Вы можете полностью прослушать эту статью в нашем подкасте:
Предлагаем рассмотреть мероприятия по обеспечению гигиенических норм, которые должны учитываться при планировании капитального клининга дошкольного учреждения, и составить журнал генеральных чисток.
Сохраните на компьютер или телефон образцы уборки разных помещений в ДДУ, а также требования к санитарному содержанию (нажмите на картинки, чтобы открылся большой размер):
Для увеличения картинки нажмите на неё
Для увеличения картинки нажмите на нее
Для увеличения картинки нажмите на нее
Уборка
Дезинфекция (или обеспечение санитарного состояния помещений в ДОУ) — необходимая профилактическая мера, состоящая из ежедневной и генеральной уборки.
Для ежедневной и генеральной уборки составляются определенные графики. Эти графики генеральной уборки группы в детском саду и ежедневной утверждаются заведующим ДОУ. И в обязательном порядке вывешиваются в коридоре, где дети одеваются, чтобы у родителей всегда была возможность ознакомиться с ними.
Правила проведения генеральной уборки в ДОУ
Генеральная уборка в детском саду делается ежемесячно. Шкафы, мелкая мебель, унитазы, ванны, раковины убираются более тщательно. Необходимо полностью убирать все помещение. Окно при этом должно быть открыто.
Во время ежедневной уборки влажной тканью протираются ручки шкафов и дверей, радиаторы. Во время генеральной уборки чистятся все места, где возможно большое скопление пыли:
- радиаторы;
- плинтусы;
- подоконники;
- а также просто мебель;
- открытые полки;
- обязательно протираются ручки шкафов, ручки дверей;
- ручки на окнах, выключатели, тщательно протирают с применением еще и дезинфицирующих средств.
Комната, где дети принимают пищу, должна также обрабатываться. Водно-мыльным раствором моются столы, на которых дети принимают пищу. После этого их необходимо обязательно промыть чистой водой без мыла и протереть сухой тряпкой.
Игрушки моются в специальных предназначенных для этого емкостях. Эти тары обязательно должны быть промаркированы и подписаны. Это касается любого инструмента в саду. Также маркируется и все постельное детское белье, включая подушки, матрасы на кроватях и одеяла.
Правила СанПиН для проведения дезинфекции игрушек при уборке в ДОУ рекомендуют такие препараты, как:
- Доместос;
- Гипохлорит натрия;
- Лиолит.
При закупке разнообразных игрушек, обращается внимание на то, из какого материала они изготовлены, и для какого возраста предназначены.
Ковры при уборке в помещениях ДОУ нужно пылесосить ежедневно. Но во время генеральной уборки рекомендуется вынести ковер на улицу для проветривания, если это возможно. Химчистка ковров проводится не реже, чем 1 раз в год по нормам СанПиНа. Существуют клининговые службы, которые обслуживают ДОУ.
Вовремя ген. уборки желательно вынести из помещения:
- все мелкие предметы мебели;
- игрушки;
- посуду;
- различный инвентарь;
- свернуть и вынести ковер для того, чтобы иметь свободный доступ к плинтусам и полу.
Губки для мытья детской посуды должны меняться не реже одного раза в месяц.
Стоит обратить внимание на то, что основная генеральная уборка в группах ДОУ должна осуществляться 1 раз в месяц. В это время, помимо основной уборки, основательно моют двери и оконные рамы. Необходимо протирать светильники. Стирать шторы следует не реже 1 раза в 3 месяца.
Обычно для качественной генеральной уборки в группе 1-2 дней будет недостаточно. Поэтому составляется специальный график генеральной и санитарной уборки в ДОУ.
Пример такого графика:
- Понедельник. Уборка шкафчиков, мебели, столов и стульев.
- Вторник. Уборка кухни, посуды, сушилок, столовых приборов.
- Среда. Очистка оконных рам с подоконниками и дверей.
- Четверг. Радиаторные решетки и радиаторы, вентиляционные решетки.
- Пятница. Уборка стен группы, полов и плинтусов.
Во время генеральной уборки лучше осуществлять сквозное проветривание. Для этого в противоположных помещениях одновременно открывают окна.
Дизайн отдельных помещений или зонирование
Зонирование пространства происходит путем разделения его на функциональные зоны с определением границ.
Какие бывают границы:
- объемные – перегородки, экраны, стены, предметы меблировки, шторы;
- пространственные – это разная высота пола в различных зонах, цветовая гамма, освещение, архитектурные элементы;
- комбинированные – пространство одновременно разделяется и связывается, это витражи, решетки, гардины, колонны, арки;
- полупрозрачные, полностью прозрачные – так производится разделение физически с сохранением визуальной связи.
Зонирование предпочитается гибкое – сборно-разборные конструкции шкафов, раздвижные перегородки, ширмы, прозрачные экраны. Дети часто принимают непосредственное участие в зонировании, вместе с воспитателями. Часто используются площадки-подиумы с ограждениями, разнообразные перегородки – прямые, угловые, фигурные, различной высоты, ширины, длины. Декоративное оформление потолка в праздничные дни также станет элементом разбиения на зоны – это флажки, воздушные шарики, бумажные гирлянды.
Старшие группы часто располагаются на втором этаже, потому о безопасности, эстетичном внешнем виде лестницы также следует позаботиться. Стены вдоль них следует красиво оформить – например, сделать выставку графических, живописных работ воспитанников.
Игровая и учебная комната
Чаще всего, играют, кушают детишки в одних и тех же комнатах. Мебель подбирается соответствующая росту детей – в младшей, старшей группах она будет сильно различаться по высоте.
Здесь размещают:
- столы, стулья;
- стеллажи для книг, игрушек;
- краски, фломастеры;
- готовые работы, сделанные руками детей;
- музыкальные инструменты.
Стены оформляются яркими, не агрессивных расцветок обоями, рисунками – приветствуются развивающие сюжеты, эпизоды из сказок, мультфильмов. В игровой зоне на пол укладывается мягкий, теплый ковер. Шкафы, стеллажи для игрушек, книжек, выбираются с минимальной травмоопасностью, устойчивые, их хорошо закрепляют. Учебная зона должна достаточно хорошо освещаться, визуально отделяясь от игровой другим покрытием пола, стен, с помощью перегородок. Здесь дети учатся читать, писать, рисовать, лепить. Зоны различных игр отделяются друг от друга декоративными домиками, ширмами – кухня с игрушечным гарнитуром, железная дорога, городок из лего.
Столовая зона
Столовая отделяется от игровой зоны ширмой, стеллажом. Для удобства уборки ковер в этом месте не кладут, ведь дети часто роняют еду на пол, разливают, рассыпают. Из меблировки здесь располагаются столики, рассчитанные на двух-четырех человек, стульчики, подходящие по высоте лавочки. На стене располагают меню, пояснительную записку, в которой расписано, изображено, как правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфетками. Столы застилаются скатертями, красочными клеенками. На стенах часто изображаются кушающие персонажи мультфильмов.
Раздевалка
Это одно из первых помещений, куда попадают дети со своими родителями, придя с улицы. Оформляется оно ярко, используются разнообразные сюжеты, применяются обои с изображениями животных, сказочных персонажей. На стенах размещают стенды с важной информацией, объявления, расписания, ростомеры. На шкафчиках для одежды рисуют, наклеивают разные буквы, картинки, чтобы каждый ребенок мог легко запомнить свой, найти, где лежат его вещи. По центру раздевалки ставят длинные скамейки, чтобы воспитанникам было удобно одеваться, на пол укладывают палас.
Спальня
Спальня предназначена для дневного сна, ночного отдыха в садах с круглосуточным пребыванием. Ее оформляют спокойными, преимущественно пастельными, тонами. На окнах вешают плотные шторы – на время дневного отдыха помещение следует затемнять. Они выбираются из натуральных, экологичных материалов, подходящие по стилю. Конструкции, к которым они крепятся, должны отличаться высокой надежностью, ткани – практичностью, прочностью. Потолок можно просто побелить или изобразить на нем звездное небо.
Каким должен быть санузел
К санузлам детских садов предъявляются жесткие требования. На пол укладывается керамическая плитка, которая хорошо моется, на стенах такое покрытие должно составлять не менее полутора метров в высоту. В младших группах туалет оборудуется горшками, в средних, старших – унитазами, умывальниками, зеркалами. Чем старше дети, тем просторнее должно быть это помещение. Для старших детей унитазы находятся в кабинках, но дверцы не должны иметь запоров. У каждого воспитанника имеется свое полотенце, которое он вешает на крючок в отдельном отсеке. В душевых организуется слив через отверстия в полу, для безопасности — резиновые коврики, деревянные поддоны.
Необходимые средства и инвентарь
Удобно, когда необходимые инструменты под рукой в момент уборки помещений в детском саду. Но храниться они должны в недоступном для детей месте. Весь инвентарь для уборки должен соответствовать требованиям СанПиНа.
Инвентарь:
- ведро;
- таз;
- швабра;
- пылесос;
- мягкие тряпочки;
- губки;
- сода специальная, ее выдают в дошкольном учреждении;
- средство для посуды;
- мыло;
- бумажные полотенца;
- хлорка;
- влажные салфетки;
- резиновые перчатки;
- халат.
Какими же моющими и чистящими средствами можно пользоваться для уборки помещений в детском саду для очищения и дезинфекции? Следует отметить, что есть определенные методические рекомендации, которые называются «Открытый контроль за организацией санитарного состояния и питания в ДОУ». В них можно найти рекомендации по пользованию чистящими средствами:
- “Прогресс”;
- Сода кальцинированная$
- Sanit;
- “Агата”.
Они обладают гипоаллергенностью и допустимы к использованию в ДОУ.
Оформление детских площадок
На территории детского сада выделяют две основных зоны:
- рекреационная – там гуляют, играют воспитанники;
- хозяйственная – туда подъезжает специальный транспорт, производит загрузку-разгрузку.
Специалисты рекомендуют делать детские площадки разными – для детей разного возраста, их общения, игр, каких-либо мероприятий. Наличие естественных природных зон дополняется игровыми элементами из натуральных материалов. Также на территорию ДОУ обеспечивают удобный вход, приветствуется наличие мест кратковременного отдыха взрослых, которые присматривают за детьми. Используются различные приемы современного ландшафтного дизайна.
На территории площадки располагаются:
- песочницы;
- качели;
- турники;
- лесенки;
- навесы от солнца;
- столы, стулья, лавочки;
- оборудованные места для спортивных игр;
- домики, беседки;
- сюжетные скульптурные композиции.
Часть декора легко сделать своими руками – зверушки из автомобильных покрышек, лесенки из деревянных срезов, поленьев, миниатюрные здания из фанеры, цветники, альпийские горки. Из цветных пластиковых бутылок изготавливают деревья, ограждения клумб, тропинки выкладываются камушками, раскрашенными под божьих коровок, жуков. Все декоративные элементы раскрашиваются яркими красками, а стены здания садика оформляются сказочными сюжетами.
Часто в здании сада имеется спортивный зал, бассейн – детям необходимо развиваться физически. Спортзал оборудуется шведской стенкой, мячами, батутами, баскетбольными кольцами, обручами, кеглями. Плавательный бассейн должен соответствовать нормам безопасности, оснащаться спасательными кругами, быть небольшой глубины.
Правила уборки туалета в детском саду
Уборке в ДОУ помещения туалета следует уделить особое внимание. Рекомендации:
- Регулярно унитазы, раковины в ванной необходимо чистить специальными щетками или ершиками. Обязательно с использованием дезинфицирующих составов.
- Основной нюанс клининга унитаза — ежедневная чистота. Для серьезной чистки сиденья не рекомендовано применять составы с включенными абразивными частицами, щетками с твердой щетиной. Лучше брать для работы губки, они не повредят поверхностному слою.
- При клининге унитаза рекомендовано применять перчатки. Они непромокаемые и прочные, чтобы исключить возможность случайного соприкосновения рук с очищаемой поверхностью воды.
- Для тщательного клининга унитаза от всех загрязнений, бактериальных отложений, следует первоначально осушить его. Взаимодействие клининговых составов с водой, снижает эффективность чистки.
- Осушение сливного бачка рекомендуется осуществлять путем перекрытия подачи воды, с дальнейшим ее спуском.
- Желательно минимизировать пользование хлоркой при клининге сантехники.
- Рекомендовано ежемесячно выливать в рабочую емкость кипяток. Это одновременно является и профилактикой засоров.
- Стоит уделить особое внимание детскими горшкам в младших и ясельных группах при уборке помещений в ДОУ. Обязательным условием является их санитарная обработка. Они должны мыться щеткой или ершиками с чистяще-моющими средствами после каждого использования. Желательно обдать горшки кипятком.
После обработки щетки и ершики замачиваются в специальном дезинфицирующем растворе.
Проветривание
Особое внимание следует уделить проветриванию помещения. Чтобы понять, в течение какого времени осуществлять проветривание, необходимо знать, какая влажность и температура в помещении.
Есть определенные нормы оптимальной температуры. Например, для комнаты, где дети играют, это 19-20 °С. Температура в туалетах — 20-22 °С. Соответственно, если температура поднимается выше, обязательно следует открывать окна, проветривать помещение.
Проветривать помещения при уборке в детском саду необходимо:
- с утра до прихода детей;
- во время детской прогулки;
- вечером, когда дети ушли на вечернюю прогулку или домой.
Проветривать помещение рекомендуется не менее 10 минут. После того как дети проснулись, то есть после обеденного сна, спальню тоже необходимо обязательно проветрить.
Уборка основных помещений
Обычно уборка помещений в ДОУ проводится ежедневно 2 раза в день. Один раз утром до прихода детей. Другой раз после дневного детского сна. Должна производиться достаточно тщательно, с определенным соблюдением графика этих работ.
Ежедневная уборка представляет собой влажную уборку. Она позволяет обеспечить чистоту в спальне, а также в тех зонах, в которой дети играют и принимают пищу.
Уборка в спальнях в детском саду у детей проводится дважды после отдыха — дневного и ночного сна. Если в группах ночного пребывания нет, то обязательно рано утром перед приемом детей.
Если в помещении есть насекомые, комары и мухи, особенно в летний период, то допускается использование различных:
- ловушек;
- мухоловок;
- липких лент.
В групповых комнатах обязательно после каждого употребления пищи необходимо проводить влажную уборку в ДОУ столов и стульев. Для нее применяются бытовые средства, которые прошли определенную сертификацию, и являются экологически чистыми, не содержащими различных аллергенов. После обработки чистящими средствами, необходимо промыть мебель чистой водой.
Рекомендовано во время ежедневной уборки использовать специальные антибактериальные влажные салфетки. Например, ими будет достаточно удобно стирать пыль с подоконников и мебели.
Уборка кухни проводится также ежедневно. Моются полы и стены дезинфицирующими специальными растворами. Если есть варочные панели или вытяжка, их также следует обрабатывать.
Особенности клининга:
- Вытяжки и плиты чистятся средствами, обладающими гипоаллергенными свойствами.
- Кафельные стены протираются водно-мыльным раствором, как и все помещения при уборке в ДОУ.
- Обработку посуды следует проводить особенно тщательно после приема пищи у детей. Сначала она очищается от еды, с использованием губки с моющим средством или содой. Вторично обязательно обрабатывать посуду простой горячей водой. Если есть возможность — желательно также ее прокипятить.
Уборка в детском саду и дезинфекция проводится обязательно, когда детей нет в помещении. То есть — или поздно вечером после того, как группа закрыта и уже всех детей забрали, либо рано утром. Пол к приходу детей должен уже быть сухим, чтобы ни в коем случае не подвергнуть ребятишек травмированию.
На мебели может скопиться пыль и разнообразные микробы. А с игрушками у детей есть постоянный контакт. Поэтому необходимо уделить им особое внимание. Не рекомендуется использовать в детских садах мягкие игрушки. Предпочтительнее пластмассовые и резиновые — их легче мыть. Игрушки следует промывать обязательно каждый день. Лучше вечером, после того как дети ушли домой.
Рекомендуется использовать мыльно-содовый раствор. Если речь идет о кукольных платьях, их также необходимо стирать по мере загрязнения, а потом проглаживать. Сушить игрушки следует на открытым воздухе. Если такой возможности нет, то под открытым окном. Мягкие игрушки при уборке в помещениях ДОУ (если такие есть в группе) обязательно должны обрабатываться с помощью кварцевания, где-то в течение получаса. Делать это необходимо не реже 1 раза в неделю.
Обработку и уборку помещений в ДОУ специальным составом от пыли, бактерий и аллергии на клещей обязательно проводить в детской спальне. Это особенно касается:
- постелей;
- подушек;
- матраса на кровати;
- одеял.
Менять постельное белье рекомендовано не реже 1 раза в неделю или по мере загрязнения.
Кварцевание также проводят по графику во всех помещениях не реже 1 раза в день в течение 15 минут.
График кварцевания в детском саду.
ВРЕМЯ | ПОМЕЩЕНИЕ |
7:00–7:30 | Спальня, коридор, групповая комната. |
10:30–11:30 | Коридор, спальня. |
13:30–14:00 | Групповая комната. |
14:00–14:30 | Коридор. |
15:30–16:30 | Спальня. |
17:00–17:30 | Спальня, коридор, групповая комната. |
Аналогично этому примеру можно составить и график проветривания помещений и влажной уборки в ДОУ.
Уборка коридора
Обычно в коридоре располагаются шкафчики для верхней одежды детей, обуви. А также скамейки и сушилки. Половая тряпка для уборки в коридоре должна быть отдельной. Мыть общие комнаты и коридор одной тряпкой не следует. Сушилка, скамейки и шкафчики протираются мыльным раствором. Следом промываются обычной чистой водой. Пол моют с добавлением в воду обычной хлорки для дезинфекции.
Химчистка
В детских садах практически в каждой игровой комнате можно увидеть ковры. Их используют для удобства и комфорта детей. Ковры также несут в себе функцию защиты от холодного пола, так как дети часто играют, сидя на нем. Любые ковры и покрытия при уборке в ДОУ требуют специального ухода. По нормам СанПиНа, химчистка ковров в ДОУ должна проводиться не реже 1 раза в год, а лучше чаще. Каждый день необходимо очищать ковер пылесосом.
Если есть такая возможность, лучше проводить влажную уборку во всех помещениях детского сада моющим пылесосом. Если этой возможности нет, то обычным устройством собирается пыль с пола и ковра.
Что делать с окнами?
Окна в группах при генеральной уборке в детском саду и внутри, со стороны улицы должны обрабатываться 2 раза в год. В весенний и осенний период. При наличии загрязнения — чаще. Если на рамах или между ними много грязи и пыльно, желательно предварительно пройтись по ним сухой щеткой. Лучше сначала вымыть окна группы внутри, и только потом снаружи. Сквозь чистые внутренние стекла будет отчетливо видна грязь снаружи.
Рамы чистятся в первую очередь, стекла во вторую:
- Сначала необходимо нанести на стекло и раму с помощью губки чистящее средство.
- Оставить ненадолго, чтобы пыль и грязь немного размокли.
- Затем пройтись по стеклу скребком. А по раме влажной салфеткой.
- На высокие рамы при генеральной уборке в детском саду с наружной стороны удобнее наносить раствор с помощью телескопической щетки. У такой щетки выдвижная ручка. Это позволяет регулировать ее длину.
- На губку с одной стороны щетки наносится средство. Скребком с другой стороны щетки удаляется лишняя влага.
- После того как скребком собрана вся влага, необходимо протереть стекло до блеска мягкой тряпочкой или бумажной салфеткой.
- Эти действия сначала провести на одной стороны рамы, а затем с другой.
Использовать лучше 2 емкости — таз или ведро. В одной будет водно-мыльный раствор, в другой чистая вода.
Уход за полами при влажной уборке в ДОУ
Пол при каждодневной влажной или генеральной уборке необходимо мыть последним. Сначала необходимо его подмести, чтобы собрать весь мусор. Затем взять ведро теплой воды и добавить в него немного хлорки. Можно добавить в воду обычный нашатырь или хлоргексидин. Эти средства-антисептики продезинфицируют напольную поверхность. Вместе с полом, следует уделить внимание и плинтусам.
Модель центра предметно-развивающей среды группы раннего возрастаматериал (младшая группа) на тему
МБДОУ «Детский сад №18 «Ручеек»
Модель центра предметно-развивающей среды группы раннего возраста
Составила: Зизевских О.О., воспитатель
Тамбов 2018
Ребенок дошкольного возраста большую часть времени проводит в детском саду и в основном он пребывает в групповом помещении, а это говорит о том, что развитие дошкольника во многом зависит от рациональной организации предметной среды в групповом помещении. Развивающая предметно-пространственная среда группы организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. При создании развивающего пространства в групповом помещении учитывается эстетический вид и направленность на развитие детей. Дети с раннего возраста должны созидать прекрасное, развивая в себе эстетические чувства. Яркое и красочное зонирование нацеливает детей на творческую активность. В группе мебель и оборудование устанавливаются таким образом, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий. Так же оно должно быть мобильным, безопасным и доступным для каждого ребенка. Созданная в группе обстановка успокаивает, уравновешивает эмоциональный фон, положительно влияет на нервную систему ребенка.
Создавая предметно-пространственную развивающую среду необходимо помнить: среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Предметно развивающая среда организуется на основе следующих принципов:
Принцип открытости обществу и открытости своего «Я» предполагает персонализацию среды каждой группы
Принцип гибкого зонирования заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределять свое время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Принцип стабильности-динамичности развивающей среды. Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин».
Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения детского сада. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников.
Все групповое пространство распределяется на центры таким образом, чтобы каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом.
РАЗДЕВАЛКА И СТЕНДОВЫЙ МАТЕРИАЛ В РАЗДЕВАЛКЕ
Задачи: Формирование навыков самообслуживания; привлечение к процессу воспитательной работы родителей, создание содружества педагогов и родителей.
Оборудование и материалы: индивидуальные шкафчики с яркими картинками, скамейки, информационные стенды с консультациями для родителей, информация о режимных моментах детского сада, образовательной деятельности, меню, информация о текущем времени года с последующим описанием, консультации специалистов ДУ, обновляющаяся выставки творческих работ детей.
ЦЕНТР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (см. центр дидактических игр)
Задачи: Обучение приёмам, использованию игрового материала для развития речи, познавательных и творческих способностей детей.
Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др., “Чудесный мешочек” с различными предметами в соответствии с образовательной деятельностью.
КНИЖНЫЙ УГОЛОК
Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться и обращаться с книгой.
Оборудование и материалы: стеллаж для книг, стол и два стульчика; книжки по программе, по возрасту и по сезону; альбомы для рассматривания: “Профессии”, “Времена года”, “Детский сад” и т.д.
ЦЕНТР ПРИРОДЫ И ОЗЕЛЕНЕНИЯ
Задачи: формирование экологической культуры дошкольников.
Оборудование и материалы: 2 -3 комнатных растения, те которые отобрал воспитатель желательно похожими на дерево, траву; неприхотливыми, цветущими одноцветными цветками (примула, бегония, герань); с широкими, плотными листьями (фикус); контрастными (традесканция. Взрослый организует действия с различными объектами: мокрым и сухим песком, рассматривают различные состояния воды. др., оборудования для труда в природе, ручного труда, информационный материал об объектах живой природы, альбомы по формированию экологических представлений. Календарь природы.
ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Задачи: проявить у детей интерес к опытам и экспериментам, развить память, мышление, смекалку.
Оборудование и материалы: чашечки, колбочки пластиковые разной величины, мерный стаканчик, глина, песок, земля, магнит, лупа, формочки для песка, разного вида крупа, пищевой краситель, зеркало..
ЦЕНТР ЗДОРОВЬЯ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулирование желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей стремление к здоровому образу жизни. Укрепление мышц, плоскостопия, простудных заболеваний.
Оборудование и материалы: Доска гладкая и ребристая, коврики , дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); палка гимнастическая; мячи; корзина для метания мечей; обручи, кегли;; скамейка; мат гимнастический; шнур длинный и короткий, мешочки с песком, флажки, ; картотеки подвижных игр, дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз, комплексов утренней гимнастики и гимнастики пробуждения.
УГОЛОК ПО ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи: Развивать внимание, любознательность, воображение, творческие способности, эстетические качества.
Оборудование и материалы: мольберт, наборы восковых мелков, картон, цветная бумага, гуашь; акварель, кисточки — тонкие и толстые, щетинистые, беличьи; баночки для промывания ворса кисти от краски; бумага для рисования разного формата; салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти; губки из поролона; салфетки для рук; пластилин, глина; доски для лепки; большие клеёнки для покрытия столов; навесные валики с рулонами бумаги, трафареты животных, разных фигур.., клей, фартуки и нарукавники, раскраски, пальчиковые краски, наборы для нетрадиционной техники рисования.
ЦЕНТР ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи: Формирование навыков слушания, развитие творчества детей, развития речи детей.
Оборудование и материалы: Театр настольный, кукольный театр, теневой театр, пальчиковый театр, небольшая ширма, готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы, аксессуары.
ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания, формирование исполнительских навыков.
Оборудование и материалы: Набор шумовых коробочек; звучащие и светящиеся игрушки, маракасы, бубен, барабан, резиновые пищалки, погремушки, коктейльные трубочки, музыкальные дидактические игры
ЦЕНТР ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ (см. центр дидактических игр)
Задачи: научиться определять количество и счет, цвет, форму, величину, ориентироваться во времени и пространстве.
Оборудование и материалы: В нем представлен демонстрационный и раздаточный материал (по лексическим темам, основным сенсорным эталонам — форме, цвету, величине и т.д.): треугольник, круг, квадрат, основные цвета: красный, желтый, синий, зеленый. В уголке имеются дидактические игры и картотека к ним., пирамидки.
ЦЕНТР КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Задачи: развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность), в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т.д.), развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.
Оборудование и материалы: Материалы для конструирования: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей (в течение года желательно использовать 2-3 новых); строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; ящички; бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки с просверленными дырками; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др.), машинки, для обыгрывания. Материалы для ручного труда: бумага разных видов (цветная, гофрированная, салфетки, картон, открытки и др.); вата, поролон, текстильные материалы (ткань, верёвочки. шнурки, ленточки и т.д.); проволока в цветной оболочке; природные материалы; инструменты: ножницы с тупыми концами; кисть; клей.
ЦЕНТР СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Задачи: Формирование ролевых действий; Стимуляция сюжетно- ролевой игры; Формирование коммуникативных навыков в игре; Развитие подражательности и творческих способностей.
Оборудование и материалы: кукольная мебель для комнаты и кухни; гладильная доска; атрибуты для игры в “Дом”, “Магазин”, “Парикмахерскую”, “Больницу”, моряков, водителей и др.; куклы крупные (35-40 см), средние (25-35 см); куклы девочки и мальчики; игрушечные дикие и домашние животные; наборы кухонной и чайной посуды; набор овощей и фруктов; машины крупные и средние; грузовые и легковые; телефон, руль, весы, сумки, ведёрки, утюг, молоток и др.; кукольные коляски; игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.); одежда для ряжения.
ЦЕНТР ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Задачи: развитие внимания, мышления, памяти, формирование коммуникативных навыков.
Оборудование и материалы (материалы по сенсорике): крупная мозаика, обьемные вкладыши из 5 элементов, сборные и грушки, пирамидки из 5 элементов, шнуровки, лото, парные картинки, настольно-печатные игры. Комплект геометрических фигур, счетный материал на липучках. Нетрадиционный материал для счета(шишки, камушки, желуди). Матрешки 5 элементов, доски-вкладыши, набор цветных палочек по 4 каждого цвета. Разрезные кубики с предметными картинками из 4 частей.
(материал по развитию речи): набор картинок с дикими и домашними животными, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи и фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода. Серии из 4х картинок с временами года и частями суток.
УГОЛОК ПО ПДД
Задачи: Ознакомление со светофором, с правилами поведения в соответствии со световыми сигналами светофора.
Оборудование и материалы, которые должны быть в уголке: “Светофорчик” (наклеить светофор); Полотно с изображением дорог, пешеходных переходов (можно сделать из дерматина, чтобы можно было складывать и убирать); Средний транспорт; Макеты домов, деревьев, светофор, дорожные указатели; Небольшие игрушки (фигурки людей, животных)., дорожные знаки, памятки с правилами по ПДД.
УГОЛОК УЕДИНЕНИЯ
Это место, где ребёнок может посидеть, подумать, помечтать, вспомнить приятные ощущения, общение с близкими и родными людьми, что-то рассмотреть, что-то приятное и полезное послушать, подействовать с какими-то предметами, игрушками, посотрудничать со взрослым или сверстником.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Используемая литература:
- Нищева Н.В Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации / Сост. Н.В. Нищева. – Спб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2006.-128 с., ил.
- Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003.-192 с.
Чем отличается генеральная уборка помещений в ДОУ от ежедневной?
Основное отличие ежедневной от генеральной уборки в помещении детского сада — последняя проводится ежемесячно. Она также будет включать в себя уборку всех поверхностей, мест с использованием чистяще-моющих средств, которые разрешены СанПиНом. Разница между этими уборками только в том, что ген. уборка захватывает больший объем и производится более тщательно.
Ежедневная уборка состоит из:
- Клининга основных помещений. Сюда входит групповая комната для игр и принятия пищи, а также спальня.
- Уборки коридора и туалета.
- Проветривания помещений.
Вопрос чистоты в ДОУ -— один из самых важных. Поэтому уборку в ДОУ необходимо проводить намного тщательнее, чем, например, в школе. Потому что в саду маленькие дети. Если подразумевать совсем младшие ясельные группы, то зачастую маленькие дети тащат в рот все, что находят. Поэтому гигиенические требования к уборке помещений и нормы, особенно в ясельных группах, должны быть самые жесткие. От чистоты в ДОУ зависит, в первую очередь, здоровье детей.