Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе ДОУ


Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе ДОУ

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 317»

Конспект занятия «История создания часов» с детьми подготовительной группы

(познавательное развитие)

Подготовила:

Гладкова Ю.А.,

воспитатель

МБДОУ № 317

2019

Цель: Формирование

представления детей о часах, истории создания часов.

Задачи:

Образовательные. Познакомить детей с историей возникновения часов, расширить знания о часах (введение понятий «живые часы», современные часы, солнечные, песочные, электронные, огневые, механические часы).

Развивающие. Развивать исследовательский интерес, любознательность, навыки самоконтроля, творческое воображение и логическое мышление.

Воспитательные. Воспитывать способность и умение беречь время.

Материалы и оборудование:

Компьютер, мультимедийная доска для демонстрации презентации, аудиозапись звуков, лого планшеты для каждого ребёнка, карточки-вкладыши к лого планшетам, макет солнечных часов, различные виды часов (песочные, электронные, механические), колокольчик.

Ход занятия:

Воспитатель:

Добрый день! Я очень рада видеть вас, ребята! Становитесь в круг и давайте знакомиться. Меня зовут Юлия Агадаровна, я работаю воспитателем в детском саду «Золотой петушок».

Упражнение «Подари улыбку другу»

Воспитатель:

У меня сегодня очень хорошее настроение, потому что утром, когда я шла к вам в гости, выглянуло яркое солнышко, вот такое
(обращает внимание детей на картинку)
и подарило мне свою ласковую улыбку. И мне захотелось поделиться с вами солнечной улыбкой и своим хорошим настроением. У меня в руках волшебный колокольчик, он поможет нам передать друг другу улыбку и хорошее настроение. Давайте скажем такие слова: «Мы посмотрим друг на друга – подари улыбку другу».

(Начинает воспитатель, затем дети, улыбаясь друг другу, передают колокольчик и говорят: «Аленка, я дарю тебе свою улыбку и хорошее настроение»…)

Воспитатель:

Улыбка снова вернулась ко мне! И у всех у нас хорошее настроение!

А еще утром я услышала много разных звуков, и мне тоже захотелось их вам подарить. Хотите послушать? Тогда слушайте.

(Включается запись звуков — крик петуха, пение птиц, кукушка, звонок будильника, бой курантов, тикают часы).

Воспитатель:

Какие звуки вы услышали?
(дети называют)
Воспитатель:

Вот какое разнообразие звуков. Как вы думаете, что общего у этих звуков?

(ответы детей)

Если детям трудно ответить на вопрос, воспитатель начинает рассуждать вслух сам.

— Вы правильно сказали, эти звуки будят нас утром. Они выполняют роль будильника. А будильник, это что такое?

(ответы детей)

— Да, это часы, которые заводят вечером, чтобы они разбудили нас утром. И сегодня мы с вами будем говорить о часах.

Воспитатель:

А для чего человеку нужны часы?

(Ответы детей: чтобы знать, сколько сейчас время. Знать, когда просыпаться утром, идти в детский сад. Чтобы не опоздать на поезд, автобус и т.д.)

Воспитатель:

Как вы думаете, что было бы, если бы часов ни у кого не было?

(Ответы детей: можно опоздать на работу, в школу, детский сад, в магазин, на день рождения и т.д.)

Если детям трудно ответить на вопрос, воспитатель начинает рассуждать вслух сам.

Воспитатель:

Конечно, в наше время редко можно встретить человека, даже школьника, у которого не было бы часов. Где можно увидеть часы?

(Ответы детей: часы на городских зданиях, на улицах, вокзалах, в каждой квартире)

Представить современную жизнь без часов просто невозможно. А ведь было же такое время, когда часов не было и наши предки об этом могли только мечтать.

Как вы думаете, как люди раньше жили без часов? Как определяли время?

(ответы детей)

Вы хотите узнать о том, как же появились часы? Тогда предлагаю отправиться в далёкое прошлое. Для этого нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова:

Раз, два, три, вокруг себя повернись,

В далёком прошлом окажись.

Открывайте глаза. Вот мы с вами и попали в далекое прошлое. Но, прежде, чем продолжить давайте разомнёмся!

Физкультминутка:

Мышь полезла в первый раз

Посмотреть который час?

Вдруг часы сказали: «Бом!»

Мышь скатилась кувырком!

Воспитатель:

Присаживайтесь на стулья. Оказывается, часы были и раньше, но в те давние времена они были другие. И у меня для вас сюрприз (коробка с часами). А что в ней лежит, вы увидите немного позже.

Беседа в ходе просмотра презентации.

Слайд 1. Живые часы.

Воспитатель:

А вы слышали про «живые часы»? Догадайтесь, какие они могут быть?

(ответы детей)

Воспитатель:

Вы, наверное, удивитесь, но «живые часы» вы уже видели и хорошо их знаете. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”. Узнали кто это? Да, оказывается, петух – это тоже «часы». Он всем рассказывает, что уже наступило утро! Первый раз петух кричит, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч.

Воспитатель:

А еще «живыми часами» весной и летом могут быть поющие птицы. Как вы думаете, как соловьи, жаворонки, зяблики могут нам помочь определить время?
(ответы детей).
Правильно, они поют утром. Воробей начинает чирикать в 6 утра.

Воспитатель:

Знали люди и другие живые часы – это растения. Попробуйте догадаться, как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? У них ведь нет рта, языка, словами они сказать не могут. Но они «говорят» по-другому. Как?

(ответы детей)

Часы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются! Например, одуванчики открываются ровно в 5 утра.

Упражнение «Хорошо — плохо»

Как вы считаете, удобны людям такие часы? Почему? А чем неудобны?

(ответы детей:
неточные…)
Воспитатель:

Вы верно сказали.

Хорошо то, что живые часы всем доступны (их не надо покупать в магазине), они никогда не сбиваются со времени, они красивые и радуют глаз и т.д.

Плохо то, что «живые часы» нельзя взять с собой в комнату, в городах таких часов нет. А по пению петуха трудно определить точное время. То петух во сне с жердочки свалиться – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнет кричать…

И придумал человек часы более надёжные.

Слайд 2.
Солнечные часы
Воспитатель:

Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Присмотрелся он и заметил, что тень не стоит на месте, а движется вслед за солнцем. Посмотрел человек, как тень по кругу бегает, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая часть равнялась одному часу. Взошло солнце, и тень от столба медленно двинулась по кругу, отмечая час за часом. Как вы думаете, как назывались такие часы?

(Ответы детей: солнечные)

Правильно, назывались такие часы солнечными.

Опыт с часами. Дети встают со стульев и становятся вокруг стола.

На столе макет солнечных часов. С помощью фонарика предложить детям провести опыт: Солнце (включённый фонарик) движется по кругу и тень от палочки показывает время.

Понаблюдав за солнечными часами утром и вечером сделать вывод: когда тень палочки длиннее — утром или вечером? (Утром, когда встает солнце)

Воспитатель:

Как вы думаете, всегда ли можно определить время по этим часам?

(Ответы детей: в пасмурный, дождливый, хмурый день это сделать трудно, потому что нет солнца).

Дети садятся на стулья.

Слайд 3. Водяные часы

Воспитатель:

Чуть позже люди придумали водяные часы, которые не зависели от солнечного света. В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она стекала из отверстия. Воды в сосуде становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны чёрточки – отметки. Они показывали сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Когда же сосуд пустел, приставленный к часам человек наполнял его снова.

Воспитатель

: Как вы думаете, как люди назвали такие часы?

(Ответы детей: Водяные, водные)

Воспитатель

: Такие часы тоже оказались не удобны для человека. В них нужно было постоянно подливать воду. А на какие часы похожи водяные часы?

(Ответы детей: На песочные).

Воспитатель:

И тогда человек заменил водяные часы песочными.

Слайд 4. Песочные часы

Воспитатель

: В сосуд насыпали песок. Через узкое отверстие песок сыпался в другую часть сосуда. Так люди узнавали время. Эти старинные часы дожили до наших дней. Может, кто-то из вас видел такие часы? Где их используют?

(Ответы детей: в бассейне, в поликлинике)

Воспитатель:

Как вы считаете, удобны ли такие часы?

(Ответы детей: Не удобны, потому что их не положить в карман и не взять в путешествие.)

Слайд 5. Огненные часы

Воспитатель:

Одновременно с песочными часами появились и огненные часы. На свечке начерчены полоски. Сколько воска растает по полоскам, столько прошло часов. Но пользовались ими недолго.

Как вы думаете, почему люди перестали использовать свечи как часы?

(Ответы детей: Если свеча упадёт, то может случиться пожар; огонёк в таких часах мог задуть или потушить ветер или дождь.)

Слайд 6. Механические часы

(с использованием модели механических часов)

(Дети могут встать со стульев)

Воспитатель:

И придумал человек часы более надёжные. Внутри их поставили пружину, закрутили её, а чтобы она не раскручивалась, прикрепили к ней зубчатое колёсико. Оно цепляется за другое колёсико и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки. Часы имели сначала одну часовую стрелку. Позднее появилась минутная стрелка.

Но механические часы необходимо постоянно заводить. Забыл завести часы – они встали. А какие часы не надо заводить? Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок, а на экране светятся цифры.

(Ответы
детей: электронные, кварцевые)
Игра «Назови правильно»

В наше время существует очень много разных часов.

  • Часы, которые стоят на полу называются «напольные». Они очень большие и тяжелые, их даже не переставить на другое место.
  • А часы, которые висят на стене называются – как? (настенные).
  • Часы, которые носят на руке, называются — (наручные).
  • Нас по утрам будят часы, которые называют –(будильник).
  • Еще есть часы на башнях. Их называют… (башенные). В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты».
  • Часы, которые носят в кармане… (карманные).

Слайд 7.

Воспитатель:

Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек. А часовые мастера – часовщики — стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок, научили часы играть музыку.

А давайте ненадолго превратимся в часики.

(включается музыка, дети становятся в круг)

Ритмическая пауза под музыку « Часики» из мультфильма «Фиксики».

Воспитатель

: Пока мы с вами танцевали, не заметили, как вернулись в наше время, в наш детский сад

А сейчас давайте присядем за стол где для каждого из вас приготовлен конверт. Посмотрите, что в них? Вам нужно правильно собрать картинку.

А сейчас мы с вами попробуем решить несколько задач вот на таком планшете (лого планшет с карточками-заданиями). На решение каждой задачи отводится 3 минуты. Что бы узнать о времени мы будем использовать часы. Как они называются? (песочные). Внимательно рассмотрите карточку с заданием. Вы видите шесть изображений на основном поле. Они отмечены кружками в цвет фишек на планшете и шесть изображений в вертикальном ряду с права. Выберите одно изображение на основном поле, найдите фишку соответствующего цвета и передвиньте её к правильному ответу в вертикальном ряду. Для проверки результата переверните карточку. Цвета фишек на планшете и кружков на карточке должны совпасть.

  1. «Найди место для часов». Определение вида часов по характерным признакам. Поиск места для их размещения.

Воспитатель: Посмотрите на карточку. Как вы думаете, где и какие часы должны находиться? А сейчас, чтобы засечь время, переверните часики песком вверх и можно начинать.

Дети выполняют задание.

  1. «Как строили дом». Определение временной последовательности в этапах строительства дома, сопоставление с цифрами.

Воспитатель: как вы считаете с чего начинают строительство? В каком порядке его ведут? И опять перевернём часы-засечём время и начнём.

Дети выполняют задание.

Вы все большие молодцы!

Воспитатель:

Я приглашаю всех в круг — наше путешествие подошло к завершению. Что нового вы сегодня узнали?
(ответы детей)
Ребята, спасибо всем за участие! Мне понравилось, что вы все были активны, понравилось, как вы отвечали, выполняли задания. Время не стоит на месте, оно бежит очень быстро, и может, кто-то из вас, когда вырастет, станет часовщиком и придумает новые часы, и их будут называть “космические”.

Скажите, пожалуйста, как называется человек, который делает или ремонтирует часы?

И я недавно попробовала стать часовщиком и сделала для вас, на память о нашей встрече, эти часы!

Тема «Путешествие в город Мастеров»

Цель: Продолжать формировать интерес к человеку, закреплять знания детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира.

Задачи:

Коррекционно -образовательные:

  1. обобщать имеющиеся знания у детей о функциях органов чувств;
  2. уточнить значение органов чувств для человека, при восприятии им окружающего мира;
  3. формировать способность анализировать данные, полученные путём экспериментирования;
  4. обсудить вопросы гигиены органов чувств.

Коррекционно -развивающие:

  1. развивать разговорную речь, используя качественные прилагательные, пополнять словарный запас словосочетаниями «орган слуха, орган зрения, ушная раковина, перепонка, осязания»;
  2. развивать тактильные, слуховые, вкусовые, зрительные ощущения;
  3. развивать быстроту мышления, творческое воображение;
  4. расширять кругозор.

Коррекционно-воспитательные:

  1. воспитывать бережное и заботливое отношение к своему организму;
  2. воспитывать любознательность, умение внимательно слушать.

Методы и приёмы:

  • наглядные (показ, демонстрация);
  • словесные (беседа, художественное слово, логические рассуждения, вопрос – ответ);
  • игровые (дидактические игры, сюрпризный момент, пальчиковая игра;
  • практические (рисование, упражнения, экспериментирование, самонаблюдение).

Предварительная работа:

  1. беседа об органах чувств у животных и человека;
  2. беседа по теме «Профессии разные важны»;
  3. беседа по теме «Зрение»;
  4. беседа по теме «Наши руки»;
  5. чтение художественной литературы: «Чем пахнут ремёсла», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Доктор Айболит», А. Барто «Очки»;
  6. сюжетно ролевая игра «Больница»;
  7. разучивание комплекса упражнений для глаз;
  8. цикл образовательных ситуаций по валеологии (органы чувств)
  9. рассматривание познавательных рисунков;
  10. разучивание дидактических и подвижных игр.

Здоровье сберегающие технологии:

  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • массаж для спины;
  • игры с речевым сопровождением.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]