Игры для сенсорного развития детей средней группыкартотека (средняя группа) по теме


Игры для сенсорного развития детей средней группыкартотека (средняя группа) по теме

Игры для сенсорного развития детей средней группы

Д. И. «Картинка из фигур»

Цель: развивать умение дифференцировать различные по форме и размеру геометрические фигуры, опираясь на тактильные и зрительные ощущения, то есть развивать осязательное и зрительное восприятие; развивать воображение, творческие способности детей.

Правила игры:

Педагог демонстрирует детям способ и порядок построения несложных конструкций. После этого он предлагает детям из своих фигур выложить другие рисунки, которые они придумают сами. Картинка на фланелеграфе убирается, чтобы дети не копировали уже готовое изображение.

Д. И. «Кораблик»

Цель: Развивать умение различать по форме и размеру геометрические фигуры; развивать пространственное воображение, активное внимание, наблюдательность, моторно-слуховую память.

Правила игры:

Детям раздаются фигуры для ознакомления. Педагог показывает, как можно выложить кораблик (парусник). Это делается поэтапно, чтобы дети хорошо усвоили порядок «построения» парусника из фигур. После того как воспитатель закончит выкладывание своего парусника, он, не убирая его изображение, предлагает детям самим построить свои кораблики из тех фигур, которые раздали.

Д. И. «Спрячь мышку»

Цель: Развивать умение соотносить по форме, цвету и размеру прорези и вкладыши. Развивать внимание, мышление.

Правила игры: Педагог показывает детям, в каких домиках поселились мышки.

— Мышки сейчас глядят в окошки. Окошки у всех разные: круглые, овальные, квадратные, треугольные. Эти окошки мышки закрывают только ночью, когда ложатся спать или когда увидят поблизости кошку. Представьте себе, что наступила ночь, и мышкам нужно закрыть окошки. Закройте так, чтобы форма окошка совпала с формой крышечки, чтоб они были плотно закрыты.

Наступило утро, открывайте окошки.

Но, вот, идет кошка. Спрячьте быстро мышек, чтобы кошка их не съела.

Кошка ушла, потому что не нашла ни одной мышки. Игра проводится 2-3 раза.

Д. И. «Бабочки»

Цель: Развивать умение обращать внимание на цвет предмета, устанавливать тождество и различие цвета однородных предметов; развивать умение выбирать объекты из двух заданных цветов из четырех возможных.

Правила игры: Педагог предлагает каждому ребенку посадить на свои поля бабочек двух цветов. На четырехцветное панно ребенок должен положить, например, красных и синих бабочек, размещая их на части поля, соответствующего по цвету этим бабочкам (в данном случае на красное и синее поля). Дети выполняют задания 3-4 раза со сменой парой цветов. Воспитатель помогает самостоятельно исправить ошибки: «У тебя все бабочки правильно посажены? Посмотри внимательно, что ты сделал неправильно. Не торопись!»

Д. И. «Найди пару»

Цель: Развивать внимание, наблюдательность, память, развивать умение устанавливать тождество однородных предметов.

Правила игры: Для игры нужно приготовить листы картона с наклеенными на них бабочками, а также похожую пару этих же бабочек. В этой игре дети должны совместить одинаковых бабочек.

Д. И. «Рыбки и звезды»

Цель: Развивать зрительное восприятие, внимание, наблюдательность, умение дифференцировать цвета, называть их.

Правила игры: Педагог прикрепляет двух рыбок и говорит, то у каждой рыбки есть подружка – морская звезда. Педагог прикрепляет под каждой рыбкой по одной морской звезде такого же цвета и говорит, что он положил их столько же, сколько и рыбок. После этого педагог спрашивает детей, какого цвета эти рыбки и звезды. Дети отвечают. Затем все рыбки и звезды убираются. После этого педагог просит выйти одного из детей и прикрепить красную и синюю рыбки. Потом вызывается другой ребенок, которого просят прикрепить столько же звезд. Другие дети называют цвета прикрепленных звезд. После этого картинки снова убираются. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание по нахождению для рыбок подружек-звезд.

Д. И. «Запомни порядок пуговиц»

Цель: Развивать активное внимание, память, умение быстро сосредотачиваться, стимулировать внимание.

Правила игры:

— Перед вами лежат пуговицы, и у меня есть пуговицы, эти пуговицы лежат в шкатулках. В каждой вашей шкатулке нужно расположить пуговицы в определенном порядке, так же, как у меня.

Педагог показывает одну карточку за другой, дети запоминают расположение кругов. Педагог убирает карточки, дети выкладывают круги в своих пустых карточках.

Д. И. «Воздушные шары»

Цель: Закрепить названия шести цветов спектра: «красный», «оранжевый», «желтый», «зеленый», «синий», «фиолетовый».

Правила игры:

— Дети, у нас есть воздушные шарики разных цветов и ниточки таких же цветов. Надо привязать к каждой ниточке по шарику такого же цвета.

Педагог берет один из шариков и прикладывает к ниточке того же цвета. После этого двое-трое детей по очереди «привязывают» остальные шарики и называют цвет каждого.

Д. И. «Корректурная проба для малышей «Медвежата»

Цель: Развивать произвольное внимание, устойчивость внимания, распределение внимания.

Правила игры:

— Медвежата решили поиграть в прятки, но им надо помочь спрятаться. Белые медвежата хотят спрятаться за кругами, а коричневые – за квадратами.

Педагог демонстрирует детям, как нужно закрывать кружками всех белых мишек, квадратами – всех коричневых мишек. После показа педагог предлагает детям взять листы с мишками и как можно быстрее спрятать их с помощью кругов и квадратов.

Д. И. «Какое у куклы платье?»

Цель: Развивать умение подбирать предметы по слову, обозначающему цвет, группировать оттенки одного цветового тона.

Правила игры:

— Сегодня мы посмотрим, какого цвета платье у нашей куклы. Я буду одевать куклу, а вы – говорить, какого цвета у нее платье». Педагог показывает куклу и поочередно спрашивает детей, уточняя и исправляя их ответы. Обращает внимание детей на то, что один и тот же цвет имеет разные оттенки.

Д. И. «Подбери фигуру»

Цель: Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять их в назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания.

Правила игры:

— У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они все совпадали с нарисованными.

Педагог просит малышей обвести пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем прикладывать ее на начерченную фигуру и только при полном совпадении – класть.

Д. И. «Раньше или позже»

Цель: Формировать временные понятия «раньше», «позже». Развивать память, мышление.

Правила игры:

Педагог выставляет на стенде две картинки, связанные между собой логической последовательностью (например, картинки с яйцом и цыпленком). После того как дети рассмотрят картинки, он спрашивает детей, что было раньше (сначала, а что было потом (позже). Какой рассказ можно сочинить по этим картинкам? Дети составляют несколько предложений по этим картинкам.

Д. И. «Учимся составлять загадки»

Цель: Развивать умение определять форму и цвета предметов, опираясь на зрительное восприятие, развивать память, мышление.

Правила игры:

Педагог спрашивает детей, любят ли они отгадывать загадки. Конечно, и дети, и взрослые любят разгадывать загадки. Но не менее интересно самим попробовать сочинить загадки о знакомых предметах. Педагог предлагает детям самим придумать загадки о том, что изображено на картинках, которые он раздаст. Но нужно загадать так, чтобы описание предмета было понятным, чтобы другие дети могли отгадать, что же изображено на картинке.

Д. И. «Пирамидка»

Цель: Учить располагать предметы в логической последовательности в зависимости от их размера (от большего к меньшему, опираясь на словесное описание педагога.

Правила игры:

Педагог показывает детям игрушечную пирамидку и задает детям вопросы относительно свойств этой игрушки.

— Из чего она сделана?

— Какого цвета кольца пирамидки, какой они формы?

— Какого они размера?

— Как они расположены на стержне?

— Где расположено самое большое кольцо?

— Где самое маленькое?

Кольца пирамидки имеют круглую форму, но если посмотреть на нее сбоку, то кольца будут казаться овальными. Но они сохраняют тот же цвет, размер и расположение.

Д. И. «Четвертый лишний»

Цель: развивать внимание, память, мышление.

Правила игры:

Педагог предлагает детям одну из серий картинок, дает детям время рассмотреть картинки, затем спрашивает что изображено на картинках. Потом педагог говорит, что здесь четыре картинки похожи друг на друга, а одна отличается от всех. Что это за картинка, и почему она лишняя, не такая, как все остальные. По порядку выставляются картинки следующих серий.

Д. И. «Что внутри, а что снаружи?»

Цель: Учить определять расположение предметов внутри или снаружи чего-либо, активно использовать слова «внутри» и «снаружи» в речи.

Правила игры:

Педагог показывает детям зайку Пушистика. Он еще маленький, поэтому часто путает слова «внутри», «снаружи». Педагог предлагает помочь Пушистику выучить и запомнить слова, чтобы никогда их не путать.

Педагог открывает одну из картинок:

— Что расположено внутри корзины, а что снаружи? И т. д.

Когда дети усвоят понятия, дети устраивают «экзамен» Пушистику. Спрашивают у него, что внутри коробки, а что снаружи. Естественно Зайка будет ошибаться, а дети будут исправлять его ошибки.

Какие игры способствуют развитию чувствительности на всех уровнях?

Поскольку на мне младшая группа, даю свою картотеку, но постараюсь сделать дополнения на разный возраст. Вообще смысл таких игр таков: дать малышу широкий спектр ощущений и знаний о свойствах предметов, веществ, явлений, которые можно ощутить тактильно, зрительно, на слух и «нюх». Точно также эти же сенсорно-дидактические, то есть, обучающие игры подойдут для детей раннего возраста. Нужно подобрать игры, адекватные возрастным возможностям ребенка.

Для простоты я поделила картотеку на 5 блоков: развитие зрительного восприятия, слухового, обонятельного, осязательного, а также игры для мелкой моторики и целенаправленных действий.

Я не буду описывать абсолютно все составляющие картотеки, а перечислять без описания глупо, ведь по названию далеко не всегда можно понять суть, поэтому дам описание самых эффективных игр по сенсорному развитию. Вы увидите, насколько просто, интересно и полезно забавлять малыша и обучат одновременно!

Итак, 1 блок дидактических игр для тренировки зрительной восприимчивости:

  • «Крышечки и коробочки»: можно взять пустые пластиковые баночки с крышечками из-под гуаши, они обычно разноцветные. Внутрь поместите карточки под цвет коробочки. Для старших деток можно поместить бусины иди другие маленькие предметы монохромной расцветки.

Задачи: тренируем умение соотносить цвета, находить одинаковые, анализировать и систематизировать. Попутно тренируем моторику, обучаясь открывать крышечки. Упражняем умение различать форму, величину. Если потрясти баночкой с карточкой внутри, то тренируем и слух.

Поверьте, если усложнить задачу, то этой игрой заинтересуется средняя и старшая группа. Для них можно добавить оттенки цветов, поместить внутрь карточку с картинкой не монохромной, а выполненной преимущественно одного цвета. Крышечки подбираем с резьбой, чтобы сложнее было открывать.

  • «Огород» – игра по развитию сенсорных эталонов. Берем квадратные картонки небольшого размера, рисуем на них контур фрукта или овоща и вырезаем серединку. Отдельно у нас лежат такого же размера картонки, но полностью закрашенные, подобранные под цвета заготовленных фруктов-овощей. Задача: найти для каждого фрукта его цвет и положить заготовку поверх соответствующей цветной картонки.

Дидактические игры для развития слухового восприятия: 2-й блок

  • Для организации этого вида игр подойдет бросовый материал. Например: «Разноцветные шумелки». Берем пластиковые бутылки, приклеиваем к ним этикетки разного цвета, но однотонные. Внутрь помешаем что угодно, лишь бы это вошло в горлышко, и было подобрано по цвету этикетки: окрашенные бобовые, крупа, бусины, песок. Малыш трясет этими шумелками, то сильнее, то слабее, улавливая разницу в издаваемых звуках.

Попутно потренируем зрительное восприятие цвета, моторику. Дети в 2-3 года обожают эту игру. Во второй младшей группе, да и в первой младшей группе на ура проходит эта забава. Видимо, малыши еще скучают по погремушкам…

А чтобы сделать забаву интересней в 1 младшей группе, можно шумелки оформить в виде игрушек: берем пластиковое яйцо от киндера, кладем внутрь разные предметы (крупы, шарик, что угодно), обшиваем тканью или обвязываем крючком, создавая цыплят, например. Каждый цыпленок будет шуметь по-разному.

Подготовительная группа может усложнить задачу: высыпать содержимое бутылок в отдельные коробочки и потом опять подобрать по цвету необходимое для каждой конкретной бутылки наполнение. Кроме того, если трясти бутылками осознанно, то развивается чувство ритма, а это уже музыкальный слух!

  • «Кто шумит?» – отлично проходит в средней группе. За спиной у ребенка с помощью любых предметов издаем характерные звуки: шуршим страницами книги, стучим чем-то о стол и т.д. Ребенок должен угадать, что издает звуки. Отлична тренировка для слуха!

Блок 3-й: развиваем обоняние…

Здесь уж далеко ходить не нужно, игры плавно перемещаются в кухню. Средняя группа вполне справится с такой задачей:

  • «Угадай, что съест птенец?» – ребенок играет роль голодного птенчика, а кто-то другой воображает себя мамой-птицей, которая прилетела накормить своих детенышей. Но мама хитрая: птенчик должен сначала угадать по запаху, что мама ему принесла. Подносим ребенку кусочек чего-то съедобного и даем вдохнуть аромат. Очень интересно это старшим деткам, но 2 младшая группа тоже может попытаться угадать.
  • Старшим дошкольникам понравится состязаться в игре «Чем пахнет?» Суть такова: делаем заранее маленькие мешочки из марли, непосредственно перед игрой помещаем в мешочки кусочки продуктов с характерным ароматом: цитрусовые, зерна кофе, лук, чеснок, яблочко и т.д. Опять же, угадывает малыш, что внутри.

Сейчас раздолье фруктов, подготовительная группа и младшие дошкольники могут тренировать более тонкое обоняние, пусть учатся различать запахи овощей-фруктов со слабо выраженным ароматом.

Несмотря на простоту таких дидактических забав, он приносят большую пользу. Посредством игры ребенок получает полноценное сенсорное воспитание, обогащает мир своих ощущений. А это уже развивает мозг в целом. Тем более, что еще и обогащается словарный запас, ведь мы учим новые слова.

4-й блок: обогащаем тактильные ощущения

  • «Сюрприз»: ставим глубокую емкость с песком, крупой и т.п., в котором спрятаны предметы. Ребенок находит, радуется и попутно развивает чувствительность пальчиков.
  • «Привет!»: заранее делаем заготовки из материалов разной фактуры, наклеивая их на картон и вырезая ладошки. Ребенок прикладывает свою ладошку к заготовке, ощущает фактуру, учится новым понятиям: гладкий, шероховатый, мягкий, пушистый.
  • «Тонет – не тонет»: берем емкость с водой и в другой емкости – разные предметы, которые можно мочить в воде. Ребенок исследует, какие предметы тонут, какие – нет, пытается заранее угадать возможность держаться на воде.

Для развития тактильных ощущений можно использовать все, что видишь вокруг дома, во время прогулки. Да ребенок сам тренируется, ощупывая все, что попадется под руку. Но обязательно нужно заострять внимание малыша на названии явлений, ощущений. Обращать внимание на цвет, форму, размер.

Что говорить, вы уже догадались, насколько полезны дидактические игры по развитию тактильных ощущений для маленьких аутистов – аутят, да и для всех детей ЗПР (задержка психического развития).

Блок № 5 учимся совершать целенаправленные действия

  • «Продаем крупу»: насыпаем в миски разного виду крупы или песок, учимся насыпать крупу в другие емкости, как бы для покупателя.
  • «Угости куклу конфеткой»: берем пластиковые круглые контейнеры круглой формы с крышками, оформляем их в виде головы куклы. Приклеиваем или рисуем лицо, волосы. На месте рта прорезаем небольшое отверстие. Отдельно готовим коробочку с разноцветными пуговицами, которые будут у нас конфетами. Нужно протолкнуть пуговицу-конфету в ротик кукле.
  • Отлично работают с обучающими целями тренажеры со шнуровками, липучками пуговицами, замочками и т.д. Хоты бы нужно сделать тренажер с пуговицами: на ткань пришиваем пуговицы, натягиваем ткань на фанерку или что-то похожее. Отдельно делаем заготовки с петельками для пуговиц, например, это лепестки цветов, которые нужно закрепить на пуговице и сделать цветок.

Методическое пособие «Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками»

Автор:

Таут Ирина Петровна

воспитатель

МАУ ДО «Сорокинский

центр развития ребенка — детский сад№1»

Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Особенно дети любят играть бытовыми предметами, такими как песок, вода, различные баночки, бутылочки. Подобные занятия способствуют развитию сенсорной системы ребенка: зрения, слуха, обоняния, вкуса, Если ребенок уже в раннем детстве получит богатый сенсорный опыт, это поможет ему гораздо уютнее чувствовать себя в дальнейшем, во взрослой жизни, а также поможет успешно учиться. Сейчас многие производители стали выпускать прекрасные игрушки для детей. Это и развивающие коврики, и мягкие книжки, сшитые пазлы или шнуровки. Однако интересную развивающую игрушку можно сделать своими руками. Сенсорные игрушки, изготовленные своими руками, несут заряд позитивной энергии, тепло и нежность рук, и получаются неповторимыми.Работая с маленькими детьми, я отметила, что возникает потребность в развитии мелкой моторики, поэтому у меня появилась идея создать цикл игрушек для сенсорного развития, используя подручные материалы. В ход пошли самые различные предметы: крючки, пуговицы, шнурки, липучки и другой подручный материал, который найдётся в любом доме. Подыскивала различные варианты развивающих ковриков, модулей планшетов. В целом получились неплохие пособия с минимумом финансовых затрат.Большую помощь в изготовлении поделок, оказали родители моих воспитанников. Все вместе мы пришивали, клеили, прибивали, творили, изобретали.

Цель данных пособий: развитие сенсорных способностей детей раннего возраста, памяти, мышления, воображения, развивать моторику рук, тактильные ощущения.

Пособия содержат задания и упражнения для сенсорного развития, мелкой моторики рук, речи, логического мышления, воображения, творческих способностей ребёнка.

Все упражнения просты для выполнения. Их регулярное повторение способствует развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений. Оказывает благоприятное влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти.

Пособия легки в использовании, ими могут играть как один, так и несколько детей сразу в любом пространстве, как группы, так и на прогулке.

Сенсорный куб

Цель пособия: Развивать у детей сенсорные способности, речь, внимание, воображение, память, мелкую моторику. Формировать восприятие качества предметов, учить совместной игре и взаимодействовать в коллективе.

Куб прост в изготовлении, многофункционален, занимает мало места. В него могут играть одновременно несколько детей. Изготовлен куб из шести пластмассовых решёток для раковины, грани скрепляются изоляционной лентой. Внутри куба находится несколько цветных шариков разного диаметра. на верхней грани с внутренней стороны подвешен маленький колокольчик.

На каждой боковой грани с наружной стороны располагаются различные предметы для развития сенсорных способностей детей. Это – ленточки для завязывания бантиков, верёвочки для плетения косичек, бусины — для тактильных ощущений, контейнеры от «киндер-сюрпризов» — с ароматическими наполнителями, небольшие игрушки, цветные прищепки для закрепления основных цветов.

Математический планшет «Геометрик»

Цель пособия: развитие мелкой моторики пальцев рук, знакомство с геометрическими фигурами. Пособие способствует развитию логики, помогает постичь азы геометрии, свободно ориентироваться на плоскости. Пособие выполнено из деревянной доски размером 50х50см. оклеено самоклеющейся плёнкой. Вся поверхность разделена на четыре сектора: жёлтый, красный, синий, зелёный, при помощи силовых кнопок. Играть могут одновременно от 1 до 4 человек. Детям даются разноцветные канцелярские резиночки с помощью которых они изображают различные геометрические фигуры: квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Уникальная методика «рисования резиночками» даст ребенку возможность прочувствовать пальцами форму геометрических фигур, научит ориентироваться на плоскости. Развивает внимание и усидчивость.

Модуль с замочками

Цель пособия:Увлекательная игра с замочками поможет ребенку развить мелкую моторику рук, узнать много нового об окружающем мире, Способствует развитию произвольности, познавательной активности, мелкой моторики, представлений о предметах и явлениях окружающего мира, творческих способностей, игровой деятельности, памяти, комбинаторных способностей, абстрактного мышления. ​ Открывая и закрывая замочки, ребенок сам может проверить, все ли правильно он делает. И если что-то не так, то сам сможет исправить свои действия. Выполнение этого принципа очень важно для развития самостоятельности ребенка и его желания учиться. ​ Каждая дверца имеет свой неповторимый замочек и цвет. Открывая дверцу ребёнок учится пользоваться закрывающим устройством (крючок, шпингалет ,щеколда) но и видит за ней картинку соответствующую цвету дверцы. в нижней части пособия располагаются различные приспособления для развития детей (розетка, выключатель, калькулятор). Ребёнок узнаёт назначение предметов, учится ими манипулировать, расширяет свой кругозор.

Развивающий коврик

Цель пособия: развивать тактильные ощущения детей, речь, внимание, способствует выработке усидчивости при работе с данным ковриком.

Пособие выполнено из тканей разных по цвету и фактуре. В первом ряду представлены различные виды тканей. Дети на ощупь сравнивают ткани, какая гладкая, а какая шершавая, грубая.

А во втором ряду — искусственный мех, Сравниваем длину и цвет меха, какому животному принадлежит. Третий ряд представлен в виде набора геометрических фигур. Дети учатся называть фигуры, их цвет и отличительные качества друг от друга.

Развивающее пособие Гусеница

1 круг гусеницы – помогает детям сравнивать предметы по величине и цвету, сравнивать фактуру пуговиц. Развивая тем самым внимание, память, мышление.

2 круг — направлен на развитие мелкой моторики пальцев рук. На нем располагаются несколько разноцветных замочков-молния, с помощью которых дети закрепляют знания цвета предметов и развивают моторику пальцев рук.

3 круг гусеницы — оформлен спиралью из бусин разного цвета и формы (колечки, звёздочки, ракушки, шарики) играя ими, дети закрепляют знания цвета развивают тактильные ощущения.

4 круг — оформлен в виде домиков с крышей. Половинки домиков соединяются при помощи крючков и пуговиц. Открывая дверцы детей, ждёт сюрприз (жители домиков), Игра направлена на развитие умения детей манипулировать различными видами застёжек (крючки, пуговицы, липучки).

Список литературы:

1.Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его орга­низации у детей раннего возраста. Автореферат. – М., 1975.

2.Буянова Р. Сенсорное развитие детей //Социальная работа. — №12. – 2006.

3.Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников. – Мн.: БрГУ, 2007.

4.Фридрих Фребель. Будем жить ради своих детей/ Сост. предисловие А.М. Волумбаева. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.

5. Интернет ресурсы: https://www.maam.ru/

6.Интернет ресурсы: 1september.ru

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры; — Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. «Детские сады Тюменской области» официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. 2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области 3. Мы оформляем «Свидетельство о публикации» в СМИ. 4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. «Свидетельство о публикации» в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец «Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ».pdf

Поделиться

Целевое назначение сенсорного воспитания дошкольников 4-5 лет

Сенсорное воспитание детей в возрасте 4-5 лет ориентировано на формирование основ чувственного восприятия окружающей действительности и формирование сенсорных представлений дошкольников. Его актуально осуществлять именно в этот период потому, что он является сензитивным для развития чувственной стороны личности и формирования сенсорных представлений.

Исходя из данной цели, можно выделить ряд задач сенсорного воспитания детей 4-5 лет. К ним относятся:

  1. Расширение представлений дошкольников о сенсорном устройстве мира;
  2. Формирование навыков продуктивного сенсорного восприятия;
  3. Совершенствование чувственного развития дошкольников через активное применение всех органов чувств;
  4. Развитие навыков дифференциации объектов по сенсорным признакам;
  5. Формирование навыков обследования предметов по сенсорным характеристикам;
  6. Развитие элементарных сенсорных представлений дошкольников.

Достижение данных целей осуществляется посредством различных методов и направлений воспитательной деятельности.

Направления сенсорного воспитания детей 4-5 лет

В среднем дошкольном возрасте сенсорное воспитание реализуется по следующим направлениям:

  1. Содержательная деятельность. Данная деятельность способствуют сосредоточению внимания ребенка на отдельных объектах и их характеристиках. Ребенок осваивает связь между результатом своего труда и навыков выделения отдельных свойств объекта т.е. он понимает, что если знает форму объекта, пространственное расположение, то может отыскать данный объект среди других и получить его.
  2. Образовательная деятельность. Сенсорное развитие, формирование сенсорных представлений невозможно без целенаправленного воздействия педагогов. Они используют специальные методики и приемы, которые помогают в продуктивном освоении свойств объектов, тренировки освоенных навыков на практике.
  3. Руководство взрослого. Оно необходимо для минимизации ошибок дошкольника в освоении сенсорных эталонов и формировании чувственного восприятия. Взрослый помогает ребенку в чувственном исследовании мира, направляет его. При этом, важна роль не только педагога, но и взрослых, находящихся рядом с ребенком: родителей или опекунов.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]