! Не знаете меня? Я колдун Звол ( выставляется изображение мешка)
Воспитатель: А это мой мешок. я вас в него посажу и унесу к себе. Будете мне прислуживать. И Звол попробовал накинуть мешок на ребят, да промахнулся. А Ален не растерялся, подставил колдуну ножку, и старичок упал. Пустились Ален и Лена наутек.
Слайд №6.
Воспитатель: Видит колдун – не догнать беглецов вытащил меч и рубанул по высокому дереву. Как пилой его перепилил. Направил Звол дерево на ребят, но не попал. Лишь ветки хлестнули по щекам Лены и Алена. С досады хватил колдун по пню мечом и срезал с него кругляк, большой и гладкий. Схватил Звол кругляк, с силой запустил его в беглецов.( на слайд изображение кругляка выставляется).
Воспитатель: Приглянулся кругляк Алену. Подобрал он его, показал колдуну язык и помчался с Леной дальше. Убежали от Звола.
Слайд №7.
Воспитатель: Вот и Лес позади. Перед ребятами – Бурная Река. Давай твою деревяшку на воду опустим – плот получится предложила Лена. Вдруг, откуда ни возьмись, появился перед ребятами колдун. Стоит, насмешливо свой меч поглаживает. Взмахнул Звол над Аленом мечом, еле успел мальчик закрыться кругляком, как щитом. Еще трижды поднимал и опускал меч колдун, но не смог он даже оцарапать Алена. Только щит из круглого стал квадратным. Толкнул тогда колдун Алена, перекинул через плечо Лену и затрусил прочь. Не растерялся Ален, ловко метнул свой щит вслед злодею. Сбил щит колдуна с ног.
Слайд №8.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как Лена и Ален могут перебраться через бурлящую реку? (ответы детей).
— Правильно, они могут переплыть на совем щите ( демонстрирует как дети могут переплыть реку на щите).
Слайд №9.
Воспитатель: На другом берегу появился Звол с луком в руках и одну за другой послал стрелы в беглецов. Но плот снова превратился в щит и спас детей.
Слайд № 10.
Воспитатель: . От злости колдун разломал лук и побрел прочь. Лена и Ален вытащили стрелы из щита и заметили, что он стал расчерчен на клетки.
Слайд № 11.
Воспитатель: Впереди Жгучий Огонь стеной стоит. Взял Ален Лену за руку, выставил щит вперед, и быстро-быстро пробежали они через Огонь. С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми.
Слайд № 12.
Воспитатель: С яростью набросились языки пламени на щит, а Лена и Ален остались целыми и невредимыми. Пробрались они через бушующее пламя и подивились: Жгучий Огонь шалуном оказался – на щите почернела каждая вторая клетка. ( выставляется изображение колдуна).
Воспитатель: Вдруг из Огня с воем выскочил Звол с мешком на плече. Пощипал ему пятки Жгучий Огонь, да не помогло это ребятам – с победным криком нахлобучил колдун на них мешок. (изображение детей закрывается изображением мешка)
Воспитатель: Но рано он радовался. Дно мешка выгорело, и ребята из него вылезли и убежали.
Слайд №13.
Воспитатель: Надоел мне этот злюка! – в сердцах вскричала Лена. – Как от него отвязаться? (изображение чародея).
Воспитатель: В небе возник лик Чародея: – Сила колдуна в его имени… Расшифруйте его, и Звол потеряет силу. Достал Ален из кармана мел и написал в клетках щита: «ЗВОЛ». ( на доску слово Звол выставляется)
Воспитатель: Ребята, помогите Алену и Лене расшифровать слово «Звол».(ответы детей)
– «3» – это, наверное, «злой»? – предположила Лена. – А что такое «ВОЛ»? – Молчите, молчите! – испуганно залепетал злодей. – Ура! Мы правы! – обрадовался Ален. – Он злой колдун… Но тогда его звали бы ЗКОЛ, а не ЗВОЛ?! – Знаю, знаю! – закричала Лена. – ЗВОЛ – это Злой Волшебник! Вот его секрет! Скрючился колдун, подряхлел и понуро побрел прочь, как побитая собака. – Мы прошли трудный путь. Даже колдуна одолели. Где же заветная игра? – огорченно спросил Ален. – Она в твоих руках, – улыбнулся Чародей. – Ты держишь в руках ШАХМАТНУЮ ДОСКУ. Это площадка самой увлекательной на свете игры, имя которой ШАХМАТЫ!
Слайд №14.
Воспитатель: А вот такие бывают шахматные доски.
Затем ставится демонстрационная шахматная доска.
Воспитатель: Это шахматная доска, на ней проходят шахматные сражения. Она вся аккуратно расчерчена на равные темные и светлые клетки-квадратики, которые по-шахматному называются полями. Светлые клетки- это белые поля. Темные клетки – это черные поля. Черные и белые поля обязательно чередуются: белое-черное-белое-черное.
Воспитатель: На каких полях ничего не растет? (ответы детей)
Из каких досок ничего не построить? (ответы детей)
В каких клетках не держат звере?(ответы детей)