Сюжетно-ролевой игра по мотивам русской народной сказки «Колобок» для детей средней группы
Театрализованная деятельность.Сюжетно-ролевой игра по мотивам русской народной
сказки«Колобок»(для детей средней группы)Цель:
формирование у детей дошкольного возраста умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде, коммуникативных умений посредством сюжетно-ролевой игры.
Задачи:
- закреплять ранее полученные знания детей о правилах поведения, общения в сюжетно-ролевой игре;
- формировать умение играть по собственному замыслу, поощрять творческую активность детей в игре;
- закреплять знания и навыки культурного поведения в общественных местах (театр);
- развивать аналитико-синтетическую деятельность на основе анализа ситуаций;
- развивать диалогическую речь, способствовать обогащению пассивного и активного словарей;
- воспитывать культуру поведения и общения.
Атрибуты к игре:
пригласительный билет; костюмы к инсценировке по сказке «Колобок»; маски персонажей игры; детские столы и стульчики, афиша; билеты на спектакль в форме разрезных картинок с изображением колобка, дедушки, бабушки, зайца, медведя, волка, лисы; декорация леса (деревья, грибы, пень, цветы); смайлики в виде колобка.
Словарная работа:
афиша, зрительный зал, антракт, незнакомец, правила общения, культура общения.
Методы и приемы:
создание игровой обстановки, инсценирование сказки, беседа, выделение проблемной ситуации, моделирование ситуаций общения, элементы мозгового штурма, игра, рефлексия.
Предварительная работа:
- изготовление афиши, билетов;
- чтение сказки «Колобок»;
- рисование по мотивам сказки «Колобок»;
- сюжетно-ролевая игра «Театр»;
- отгадывание загадок про животных;
- рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»;
- занятия по правилам поведения и общения.
Педагогическая разработка плана игры:
- Создание игрового момента с использованием пригласительного билета в театр.
- Развивающее упражнение «Разрезные картинки».
- Просмотр инсценировки сказки.
- Беседа по содержанию сказки.
- Выделение проблемной ситуации.
- Элемент «мозгового штурма» с поиском решения ситуации.
- Распределение игровых ролей с учетом интересов, пожеланий детей.
- Разыгрывание ситуаций общения, предложенных детьми.
- Анализ игры.
- Рефлексия.
Ход сюжетно-ролевой игры:
- Ознакомление детей с планом игры.
Педагог-психолог сообщает детям о плане игры:«Ребята, я знаю, что Вы очень любите сказки. Сегодня мы побываем в настоящем театре, где посмотрим спектакль, поразмышляем над его содержанием, поведением главного героя, сами станем участниками сказочной игры».
- Создание воображаемой ситуации.
Педагог-психологпоказывает детям пригласительный билет: «Ребята, сегодня в адрес нашего детского сада пришел пригласительный билет. Нас с Вами приглашают посетить театр. Но перед тем, как отправиться в театр, нужно вспомнить правила поведения в нем».
Дети озвучивают правила поведения в театре:
— Заходить в зрительный зал до начала спектакля. — Во время спектакля не шуметь. — Перед спектаклем выключать мобильные телефоны. — Артистов встречать и провожать аплодисментами. — Проходить к зрительному месту лицом к тем, что уже занял свое место. — Во время антракта можно выйти из зала, посетить буфет. Совместно с педагогом-психологом дети проходят к воображаемому зрительному залу, где выставлены декорации леса.
Развивающее упражнение «Разрезные картинки».
Педагог-психолог сообщает: «На входе в зрительный зал каждый должен предъявить входной билет. Чтобы получить такой билет, Вы должны собрать разрезные картинки из нескольких частей. У каждого из Вас своя разрезная картинка. Картинки нам помогут отгадать, какой же спектакль мы будем смотреть.
Дети собирают разрезные картинки.Краткая беседа:
— Ребята, какие персонажи спектакля у Вас получились? (бабушка, дедушка, колобок, заяц, волк, медведь, лиса). — Какую же сказку мы будем с Вами смотреть? («Колобок»). Мы с тобою в домик тихо постучим. Бабушка накормит, — пироги в печи. Дедушка расскажет нам про Колобка. Как его однажды Баба испекла.
Педагог-психолог показывает детям афишу сказки «Колобок», предлагает детям занять места в импровизированном зрительном зале.Инсценировка сказки «Колобок» (исполняют дети средней группы).Беседа:
- Ребята, откуда появился Колобок в сказке? (его испекла бабушка).
- С кем встретился в сказке Колобок? (дети перечисляют зверей).
- Что случилось в сказке с Колобком? (его съела лиса).
- Почему так произошло? (колобок не послушался бабушку и дедушку, он общался с незнакомыми зверями, лиса его обманула).
Дети выявляют проблему
:
Колобок неправильно вел себя с незнакомыми.Элементы мозгового штурма.
Педагог-психолог предлагает детям придумать ситуации общения со зверями, при которыхКолобок бы не пострадал.
Предполагаемые ответы детей:
— Не уходить без предупреждения взрослых из дома. — Не хвалиться своим поведением перед незнакомыми. — Общаться со зверями вежливо. — Не разговаривать с незнакомыми. — Подружиться со зверями. — Не ходить одному по лесу, по незнакомому месту. — При встрече с незнакомцами позвать на помощь.
Во время обсуждения педагог-психолог уточняет каждый вариант ответа.
- Распределение ролей.
Педагог-психолог уточняет желание детей исполнить ту или иную роль. Все роли достаются детям. В процессе игры педагог-психолог исполняет роль координатора и помощника, предлагая к исполнению ситуации из сказки.
- Игра.
В ходе игры дети разыгрывают ситуации из сказки:
- общение с бабушкой и дедушкой, где бабушка и дедушка не оставляют без присмотра Колобка, рассказывают ему правила прогулки и общения;
- общение со зверями;
- призыв о помощи;
- приглашение зверей погулять вместе.
- Завершение игры.
Педагог-психолог предлагает детям сформулировать правила поведения и общения.
Предполагаемые правила:
- Взрослым не оставлять детей без присмотра.
- Не общаться с незнакомцами.
- Не находиться на улице одному.
- Не доверять незнакомцам.
- При возникновении чрезвычайной ситуации звать на помощь.
Рефлексия:
Педагог-психолог предлагает детям выбрать смайлики в виде колобка с тем настроением, которое соответствует настроению детей в игре.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Воспитатели ГБОУ СОШ № 1935 Губанова М.В.,
Задачи:
- формирование умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия и персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение.
- побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.
- развивать умение согласовывать действия с другими детьми
- активизировать речь детей.
- развивать слуховое внимание, фантазию
- закрепить знания детей о животных
- продолжать знакомить детей с русскими народными сказками.
- продолжать учить детей лепить из соленого теста
Словарная работа:
Зайчик- побегайчик, волчок –серый бочок, косолапый медведь, лисичка сестричка. колобок.
Предварительная работа:
Отгадывание загадок о животных. Чтение русской народной сказки «Колобок» и беседа по ее содержанию, показ сказки «Колобок» на магнитной доске, имитирование и подражание героям сказки (заяц прыгает, говорит высоким голосом, мишка – косолапый –говорит басом и т.д.), прослушивание песенки Т. Морозовой «Колобок», показ настольного театра «Колобок», на заня тиях лепкой, аппликацией, по изодеятельности и в повседневной жизни отображать героев сказки «Колобок»
Методические приемы:
Игровой, сюрпризный момент, показ, сравнение, вопросы, обыгрывание.
Материалы и оборудование:
«чудесная «коробка, магнитная доска,, картинки по сказке «Колобок», ширма, звуковоспроизводящая аппаратура, звукозапись песни Т.Морозовой «Колобок», игрушки би-ба-бо – колобок, заяц, волк, медведь, лиса, костюмы бабки и дедки, стеки, соленое тесто, формочки для теста.
Ход досуга:
Воспитатель: Ребятки! Сегодня к нам пришли гости, они хотя т посмотреть как вы подросли, как занимаетесь, какие вы молодцы. Они тоже хотят поучаствовать в нашем занятии. Давай те подарим гостям волшебное слово: «Здравствуйте!» Теперь улыбнемся и подарим всем радостное настроение!
Воспитатель: Ребята, а я по дорожке к вам шла, красивую коробочку нашла. (пытается открыть крышку коробки) Ой, что –то коробочка не открывается. Наверное коробка не простая а волшебная! Интересно что же в ней спрятано? Может быть в ней спряталась сказка? А вы знаете сказки? А какие вы знаете сказки? (ответы детей) Я загадаю вам загадки про героев сказки. Если вы их правильно отгадаете, то сказка в гости к нам придет.
Загадки:
1. Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки. Живо отгадай-ка, кто же это? (Зайка)
2. День и ночь по лесу рыщет, Для себя добычу ищет, А найдет – зубами щелк! – И поест голодный…
(Волк)
3. Зимойспит, лапу сосет, А летом кушает сладкий мед? (Медведь)
4. Хитрая плутовка, рыжая головка. Хвост пушистый-краса! Как зовут ее? (Лиса)
5. Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол И от бабушки ушел. У него румяный бок… Вы, узнали? (КОЛОБОК)
(по мере отгадывания загадок, достаем из коробки игрушку би-ба-бо и ставим ее на стол)
Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали, вот сколько игрушек подарила нам волшебная коробочка. Ребята, кто из вас догадался персонажи какой сказки пришли к нам в гости? (колобок)
Правильно «Колобок». Мне тоже в детстве очень нравилась эта сказка.
Сейчас я превращусь в бабушку- сказочницу (надевает шаль и очки) и расскажу вам сказку. Вот послушайте (ребята садятся на стульчики перед ширмой, а в это время родители прячутся за ширму с игрушками би-ба-бо, с двух сторон ширмы появляются бабка и дедка и сказка начинается)
Колобок
Жили-были старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на пол, пó полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, От тебя, зайца, подавно уйду!
И покатился по дороге — только Заяц его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Волк:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, От тебя, волк, подавно уйду!
И покатился по дороге — только Волк его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Медведь:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!
Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, От тебя, медведь, подавно уйду!
И опять покатился — только Медведь его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Лиса:
— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
— Колобок, Колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел:
Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, От медведя ушел, От тебя, лисы, нехитро уйти!
А Лиса говорит:
— Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на носок да спой еще разок, погромче.
Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
А Лиса опять ему:
— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.
Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела. Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец!
Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Давай еще раз вспомним персонажей сказки.
Словесная игра: воспитатель говорит начало предложения дети заканчивают.
Я Колобок, Колобок, Я по коробу скребен, По сусеку метен, На сметане мешон Да в масле пряжон, На окошке стужон. Я от дедушки ушел, Я от бабушки ушел, Я от зайца ушел, Я от волка ушел, От медведя ушел, От тебя, лисы, нехитро уйти.
Воспитатель: Молодцы! А теперь давай те вместе с нашими гостями слепим из теста своих колобков. Дети и родители садятся за столы и приступают к работе. После изготовления колобков, рассматриваем их.
Воспитатель: Мы с вами очень хорошо потрудились, теперь можно и отдохнуть. Давай те потанцуем все вместе. (Т. Морозова «Колобок»)
Воспитатель: Вот как весело мы потанцевали. Тут и сказке конец, а кто слушал- молодец!
Следующая > |