Средняя группа. Младший дошкольный возраст. Дети 4 — 5 лет
Экологический проект «Эколята — дошколята» в средней группе Экологический проект «Эколята — дошколята»
Средняя группа Обоснование проблемы. Наличие глобальных
экологических проблем окружающей среды – это серьезнейшая угроза для всего человечества современного мира. На сегодняшний день основной задачей для людей должно быть сохранение…
Природоохранный социально-образовательный проект в средней группе (с 4 до 5 лет) «Эколята-дошколята» Актуальность Проекта Одним из направлений развития государства и объединения многонационального общества является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Это одно из приоритетных направлений в системе образования России, способствующих формированию у подрастающего…
Экологический проект в средней группе «Мир глазами детей»
автор: Болдырева Светлана Александровна
Воспитатель г.Самара МБДОУ «Детский сад 452 «Бусинка»
Экологический проект в средней группе «Мир глазами детей»
Экологический проект в средней группе №4 «Ромашка» «Мир глазами детей»
Воспитатель: Болдырева Светлана Александровна МБДОУ № 452
ПРОЕКТ
по экологическому воспитанию детей средней группы
«Мир животных глазами детей»
Пояснительная записка.
По всей России стартовал год экологии. Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней через познание окружающего мира.
Роль животных в природе так велика, что человек вряд ли смог бы не только обходиться, но и просто жить без них. И дело не только в том, что животные дают человеку продукты питания, мех и шерсть, служат ему своей силой, быстротой и выносливостью. Несомненно, что и «Красная книга»
и заповедники и национальные природные парки очень нужны для охраны живой природы. Но еще важнее — это ответственность за природу, которую несет каждый человек.
Воспитанники нашей группы тоже активно включились в мероприятия экологической направленности. Мы пригласили семьи наших воспитанников к участию в проекте «Мир животных глазами детей».
Проект будет проходить в 4 этапа:
- «Звери глазами детей»(рисунки животных Краснодарского края)
; - Выставка на тему «Многообразие животных»(поделки и рукоделие)
; - «Морские обитатели»(рисунки обитателей Черного моря)
; - Настольные мини-презентации «Мой питомец» (фото-коллажи, альбомы-раскладушки о домашних животных)
.
Свое стремление охранять природу дети могут отобразить в своих творческих работах.
Лучшие работы примут участие в оформление подарочного календаря детского сада.
Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Мир животных глазами детей»
у воспитанников среднего дошкольного возраста.
В соответствии с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи проекта:
- Обогащение и углубление представлений у детей о животных родного края, об их многообразие и условиях обитания.
- Формировать знания о взаимосвязи всего живого в природе, способствовать осознанию особого отношения людей к животным и к природе в целом.
- Проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам экологического воспитания детей среднего возраста;
- Обогатить и закрепить знания и представления дошкольников о животных, живущих в наших лесах.
- Воспитывать у детей доброе отношение к животным.
- Дополнить дидактический материал по экологическому воспитанию детей среднего возраста;
- Разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие детей в условиях игровой деятельности;
- Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по ознакомлению с данной темой.
- Обогатить словарь детей названиями признаков и действий за счёт обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки)
. - Познакомить детей с понятием «Красная книга»
. - Развивать связную речь детей через составление описательного рассказа о животных и пересказа художественного текста.
Новизной проекта станет использование информационно-коммуникационных технологий, способствующих повышению качества, доступности и эффективности экологического воспитания у детей. Это позволит формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также учитывая индивидуальные особенности детей, что делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.
Сроки реализации: долгосрочный, январь 2021г. – август 2022г.
Тип проекта: познавательно — игровой.
Участники проекта: воспитанники средней группы, родители, воспитатель.
По количеству участников: коллективный.
Форма организации детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная.
Основные принципы реализации проекта:
— Доступность (соответствие дидактической задачи возрастным и индивидуальным возможностям детей);
— Повторяемость (закрепление и усложнение одной и той же игры)
;
— Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки экологических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений;
— Коллективность (позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую – более сложные);
— Соревновательность (создает у ребёнка или подгруппы стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурентов, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой);
— Элемент новизны (внесение новых атрибутов, схем, образцов, возможность проявления творчества, изменение правил).
Рабочая гипотеза — предполагается, что организованная работа по экологическому воспитанию дошкольников в соответствии с современными требованиями будет способствовать повышению уровня развития познавательных способностей детей.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный.
На данном этапе были осуществлены следующие мероприятия:
Изучение уровня знаний по теме;
Мониторинг диагностики детей;
Составление плана работы по реализации проекта;
Создание предметно — развивающей среды по теме проекта;
Подбор методического материала, иллюстраций, фотографий, стихов, презентаций, дидактических игр, аудио и видеозаписей по данной теме;
Подготовка консультаций, сообщений и методических пособий для родителей;
Взаимодействие с родителями:
- Совместное изготовление дидактических игр «Где чей домик?»
,
«Чей малыш?»
и др. ; - Помощь в создании и оформлении выставки на тему: «Многообразие животных»(поделки и рукоделие)
; - Настольные мини-презентации «Мой питомец» (фото-коллажи, альбомы-раскладушки о домашних животных)
.
Анализ и обобщение имеющегося в ДОУ опыта работы по данной теме;
Изучение опыта других образовательных учреждений.
- Основной.
На данном этапе проводится практическая работа, с целью получения качественного результата данного проекта. А именно:
Беседы с детьми, отгадывание загадок;
Рассматривание иллюстраций, открыток, книг по теме;
Просмотр презентаций по теме;
Знакомство с предметами ближайшего окружения;
Чтение художественной литературы и заучивание считалок;
Чтение детьми стихотворений;
Проведение дидактических, сюжетно – ролевых, подвижных, настольно печатных и пальчиковых игр;
Театрализованная деятельность;
Выставки рисунков детей «Звери глазами детей»
и
«Морские обитатели»
;
Инсценировка «Как звери подружились»
;
Консультации для родителей на тему: «Экологическое воспитание детей среднего возраста»
.
Творческо-продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация (совместная работа детей с родителями, самостоятельная деятельность детей;
Просмотр мультипликационных фильмов о животных.
Прослушивание музыкальных произведений.
Деловая игра с родителями: «Как познать мир экологии?»
. Проведение консультаций, разработка рекомендаций и пособий для родителей.
- Заключительный.
- Положительная динамика мониторинга по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста;
- Выставка совместного творчества ребят и родителей;
- Создание подарочного календаря «Мир животных глазами детей»
, совместно с родителями.
Предполагаемый результат:
Проект будет способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей, уточнять и закреплять представления о диких животных, местах обитания и питания. Разнообразные ситуации и игры, применяемые в данном проекте, у воспитанников сформируют интерес, любознательность, внимание.
Родители получат методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр, поскольку с помощью игр, пособий дети дошкольного возраста незаметно для себя войдут в мир экологии. Увлекательные игры помогут сделать образовательный процесс не трудным и не скучным, а интересным и занимательным!
Реализуя данный проект, мы постараемся помочь каждому ребенку расширить свой кругозор в зоне ближайшего окружения, а также создать условия для развития самостоятельной познавательной активности. Данный проект предоставит каждому ребенку возможность не только получить знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. В свою очередь, у родителей появится интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
Список используемой литературы:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012;
- ФГОС ДО: практика реализации. – М.: Издательство «Учитель»
, 2014. - Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. — Ярославль: Академия развития, 2007;
- Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010;
- Евдокимова Е. С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. – М.: «Цветной мир»
, 2012. - Михалевская И. А., Мастеркова Е. А. Большая хрестоматия для дошкольников. – М.: Мой мир, 2008.
- Оберемок С. М. Метод проектов в дошкольном образовании: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: НИПКиПРО, 2007.
- Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекмендации. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2009;
- Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет»
1996; - Сборник русских народных сказок. Под ред. Р. Кобзарева. – М.: Издательство «Алтей»
,2012. - Соболева А. В., Загадки – смекалки. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2000
Экологический проект в средней группе «Мир глазами детей»
Взаимодействие с родителями
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Актуальность разработки и реализации педагогического проекта
С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: летним днем они видят солнце и ощущают теплый ветер; зимним вечером с удивлением смотрят на луну, темное небо в звездах, чувствуют, как мороз пощипывает щечки… Собирают камни, рисуют на асфальте мелом , играют с песком и водой — предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдений и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы. Более того это просто необходимо.
В природе все взаимосвязано: растения, животные, почва, реки, воздух и др. находятся в неразрывном единстве — живая природа не может обходиться без неживой. Растение существует только благодаря тому, что корнями пронизывает землю и впитывает из нее влагу и питательные вещества, стеблем тянется вверх, а листьями разворачивается к солнцу, поглощая его свет и тепло. Растению нужны воздух, нужны влага и тепло в таких благоприятных условиях оно хорошо себя чувствует: растет, цветет, дает плоды и радует глаз человека.
То же можно сказать и о животных: они, как и растения, обладают жизненными потребностями, многие из которых можно удовлетворить лишь с помощью неживой природы. Таким образом, у животных как части живой природы свои особые взаимоотношения с неживой природой.
У человека связь с неживой природой еще сильнее , чем у растений и животных. Люди нуждаются в свежем воздухе, для жизни и хозяйства им необходима вода, но не любая, а только чистая — природная или специально очищенная. Человечество и достигло потому таких высот в развитии цивилизации, что научилось использовать природные ресурсы: добывать уголь, нефть, руду, использовать глину и песок в строительстве, изготовлении предметов быта…
Таким образом, все явления неживой природы, которые окружают дошкольника, являются предметом единой системы экологического воспитания.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование. Пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений.
Формы работы с детьми
Опираясь на концептуальные подходы и, принимая во внимание особенности детей, нами был разработан и апробирован цикл развивающих мероприятий. Практическая значимость заключается в использовании разработанного материала в различных видах и образовательных областях детской деятельности.
Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, опытно — экспериментальная деятельность).
Выбор приоритетной формы работы с детьми зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий.
Перспективный план клуба «Неизведанное рядом»
Октябрь
Родительское собрание по теме: Экспериментируем, познаем, творим!
Содержание: Информирование родителей о том, что главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.
Январь
Консультация «Развитие наблюдательности и любознательности ребенка-дошкольника посредством опытно-экспериментальных игр в домашних условиях». Содержание: Информирование родителей, как правильно обеспечить полноценное экологическое воспитание ребенка среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с играми для изучения свойств объектов и явлений неживой природы, которые будут использоваться родителями в домашних условиях.
Апрель
Открытое игра-занятие «Путешествие к Песочной фее».
Перспектива на будущее
Разработать проект «Неизведанное рядом» для детей старшей и подготовительной групп.
Хотя в мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, целенаправленно заниматься опытно — экспериментальной деятельностью необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей.
Продолжая и в дальнейшем развитие познавательно-творческой активности посредством вовлечения дошкольников в исследовательскую работу, воспитатель подготавливает детей к очень трудному этапу в их жизни — школьным годам.
Этапы проекта
I Подготовительный этап
- Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
II Основной этап реализации проекта
- Выполнение плана работы по всем видам деятельности с детьми.
- Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.
- Создание клуба «Неизведанное рядом».
- Один раз в квартал проводятся совместные «заседания» клуба (родители и дети) в форме развлечений, игр-занятий, досугов, консультаций.
- Создание информационного пространства (информационный стенд; оформление папки — передвижки).
- Подборка художественных произведений, дидактических игр по данной теме.
III . Заключительный этап
Диагностика и подведение результатов работы.
- подведение итогов работы над проектом.
- анкетирование родителей по теме: «Чему научился Ваш ребёнок?».
- мониторинг качества освоения материала детьми.
- открытое занятие — развлечение для родителей «Чему мы научились» (по итогам проекта).
- презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.
План работы с детьми
Сентябрь
Разработка проекта. Подбор метода, литературы.
Октябрь
Тема «Какая вода?»
Цель: Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес, не имеет цвета и запаха.
Предполагаемый результат: Дети усвоят свойства воды такие как: прозрачная, текучая, является растворителем, не имеет цвета и запаха, имеет вес.
Тема: Что в пакете?
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Предполагаемый результат: Дети узнают что воздух занимает всё окружающее пространство.
Ноябрь
Тема: Легкий – тяжелый.
Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые). Предполагаемый результат: Научатся определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).
Тема: Мы – фокусники.
Цель: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Предполагаемый результат: Познакомятся со свойствами магнита и с предметами которые вступают во взаимодействие с ним.
Декабрь
Тема: Как согреть руки?
Цель: Выявить условия, при которых предметы могут согреваться (трение, движение; сохранение тепла). Предполагаемый результат: Научатся нагревать предметы при помощи трения, движения и выявят условия сохранения тепла.
Январь
Тема: Стекло, его качества и свойства.
Цель: Узнавать предметы, сделанные из стекла; определять его качества (структура поверхности, толщина, прозрачность) и свойства (хрупкость, плавление, теплопроводность).
Предполагаемый результат: Познакомятся со стеклом, его свойствами. Научатся определять его качества.
Февраль
Тема: Металл, его качества и свойства.
Цель: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск).
Предполагаемый результат: Познакомятся с металлом, его свойствами. Научатся определять его качества.
Тема: Волшебная рукавичка.
Цель: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Предполагаемый результат: закрепить свойства магнита и выявить с какими предметами он вступает во взаимодействие.
Март
Тема: Резина, его качества и свойства. Цель: Узнавать вещи, изготовленные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства (плотность, упругость, эластичность). Предполагаемый результат: Познакомятся с резиной, её свойствами. Научатся определять её качества.
Тема Из чего птицы строят гнезда?
Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной. Предполагаемый результат: Узнают некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Апрель
Тема: Пластмасса, его качества и свойства.
Цель: Узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (структура поверхности, толщина, цвет) и свойства (плотность, гибкость, плавление, теплопроводность). Предполагаемый результат: Познакомятся о пластмассой, её свойствами. Научатся определять её качества.
Тема: Прозрачность воды.
Цель: Подвести к обобщению «чистая вода – прозрачная», «грязная – непрозрачная». Предполагаемый результат: Познакомятся со свойством воды «прозрачность», научатся определять прозрачная вода.
Май
Тема: «Бумажные комочки».
Цель: Познакомить детей с новым свойством бумаги — скатыванием. Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию. Предполагаемый результат: Познакомятся сновым свойством бумаги — скатыванием Воспитатель учит детей делать из бумаги комочки, а потом из них коллективную аппликацию.