Конспект открытого занятия для подготовительной группы «Музыкальные профессии»
КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ
Тема: Музыкальные профессии
Подготовительная к школе группа
Задачи:
1.Формирование у детей системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего знакомства с музыкой.
2.Развивать навыки свободной импровизации в голосе, танцевальных движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Развивать кругозор, словарный запас, память, мышление.
3. Воспитывать эмоциональное и сознательное отношение к музыке в процессе разных видов музыкальной деятельности: пение, танцевальные движения, игра на музыкальных инструментах.
Ход занятия:
Дети входят в зал под музыку «Марш игрушечных солдатиков» музыка П.И.Чайковского. Маршируют по кругу, останавливаются с окончанием музыки.
1.1Приветсвие. Попевка «Здравствуйте!»
-Ребята, вы узнали, под какую музыку вы вошли в зал? (ответы)
-Кто композитор этой музыки? (ответы)
-Какая эта музыка по характеру? По жанру? (ответы)
1.2Постановка целей и задач занятия.
-Ребята, скажите, пожалуйста, кем по профессии мечтаете стать, когда вырастете? (ответы)
-А какие профессии вы ещё знаете? (ответы)
-Люди каких профессий работают в детском саду?
-Как вы думаете, как называется моя профессия? (ответы)
-Почему она называется «музыкальный руководитель»? (ответы)
-А для чего нужна профессия музыкальный руководитель? (ответы
)
-Хотите узнать, какие ещё бывают музыкальные профессии? (ответы)
-Узнать много нового и интересного поможет нам волшебная палочка. Вы готовы узнать много нового и интересного?
-Давайте скажем волшебные слова «Раз, два, три, нам картинку покажи!»
-Как вы думаете, как называется эта профессия?
-Учителя музыки работают в школе, они учат детей красиво петь, играть на разных музыкальных инструментах.
-Как вы думаете, как называется эта профессия?
-Что вы знаете о профессии певца? (ответы, объяснение слов «певец», «певица», )
-Давайте мы превратимся в певцов и певиц. Волшебная палочка нам поможет:
Раз, два покружись и в певцов превратись! (дети закрывают глаза и кружатся на месте, проговаривая волшебные слова)
3.Пение песни по выбору детей (пение с солистами и хором)
-Ребята, вы хотите увидеть новое изображение на экране? Тогда, надо закрыть глаза и произнести волшебные слова: «Раз, два, три, нам картинку покажи!»
-Кто угадает, как называется эта профессия?
4.Игра «Доскажи слово»
-музыкант, который играет на пианино -…………. пианист
-музыкант, который играет на скрипке -……………скрипач
—музыкант, который играет на баяне -……………. баянист
-музыкант, который играет на барабане -……………барабанщик
-Скажите, пожалуйста, если все эти музыканты будут играть вместе, как будет назваться такая группа музыкантов?
-Как вы думаете, кто в оркестре самый главный?
-Слово «дирижёр» означает «управлять». Значит, дирижер-это человек который управляет оркестром, хором. Давайте вспомним, что такое хор? (ответы детей)
-Как стать дирижёром? Чего нам не хватает? (Оркестра и дирижерской палочки,)
-Поиграем в игру «Дирижёр и оркестр» (выбирается «дирижёр», «музыкантам» раздаются музыкальные инструменты)
5.Игра на детских музыкальных инструментах «Во саду ли, в огороде»
(после игры на ДМИ дети закрывают глаза и произносят волшебные слова, на экране слайд . Дети угадывают имена композиторов
)
-Что объединяет этих людей? Кто они по профессии? (композиторы)
-Что вы знаете о профессии «композитор»?
-Давайте мы с вами превратимся в композиторов.
Дети закрывают глаза и произносят слова: «Раз, два, покружись, в композиторов превратись!»
6.Игра «Придумай мелодию»
Дети поют имена на придуманные мелодии. Например, «Меня зовут Наташа»
-Ребята, а вы когда-нибудь слышали слово «ди-джей»? Что означает это слово?
-Ди-джей- это человек, который включает танцевальную музыку на дискотеке. Ну что, потанцуем?
7. Парный танец.
8.Итог занятия. Игра «Волшебная палочка»
(Музыкальный руководитель передает волшебную палочку детям. У кого в руках палочка, тот рассказывает, что нового узнал на занятии, впечатления, что понравилось. В конце музыкальный руководитель берет палочку в руки и отмечает самых старательных, внимательных детей)
Попевка «До свидания!» Выход под музыку.
НОД «Знакомство с музыкой» в подготовительной группе
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе в соответствии с ФГОС
I. Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область
Художественно-эстетическое развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей
: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие классической музыки, двигательная.
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности
Приобщение детей дошкольного возраста к восприятию русской классической музыки через использования ИКТ
2. Методы и приемы реализации содержания занятия:
Наглядные (Демонстрация дидактического материала, показ музыкальной презентации ,)
Словесные (Рассказ о музыкальных образах, музыкальных инструментах)
Практические (упражнение, игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки)
3. Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие — дети узнают музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Познавательное развитие ознакомление детей с классической музыкой . Показ презентации « Вальс цветов» «Декабрь « музыка Чайковского рассказ
Речевое развитие: Расширение активного словаря ( симфонический оркестр, балет)
Физическое развитие: Развитие двигательной активности в танцах и играх
4. Возрастная группа:
Подготовительная
5. Цель
: Формирование Приобщение детей дошкольного возраста к восприятию русской классической музыке через использование ИКТ
6. Задачи
:
6.1Вызвать и поддерживать интерес к произведениям классического характера.
6.2 Развивать творческое воображение, музыкальную память, музыкальный вкус. Развивать характер музыки, менять движения в соответствии с характером музыки, принимать активное участие в игре. Развивать ритмическое восприятие к классической музыке
6.3 Воспитывать интерес к звучанию музыкальных инструментов в симфоническом оркестре. Слушать и слышать.
7. Планируемые результаты
7.1 Сформированы представления об инструментах симфонического оркестра
7.2 Способны отличать звучание арфы, валторны, от звучания других инструментов, самостоятельно менять движения в соответствии с характером музыки, принимает активное участие в игре.
8. Организация среды для проведения занятия
(образовательной деятельности) Иллюстрации ( муз. инстр. балалайка, , бубны, фортепиано, музыкальный муз. П. И. Чайковского
Компьютер, проэктор)
9. Подготовка к образовательной деятельности
(на занятии, в режимные моменты) Просмотр в группе презентации с иллюстрациями знакомых детям музыкальных инструментов
Конспект занятия
(образовательной деятельности)
I. Вводная часть
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Показ музыкальной шкатулки приход феи музыки музыкальные загадки.
Вопрос детям – знают ли они, что такое балет называется?
Из рассказа педагога дети узнают о балете Чайковского «Щелкунчик»(
1.2 Мотивация деятельности детей
Восприятие музыки
«Вальс снежных хлопьев» «Вальс Цветов « Декабрь «. И. Чайковский
определение авторства музыки ( вокальная, инструментальная, композиторская, характера музыки, звучания (на каком инструменте исполняется).
1.3 Целеполагание
(с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Музыку исполнял симфонический оркестр, а мы тоже можем играть в оркестре!
II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Вспомнить, какие еще музыкальные инструменты дети знают. Какие группы входят в состав симфонического оркестра?
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Разучивание песни
«Новогодний хоровод» музыка Т Попатенко
Музыкально-дидактическая игра «На чем играю?» с использованием знакомых инструментов карточки
Пальчиковая гимнастика, упражнение на дыхание
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Народная игра « Бабка- ежка». ( «Баба- яга») музыка Чайковского Дети самостоятельно выполняют знакомые танцевальные движения под музыку Чайковского (« Игра в лошадки». «Новая кукла», Марш деревянных солдатиков «Камаринская» выполняют танцевальные движения)
« Вальс снежных хлопьев» танец снежинок музыка Чайковского
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей
Дети отвечают на вопросы о том что слушали, загадки феи музыки. Музыкальная «Угадайка» по произведениям Чайковского.
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Продолжать тему классическая музыка ». Исполнение симфонического оркестра в детском саду
4.2 Праздник « Три кита в музыке»
Список литературы:
1 «Музыка. Занятия с детьми старшей и подготовительной групп»
2. Минина Е. А. «Музыкальное развитие детей 3-5 лет в детском саду»: Конспекты занятий, репертуар, критерии оценки результатов. /Е. А. Минина. – Ярославль: Академия развития, 2009. -256с.
Самоанализ
1. Доминирующая образовательная область
Художественно-эстетическое развитие Согласно ФГОС ДО
2. Вид деятельности детей
: Игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, восприятие , классической музыки,двигательная.
3. Методы и приемы реализации содержания занятия:
Наглядные (Демонстрация иллюстраций, Словесные (загадки, появления феи музыки )
Практические (упражнение, игра, музыкально-ритмические движения, восприятие музыки из балета « Щелкунчик» Пальчиковая гимнастика. Динамическое упражнение)
4. Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие — дети узнают историю о балете о музыкальных инструментах симфонического оркестра,
Познавательное развитие: ознакомление детей с музыкальным инструментами слушание произведений из балета « Щелкунчик» Времена года « Декабрь» презентации.
Речевое развитие: Расширение активного словаря ( симфонический оркестр, балет)
Физическое развитие: Развитие двигательной активности в танцах и играх
5. Возрастная группа:
Подготовительная
6. Цель
: Приобщение детей дошкольного возраста к восприятию русской классической музыке через использование ИКТ
6. Задача
1Вызвать и поддерживать интерес к произведениям классического характера. Поговорить о балете.
6.2 Развивать творческое воображение, музыкальную память, музыкальный вкус развивать характер музыки, менять движения в соответствии с характером музыки, принимать активное участие в игре. Развивать ритмическое восприятие
6.3 Воспитывать интерес к звучанию музыкальных инструментов в симфоническом оркестре.
Конспект музыкального занятия по слушанию музыки «Три чуда»
МБДОУ д/с №3
Подготовительная к школе группа
Конспект занятия по слушанию музыки
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Муз/руководитель Нечаева Е.А.
Цель:
Формирование художественно- эстетического восприятия сказочных образов через восприятие музыки, поэзию.
Задачи:
- Побуждать детей выражать свои мысли и чувства в движении, музыке.
- Способствовать в развитии образной речи, умение рассматривать иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина
- Развивать познавательные и творческие возможности детей.
- Развивать культуру слушания классических произведений
- Развивать воображение, память, умение сравнивать, анализировать….
Оборудование:
- Аудиозапись музыкальных произведений три чуда: «Белка», «33 богатыря», «Царевна лебедь» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римского-Корсакова;
- музыкальные инструменты: металлофоны, ложки, треугольники.
- иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».
Музыкальный материал:
Песни «Ветер по морю гуляет» Г. Струве, «Ласковая сказка» Н. Гогина. Муз. движение «33 богатыря», «Царевна-лебедь». Оркестр «Белка».
Ход занятия
Звучит «Вальс-фантазия» М. Глинки. Дети заходят в зал и садятся на стулья.
Музыкальный руководитель:
Ребята, вы, конечно, знаете, что музыка нам многое может рассказать. Давайте вспомним, о чем нам рассказывала музыка, которую мы слушали на занятиях?
Дети:
О природе, о настроениях и чувствах человека, о птицах и животных, может рассказывать сказки.
Музыкальный руководитель:
Ребята, вы любите сказки? (Да). Предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и удивительную страну сказок. Хотите? (Да). Сейчас мы исполним песню, а вы подумайте в какую сказку мы с вами попали.
Исполнение песни «Ветер по морю гуляет» Г. Струве.
Музыкальный руководитель:
Ребята, в какую сказку мы с вами попали? («Сказка о царе Салтане»)
Воспитатель:
Полное ее название: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди».
Воспитатель:
А кто автор сказки? (А.С.Пушкин). — А какие сказки Пушкина вы знаете? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде»).
Музыкальный руководитель:
Многие композиторы писали свои музыкальные произведения по литературным произведениям. На сюжет сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» была написана опера. Что такое опера?
Дети:
Это музыкальное действие, в котором только поют. Музыкальный руководитель: А кто написал эту оперу? (Н.Римский – Корсаков)
Музыкальный руководитель:
Это великий русский композитор. Он написал много произведений на сказочные сюжеты. В опере «Сказка о царе Салтане» сюжет сохранен таким, как его придумал Пушкин. Но композитор Н. А. Римский-Корсаков сочинил удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Одно из замечательных мест оперы – отрывок под названием «Три чуда», которые происходили в необычном городе-острове Леденце. Сейчас мы послушаем музыкальную тему, которая изображает город-остров Леденец, на котором оказались царевна и царевич. Подумайте, каким он изображен в музыке, представьте его себе и опишите.
Слушание отрывка город Леденец
Музыкальный руководитель:
Какая музыка? Что она изображает?
Дети:
музыка торжественная, величественная. Изображается переливание воды, плеск волн. Звучит труба.
Музыкальный руководитель:
Какие же три чуда произошли в этом необычном городе Леденце?
Дети:
Белка, 33 богатыря, царевна-лебедь.
Музыкальный руководитель:
Мы послушаем фрагмент про одно из этих чудес. Ваша задача внимательно слушать и догадаться, какое чудо нам хотел рассказать композитор.
Дети слушают отрывок «Белка».
Музыкальный руководитель:
Какая эта музыка по характеру? (легкая, воздушная, танцевальная, светлая и т.д.). Какой инструмент ведет мелодию? (флейта). О каком чуде рассказывал композитор? (белка).
Воспитатель:
А как Пушкин описал это чудо?
Ребенок:
Ель растет перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка песенки поет Да орешки все грызет. А орешки не простые, Все скорлупки золотые Кучки равные кладет, И с присвисточкой поет При честном при всем народе: Во саду ли, в огороде. Музыкальный руководитель:
Какая песня лежит в основе этого произведения? (Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»). Ребята, возьмем инструменты, создадим свой оркестр и исполним это произведение.
Оркестр «Во саду ли в огороде».
Воспитатель:
Снова корабельщики отправились к царю Салтану, рассказали ему о белочке. Но тут ткачиха говорит: «Что тут дивного? ну, вот! Белка камушки грызет, Мечет золото и в груды Загребает изумруды; Этим нас не удивишь, Правду ль, нет ли говоришь. В свете есть иное диво…»
Музыкальный руководитель:
а какое же это диво? Слушаем.
Дети слушают отрывок «33 богатыря».
Музыкальный руководитель:
Что передает нам музыка? Какое диво произошло?
Дети:
33 богатыря выходят из моря.
Музыкальный руководитель:
какими изображены богатыри?
Дети:
Смелыми, грозными, решительными, строгими, грозными.
Музыкальный руководитель:
какие у них одежды, оружие?
Дети:
Богатыри в кольчугах, в шлемах. В руках у них щиты и мечи.
Музыкальный руководитель:
какой пейзаж окружает богатырей?
Дети:
море бурлящее, взволнованное, беспокойное. Давайте послушаем как Пушкин выразил это чудо.
Ребенок:
Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор.
Музыкальный руководитель:
А сейчас мы станем участниками этой сказки и выразим настроение и характер музыки через движение.
Девочки берут ленточки, садятся на колени и импровизируют танец волн, а мальчики маршируют, подражая богатырям.
Воспитатель:
Но что же на это диво ответила сватья баба Бабариха? «Кто нас этим удивит? Люди из моря выходят И себе дозором бродят! Правду ль бают, или лгут, Дива я не вижу тут. В свете есть другое диво?
Музыкальный руководитель:
И последнее, третье чудо. А Н.Римский – Корсаков изобразил это чудо так.
Дети слушают отрывок «Царевна — Лебедь»
Музыкальный руководитель:
О каком диве здесь идет речь?
Дети:
Царевна-лебедь.
Музыкальный руководитель:
Какая она?
Дети:
Волшебная, сказочная, красивая, таинственная, гордая, спокойная, неторопливая и т.д.
Музыкальный руководитель:
Вот как о ней написал А.С.Пушкин:
Ребенок:
За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает, Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава; А как речь-то говорит, Словно реченька журчит.
Музыкальный руководитель:
А сейчас нам девочки покажут это чудо в своем исполнении.
Дети в движении передают образ царевны-лебеди.Воспитатель:
Вспомним, чем закончилась сказка. По равнинам Окияна Едет флот царя Салтана Князь Гвидон тогда вскочил, Громогласно возопил: «Матушка моя родная! Ты, княгиня молодая! Посмотрите вы туда: Едет батюшка сюда». … Все теперь идут в палаты: У ворот блистают латы, И стоят в глазах царя 33 богатыря. … Царь ступил на двор широкой: Там под елкою высокой Белка песенки поет, Золотой орех грызет. …Княгиня-диво: Под косой луна блестит А во лбу звезда горит! … Царь слезами залился. Обнимает он царицу, И сынка, и молодицу, И садятся все за стол, И веселый пир пошел!
Музыкальный руководитель:
Ребята, наше путешествие по сказке завершается. Понравилось ли вам наше путешествие? Итак, в какой сказке мы сегодня побывали? — Кто ее написал? — А кто написал музыку к этой сказке? — Какие три чуда мы сегодня услышали в музыке Римского-Корсакова?
Музыкальный руководитель:
Ребята, мы можем не только прочитать сказку, но и услышать ее в музыке. И на прощание исполним друг другу песню «Ласковая сказка».
Исполнение песни «Ласковая сказка».
Музыкальный руководитель:
До свидания.
Звучит «Вальс-фантазия» М. Глинки.
Подведение итогов занятия.