Цвет и форма. Игры с детьми 2-3 лет
Найди такую же фигуру.
Цель: Формировать представление о форме предметов. Учить находить одинаковые предметы по цвету и форме. Обогащать словарь названиями различных форм: круг, квадрат, треугольник. Закреплять знания об основных цветах.
Для игры понадобятся карточки на каждого ребенка с изображением геометрических фигур. На карточке изображены два круга, треугольник и квадрат — всего четыре фигуры разных цветов. На всех карточек цвета фигур разные.
У воспитателя геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники разных цветов.
В начале игры к детям обращается медвежонок. Он рассказывает, что ему подарили цветную мозаику, он поиграл ей, а теперь не может правильно сложить. Давайте поможем медвежонку.
Воспитатель берет по одной фигуре и показывает детям, при этом называя фигуру по цвету и форме: «Вот желтый треугольник, у кого такая же мозаика?»
Дети смотрят на свои карточки, ищут, есть ли у них точно такая же фигура. Если ребенок нашел у себя такую же фигуру, он берет мозаику у воспитателя и закрывает ей свою фигуру. Если никто не заберет показанную фигуру, то ее откладывают в сторону.
Победителем оказывается тот, кто быстрее всех закроет фигуры на своей карточке.
В конце игры медвежонок благодарит ребят за помощь.
В следующий раз добавляют новые геометрические фигуры: прямоугольник, овал.
Наведем порядок.
Цель: Познакомить детей с кругом. Дать понятие, что круг — это общая форма некоторых предметов.
Для игры понадобятся: Фигурки или игрушки зайцев, колесо, пуговицы, кукольные тарелки.
Жил-был заяц Касьян. Вот пошел он в лес, и видит колесо лежит. Захотелось ему колесо домой забрать, да не знает можно ли, вдруг оно чье-то. Летит мимо сорока, видит заяц в раздумье. А сорока эта все обо всем знала. И говорит она зайцу: «Забирай колесо, оно ничье».
Хотел заяц колесо поднять, да не смог, очень уж оно тяжелое. Как же зайцу быть, как колесо домой отнести? (ответы детей)
Если дети не догадаются сами, воспитатель показывает, как надо докатить колесо.
Вот прикатил заяц Касьян колесо домой, а дома его встречают зайчиха с зайчатами. Увидели зайчата колесо и говорят: «Где ты такую большую пуговицу взял?»
«Какая же это пуговица, это же тарелка»- говорит зайчиха.
«Это не пуговица и не тарелка, это колесо»- говорит заяц Касьян. Но зайчиха и зайчата не соглашаются с зайцем. Зайчата кричат: «Пуговица». Зайчиха кричит: «Тарелка».
Вот так и спорили зайцы, потому что не знают, что общего у колеса, тарелки и пуговицы.
А как вы думаете, что общего у этих предметов. Дети рассматривают колесо, пуговицы, кукольные тарелки (ответы детей).
Выслушав ответы детей, воспитатель делает вывод: «У всех этих предметов одинаковая форма, они круглые. Все круглые предметы катятся».
Давайте покажем зайцам, что форма этих предметов одинаковая. Дети обводят предметы пальчиком, рисуют круг пальчиком в воздухе.
Найди круглый предмет
.
Цель: Учить находить предметы круглой формы среди других предметов. Развивать мыслительные операции: анализ и сравнение. Обогащать словарь детей.
Для игры понадобятся таблицы с четырьмя клеточками. В первой клетке нарисован круг, остальные клетки пустые. Предметные картинки, среди которых должны быть предметы круглой формы.
Однажды зайчата остались одни дома и так расшалились, что разбросали из шкафа все вещи. Но скоро вернутся заяц с зайчихой. Заволновались зайчата, придут сейчас родители и будут ругаться. Надо вещи по шкафам разложить. Давайте поможем зайчатам. Надо в пустые клеточки – ящики положить предметы круглой формы.
Воспитатель просит малышей обвести нарисованный круг в первой клеточке пальчиком.
«Какие предметы нам надо найти?» (круглые). Воспитатель объясняет, что нужно взять картинку и обвести предмет пальчиком, чтобы определить круглый ли он.
Когда дети справятся с заданием, воспитатель предлагает рассказать зайчатам, какие предметы дети положили в пустые клеточки: Круглые часы, круглый стол, круглый шарик, круглая тарелка.
Математика для детей 2-3 лет
Дидактические игры для детей 2-3 лет. Цвет
Дидактические игры для детей 2-3 лет. Цвет и форма.
2014-10-26 15:37 admin
Старшая группа
Рекомендуем эти игры на тему геометрии для дошкольников старшей возрастной группы, то есть 5-6 лет.
Мозаика
Для игры подготовьте карточки, изображающие объекты, выполненные из геометрических фигур. Предложите воспитаннику внимательно посмотреть на изображение, сказать, какие он видит формы, большие ли они, много ли их. Далее разложите перед ребенком соответствующие фигуры, попросите выполнить из них изображение, аналогичное тому, что на карточке.
Когда дошкольник начнет ловко выполнять задание, можно предложить усложнение: пусть сделает изображение, не глядя на карточку. Также можно предложить воспитаннику пофантазировать: сделать из тех же фигур другое изображение.
Пицца
Для игры сделайте большой круг – это будет основа пиццы. Разделите его на части по числу участвующих детей. Также вырежьте много всяких небольших фигур – это будет начинка для пиццы.
Один ребенок создает на одном из кусков пиццы геометрический узор. Остальные игроки должны аналогично составить узор на своих частях. Когда дети справятся, спросите у них, что за фигуры они использовали, в каком количестве.
Если играет один ребенок, то называйте ему геометрические объекты, которые он должен выкладывать как «начинку».
Модные очки
Для игры подготовьте изображения очков с линзами разной геометрической формы. Вместо стекол должны быть отверстия. Отдельно вырежьте соответствующие отверстиям геометрические фигуры. Задача ребенка – найти для каждых очков подходящие стекла.
Когда первое задание будет выполнено, попросите воспитанника найти в помещении и за окном объекты, по форме максимально приближенные к стеклам очков.
Если играют двое детей, предложите им выбрать очки с неодинаковыми линзами. Каждый игрок пытается найти вокруг предмет, состоящий сразу из двух геометрических форм: как у своих очков и очков товарища.
Крылья божьей коровки
Для игры сделайте изображения божьих коровок. У них должно быть одно крыло, второе вырежьте отдельно. На крылышках насекомых должны быть изображены вместо черных точек разные геометрические фигуры, у каждой божьей коровки свои.
Разложите перед игроками заготовки, расскажите, что жучки заигрались, потеряли свои красивые крылья. Нужно помочь им их найти. Дети находят для каждого насекомого подходящее крылышко. Дальше подсчитывают, сколько у жучков фигурных точек на каждом крыле и на обоих.
Найди лишнюю фигуру
Для игры подготовьте карточки, каждая из которых изображает 4 геометрические формы. Игровая задача – найти объект, не соответствующий трем остальным по большинству признаков, прокомментировать выбор. Например, изображены маленький красный круг, большой красный круг, маленький зеленый круг, большой желтый квадрат. Понятно, что лишняя – последняя фигура, так как она не соответствует остальным по двум признакам из трех: форме и цвету.
Геометрическое соревнование
Сделайте из ватмана игровое поле: изобразите на нем разные фигуры. Играют два ребенка: по очереди бросают игральную кость. За попадание на треугольник дается 1 балл, за квадрат – 2 балла, за круг – 3 балла, за прямоугольник – 4 балла. Перед игрой следует договориться, сколько будет ходов. Побеждает игрок, набравший наибольшее число баллов.
Собери фигуры
Для настольной игры подготовьте изображения выстроенных в ряд фигур. Причем располагаться объекты должны не хаотично, а в определенном порядке по принципу чередования. Задача игрока, получившего изображение, продолжить ряд, правильно подобрать следующие по очереди фигуры. Завершив задание, игрок называет геометрические объекты, которые использовал.
Игру можно организовать как соревновательную. Дети играют попарно, победитель тот, кто раньше завершит свой ряд. Дальше возможно усложнение задания: убрать из ряда, выложенного одним игроком, 2-3 объекта, а второй воспитанник должен вставить на опустевшие участки правильные фигуры.
Подбери фигуру
Подготовьте для игры крупные и маленькие изображения ромашек, у которых в центре геометрические фигуры. Положите на стол крупные цветы. Пусть дети перечислят, какие видят фигуры. Попросите воспитанников подобрать к каждой крупной ромашке маленькую с аналогичной сердцевиной.
Фигурное домино
Для игры сделайте 28 картинок. На половине каждой из них должна быть изображена определенная геометрическая фигура. На дублированных карточках должны быть нарисованы одинаковые объекты. А у седьмой дублированной картинки должны быть обе пустые половины.
Положите карточки на стол тыльными сторонами вверх. Игровые правила соответствуют обычному домино, игра стартует с пустой дублированной карточки. Ход – выкладывание карточки к краю цепочки так, чтобы одинаковые изображения состыковывались. Если у игрока нет соответствующей картинки, то он берет нужную из общей кучи. Побеждает игрок, первым освободившийся от своих карточек.
Матрешки
Для игры подготовьте изображения матрешек с геометрическими контурами, формирующими узор на сарафане. Отдельно вырежьте фигуры, соответствующие элементам узора.
Рассмотрите с детьми каждый геометрический объект, пусть дети обведут его пальчиком, скажут, как он называется. Дальше предложите воспитанникам вернуть сарафанам матрешек нарядный вид. Дети выбирают из кучи фигуры, накладывают их на контуры узоров сарафана.
Разноцветные шарики
Дидактическая игра «Подбери шарики по цвету» закрепляет представления об основных тонах палитры, развивает умение соотносить предметы по оттенкам. Упражнение способствует речевому развитию и внимательности.
Для игры необходима картинка, изображающая мальчика или девочку с разноцветными веревочками в руке. Из картона нужно вырезать воздушные шарики соответствующих колеров.
Воспитатель, указав на картинку, поясняет, что воздушные шары оторвались, улетели. Задача дошкольников – найти улетевшие шарики, правильно прикрепить их к веревкам.
Гусеница
Дидактическая игра закрепляет представление о главных колерах – красном, желтом, зеленом, синем.
Занятие способствует:
- стремлению к познанию;
- развитию речевых навыков;
- формированию аналитической способности и логики;
- развитию внимательности, усидчивости, самостоятельности;
- обретению умения работать с шаблонами.
Для занятия требуются четыре иллюстрации, изображающие гусениц в виде пустых кружков с окрашенными головами, а также кружки четырех цветов соответствующего диаметра.
Дети должны составить гусениц из кружков, ориентируясь по цвету голов.
Для детей постарше можно усложнить задание: вырезать круги светлых-темных или теплых-холодных тонов, попросить разложить от начала к концу гусеницы.
Поставь цветочки в вазу
Этот вариант игры «Подбери по цвету» закрепляет представление о трех основных тонах – синем, красном, желтом.
Задачи занятия:
- формирование познавательной и аналитической способности;
- улучшение моторики пальцев;
- воспитание усидчивости, старательности, способности продуктивно работать в коллективе;
- развитие речи, расширение словарного запаса включением слов, касающихся тонов палитры;
- улучшение способности зрительно воспринимать предметы.
Для дидактической игры необходимо вырезать из картона три вазы и много цветочков трех соответствующих цветов. Воспитатель кладет на стол вазы, цветочки соединяет в кучки по колеру. Дает детям задание подобрать для каждой вазы правильную группу цветочков.
Можно усложнить задание для развития логики и внимательности, смешать цветочки в одну кучу. Воспитанники должны правильно распределить цветочки по вазам.
Сборник дидактических игр
«Автомобили»
На столе лежат длинные и короткие полоски одной ширин
Воспитатель предлагает детям взять по одной полоске. Это «номера» машин. А ворота — гаражи. Пусть ребята представят себе, что все они «машины», у каждой свой «номер». «Машины» будут ездить по городу. Но как только ведущий скажет: «Машины, в гараж!» — каждый должен найти свой гараж и въехать в н его. Для этого необходимо приложить «номер» своей машины к «номеру» на воротах. Если «номера» будут одинаковые по длине, можно въезжать.
В процессе игры «Автомобили» покажите ребятам иллюстрацию. Задайте им вопросы, помогающие смысловому осознанию происходящего.
Игра повторяется 2 раза.
« Веселые матрешки»
Цель игры: учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величин.
Оборудование: 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.
Ход игры: По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я – Матреша, я – Наташа, я – Даша, я – Маша» и т.д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая)? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! – говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) – это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.