Экологический проект в средней группе «Помогите зимующим птицам»
Экологический проект
в средней группе
«Помогите зимующим птицам»
Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну!
Актуальность проекта
2017 год в Российской Федерации Указом Президента В.В. Путина объявлен годом экологии.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников имеет актуальное значение. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности, формирование начал экологической культуры. Экологическое воспитание-это воспитание нравственности, духовности. С одной стороны дети-дошкольники с интересом относятся к живой природе, а с другой стороны проявляют жестокость и равнодушие. Поэтому очень важно воспитывать у детей интерес и любовь к природе ,учить беречь окружающий мир.
И начинать эту работу нужно с ближайшего к ребенку окружения. Большинство современных детей редко общаются с природой. Птицы окружают нас повсюду. Их значение в жизни человека и в природе очень велико .Они уничтожают бесчисленное количество насекомых, поддерживая экологический баланс в природе, радуют нас своим пением .Птицам трудно приходится зимой. Нередко они голодают. Много птиц погибает во время сильных морозов. Синички ,например, за ночь теряют до 10% своего веса при температуре ниже -10.
Но даже в самые сильные морозы птички могут выжить ,если у них будет достаточно корма. Особенно трудное время наступает для птиц в конце зимы, когда почти весь корм повсюду съеден. Вот и летят птицы поближе к жилью людей. Задача взрослых вызвать интерес у детей к зимующим птицам, сострадание, желание узнавать новые факты из жизни ,научить помогать им.
Технологическая карта проекта
№/п | Содержание | Пояснение |
1. | Название проекта | «Помогите зимующим птицам» |
2. | Тип проекта | Информационно-познавательный |
3. | Вид проекта | Групповой. |
4. | Продолжительность | Краткосрочный |
5. | Время реализации | С 10 января по 20 февраля 2017 |
6. | Участники проекта | Дети средней группы 4-5 лет, их родители, воспитатели. |
6. | Организаторы проекта | Воспитатели: Стечкевич С.В, Лыгина М.А. |
7. | Интеграция образовательных областей | Познавательная, социально-коммуникативная, художественно- эстетическая, речевая, физическая. |
8. | Цель проекта | Формировать основы экологической культуры, экологические знания о зимующих птицах, бережное отношение к ним, желание помочь . |
9. | Задачи | -формировать у детей общие представления о птицах, как о живых существах ,имеющих ряд общих внешних признаков (крылья, перья, клюв, две ноги), но в тоже время, отличающихся друг от друга приспособлением к определенным климатическим условиям, способом питания; -расширить знания детей о зимующих птицах, -учить вести наблюдение за конкретными объектами: зимующими птицами нашего края; -познакомить с интересными фактами из жизни зимующих птиц; -привлечь детей и родителей к помощи птицам зимой; -развивать творческие способности детей и интерес к жизни птиц; -пополнить предметно-развивающую среду. |
10. | Ожидаемые результаты | -расширение кругозора детей о зимующих птицах; -проявление у детей интереса к объектам живой природы (зимующим птицам); — развитие у детей любознательности, познавательной активности ,соблюдение детьми правил поведения в природе, умение проявлять заботу о птицах; -воспитание у детей сострадания и любви; -активное участие детей и родителей в помощи птицам; -повышение компетентности родителей по вопросам экологического образования детей; |
Этапы проекта
- ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
- Составление плана работы по реализации проекта.
- Составление технологической карты проекта.
- Перспективное планирование проекта
- Подбор детской художественной литературы.
- Разработка и накопление методических материалов по теме.
2.ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ) ЭТАП
I. Работа с детьми
ОО «Познавательное развитие»
Наблюдения:
- за птицами у кормушек;
- сравнение голубя и воробья;
- за птицами на территории детского сада;
- наблюдение и сравнение следов птиц на снегу.
Дидактические игры:
- «Сложи птицу»(разрезные картинки)
Цель
: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить складывать картинку, разрезанную на четыре части, учить узнавать зимующих птиц по характерным признакам; развивать логическое мышление.
- «Угадай птицу по описанию»
Цель:
уточнять и закреплятьзнания детей о внешнем виде зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.
- «Узнай по голосу»
Цель:
развивать аналитический слух, расширить знания детей о птицах, упражнять в умении различать их по голосу.
- «Меню птиц»
Цель:
формировать представления детей о том, чем питаются зимующие птицы, какая еда им вредна, развивать познавательный интерес к жизни птиц.
- «Сосчитай птиц»
Цель: закрепить умение согласовывать количественные прилагательные с существительными.
- «Большой – маленький»
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
ООД Ознакомление с природой.
Тема: «Как птицы живут зимой?»
Цель:
формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах;, элементарные знания отом, чем кормят птиц зимой, приучать детей заботиться о птицах, наблюдать за ними; развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Ручной труд
Тема: «Съедобная кормушка»
Цель:
учить изготавливать съедобные печенья-кормушки для птиц, закрепить знания о кормах пригодных для зимующих птиц. Формировать начало экологического мировоззрения. Воспитывать желание помочь птицам пережить зиму.
- Труд в природе
Тема: «Подкармливание птиц»
Цель:
воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им в зимнее время.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
ООД Рисование
- Тема: «Красивая птичка»
Цель
:учить детей рисовать птичку, передавая форму тела(овальная),частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании карандашами. Развивать образное восприятие, воображение. Воспитывать интерес к занятиям по изодеятельности.
Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском
саду.Средняя группа»
- Тема : «Красивая птичка»
Цель
:учить детей рисовать птичку, передавая форму тела (овальная), частей, красивое оперение. Упражнять в рисовании карандашами. Развивать образное восприятие, воображение. Воспитывать интерес к занятиям по изодеятельности.
Т.С.Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа»
ООД Аппликация
- Тема: «Воробушки ищут корм»
Цель:
учить составлять изображения воробушка из частей, упражнять детей в вырезывании округлых форм из квадратов , в разрезании круга по прямой, предварительно сложив его пополам. Формировать умение дополнять аппликацию элементами рисования. Развивать мышление, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать чуткость, отзывчивость по отношению к птицам.
ООД Лепка
- Тема: «Воробушки на кормушке»(коллективная)
Цель:
формировать умения детей лепить птиц конструктивным способом из 4-5 частей разных по форме и размеру; развивать чувство формы, способности к композиции; воспитывать интерес к природе,желание помогать зимующим птицам в холодное время года
И.А. Лыкова «Изодеятельность в детском саду. Средняя группа»
СХД
- Оформление книжки-раскраски «Зимующие птицы»
ОО «Физическое развитие»
- Подвижные игры
- «Воробушки и кот»;
- «Воробушки и автомобиль»;
- «Перелет птиц»;
- «Совушка».
ОО «Речевое развитие»
- Речевое общение:
- «
Как живут птицы зимой?»;
- «Меню птиц»;
- «Кто заботится о птицах?»;
- Проблемная ситуация: «Что может произойти,если не подкармливать птиц зимой?»
- составление описательных рассказов о птицах с использованием мнемотехники.
- ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- М.Горький «Воробьишко»,
- Сухомлинский «О чем плачет синичка»,
- Отгадывание загадок, чтение стихотворений, обсуждение пословиц и поговорок.
II.Работа с родителями
- Консультации:
- Тема:
«Кормушки для птиц своими руками ».
- Тема:
«Зимующие птицы»
- Домашнее задание
- Сделать кормушки для птиц;
- Оформить книгу-презентацию «Зимующие птицы нашего края»;
- Сделать поделку
3.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
- Оформление результатов проекта
- Акция «Покормите птиц зимой!»
- Выставка поделок и книг-презентаций, оформленных родителями
- Итоговое занятие по познавательному развитию «Как птицы живут зимой?»
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА
- Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
- Пополнилась предметно-развивающая среда: литературой, иллюстрациями, стихотворениями, презентациями про зимующих птиц.
- У детей сформировались любознательность, творческие способности.
- Дети и родители приняли активное участие в оказании помощи зимующим птицам.
- Повысилась компетентность родителей по вопросам экологического образования.
Приложение
«Покормите птиц зимой!»
Покормите птиц зимой!Пусть со всех концовК вам слетятся, как домой,Стайки на крыльцо.Небогаты их корма.Горсть зерна нужна,Горсть одна — и не страшнаБудет им зима.Сколько гибнет их — не счесть,Видеть тяжело.А ведь в нашем сердце естьИ для птиц тепло….
(А.Яшин)
В нашей средней группе «Пчелки» в рамках экологического проекта «Помогите зимующим птицам» прошла акция «Птичья столовая». Родители откликнулись и сделали кормушки для птиц. Большое им спасибо.
Многие люди, подкармливая птиц зимой, развешивают кормушки, сделанные своими руками, из различных материалов (коробки, пластиковые бутылки). Но немногие задумываются о том, что будет с кормушками после зимы. Одни раскисают и превращаются в мусор, другие висят на деревьях несколько лет, не делая более привлекательными наши парки и дворы.
Мы с ребятами изучили меню зимующих птиц нашего региона и решили сделать для них безотходные съедобные кормушки-печенья.
Сначала приготовили все необходимое: различный корм, формочки, развели желатин. Затем смешали разные виды кормов и приготовленный желатин.
Потом уже сам «творческий процесс формирования печенья».В серединку каждого печенья-кормушки мы вставили трубочку, чтобы затем в это отверстие вдеть веревочку. Печенья отнесли в холодильник, а когда они застыли- развесили на участке.
Птичкам понравилось наше угощение, наутро и следа не осталось от кормушек.
Ручной труд: «Съедобная кормушка»