Нетрадиционные методы развития мелкой моторики у дошкольников в детском саду


Мелкая моторика — что это, и как она влияет на состояние ребенка?

Представьте, как Вы поднимаете теннисный мячик и рисовое зернышко. Согласитесь, брать мяч гораздо легче и быстрее: сомкнул пальцы и готово. То ли дело поднять маленькое зерно — здесь уже нужно приловчиться, подцепить и удержать эту крошку.

Все дело в физиологии. Кисти человеческих рук оснащены большим количеством мышц, как крупных, так и мелких. Крупные мышцы мы тренируем каждый раз, как совершаем любые движения кистями и пальцами. А вот мелкие мышцы «отдыхают» и не развиваются до тех пор, пока мы не начнем делать мелкие и точные манипуляции.

Дайте младенцу монетку — он зажмет ее в ладони, как бы интересна она ему ни была. А вот четырех-пятилетний ребенок уже сможет взять ее пальцами и осторожно осмотреть. В этом простом различии и заключается действие развитой мелкой моторики.

Итак, мелкая моторика — это степень развития мелких мышц кистей рук, которые используются при точных и мелких движениях. Тогда зачем ее развивать?

Ажиотаж вокруг мелкой моторики начался достаточно давно, когда М. Монтессори, В.А.Сухомлинский, А.Р. Лурия обнаружили интересную взаимосвязь: дети с задержкой речевого развития не могли работать с небольшими предметами, тогда как дети с нормальным уровнем развития активно их использовали.

Это открытие стало импульсом к другим исследованиям в области психологии, педагогики и физиологии. В итоге обнаружилось, что точность выполнения мелких манипуляций связана с работой речевых отделов мозга, сознания, мышления, пространственной ориентации, памяти и зрения.

Соответственно, работая над мелкой моторикой ребенка, Вы не только развиваете мелкие мышцы рук, но и тренируете его мозг, задействуете зрительную, костную, мышечную, нервную системы. Неплохой бонус для заботливого родителя, не так ли?

Дидактические игрушки и их роль в процессе работы над моторикой

Любая дидактическая игрушка призвана к обучению, но она должна быть красочной, привлекающей внимание и желание с ней играть.

ТОП-10 самых популярных дидактических игрушек для мелкой моторики:

  1. Развивающие коврики. Имеют разную поверхность: «трава», «шипы», «жесткие камни», «мягкие камни», «шишки» и др. Заинтересуют ребенка и музыкальные коврики, где прорисованы шаги и дорожки. Для детишек постарше можно найти коврики, которые собираются как пазлы. На них зачастую есть буквы или цифры.
  2. Фигурки на магнитах. Поверхность холодильника — это замечательное и любимое «поле действий» для маленького исследователя. Магнитиков на холодильники много, выбирать их можно по возрастам малыша. Совсем маленькие детишки начнут развивать навык передвижения магнитов, узнавать названия животных. Ребяткам постарше интересно изучать буквы и цифры, выстраивать слоги и слова.
  3. Тесто для лепки или полимерная глина. Здесь ребенок самовыражается. Лепка массирует кончики пальцев, улучшает тактильную чувствительность, развивает фантазию. Ребенок учится лепить геометрические фигурки. Маленьким деткам не рекомендуется давать обычный пластилин, для них продаётся специальный — «тесто для лепки».
  4. Кинетический песок. Состоит из кварцевого песка и синтетической добавки Е900. Он абсолютно безопаснный, более пластичный, чем обычный, не пересыхает и не прилипает к рукам. Из него можно строить фигуры, замки и многое другое. Песок бывает разных цветов.
  5. Мольберты и доски для рисования. Рисовать любят все дети независимо от умения. Есть мольберты 2 в 1 с доской для мелков и магнитной доской, на которой рисовать можно фломастерами и тут же стирать.
  6. Гриб-винт. Очень простая игрушка, на которой можно проследить весь процесс вкручивания гриба со шляпкой-винтом в ножку с отверстием. При этом прекрасно тренируется ловкость рук, укрепляются мышцы кисти и запястья. Для детей постарше можно купить конструкторы, где с помощью мелких болтов и гаек можно собирать машинки, дома, самолеты и многое другое.
  7. К 3 годам интерес вызывает мозаика. Для начала ребенку нужно показать, как строить домик, цветочек, в дальнейшем он порадует вас собственными изобретениями, которые поначалу могут и не представлять собой что-то определенное. Можно добавить пазлы. Начинайте с небольшого количества элементов (от 6 штук), крупных по размеру.
  8. Шнуровки. Помогают развить усидчивость, логику, улучшают глазомер и гибкость кисти. Начинать можно уже после года, например, надевать разноцветные макароны на нитку или деревянные игрушки, пришивать пуговицу (с деревянной иглой), пытаться по-разному шнуровать (стежки, крестик).
  9. Конструктор типа Lego. Эта игрушка вызывает восторг у малышей любого возраста. Пользы от нее много — она тренирует навык моделирования и конструирования, креативность, память, наблюдательность и внимательность. Игра яркая, привлекательная. Конструирование — самый простой способ развития у ребёнка пространственного мышления, моторики, творческих способностей и произвольных действий. В коллекции Lego самые разные модели — от пожарных и скорых машин, катеров до целых островов и городов.
  10. Пальчиковый театр. Эта игрушка поможет развить все пальчики на обеих руках, укрепит кисть (что подготавливает к письму), улучшит воображение, мышление, память, стимулирует речевой аппарат, поможет лучше ориентироваться в пространстве.

Как видите, игр, игрушек и заданий для развития мелкой моторики рук у детей огромное множество. Помните, чем развитее руки, тем умнее ваш ребёнок.

Знакомясь с миром, малыш трудится, а не пассивно созерцает. Этим он закладывает для себя основу первых знаний. Не ругайте его при неудачах, и не ставьте в пример других. У него все тоже получится.

Как проверить уровень развития мелкой моторики у своего ребенка?

Чтобы узнать, соответствует ли норме уровень развития Вашего ребенка, посмотрите за его поведением. Итак, абсолютно нормально, если ребенок в:

  • 2-3 месяца тянется к вещам ручками, хватает себя и окружающих за пальцы.
  • 3-6 месяцев умело засовывает игрушки в рот, рассматривает движения своих рук и может целенаправленно схватить предметы размером с его кулак.
  • 8-12 месяцев может переложить небольшой предмет из руки в руку, складывать мелкие предметы в большие, брать небольшие предметы при помощи большого и указательного пальцев.
  • 12-14 месяцев может рисовать каракули, переворачивает разом все страницы книги, разворачивает завернутые в ткань или бумагу предметы.
  • 1-1,5 года ставит кубик на кубик, откручивает мелкие винтовые крышки, собирает пирамидки из колец.
  • 1,5-2 года держит два предмета одной рукой, переворачивает страницы книги по одной, ставит 3 кубика друг на друга
  • 2-2,5 года расстегивает и застегивает крупные пуговицы, липучки, может проталкивать и подбирать с ровной поверхности мелкие предметы.
  • 2,5-3 года рисует пальцами, умеет нанизывать бусинки на проволоку, владеет ножницами, собирает крупу ложкой.
  • 3-3,5 года рисует ровную линию и пунктир, лепит шарики и колбаски из пластилина, застегивает и расстегивает все виды замков, пуговиц, липучек и т.д.
  • 4-5 лет правильно держит карандаш и рисует сложные фигуры (шестигранник, звезда, сердечко), нанизывает бусы на нить, завязывает узлы.
  • 5-6 лет складывает бумагу несколько раз, определяет мелкие предметы на ощупь, ловит мяч в полете.
  • 6-7 лет владеет навыками работы с ручками и карандашами, рисует мелкие детали, ловит маленький мяч одной рукой, заплетает косички.

Если Вы заметили, что ребенок не справляется с нормальными для его возраста манипуляциями, не стоит отчаиваться — Вы спокойно нагоните и даже перегоните норму за пару месяцев, если будете ежедневно работать над совершенствованием моторики в домашних условиях.

Возраст

Врачи-педиатры рекомендуют приступать к сознательным ежедневным тренировкам с малышом, которому исполнилось 4-5 лет. Но в более раннем возрасте пальчикам необходимо уделять внимание – делать массаж, разминая активные точки, которые напрямую связаны с мозговыми центрами.

Так, для самых маленьких (до 2 лет) могут использоваться такие упражнения:

  • поглаживание ладони;
  • сгибание-разгибание пальцев;
  • хлопки в ладоши.

Чтобы ребенку было весело, следует сопровождать занятие чтением детских стишков про Сороку-белобоку, игрой в «Ладушки».

Если малыш посещает детский сад, то занятия по развитию мелкой моторики с ним проводят воспитатели еще в младшей группе, но для родителей это не повод отказаться от домашних тренировок, которые помогут закрепить полученные умения и перевести их в навыки. Поэтому и в выходные дни нужно заниматься с малышом, используя игровую форму, предлагая ему новые интересные задания.

Способы развития мелкой моторики

Чтобы улучшать мелкую моторику, не нужно выполнять утомительные тренировки и скучные занятия — все упражнения проходят в легкой игровой и развлекательной форме, которая поможет скрасить досуг ребенка.

Массаж

Массаж можно практиковать для развития моторики как самых маленьких ребят, так и уже подросших школьников. Желательно массировать и разминать руки перед тем, как приступать к основным упражнениям.

Разминка ладоней и кистей может проводиться без помощи посторонних предметов, для этого нужно просто помассировать, потереть и пощипать ладошки и загибать пальчики малыша. При этом можно рассказывать различные стишки или просто проговаривать все действия. Со временем ребенок научится делать такую разминку без посторонней помощи.

Также Вы можете использовать подручные средства: карандаши, мячики, маленькие твердые игрушки. Предметы нужно катать между ладоней, просовывать между пальчиками и фиксировать в определенных положениях.

Можно соорудить импровизированные «бассейны»: емкости с песком, крупой, крышками или маленькими мячиками. В этой бассейн малыш должен опускать руки и водить ими, перебирать элементы наполнителя пальчиками, перемешивать содержимое.

Эти упражнения позволяют разогреть мышцы, усилить прилив крови. Сигналом об отличном проведении упражнения и возможности переходить к следующему служат порозовевшие ладошки и пальчики.

Пальчиковые игры

Подобные игры заключаются в том, чтобы ребенок изобразил при помощи кистей рук и пальцев определенные предметы, тем самым развивая координацию движений.

  • Очки. Ребенок может делать круги сначала с помощью всего кулачка, а потом только большими и указательными пальчиками, подносить «очки» к глазам и т.д.
  • Стул и стол. При помощи кулачка и ладошки изображается стул, затем меняется положение рук. Затем стул можно изображать одной рукой.
  • Лодочка. Ладони складываются пригоршней и «лодочка» начинает путешествовать, перевозить «пассажиров» — маленькие игрушки, которые нужно удержать или поймать.
  • Ножницы. Изображая ножницы пальцами одной руки, малыш «разрезает» сначала мягкую ткань, а потом уже более твердые предметы.

Игры-шнуровки и одевашки

В магазинах можно приобрести специальные книжки-развивашки с элементами застежек: молнии, липучки, пуговицы, заклепки, шнурки и т.д. При желании их можно сделать самостоятельно. Работая с такими обучающими книгами ребенок не только разовьет мелкую моторику, но и быстрее научится одеваться.

Также малышам предлагают специальные наборы для вышивки, в которых вместо ниток используются шнурки. Так ребенок может делать поделки, «шить» сумочки, кошелечки и т.д. Особенно такие игрушки нравятся девочкам.

Пальчиковые краски

Маленьким детям тяжело рисовать при помощи кисточек, акварели или гуаши, но это не повод отложить рисование в дальний ящик. В магазинах сейчас продаются специальные пальчиковые краски: они не содержат вредных веществ в составе, а значит, даже если малыш проглотит немного красителя, ничего страшного не случится.

Пусть малыш сначала познакомится с красками, сделает отпечатки своих пальчиков и ладошек. Далее научите его рисовать линии и круги. С детьми 3-4 лет уже можно начинать рисовать животных, дома, машины. Постепенно пальчиковые краски стоит заменить на обычные, а пальчики на кисточки.

Аппликации

Этим видом творчества могут заниматься ребята постарше: уже с 4-5 лет малыши могут вырезать фигуры из бумаги и картона, а значит можно начать занятия. Старайтесь использовать не только бумагу, но и мелкие необычные детали: крупы, семечки, салфетки, камушки, палочки и т.д. Поделки должны быть объемными и детальными.

Идеи для творчества:

  • дерево с настоящими листочками;
  • рыбка с чешуйками в виде страз;
  • цветы из скрученных салфеток;
  • овечка из риса или манки;
  • ежик с иголками из подсолнечных семян.

Если Вы не можете тратить время на придумывание очередного проекта, приобретите специальные наборы для квиллинга. Работа с небольшими лентами и бумажками также эффективно развивает мелкие мышцы рук.

Лепка

В качестве материала для лепки можно использовать пластилин различной жесткости, глину, тесто и кинетический песок. Начинать стоит с более мягких и податливых материалов.

Малышей в возрасте 2-4 лет стоит учить катать колбаски, шарики и прочие элементарные фигуры. Детям постарше уже можно доверить создание настоящей картины из пластилина. В 6-7 лет дети уже могут создавать настоящие фигурки с мелкими деталями, поэтому можно увлечь малыша созданием глиняных фигурок.

Подобные занятия позволяют расширить кругозор, получить знания о цвете, форме, размере и фактуре материала.

Оригами и другие занятия с бумагой

С бумагой и картоном ребенок может не только заниматься рисованием. Вы можете предложить ему вырезать и склеивать различные аппликации, делать бумажные бусы, плести из полосок бумаги, склеивать различные фигурки, а также делать поделки-оригами.

Чтобы маленький ученик не потерял интереса к работе, важно, чтобы занятия постоянно менялись, а цели усложнялись. Например, начинать стоит с простых самолетиков и корабликов, а затем переходить к журавлям, тиграм и более сложным фигурам.

Театр теней

Театр теней может стать отличным семейным досугом. Для начала стоит вместе с ребенком соорудить и украсить сцену. Представления можно начать с ручного театра, когда ребенок изображает животное или предмет руками, а родители или друзья отгадывают. Поначалу это будут простые изображения, которые легко составляются пальчиками: зайчик, собака, птица. Затем можно разыгрывать целые сценки с более сложными героями.

Далее можно изготовить специальные фигурки для пальчикового театра — бумажные колпачки в виде героев спектакля. На первых порах лучше разыгрывать сценки знакомых сказок, в которых много диалогов: «Три поросенка», «Лиса и заяц», «Теремок». По мере овладения ребенком навыка управления пальчиками, можно обратиться к любимым мультфильмам.

Так, с помощью одной идеи Вы можете занять ребенка на несколько месяцев, развить его моторику, а также артистические качества.

Задания с элементами письма

Шестилеток можно занять уже более профессиональными занятиями, которые помогут подготовиться к школе и письму. Вы можете приобрести специальные раскраски с различными видами штриховок. Также можно предложить переводные картинки, в которых нужно обводить контуры различных предметов по трафаретам.

Особенно интересны дошкольникам зрительные и слуховые диктанты, когда малышу нужно нарисовать картинку, следуя озвученному или нарисованному алгоритму. Такие занятия влияют на формирование усидчивости и внимания ребенка.

Занятий, направленных на развитие мелких мышц рук, такое большое количество, что их хватит для заполнения всего досуга малыша. Включайте фантазию, приобретайте специальные игры или книжки и вперед к улучшению мелкой моторики!

Самые популярные игры

В картотеке игр представлено огромное число вариантов. Предлагаем некоторые простые, но любимые большинством детей пальчиковые игры.

  • Сжать все пальцы на обеих руках, потом разжать их. Выполнить несколько раз.
  • Сжать пальцы на правой руке, разжимать их поодиночке. Повторить упражнение с левой.

Чтобы малышу было интересно, родитель во время занятия может прочесть ему веселые стихи или же сочинить историю о том, как при помощи движения пальцев сказочный персонаж (мишка) добрался домой. Например: мишка прошел первый лес – разгибаем один палец. Мишка прошел второй лес – разгибаем второй. Ребенок будет стараться выполнять упражнение, чтобы узнать, чем закончится сказка.

  • «Веер». Упражнение полезно для пальцев, выполняется так: прижать пальцы друг к другу (имитируя закрытый веер), потом – расставить как можно шире (веер открылся), помахать кистью.
  • Очень хорошее упражнение, помогающее развивать не только моторику, но и внимание, скорость реакции – «Цап-царап». Родитель кладет руку на стол, малыш помещает свою ладонь на ладонь взрослого и слушает его. Мама или папа рассказывают стишок или сказку, задача ребенка – быть внимательным. Как только прозвучит «цап-царап» (это может быть любая другая фраза, обговоренная заранее), ему необходимо как можно быстрее убрать свою ладошку, иначе родитель накроет ее своей второй рукой. После нескольких тренировок родитель и малыш могут поменяться ролями.
  • «Бабочка». Сначала пальцы сжимаются в кулак, теперь необходимо по одному распрямить мизинец, затем – безымянный и средний пальцы. Из указательного и большого создать кольцо. Бабочка готова. Теперь необходимо попросить ребенка «помахать крылышками» — делать движения прямыми пальцами.

Если какая-то из пальчиковых игр вызывает сложность, можно на некоторое время заменить ее другой, не стоит мучить ребенка обязательной установкой на успех.

Помогаем маме и развиваемся или тренировки для ленивых

Поработать над улучшением координации мелких и точных движений рук можно в процессе занятий повседневными делами. Так, малыш не отвлекает родителей, занят интересным для него делом и получает от этого пользу. Если такая перспектива Вас радует, запомните наши рекомендации, чтобы в следующий раз применить в быту.

На кухне

Согласитесь, когда ребенка не с кем оставить, процесс готовки превращается в сплошное испытание. Малыш норовит провести время вместе с Вами, совершенно не оценивая опасную близость к огню, острым или горячим предметам. Попробуйте занять своего озорника — вручите ему банку гречки, риса, пшена или любой другой крупы и попросите перебрать зерна, отделив мусор. Для стимулирования интереса можно назначить особый приз или вознаграждение.

В итоге Вы получаете вагон плюсов: ребенок занят делом и не мешает готовить, крупы перебраны и очищены, очередная тренировка над моторикой малыша проведена.

Также будет полезно, если малыш будет выполнять несложные манипуляции: чистить мандарины, солить готовые блюда, накладывать соусы, сортирует столовые приборы — в общем делать те элементарные дела, с которые Вы можете ему доверить.

В ванной комнате

Утренние или вечерние сборы не радуют ребенка? Предложите ему помочь Вам и ускорить минуты ожидания. Доверьте малышу важную миссию — открывать все баночки, коробочки и тюбики, которыми Вам нужно будет воспользоваться, после чего закрывать и складывать их на место. Так Вы сможете утолить природный интерес ребенка и научите быстро справляться с различными видами тар.

В гардеробе

Одежда несет для малыша большую познавательную и развивающую нагрузку: это и большое количество деталей и креплений, с которыми нужно научиться справляться, и разнообразие тканей, которые очень полезно изучать на ощупь.

Для начала предложите малышу помочь Вам с сортировкой и сворачиванием вещей. Пусть мама убирает взрослые предметы гардероба, а ребенок — свои. Научите его правильной технике и алгоритмам и наслаждайтесь маленьким помощником, который совершенствует свою мелкую моторику.

Также стоит предлагать ребенку одеваться самостоятельно. Выделите для этого побольше времени, дайте ребенку необходимую одежду и научите, как ее необходимо надевать. Пусть сначала это будут легкие предметы одежды без пуговиц, замков и заклепок. Когда малыш начнет с легкостью справляться с майками, просторными штанишками, носочками и свитерками, переходите к более сложным вещам. Ежедневное повторение таких тренировок позволит овладеть навыками самостоятельного одевания и совершенствовать координацию движений.

Вы удивитесь, как за пару месяцев малыш, с которым нужно было заниматься в свободное время, превратиться в маленького маминого помощника, ловко орудующего своими пальчиками.

Первые занятия с предметами

Разучив основные игры с пальчиками, можно переходить к следующему шагу – занятиям с предметами. Для самых маленьких полезны будут такие развивающие упражнения.

  • Работа с карандашом и маленькими резиночками для волос. Родитель держит в руке карандаш. Задача ребенка – надеть на него одну за другой несколько небольших резинок.
  • Рисование манкой. На плоскую тарелку или разделочную доску родитель насыпает крупу тонким слоем, предлагая малышу провести по ней пальцем. Получится линия. Аналогичным образом ребенок рисует на манке несколько полосок.
  • Раскладывание фасоли. Мама дает малышу небольшую горстку фасоли (ее может заменить бусины, пуговицы). От дошкольника требуется разложить ее на столе по кучкам либо сделать дорожку.
  • Работа с бусами, нанизывание крупных элементов. Их можно заменить предварительно окрашенными в различные цвета макаронными изделиями.
  • Работа с пуговицами. Родитель рисует круг на листе бумаги. Ребенку дается установка разложить пуговицы, скрепки, фасоль по его контуру.
  • Дети очень любят подражать взрослым, и это надо использовать в организации занятий. Так, мама может предложить малышу самому размешать себе сахар в чае.
  • «Салют». Задача малыша – порвать лист бумаги на как можно более мелкие кусочки и сложить их на столе. Затем эти обрывки берутся в ладоши и подбрасываются, словно настоящий салют.

Главное правило – ежедневно заниматься, но не принуждать малыша. Тренировка должна приносить радость, а не вызывать раздражение.

Наставления родителям

Казалось бы, столько возможностей для совершенствования, но на как выбрать подходящие методики и занятия? Чтобы Вы могли уверенно сделать правильный выбор, наши психологи составили ряд советов и рекомендаций.

  • Занимайтесь вместе с ребенком. Совместные занятия не только позволят укрепить отношения, но и помогут ребенку справляться с заданиями с большей эффективностью.
  • Проводите занятия систематически. Для достижения хороших результатов малыш должен заниматься не менее 1 раза в день. Если Вы периодически пропускаете тренировки, постарайтесь заменить привычные ребенку игры на развивающие.
  • Занятия должны увлекать, а не утомлять. Для этого необходимо выбирать оптимальную для ребенка длительность занятий — как только он начинает уставать, прекращайте тренировку. Меняйте инструменты и виды деятельности, включайте в работу элементы игры и творчества.
  • Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения — Вам же будет легче.

Правила выполнения пальчиковых упражнений

Работа с малышом над развитием мелкой моторики должна проводиться на регулярной основе, но не утомлять ребенка. Самый простой способ проводить ее – пальчиковые игры, которые отлично стимулируют работу головного мозга, помогают развивать ловкость, внимание, память. Работа проводится сначала правой рукой, затем – левой. От взрослого требуется следить за правильностью выполнения движений, поэтому прежде чем показывать их ребенку, необходимо потренироваться самому.

Совет

Начать следует с 2-3 повторов каждого упражнения, постепенно увеличивая их до 5-8. Тренировки проводятся ежедневно, при этом нескольких минут в день достаточно.

Дидактические пособия советуют: если ребенок устает, занятие можно разбить. Утром выполнить первые два упражнения, днем – еще два, ближе к вечеру – одно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]