Организация деятельности детей в утренние и вечерние часыкалендарно-тематическое планирование (подготовительная группа) по теме


Цели и задачи самостоятельной работы

Какое главное отличие самостоятельной работы от других видов работ в университете?

Это деятельность, в процессе которой студент выполняет задание самостоятельно, без непосредственного участия преподавателя.

Среди дополнительных признаков этого вида работ часто называют такие:

  • наличие проблемной задачи, которая требует решения;
  • ограниченное время для выполнения работы;
  • умственное усилие в процессе поиска решения;
  • сознательный и самостоятельный подход студента, активность.

Именно эти предпосылки определяют основные цели и задачи, которые должна решать самостоятельная работа.

Существует мнение, что реальными умениями и навыками становятся только те знания, которые человек пропустил через себя и подкрепил самостоятельной деятельностью.

Цели самостоятельной работы

Чаще всего цели самостоятельной работы студентов задаёт преподаватель. В зависимости от изучаемого предмета и уровня сложности они могут меняться, но основными, как правило, выступают следующие:

  • укрепить и систематизировать знания, полученные в процессе обучения;
  • сформировать умение эффективно работать с научной литературой и другими источниками информации;
  • самостоятельно извлекать знания и применять их на практике;
  • формировать критическое мышление, аналитические и исследовательские способности;
  • выработать навык планирования и организации времени;
  • развивать навыки самоконтроля и оценки работы.


Умение ставить цели и задачи, выделяя главное — полезный навык
Пример: цели самостоятельной работы учащихся по направлению «Дипломатическое и консульское право» специальности «Юриспруденция»:

  • систематизация и укрепление знаний студентов, полученных при изучении;
  • формирование умений использовать, применять, толковать нормативно-правовые акты, анализировать теоретические источники;
  • формирование самостоятельности мышления, способностей к самосовершенствованию и самореализации;
  • развитие исследовательских умений.

На определение содержания и основных целей самостоятельной работы студентов влияют требования Федерального государственного образовательного стандарта, учебные планы и программы конкретных дисциплин, утверждённых высшим учебным заведением.

Задачи самостоятельной работы студентов

Если цели — это главное, глобальное видение, то задачи — конкретные шаги по их достижению. Они определяются логикой обучения и помогают разбить процесс выполнения на этапы. Какие же задачи может решать самостоятельная работа:

  • повторить пройденный материал;
  • углубить и усвоить новые знания;
  • закрепить теоретическую информацию;
  • обобщить и систематизировать изученное;
  • формировать практические навыки и профессиональные умения;
  • применить знания на практике;
  • решить конкретные задания или кейсы.

Пример: задачи самостоятельной работы учащихся по направлению «Дипломатическое и консульское право» специальности «Юриспруденция»:

  • овладеть теоретическими (фундаментальными) знаниями по дипломатическому и консульскому праву;
  • изучить основные понятия;
  • изучить и проанализировать международные договоры, обычаи и национальное законодательство по дипломатическому и консульскому праву;
  • решить задачи и задания, предложенные в учебно-методическом пособии по практическим и семинарским занятиям;
  • сформировать опыт собственной поисковой, творческой, научно-исследовательской деятельности.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.

Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции

Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка Читать далее: Игра как средство обучения самостоятельности

2.2 Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции

Анализ монографических работ, посвящённых проблеме организации самостоятельной деятельности дошкольников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятие самостоятельной деятельности трактуется неоднозначно:

Самостоятельная деятельность – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Самостоятельная деятельность, на наш взгляд, наиболее полно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельная деятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания. [19,124]

Во-первых, в данном определении принимаются во внимание психологические детерминанты самостоятельной деятельности дошкольника: саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.

Попробуем более точно определить, что же по-существу входит в понятие “самостоятельная деятельность”.

“Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельности дошкольника в конкретной ситуации представляет собой постоянно проявляемую способность достигать цель деятельности без посторонней помощи.

“Самодеятельность” – субъективная, собственно индивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленными компонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.

“Самоактивация” – это субъективно соотнесённая внутренняя мотивация деятельности.

“Самоорганизация” – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

“Саморегуляция” – изначально психологическое обеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностный смысл, т.е. собственно психическое наполнение.

“Самоконтроль” – необходимый компонент самой деятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.

Во-вторых, акцентируется внимание на том, что самостоятельная работа связана с работой дошкольника в группе и является следствием правильной организации учебно-познавательной деятельности в процессе воспитания.

А.И. Зимняя подчёркивает, что самостоятельная деятельность дошкольника есть следствие правильно организованной его учебной деятельности в процессе воспитания, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для воспитателя это означает чёткое осознание не только своего плана действий, но и осознанное его формирование у дошкольников как некоторой схемы освоения предмета или действия в ходе решения новых задач. Но в целом это параллельно существующая занятость дошкольника по выбранной программе усвоения какого-либо материала в процессе обучения.

В-третьих, самостоятельная деятельность рассматривается как высший тип учебно-познавательной деятельности, требующий от ребенка достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, ответственности, и доставляющий ему удовлетворение, как процесс самосовершенствования и самосознания. [22,86]

Эффективность воспитательного процесса и познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму воспитания в связи с рядом обстоятельств.

Во-первых, знания, навыки, умения, привычки, убеждения, духовность нельзя передавать от воспитателя к ребенку так, как передаются материальные предметы. Каждый ребенок овладевает ими путём самостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устной информации, разбор и осмысление материала, анализ.

Во-вторых, процесс познания, направленный на выявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющим последовательность познания: знакомство, восприятие, переработка, осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным, неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могут реализоваться.

В-третьих, если человек живёт в состоянии наивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируется как личность высокой культуры.

Именно самостоятельная работа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает не только технику, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности, стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем.

В процессе такого труда наиболее полно выявляются индивидуальные способности дошкольников, их наклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализировать факты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческому развитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своей позиции. [17,95]

Из всего ранее сказанного видно, что самостоятельная деятельность – это высшая работа познавательной деятельности дошкольника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.

Глава 3. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности

Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельной деятельности ребенка Читать далее: Игра как средство обучения самостоятельности

Информация о работе «Формирование у дошкольников самостоятельности»

Раздел: Педагогика Количество знаков с пробелами: 59230 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Формирование воли дошкольников

61188

0

0

… Н. А. Бернштейн, Л. К. Анохин, удачно подкрепляет и поддерживает эту точку зрения со стороны естествознания. 2. Развитие отдельных волевых свойств Важное место в формировании воли дошкольников уделяется также развитию таких качеств, как произвольность, самосознание, а также мотивационная деятельность. Рассмотрим подробнее эти явления. Развитие произвольности Считается, что все …

Формирование у дошкольников 6-7 лет элементарных математических представлений

212928

0

0

… в новые условия. Необходимо помочь ребенку убедиться в том, как важно уметь считать, измерять, определять форму предметов. В процессе формирования элементарных математических представлений важно пробудить у дошкольников интерес к математическим знаниям. Это явится залогом успешного обучения математики в школе. Распределение программного материала по кварталам. В первом квартале выделяется по …

Формирование у дошкольников положительного отношения к труду в совместной деятельности со взрослыми

11616

1

0

… происходящему и, вместе с тем, у детей с более высокими темпами развития не тормозятся, а успешно развиваются творческие способности. Формирование положительного отношения к труду у детей возможно только в условиях, при которых обеспечивается систематическое включение их в деятельность. Так как дети находятся круглосуточно в условиях детского дома, это позволяет увеличить частоту включения их в …

Педагогические условия интеллектуалного развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений

131247

4

8

… воззрений. Именно педагоги высокого класса способны внести в действие резервы главного воспитательного возраста — дошкольного. 1.4. Педагогические условия интеллектуального развития старшего дошкольника в процессе формирования первичных математических представлений Академик А.В.Запорожец писал, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, …

Виды самостоятельной работы

Виды самостоятельной работы могут отличаться по месту проведения, а также по характеру заданий. По месту выделяют аудиторную и внеаудиторную деятельность. А вот видов самостоятельной работы по характеру заданий значительно больше и преследуют они разные образовательные цели:

  • предварительное изучение материала;
  • прослушивание лекций, доработка конспектов;
  • работа с рекомендованными источниками информации;
  • выполнение специальных заданий в рамках учебной программы;
  • подготовка к контрольным, зачётам, семинарам;
  • подготовка рефератов, эссе, их защита;
  • подготовка докладов и научных исследований для выступления на конференциях и семинарах;
  • анализ научных исследований и монографий по предмету.

Большая часть этих видов самостоятельной работы относится к обязательным. А дополнительные задания со звёздочкой для самых умных — это доклады, исследования, анализ научных трудов и выступления на конференциях.

Уровни самостоятельной работы

Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!

«Исполнение автоматического акта не задаёт нашему уму никакой задачи. Нет затруднения — значит нет потребности, а следовательно, нет и сознания».

Эта цитата Льва Семёновича Выготского — прекрасно объясняет, почему важно учитывать не только виды, но и уровни заданий для самостоятельной работы студентов.

Условно все виды заданий делят на три уровня:

  • репродуктивный;
  • продуктивный;
  • творческий.


Чтобы справиться с задачей любой сложности, нужно не забывать своевременно отдыхать

Репродуктивный уровень

Это задания, основные цель и задачи которых закрепить уже имеющиеся знания. Сюда входит чтение разных литературных источников, дополнение и изучение конспекта, выполнение заданий по аналогии с теми, которые студент уже умеет решать.

Продуктивный уровень

Это непосредственная работа с новым материалом. Главная цель и задачи, которые стоят перед заданиями продуктивного уровня — углубление знаний, закрепление умений и навыков на практике. Виды заданий этого уровня:

  • оформить план-конспект книги;
  • составить библиографический список;
  • составить диаграммы, схемы;
  • подготовить устные и письменные ответы по вопросам;
  • оценить письменную работу однокурсников.

Творческий уровень

Цели и задачи самостоятельных работ творческого уровня — самостоятельно искать знания, показать самостоятельность мышления и умение анализировать, а также работать с большим и сложным материалом. Задачи этого уровня:

  • подготовить реферат;
  • написать эссе;
  • провести исследование;
  • собрать материал и написать диплом;
  • подготовить и защитить доклад.

Выбирая уровень заданий для самостоятельной работы, помните, что он должен каждый раз повышаться. Это укрепит веру в свои силы и повысит профессионализм.

Нужно написать самостоятельную работу? Узнайте, как подготовиться к ней быстро и успешно и по каким критериям её будут оценивать.

А если нужна помощь в подготовке и написании любого вида работ, обращайтесь в наш студенческий сервис. Эксперты справятся с любой темой, раскроют её с учётом целей и задач, а также учтут вид и уровень сложности.

Принципы, виды и уровни самостоятельной работы

Помимо целей и задач, у самостоятельной работы есть принципы, виды и формы, а также разные уровни сложности. Их понимание позволяет разобраться с методологической основой, на которой строятся цели и задачи самостоятельной работы, оценивать уровень сложности заданий и отслеживать свой собственный прогресс.

Принципы самостоятельной работы

Выделяют такие основные методологические принципы самостоятельной работы:

  • целенаправленность;
  • системность;
  • регулярность;
  • логичность;
  • полезность;
  • научность.

Это значит, что цели и задачи самостоятельной работы, которые преподаватель предварительно озвучивает, а студент уточняет в процессе работы, должны соответствовать этим принципам.

планирование в подготовительной группе

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ на неделю (11.10.2021- 15.10.2021)

Группа: 2 подготовительная группа «Семицветики»

Тема: «Я-человек».

Задачи

: 1.Развивать в детях положительную самооценку, уверенность в себе, осознание роста своих достижений, чувство собственного достоинства, самоконтроля и ответственность за свои действия и поступки; 2.Формировать представление о себе как человеке – представителей живого на Земле.

Итоговое мероприятие

: «О чем поспорили Пепси-кола и Вода?»

Дата проведения итогового мероприятия

: пятница 15. 10.

Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатели, родители.

День недели Режим Интеграция образовательных областей Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами
Групповая, подгрупповая Индивидуальная Образовательная деятельность в режимных моментах
1 2 3 4 5 6 7 8
Понедельник Утро социально-ком. развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физ. развитие.

Комплекс утренней гимнастики «Весёлая зарядка». Развивать танцевально-игровое творчество детей.

Д/ игры «Валеология или здоровый малыш», «Собери фигуру человека», «Угадай на ощупь» «Удивительное лицо» Ц: Формирование начальных представлений о здоровье и здоровом образе жизни.

«Колумбово яйцо» Закреплять знание геометрических фигур, формировать умение осуществлять зрительно-мыслительный анализ их расположения, Д/у: «Катя простудилась».

Цель: приучать детей при чихании и кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком.

Раскраски «Дети»

Цель: развитие графомоторных навыков.

выставка зубных щеток и зубных паст

предметы личной гигиены для дидактической куклы

Поговорить с родителями о самочувствии детей.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Непосредственно образовательная деятельность Познавательно развитие ФЭМП Занятие 7. Программное содержание. Продолжать учить составлять число 6 из единиц. (И.А. Пономарева ФЭМП, стр. 31)
Физкультура Занятие 15. Задачи. Упражнять детей в беге с преодолением препятствий; развивать ловкость в упражнениях с мячом; повторить задание в прыжках. (Л.И. Пензулаева Физическая культура в детском саду, стр.22)
Худ/эст развитие

рисование

«Папа (мама) гуляет со своим ребенком в сквере (по улице)»

П. с. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать относительную величину ребенка и взрослого. (Т.С. Комарова ИЗО в детском саду, стр.45)

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]