Специфика использования дидактических игр в ясельном возрасте
Как показывает практика, в раннем дошкольном возрасте дети с интересом воспринимают лишь задания, в которых используются реальные предметы и конкретные действия. Задания, которые совершаются в знакомой обстановке и ситуации (например, спрятать носовой платочек за спину, показать большой кубик в коробке) обычно не вызывают у ребят трудностей. Поэтому первоначально нужно использовать при работе с малышами именно такие игры, а только затем уже переходить к картинкам.
Кроме того, при использовании игровых пособий необходимо учитывать индивидуальный подход — определять, какой объём и содержание материала доступно каждому конкретному ребёнку. Ведь в ясельном возрасте развитие малышей очень отличается в силу их психосоматического здоровья (часто болеющие дети), характера (чрезмерно застенчивые), особенностей семейного воспитания (с некоторыми с раннего возраста занимаются родители).
Большую роль играет доброжелательная атмосфера, которую воспитатель должен создать на занятии, чтобы ребёнок «раскрылся», захотел поиграть в предложенные игры. На начальном этапе многие дошкольники испытывают естественные трудности, делают ошибки — это не должно останавливать педагога, нужно вести себя мягко и терпеливо.
Формирование математических представлений особо важно, если ребёнок имеет задержку в речевом развитии. Малыш расширит свой словарный запас и усвоит слова и действия, важные для общения с людьми.
Дидактические игры по математике в подготовительной группе
В подготовительной группе идет подготовка дошкольников к поступлению в школу. Дети уже обладают многими знаниями, поэтому игры становятся сложнее, обеспечивают развитие математических представлений, достаточное для беспроблемной учебы в начальных классах.
Украшаем елочку
Педагог прикрепляет к фланелеграфу, а также раздает воспитанникам изображения елочки и новогодних шариков. Он прикрепляет к елочке 4 игрушки с правой стороны, 2 с левой. Дети делают то же самое со своими елочками. Воспитатель предлагает сложить шарики: 4 + 2 = 6. Затем меняет шарики местами, получается 2 + 4 = 6. И так несколько раз с разным количеством игрушек. Игра формирует представление о том, что от перемены слагаемых сумма не меняется.
Тропинка для Красной Шапочки
К фланелеграфу прикреплены изображения бабушкиного домика, Красной шапочки, лесных деревьев. Под каждым деревом — несложный арифметический пример, с которым справится дошкольник. Воспитанники поочередно подходят к фланелеграфу, решают пример, тем самым придвигают Красную Шапочку ближе к бабушкиному домику.
Да или нет
Педагог записывает на доске арифметические примеры. Затем демонстрирует детям изображения чисел. Если число соответствует решению очередного примера, дети выкрикивают: «Да!». Если ответ неправильный, то кричат: «Нет!».
Составь слово
Игра соревновательная. Воспитатель вывешивает в два столбца арифметические примеры. Участники каждой команды выходят их решать. Решивший пример игрок подходит к столу, на котором лежат картинки чисел, соответствующих решениям. Выбирает свое число, переворачивает картинку, а там изображена буква. Решив все примеры, команда получает слово. Побеждают те, кто выполнит задание быстрее.
Основные виды математических игр для самых маленьких дошколят
В первой младшей группе используются не только занятия по математике, но и различного вида игры, так или иначе связанные с математическими понятиями.
Дидактические
Дидактические игры в ясельной группе основаны на манипуляции с предметами, они имеют простые правила и в большинстве своём направлены на сенсорное развитие. Рассмотрим подходящие для данного возраста варианты.
«Строим домик». Игра направлена на развитие представлений о цвете и форме. Воспитатель показывает ребятам игрушечную собачку и кошку, для которых нужно построить домики. Но собачка хочет себе дом из кирпичиков, а кошечка — из кубиков. В строительном магазине (полка или ящик с кубиками, кирпичиками, шарами) ребята выбирают нужные материалы и сооружают постройки. Животные радуются и весело танцуют. Впоследствии такую игру можно усложнить — предложить малышам построить для собачки дом из красных кубиков, а для кошечки — из зелёных и т. д.
«Большие и маленькие мячи» (различение цвета и величины). Педагог даёт детям рассмотреть мячики разного цвета и размера (большие и маленькие), затем выносит большую и маленькую куклу и сообщает, что Катя (большая) хочет поиграть с большими мячиками, а Маша (маленькая) с маленькими. Дошкольники отбирают игрушки нужного размера. Но, оказывается, что Маша капризничает: хочет маленькие мячики только красного цвета, под цвет своего платья. Катя тоже сердится — хочет синие, как её бантики на косичках.
У малышей всегда пользуются популярностью сенсорные игры с прищепками, с помощью которых можно учиться группировать предметы по цвету. Любой воспитатель может сделать такие пособия самостоятельно своими руками. Например, детям можно предложить повесить сушиться постиранное бельё на верёвочки: цвет одежды (из картона) должен совпадать по цвету с прищепкой. Другой вариант — прикрепить ёжикам на спинку колючки или приделать лапки гусенице.
Фотогалерея: игры с прищепками в раннем дошкольном возрасте
Чтобы гусеница смогла ходить, нужно соорудить ей ножки из прищепок
С помощью обычных прищепок малыши учатся классифицировать предметы по цвету, закрепляют понятие «много»
Цвет одежды должен соответствовать цвету прищепке
«Кто стучит?» (сопоставление понятий «один-много»). Педагог объявляет детям, что к ним сейчас придёт в гости, например, медвежонок или зайчик (игрушки). Медвежонок всегда стучит в дверь один раз («тук»), а зайка — много раз («тук-тук-тук»): при этом действия демонстрируются. Обе игрушки убираются под стол, воспитатель стучит, а малыши должны догадаться, кто пришёл.
К малышам пришёл игровой персонаж — Мишка
«Найди пару» (объединение двух одинаковых предметов). Кукла Катя просит помочь найти её вещи: перед детьми вперемешку лежит кукольная обувь и носочки (можно добавить детские вещи). Воспитатель надевает на ножку Кате один носочек и сандалик, а дошкольники должны подобрать к ним пару. Как вариант — такую игру можно проводить с бумажными рукавичками.
Малыши учатся объединять в пару два одинаковых предмета
«Зайка гуляет по группе» (ориентировка в пространстве, закрепление предлогов с пространственным значением). В гости к ребятам приходит зайчик, который хочет прогуляться по игровой комнате. Он шепчет на ухо воспитателю, куда он хочет пойти или попасть. Малыши по очереди выполняют действия, например, посадить зайчика на кукольную кроватку, стульчик, поднести его к окошку, чтобы он посмотрел, заглянуть за шкаф и т.п.
Подвижные, физкульминутки, пальчиковая гимнастика
В первой младшей группе можно играть с малышами в простейшие подвижные игры, где нет особых правил, сложных для восприятия в данном возрасте. Подойдут, например, следующие варианты.
«Не задень». Дети ходят друг за другом, обходя предметы (шары и кубики). Задача — не задеть их и соблюдать интервал при ходьбе. После игры дети должны ответить на вопросы: какие фигуры они обходили, сколько их (одна, много). Впоследствии задание усложняется — используются плоские геометрические фигуры.
«День и ночь» (предпосылки для освоения временных понятий). По сигналу воспитателя «День» малыши ходят, бегают, прыгают, по сигналу «Ночь» нужно присесть и замереть («заснуть»). По окончании игры педагог спрашивает, когда люди спят, что дети делают днём.
«Найди свой домик». На полу разложены геометрические фигуры — домики (например, у девочек — это квадраты, а у мальчиков — круги). Дети выходят гулять на полянку: собирают воображаемые цветочки, перепрыгивают через ручейки и т. д. По сигналу «Дождь» нужно быстро спрятаться в домик — стать на свою геометрическую фигуру.
На развитие ориентации в пространстве относительно своего тела направлены некоторые физкультминутки, например, «Зайка».
Таблица: физкуль
Зайка, зайка, где твой хвост? | хлопки |
— Вот, вот, вот! | руки за спиной |
Зайка, зайка, где твой нос? | хлопки |
— Вот, вот, вот! | показать нос |
Зайка, зайка, лапы где? | хлопки |
— Вот, вот, вот! | показать руки |
Зайка, зайка, ушки где? | хлопки |
— Вот, вот, вот! | показать ушки |
Пальчиковая игра «Повстречались» поможет усвоить понятие «два» (или «пара»). К тому же такая деятельность тренирует мелкую моторику, что благотворно сказывается на развитии речи.
Таблица: пальчиковая игра «Повстречались»
Повстречались два котёнка: «Мяу — мяу». Два щенка: «Ав — ав». Два жеребёнка: «И-го-го» | На каждую фразу соединять одноимённые пальцы левой и правой рук по одному начиная с мизинца. |
Два телёнка, два быка: «Му-у». Смотри, какие рога! | показать «рога», одновременно выпрямив указательные пальцы и мизинцы. |
Пальчиковая игра «Ёжик» закрепляет понятие множества.
Таблица: пальчиковая игра «Ёжик»
Ёжик топал по дорожке И грибочки нёс в лукошке. Чтобы грибочки сосчитать, Нужно пальцы сосчитать. | Дети загибают по очереди пальцы сначала на левой руке, потом на правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки. |
Многие пальчиковые игры имеют математическое содержание
Занятия в первой младшей группе насыщены разнообразными игровыми приёмами и материалами на закрепление сенсорных эталонов: цвет, величина, форма. Большую часть занятия дети проводят в движении, свободно перемещаясь и выполняя задания по желанию. Не следует добиваться, чтобы задания выполнили все без исключения дети в подгруппе, лучше перенести отработку навыка или понятия в индивидуальную деятельность на прогулке или во вторую половину дня.
Дидактические игры по математике в старшей группе
Представляем образовательные игры, соответствующие старшей возрастной группе детсада.
Самолеты
Игра знакомит с составом числа 10. Фланелеграф выступает в роли аэродрома. К нему прикрепляются изображения самолетов. Один из воспитанников становится диспетчером: отправляет в полет по одному самолету — убирает с фланелеграфа. Остальные игроки считают, сколько самолетов улетело, сколько осталось на аэродроме.
Забавная геометрия
Для игры нужны счетные палочки. Дети складывают их так, чтобы вышли геометрические формы:
- 3 одинаковых квадрата из 10-ти палочек;
- 2 одинаковых квадрата из 7-ми;
- 2 одинаковых треугольника из 5-ти;
- 3 одинаковых треугольника из 7-ми;
- 4 одинаковых треугольника из 9-ти;
- один квадрат и 2 одинаковых треугольника из 5-ти;
- один квадрат и 4 треугольника из 9-ти;
- 2 квадрата и 4 одинаковых треугольника из 9-ти.
В последнем задании нужно из 7-ми палочек сделать квадраты, затем 2-мя оставшимися палочками разбить их на треугольники.
Что таким бывает?
Цель дидактической игры по математике — развитие представлений о базовых предметных величинах, формирование навыка определять сходство по размеру.
Педагог называет прилагательное, определяющее величину, бросает игрокам по очереди мяч, а те должны назвать объекты, соответствующие указанному определению. Например: «Высокий». Дети перечисляют: «Жираф, шкаф, дом, человек, гора». Аналогично для других определений: длинный, узкий, короткий, низкий, большой, маленький, широкий.
Месяцы
Для игры нужны карточки, изображающие числа от 1 до 12. Дети разбирают карточки не глядя. Затем становятся в ряд соответственно полученным числам. Педагог говорит, что теперь ребята стали 12-ю месяцами года. Далее задает вопросы такого типа: «Третий месяц, какое твое имя? Апрель, какой ты по счету?».
На втором этапе игры педагог раскладывает на столе картинки, изображающие сезонные пейзажи и явления, соответствующие месяцам. Игроки разглядывают картинки, находят изображение, которое соответствует его месяцу.
Подсчитай на ощупь
Для игры нужны картонные полоски с пришитыми к ним бусинами в количестве от 2 до 10. Игроки становятся в ряд, заводят руки за спину, получают от педагога полоски. Руки остаются за спиной, смотреть на полоски нельзя. Игровая задача — подсчитать количество бусин.
Воспитатель называет произвольную цифру, например, 3. Ребенок, насчитавший у себя такое же количество бусин, поднимает руку, показывает всем полоску. Затем педагог меняет полоски у игроков, игра продолжается.
Когда это происходит?
Игра закрепляет представление о временных отрезках суток, о том, чем положено заниматься в разные часы. Для занятия нужно подготовить крупное изображение часов со сдвигаемой стрелкой, а также картинки, на которых показано, чем занимаются люди в разное время суток. Педагог передвигает стрелку на определенное время, а дети выбирают соответствующую картинку. Например, когда стрелка перемещена на час, дети выбирают изображение обедающей семьи.
Сравни ленты
Игра тренирует навык сравнения по внешним параметрам. Для занятия нужны 7 лент, в разной степени широких и длинных.
Разложив ленты, воспитатель спрашивает у детей:
- сколько здесь лент;
- одинаковые они или разные;
- какая лента самая длинная, короткая, узкая, широкая;
- разложите ленты, начиная от самой короткой, закончив самой длинной;
- где в получившемся ряду находится самая широкая лента, а где самая узкая;
- разложите ленты от самой узкой к самой широкой;
- где в получившемся ряду находится самая длинная лента, а где самая короткая.
Подсчитай звуки оркестра
Для игры нужны знакомые дошкольникам музыкальные инструменты, по которым можно стучать: барабан, бубен, треугольник, игрушечный синтезатор. Сначала педагог демонстрирует воспитанникам, как звучат инструменты, затем прячет их за ширмой. Там воспитатель снова ударяет по определенному инструменту 2–5 раз, а дети должны сказать, что это звучало, сколько ударов они услышали. Игру можно усложнить, за раз ударять по 2–4 инструментам.
Угостимся фруктами
Игра учит делению на разноразмерные части, расширяет тематический словарь. Педагог приносит фрукты, например, персики. Сетует, что на всех угощения не хватит. Спрашивает, что предпринять, чтобы каждый получил по кусочку персика. Дети советуют: «Поделить». Далее объясняют, как делят фрукты: «Пополам». Педагог разрезает персики. Но угощения все равно не хватает на всех. Тогда дети советуют: «Нужно разделить каждую половину на две части. Получатся четвертинки». Вот теперь всем хватает угощения.
Таблица: примеры конспектов НОД по математике для детей 2–3 лет
Автор и тема занятия | Ход занятия |
Евдокимова И.С. «Неожиданный гость» | Педагог рассказывает малышам историю про мышонка Пика, который любил петь и не любил учиться. Поэтому он ничего не знал. Раздаётся стук в дверь — появляется мышонок Пик: воспитатель подносит игрушку к каждому ребёнку, называет его имя. Малыш должен в ответ назвать своё. Мышонок хочет построить себе дом из жёлтых кирпичиков, но не может отобрать их из строительного материала (Пик берёт кирпичик другого цвета). Педагог предлагает помочь герою — каждый ребёнок берёт по жёлтому кирпичику. Воспитатель при этом спрашивает название детали, её цвет и количество (одна). Педагог хвалит детей. Мышонок принёс детям игру — коробку с бусинами. Малыши называют их цвет и форму (синие и круглые). Каждому ребёнку предлагается взять по одной бусинке и покатать её пальцами. Воспитатель благодарит Пика за интересную игру и просит малышей научить его танцевать. Звучит музыка и дети танцуют. |
Цитируется по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-v-jaselnoi-grupe-obrazovatelnaja-situacija-neozhidanyi-gost.html | |
«Высокий — низкий» | Воспитатель предлагает малышам погладить игрушечного зайчика, который находится на верхней полке шкафа. Дети пытаются дотянуться до него, но безуспешно. Педагог спрашивает ребят, почему они не могут этого сделать, добиваясь ответа «высоко». Затем предлагается погладить белочку, которая расположена чуть ниже. Ребятам удаётся это сделать. А медвежонок сидит на нижней полке — и дошкольникам очень удобно гладить его по мохнатой спинке. Воспитатель добивается от детей утверждения, что игрушка расположена низко. Оказывается, медвежонок принёс детям столбики, чтобы обозначить, какая из игрушек расположена низко, а какая высоко. Малыши вместе с педагогом расставляют столбики по высоте. Затем то же самое повторяется с пирамидками разной высоты. Зайчик приносит малышам волшебный альбом с изображением таких же зайчиков. Дети рассматривают его и по просьбе воспитателя находят зверей с длинными и короткими штанишками. Белочка предлагает ребятам поиграть — запустить бумажные самолётики и посмотреть, высоко или низко они будут лететь. |
Шарудилова О. Ю. «Один — много» | Педагог предлагает ребятам отправиться на импровизированном поезде в путешествие. Дети, держась друг за друга, делают круг по ковру и попадают в сад цветов. На ковре разложены красные жёлтые и синие цветочки. Оказывается, они любят танцевать. Проводится игра: под музыку малыши танцуют вместе с цветами, а когда она заканчивается, опускают их на «землю». По ходу игры педагог спрашивает у детей цвет их цветочков. В сад прилетели бабочки также с красными, синими и жёлтыми крыльями. Дети берут и помогают каждой сесть на цветок такого же цвета. Воспитатель обращает внимание ребят на то, что бабочки не одинаковы — есть большие и маленькие. Затем педагог говорит, что подул ветер и просит малышей спрятать бабочек в коробку. Обращается внимание на их количество (каждый ребёнок принёс одну бабочку, а вместе их много). Затем малышам предлагается принести сначала красные цветы, затем синие и в конце жёлтые. Дети снова образуют поезд и едут обратно в детский сад, чтобы всем рассказать, что они увидели на лесной полянке. |
Цитируется по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-v-pervoi-mladshei-grupe-odin-mnogo.html |
Старшая группа
Дошкольники 5-6-летнего возраста в процессе игры учатся сортировке предметов по физическим параметрам, определению величины и дистанции с использованием только зрения. Дидактические игры совершенствуют зрительное восприятие, способствуют расширению индивидуального словаря, развивают внимательность и мыслительную способность.
Эстафета «Яблочки и цветочки»
Для игры подготовьте комплекты двух изображений: яблок и цветочков. В каждый комплект должны входить несколько картинок разной величины: крупные, средние, мелкие. Разделите игроков на две команды: первую назовите «Пчела», ее участники будут собирать цветочки, вторую – «Гусеница», ее игроки будут добывать яблочки. На стол кучей выложите картинки. На другом конце помещения разместите два столика, на них участники будут класть картинки в ряд по возрастанию величины.
Игроки выстраиваются в два ряда. По сигналу по очереди подбегают к столу, хватают цветок или яблочко в зависимости от названия команды, бегут к своему столику, кладут картинку на него. Крупные картинки должны лежать с левой стороны, средние – в центре, мелкие – справа. Игра завершается, когда все картинки будут распределены. Побеждает команда, сумевшая первой и безошибочно распределить изображения.
Мед для медведей
Для игры подготовьте 3 коробки, в каждую поместите изображение горшочка с медом разной величины. Раздайте игрокам по 3 горшочка соответствующих размеров.
Попросите детей вспомнить сказку «Три медведя», спросите, чем любят лакомиться эти звери. Предложите воспитанникам оправить медвежьему семейству 3 посылки с медом: для папы, мамы и медвежонка. Дети внимательно рассматривают картинки горшочков в коробках и у себя, выявляют соответствие. Затем распределяют горшочки по коробкам.
Посадим цветочки
Игра соревновательная. Разложите на столе изображения крупных и мелких цветов вперемешку. На полу сделайте два подобия грядок.
Расскажите игрокам, что цветочки нужно срочно пересадить на грядки, чтобы они не зачахли. Дети рассматривают изображения, отмечают разницу в величине. Играют двое: один пересаживает мелкие цветки, второй – крупные. Дети быстро переносят картинки со стола на импровизированные грядки. Побеждает игрок, быстрее и безошибочно перенесший цветочки.
Считаем шаги
Объясните воспитанникам, что расстояние можно высчитывать шагами. Попросите одного ребенка неторопливо, не меняя ширину шага, пройти с одного угла помещения в противоположный. Остальные считают шаги, записывают на доске. Дальше то же самое делает другой дошкольник. Важно выбрать ребенка, который выше ростом предыдущего. В итоге должно получиться меньшее количество шагов. Объясните детям, чем выше человек, тем длиннее у него ноги, тем меньше шагов ему требуется для преодоления дистанции.
Картотека игр по ФЭМП, используемых во второй младшей группе
Игры с математическим содержанием, предлагаемые во второй младшей группе, становятся более сложными. Они выполняют конкретную задачу или объединяют в себе несколько задач.
- Составление групп предметов, получение равенства, отбор предметов по какому-то признаку (закрепляют понятие количества, величины).
- Различение геометрических фигур.
- На ориентировку в пространстве (как вариант — на плоскости).
- Закрепляющие временные понятия (части суток).
Дети четвёртого года жизни уже без подсказки воспитателя решают, чем им заняться в свободное время. Поэтому уголок математики в группе становится более насыщенным различными пособиями, в частности, появляется больше настольно-печатных игр.
Во второй младшей группе уже уместны настольно-печатные игры
Усложняются правила подвижных игр, а в пальчиковую гимнастику вводится цифры, которые дети непроизвольно запоминают.
Обучающие
Картотека дидактических игр по математике во второй младшей группе весьма объёмна. В младшем дошкольном возрасте популярны игры, суть которых — в сопоставлении формы предметов и объектов с геометрическими фигурами. Это, например, «Геометрическое лото», «Найди предмет такой же формы».
Также малыши любят составлять из геометрических фигур красивые орнаменты, украшать ими предметы. Такова игра «Составь узор на варежке»: дошкольникам предлагаются варежки с разнообразным рисунком из геометрических фигур. Задача детей — украсить вторую таким же образом, чтобы получилась пара.
Воспитанники второй младшей группы должны выложить на второй варежке такой же орнамент из фигур, как на первой
«Собери бусы для куклы». Ребёнку предлагается нить и объёмные геометрические фигуры с отверстием внутри. Чередуя фигуры в заданной последовательности, малыш собирает красивое украшение для куклы.
Увлекательное игровое пособие поможет детям запомнить фигуры, основные цвета и очень полезно для развития мелкой моторики
Данная игра имеет вариации:
- выложить бусы из одинаковых фигур разного цвета;
- из разных фигур одного цвета;
- из двух разных фигур разных цветов;
Более простой вариант игры — бусы, которые выкладываются из плоских фигур на листе бумаги с нарисованной нитью.
Воспитанники 3–4 лет с удовольствием играют в «Чудесный мешочек»: педагог называет какую-либо геометрическую фигуру, а дети (по очереди) на ощупь находят такую же в мешочке. Кстати, использовать для такой деятельности можно блоки Дьенеша.
«Зоопарк» закрепляет понятия «один» и «много». Педагог сообщает ребятам, что в зоопарк привезли много новых животных (демонстрирует фигурки), и подводит ребят к мысли, что звери не могут находиться все вместе. Их нужно распределить по разным клеткам (бумажные коробки). Каждый ребёнок берёт одно животное и перевозит его на машинке в клетку. Вся эта деятельность сопровождается вопросами воспитателям: сколько животных, сколько машин, сколько клеток.
«Почини машину» учит классифицировать предметы, исходя из их цвета и размера. Воспитатель предлагает малышам превратиться в автомехаников и поменять колёса на автомобилях. Но нужно быть внимательными: у машины большего размера и колёса должны быть большими и наоборот.
К каждому автомобилю нужно подобрать колёса соответствующего цвета и размера
Подвижные
Во второй младшей группе проводятся различные подвижные игры, организованные по принципу «Найди свой домик». Однако каждый раз, чтобы вызвать интерес дошкольников, педагог предлагает новый сюжет: «Кот и мыши», «Птички и кот», «Воробушки и автомобиль» и др. Цель игры — занять свою норку, гнёздышко, гараж (их число соответствует числу детей).
«Куда спряталась мышка» развивает ориентировку в пространстве. Педагог показывает игрушечную мышку, которая очень хочет поиграть с ребятами. Малыши закрывают глаза, а мышка оказывается под столом, на шкафу и т. д. Задача дошкольников — найти её, обязательно комментируя местоположение игрушки словами: наверху, внизу, возле и пр.
«Зеркало» (также направлена на развитие ориентировки в пространстве). Воспитатель сообщает ребятам, что они превращаются в зеркало, и должны повторять все его движения. Сначала движения предлагаются простые — поднять руку или ногу, коснуться уха и пр., а затем они усложняются: одновременно поднять руку и ногу, подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши.
«Великаны и карлики» закрепляет понятие величины. Малыши ходят по комнате обычным шагом. По сигналу педагога «Карлики!» их шаги становятся короткими, «Великаны!» — очень длинными.
Подобную игру можно дополнить речевым развитием. Дети сидят в кругу, воспитатель катит по очереди мяч, начинает фразу, а ребёнок должен её закончить:
- сапоги длинные, а ботинки… (короткие)
- у футболки рукава короткие, а у рубашки… (длинные).
- гольфы длинные, а носки… (короткие).
- шорты короткие, а брюки… (длинные).
- платье длинное, а юбка… (короткая).
- пальто длинное, а куртка… (короткая).
Физкульминутки и пальчиковые игры
Спокойные дидактические игры хорошо чередовать на занятии с физкультминутками и пальчиковой гимнастикой, которые также отражают математические понятия. Во время физкультминутки дети могут закрепить навыки ориентировки в пространстве.
Таблица : физкуль
Как-то серенький козел в огород поесть зашёл. | Указательные пальцы выпрямлены, пальцы приставлены ко лбу. Идём вперёд. |
Посмотрел по сторонам — есть еда и здесь и там. | Поворачиваемся то в одну, то в другую стороны. |
Под копытами — трава, | Опускаем подбородок |
А над головой — листва. | Поднимаем подбородок вверх. |
Наклонись — капусту кушай, | Наклоняемся вниз. |
А вверху — большие груши | Встаем на носочки, тянемся вверх. |
Сзади огурцы растут, | Поворачиваемся назад. |
Впереди кусты растут. | Поворачиваемся назад. |
Слева- молодой лучок, справа — молодой кабачок | Полуобороты влево, вправо. |
Здесь — сто ягодок, там — двести | Наклоны вправо, влево. |
Козлик крутится на месте. | Крутимся. |
И, пока он выбирал, Пес его в сарай прогнал. | Наклонив голову, убегаем от пса. |
Таблица: пальчиковая игра «Игрушки» (закрепление навыков счёта)
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: | Попеременно хлопают в ладошки. |
Два медведя, Буратино И весёлый Чиполлино, И котёнок и слонёнок. | Загибают поочерёдно все пальчики. |
Один, два, три, четыре, пять. | Разгибают поочерёдно пальчики. |
Помогаем нашей Кате Мы игрушки собирать. | Попеременно хлопают в ладошки и стучат кулачками. |
Таблица: пальчиковая игра «Червячки»
Один, два, три, четыре, пять, Червячки пошли гулять. | Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони). |
Вдруг ворона подбегает, | Складываем пальцы щепоткой. |
Головой она кивает, | Качаем ими вверх и вниз. |
Каркает: «Вот и обед!» | Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные вверх. |
Глядь — а червячков уж нет! | Сжимаем кулачки, прижимая их к груди. |
Таблица: пальчиковая игра «Посуда»
Раз, два, три, четыре, | Чередовать хлопки в ладоши и удары кулачками друг о друга. |
Мы посуду перемыли: | Одна ладонь скользит по другой по кругу. |
Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. Мы посуду перемыли, | Загибать пальчики, начиная с большого. |
Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали | Разгибать пальчики по одному, начиная с большого. |
Так мы маме помогали! | Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши. |
Занятия с малышами 3–4 лет имеют большую длительность, чем в ясельной, и некоторое время дети уже могут провести за столами, выполняя задание педагога.
Дидактические игры по математике в средней группе
Представляем игры для детсадовцев средней группы, охватывающие широкий спектр математических знаний: арифметических, геометрических, логических.
Назови пропущенное число
Для игры нужно подготовить 10 карточек. На каждой изображен кружок с определенной цифрой от 1 до 10. Все изображения разного цвета.
Педагог раскладывает карточки в правильной последовательности цифр. Дети внимательно рассматривают изображения, убеждаются, что ни одна цифра не пропущена. Затем закрывают глаза, а воспитатель прячет одно изображение. Открыв глаза, дети пытаются вспомнить, кружок какого цвета исчез, какая цифра на нем была изображена.
Подсчитай по звуку
Для игры нужны карточки, изображающие объекты в количестве от 1 до 9. Педагог стучит в бубен определенное количество раз, дети внимательно слушают, подсчитывают количество ударов. Затем выбирают карточку, изображающую соответствующее число объектов.
Математические загадки
Игра развивает навык счета. Воспитатель выкладывает несколько изображений объектов, выполненных в определенном количестве. Детям раздает нарисованные цифры. Далее зачитывает загадку про один из изображенных объектов, игроки ее отгадывают. Например: «Я с кулачок, красный бочок, прикоснешься — гладкое, откусишь — сладкое». Ответ: «Яблоко». Дети указывают на картинку, подсчитывают, сколько на ней яблок, поднимают соответствующую цифру.
Геометрические рисунки
Для игры необходимо подготовить изображения 3-х объектов, выполненных из разных геометрических фигур: домик, елка с новогодними шариками, снеговик.
Дети внимательно рассматривают изображения, а педагог задает вопросы:
- из каких фигур сделаны рисунки;
- есть ли здесь треугольники, подсчитайте их;
- есть ли квадраты, сколько их;
- есть ли круги, подсчитайте их;
- если ли еще фигуры, какие и в каком количестве;
- сколько всего фигур на рисунке;
- фигуры одинаковые или различаются по размеру;
- каких фигур больше.
Починим машину
Для игры требуется изображение автомобиля, составленное из геометрических форм. Один из игроков становится ведущим, остальные дети закрывают глаза. Ведущий прячет одну из фигур, составляющих машину. Игроки, открыв глаза, должны сказать, что исчезло. Игрок, первым правильно назвавший исчезнувшую часть, становится следующим ведущим. Игру можно усложнить: убирать не одну, а две фигуры.
Найди ошибку
Педагог раскладывает геометрические фигуры в ряд по определенным признакам. Один из объектов не соответствует объединяющему признаку. Например, все квадраты зеленые, а один синий. Или, в ряду среди треугольников находится круг. Игрок должен выявить ошибку.
Волшебный мешок
В непрозрачном полотняном мешке находятся геометрические фигуры. Игрок, погрузив руку внутрь, нащупывает предмет, называет, что это такое. Игру можно усложнить: педагог задает определенную фигуру, а ребенок пытается ее нащупать, отыскать среди остальных.
Смежные цифры
Игроки становятся в ряд. Ведущий бросает мяч каждому ребенку, называет цифру, например 5. Задача игрока, принявшего мяч, — назвать соседние цифры. В данном примере это 4 и 6.
Калейдоскоп квадратов
Игра закрепляет представление о соотношении частей и целого, развивает цветовое восприятие. Для занятия нужны 36 бумажных квадратов 8×8 см. Фигуры должны быть разного цвета, причем оттенки должны четко различаться. Квадраты нужно произвольно разрезать. На задней стороне каждого кусочка изобразить номер.
Игроки выполняют следующие задания:
- складывают из частей квадраты;
- распределяют части фигур по цветам;
- раскладывают кусочки в соответствии с номерами;
- пытаются составить квадраты из несоответствующих по цвету кусочков.
Опиши узор
Каждый игрок получает изображение, состоящее из разных геометрических фигур. Ребенок должен внимательно осмотреть свой узор, развернуто описать его. Например: «В верхнем правом углу находится овал, в верхнем левом — круг, в нижнем правом — треугольник, в нижнем левом — круг, а в середине — прямоугольник».
Матрешки
Игра формирует навык порядкового счета. Для нее нужно взять 5 платочков разного цвета, надеть на головы детей, ставших в ряд. Остальные игроки участвуют по очереди. Игрок подходит к матрешкам, те называют себя: «первая», «вторая» … «пятая». Игрок запоминает, под каким номером находятся матрешки с определенным цветом платка, затем отворачивается. Два человека в ряду меняются местами. Игрок, повернувшись обратно, должен сказать, что изменилось. Например: «Матрешка с зеленым платком была второй, стала четвертой. А матрешка с желтым платком была четвертой, стала второй».
Таблица: примеры конспектов игрового занятия по математике для детей 3–4 лет
Автор и тема НОД | Содержание занятия |
Ажбулатова М.А. «Треугольник» | Дошкольники сидят на ковре, а педагог рассказывает им сказку про круг и квадрат, которые однажды вышли погулять. Одновременно детям демонстрируются бумажные фигуры с ручками, ножками, глазками и пр. (у квадрата они квадратные, у круга — круглые), они выделяют их отличительные признаки. Затем фигуры встретили Треугольника, удивились, что он не похож на них (дошкольники обследуют треугольник, выделяя его отличительные признаки). Затем ребята находят черты сходств у фигур. Воспитатель предлагает малышам построить два домика из квадратов и треугольников на магнитной доске. На крыше домиков есть цифры 1 и 2: они обозначают количество жильцов (их роль выполняют кружочки). Вызываются двое детей: они заселяют домики жильцами. Аналогичная работа предлагается на местах (у каждого ребёнка комплект фигур). Проводится физкуль (дети выполняют движения по тексту.
В конце занятия воспитатель предлагает детям рассказать гостям сказку: педагог начинает фразу, а дошкольники её заканчивают, опираяся на картинку:
Подводится итог занятия, дети делятся впечатлениями. |
Белова Т. «В поисках Машеньки» (игровое занятие с использованием блоков Дьенеша) | Воспитатель интересуется у ребят, любят ли они мультфильм «Маша и Медведь». Оказывается, Миша прислал сообщение с просьбой о помощи — волки украли Машу, и он не знает, как её найти. Дети, конечно же, хотят помочь героям. Педагог предлагает отправиться в лес на поезде из стульчиков. На каждом из них приклеена геометрическая фигура, а билетами являются блоки Дьенеша. Чтобы занять место, нужно найти стул с такой же фигурой. Паровоз отправляется в путь. Внимание детей обращается на теремок с плачущим зайчиком. Перед теремком — три обруча с замками (каждый замок — три фигуры, отличающиеся каким-либо признаком, например, два красных треугольника и круг). Это злая лиса закрыла заячий ломик на замок и убежала. Чтобы открыть замки, нужно в каждой группе отыскать лишнюю фигуру. Дети успешно справляются с заданием, а зайчик в благодарность сообщает, что волки унесли Машу за реку. Нужно построить мост. Для этого можно использовать блоки Дьенеша только синего цвета. Ребята строят мост и попадают к волкам. Оказывается, они хотят, чтобы Маша испекла им торт. Но она не знает, как его украсить. Дошкольникам предлагаются схемы узоров из блоков Дьенеша. Малыши называют составляющие узоры фигуры и приступают к выполнению индивидуального задания. Волки отпускают Машу. Звучит песня из мультфильма, и дети вместе с героиней возвращаются в детский сад на поезде. Цитируется по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-matematike-vo-vtoroi-mladshei-grupe-igrovoe-zanjatie-s-blokami-denesha-v-poiskah-mashenki.html |
Обучение математическим понятиям в первой и второй младшей группе неразрывно связано с игровым компонентом. Ведь игры — это весёлая и увлекательная альтернатива однотипным заданиям с похожим наглядным материалом. Первые успехи воодушевляют малышей, пробуждая интерес к математике. А этот предмет, в свою очередь, способствует воспитанию детей думающими людьми, умеющими делать выводы, правильно оценивать ситуацию и самостоятельно принимать решения.
Подготовительная
В подготовительной группе детсадовцы 6-7 лет готовятся к школе, игры становятся сложнее, имеют более образовательную направленность. Дети учатся не просто различать предметы по величине, но вести их подсчет, раскладывать по возрастанию и убыванию, чередовать, при этом развернуто объясняя свое решение. Игры развивают внимательность, память, интеллект, воспитывают наблюдательность, усидчивость, настойчивость.
Найди различия
Подготовьте для игры две схожих сюжетных картинки. В целом они должны быть одинаковыми, но несколько изображенных на них объектов должны различаться каким-либо физическим параметром: высотой, толщиной, длиной. Задача дошкольников – найти различия.
Делаем бусы
Для игры вырежьте из плотной бумаги круги разной величины и окраски, подготовьте длинную веревочку.
Предложите детям сделать бусы, какие они хотели бы увидеть на шее мамы. Воспитанники должны оригинально распределить круги на веревке. Важно подсказать идею чередования: красивее выглядят бусы, на которых круги размещены не хаотично, а в определенном порядке. В завершение игры дети выбирают победителя, у которого получилось самое красивое украшение.
Что таким бывает?
Ведущий называет определение, игроки по очереди вспоминают объекты, которые к нему относятся. За правильный ответ игрок получает балл. Победителем становится собравший наибольшее число баллов. Например:
- длинным бывает… платье, река, змея, веревка;
- глубоким бывает… море, колодец, яма, пещера;
- высоким бывает… дом, гора, человек, жираф.
Аналогично для других определений: толстый, широкий, узкий, короткий.