Влияние музыкально-театрализованной деятельности, как целостной системы, на интеллектуальное, эстетическое и эмоциональное развитие дошкольников


МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2015/Р9

Почему занятия театром так важны для ребёнка? Потому что предметы, направленные на художественно-эстетическое развитие ребёнка в процессе обучения заставляют включать все системы восприятия ребёнка. Занятия по предмету «Музыкальный театр» помогают включить в процесс обучения сенсорные системы ребёнка более действенно. В. Оклендер в своей работе «Окна в мир ребёнка» указывает на то, что через зрение, слух, осязание, вкус и обоняние мы осознаём самих себя и контактируем с миром. В дальнейшем мы начинаем действовать механически, отстраняясь от эмоций. Разум вытесняет эмоции, но разум — всего только одна из составных частей нашего существа, которые необходимо развивать в ребёнке и использовать во всей их полноте. Попробуем оставить разум и возвратиться к чувствам. Развивая одну из сенсорных систем у ребёнка, педагог как бы выключает другую. Рисуем и лепим, в тишине и молча слушаем музыку, сложив руки на парте, экспериментируем с извлечением шумовых эффектов, звуков без передачи своих чувств. Н. Басина и О. Суслова утверждают, что музыка — видима и невидима. Музыка порождает движение, и природа ребёнка моментально отзывается на импульсы, идущие от неё. Ребёнок способен осязать, видеть, слышать музыку, так как музыкальное произведение абстрактно, но очень чувственно. Ребёнок более открыт для восприятия музыки, цвета, слова. В его руках всё это стремится преодолеть свою нематериальность и воплотиться, обрести плоть, стать видимой, живой. С. Кожохина описывает в работе «Путешествие в мир искусства» о положительном опыте на занятиях с младшими школьниками о развитии вкусовых навыков и форм обоняния. У ребёнка запах и вкус может выражаться цветом, определёнными линиями, звуками и хореографическими экспромтами. Многие педагоги используют ассоциативное рисование, пластические фантазии, шумовые экспромты. Это основа релаксации, медитации в психотерапевтической практике. Ассоциативные экспромты можно использовать для тестирования и как дополнение к диагностическому отслеживанию. Каждое театральное занятие включает в себя обучающий блок, репетиционный блок и творческую импровизацию как вид индивидуального тест-опроса. В течение занятий предусмотрены две релакс-паузы. Это коллективные хореографические мини-блоки, которые направлены на смену вида деятельности и обмен информацией. В конце занятия просмотр и коллективное обсуждение. Занятие разделено на несколько этапов: Психологический настрой — адаптация. Музыкально – игровое приветствие. Проверка домашнего задания. Беседа, презентация, настрой на освоение нового материала. Познавательный блок. Путешествие в страну «Театр». Обучающий блок. Знакомство с новым материалом. Музыкальная пауза. Творческий поиск, деятельностное освоение нового материала, проба и эксперимент по созданию нового образа. Практический блок. Репетиционный момент. Обсуждение, просмотр, коллективная находка единого образа. Демонстрационный блок. Релакс-пауза Музыкально-хореографическая пауза. Выявление творческой и эмоциональной активности. Обсуждение индивидуального и коллективного домашнего задания. Блок-тест – завершение занятия. Каждый из блоков: познавательный, обучающий, практический, демонстрационный, блок-тест содержит большой иллюстративный материал. Это предметы быта, медиапоказ отрывков музыкальных и театральных спектаклей, знакомство с произведениями искусства, знакомство с бытом и традициями родного края, историей и культурой разных народов. Музыкальные паузы — это психоэмоциональный отдых для детей на темы полюбившихся музыкальных произведений прошлых занятий, который рефреном возвращает к прошедшим темам. Репетиционный момент — это самая любимая часть занятия, где дети ощущают себя творцами и индивидуальными личностями. Творческий поиск характера изображаемого героя, проба себя в роли художника, костюмера, музыканта шумового оркестра, актёра поднимает ребёнка на новую социальную ступень. Он чувствует себя более нужным, значимым, взрослым, полезным. Обучение на основе театра имеет основную преимущественную особенность, по сравнению с другими формами обучения и видами внеклассной работ ,потому что полностью построено на творческом поиске педагога и ребенка, а затем и на создании театрализованного продукта. На занятиях по предмету «Музыкальный театр» у школьников Георгиевской гимназии города Егорьевска развивается как коллективная природа пения в целом и как самая доступная форма приобщения к прекрасному, благодаря наличию у каждого человека особого музыкального инструмента «голоса». Наиболее активной и занимательной формой приобщения к искусству в школе учащихся является интеграция вокального обучения с театром в форме постановки школьных мюзиклов. Работа над мюзиклом оказалась очень увлекательной, интересной для педагогов, детей разного возраста и для родителей. Именно поэтому было решено заниматься с детьми этой работой с первого класса. Для решения поставленной цели была выбрана программа внеурочной деятельности «Детский музыкальный театр». Театрализованная деятельность для детей это особый мир, вспомним отрывок из беседы Константина Сергеевича Станиславского с Натальей Ильиничной Сац: «Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей вызывает подчас недоумение даже у нас – профессиональных артистов. Что-то есть в педагогике, что убивает эту детскую смелость инициативы, и только потом, став взрослыми, некоторые из них начинают искать себя на сцене. А вот если устранить этот разрыв, если объединить талантливых ребят в детский театр в расцвете их детского творчества и уже с тех пор развивать их естественное стремление — представляете себе, какого праздника творчества можно достигнуть к их зрелым годам, какого единства стремлений». Для работы с детьми при поддержке сотрудниками лаборатории интеграции ФГБНУ ИХОиК РАО Некрасовой Л.М. и Комлевой В.В, педагогом Георгиевской гимназии Басовой И. С. была создана программа театрального развития детей. Образовательной областью программы «Детский музыкальный театр» является искусство. Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности в духовной культуре. Приобщение к искусству способствует воспитанию у ребёнка убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Поскольку художественный опыт – это всегда опыт субъективный, личностный, то обучающийся должен не только усвоить, выучить, запомнить ту или иную информацию, но и переработать, оценить, выразить свое отношение к ней. То есть для познания искусства недостаточно овладения определённым набором навыков, познание искусства возможно с помощью языка, на котором говорит само искусство. Одной из форм активного приобщения детей к миру искусства выступает детский музыкальный театр как форма дополнительного образования. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства. Воспитание средствами театра предполагает развитие полноценного восприятия искусства, понимания языка искусства и его специфики. Об этом пишет в своей работе «Наш друг-театр» Н.П.Курапцева и Л.Г Сурина. Развитие чувственного восприятия, фантазии, эмоций, мысли в процессе воздействия искусства на человека происходит благодаря целостному переживанию и осмыслению в искусстве явлений жизни. Через это целостное переживание искусство формирует личность в целом, охватывая весь духовный мир человека. Участвуя, в театрализации дети получают незаменимый творческий опыт. В ходе работы используются различные упражнения, которые способствуют освоению детьми таких навыков общения, как установления контакта друг с другом, умения взаимодействовать со сверстниками, уступать и сдерживать свои побуждения, выбирать партнёра по совместной деятельности, выполнение определённых заданных действий, достижение выразительности на сцене. Во время репетиционного периода дети учатся целенаправленно запоминать и воспроизводить слова, понятия, монологи, появляется навык установления смысловых связей между объектами, расширяется объём памяти и внимания, постоянно идёт развитие вербальной памяти. Работа с музыкальными произведениями, пение, участие в шумовом оркестре стимулируют взаимодействие, позволяют повысить уровень внимания, способствуют возникновению чувств, рождению новых образов. Пластика и хореография дают возможность ребёнку активно самовыразиться невербально, осознать свою индивидуальность, раскрыть зачастую скрытые творческие возможности. Творческая лаборатория — это основа занятия по предмету «Музыкальный театр» потому, что здесь выявляется нечто уникальное в каждом ребёнке. Выражение детской индивидуальности проявляется как творческий акт. Е.А. Яковлева указывает: «Творческость есть не что иное, как реализация человеком собственной индивидуальности. В зависимости от того, в какой сфере и с помощью каких средств осуществляется это предъявление, мы можем говорить о конкретных видах творчества. Ребёнок — существо общественное, его уникальная индивидуальность должна быть проявлена, представлена другим людям». На занятии используется метод отождествления себя с тем, что ребёнок рисует, озвучание изображения и оживление в движении. Дети испытывают трудности, но не сдаются. Поиск идёт вновь и вновь до тех пор, пока не приходит успех, одобрение педагога и сверстников и самоудовлетворение ребёнка. Нередко свои последующие ощущения дети опять закрепляют рисунками. Предмет «Музыкальный театр» — это мир сказки и фантазии, мир чудесных превращений для ребёнка, поэтому вся методика обучения должна быть построена на моментах экспромта эмоциональных и зрительских акцентах. Педагог сам должен быть творцом и заставлять творить детей. Что может быть удивительнее звуков музыки и волшебнее представления в театре. Но это учебный предмет, и у педагога есть определённые задачи и образовательные цели — познакомить детей и с театром и с жанрами музыкального театра. Но самое главное — объяснить ребёнку, что такое творчество, научить детей творить, сделать творчество для детей необходимым как воздух ,а полученный опыт жизненным компасом.Театр объединяет в себе все искусства, дети могут попробовать себя в разных видах творчества. И именно педагог берёт на себя миссию первооткрывателя нового для ребёнка и нового в ребёнке. Чем раньше выявляется одарённость ребёнка, тем понятнее педагогу индивидуально-творческий маршрут развития и в общей направленности учебного процесса. Одарённых детей много, ещё больше талантливых, но они не замечены, не задействованы, не поняты, не до конца раскрыты. Основным компонентом музыкального театра является театрализованная игра. Театрализованные игры имеют особое значение ,они находятся одновременно в сфере образования и воспитания. Тематика и содержание этих игр обычно отражают понятные, близкие детям явления окружающей действительности, раскрывают повадки, характер, знакомые образы животных, птиц, самих детей и их действия. Игра — самая близкая форма деятельности детей дошкольников и младших школьников. Театрализация и музыка определяет развитие игры, углубляет образы, создает соответствующее настроение. Импровизируя на занятиях, ребёнок играет и активно двигается, слушает музыку, включается в поисковую деятельность. Доступность игровых образов, интерес к игре, эмоциональный рассказ педагога перед заданием, как своеобразный методический приём, выразительное музыкальное иллюстрирование и театральные этюды позволяют детям дать свои индивидуальные оттенки в исполнении театральных ролей .Особенно широко используются различные игры на определение образов и поиск характеров знакомых детям предметов. Игры в различных видах и вариантах проводятся на всех этапах работы по подготовке и созданию творческого продукта. На более продвинутом этапе образного развития ребёнка, игра стимулирует необходимое произвольное импровизационное действие ребёнка. Несюжетные игры могут не иметь определённой тематики, но в таких играх встречаются элементы закличек, пляски, ловли, соревнования, построения и перестроения игры с предметами и игрушками. Это очень полезно в поиске характера героя. Так появляется необходимая яркость игры. Эта увлеченность игровым образом способствует дальнейшему развитию творческой активности и развитию способности детей. Выразительность движения, солирования и декламирования детей зависит от эмоциональной окраски сюжета, которую дает педагог. Знакомя детей с новой сюжетной игрой , поисковым заданием или этюдом, педагог должен предварительно заинтересовать детей, рассказать содержание, дать характеристику образов. Необходимо всё время направлять внимание детей на восприятие произведения в целом и изменение в оценке характера героя. Программа «Музыкальный театр» знакомит ребёнка с миром театра и обучает его актёрским навыкам. Эта программа опробована в Георгиевской гимназии г. Егорьевска и в лицее раннего развития «Галеас». При составлении любой программы нужно учитывать, что дети и родители настроены на длительное обучение. Это комплексный образовательный процесс для детей и для взрослых ,направленный на получение новых знаний ,навыков и творческого опыта. Программа должна быть мобильной и модульно-конструктивной, способной включать в себя дополнительные разделы и новые методы. Большое внимание должно быть уделено релакс-паузам, финиш-релаксам, арт-терапии, индивидуально-образовательным маршрутам, ступеням, творческо-экспериментальным уровням. Любые творческие занятия необходимо начинать с игры, с самого естественного состояния ребёнка, которое поможет осуществить контакт, определить необходимый комфортный климат, поможет увлечь детей. На занятиях по театральному мастерству предмета «Музыкальный театр» дети знакомятся с драматическим театром и с музыкальным театром, узнают о профессиях, задействованных в театре, пробуют определиться, чем бы они хотели заниматься — попробовать себя в роли актёра или поучаствовать в оркестре, заняться освещением или декорациями. В результате педагогического наблюдения, анкетирования, диагностики по тесту талантливости выявляются три группы детей: • детей с нормальным возрастным художественным развитием; • творчески активных детей, с развитыми художественными способностями; • одарённых детей. Для каждой группы педагог подбирает творческие задания с целью активизации творческой деятельности детей. Далее поэтапные задания объединяются в единый маршрут по решению образовательных задач, итогом которого становится музыкальный спектакль. Занятия, репетиционный период по предмету «Музыкальный театр», игровые задания во время занятий, творческие домашние задания, выполненные детьми, помогают педагогу рассмотреть зерно творческой одарённости в каждом ребёнке, раскрыть его талант. Театрализованный музыкальный спектакль — это способ диагностики творческого уровня развития детей, определение показателей по шкале одарённости. Репетиционный период и музыкальный спектакль является способом тестирование и выстраивания показателей шкалы талантливости и одарённости творческого роста ребёнка и педагога. Это способ привлечения родителей и взрослых к учебному процессу и участие в творческих конкурсах взрослых людей вместе с детьми, одним из которых является творческое развитие взрослых и самостоятельное участие в конкурсах-смотрах по созданию театральных костюмов, декораций, грима. Особой популярностью у детей и взрослых пользуется участие в конкурсах «Бабушкин сундук», «Забытый предмет». В процессе работы педагога по созданию творческого продукта интегрируются предметы художественно-эстетического цикла на уровне межпредметных связей, позволяющих формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Развивается духовность личности, творческие способности ребёнка, умение видеть и творить прекрасное. Таким образом, происходит воспитание гармоничной разносторонней личности, развитие её творческого потенциала и общекультурного кругозора, способной активно воспринимать искусство. Осуществляются следующие задачи по развитию ребёнка: • формируется целостное представление об искусстве; формируются навыки творческой деятельности; • расширяются представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства; • формируются навыки и умения в области актёрского мастерства, вокально-хорового исполнительства; • продолжение работы над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания. Выполняются воспитательные задачи: • Происходит способствование к воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству; • Развивать способность активного восприятия искусства. Происходит осуществление задач по развитию: • создание условий реализации творческих способностей; • развивается память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение; • выявляются и развиваются индивидуальные творческие способности; • формируется способность самостоятельного освоения художественных ценностей. Обучение по предмету «Музыкальный театр», осуществляется по следующим принципам: — единство эмоционального и сознательного; — комплексное воспитание и развитие обучающихся. • Ведущий методический прием на занятиях – метод художественной импровизации. Все занятия сочетают в себе два основных вида деятельности: беседа о специфике театрального искусства ( это просмотр репродукций, картин, фото и видеоматериалов, с помощью которых у детей формируется представление о театре как виде искусства, особенностях театра ) и игра (контактные, сюжетно – ролевые игры). В игровой форме проходит знакомство с новыми видами деятельности, приобретение навыков творческих действий.(например игра «Весёлый колпачок» заключается в том, что дети выбирают колпачок, под которым находится какое- либо задание: спеть песню, прочитать стихотворение, изобразить предмет , животное, сыграть на муз. инструментах, станцевать танец и др.). Это даёт возможность ребёнку «рассказать» о себе, познакомиться, учат действию в коллективе. Основным методом развития творческих способностей выбрана импровизация: • Хореографическая импровизация (спонтанный танец — исполнение, сочинение танцевальных композиций на заданную музыкальную тему); имитация движений ( через пластику тела передать какой либо образ); театрализация( инсценирование отдельных эпизодов), импровизация на заданную тему (творческие задания, этюды на развитие творческого воображения); • Инструментальная импровизация; • Импровизация сопровождения музыкального произведения звучащими движениями (хлопки, притопы). Занятия сценической грамотой начинаются с воспитания умения организованно, бесшумно, с учётом присутствия партнёров распределяться на сценической площадке. Слово на сцене должно звучать отчётливо, ясно доносить мысль, быть эмоционально насыщенным – это диктует соответствующую работу над словом : занятия техникой и логикой речи, практическое овладение словесным действием. На занятиях обязательно включаются упражнения на развитие артикуляции, дикции (игры-говорилки, скороговорки, чистоговорки), игры и упражнения на речевое дыхание ( зарядка для губ, языка), а также дыхательная гимнастика. Очень важными являются упражнения на развитие интонационной выразительности речи (задания декламировать стихотворный текст от лица разных сказочных героев, декламировать под музыку, ритмодекламация. Обязательно включение чтения и проигрывание фрагментов сказок; озвучивание сказок шумовыми инструментами, которые дети могут изготовить сами дома. Большое внимание уделяется вокально-хоровой работе (упражнения на развитие певческого дыхания и голоса, музыкальные игры, работа с песенным репертуаром, работа над выразительностью исполнения), а также слушанию музыкального произведения и создание его пластического образа (музыкально-ритмические упражнения), разучивание танцевальных композиций с обыгрыванием текста песен, инсценирование песен. После выполнения основных заданий школьникам младшего возраста необходима релакс — пауза. С большим удовольствием дети выполняют упражнения на достижение мышечной свободы, при помощи которых приобретают навыки правильного сценического поведения; очень любят весёлые музыкальные физкультминутки, где танцевальные движения для них показывают анимационные герои. Главным тестовым заданием для педагога и детей является театрализованное представление. При работе над постановкой спектакля целесообразно разделение участников на следующие группы: — солисты: в эту группу входят дети, имеющие достаточно высокий уровень развития музыкальных способностей, а также дети с вокальными данными или перспективой их развития; — актёрская группа: основные действующие лица на сцене; — танцевальная группа: дети с хорошими пластическими возможностями — детский шумовой оркестр: в эту группу могут входить дети, которым в силу различных причин требуется более длительный период овладения сценической грамотой. Все эти малые группы мобильны, при следующих постановках дети могут быть переведены из одной группы в другую .С огромным вниманием и действенной помощью к творческому процессу относятся семья участников, друзья и взрослые. Привлечение родителей к творческому процессу по производству с детьми костюмов и декораций – это один из способов сближения семьи и школы. Занятия музыкальным театром учениками не воспринимаются как традиционные уроки, для них – это праздник, возможность проявить свои способности, заняться творчеством, улыбнуться, посмеяться, пошутить. Благодаря непринужденной атмосфере, царящей на занятиях, дети получают заряд отличного настроения и готовы снова и снова творить прекрасное. В ходе работы подготовлены спектакли — мюзиклы по сказке Братьев Гримм «Золушка», Н.Носов «Незнайка», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», А. Филатов «Про Федота стрельца, молодого удальца», И.Басова «Мы дети галактики», «Сирень победы» . Так рождаются театрализованные представления, дети получают творческое развитие и выявляются одарённые дети. Предмет «Музыкальный театр» введён в дополнительное образование МОУ «Георгиевская гимназия» г. Егорьевска. Новые методики на основе театра позволяют более гибко разгружать и по-новому организовывать перенасыщенное образовательное пространство в школе. Таким образом, решается одна из задач по изменению перенасыщенной среды обучения ребёнка начальной школы. Разрабатываются новые театральные формы и виды занятий с младшими школьниками. В обучающем материале используются методики по получению творческих навыков театральных профессий. Дети и взрослые получают бесценный творческий опыт. Наиболее полно раскрывается и используется потенциал мирового музыкального, изобразительного и театрального искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баркова А.М. Социально-педагогические факторы воспитания детей средствами фольклора. — М., 2000. 2. Басова И.С. Музыкальный театр — выступление на конференции «Развитие дополнительного образования в школе» Е.,2013. 3. Божович М.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М., 2002. 4. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. 5. Доронова Т.А. Развитие детей в театрализованной деятельности. — М., 2001. 6. Сорокина Н.Ф. Театр — творчество — дети. — М., Аркти, 2002. 7. Яковлева Е. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. — М., 1998. 8. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. Д.В.Григорьев, П.С.Степанов.-М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения). 9. Афанасенко Е.Х., Клюнеева С.А. идр. Детский музыкальный театр. Программы, разработки занятий. Волгоград, «Учитель», 2009. 10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991. 11. Вопросы режиссуры детского театра. М., 1998 12. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М., 1992 13. Дмитриева Л. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1987 14. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. М., 1992. 15. Клюева Н.В. Учим детей общению. Ярославль, 1996. 16. Михайлова М. развитие музыкальных способностей детей. М., 1997 17. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. Москва.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1984. 18. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль, 1996 19. Шильгави В.П. Начнем с игры. Л., 1980. 20. Журнал «Вестник образования России» № 7/2006 г.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Развитие музыкально-творческих способностей детей через театрализованную деятельность.

Галимова Дания Зулькарамовна, Музыкальный руководитель МБДОУ – детский сад №8 комбинированного вида.

Как известно, музыкально-эстетическое воспитание детей – одна из важнейших задач гармоничного развития личности. Но воспитание будет продуктивным только в том случае, если используются все творческие возможности маленького человека, все виды музыкальной деятельности, доступные дошкольному возрасту. И в первую очередь, это театрализованная деятельность. Успех музыкального воспитания зависит от того, насколько интересно построена работа по музыкально-эстетическому развитию детей.

Большинство образовательных программ предусматривает сочетание различных видов музыкальной деятельности, в том числе и театрализацию. Она оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, фантазии, воображения, интеллекта, артистичности, формируются коммуникативные отношения, воспитывается доброжелательное отношение друг к другу.

В процессе театрализованных игр происходит интегрированное воспитание детей: они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

В нашем детском саду театрализации уделяется большое внимание. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыш во время игры чувствует себя раскованно, свободно.

Театрализованные игры помогают создать радостную, непринуждённую обстановку.

Особое место занимают игры-драматизации. Здесь ребёнок играет сам, используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

Театрализованные игры на музыкальных занятиях мы начинаем вводить с первой младшей группы. В гости к малышам обязательно приходит какой-нибудь персонаж: кошечка, собачка, петушок и др. Обязательно приветствуем его, придумываем ему имя. Учимся звукоподражанию с различной интонацией. Все песни и попевки обыгрываем куклами, другими игрушками.

В младших группах формируем у детей простейшие образно-выразительные умения (умение имитировать характерные движения сказочных животных): птички летают, клюют зернышки; зайчики прыгают, танцуют; лошадки скачут и другие. Всё занятие строится на каком-нибудь сюжете. Дети сами водят игрушки, танцуют с ними, учатся звукоподражанию, придавая голосу соответствующий тембр. Каждый ребенок старается показать себя, тем самым развивается мимика, пластика, чистая речь и правильное интонирование. (Фото 1).

В старшем возрасте дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях. Такой вид деятельности даёт детям возможность проявить творчество и фантазию. Дети сами ищут выразительные приёмы для создания игрового образа: придумывают характерные движения героев, мимику, разную интонацию, жесты.

Так как театрализация тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности, то необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

Рассмотрим инновационные формы и методы в различных видах музыкальной деятольности.

1. Для восприятия музыки используем метод активного слушания.

Активное восприятие — это слушание музыкального произведения и одновременная передача характерных особенностей музыкально-игрового образа разными видами музыкального творчества.

Одним из основных педагогических средств активизации музыкального восприятия является театрализация, обыгрывание (интонационно-речевое и образно-пластическое) музыкального образа педагогом и детьми.

Уделяем большое внимание самостоятельному подбору движений в соответствии с характером музыки, умению эмоционально отзываться на музыку, развиваем речь детей, их воображение.

Пение. Распевание.

Для усвоения певческих навыков используем замечательные попевки Аллы Евтодьевой, которые строятся на диалогах между разными персонажами сказок. Распевание рассчитано на осознанное озвучивание голосов героев знакомых сказок, предполагающих пение средним и высоким голосом. Это пение по ролям, разыгрывание театрально- музыкальных этюдов при помощи голоса, мимики и жестов действенно и качественно улучшает результативность этих игровых упражнений, позволяет детям быстро и успешно освоить технику чистого интонирования, артистизма в пении, способствует развитию как вокальных, так и театральных способностей ребёнка.

Такое игровое распевание многофункционально:

  1. Благодаря игровой ситуации оно развивает образное воображение детей, осознанное осмысление детьми правильного выбора голоса (низкого или высокого) в связи с озвучиванием знакомых персонажей.
  2. Развивает дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
  3. Развивает творческие способности детей, формирует навыки театральной деятельности, так как игровое распевание предполагает разыгривание театральных этюдов с использованием различной мимики и жестов героев, пение по ролям.
  4. Игровое распевание может плавно перейти в музыкальную игру – драматизацию, танец, повтор и закрепление музыкально-ритмических движений, музицирование.

Очень помогают в работе пальчиковые игры. Ценность пальчиковых игр в контексте развития музыкальности детей заключается в том, что они представляют собой первые опыты исполнительского артистизма.

Работа над текстами с жестовыми рисунками способствует также активизации абстрактного и образно-ассоциативного мышления. Пальчиковые игры оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.

Пальчиковые игры:

  • развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;
  • «предвосхищают» сознание, его реактивность (ввиду быстроты смены движений);
  • повышают общий уровень организации ребёнка;
  • направлены на развитие чувства ритма, дикционной моторики речи, выразительно-речевого интонирования, координации движений.

Начинаем работу над пальчиковыми играми с самого раннего дошкольного возраста, используя короткие по объему и несложные по содержанию тексты, доступные детям.

В старшем дошкольном возрасте пальчиковые игры усложняются, жесты

становятся наиболее символичными, в результате чего игры превращаются в настоящий пальчиково-речевой театр. (Приложение 1. Фото 2, 3).

Речевые игры позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх текст поётся или ритмично декламируется хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию добавляется музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение, сонорные или колористические средства. Кроме того формирование речи у человека идёт при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать или даже заменять слова. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях, занятиях театрального кружка эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. (Приложение 2).

В работе используем нетрадиционные формы развития музыкальности. Это ритмодекламация и мелодекламация.

Мелодекламация – чтение стихов или текста в сопровождении музыки и пропевание части текста.

Ритмодекламация – синтез музыки и поэзии. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется.

Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего, развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями, т.к. отношение к одному и тому же персонажу или событию может изменяться по-разному.

Ритмодекламация – это речевая игра, предполагающая творческую свободу в интонационно-ритмическом исполнении текста. В зависимости от поставленных целей и задач практически любую модель можно «развить» до уровня «театральной постановки», в которой могут сочетаться в самых разных соотношениях декламация, танец, пение, игра на инструментах, пантомима, импровизация и др., а также дополняться художественно-изобразительной деятельностью. Такие формы рождаются постепенно, иногда неожиданно, в процессе работы над моделью, очень нравятся детям и помогают им проявить себя в новой ситуации, по-иному взглянуть на уже известные вещи, обогащают художественные впечатления детей, способствуют развитию воображения и способности к импровизации.

Использование данных технологий и методических форм на практике позволяют добиться основной цели: создание на музыкальных занятиях, праздниках атмосферы радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения.

Таким образом, театрализованная игры на музыкальных занятиях позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

При умелом педагогическом руководстве и разнообразии тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованные игры дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания и развития личности. (фото 4,5, 6).

Список используемой литературы:

  1. Е.А. Антипова Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009;
  2. О.А. Арсеневская Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2011.
  3. Т.А. Боровик «Методика развития музыкальности детей»; журнал «Музыкальный руководитель №1-6 2004 г.
  4. А.А. Евтодьева Учимся петь и танцевать, играя: методическое и практическое пособие по обучению пению и движениям в игровой форме. – Калуга, 2007.
  5. О.В. Кацер Игровая методика обучения детей пению: Учеб. Пособие. – 2-е изд., доп. – СПб.: Издательство «Музыкальная палитра», 2008.

Приложение1

Пальчиковая сказка «Рукавичка»

(автор О. Арсеневская)

Из-за леса, из-за гор Дети шлёпают ладошками Топал дедушка Егор. По коленям. Очень он домой спешил — Показывают обратную сторону Рукавичку обронил. ладоней с вытянутым вверх большим пальцем-жест «Рукавичка».

Мышка по полю бежала, «Бегают» пальчиками одной руки по другой руке. Рукавичку увидала. Жест «Рукавичка». — Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачком По левой ладошке. Мышку здесь никто не ждёт? Грозят пальцем.

Стала жить-поживать, Звонко песни распевать. Хлопки. Зайка по полю бежал, Жест «Зайчик». Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».

— Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачком По левой ладошке. Звонко песенку поёт? Хлопки. Мышка зайку пригласила, Зовут, жестикулируя правой рукой. Сладким чаем напоила. Вытягивают вперёд руки, Ладошки складывают в виде чашечки.

Зайка прыг, зайка скок, Вкусных пирогов напёк. «Пекут» пирожки. Как по полю шла лисичка, Мягкие движения кистями рук. Увидала рукавичку. Жест «Рукавичка».

— Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачкомпо левой ладошке. Звонко песенку поёт? Хлопки. И лисичку пригласили, Мягкие движения кистями рук. Пирожками угостили. «Пекут» пирожки.

Стала жить там поживать Пол метёлкой подметать. Движения руками влево-вправо. Мишка по полю гулял, Стучат кулачками по коленям. Рукавичку увидал. Жест «Рукавичка».

— Кто, кто здесь живёт? Стучат правым кулачком по левой ладошке. Звонко песенку поёт? Хлопки. Звери испугались, Сжать пальцы рук в «замок». В страхе разбежались. Развести руки в стороны.

Приложение 2:

Речевые игры с музыкальными инструментами

(автор О. Арсеневская)

Матрёшка и Петрушка.

Вот пришли весёлые матрёшки Тук-тук! Принесли нам расписные ложки. Тук-тук!

Мы на ложках заиграли. Туки-туки! Туки-тук! Наши ложки заплясали. Туки-туки! Тук-тук-тук!

Вот бежит приятель наш, Петрушка, Трень-трень. Он принёс ребятам погремушки, Трень-трень.

Погремушки зазвенели – Трень-трень-трень! Трень-трень-трень! Звонко песенку запели – Трен-ди, трен-ди, трен-ди-трень!

Тук-тук, туки-тук, Трень-трень-трен-ди-трень! Будет весело играть Наш оркестр целый день!

Шур-шур-песенка В тиши шуршунчики шуршат: Шур-шур, шур-шур, шур-шур. Они похожи на мышат.

Шур-шур, шур-шур, шур-шур. Дети играют на «шуршунчиках» — султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками. А где-то спит мурлыка-кот. Мур-мур, мур-мур, мур-мур. Во сне он песенку поёт:

— Мур-мур, мур-мур, мур-мур. Дети играют на треугольниках. Шур-шур! Мур-мур! Шур-шур! Мур-мур!

Весёлый оркестр. «Бум-бум! Трам-там-там!» — Застучал барабан. «Туки-туки-тошки!»

Заиграли ложки. «Чётки-чётки», — Бряцают трещётки. «Дин-дон, дин-дон!»

Зазвенел металлофон. «Бан-бан балалал!» — Треугольник зазвучал! «Бумба-бумба!»

Загремела румба! А теперь нам нужно Заиграть всем дружно.

Следующая >

Театрализация на музыкальных занятиях

Наталья Романова

Театрализация на музыкальных занятиях

Театрализация на музыкальных занятиях

Подготовила:

Музыкальный руководитель

Романова Наталья Ивановна

С. Георгиевка – 2021г

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, и усложняются задачи, стоящие перед педагогами дошкольных образовательных учреждений, очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста. А она, как универсальное средство воспитания и эффективный инструмент обучения, является отнюдь не новшеством и используется в педагогике уже давно. Вспомнить хотя бы гениального чеха – Яна Амоса Каменского, который на основе драматизации текстов обучал детей древним языкам. Но, несмотря на известную «обкатанность»

,
театрализованная деятельность и сегодня остается не до конца раскрытой. И далеко не все возможности этой универсальной деятельности исчерпаны. Более того, педагогика, как в теории, так и на практике, до конца не разобралась в подходах к организации театральной деятельности в детском саду. Однако, несмотря на многие проблемы, театрализация остается, пожалуй, самой популярной, увлекательной деятельностью, без нее уже не мыслит свою работу ни один воспитатель или музыкальный руководитель детского сада.
Итак, что же такого ценного таит эта удивительная, магическая и такая знакомая с детства театрализованная деятельность?

С точки зрения педагогической привлекательности тут можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности театра. К сожалению, часто театрализация превращается в подготовку с детьми хорошо отрепетированного представления.Но тут возникает вопрос: а театр ли это? И кому он нужен – детям или взрослым, которые манипулируют дошкольниками как куклами – марионетками? А можно ли работать иначе?

Искусство развития у детей воображения, фантазии, творческих способностей – педагогическое искусство – тоже опирается на определенные методы и приемы, на логические модели построения игрового взаимодействия. Воспитательные и образовательные возможности театрализованной деятельности очень широки. Дети, которые принимают активное участие в театральной деятельности, знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки и умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У ребенка улучшается диалогическая речь. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, учат сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Таким образом, театрализованная деятельность — важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умение ставить себя на его место в различных ситуациях. «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно встать на его место» — утверждал Б. М. Теплов [5, с. 41].

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость)

. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театральные занятия помогают всесторонне развивать ребенка. Поэтому,не случайно в современных требованиях к содержанию и методам работы в ДОУ выделен специальный раздел: «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»

, в критериях которого подчеркивается, что
музыкальный руководитель обязан:
создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество;

развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т. д. ;

приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с различными видами кукольных театров);

обеспечить взаимосвязь театральной игры с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

создавать условия для совместной театральной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание в детском саду определенных условий и соответствующей организации работы всего педагогического коллектива. Я занимаюсь вопросом организации театральной деятельности в нашем детском саду. Опираясь на методику ведущих в этой области специалистов, таких как Э. Г. Чурилова, М. Д. Маханева, А. И. Буренина, Т. И. Петрова и др., не ограничиваюсь сценарной, режиссерской и постановочной работой с детьми. А через всю жизнь детского сада, через все виды деятельности провожу решение задач, направленных на формирование в детях творческого начала. Организую консультации и беседы для родителей детей и воспитателей детского сада.

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке различное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой. Дети слушают музыку к определенному спектаклю, отмечая ее разнохарактерное содержание, занимаются упражнениями по ритмопластике, разучивают игры на развитие дыхания, голосового аппарата, на артикуляцию и т. д.

На занятиях по изобразительной деятельности дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию спектакля, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказок или ее персонажей.

Особое содержание приобретает вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время под руководством воспитателя и в самостоятельной деятельности.

Дети играют в «театр»

.Средствами
театрализованных игр, упражнений, этюдов создаются условия для индивидуального подхода к раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.
Занятия строится на основе развивающих методик, они представляют собой систему творческих игр и этюдов. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении. Театральные занятия строятся на таких видах детской деятельности, как

театральная игра;

— ритмопластика;

— культура и техника речи;

Результатом занятий становятся музыкально-театрализованные представления в виде спектаклей,театрализованных сценок к музыкальным развлечениям, игр – драматизаций. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость.В ходе работы обязательно соблюдаются следующие необходимые правила:

не перегружать детей;

не навязывать своего мнения;

не позволять одним детям вмешиваться в действия других.

Надо отметить и тот факт, что дети, принимающие активное участие в подготовке музыкальных театральных представлений, стали отличать большей коммуникативностью, творческим отношением и подходу к любому делу, умением перевоплощается, пользоваться разнообразными жестами, мимикой, передавать в свободных пластических импровизациях характер и настроение музыкальных произведений, их речь более ясная, выразительная, эмоционально-насыщенная.

Анализируя опыт работы ведущих педагогов и свой собственный, можно сделать вывод, что правильно организованная театральная деятельность в детском саду позволяет решить многие актуальные педагогические проблемы, связанные с развитием личности каждого ребенка.

Список использованной литературы

1. Алпарова, Н. Н. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников / Н. Н. Алпарова // М.: Просвещение, 2000. – С. 1-45.

2. Антипина, Е. А. Театрализованнаядеятельность в детском саду : методические рекомендации / Е. А. Антипина // М.: Сфера, 2009. – С. 1-34.

3. Маханева, Д. М. Театрализованные занятия в детском саду : пособие для работников дошкольных учреждений / Д. М. Маханева // М.: Сфера, 2001. – С. 1-44.

4. Петрова, Т. И. Театрализованныеигры в детском саду : разработки занятий для всех возрастных групп / Т. И. Петрова, Е. Г. Сергеева // М.: Школьная Пресса, 2000. – С. 1-60.

5. Мерзлякова, С. И. Фольклор – музыка – театр : программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования / С. И. Мерзлякова // М.: Просвещение, 2001. – С. 37-69.

6. Чурилова Э. Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников / Э. Г. Чурилова // М.: Владос, 2001. – С. 1-74.

7. Щеткин, А. В. Театральная деятельность в детском саду / А. В. Щеткин // М.: Мозаика-Синтез, 2007. – С. 3-11.

Роль музыкально-театрализованной деятельности: игры и упражнения

Если в прошлом разделе мы рассмотрели несколько упражнений на развитие интонации, то сейчас хочу сказать о том, что у детей также важно развивать слух и голоса для участия в музыкальных инсценировках. С этой целью можно выполнять упражнение «Эхо». Оно сводится к тому, чтобы ребенок повторил фразу с теми же характеристиками, которые произнес воспитатель. Т.е. Он дожен повторить тембр, громкость, высоту звука. Фразу можно проговаривать или пропевать.

Раз уж мы заговорили о пении то важно отметить что именно пение способствует устранению целого ряда недостатков речи, включая проглатывание окончаний и невнятное произношение. Интересные музыкально-дидактические задания развивают фонетико-фонематический слух, внимание и память. С этой целью воспитанникам можно предложить следующие игры: «Угадай звук», «Угадай музыкальный инструмент», «Двигайся в ритм музыке» и другие.

Как уже говорилось выше, развитие мелкой моторики тесно связано с музыкально-театрализованной деятельностью и развитием речи. Когда ребенок поет пальчиковые песенки, то его речь обогащается. К счастью, сейчас в Сети можно найти достаточно много таких песенок.

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что музыкально-театрализованная деятельность играет важную роль в развитии речи ребенка младшего дошкольного возраста. Вдобавок ко всему у детей развивается память и внимание, координация движений, формируются социальные навыки поведения. Кроме того, воспитанники с раннего детства приобщаются к искусству и народной культуре, знакомятся с творчеством великих писателей. Исполняя роль своего персонажа, ребенок учится преодолевать застенчивость, становится более уверенным.

Этапы работы над интонационной выразительностью

В построении интонационной выразительности выделяют несколько этапов:

  1. Характеристика героя, которого будет играть воспитанник, повторение характерных для него движений.
  2. Тренировка интонационного произношения, характерного для данной роли.
  3. Общие характеристики речевых особенностей образа.
  4. Переход в образ посредством творческих приемов (выражение разных чувств).
  5. Исполнение стихотворения или произведения по ролям с учетом музыкального сопровождения инсценировки.

Особенно эффективно, когда дети исполняют сценку не просто в паре, а большой группой. Коллективная музыкально-театрализованная деятельность помогает им научиться сотрудничать друг с другом и со взрослыми.

Построение интонационной выразительности важно в том случае, когда с воспитанниками работает специалист. Но важно также побудить их к самостоятельной деятельности, когда они сами могут выбирать текст, движения, интонацию и т.д. Это так называемые игры-инсценировки, когда они сами выбирают персонажей, которых будут играть, при этом придумывая речи и напевая песенки.

Для работы над выразительностью речи необходимо организовывать небольшие пятиминутки по артикуляционной гимнастике, выполняя различные упражнения. Подойдут также скороговорки, речевки и так называемые фонопедические и логоритмические упражнения, например:

«Однажды в лес пошли гулять «а», «о», «у», «и», Ты можешь их пересчитать «а», «о», «у», «и». Вдруг вышел из лесу медведь «а», «о», «у», «и», И начал грозно так реветь И звуки бросились бежать «а», «о», «у», «и», Нам с тобой их не догнать. Мы только тихо позовем «а», «о», «у», «и», И их домой скорей вернем». ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, «Я здороваюсь везде, Дома и на улице (повороты вправо-влево) Даже «здравствуй» говорю Я соседской курице (движение «крылышки») Здравствуй, небо голубое (покачивание руками над головой) Привет, солнце золотое (кругообразное движение пальчиками) Здравствуй, вольный ветерок (обмахиваем себя) Привет, маленький дубок (показать «деревце») Здравствуй, утро, (повороты вправо-влево) Здравсствуй, день, нам здороваться не лень».

Музыкальный театр таким образом позволяет прорабатывать все составляющие устной речи младших дошкольников.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]