Детская музейная проектная деятельность. Проект Мини – музей « Русская изба». Старшая группа Воспитатель: Стенина А.В. — презентация


Мужской угол

Он находился у очага. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют «коник». Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы. Здесь хранились различные инструменты, пилы, рубанки. Хозяин плел лапти, шил обувь, обтягивал колодки.

На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал. По другую сторону печи было мужское пространство, «мужское царство дома».

Здесь стояла пороговая мужская лавка, где мужчины занимались домашней работой и отдыхали после трудового дня. Под ней нередко был шкафчик с инструментами для мужских работ. Женщине сидеть на пороговой лавке считалось неприличным. На боковой лавке в задней части избы они отдыхали днем.

Стол в избе

Места за столом в красном углу были жестко закреплены традицией, причем не только во время праздников, но и во время обычных приемов пищи. Трапеза объединяла род и семью.
Место в красном углу, в центре стола, под иконами, было самым почетным. Здесь сидели хозяин, самые уважаемые гости, священник. Если гость без приглашения хозяина прошел и сел в красный угол — это считалось грубейшим нарушением этикета.

Следующая по значимости сторона стола – правая от хозяина и ближайшие к нему места справа и слева. Это «мужская лавка». Здесь рассаживались по старшинству мужчины семьи вдоль правой стены дома к его выходу. Чем старше мужчина, тем ближе он сидит к хозяину дома.

А на «нижнем» конце стола на «женской лавке», идущей вдоль фронтона дома садились женщины и дети.

Хозяйка дома размещалась напротив мужа со стороны печи на приставной скамье. Так было удобнее подавать еду и устраивать обед.

Во время свадьбы новобрачные также сидели под образами в красном углу.

Для гостей была своя – гостевая лавка. Она расположена у окна. До сих пор есть такой обычай в некоторых районах усаживать гостей у окна.

Такое расположение членов семьи за столом показывает модель социальных отношений внутри русской семьи.

Стол – ему придавалось большое значение в красном углу дома и в целом в избе. Стол в избе стоял на постоянном месте. Если дом продавали, то его продавали обязательно вместе со столом!

Не разрешалось на обеденном столе располагать посторонние предметы, потому что это место самого Бога. Нельзя было стучать по столу: «Не бей стола, стол – Божья ладонь!». Всегда на столе должен был быть хлеб – символ достатка и благополучия в доме. Говорили так: «Хлеб на стол – так и стол престол!». Хлеб – символ достатка, изобилия, материального благополучия. Поэтому он всегда и должен был быть на столе – Божьей ладони.

Стол устанавливался обязательно вдоль половиц, т.е. узкая сторона стола была направлена к западной стене избы. Это очень важно, т.к. направлению «продольное – поперечное» в русской культуре придавался особый смысл. Продольное имело «положительный» заряд, а поперечное – «отрицательный». Поэтому все предметы в доме старались уложить в продольном направлении. Также поэтому именно вдоль половиц садились при обрядах (сватовства, как пример) – чтобы всё удачно прошло.

Скатерть на столе в русской традиции тоже имела очень глубокий смысл и составляет единое целое со столом. Выражение «стол да скатерть» символизировало гостеприимство, хлебосольство. Иногда скатерть называлась «хлебосолкой» или «самобранкой».

Свадебные скатерти хранили как особую реликвию. Скатертью покрывали стол не всегда, а в особых случаях. На свадебный пир скатерть брали особую и стелили ее изнанкой вверх (от порчи). Скатерть могли расстилать на земле во время поминок, ведь скатерть – это «дорога», связь между миром космическим и миром человека, недаром до нас дошло выражение «скатертью – дорога».

За обеденным столом собирались семьей, крестились перед едой и читали молитву. Ели чинно, вставать во время еды было нельзя. Глава семьи – мужчина- начинал трапезу. Он разрезал еду на куски, резал хлеб. Женщина обслуживала всех за столом, подавала еду. Трапеза была длинная, неторопливая, долгая.

Утварь

Посуда для приготовления еды хранилась в печке и у печки. Это котлы, чугунки для каш, супов, глиняные латки для запекания рыбы, чугунные сковородки. Красивую фарфоровую посуду хранили так, чтобы ее всем было видно. Она была символом достатка в семье. Праздничную посуду хранили в горнице, в шкафу – заблюднике выставлялись тарелки. Повседневную посуду держали в навесных шкафчиках. Обеденная посуда состояла из большой миски из глины или дерева, деревянных ложек, берестяной или медной солонки, чашек с квасом.

Для хранения хлеба в русской избе использовались расписные короба, ярко раскрашенные, солнечные, радостные. Роспись короба выделяла его среди других вещей как вещь значимую, важную.

Чай пили из самовара.

Мебели в нашем понимании этого слова в русской избе почти не было. Мебель появилась намного позже, не так давно. Никаких гардеробов или комодов. Одежду и обувь, и другие вещи хранили не в избе.

Самое ценное в крестьянском доме – парадную утварь, праздничную одежду, приданое дочерям, деньги – хранили в сундуках. Сундуки были всегда с замками. Оформление сундука могло поведать о зажиточности его хозяина.

Заключение

«Мой дом моя крепость». Дом – это и родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с ним связаны все основные семейные обряды: родины, свадьба, похороны. С дома начинается жизнь человека, он приобщается к дому, домом жизнь и заканчивается, когда он навсегда прощается с родным жилищем.

В русской избе всегда чувствуется теплота рук, любовь человека к своему жилищу. Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома, во внутреннем убранстве дома –это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение.

Мы стараемся сохранять и соблюдать обряды наших предков, которым насчитывается уже много веков, именно поэтому считается, что крестьянская изба является символом русской культуры.

Красный угол

Красный угол в избе между окон, Здесь иконка и рядом свеча.

Красный угол – центральное главное место в избе, в русском доме. Его еще называют «святой», «божий», «передний», «старший», «большой». Он освещен солнцем лучше всех других углов в доме, всё в доме ориентировано по отношению к нему.

В нем находился домашний иконостас. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога».

Здесь находились не только образа, но и Библия, молитвенные книги, свечи, сюда приносили веточки освященной вербы в Вербное воскресенье или веточки березы в Троицу, вересом (можжевельником) – в Великий четверг.

Иконы устанавливались на специальной полочке и обязательно должны были стоять в определенном порядке. Самыми главными иконами, которые должны были быть в каждом доме, считались иконы Богородицы и Спасителя. Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

Красному углу особо поклонялись. Здесь во время поминок ставили лишний прибор для ушедшей в мир иной души.

Именно в Красном углу подвешивали щепных птиц счастья, традиционных для Русского Севера.

В праздники красный угол украшали ткаными и вышитыми полотенцами, цветами, ветками деревьев. Их красочные узоры оживляли ее бревенчатые стены, придавая праздничность, делая жилище нарядным. Полотенцем окаймляли божницу в красном углу, вешали на окна, зеркала, стены.

«Красный угол» ещё называли Святым. Это самое почётное место в доме. Тут же висела люлька- кроватка для младенца. Для младенцев устраивали подвесные люльки, украшенные резьбой и яркой росписью.

Иконы в доме должны быть обязательно. В достаточном количестве, но в разумных пределах. В настоящее время, место иконы в доме занял телевизор. Но даже в современном мире во многих домах сохранилась эта традиция: держать иконы дома. У моей бабушки есть икона Божья Матерь «Скоропослушница». На ней изображена Дева Мария с младенцем в левой руке. А как появилась эта икона?

Давно в монастыре на горе Афон жил монах Нил. Ежедневно заходя в трапезную, он по невнимательности коптил своей лучиной образ Божией Матери, который находится возле входа. В один день, проходя мимо лика, он услышал голос, который приказал больше не обжигать икону. Нил не обратил на это никакого внимания и продолжал повторять свои привычные действия. Спустя некоторое время голос снова обратился к монаху и сказал, что тот ведет себя недостойно и поэтому его лишают зрения. Нил очень испугался и начал каяться.

Ежедневно он плакал и просил у Божьей Матери прощения, желая вернуть себе зрение. Через какое-то время молитва была услышана, и голос снова обратился к монаху. Он сказал, что Нил вымолил прощение, и зрение ему будет возвращено. Еще голос приказал с этого времени называть икону «Скоропослушница», поскольку она будет скоро выполнять все просьбы людей.

Произошло это в 1664 году 9 ноября.

Божница в красном углу как алтарь православного храма и осмыслялась как присутствие Бога в доме. Стол в красном углу – церковный престол. В красном углу молились на образа.

За столом проходили все трапезы и главные события в жизни семьи: рождение, свадьба, похороны, проводы в армию.

Печной угол

Печка в доме – мать родная. Без неё – хоть помирай.

Примерно четвертую, а иногда и третью часть избы занимала русская печь. О ней говорили: «Печь – всему голова». Голова – значит, самая главная. Она была символом домашнего очага. В ней не только готовили пищу, но и готовили корм скоту, пекли пироги и хлеб, мылись, обогревали помещение, на ней спали и сушили одежду, обувь или продукты, в ней сушили грибы и ягоды.

А в подпечке даже зимой могли содержать кур. Хотя печь и очень большая, она не «съедает», а, наоборот, расширяет жизненное пространство избы, превращая его многомерное, разновысотное. Печной угол, считался грязным местом и отделялся от остального пространства избы занавесом.

Недаром есть поговорка «плясать от печки», ведь всё в русской избе начинается именно с печи. Помните былину про Илью Муромца? Былина нам говорит, что Илья Муромец «лежал на печи 30 лет и 3 года», то есть не мог ходить. Не на полатях и не на лавках, а на печи!

На печи спало все семейство, а под потолком между печью и стеной избы устраивались полати- дощатые нары, используемые для сна или хранения вещей.

«Печь нам как мать родная», — говорили раньше люди. С печью были связаны многие народные лечебные практики и приметы. Например, нельзя в печь плеваться. И нельзя было ругаться, когда горел в печи огонь.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]