Сказкотерапия в ДОУ — интервью с терапевтом
Сказки нужны не только для того, чтобы детям веселее засыпать. С их помощью можно узнать о проблемах малыша, скорректировать его поведение, научить считать и развить фантазию.
О возможности сказкотерапии мы поговорили с арт-терапевтом Галиной Фёдоровой.
— Какие сказки лучше рассказывать ребенку — свои, народные или авторские?
— Обязательно нужно читать народные сказки, в них заложены глубокие смыслы!
Авторские обычно посвящают определенной проблеме. К ним можно обращаться, но выбирать те, что нравятся, близки по духу. Если тема сказки актуальна для вашей ситуации, возьмите ее за основу, но обязательно добавьте что-нибудь свое, индивидуальное.
Истории, придуманные самими родителями, позволяют наиболее полно обыграть действительность, актуальную для ребенка.
Больной пример сказкотерапии
Вот, например, такая сказкотерапия в ДОУ — моя кукла — игрушечная ворона — прилетела в онкобольницу. Она залетает туда, и видит никем не тронутую еду. Там дети вообще часто не едят. Ворона начала каркать: «Ох, я сейчас наемся, такой классный суп и макароны! Ой, и это, и вот это, все-все съем».
И тут один мальчик: «Нет, я съем». «Ты точно съешь? А ну покажи, покажи!»
И ребенок начинает кушать. Поэтому готовы сюжеты, заготовки могут быть, но лучше, когда они рождаются в голове ежеминутно.
Вы же не побежите сразу искать в интернете сказку, в которой ребенок не ест. Проще и быстрее придумать на месте, обыграть ситуацию.
— Знаю, что многих современных родителей смущает жестокость народных сказок.
— Есть такая проблема. У нас даже на фестивале была дискуссия на тему, надо ли убирать из современных историй кровавые сцены. Например, если воин убивает или когда отрубают голову Ироду.
Когда-то я сама убрала все эти сцены из своих спектаклей. Думала, зачем я буду показывать детям, как отсекают голову, пусть даже злодею. Люди раньше были более готовы к таким жестким сценам, воспринимали их нормально, были более тяжелые условия жизни.
Сейчас я уже не так категорично к этому отношусь. Выступаю, чтобы превращать это все в трагифарс, использовать юмор. Но, конечно, ничего нельзя доводить до абсурда.
— Если ребенок сам придумывает сказку, или нужно ему помогать?
— Если есть возможность не вмешиваться, то лучше не вмешиваться. Если у ребенка есть трудности в составлении сказки, какой-то ступор, тогда нужно помочь, но очень мягко, в виде вопроса: «А может быть, вот так?»
Сказкотерапия в ДОУ — Методика «Ассоциация по друдлам”
Разработка и применение друдлов с дошкольниками, помогает развивать в них ассоциативность мышления, дивергентность и творчество, формирует у них память, дети учатся приходить к нестандартным подходам разнообразных задачек. Мнение, сложившееся у ребенка, обязательно обосновывается им же самим. И тем самым развивается речевая активность малыша.
Друдлы с младшими дошкольниками
Начинать использовать друдлы в работе с детьми можно уже с младшей группы (4-й год жизни).
На начальных этапах работы с друдлами стоит применять предметные изображения, в которых можно увидеть фрагмент предложенного друдла. Например: педагог показывает друдл в виде скобки и говорит: «Посмотрите на эту картинку. О чем вы подумали?” Обязательно нужно обратить внимание детей на детали предмета, подчеркивая их сходство с друдлом.
Так, полукруг похож на ушко медвежонка, на спинку мышки. Квадратики – как окошки в доме, платок или одеяло.
Друдлы в средних группах
В работе с детьми средней группы (5-й год жизни) вспомогательные предметные изображения уже не нужны, детям показывается друдл и ставится вопрос: «О чем вы подумали, увидев эту картинку?”.
Дети очень любят мгновенные преобразования, когда педагог за их идеями создает соответствующие образы. Так от капель воды можно дорисовать тучку – и уже идет дождь, на основе волнистых линий рисуем мышку, к квадратику добавляем крышу – и получается дом, кружочки с хвостиками и листочками превращаются в яблочки и тому подобное. В одном изображении можно увидеть десятки разнообразных ситуаций.
Друдлы для старших дошкольников
Продолжая работу с детьми старшей группы (6-й год жизни), можно использовать как все предыдущие группы, так и новые, более усложненные. Следует организовать занятия по темам, в пределах которых детям нужно будет создать ассоциативные образы. Можно предложить детям придумать собственные друдлы и обосновать их.
В этом виде работы нет ложных и единственно правильных ответов – каждое обоснованное мнение имеет право на существование. Главное, чтобы занятие для детей было интересным, развлекательным, познавательным.
Целью занятий с применением метода сказкотерапии
гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых качеств и творческих способностей.
Основные задачи:
- Развитие фантазии и воображения.
- Развитие умения выражать свои мысли.
- Развитие способности слушать другого, следить за ходом его мыслей и умения пристраивать свои собственные мысли и фантазии в контекст повествования.
- Развитие способности к децентрированию, умения встать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон
- Развитие эмпатии.
- Расширение репертуара эмоций и эмоциональных состояний. Развитие способности их распознавать.
- Расширение знаний о явлениях окружающего физического и социального мира.
В работе с детьми дошкольного возраста чаще всего используется методика Грабенко Т. , Зинкевич-Евстигнеева Т. , Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас!», а так же авторская программа «Точка Пересечения».
Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.