Проект «Лего-конструирование и робототехника» в подготовительной группе
Библиографическое описание:
Басанец, Л. А. Проект «Лего-конструирование и робототехника» в подготовительной группе / Л. А. Басанец, Ю. О. Степаненко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6.1 (23.1). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4242/ (дата обращения: 19.12.2021).
Тип проекта: познавательно-игровой
Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь — май)
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность проекта
Конструирование является одним из самых популярных и часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей. Данный проект актуален тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники и конструирования. Кроме того, дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность.
Современный ребенок стремится познавать окружающую среду, он интересуется всем неизвестным, устройством мира, прошлым и будущем. Он много спрашивает, рассуждает, высказывает свои догадки, думает и предлагает свои способы решения сложившихся проблемных ситуаций. Но не каждый из взрослых знает и осознает, что дети играют для того, чтобы научиться владеть окружающими предметами, то есть приобрести умения, знания и навыки. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает дошкольников к способности и развитию технических навыков. Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. Работа с конструкторами LEGO способствует развитию пространственного мышления, так как объёмное конструирование существенно сложнее выкладывания каких-либо моделей на плоскости. При этом ребёнок уделяет внимание не только общему виду будущей конструкции, но и каждой её детали.
Постановка проблемы
Сейчас остро стоит проблема организации работы по активизации познавательного интереса к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. При её решении педагоги сталкиваются с отсутствием необходимых специальных условий в учреждении, по развитию конструирования и робототехники. Поэтому необходимость внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс детского сада, дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству посредством LEGO-конструирования и робототехники и формированию первоначальных технических навыков.
Цель проекта: приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством LEGO конструирования и робототехники.
Задачи проекта:
– формировать умения и навыки LEGO-конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач;
– способствовать развитию познавательного интереса к LEGO-конструированию и робототехнике;
– развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
Методы иформы работы:
– доступность и наглядность;
– последовательность и систематичность обучения и воспитания;
– учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В работе с семьей используются такие формы работы, как:
– участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды;
– ознакомление родителей со значением и возможностями лего-конструирования;
– привитие традиций лего-конструирования в семейной педагогике.
Ожидаемые результаты:
Дети научатся:
– формировать положительную самооценку и уверенность в себе, через создание ситуации успеха на занятиях;
– развивать логическое мышление и творческие способности;
– обогащать лексический словарь дошкольников, в том числе технической лексикой;
– развивать внимание и терпение, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели.
План-график мероприятий:
Дата | Недели | Работа с детьми | Работа с родителями | Совершенствование предметно-развивающей среды |
Сентябрь | 1. | Д/игра «Разноцветные вагончики» Д/упр. «Найди на ощупь» | Родительское собрание «Ознакомление с лего- конструированием» | Изготовление детских робот из конструктора «Лего» |
2. | Д/упр. «Чудесный мешочек» Д/игра «Цветные фонарики» | |||
3 | Д/упр. «Что изменилось?» Д/игра «Да- нет» | |||
4 | Д/игра «Наооборот» Д/упр. «Собираем и считаем» | |||
Октябрь | 1 | Д/игра «Цветные коврики» Д/упр. «Составь целое из частей» | ||
2 | Д/упр. «Светофор» Д/игра «Назови и построй» | |||
3 | Д/упр. «Лего- подарки» Д/игра «Не бери последний кубик» | |||
4 | Д/игра «Веселый паровозик» Д/упр. «Запомни расположение» | |||
Ноябрь | 1 | Д/игра «Рыба,зверь, птица» Д/упр. «Собери модель по памяти» | Консультация «Приобщение детей к детскому научно — техническому творчесву» | Обогащение предметно- развивающей среды с помощью родителей. |
2 | Д/упр. «Выложи вторую половину» Д/игра «Наш чудесный самолет» | |||
3 | Д/упр. «Составь узор» Д/игра «Построим башенки» | |||
4 | Д/игра «Выдели похожее» Д/упр. «Крестики –нолики» | |||
Декабрь | 1 | Д/игра «Не ошибись Петрушка!» Д/упр. «Разноцветные кружки» | ||
2 | Д/упр. «Отгадай» Д/игра «Собери елочку» | |||
3 | Д/упр. «Лего — подарки» Д/игра «Животные в лесу» | |||
4 | Д/игра «Что изменилось?» Д/упр. «Назови и посторой» | |||
Январь | 2 | Д/упр. «Наооборот» Д/игра «Узнай и сравни» | Папка-передвижка для родителей «Конструирование и робототехника» | |
3 | Д/упр. «Запомни расположение» Д/игра «Что лишнее?» | |||
4 | Д/игра «Собери картинку» Д/упр. «Составь узор» | |||
Февраль | 1 | Д/игра «Зверь, рыба, птица» Д/упр. «Собери снеговика» | ||
2 | Д/упр. «Выдели похожее» Д/игра «Чудесный мешочек» | |||
3 | Д/упр. «Выложи вторую половинку» Д/игра «Домики» | |||
4 | Д/игра «Собери машинку» Д/упр. «Фонарики» | |||
Март | 1 | Д/игра «Запомни расположение» Д/упр. «Какого цвета не стало?» | Открытое занятие для родителей «Собери узор» | Подготовка дидактического материала для проведения открытых занятий |
2 | Лепка «Собери коврик из цветных детелей» Д/игра «Крестики — нолики» | |||
3 | Д/упр. «Собери цветок» Д/игра «Собери модель по памяти» | |||
4 | Д/игра «Лабиринты» Д/упр. «Собираем и считаем» | |||
Апрель | 1 | Д/игра «Не бери последний кубик» Д/упр. «Разноцветный ручеек» | ||
2 | Д/упр. «Весенние цветы» Д/игра «Найди такой же» | |||
3 | Д.упр. «Солнышко» Д/игра «Подбери лучики» | |||
4 | Д/игра «Выложи по образцу» Д/упр. «Отгадай» | |||
Май | 1 | Д/игра «Веселая гусеничка»» Д/упр. «Составь узор» | Творческий конкурс среди родителей «Сделай вместе с ребенком» (Изготовление развивающей игры своими руками) | Выделить зону для использованного материала по формированию первоначальных технических навыков |
2 | Д/упр. «Цветные коврики» Д/игра «Большой, средний, маленький» | |||
3 | Д/упр. «Собери бабочку» Д/игра «Сложи радугу» | |||
4 | Д/игра «Собери домик» Д/упр. «Выложи фигуры по памяти» |
Основные термины
(генерируются автоматически)
: игра, LEGO, логическое мышление, мелкая моторика, навык, познавательный интерес, последний кубик, предметно-развивающая среда, приобщение дошкольников, работа.
ПРОЕКТ по конструированию «Фантазируем, творим, конструируем!»
Доступность и наглядность
Интеграция развивающего обучения,
Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса,
Активное развитие эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, природе, психологической комфортности и вариативности.
Принциппоэтапности, который влечет за собой распределение деятельности между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.
Подходы к формированию проекта:
Личностно-ориентированный:
Педагогический процесс имеет деятельностно -творческий характер, позволяющий посредством опоры на системы взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самосознания, самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности
Индивидуальный:
Предполагает широкое внедрение новых нетрадиционных форм и методов образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, с целью развития индивидуальности
Культурологический:
Создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов к народному творчеству, к истории своей Родины
Дифференцированный:
Предполагается дифференциация в различных видах и формах., учет индивидуально- типологические особенности личности в форме группирования воспитанников и различного построения процесса обучения в выделенных группах.
Деятельностный:
Опирается на существующее в психологии понятие «ведущая деятельность». Проект предусматривает что «ведущей деятельностью» является конструктивная деятельность.
Этапы проекта
Подготовительный
Анкетирование родителей;
подбор, анализ программ и методической литературы;
подбор материала и оборудования для конструирования;
подбор консультаций для родителей о значении конструирования в
развитии познавательно- исследовательской деятельности детей;
Основной
Мероприятия по реализации проекта;
НОД, совместная деятельность, наблюдения;
Заключительный
Анализ результатов проекта
Вид конструктивного материала:
1. Строительный материал — объемные (или плоскостные) деревянные
окрашенные (или неокрашенные) строительные детали простой
геометрической формы.
2. Бумага, палочки.
3. Цветные мягкие и твердые объемные крупногабаритные модули.
4. Разные виды конструктора.
Результат проекта
Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. В ходе реализации проекта дети называют и узнают детали конструктора «ЛЕГО», «Малыш», могут произвести замену недостающей детали на аналогичную, умеют создавать конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию; умеют применять разные средства для достижения результаты (схемы, модели, рисунки, образцы). Наблюдается сплочение детского коллектива: сформированы навыки сотрудничества с партнером, воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения, стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструкторов.
Проект в старшей группе по легоконструированию
Описание слайда: Декабрь 1. Зимние забавы 2. Новогодний калейдоскоп 1. Моделирование снеговика и постройка зимней игровой площадки 2.Создание сказочного средства передвижения обучать созданию на плате сюжетной композиции, закреплять навыки постройки ограды и ворот, развивать фантазию и воображение детей. Продолжать учить сравнивать конструктивные детали по цвету, форме, величине. Поощрять стремление к конструктивной деятельности, создание конструкций, соответствующих назначению задуманного предмета. обучать планированию работы с помощью рассказа о задуманном предмете, развивать фантазию и конструктивного воображения. Развивать и поддерживать замысел детей в процессе развёртывания конструктивной деятельности, помогать в его осуществлении. Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках. Январь 1. Мебель 2. Наш быт – посуда, продукты питания 1. Мебель 2. Конструирование по замыслу развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части; учить анализировать образец. Формировать умение анализировать объект, выделять в нём основные части и детали, их составляющие, определять их размеры, форму, пространственные отношения частей, определять их назначение. Упражнять в отборе деталей в соответствии с поэтапной графической моделью. учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, давать ее общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить строить в заданной последовательности, понимать её целесообразность. Закреплять умение отбирать нужные для постройки конструктивные детали в соответствии с предметным и графическим образцом. Февраль 1. Транспорт 2. Военная техника 1. Поезд 2.Самолет познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда; развивать фантазию, воображение. Отрабатывать умения, обеспечивающие выделение присущих образцу признаков и свойств, формировать на этой основе обобщённые представления о конструируемом объекте. Упражнять в построении знакомой конструкции по графической модели, соотнесении элементов графической модели с частями предмета. рассказать о профессии летчика; учить строить самолет, выделяя функциональные части; развивать интерес и творчество. Учить детей самостоятельно находить отдельные способы решения поставленной задачи, связанной с перестроением постройки в соответствии с заданными условиями. Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи детьми, поощрять подобные проявления.