Дидактические игры для детей на уроках музыки
Музыкальные игры на развитие чувства ритма у детей подготовительного отделения и первого года обучения школы искусств
Автор : Седова Вера Олеговна, преподаватель фортепиано, концертмейстер МДУДО ДДШИ, отделение в городе Дмитров, Московская областьОписание. Предлагаю игровой материал на развитие чувства ритма у детей подготовительного отделения и первого года обучения школы искусств. Данный материал могут использовать воспитатели и музыкальные руководители детских дошкольных учреждений, преподаватели общеобразовательной и музыкальной школ, родители и сами дети от пяти до семи лет.Цель : развитие чувства ритма через музыкальное творчество. Задачи : 1) учить детей слушать и слышать ритм музыки, различая длинные и короткие звуки; 2) развивать любознательность ребёнка, смекалку, мышление, память, внимание, воображение; 3) воспитывать интерес к творчеству через сочинение детьми авторских заданий. Игра является неотъемлемой частью учебного процесса. Она помогает понять и закрепить знания о полученном материале, будит интерес, развивает воображение у детей и взрослых, превращая обучающихся и обучающих в соавторов единого творческого процесса. Предлагаю игры, которые часто использую в учебном процессе на первой ступени обучения (подготовительный и 1 классы детской школы искусств), использую на концертах для родителей, чтобы они видели рост своего ребёнка и могли помочь ему при затруднении в выполнении домашнего задания. I. Игра «Повтори ритмический рисунок» 1 вариант игры Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие). Описание. Преподаватель стучит в ладоши или карандашом по столу ритмический рисунок мелодии, ребёнок повторяет. Затем ребёнок придумывает ритм, преподаватель повторяет, ученик проверяет правильность выполнения задания. Пример.
Преподаватель проговаривает стихотворение: Та, та, два кота… Ребёнок отбивает ритм стиха ладошками (или пальцем по клавише, карандашом по столу, рукой по крышке инструмента, рукой в бубен, палочкой по клавише металлофона):
Вопросы к заданию
1. Сколько звуков ты слышишь? 2. Где короткие звуки: в середине, в начале или в конце? 3. Где длинные звуки: в середине, в начале или в конце? 4. Сколько длинных и коротких звуков ты услышал? 5. Выбери правильную схему из предложенных:
2 вариант игры
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие). Описание. Преподаватель предлагает простучать ритм по таблице:
Вопросы к заданию
1. Простучи ритм в ладоши и проговори текст. Выделяй голосом длинные и короткие звуки : длинные тяни, короткие проговаривай быстро. 2. Нарисуй схему из нот к любому стиху (на выбор ребёнка или преподавателя).
Пример.
Дин, дон, дин, дон, В зоопарке ходит слон. Ребёнок а) проговаривает стих и отбивает ритм в ладоши; б) определяет на слух количество длинных и коротких звуков; в) определяет их расположение (в начале, в середине, в конце); г) записывает схему стиха нотами — кружками.
3 вариант игры
Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи; дать простейшее представление о длине звуков (длинные, короткие), видах звуков (шумовые и музыкальные). Описание. В данном задании ноты записаны чёрными и белыми кружками, как вариант для детей первого класса. Задание содержит загадку. В этом задании можно повторить вопросы из второго варианта игры, а можно поэкспериментировать с шумовыми и музыкальными звуками : ребёнок стучит ритм придуманным способом (Например, длинные звуки отбивает ногой, короткие — в ладоши, преподаватель угадывает, шумовые это звуки или музыкальные, повторяет за ребёнком задание, ребёнок проверяет выполнение задания. Потом задание предлагает педагог.)
4 вариант игры Музыкальная игра «Цветные клавиши» Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи, получение простейшего представления о длине звуков. Опсание. Для этой игры ребёнку потребуется цветная клавиатура,
опираясь на которую, он сможет самостоятельно сыграть,
а также придумать свои незабываемые мелодии с авторскими стихами, в составлении которых может помочь педагог, родители, старшие товарищи. Можно обработать созданный ребёнком материал в программе Adode Photoshop, создать личный инструментальный альбом в бумажном или электронном виде, а также подготовить презентацию этого альбома с картинками и звучащими мелодиями, записать произведения в исполнении юного автора на диск, который приятно преподнести в подарок маме, бабушке, друзьям. II. Игра «Поехали !» Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи, закрепление знаний о длительностях нот. Описание. Игра «Поехали !» — для закрепления материала при изучении длительностей нот. Дети с удовольствием «ездят» на паровозиках. Можно изготовить вагоны из цветного картона, использовать в игре разные размеры (2/4, 3\4, 4/4/, 3/8, 6/8, 9/8), более мелкие длительности (шестнадцатые, тридцатьвторые), дать ребёнку попробовать самому заполнить вагончики длительностями в соответствии с предложенным размером.
III. Игра «Песенки на лесенках» Цель: развитие чувства ритма, слуха, памяти, воображения, речи. Описание. Игра «Песенки на лесенках» — ещё один вариант ритмического упражнения с изменением высоты звуков. Ребёнок здесь учится ориентироваться на клавиатуре, изменяя высоту звуков в соответствии с рисунком. Вариантов с диаграммой множество. Пример :
а) можно предложить ребёнку рассмотреть диаграмму в красном цвете и определить направление мелодии (сначала вверх, потом вниз); б) определить, сколько коротких звуков и длинных (два коротких, 3 длинных), куда они идут : вверх или вниз (3 звука вверх, потом два вниз); в) сыграть мелодию на инструменте от звука до (варианты : от ре, от фа, от си); г) прохлопать ритм мелодии и подобрать к нему слова (Я иду гулять); д) придумать свою лесенку, нарисовать её в альбоме, сочинить слова.
Предложенные в разработке игры использую в донотном периоде обучения нотной грамоте, который занимает от месяца до трёх, в зависимости от возраста и способностей ребёнка, его заинтересованности и активности. Игры помогают увлечь малыша обучением, а педагогу дают простор для развития собственной фантазии и возможность использовать резервы своего творческого таланта, реализуя лозунг «Учи, играя !»
Рекомендуем посмотреть:
Зимние музыкальные игры для детей 5-9 лет Дидактические материалы для подготовительного класса ДШИ с презентацией Методическое пособие по развитию музыкально-ритмических способностей у детей 6-8 лет Мастер-класс для родителей старшей группы. Музыкальные игры для детей 5-7 лет
Похожие статьи:
Музыкальные игры для старшеклассников