Лучшие сказки для детей: народные, авторские, современные

Детское ли дело — сказка? Изначально — нет. Первые книги сказок представляли собой сборники фольклорных рассказов, и детскими их назвать при всем желании было нельзя. Лишь позже сказки, адаптированные писателями, превратились в чтение для детей. В России первая сказка, написанная специально для детей, появилась только в 1829 году. Это была всем известная «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского.

Вряд ли сегодня кто-то всерьез начнет утверждать, что сказки — никому не нужный атавизм, а вот на заре советской эпохи их признавали вредными. Досталось тогда многим, а особенно Корнею Ивановичу Чуковскому за «Крокодила», «Тараканище» и «Муху-Цокотуху». Книги с народными сказками изымались из библиотек, а сказочная «мистика» считалась белибердой, мешающей воспитанию рабочего класса. Но сказка выжила так же, как и Новый год.

Сегодня сказка живет в самых разных жанровых и книжных форматах. Выбор огромный: народные и авторские, современные и старинные, переводные и русские, адаптированные и неадаптированные, «без купюр». Ценители аутентичности могут обзавестись репринтными изданиями старинных книг, а поклонники всего современного — приобрести сказки, облаченные в самую концептуальную литературную и дизайнерскую форму.

Сказки для самых маленьких

Когда начинать знакомство со сказками? Да, собственно, когда еще не умеешь читать! Множество сказок предназначено для того, чтобы рассказывать их малышам, еще не до конца освоившим навыки устной речи.

«Теремок», «Колобок», «Репка» обладают простым сюжетом и постепенно знакомят ребенка с окружающим миром. Главные герои — звери и предметы — обретают человеческие мысли и голоса и поступают совсем как люди: иногда мудро и благородно, иногда глупо и жестоко. Обычно такие сказки читаются не два и не три, а множество раз, и уроки, которые получают герои, запоминаются ребенком на всю жизнь.

Авторские сказки, которые с радостью слушают трехлетки, — это и адаптированные сказки Шарля Перро, братьев Гримм, и веселые истории Чуковского, Маршака, Сутеева, Сладкова. Есть и множество детских книг, которые за рубежом давно считаются классикой, но в России приобрели популярность недавно: «Очень голодная гусеница» и «Мечтательный хамелеон» Эрика Карла, «Огромный крокодил» и «Изумительный мистер Лис» Роальда Даля, «Криктор» и «Эмиль. Добрый осьминог» Томи Унгерера, «Мяули» Джудит Керр и «Овечка Шарлотта» Ану Штонер… Они созданы как раз для самых маленьких, в них есть и говорящие животные, и необычные происшествия, и, конечно, поучительный — но ненавязчивый — элемент.

Главное во всех сказках для маленьких — то, что они учат отделять черное от белого, рассказывают, как важны доброта и взаимопомощь, а также подтверждают, что любое зло всегда получает по заслугам. Но не менее важно и оформление. Хорошо, если первая книга, которую ребенок начнет читать самостоятельно, будет обладать крупным шрифтом и яркими запоминающимися иллюстрациями. Работа художника не менее значима: чем живее, эмоциональнее рисунок, тем больше книга полюбится маленькому читателю.

Топ 10 сказок для малышей

  • Болтали две сороки. Русские народные сказки, песенки, потешки.
  • Пан Котофей. Украинские и белорусские народные сказки
  • Чуковский К.И. «Чудо-дерево»
  • Андерсен Х.-К. «Гадкий утенок»
  • Перро Ш. «Красная Шапочка»
  • Маршак С.Я. «Кошкин дом»
  • Карл Э. «Очень голодная гусеница»
  • Розен М. «Идем ловить медведя»
  • Дональдсон Д. «Груффало»
  • Штонер А. «Маленький дед Мороз»

II. В путь

На следующее утро, как и было условлено, вся наша дружная компания собралась здесь же у бревна. Мы с Танькой решили немножко смухлевать, и вместо больших лопат взяли маленькие, почти детские. Оказалось, что и остальные ребята не спешили тащить поклажу. Нормальные лопаты были только у Витальки, который считался негласным руководителем операции и Антошки – его вечного соратника. Проще говоря, шестерки.

Американчик пришел вовремя, без опозданий. Хотя, мы отчего-то думали, что ему в тягость будет вставать с петухами. Кто его знает, как у них там принято? Когда над озером за бугром едва только показались первые рассветные блики, мы двинулись в путь, предварительно подсчитав имеющиеся в наличии припасы. Вода, шоколад, несколько разнокалиберных бутербродов с колбасой, вареные яйца, свежие огурцы – помидоры и, ко всеобщей радости, целый пакет отличных крупных семян. Спасибо бабе Маше. Ей можно было вообще ничего больше не давать Кольке, потому что семечки эти мы смачно щелкали всю дорогу до места, и на обратный путь еще осталось.

Глядя на нашу процессию со стороны, можно было подумать, что это идет лагерный школьный отряд. Две здоровенных лопаты, у каждого за спиной рюкзак, панамки – кепки (как положено). Не хватало только вожатых с флажками. Заместо учителя впереди важно вышагивал Виталька, а рядом с ним… нет, не Антошка. Американчик.

Виталька настоял, чтобы тот сразу на выходе из села настроил свое устройство. И вот теперь, мы плелись медленнее черепах. Оттого, что буквально через каждые десять метров айпад истерично пищал. Первые раз десять, Виталька отзывался на каждый такой сигнал и тут же командовал своему верному оруженосцу Антошке копать там, где указывал механизм. Но вскоре он понял, что ловить в такой близи от цивилизации особенно нечего. После извлеченных из-под земли консервных банок, крышек и старых автозапчастей, он попросил Кольку убрать технику обратно в рюкзак и до места назначения не баламутить народ.

Мы с Танькой, скоренько переместились вперед, огибая других ребят, и пошли след в след за направляющими. Очень уж любопытно было послушать, о чем там рассказывает американчик. А то, что Виталька непременно начнет свой допрос – это уж как пить дать. Когда мы подошли, беседа как раз только вступала в самую интересную свою фазу. — Чувак, а ты нехило чешешь по-русски, — говорил Виталик со знающим видом. Колька не понял, — что чешу?Ну, мы вот говорим, а ты все понимаешь.Аааа, — протянул американчик. – Так у меня мама русская.А папа? – с любопытством допытывал Виталька. — Папа американец.Но тебя ведь, по-нашему зовут? Чего там имен других нет в вашей Америке? Колька заулыбался, — это мама настояла. В свидетельстве о рождении российском записали Николаем, а по американским документам я Николас.

Виталька повернулся к идущей следом процессии и заорал во все горло, чтобы нашего нового друга теперь звали все Николасом. И хотя сам Колька отнекивался, наверное, уже жалея о том, что рассказал, ребятам новое имя на иностранный лад больше нравилось. Ну, к примеру, возвращаешься ты в школу с летних каникул. Учительница говорит «расскажи, как прошло лето». А ты такой, руки в карманы, взгляд в потолок и, непринужденно, словно само собой разумеется, выдаешь «да так, тусовались там с одним американцем, Николасом… Ну типа этого, Кейджа». В любом случае, круче звучит, чем просто Колька.

Допросам Витальки не было конца и края. Мне уже даже неудобно за него стало. Но послушать о тамошней жизни все равно хотелось.

Оказалось, что Колька (про себя я так и не стала звать его по-ихнему) учился в самой обыкновенной средней школе. А в свободное от учебы время занимался баскетболом и математикой. Причем, в городе, где он жил находилась чуть ли не единственная в стране русская школа математики, с русскоговорящими учителями. От того – то, может он и балакал так хорошо по-нашему. Других братьев и сестер у него не имелось. У папы имелся какой-то там бизнес, а мама тоже работала. Где именно, мы не уточняли.

Сам Колька, судя по всему, не очень радовался тому, что его на целое лето отправили сюда «постигать» родную культуру. Тем более, что у него с друзьями тамошними уже имелись свои, не менее важные планы. Но раз так решили родители, что он мог поделать. Кстати, мама его уже улетела обратно, и вернуться должна была только в конце августа. И хотя, счастье бабы Маши было безграничным, Кольке очень хотелось домой. — Не кисни, — дружески потрепал его за плечо Виталька. – У нас хоть и не ваша заграница, а тоже есть чего делать. Вот как найдем сейчас клад, будешь потом своим американцам рассказывать.

Сказки для тех, кто самостоятельно читает

Когда ребенок становится старше, ему интереснее слушать и читать о героях, похожих на него самого: о детях, их приключениях, путешествиях, превращениях и волшебных встречах.

В первую очередь, это сказки авторские: «Снежная королева» Андерсена, «Буратино», «Малыш и Карлсон», «Путешествие Нильса с дикими гусями». В этих сказках не только герои-дети, в которых легко узнать себя, в них есть место сложному выбору, самостоятельной попытке разобраться в правильности поступков. О важности дружбы и взаимопомощи рассказывает «Волшебник Изумрудного города», а в необычный мир фантазии поможет погрузиться «Алиса в Стране чудес».

В этом возрасте детей увлекает возможность погрузиться в полноценный сказочный мир, будь то мир Носова, Распе, Милна, Родари, говорящие игрушки или маленькие накситралли Э.Рауда — персонажи, следить за которыми чрезвычайно интересно. В основе сюжета — динамичные приключения и самая настоящая «комедия положений». Смех над забавными ошибками героев и сопереживание им в сложные минуты определяют эмоциональный фон взросления ребенка.

Кроме того, это лучший период для знакомства с классикой. Сказки А.С. Пушкина, «Аленький цветочек» С.Аксакова, «Щелкунчик» Э.Гофмана… Книги, к которым, скорее всего, дети еще вернутся. Сказки классиков XIX века, таких как В.Гауф и О.Уайльд, интересно читать не только детям. Часто драматизм и даже мистицизм этих произведений привлекают взрослых читателей — что уж говорить об «Алисе» и «Маленьком принце», в которых люди всех возрастов охотно ищут самые неожиданные и глубокие смыслы.

Топ 10 сказок для детей 6-8 лет

  • Гауф В. «Маленький Мук»
  • Раскатов М. «Пропавшая буква»
  • Дружков Ю. «Приключения Карандаша и Самоделкина: Правдивая сказка»
  • Толстой А. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
  • Носов Н. «Приключения Незнайки и его друзей»
  • Кэрролл Л. «Алиса в Стране чудес»
  • Линдгрен А. «Малыш и Карлсон»
  • Несбит Э. «Пятеро детей и Оно»
  • Харрис Дж.Ч. «Сказки дядюшки Римуса»
  • Бонд М. «Медвежонок по имени Паддингтон»

Сказки для «взрослых» детей

Наступает самый непростой возраст для выбора книги, поскольку именно сейчас ребенок превращается в подростка. «Карлсон» и «Буратино» остались позади, самое время предложить «Путешествия Гулливера» или «Книгу джунглей», где захватывающие авантюры будут соседствовать с возможностью впитать огромное количество новой информации.

10-12 лет — лучшее время, чтобы прочитать «Муми-троллей» и проникнуться «Летящими сказками» Крапивина. «Ночь перед Рождеством» Гоголя, «Крошка Цахес» Гофмана — это и интересное для ребенка, и вполне серьезное, взрослое чтение. Это вовсе не значит, что юный читатель «вырос» из народной сказки. Просто теперь это совсем иное чтение, которое не только учит различать добро и зло, но и знакомит с культурой и традициями народов мира.

Сказки, сложившиеся в Китае, Японии, Индии, привлекают необычным колоритом, но, возможно, ребенок заметит и что-то общее между известными ему сюжетами из русских сказок и восточной «экзотикой». Например, мотив волшебной силы, которой обладают самые простые на вид предметы. Сапоги-скороходы, шапка-невидимка — нечто подобное есть и в японской сказке «О чем рассказали птицы». Старик находит в лесу колпак, надев который, начинает понимать голоса птиц. Они рассказывают ему о самых разных людских несчастьях, и, путешествуя из деревни в деревню, старик спасает крестьян от бед и напастей. Судьба вознаграждает старика за отзывчивость и любовь к ближнему. Жители деревни окружают его всеобщим почетом — а что же может быть ценнее уважения к старости и мудрости в восточной культуре?

III. Привал

Часа через два воздух окончательно и бесповоротно прогрелся, как это обычно бывает в наших широтах. Идти стало труднее. Так что мы стали высматривать место для привала. Метрах в ста пятидесяти от маршрута, на лысеющем холме располагалось несколько хилых деревьев. Виталька скомандовал, и мы дружно побрели в долгожданную тень.

Расположив свой скарб на траве, мы плюхнулись рядом и принялись извлекать из рюкзаков спасительную влагу. Осмотрев хорошенько траву, Колька извлек из рюкзака подстилку, какие обыкновенно кладут поверх табуретов (наверняка, бабы Машина утварь) и уселся на нее по-турецки. Он с интересом разглядывал нас. Еще бы! Я б, наверное, если бы оказалась там у них, тоже смотрела во все глаза. Что в этот момент происходило в его голове – никто не знал. Наши пацаны извлекли откуда-то сигаретку (одну на всех) и, неумело задымив, начали передавать ее из рук в руки. Наверное, они казались себе очень крутыми. Когда табачный сверток достиг Кольки, он вежливо отказался. Виталька и другие ребята не поняли: — В смысле? У вас че там в вашей Америке, не курят? Мы слышали там и чего покрепче можно. — Да, — согласно кивнул американчик. – Некоторые виды легких наркотиков можно так просто купить в магазине.Ништяк! – хором загудели наши. – Вот это страна возможностей!Но… — Колька медлил. — Но что? — с азартом переспросили пацаны. — Но курят в основном те, кто победнее. Ну, сигареты же, как это сказать, затормаживают мозговую активность. То есть, те кто хочет пойти в хороший колледж, и в школе имеет достижения, никогда не станет этого делать. Ну и потом, cancer…Чего? – переспросила я. — Честно, не знаю этого слова по-русски. Болезнь такая страшная.Типа, рак легких, что ли? – с ухмылкой вставил Виталька. — Да, что-то с легкими. Или с горлом. Или еще с чем. Ну, очень неприятное лечение. И смертность высокая. Пацаны разом как-то притихли. Не то, чтобы нам в школе не прожужжали уже все уши про подобные вредности. Просто, как-то странно было слышать подобное из уст своего ровесника. Да еще и в такой солнечный день. Посидев еще немного, мы взяли свои рюкзаки и отправились дальше по маршруту. На траве так и осталась затушенная недокуренная сигарета…

Топ 10 сказок для детей 8-12 лет

  • Волшебные сказки Японии. Земляника под снегом
  • Ходза, Жукровский. «Доверчивый тигр. Бирманские, индонезийские, вьетнамские сказки»
  • Волшебные сказки Швеции
  • Янссон Т. «Все о Муми-троллях»
  • Киплинг Р.Д. «Маугли»
  • Шмидт А. «Мурли»
  • Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
  • Джонс Д.У. «Ходячий замок»
  • Маар П. «Семь суббот на неделе»
  • Джастер Н. «Мило и Волшебная будка»
  • Энде М. «Бесконечная история»

Современная сказка

Сказка — испытанный временем способ привить ребенку знания о том, как все устроено. Сказки не стареют, их читают и будут продолжать читать, когда бы они ни были созданы. Однако это не значит, что сказки XXI века не существует.

Сказочная традиция не прерывается и сегодня. «Груффало» Джулии Дональдсон и Акселя Шеффлера, «Как слониха упала с неба» Кейт ДиКамилло, «Медвежонок по имени Паддингтон» Майкла Бонда, «Петсон и Финдус» Свена Нурдквиста — это лишь немногие прекрасные современные зарубежные сказки. В России есть и свои сказочники: Елена Ракитина и Марина Аромштам, Евгения Пастернак и Андрей Жвалевский, Дина Сабитова и Сергей Седов. И новых отличных оригинальных сказок выходит все больше и больше!

Современные авторы сказок ориентируются в первую очередь на индивидуальность ребенка, его личность. Сегодня сказки — это не только кладезь мудрости или наставления, но и попытка общаться с ребенком на понятном ему языке. В них по-прежнему рассказывается о детстве, дружбе, храбрости и ответственности, но часто это не просто увлекательные истории. Благодаря этим сказкам ребенок может заглянуть в себя, побороть страхи и сомнения, научиться прислушиваться к своим чувствам.

Топ 10 Сказки XXI века

  • Дональдсон Д. «Улитка и кит»
  • Бернер Р.С. «Сказки про Карлхена»
  • Нурдквист С. «Где моя сестра»
  • Ракитина Е. «Сережик»
  • Жутауте Л. «Тося-Бося и гном Чистюля «
  • Пастернак Е. «Приключения игрушек в обычной квартире»
  • ДиКамилло К. «Как слониха упала с неба»
  • Сабитова Д. «Цирк в шкатулке»
  • Жвалевский А., Пастернак Е. «Правдивая история Деда Мороза»
  • Седов С. «Геракл. 12 великих подвигов: как это и было на самом деле. Рассказ очевидца»

Сказка — это больше, чем просто небольшой рассказ со счастливым (или не очень) концом. Фольклорная сказка неразрывно связана с культурой того народа, на земле которого она появилась, но в то же время сказка стоит выше национальности. Ведь она говорит о понятных всему человечеству вещах: добре и зле, мудрости и глупости, правде и лжи, ненависти и любви. Авторская сказка не только предлагает маленькому читателю определенную мораль или погружает в перипетии волшебного сюжета, но и часто является образцом художественной речи.

Важно читать самые разные сказки: народные и литературные, старинные и современные. Ведь сказки пробуждают фантазию, раскрывают эмоциональный мир ребенка, дают ему ценностные ориентиры, формируют тот взгляд на мир, с которым он в итоге войдет во взрослую жизнь.

Знакомые сказки, нарисованные в стиле великих художников

Вы когда-нибудь видели сказку про Трех поросят нарисованную в стиле Василия Кандинского? Или Гадкого утенка в манере Винсента Ван Гога? Вот и я нет.

Пока не начала изучать издательство VoiceBook. Они придумали выпустить известные сказки, но представить их в иллюстрациях разных великих художников.

Так одновременно дети узнают сказку по-новому, а многие знакомятся с известными художниками. Это и стимул найти оригинальные работы мастеров, узнать о них побольше.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]