Опыт работы «Интерактивная доска — как средство повышение познавательного интереса у дошкольников»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Интерактивная доска как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста.

Выполнила воспитатель средней группы Тимергазина Ирина Инфасовна.

Наши дети проявляют мало интереса к художественной литературе, их диалогическая речь не отличается особой выразительностью, ограничивается простыми односложными предложениями. Имея бедный словарный запас, они затрудняются сформулировать ответ на вопрос, составить рассказ или описание по сюжетной картинке, что снижает уровень мотивации. В таких условиях на помощь приходят современные информационные технологии как один из источников мотивации развития связной речи дошкольников.

Существуют различные информационные средства, которые с успехом можно использовать при развитии связной речи у детей. Одним из таких уникальных средств является интерактивная доска. Интерактивная доска (ИД) – универсальный инструмент, позволяющий сделать занятие с детьми дошкольного возраста более интересными, наглядными и увлекательными.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников информационно-коммуникативные технологии обладают рядом преимуществ: предъявление информации на экране — несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; усиливает подачу материала; помогает педагогу находиться в постоянном взаимодействии с детьми; электронные средства обучения передают информацию быстрее, чем традиционные; развивает мотивацию и делает занятия более интересными для детей; дети начинают понимать более сложные моменты в результате более ясной и динамичной подачи материала; предоставляет возможность индивидуализации обучения; приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

Способы использования интерактивной доски как средство развития у детей связной речи могут ограничиваться лишь только фантазией педагога. Это и мнемотаблицы, мнемодрожки и различные интерактивные обучающие программы, дидактические игры на развитие речи, интеллектуальные карты, тематические диски для работы с интерактивной доской в рамках реализации програмно-методического комплекса. Самый простой способ применения интерактивной доски воспитателем – демонстрация готовых презентаций. Интерактивная доска упрощает подготовку занятий, поиск иллюстраций, дидактических картинок и карточек, использования различного оборудования. Сюжетные картинки помогают в формировании связной речи. К этим картинкам можно прикрепить вкладки со звуком звуки природы, детские песни, а также видеоролики (например, как падает снег, листопад, шторм на море).

Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками, их умственному и речевому развитию. После изучения мнемодорожки по сказке, дети могут самостоятельно изобразить и рассказать ее на интерактивной доске. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематизированного развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Развитие обеих форм речи – монолога и диалога – играет ведущую роль в процессе развития речи ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Дети с удовольствием читают стихи по мнемотаблицам, отгадывают загадки, подбирают сами детали мнемотаблицы на интерактивной доске для получения рассказа.

Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью. Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление. Применения мнемотехники, использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт. С помощью мнемотаблиц дети рассказывают сказки, составляют рассказы.

При составлении занятий с использованием ИД необходимо учитывать имеющиеся знания, полученные на традиционных занятиях в процессе выполнения основной образовательной программы. ИД должна быть дидактическим средством, а не самоцелью.

Интелектуальная карта- это уникальный и простой метод запоминания информации, с помощью которой развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активируется мышление. В мир дошкольных технологий, интелект-карты пришли благодаря кандидату педагогических наук В.М. Акименко, который предложил использовать этот метод для развития связной речи у детей. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируется умение отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

Интерактивная игра является одновременно и развлекательным, и полезным материалом во время занятий. Дети с удовольствием выполняют интерактивные задания, упражнения, которые способствуют развитию связной речи.

Современные компьютерные технологии позволяют нам объединить, систематизировать имеющийся материал по развитию связной речи, избегать траты времени на поиск пособий на полках кабинета, срисовывание иллюстраций, хранение большого количества речевого материала. Данный материал можно хранить на дисках, флэш-картах и в самом компьютере. Компьютер позволяет нам не только показать и увидеть, но и услышать необходимый речевой материал. В данном случае мы можем воспользоваться компьютером как проигрывателем CD.

Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ. Применяя интерактивную доску как средство развития связной речи, у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире; появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появляется интерес к заучиванию стихов и потешек; словарный запас выходит на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Следующая >

Мастер-класс «Интерактивные игры в работе с детьми раннего возраста».

Уважаемые коллеги, я предлагаю вашему вниманию мастер-класс «Интерактивные игры в работе с детьми раннего возраста».

Возможности использования информационно-коммуникационных технологий позволяют наиболее полно и успешно реализовывать развитие способностей ребенка, повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса, сделать его разнообразным, живым и ненавязчивым для детей.

Наиболее целесообразным и результативным для практической развивающей работы с воспитанниками раннего дошкольного возраста считаю использование интерактивной доски, как средства обучения и развития детей.

Интерактивная дидактическая игра – современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Мной разработаны интерактивные игры, которые я использую, как часть занятия во второй половине учебного года и по формированию элементарных математических представлений, и по ознакомлению с окружающим, по рисованию.

Игра «Во саду ли, в огороде».

Цель игры: закреплять знания детей об овощах и фруктах. Учить подразделять их на 2 группы.

— Дети, посмотрите, какие картинки вы видите на экране? Что это? (Корзинка). Какого цвета корзинка? (Красная). А это что? (Корзинка). Какого цвета эта корзинка? (Желтая). А какие картинки вы видите внизу? (Помидор, яблоко, огурец и т.д.). Яблоко, груша – что это? (Фрукты). А помидор, огурец, капуста, как это можно назвать одним словом? (Овощи).

В красную корзинку нам нужно сложить все овощи, а в желтую — все фрукты. (По очереди вызываю каждого ребенка).

Игра : «Кто, где живет?».

Цель. Закреплять знания детей о домашних и диких животных.

— Дети, назовите животных, которых вы видите на экране. Ира, кто это? Рома, а это кто? А что это на доске? (Домик, лес). Ребята, животные заблудились и не могут найти свои домики. Давайте им поможем и отведем их домой. Саша, кто это? (Кошка). Где она живет? (В домике). Помоги ей добраться до домика. Карина, а это кто? (Медведь). Где живет медведь? (В лесу). Отведи медведя в лес. Молодец! И т.д.

Игра «Один – много».

Цель: закрепить знания детей о количестве предметов: один — много.

— Ребята, я предлагаю вам пойти в лес. Что растет в нашем лесу? (Грибы). Сколько грибов в лесу? (Много). Давайте соберем их в корзинку. Сколько грибов в корзинке сейчас? (Ни одного). Марина, возьми один грибок и положи в корзинку. Сколько ты положила грибов в корзинку? (Один). (Воспитатель по очереди вызывает всех детей).

— Дети, сколько грибов стало в корзинке? (Много). Молодцы и Ира, и Марина, и Оксана.

* Игра «Загони в гараж машину».

Цель: закрепить знания о величине предметов: большой – маленький.

— Дети, что вы видите на доске? (Машины, гаражи). Какие машины по величине? (Большие и маленькие). А какие гаражи? (Большой и маленький). Давайте загоним машины в гараж. Выходи к доске Рита. Какая это машина? (Большая). Загони эту машину в гараж. В какой гараж ты загнала большую машину? (В большой). Умница! И т.д.

* Игра «Нарисуй дорожку».

Цель: упражнять детей в рисовании прямых горизонтальных линий.

— Дети, кого вы видите на картинке? (Кошку и собаку). Где живет кошка? (В доме). Где живет собака? (В будке). Инна, нарисуй дорожку для кошки к домику. Молодец. А ты, Света, нарисуй дорожку для собаки к будке. Молодцы.

* Игра «Привяжи к шарикам ниточки»

Цель: Упражнять детей в рисовании вертикальных линий.

— Дети, что вы видите на картинке? (Шарики). Какого цвета этот шарик? А этот шарик? Правильно. Давайте мы привяжем к шарикам ниточки такого же цвета. Иди к доске, Надя. К какому шарику ты хочешь привязать ниточку? Какого цвета этот шарик? (Красный). Найди краску такого же цвета и нарисуй ниточку. Умница!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]