ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Автор: Осипова Татьяна Ивановна Воспитатель Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Паспорт опыта работы:
Тема опыта работы: «Развитие речи, речевого общения и воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии ТРИЗ»
Автор опыта работы: Осипова Татьяна Ивановна
Актуальность опыта работы: Основная проблема сегодняшнего дня – воспитание всесторонней развитой личности. Данный проект «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста на основе использования технологии ТРИЗ» акцентирует внимание не только на овладение системой дополнительных знаний по речевому развитию, но и на воспитательный, познавательный, обучающий аспекты в работе с воспитанниками и родителями.
Практическая значимость: проект совершенствует и развивает познавательно-речевые навыки, раскрывает творческий потенциал и личностные качества воспитанника. Инновационная направленность: использование инновационной педагогической технологии ТРИЗ в познавательно-речевой деятельности. В основу данного проекта положены следующие идеи:
- воспитание образования ребенка на основе познавательно-речевого развития ребенка;
- развитие познавательных способностей дошкольника и родителя;
- подготовка родителя к сотрудничеству с педагогом и ребенком.
Проблемная ситуация опыта работы:
В последнее время снижается уровень языковой культуры общества, что сказывается и на уровне речевого развития детей. Владение родным языком, развитие языковых способностей формирует личность ребёнка, помогает решать многие задачи его воспитания и развития, подготовить к обучению в школе.
Детский сад – первое звено в системе образования. И основная задача детского сада сегодня – не напичкать детей знаниями на пороге школы, а с помощью знаний заложить фундамент поликультурной личности, обладающей коммуникативной компетентностью и способностью налаживать общение с окружающими при помощи речевых средств.
Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей.
Развитие речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено прежде всего ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в развитии речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников.
Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только — что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Доказано, что чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Воспитателю нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только в процессе свободного общения, но, прежде всего, на занятиях. Очевидно, что сегодня необходимо менять способы работы воспитателя на занятиях по развитию речи дошкольников.
Поэтому важную роль в процессе развития речи детей дошкольного возраста играет выбор педагогических технологий в обучении дошкольников. Самым эффективным в плане речевой активизации дошкольников, создания у них мотивации, обмена положительным опытом и повышением коммуникативных компетенции детей являются нетрадиционные методики обучения, адаптированные к дошкольному возрасту. Одной из таких технологий является технология – Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ).
Отличительная особенность данной технологии заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной речевой деятельности.
Ребёнок, владеющий элементами ТРИЗ, может сам решать свои проблемы, причём нестандартно, неординарно.
Результатами использования приёмов ТРИЗа в развитии речи у детей дошкольного возраста являются:
− повышение концентрации внимания, которое у детей, как правило, еще неустойчивое;
− повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса, формирование правильного лексико-грамматического строя речи;
− формирование навыков связной речи: ребенку надо составить рассказ (новую сказку), проследить логику событий и изобразить все схематично на основе символической аналогии (графическая аналогия);
− развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
− положительная динамика в развитии памяти: ребенку надо запомнить новое словосочетание и правильно употребить его в нужной ситуации;
− активизация мыслительной деятельности: ребенку необходимо решить поставленную перед ним задачу и словесно объяснить, как ее решать (предложить свой вариант)
− снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной стороны, т. е. ребенок не только понимает, но и сам может изобразить мимикой, жестами различные эмоциональные состояния, объяснить их словами (эмпатия).
Новизна представленного опыта заключается в том, что реализация задач по речевому развитию возможна через подбор содержания речевого и учебно-познавательного материала на основе ТРИЗ технологий.
Результативность опыта доказана динамикой результатов развития детей по образовательной области «Речевое развитие».
Участники опыта работы: дети старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели.
Вид опыта работы: обучающий, творческий, игровой, групповой.
Продолжительность опыта работы: 1 год, реализуется в подготовительной группе №9, МАДОУ «Детский сад» №65.
Цель опыта работы: развитие речи старших дошкольников посредством использования технологий ТРИЗ.
Задачи опыта работы:
Для детей:
- Развивать и улучшать качества речи,
- Формировать положительные эмоции от творческой и игровой деятельности.
- Научить детей выражается в творческой фантазии, в соображении, в придумывании чего-то нового.
Задачи для родителей:
- Познакомить родителей с технологией ТРИЗ;
- Повысить их компетентность в сфере инновационных технологий;
- Познакомить с методикой проведения игр и упражнений по технологии ТРИЗ;
- Формировать желание помогать своему ребенку, умение находить с ним контакт.
Задачи для педагога:
- Повышать профессиональный уровень развития по вопросу развития речи, речевого общения и воображения детей через ТРИЗ технологию.
- Создать условия для развития речи, речевого общения и воображения
детей старшего дошкольного возраста.
3. Пополнять и расширять развивающею предметно-пространственную среду группы
Обеспечение опыта работы:
Разработка и изготовление практического материала;
Разработка конспектов занятий и мероприятий;
Оформление памяток и консультаций для родителей и педагогов по технологии ТРИЗ.
Этапы реализации опыта работы:
Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Ожидаемые результаты:
- Научить детей нестандартно мыслить, создавать собственные творения, развить фантазию и речь.
- Стимулировать развитие мышления дошкольников, проявление творчества, как детьми, так и педагогами.
- Работа на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.
- Развивать умения самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать.
- Формировать активность и заинтересованность родителей в воспитании и развитии детей
Риски и их преодоление:
- Пассивность детей в общение со сверстниками и взрослыми (монолог и диалог), в связи с компьютеризацией общества (игра в планшетах, телефонах, компьютерах). Нежелание родителей общаться в семье с детьми, в связи с занятостью и компьютеризацией.
- Для преодоления данных рисков необходимо подбирать мероприятия наиболее интересные для всех участников проекта, активно привлекать родителей в участие проекта, проводить индивидуальные консультации.
Следующая > |
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.
- Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
- Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
- Употребление не литературных слов и выражений.
- Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
- Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
- Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
- Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
- Плохая дикция.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
При проведении занятия иногда педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, то есть на занятии мы наблюдаем, что говорит один педагог. Причины — недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Речь у педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Поэтому развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Задача педагогов дошкольных учреждений, согласно ФГОС дошкольного образования — воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом.
Стало очевидно, что необходимо изменение способов взаимодействия с дошкольниками, чтобы воспитать талантливого человека, способного нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир.
Одной из таких технологий смело можно назвать ТРИЗ – теорию решения изобретательных задач. Основателем этой технологии является Генрих Саулович Альтшуллер.
Основными задачами ТРИЗ-образования для дошкольников являются: формирование связной речи на основе активизации творческого мышления для продуктивной познавательной, исследовательской и изобретательской деятельности; развитие творческих способностей; формирование качеств творческой личности.
Таким образом, использование адаптированных методов ТРИЗ в процессе развития речи дошкольников способствует:
— активизации познавательной деятельности детей;
— созданию мотивационных установок на проявление творчества;
— созданию условий для развития образной стороны речи детей (обогащение словарного запаса оценочной лексики, словами с переносным значением, синонимами и антонимами);
-повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.
Главная задача взрослого — создать такую эмоциональную обстановку принятия решения, чтобы дети не боялись в творческих заданиях делать не так, «как положено». Важно также четко провести границу: есть дидактические задания, где всегда есть правильный ответ, где вкладыш обязан соответствовать по форме и размеру отверстию, а герой — своей сказке. А есть — творческие задания, где принципиально нет правильных ответов, где есть только разные возможности, которые каждый автор — и взрослый, и ребенок, — использует так, как хочет.
На протяжении всего дошкольного возраста необходимо развивать у детей умение строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять, возражать, подавать реплику). Для этого следует использовать беседы с детьми на самые разнообразные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями. Важно развивать умение слушать собеседника, задавать вопросы и отвечать в зависимости от контекста.
ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр, занятий. Призванная не изменять основную программу, а максимально увеличить ее эффективность.
Применение ТРИЗ приведёт к динамике развития у дошкольников речи, изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. У детей не просто развивается фантазия, они учатся мыслить системно, с пониманием происходящих процессов.
Использование ТРИЗ в познавательном развитии ребенка
ТРИЗ – технология, как универсальный инструментарий можно использовать практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах). Это позволяет формировать единую, гармоничную, научно обоснованную модель мира в сознание ребёнка дошкольника. Создаётся ситуация успеха, идёт взаимообмен результатами решения, решение одного ребёнка активизирует мысль другого, расширяет диапазон воображения, стимулирует его развитие. Технология даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ
— Метод мозгового штурма. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
— Метод каталога. Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию.
— Метод фокальных объектов. Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
— Метод «Системный анализ». Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу.
— Метод морфологического анализа. В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
— Метод обоснования новых идей «Золотая рыбка». Суть метода заключается в том, чтобы разделить ситуации на составляющие (реальную и фантастическую), с последующим нахождением реальных проявлений фантастической составляющей.
— Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками). Данный метод направлен на то, чтобы дать детям наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия элементов предметов и веществ. Он помогает сформировать у детей диалектические представления о различных объектах и процессах живой и неживой природы. А также развивает мышление детей, стимулирует любознательность и творчество.
Сущность метода ММЧ в том, что он представляет все предметы и вещества состоящими из множества Маленьких Человечков (МЧ). В понимании нас, взрослых – это молекулы, но на этом слове внимание не заостряется, сведения подаются детям в виде сказки «Маленькие человечки». Детям становится понятно, что в зависимости от состояния вещества Маленькие Человечки ведут себя по разному (в твёрдых – крепко держатся за руки, в жидких – просто стоят рядом, в газообразных – находятся в постоянном движении).
— Мышление по аналогии. Так как аналогия — это сходство предметов и явлений по каким-либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать
— Типовые приёмы фантазирования (ТПФ). Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.
Система ТРИЗ в обучении детей — это практическая помощь ребенку для нахождения наилучшего решения поставленной задачи или в создавшейся ситуации. Принцип такой: «Есть задача — реши ее сам», но не путем проб и ошибок, а путем алгоритма размышлений, приводящих ребенка к лучшему решению.