Опыт работы по теме «Lego-конструирование» в старшем дошкольном возрасте как средство развития технического творчества


Проект «Лего-конструирование и робототехника» в подготовительной группе

Библиографическое описание:

Басанец, Л. А. Проект «Лего-конструирование и робототехника» в подготовительной группе / Л. А. Басанец, Ю. О. Степаненко. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 6.1 (23.1). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/128/4242/ (дата обращения: 19.12.2021).


Тип проекта: познавательно-игровой

Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь — май)

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Актуальность проекта

Конструирование является одним из самых популярных и часто встречающихся видов развития мелкой моторики, а также речи, мышления, воображения, внимания, памяти, интеллекта у детей. Данный проект актуален тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники и конструирования. Кроме того, дети знакомятся с такими пространственными показателями, как симметричность и асимметричность.

Современный ребенок стремится познавать окружающую среду, он интересуется всем неизвестным, устройством мира, прошлым и будущем. Он много спрашивает, рассуждает, высказывает свои догадки, думает и предлагает свои способы решения сложившихся проблемных ситуаций. Но не каждый из взрослых знает и осознает, что дети играют для того, чтобы научиться владеть окружающими предметами, то есть приобрести умения, знания и навыки. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает дошкольников к способности и развитию технических навыков. Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении. Работа с конструкторами LEGO способствует развитию пространственного мышления, так как объёмное конструирование существенно сложнее выкладывания каких-либо моделей на плоскости. При этом ребёнок уделяет внимание не только общему виду будущей конструкции, но и каждой её детали.

Постановка проблемы

Сейчас остро стоит проблема организации работы по активизации познавательного интереса к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков. При её решении педагоги сталкиваются с отсутствием необходимых специальных условий в учреждении, по развитию конструирования и робототехники. Поэтому необходимость внедрения LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс детского сада, дает возможность создать благоприятные условия для приобщения дошкольников к научно-техническому творчеству посредством LEGO-конструирования и робототехники и формированию первоначальных технических навыков.

Цель проекта: приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством LEGO конструирования и робототехники.

Задачи проекта:

– формировать умения и навыки LEGO-конструирования, содействовать приобретению первоначального опыта по решению конструкторских задач;

– способствовать развитию познавательного интереса к LEGO-конструированию и робототехнике;

– развивать зрительное восприятие, логическое мышление, оперативную память, мелкую моторику, ориентировку в пространстве.

Методы иформы работы:

– доступность и наглядность;

– последовательность и систематичность обучения и воспитания;

– учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В работе с семьей используются такие формы работы, как:

– участие родителей в обогащении предметно-развивающей среды;

– ознакомление родителей со значением и возможностями лего-конструирования;

– привитие традиций лего-конструирования в семейной педагогике.

Ожидаемые результаты:

Дети научатся:

– формировать положительную самооценку и уверенность в себе, через создание ситуации успеха на занятиях;

– развивать логическое мышление и творческие способности;

– обогащать лексический словарь дошкольников, в том числе технической лексикой;

– развивать внимание и терпение, спокойно переживать неудачи и быть настойчивым на пути к цели.

План-график мероприятий:

Дата Недели Работа с детьми Работа с родителями Совершенствование предметно-развивающей среды
Сентябрь 1. Д/игра «Разноцветные вагончики»

Д/упр. «Найди на ощупь»

Родительское собрание «Ознакомление с лего- конструированием» Изготовление детских робот из конструктора «Лего»
2. Д/упр. «Чудесный мешочек»

Д/игра «Цветные фонарики»

3 Д/упр. «Что изменилось?»

Д/игра «Да- нет»

4 Д/игра «Наооборот»

Д/упр. «Собираем и считаем»

Октябрь 1 Д/игра «Цветные коврики»

Д/упр. «Составь целое из частей»

2 Д/упр. «Светофор»

Д/игра «Назови и построй»

3 Д/упр. «Лего- подарки»

Д/игра «Не бери последний кубик»

4 Д/игра «Веселый паровозик»

Д/упр. «Запомни расположение»

Ноябрь 1 Д/игра «Рыба,зверь, птица»

Д/упр. «Собери модель по памяти»

Консультация «Приобщение детей к детскому научно — техническому творчесву» Обогащение предметно- развивающей среды с помощью родителей.
2 Д/упр. «Выложи вторую половину»

Д/игра «Наш чудесный самолет»

3 Д/упр. «Составь узор»

Д/игра «Построим башенки»

4 Д/игра «Выдели похожее»

Д/упр. «Крестики –нолики»

Декабрь 1 Д/игра «Не ошибись Петрушка!»

Д/упр. «Разноцветные кружки»

2 Д/упр. «Отгадай»

Д/игра «Собери елочку»

3 Д/упр. «Лего — подарки»

Д/игра «Животные в лесу»

4 Д/игра «Что изменилось?»

Д/упр. «Назови и посторой»

Январь 2 Д/упр. «Наооборот»

Д/игра «Узнай и сравни»

Папка-передвижка для родителей «Конструирование и робототехника»
3 Д/упр. «Запомни расположение»

Д/игра «Что лишнее?»

4 Д/игра «Собери картинку»

Д/упр. «Составь узор»

Февраль 1 Д/игра «Зверь, рыба, птица»

Д/упр. «Собери снеговика»

2 Д/упр. «Выдели похожее»

Д/игра «Чудесный мешочек»

3 Д/упр. «Выложи вторую половинку»

Д/игра «Домики»

4 Д/игра «Собери машинку»

Д/упр. «Фонарики»

Март 1 Д/игра «Запомни расположение»

Д/упр. «Какого цвета не стало?»

Открытое занятие для родителей «Собери узор» Подготовка дидактического материала для проведения открытых занятий
2 Лепка «Собери коврик из цветных детелей»

Д/игра «Крестики — нолики»

3 Д/упр. «Собери цветок»

Д/игра «Собери модель по памяти»

4 Д/игра «Лабиринты»

Д/упр. «Собираем и считаем»

Апрель 1 Д/игра «Не бери последний кубик»

Д/упр. «Разноцветный ручеек»

2 Д/упр. «Весенние цветы»

Д/игра «Найди такой же»

3 Д.упр. «Солнышко»

Д/игра «Подбери лучики»

4 Д/игра «Выложи по образцу»

Д/упр. «Отгадай»

Май 1 Д/игра «Веселая гусеничка»»

Д/упр. «Составь узор»

Творческий конкурс среди родителей «Сделай вместе с ребенком» (Изготовление развивающей игры своими руками) Выделить зону для использованного материала по формированию первоначальных технических навыков
2 Д/упр. «Цветные коврики»

Д/игра «Большой, средний, маленький»

3 Д/упр. «Собери бабочку»

Д/игра «Сложи радугу»

4 Д/игра «Собери домик»

Д/упр. «Выложи фигуры по памяти»

Основные термины
(генерируются автоматически)
: игра, LEGO, логическое мышление, мелкая моторика, навык, познавательный интерес, последний кубик, предметно-развивающая среда, приобщение дошкольников, работа.

ПРОЕКТ по конструированию «Фантазируем, творим, конструируем!»

Доступность и наглядность

Интеграция развивающего обучения,

Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса,

Активное развитие эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, природе, психологической комфортности и вариативности.

Принциппоэтапности, который влечет за собой распределение деятельности между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Подходы к формированию проекта:

Личностно-ориентированный:

Педагогический процесс имеет деятельностно -творческий характер, позволяющий посредством опоры на системы взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самосознания, самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности

Индивидуальный:

Предполагает широкое внедрение новых нетрадиционных форм и методов образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, с целью развития индивидуальности

Культурологический:

Создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов к народному творчеству, к истории своей Родины

Дифференцированный:

Предполагается дифференциация в различных видах и формах., учет индивидуально- типологические особенности личности в форме группирования воспитанников и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Деятельностный:

Опирается на существующее в психологии понятие «ведущая деятельность». Проект предусматривает что «ведущей деятельностью» является конструктивная деятельность.

Этапы проекта

Подготовительный

Анкетирование родителей;

подбор, анализ программ и методической литературы;

подбор материала и оборудования для конструирования;

подбор консультаций для родителей о значении конструирования в

развитии познавательно- исследовательской деятельности детей;

Основной

Мероприятия по реализации проекта;

НОД, совместная деятельность, наблюдения;

Заключительный

Анализ результатов проекта

Вид конструктивного материала:

1. Строительный материал — объемные (или плоскостные) деревянные

окрашенные (или неокрашенные) строительные детали простой

геометрической формы.

2. Бумага, палочки.

3. Цветные мягкие и твердые объемные крупногабаритные модули.

4. Разные виды конструктора.

Результат проекта

Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. В ходе реализации проекта дети называют и узнают детали конструктора «ЛЕГО», «Малыш», могут произвести замену недостающей детали на аналогичную, умеют создавать конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию; умеют применять разные средства для достижения результаты (схемы, модели, рисунки, образцы). Наблюдается сплочение детского коллектива: сформированы навыки сотрудничества с партнером, воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения, стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструкторов.

Проект в старшей группе по легоконструированию

Описание слайда: Декабрь 1. Зимние забавы 2. Новогодний калейдоскоп 1. Моделирование снеговика и постройка зимней игровой площадки 2.Создание сказочного средства передвижения обучать созданию на плате сюжетной композиции, закреплять навыки постройки ограды и ворот, развивать фантазию и воображение детей. Продолжать учить сравнивать конструктивные детали по цвету, форме, величине. Поощрять стремление к конструктивной деятельности, создание конструкций, соответствующих назначению задуманного предмета. обучать планированию работы с помощью рассказа о задуманном предмете, развивать фантазию и конструктивного воображения. Развивать и поддерживать замысел детей в процессе развёртывания конструктивной деятельности, помогать в его осуществлении. Формировать умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках. Январь 1. Мебель 2. Наш быт – посуда, продукты питания 1. Мебель 2. Конструирование по замыслу развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части; учить анализировать образец. Формировать умение анализировать объект, выделять в нём основные части и детали, их составляющие, определять их размеры, форму, пространственные отношения частей, определять их назначение. Упражнять в отборе деталей в соответствии с поэтапной графической моделью. учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, давать ее общее описание; развивать творческую инициативу и самостоятельность. Учить строить в заданной последовательности, понимать её целесообразность. Закреплять умение отбирать нужные для постройки конструктивные детали в соответствии с предметным и графическим образцом. Февраль 1. Транспорт 2. Военная техника 1. Поезд 2.Самолет познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда; развивать фантазию, воображение. Отрабатывать умения, обеспечивающие выделение присущих образцу признаков и свойств, формировать на этой основе обобщённые представления о конструируемом объекте. Упражнять в построении знакомой конструкции по графической модели, соотнесении элементов графической модели с частями предмета. рассказать о профессии летчика; учить строить самолет, выделяя функциональные части; развивать интерес и творчество. Учить детей самостоятельно находить отдельные способы решения поставленной задачи, связанной с перестроением постройки в соответствии с заданными условиями. Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи детьми, поощрять подобные проявления.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]