Проект совместной деятельности воспитателя, детей и родителей


Проект взаимодействия с родителями в детском саду

Проект взаимодействия с родителями ДОУ «Путешествие в страну добрых отношений»

Автор: Белобаева Елена Валерьевна МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №47» г. Ачинск Красноярского края Проект взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников социально – личностной направленности.
Актуальность проекта Социальное развитие в дошкольном детстве направлено на становление у ребенка соответствующей его возрасту социальной компетентности как базисной ценности детской личности. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Привлечение родителей к решению проблемных задач семейного воспитания побуждает их к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Однако существует ряд проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно: — особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам; — материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Детей отмечает эмоциональная, волевая, духовная незрелость; — свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье. Исходя из выше сказанного, разработан проект взаимодействия с родителями социально — личностной направленности «Путешествие в страну добрых отношений». Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам социально — личностного развития детей. Задачи: — установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей; — активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком; — ориентировать родителей на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада. Участники проекта: специалисты ДОУ, педагоги, родители, дети Сроки реализации: в течение года Место реализации: 663153, Красноярский край, город Ачинск, 24 квартал, строение 13, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47». Вид проекта: практико — ориентированный Ресурсы обеспечения проекта: Организационные:
Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Д/с № 47», годовым планом и планом реализации проекта.
Информационные:
— научно-методическая, художественная литература; — средства массовой информации; — ресурс Интернета.
Кадровое обеспечение:
— администрация ДОУ; — воспитатели; — музыкальный руководитель; — инструктор по физической культуре; — педагог – психолог.
Финансовое обеспечение:
— бюджет Учреждения; — благотворительные средства родителей.
Материально-техническое обеспечение:
— мультимедийный проектор, — экран, — ноутбук, — музыкальный центр.
Ожидаемый результат: 1. Создание системы комплексной работы с родителями. 2. Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально — личностного развития детей. 3. Обобщение опыта семейного воспитания. Принципы взаимодействия воспитателя с родителями: — умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу; — внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям; — способность к оказанию психологической помощи; — ориентация на стимулирование самообразования родителей; — способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе; — положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме; — проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями; — искренне желать помочь в сложной педагогической ситуации; — недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими. При рассмотрении конфликтной ситуации разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей. Формы работы с родителями: — анкетирование; — консультации; — просмотр непосредственно образовательной деятельности; — беседы; — родительское собрание; — практикум; — информационный лист, памятки, рекомендации; — совместные мероприятия: праздники, развлечения, конкурсы; — день открытых дверей; — презентация семьи.
Этапы реализации проекта:
1 этап – исследовательский
— «Знаете ли вы своего ребенка?» — анкетирование; — «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»- анкета – очерк; — «Взаимоотношения в семье» — тест – опрос; — «Семейные традиции и нормы» — анкетирование; — «Телефон доверия» — акция.
2 этап – подготовительный
— обработка полученной информации; — подбор наглядной агитации; — изучение методической литературы; — разработка плана совместных мероприятий.
3 этап – практический
Информационный блок: — «Пять рецептов избавления от гнева» — памятка; — «Культура общения – это?» — информационный лист; — «Личный пример – лучший способ привить хорошие манеры ребенку» — памятка; — «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания» — консультация; — «Как знакомить детей с нормами поведения» — консультация; — «Посеешь привычку…» — информационный лист; — «Игра – школа нравственного поведения» — консультация; — Индивидуальные консультации по запросам родителей. Практический блок: — «Обсуждаем проблемные ситуации»-практикум (сентябрь); — «Нравственный закон внутри нас» — родительское собрание (октябрь); — «Дружба живет среди нас» — день открытых дверей, просмотр непосредственно-образовательной деятельности (ноябрь); — «Праздник в нашем доме» — творческая мастерская (декабрь); — «Поговорим о вежливости» — круглый стол (январь); — «Молодецкие игры» — спортивные соревнования с участием пап (февраль); — «Наши мамы всегда на все руки мастера» — кулинарный поединок (март); — «Семья года» — конкурс — презентация (апрель):выставка семейных фотографий;выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа;рассказ о традициях семьи;игры, конкурсы, выступления. — Оценка эффективности деятельности (май).
4 этап – заключительный
— оценка эффективности реализации проекта. Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения: — метод анкетного опроса — беседы с родителями. Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей: — учет участия родителей в различных мероприятиях; — наблюдения; — беседы. Определение уровня деятельности педагога с родителями. — использование листов самооценки.

Рекомендуем посмотреть:

Родительское собрание по ПДД в подготовительной группе Творческая мастерская в детском саду «Изготовление лабораторного материала своими руками» Занятие с родителями в детском саду. Конспект Литературная викторина по сказкам для детского сада

Похожие статьи:

План взаимодействия с семьями детей средней группы общеразвивающей направленности

Методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития

Организация совместных тематических проектов в ДОУ (педагоги -дети- родители)

Организация полноценного взаимодействия педагогов, детей и родителей является одной из важных задач, стоящих перед коллективом дошкольных учреждений. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Одна из сторон этого вопроса — поиск рациональных путей взаимодействия. Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С. Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная связь двух явлений, взаимная поддержка.

И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места, а в ДОУ воспитание всегда стоит на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ.

Одной из таких форм сотрудничества и включение родителей в образовательное пространство ДОУ является организация совместных тематических проектов в детском саду

«Проект» (лат.) «выброшенный вперёд», «выступающий», «бросающийся в глаза».

Проект — это специально организованный комплекс действий, имеющий социально значимый результат.

Особенность совместных проектов в детском саду заключается в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

Работа в совместных проектах дает:

  • ребенок может научиться ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнёром, уважать мнение собеседника;
  • в группе создается благоприятная атмосфера для обучения;
  • создается сообщество детей, воспитателей и родителей;
  • у детей появляется стимул для работы и познания с удовольствием, с желанием;
  • проекты позволяют быстро получать наглядный результат своей деятельности;

Организацию совместных тематических проектов можно рассматривать как особый механизм взаимодействия семьи и ДОО.

Дошкольник не может быть автором или руководителем проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. Главным организатором совместных проектов с родителями является воспитатель. Он источник информации, консультант, эксперт.

Он – основной руководитель проекта и последующей исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной деятельности, координатор и партнер детей и родителей в решении проблемы.

Этапы работы над проектом:

1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

— к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);

— в каких источниках можно найти информацию;

— какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

— с какими предметами научиться работать для достижения цели.

— НОД, игры и др. виды детской деятельности

3. Выполнение проекта – практическая часть (сбор и накопление материала, выполнение домашнего задания, результат проекта)

4. Подведение итогов – презентация и определение задач для новых проектов.

Проект – это 5 «П»:

  • проблема;
  • проектирование или планирование;
  • поиск информации;
  • продукт;
  • презентация.

По ходу реализации этапов совместного проекта педагоги и родители помогают ребёнку найти средства и способы для достижения цели.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно с родителями занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.

Таким образом, совместный сбор материалов, изготовление атрибутов, игры, конкурсы, презентации раскрывают творческие способности детей, вовлекают родителей в воспитательный процесс, что, естественно сказывается на результатах. Родители, участвуя в реализации проекта, являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и становятся непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений своего ребенка. Родители могут быть не только источником информации, но и источником реальной помощи и поддержки ребенка в процессе работы над проектом, могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности ребенка. Совместные проекты расширяют кругозор детей и взрослых, наполняют их творческой энергией, помогают выстроить взаимоотношения и сотрудничество семьи и детского сада. Именно проектная деятельность поможет объединить педагогов, детей и родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. А самое главное, каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в себе повысится самооценка ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело. Одно из достоинств технологии проектирования в том, что каждому ребенку обеспечивается признание важности и необходимости в коллективе. Он видит результаты усилий в начале группы, а затем всего коллектива. Ребенок понимает, что другие участники процесса замечают его вклад в общее дело, поэтому стремится не отстать от сверстников.

Таким образом, внедрение в образовательный процесс совместных тематических проектов способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе и делает образовательный процесс дошкольной организации открытым для активного участия родителей и других членов семьи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]