КОМПЛЕКС ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОСТАВА ЧИСЛА ИЗ ДВУХ МЕНЬШИХ ( ПЕРВЫЙ ДЕСЯТОК)методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Современная школьная программа предъявляет будущим первоклассникам довольно высокие требования. К началу обучения дети уже должны знать и уметь многое из того, с чем старшее поколение сталкивалось лишь в школе.

Это можно сказать и о составе чисел. Ребенок должен уметь раскладывать числа от 1 до 10 на два меньших числа. Этот навык поможет ему в будущем легко и быстро научиться самым простым арифметическим действиям – сложению и вычитанию. Поэтому знание состава чисел – это фундамент, на котором будет строиться дальнейшее обучение математике.

Необходимость серьезной подготовки ребенка к школе часто вызывает у родителей много вопросов: как объяснить своему чаду эту непростую тему, когда и с чего следует начинать? На самом деле, это не так сложно, как может показаться вначале. Главное – следовать рекомендациям и запастись терпением, потому что процесс этот требует времени.

Когда приступать к изучению состава числа

Наиболее подходящий возраст для погружения в тему состава чисел – 6 лет, время подготовки к школе. Но в некоторых случаях вполне уместно начать изучать состав небольших чисел раньше. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка и той базы, которой он уже владеет, а именно:

  • навык устного счета (другими словами, нужно уметь присваивать любым предметам порядковый номер);
  • навык устного счета в обратном порядке;
  • знание графического образа чисел (помнить, как они выглядят визуально и легко узнавать);
  • как преимущество – способность самостоятельно записывать число.

К освоению состава числа следует переходить после закрепления вышеперечисленных навыков, чтобы избежать трудностей и непонимания. А значит, начать нужно с изучения цифр от 1 до 10.

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Состав числа 10 »

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе «Состав числа 10 »

Цель:

познакомить детей с составом числа 10 из единиц.
Задачи:I. Образовательная:
— Продолжать учить составлять число 10 из единиц. — Познакомить с записью числа 10. — Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10. — Закреплять умение соотносить числа в пределах 10 с количеством предметов. — Закрепить умения детей выкладывать из счетных палочек цифру 10. — Закрепить умения детей выкладывать числовой ряд в пределах 10. — Закрепить умения детей называть предыдущее и последующее число и их соседей.
II. Развивающая:
— Развитие психических процессов: память, внимание, логическое мышление. — Развитие мелкой моторики. — Развитие связной речи.
III. Воспитательная:
— Совершенствовать морально-волевые качества воспитанников посредством развития усидчивости, умения выслушать собеседника, выносить собственное суждение.
Материал:
иллюстрация Машеньки, цифры от 1 -10, схема, условные обозначения: цифры от 1-4, карточки с группой предметов (от 1-10), раскраски, карандаши, пеналы, счетный материал, тетради, прописи, магнитная доска, круги одного размера от 1-10, числовой ряд от 1-10, счетные палочки, мяч

Ход

1. Вводная часть
Организация детей в кругу.
— Ребята, посмотрите, я сегодня утром в группе нашла такую схему, на ней изображены цифры, а сзади схемы текст, давайте прочитаем и узнаем, зачем эти цифры нарисованы, слушайте внимательно: «Здравствуйте, дети! Помогите мне, пожалуйста, я ходила в лес погулять, а обратно возвращалась поздно вечером, было уже темно и я заблудилась, и теперь не могу найти дорогу домой. Эта схема поможет вам найти мне дорогу домой. С уважением, Машенька!» — Ребята, кому нужна наша помощь? Поможем? — На схеме нарисованы цифры от 1 до 4. — В группе у нас эти цифры тоже спрятались, их нужно найти и выполнить задания. Если все задания выполним правильно, то Машенька сможет найти дорогу домой.
2. Основная часть
— Первая цифра какая? (один)

— Ищем в группе цифру один. Дети ищут по группе. Воспитатель с конверта читает первое задание. — Первое задание называется «Назови цифру» (выполняется на ковре в кругу). Я буду вам говорить цифру, а вам нужно назвать её соседей, цифру, которая стоит перед ней и после неё. Воспитатель кидает мяч детям по очереди и называет цифру, а дети называют её соседей.

— Молодцы, а теперь я называю цифру, а вы мне ту, которая стоит за этой цифрой. — Это задание вы выполнили верно. Идем дальше. Какая по счету следующая цифра? (два) — Ищем в группе цифру 2. Дети ищут по группе. — От цифры 1 до цифры 2 нам нужно на нашей схеме провести линию, чтобы Машенька нашла дорогу. Ребенок рисует линию карандашом.
Воспитатель с конверта читает второе задание.
— Второе задание называется «Составь цифру 10» Выполняется за столами. — Ребята, садитесь за столы. — Тася, выйди ко мне и посчитай, сколько кругов на доске. Ребенок считает. — Как составлено число 10? (1 розовый круг, 1 красный круг, 1 желтый круг и т.д.) — Маша, выйди ко мне и разложи на доске числовой ряд от 1 до 10, а остальные из пенала достаньте цифры и разложите перед собой. — Покажи нам, как обозначается число 10. Ребенок указывает на цифру 10. — Антон, выйди и посчитай цифры, а теперь в обратном порядке. — Ребята, Антон правильно посчитал? — Молодец, садись. — Теперь возьмите 6 счетных палочек и выложите их них цифру 10.
Проверяю у каждого ребенка на правильность выполнения задания.
— Молодцы, все верно выложили. Положите счетные палочки на место. — После цифры 2 какая следующая? (три) — Ищем в группе цифру три. Дети ищут по группе. — От цифры 2 до цифры 3 проведите линию. — Следующее задание называется «Соотнеси» — Каждому из вас я раздам карточки. У кого-то цифра изображена, а у кого группа предметов и нужно найти пару, количество предметов должно совпадать с цифрой. Дети ищут себе пару и встают друг с другом. — Молодцы, теперь давайте поменяемся карточками. Воспитатель меняет карточки детям. — С этим заданием мы справились. После цифры 3 какая следующая? (четыре) — Ищите цифру четыре в группе. Дети ищут цифру. — Это наша последняя цифра в нашей схеме. Давайте проведем линию от цифры 3 к цифре 4. Ребенок проводит линию. — Четвертое задание называется «Запиши цифру 10» — Садитесь за столы. Открывайте тетради. Показываю детям нужное задание, которое необходимо выполнить. — Карандашом обведите по точкам цифру 10. Проверяю у каждого ребенка на правильность выполнения задания. — Молодцы, закройте тетради и отодвиньте на край стола.
3. Заключительная часть:
— Осталось последнее задание. Я буду задавать вам вопросы, если вы ответите правильно, то будете получать часть пазла, как все детали соберем, тогда сможем помочь Машеньке вернуться домой.
Вопросы:
1. Назови геометрическую фигуру с тремя углами. (треугольник) 2. Сколько сторон у квадрата? (4) 3. Назови соседей числа 8 (7 и 9) 4. Сколько ножек у стола? (4) 5. Какой день недели идет после четверга? (пятница) 6. На какую геометрическую фигуру похоже яйцо? (овал) 7. Сколько времен года? Назови их (4. Осень, зима, весна, лето) 8. Посчитайте по порядку от 0 до 10. 9. Какой день недели идет после воскресенья? (понедельник) 10. Назови части суток (утро, день, вечер, ночь) — Молодцы, на все вопросы ответили верно, мы получили все детали. Давайте посмотрим, что у нас получилось. — Да, ребята, это Машенька. Она нашла дорогу домой и говорит вам огромное спасибо за помощь и дарит вам небольшие подарки. — Давайте попрощаемся с Машенькой. — До свидания, Машенька!

Осваиваем цифры

Тему изучения цифр условно можно разделить на две составляющие: запоминание последовательности (1, 2, 3, ……. 9, 10) и графического (визуального) образа.

Как правило, последовательность цифр дети запоминают намного быстрее. Когда взрослый часто проговаривает ее, одновременно указывая по очереди на какие-нибудь предметы, ребенок быстро запоминает на слух названия чисел и их порядок, начинает повторять те же действия и таким образом учится считать. Однако есть множество упражнений, чтобы этот процесс ускорить и закрепить навык. Вот некоторые из них:

1. Считать все, что попадается на глаза Нужно предлагать ребенку считать все, что его окружает в течение дня: ступеньки в подъезде, голубей во дворе, карандаши в пенале, машины на стоянке, пуговицы на одежде, людей в очереди к кассе и так далее. Чем чаще ребенок это делает, тем быстрее информация уложится в его памяти, а также появится понимание взаимосвязи между цифрой (ее названием) и конкретным количеством.

2. Пальчиковые игры В изучении цифр от 1 до 10 самым лучшим инструментом являются пальчики. Кроме того, что их можно просто посчитать, разгибая по очереди, есть еще большое количество пальчиковых игр, направленных как на тренировку навыка устного счета, так и на развитие мелкой моторики и воображения.

3. Стишки, песенки, считалочки Запоминание последовательности чисел с помощью песен, стихов или считалочек позволяет воспринимать информацию не только на слух, но и через зрительные образы, которые рисует воображение ребенка. Это ускоряет процесс изучения и хорошо развивает фантазию.

Если во время изучения чисел у ребенка возникают трудности, чаще всего они связаны с визуальным запоминанием. Особенно это касается внешне похожих друг на друга цифр, таких как 6 и 9, 1 и 7. Чтобы быстро запомнить графический образ цифры, также есть много разных секретов:

4. Ассоциации Простой и эффективный способ, чтобы запомнить внешний вид цифры – найти сходство с каким-либо объектом, придумать ассоциацию. К примеру, цифра 8 похожа на матрешку, бантик, снеговика или медвежонка. Цифра 2 напоминает лебедя, 4 – перевернутый стул или клюв. Здесь нет предела фантазии, у каждого ассоциации будут свои.

5. Распознать на ощупь Цифры должны быть объемные. Можно сделать их самостоятельно из подручных материалов или приобрести уже готовые. Их нужно сложить в мешочек или коробочку, из которой ребенок будет доставать по одной не глядя и пытаться на ощупь определить, что за цифра ему попалась.

6. Рисунок на спине Для игры нужны двое. Взрослый на спине ребенка рисует пальцем какую-нибудь цифру, а тот должен ее отгадать. Затем можно поменяться местами.

7. Игрушечные цифры Они могут быть магнитными, мягкими, нарисованными на кубиках – в зависимости от того, что больше нравится. Из них можно выстраивать последовательность от 1 до 10, называя вслух каждую цифру, расставлять в обратном порядке или вразброс, находя ту цифру, которую называет взрослый.

8. Цифры вокруг Каждый день ребенку встречаются разные цифры: в номерах домов, автомобилей, на различных плакатах и объявлениях. Если обращать на них внимание и проговаривать, то это также будет способствовать запоминанию.

После того, как ребенок научился считать и запомнил все цифры, можно переходить к изучению состава чисел.

Как научить ребёнка составу числаконсультация (подготовительная группа)

Начиная учиться и изучать цифры и счет, ребенок сталкивается с понятием состава числа. Многие родители не задумываются и не обращают внимания на это, занимаясь заучиванием последовательностей. Однако изучение состава чисел ускорит запоминание, а также понимание ребенком принципа становления чисел.

Когда начинать объяснять дошкольнику, что такое состав числа?

В возрасте 5-6 лет дети уже хорошо знают цифры, знакомятся с простыми арифметическими действиями. Именно в этом периоде стоит уделить немного времени на упражнения и объяснить ребенку состав чисел до 10. Однако важно, чтобы малыш уже освоил:

  • прямой устный счет до 10;
  • обратный счет от числа 10 до 1;
  • пересчет и отсчет предметов;
  • состав числа по единицам (например, 2 состоит из 1 и 1, 3 – из 1 и 1 и 1).

Все эти навыки свидетельствуют о том, что ребенку уже можно объяснить состав любого числа в пределах 10.

Что пригодится для домашних занятий?

Занятия станут эффективней, если заранее подготовиться и собрать необходимый учебный материал:

  • палочки для счета;
  • игровые кубики;
  • карточки с изображениями цифр;
  • разноцветные камешки или пуговицы;
  • счеты;
  • домики для чисел.

Вы можете приобрести готовые развивающие наборы в магазинах канцелярии или игрушек, либо смастерить все необходимые предметы вместе с ребенком. Второй вариант предпочтительнее.

Эффективные методики

Объяснять состав числа 10 нужно постепенно, разделив обучение на несколько логичных блоков. На первых занятиях следует уделить внимание цифрам 2 и 3, их взаимоотношениям и возможным комбинациям. Далее можно переходить к занятиям с наглядными карточками и уже после подключать числовые домики.

Занятие 1: осваиваем цифры 3, 2, 1

Возьмите любимые игрушки и вещи малыша (кубики, куклы, машинки). Начните упражнение с разбора числа 2 и покажите ребенку, какими способами его можно получить:

  • Положите на стол перед малышом один предмет и попросите ребенка сделать так, чтобы их стало два. Обычно ему не сложно догадаться, как справиться с заданием. Если потребуется, дайте подсказку.
  • Объясните малышу, что 2 является числом, состоящим всегда из пары единиц.
  • Попросите ребенка выложить на стол по 2 понравившихся предмета.
  • Когда двойка будет закреплена, переходите к изучению тройки. Расскажите ребенку, что если к 2 добавить 1 – получится 3. Положите перед ним две монетки и рядом еще одну. Малыш должен усвоить, что нет никакой разницы между 3 монетами вместе, 2 с 1 или 1 с 2.

Постепенно усложняйте задание. Четверку получить в игровой форме так же просто, как и тройку. Здесь могут помочь шахматы или шашки. Предложите ребенку выбрать 2 фигуры одного цвета (белый), а затем повторить задание. Спросите: сколько шахмат останется, если 1 светлую заменить на 1 темную? А что будет, если объединить 2 черные и 2 белые фигуры? В конце он должен понять, что получить число 4 можно при каждом возможном варианте перестановки.

Переходить к следующему блоку заданий стоит тогда, когда малыш поймет, что все эти действия приведут к результату известному заранее:

  • 2 — это 1 + 1, 2 + 0;
  • 3 — это 2 + 1, 1 + 2, 3 + 0;
  • 4 — это 1 + 3, 2 + 2, 3 + 1, 4 + 0.

По такому же принципу объясните оставшиеся числа до 10.

Задание 2: числовые карточки

На этом этапе ребенок уже должен уяснить, что складывая разные цифры, можно получить любой результат. Но когда следует узнать состав определенного числа, нужно идти от обратного – от заранее выясненного ответа. Вам необходимо вместе с ним разобрать все пары слагаемых, приводящих к единому результату. Для этого отлично подойдут числовые карточки. Вариантов обучения несколько:

  • Нарисуйте на карточках, например, 5 бабочек и предложите ребенку собрать нужное количество из предложенных заготовок.
  • Предложите ему несколько раз самостоятельно собрать комбинации, при которых их сумма в итоге будет равняться 5.
  • Попросите ребенка объяснить вам, как получить какое-либо число. Допускайте ошибки, малышам придется задействовать все свои способности чтобы их вычислить.

Приступать к последнему блоку заданий следует тогда, когда чадо сможет подбирать все варианты состава указанного числа.

Задание 3: числовые домики

Арифметические домики отлично помогают окончательно понять и закрепить в знаниях ребенка понятие о составе любого числа, а также развить навык устного счета.

Дом для чисел представляет собой здание, имеющее крышу и несколько этажей с квартирами в два ряда. Высота сооружения зависит от числа, к которому нужно подобрать все возможные комбинации цифр. Чтобы объяснить ребенку состав числа 2, достаточно нарисовать дом с двумя этажами (0+2, 1+1) и так далее.

Заготовки домиков можно найти в учебниках по математике или же изготовить самостоятельно из картона.

Как построить ход занятия:

  • Положите на стол пустой дом, разместив в его крыше карточку с числом от 2 до 10 (пусть будет 6).
  • Объясните ребенку, что на каждом уровне в квартирах находится столько людей, сколько написано на крыше.
  • Поставьте условие: на первом этаже в 1 квартире живет всего один человек. Малышу нужно подумать и определить, сколько жильцов живет в квартире номер 2 (правильный ответ – 5).
  • Теперь, когда алгоритм решения задачи ясен, попросите ребенка заселить все оставшиеся квартиры, меняя начальное количество жильцов на каждом новом этаже. В итоге на 2-м этаже будет 2 и 4 жильца, на 3-м – 3 и 3, на 4-м – 0 и 6. Таким образом, малыш сможет освоить все существующие комбинации цифр.

Небольшой лайфхак: расскажите, что любое число всегда состоит из 1 и предыдущей цифры по порядку. Так, если требуется выяснить состав числа 7, сразу готов первый ответ: 7 – это 1 и 6.

Когда все пары цифр и состав 10 будут освоены, можно усложнять задания.

Изучение второго десятка

Если вам удалось объяснить ребенку, что такое математический состав числа, то следует перейти к одному из самых сложных моментов – работе с десятками. Малыш обязательно спросит, почему 6+5=11, из-за чего оно так называется и записывается. В первую очередь расскажите, что для удобства большие числа считают десятками. Например, 6 и 4 – это один десяток. Поскольку в задаче требовалось прибавить 5, а 4 мы уже добавили, то не хватает всего единички. Поэтому выходит:

  • 6+5 – это 6+4 и еще 1;
  • 6+4=10;
  • последнюю единицу записываем вместо 0, получается 11.

Сначала ребенку ничего не будет понятно, но спустя время он усвоит основный принцип работы с десятками. Облегчить задачку можно с помощью наглядного упражнения:

  • попросите отсчитать 10 конфет и сложить в одну миску;
  • теперь нужно отложить еще 7 лакомств в другую емкость;
  • под каждой миской следует разместить карточку с изображением числа, соответствующему количеству конфет;
  • попросите малыша сложить все вместе и сказать, сколько конфет получилось;
  • для большего понимания объясните, что 10 в двузначном счете обозначают 1;
  • правильный вариант: ребенок пишет единицу и 7 рядом, что означает 17.

Подобные примеры можно проводить и с большим количеством предметов. Например, дошкольник должен знать, что 32 – это 3 десятка плюс еще 2 единицы.

Как помочь ребенку?

Числа от 2 до 10 в повседневной жизни встречаются очень часто, а обучение счету – во многом креативный процесс. Помочь с освоением цифр просто даже без покупки специальных приспособлений:

  • Малышу нравится спорт? Подсчитывайте с ним количество забитых мячей в ворота.
  • Ребенок любит природу? Разглядывайте деревья на лужайке, сравнивайте, с какой стороны их больше, а с какой меньше.
  • Чадо постоянно что-то рисует? Предложите ему изобразить определенное количество предметов на листе. Увлекается лепкой? Попросите смастерить фигурку с 3 лапами, 2 хвостами и 1 ухом.
  • Хитрите. В течение дня спрашивайте у малыша «если я возьму у тебя одно печенье, то сколько у тебя останется?» и подобное.

В комфортной игровой атмосфере ребенок быстро разберется с составом всех чисел и будет считать 1 2 3 4 5 и до десятка правильно.

Если вашему малышу плохо дается устный счет, то можно предположить проблемы с мышлением, вниманием или недостатком концентрации. Направить энергию в нужное русло позволят игры от BrainApps. Сервис предлагает свыше 100 тренажеров, позволяющих развивать и совершенствовать интеллектуальные

способности. Зарегистрировавшись на сайте, выберите необходимую категорию игр:

  • Для улучшения памяти. Тренажеры типа «Числовой охват», «Запоминай и прокликай» и «Найди пару» разовьют объем памяти, улучшат ее точность и усовершенствуют объем внимания.
  • Для развития мышления. Игры «Фруктовая математика», «Сравнение цифр по памяти» и «Перемещения» улучшат зрительную и пространственную память, разовьют логику и научат ребенка быстро находить ответы на поставленные вопросы.
  • Для совершенствования внимания. Тренажеры «Найди фигуру», «Космос» и «Концентрация» помогут малышу лучше концентрироваться и направлять внимание в нужное русло.

Совместные игры с дошкольником онлайн – не только увлекательное, но и полезное хобби. Чадо сможет развиваться, достигать поставленных целей и соревноваться с вами или сверстниками. Все, что нужно – подключение к сети и свободное время.

Рекомендации родителям

Понимая важность объяснения состава чисел, старайтесь придерживаться предложенных рекомендаций, которые помогут дошколенку спокойно освоить и запомнить новую информацию:

  • У всех бывают кризисы, но нужно помнить, что это временное явление.
  • Давайте больше свободы. Часто требования родителей не соответствуют возможностям малыша. Подумайте, все ли ваши запреты обоснованы.
  • Учитывайте детское мнение. Нужно четко понимать, что у дошкольника есть собственное мнение и суждения. Постарайтесь их принять.
  • Заставлять малоэффективно. Назидание и приказной тон во время занятий не дадут положительного эффекта. Если малышу не хочется учить числа и примеры с цифрами 1 2 3 кажутся ему страшными, узнайте, в чем причина. Объясните, зачем и почему нужно учиться.
  • Терпение и оптимизм – ваши лучшие спутники. Хорошее настроение, атмосфера любви, поддержки и взаимопонимания направляют стремления в нужное русло.

Также рекомендуется придерживаться стратегии позитивного оценивания малыша:

  • Демонстрируйте свое доброжелательное отношение.
  • Совместно находите и анализируйте ошибки.
  • Обсуждайте варианты и способы устранения ошибок вместе.
  • Поддерживайте и выражайте уверенность в том, что у него обязательно все получится.

Не забывайте закреплять результаты и включать в программу обучения развивающие мультфильмы и другие видео.

Материал подобран: интернет источник

Занятия с числовыми карточками

Числовые карточки – картинки, где количество предметов соответствует определенному числу.

Именно с этих карточек лучше всего начинать знакомство с составом чисел, потому что данный способ наглядный и более доступный. Вот пример таких карточек:

Для начала следует объяснить ребенку, что такое сложение: прибавляя к одному числу другое, мы получаем третье число. Лучше всего это продемонстрировать на небольших предметах (конфетах, пуговках, камушках, карандашах и т.д.) или карточках: например, на одной нарисовано 2 банана, а на другой 3 апельсина. Если их сложить вместе, сколько всего получится фруктов? Ребенок пересчитывает все фрукты и называет сумму. А вместе с тем, постепенно запоминает, сколько будет, если сложить те или иные числа.

После того, как появилось понимание процесса сложения разных предметов, можно браться за состав числа. Взрослый называет количество предметов, которое должно получиться в итоге и вместе с ребенком они собирают разные комбинации. Начать лучше с маленьких чисел и постепенно увеличивать.

Например, нужно собрать 4 яблока. Предлагаем ребенку карточку, где нарисовано только 1 яблоко и спрашиваем, какую еще нужно выбрать, чтобы яблок в итоге стало 4. Затем берем карточку с изображением 2 яблок и задаем тот же вопрос. Таким образом, перебираются все возможные комбинации.

Постепенно можно переходить к большим числам, где количество комбинаций будет увеличиваться. При многократном повторении состав каждого числа укладывается в памяти и потом воспроизводится уже механически.

Дидактические игры на состав числа для дошкольников

«Убери цифру»

Игра развивает внимание, быстроту реакции, мышление, ловкость, и закрепляет навыки счета.

Выкладываем последовательно карточки с числами от 0 до 10. Взрослый задаёт задание, а ребёнок должен выполнить его. Например, «Убери цифру 7», «Убери цифру между 2 и 4», Убери цифру, которая больше 3 на 2 и т.д.

Задания можно задавать в виде загадок, отгадка будет, та цифра, которую необходимо убрать.

«Какое число пропущено»

Ребёнок называет пропущенное число. В процессе игры закрепляем знания числового счёта от 0 до 10 и тренируем внимание.

«Путаница»

В процессе игры закрепляем знания цифр, счёта от 0 до 10 в прямом и обратном порядке, а также внимание и память.

Раскладываем цифры по порядку, далее ребёнок отворачивается, а взрослый меняет их местами. Задача ребёнка найти и исправить ошибку.

«Какая цифра убежала»

Игра аналогична предыдущей, разница в том, что цифры (1,2) убираются. Ребёнок должен сказать, какой цифры нет, и где она стояла. Например, нет 4 она стояла между 3 и 5.

«Назови соседа»

Игра также поможет закрепить знания о счете от 0 до 10 в прямом и обратном порядке. Для игры понадобятся карточки с изображением вагончиков, в окошках написаны числа, одно окошко не подписано. Задача ребёнка, назвать пропущенное число. Если игра проходит в детском коллективе, то можно преобразовать ее в соревнование. Кто быстрее назовет правильный ответ.

«Посчитаем»

Игра с мячом, от 2х игроков. С помощью игры закрепляем умения считать в прямом и обратном порядке.

Перед игрой договариваемся, в каком порядке будет счёт. Кидаем по кругу мяч и считаем, темп счёта должен быть быстрым.

«Лесенка»

Игра помогает развивать у ребёнка представление о последовательности чисел, умения сравнивать их.

Рассматриваем (предварительно построенную из конструктора или нарисованную на бумаге) числовую лесенку. Считаем ступеньки (прямой и обратный порядок), называем самый маленький порожек, затем большой — сравниваем, далее сравниваем между собой другие.

Игра «Сладкие ладошки»
Речевая зарядка:
Кулачки мы разомнём, их сожмём и разожмём(одновременно сжимание- разжимание кулаков),А потом-потом-потом ….конфет мы возьмёмИ на каждую ладошку их положим понемножку.
Вариант 1.
Указанное количество конфет распределяется на обеих «ладошках» во всех возможных вариантах, которые затем проговариваются.
Вариант 2.
Ребёнок набирает на одну из «ладошек» указанное количество конфет. Закрывает глаза. Педагог быстро кладёт часть конфет под другую ладошку. Когда малыш открывает глаза, он должен вспомнить, сколько было конфет и сколько «съел» мишка (зайчик и т.п.). Свой ответ он может проверить самостоятельно, заглянув под другую ладошку.Примечание. Можно предложить ребёнку нарисовать на второй ладошке количество якобы съеденных конфет, а затем сверить результат.

Адрес публикации:

Числовые домики

Домики с числами – это следующий этап в изучении состава чисел. Они представляют собой здание с крышей и двумя квартирами на каждом этаже. На крыше всегда находится число, которое разбивается на два других, живущих по соседству друг от друга. Количество этажей зависит от числа возможных комбинаций: чем больше число, тем больше вариантов его разложить и тем выше домик.

Чтобы разобрать с ребенком состав числа, достаточно нарисовать такой домик. Например, для числа 3 он будет иметь 2 этажа, на котором соседствуют 0 с 3 и 1 с 2

Объяснив главный принцип, нужно предоставить возможность детям самостоятельно заполнять числовые домики: оставить их пустыми и указать лишь число на крыше, состав которого и надо распределить по этажам. Начинать можно с нижнего этажа, или с верхнего.

Если задание будет вызывать сложности, то в качестве подсказки можно заполнить некоторые клеточки. Но в дальнейшем следует объяснить, что каждое число, переходя с одного этажа на другой, становится на 1 больше или меньше. А если в одной квартире на 1 убыло, то в соседней на 1 станет больше.

После того, как будут усвоены составы чисел до 10, можно перейти и ко второму десятку, если ребенок знаком с ним.

Консультация для педагогов и родителей «Как объяснить ребенку дошкольнику состав числа»

Симакова Наталья

Консультация для педагогов и родителей «Как объяснить ребенку дошкольнику состав числа»

Вы можете использовать

— счетные палочки;

— простые бытовые предметы для счета (яблоки, конфеты);

— самодельные учебные пособия — числовые домики или карточки.

Инструкция:

Постарайтесь объяснить ребенку разность между числами и цифрой. Цифра обозначает числа на письме, а числа являются обозначением количества предметов. Например, если у вас есть пятнадцать яблок, объясните, что 15 — это число, количество, а его составляют цифры — 1 и 5. Уберите десять яблок, у вас останется пять. Поясните ребенку, что количество яблок стало пять и это выражает цифра 5. Пять можно разложить и на другие цифры — 1, 2, 3 и так далее.

Показывайте ребенку состав числа на наглядных примерах. Возьмите, например, три конфеты. Попросите посчитать ребенка, сколько у вас есть конфет. Теперь разделите конфетки — две положите на стол, а одну держите в руках. Спросите ребенка, сколько их теперь. Ответ будет тем же. Поясните, что две конфеты с одной и наоборот, одна с двумя, составляют три. Теперь положите одну конфету дальше от второй, а третью держите в руках. Покажите ребенку — вот одна конфета, вот еще одна и еще. Значит тройка — это повторенная три раза единица. Закрепите знание на счетных палочках.

Пособие «Числовые домики»

Нарисуйте с ребенком на бумаге числовые домики. Эти домики — многоэтажные дома, на каждом этаже которого расположено по две квартиры.

Напишите в треугольнике-крыше число от 2 до 18. Объясните, что на одном этаже живет столько жильцов, сколько обозначает хозяин-число. Используйте счетные палочки, кубики или иные материалы, чтобы помочь ребенку «расселить» жильцов.

К примеру, пусть хозяином будет число 6. Выберите 6 палочек. На первом этаже в одной из квартир пусть живет один человек — отодвиньте палочку. Следовательно, в другой квартире пять жильцов. Значит, шесть — это пять и один.

Таким образом, заселяя числовой домик, получите пары 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1 — итого в числовом домике пять этажей. Для большей эффективности развесьте плакаты с такими домиками в квартире и периодически спрашивайте ребенка.

Вовлекайте ребенка в решение обычных бытовых задач. Например, в семье — три человека, предложите ребенку задачку следующего типа. Поставьте на стол одну тарелку. Задайте ребенку вопрос, сколько еще тарелок нужно поставить, если всего в семье три человека. Он должен ответить вам, что нужно поставить еще две тарелки.

Следовательно, одна и две тарелки составляют три тарелки. Изготовьте карточки с составами разных чисел и просматривайте их с ребенком.

Как помочь ребенку усвоить состав чисел?

Как и в случае с обучением устному счету, стоит обращать внимание на все, что окружает и задавать вопросы по теме, например: «У меня есть 4 конфетки, как мы с тобой можем разделить их?» или «Смотри, на площадке гуляет пятеро ребят, все они катаются с горки. А что будет, если кто-то один пойдет на качели? А если двое пойдут?» и т.д.

Есть одна маленькая хитрость: каждое число состоит из предыдущего и единички. Запомнив это правило, ребенок будет уже иметь одну комбинацию при раскладе любого числа. По такому же принципу можно усвоить, что каждое число состоит из предыдущего, от которого отняли еще 1 и двух.

Чтобы определение состава чисел дошло до автоматизма, нужно выполнять больше соответствующих заданий. Придумывать их можно с ходу, не обязательно приобретать специальные пособия. Даже если вокруг нет ничего подходящего, всегда есть возможность задействовать пальцы. Например, взрослый называет число, состав которого нужно показать, пусть это будет число 7. Ребенок показывает количество пальцев, которое входит в состав 7, скажем 5, а взрослый должен показать, сколько недостает – 2. Затем игроки меняются местами.

Занимаясь с ребенком, важно помнить, что похвала – неотъемлемая часть успеха и лучший мотиватор, а взаимопонимание и поддержка придают уверенность в собственных силах.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект занятия в подготовительной группе «Состав числа 5»

Цель: познакомить детей с составом числа пять из двух меньших чисел.

Задачи:

  • познакомить с составом числа 5, что оно состоит из двух меньших чисел
  • закреплять умение называть число «на один больше»
  • развивать внимание и память, логическое мышление.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация, три обруча, мячи на каждого ребенка с изображенными на них кружками, большой мяч, математический набор на каждого ребенка.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, послушайте, пожалуйста, стихотворение.

Давайте, ребята учиться считать! Запомните все, что без точного счета Не сдвинется с места любая работа. Без счета не будет на улице света,

Без счета не сможет подняться ракета, И в прятки сыграть не сумеют ребятки. Беритесь ребята скорей за работу Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.

Скажите, чем мы сегодня с вами займемся?

Дети: Будем считать.

Воспитатель: Верно. Но сначала я предлагаю вам поиграть. Я буду бросать мяч, и называть число, бросая мне мяч обратно, вы будете называть число на один больше. Три… (четыре), пять… (шесть), восемь… (девять) и т.д.

Игра «Мяч бросай число называй»

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь давайте пройдем за столы.

Перед каждым ребенком на столе набор геометрических фигур.

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, на доску (на экране по очереди появляются по очереди квадраты красного цвета). Давайте с вами посчитаем.

Воспитатель вместе с детьми считает квадраты 1, 2, 3, 4, 5.

Воспитатель: Хорошо. Выложите перед собой 5 красных квадратов.

Дети выкладывают перед собой квадраты.

Воспитатель: А теперь давайте заменим последний квадрат квадратом желтого цвета. (Дети по желанию меняют квадраты на интерактивной доске) Сколько красных квадратов в ряду?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Сколько желтых квадратов?

Дети: Один.

Воспитатель: Сколько всего квадратов?

Дети: Всего квадратов пять.

Воспитатель: Верно. Четыре и один, а всего – пять. А теперь отсчитайте три красных квадрата и положите их под квадратами первого ряда.

В это время на экране так же выставляется ряд квадратов.

Воспитатель: А теперь отсчитайте два желтых квадрата и положите их рядом с красными. Сколько красных квадратов?

Дети: Три.

Воспитатель: Сколько желтых квадратов?

Дети: Два.

Воспитатель: Сколько всего квадратов?

Дети: Всего квадратов пять.

Воспитатель: Значит три и два, а всего – пять. А теперь отсчитайте два красных квадрата и положите их под квадратами второго ряда. Хорошо. И три квадрата желтого цвета и положите их рядом с красными. Сколько красных квадратов?

Дети: Два.

Воспитатель: Сколько квадратов желтого цвета?

Дети: Три.

Воспитатель: Значит два и три, а всего – пять. А теперь отсчитайте один красный квадрат и положите его под квадратами третьего ряда. Хорошо. И четыре квадрата желтого цвета и положите их рядом с красным. Сколько красных квадратов?

Дети: Один.

Воспитатель: Сколько желтых квадратов?

Дети: Четыре.

Воспитатель: Правильно. Один и четыре, а всего — пять. А теперь давайте повторим все варианты состава числа 5.

Дети: Четыре и один, три и два, два и три, один и четыре.

Воспитатель: Совершенно верно. А сейчас предлагаю немного поиграть.

Подвижная деятельность «Игра с яблоками»

На полу, на расстоянии друг от друга, лежат обручи, в них цифры (3, 4, 5). В корзинке лежат яблоки, на которых наклеены кружки (3, 4, 5). По команде воспитателя дети берут любое яблоко и под музыку начинают бегать. Как только музыка перестает звучать, дети отыскивают обруч с нужной цифрой и становятся возле него. Игра повторяется 2 – 3 раза.

Воспитатель: Молодцы ребята. Ой, а что это у нас на экране.

Дети: Домик.

На экране появляется домик с числом 5.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, из каких меньших чисел состоит число пять.

Дети по очереди вызываются к мультимедийной доске и нажимают на пустые окна расположенные на этажах дома.

Воспитатель: Ребята вы все сегодня хорошо занимались. О чем мы сегодня с вами узнали?

Дети: О том, что число пять состоит из двух чисел: 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2, 1 и 4. Воспитатель: Молодцы ребята.

Следующая >

так то ЕНТ / Разработки уроков / Уроки по Математике

Математика 1 класс. Тема: Состав числа 6.

24.11.2014 3052 0

Цель: Ознакомление с составом числа6.

Задачи: 1. Формировать у учащихся знания о составе числа 6. Учить писать цифру 6.

2. Развивать математическое мышление, память, внимание, развитие речи, правильно читать соответствующие равенства.

3. Воспитывать дружбу, коллективизм, интерес к предмету.

Ожидаемые результаты. :1. у учащихся сформируются знания о составе числа 6. Научатся писать цифру 6.

2. Развивают математическое мышление, память, внимание, речь, правильно читать соответствующие равенства.

3. Вырабатывают дружбу, коллективизм, интерес к предмету.

Оборудование: счетный ряд, демонстрационные цифры, фигурки для оценивания, домики для заполнения по составу чисел.

Ход урока.

1.Орг момент. Эмоциональный настрой. Музыкальная разминка.

2.Основная часть. Деление на группы. На столе учителя лежат стикеры с числами 1.2.3.4.

Дети разбирают их и рассаживаются по группам.

— Ребята, сегодня у цифр в числовом ряду случилась беда. Волшебник нечаянно совершил ошибку и заколдовал цифру, и я не могу понять какую.

— Посмотрите на числовой ряд, и скажите, какая это цифра. (Цифра 6).

— Чтобы ее расколдовать, нам необходимо выполнить задания волшебника. За каждое правильно выполненное задание волшебник будет дарить вам волшебную звездочку.

3 .И так мы приступаем.

«Мозговая атака» Устный счет.

— назовите число , которое следует за числом 2.4,5,1,0

— какое число получится, если из 5 – 1.

— назовите число, которое стоит между 2 и 3, 8 и10, 1 и3, 4 и6

— к задуманному числу прибавили 1, получили 3. Какое число задумали?

Молодцы, Оценивание.

4. Повторение состава чисел 4,5 работа в группах.

Две группы заполняют домики по составу чисел. Защищают свои работы , сравнивают и оценивают друг у друга.

5. Работа над изучение состава числа 6.

У ребят на партах счетные палочки.

— разложите палочки на две кучки разными способами так, чтобы в результате получилось число шесть, а результаты запишите на листах.

Ребята выполняют работу, демонстрируют результаты, взаимооценивают, получают звездочки.

Сравнение результатов работы с наглядным пособием по составу числа.

6. Работа по учебнику. Стр. 44.

— №1 работа в парах. Заполнить клеточки. Проверка, оценивание.

№2 Составление и чтение равенств.

№3. Назвать пропущенные числа.

7. Работа в тетради. Повторное письмо цифры 6. Взаимороценивание. Дети рисуют друг другу на полях звездочку.

Выполнение задания на сравнение. Двое у доски.

7. Обобщение.

-Ну вот мы и справились с заданиями. Посмотрите на числовой ряд. Что произошло?

А что мы сегодня узнали? (состав числа 6).

8 Рефлексия. Мы сегодня с вами хорошо потрудились. Вы получили от волшебника звездочки. А где живут звездочки?

Давайте поместим звездочки на небо. ( Дети наклеивают звездочки на звездное небо)

9. Итог урока.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]