«Звуки [Н], [Нь] и буква Н» — конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе


Обучение грамоте «Звуки [н], [н`] и буква Н»

Отгадайте загадку:

На листочке, на страничке – То ли точки, то ли птички. Все сидят на лесенке И щебечут песенки.

Верно, это ноты. Произнесите слово.

— Сколько гласных слышим? Значит сколько слогов в слове? Какой слог ударный?

Произнесите 1 слог. Какой звук слышим в начале? Какой он? А вы знаете ноты?

Но наш интернет — урок посвящен звуку [н]. Мы выяснили, что согласный, звонкий и твердый. Но, минуточку… Ещё одна загадка…

Словно царскую корону Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный Любит снежные луга. ( Олень )

Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?

Значит встречаются два звука [н], [н’]. О них мы и будем говорить дальше.

1. Повтори слоги.

На — но — ну — ныАн — он — ун
Ны — на — ну — ноЫн — он — ун
Но — ны — ну — наУн — ан — он
Ну — на — ны — ноОн — ун — ын
На — наНу — но
Но — наНу — ны
Но — нуНы — ну

2. Придумайте слова, которые начинаются на звуки [н], [н’].

А вот и носорог . Вы знаете почему так назвали животное? Зачем ему на носу рог?

А вы знаете, что со словом «нос» есть много фразеологизмов…

Зарубить на носу – запомнить Вешать нос – унывать Задирать нос – зазнаваться Водить за нос – обманывать Говорить под нос – тихо говорить Увести из-под носа – украсть с видного места С гулькин нос – очень мало Высунуть нос – показаться Нос не дорос – мал ещё Совать под нос – донимать Утереть нос – доказать Соваться со своим носом – вмешиваться Уткнуть нос – делать вникая Тыкать носом – уличать Комар носа не подточит – очень точно

Придумайте в парах диалоги, где уместно было бы использовать один их фразеологизмов.

3. Послушайте рассказ Г Юдина «Буратиний нос» и постарайтесь запомнить как можно больше слов на звук [н] или [н`]

БУРАТИНИЙ НОС

На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он – Буратино.

Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.

– Надоело мне этот Буратиний нос делать, – бурчит Никита, – лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.

Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал – ничего не получается! Надулся Никита.

– Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.

– Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели. Ну а теперь практический материал: художественное слово, игры, кроссворды, ребусы, шарады на букву Н.

4. И г р а «Назовите антонимы»

Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над), верхний – (нижний), высушить – (намочить).

5. И г р а «Подбери слово»

  • Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).
  • Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).

6. И г р а «Слоговой аукцион»

  • К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на… (-сос, -род, -вес).
  • К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но… (-чи, -жи, -ра).

7. И г р а «Слоговое лото». Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.

О т в е т : Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.

Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». Встречайте букву Н в носке!

На что похожа буква Н?
1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.
2. Найди спрятанные буквы Н. Обведи их.

3. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Н. Соедини их ниточками с Незнайкой.

4. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Н с правой стороны рисунка.

5. Соедини с буквой Н только те предметы, названия которых начинаются со звуков [н], [н`]

6. Дорисуй вторую половинку буквы Н слева. Обведи в кружок все буквы Н справа.

7. И г р а «Назовите антонимы»

Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над), верхний – (нижний), высушить – (намочить).

8. И г р а «Подбери слово»

  • Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).
  • Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).

9. И г р а «Волшебная цепочка»

  • Замените одну букву на букву «н» в словах: лёд – лён, слог – слон, сок – сон, сыр – сын, рама – рана, лужа – луна, салки – санки, село – сено.
  • Как из ночи сделать день?

Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – сеть – деть – день.

10. И г р а «Анаграммы»

Насос (сосна), накат (канат), норма (роман), носик (носки), ночка (кочан), накал (канал), никель (ельник), немота (монета), норка (крона).

11. Читаем…

12. Пишем…

Учимся красиво писать здесь

13.

Словарь

  • Налог — это обязательный платёж в пользу государства.
  • Напутствие — это слова, пожелания отправляющемуся в путь или советы на будущее.
  • Народ — население определенной страны.
  • Новатор — человек, который вносит и осуществляет новые идеи.

Рекомендую прочитать:

  • 77 эффективных образовательных приёмов
  • Олимпиада по математике (2 класс)
  • Что должен знать ребёнок в 1 классе
  • Шпаргалка для родителей. Обучение грамоте.

Tags: Интернет-урокрусский язык

Использование тактильных упражнений

Тактильные ощущения ребенка также нужно подключать при усвоении буквы н. Ведь эти упражнения активизируют работу головного мозга маленького человека.

  • Нарисовать на ладошке малыша символ, попросить ребенка с закрытыми глазами произнести его название — «эн».
  • Изобразить «Н» с помощью ладошек, расположенных параллельно друг другу, и большого пальца, поставленного перпендикулярно.
  • Нарисовать символ на листе белой бумаги пальчиком, обмакнутым в акварельную краску или гуашь.
  • Слепить букву из пластилина или соленого теста, украсить получившуюся фигурку.
  • Нарисовать букву Н пальчиком крохи по крупе, рассыпанной тонким слоем на горизонтальной поверхности.

Ход ННОД:

Введение в тему

– Ребята, вы любите сказки? А какой ваш любимый сказочный герой? Сегодня к нам тоже придет сказочный герой. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Шляпа голубая, Жёлтые штанишки, В городе Цветочном – Главный хвастунишка.

Рифмовать пытался Коротышка этот, Только вот не стал он Истинным поэтом.

Много приключений С ним происходило, Но признаться стоит, Этот мальчик милый.

Кто же это? Отгадай-ка! Малыша зовут . (Незнайка)

Дети садятся за столы и открывают рабочие тетради.

Игра «Подскажи словечко»

– Незнайка, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно, найдите подсказку в своих тетрадях и обведите картинку-подсказку.

А петух с колючим ежиком Режут сало острым . (Ножиком)

Кто один имеет рог? Отгадайте! (Носорог)

– Какой первый звук в словах «НОЖИК» и «НОСОРОГ»? («Н»).

Работа с зеркалами. Характеристика звука «Н»

– Произнесите звук «Н». В каком положении находятся губы, зубы, язык? Что мешает выйти звуку? Скажите Незнайке, какой это звук? Звук «Н» согласный, звонкий твердый или мягкий. Каким цветом обозначаем согласный твердый звук «Н»? (синим). А согласный мягкий звук «НЬ»? (зеленым)

Игра «Определи место звука в слове»

– Назовите картинки, выделяя звук «Н». Незнайка не знает, где находится звук «Н» в слове «СЛОН». Давайте ему подскажем и нарисуем синий квадрат в соответствующем месте в схеме.

Задание: печатная буква Н для дошкольников

Рассмотри букву Н. Нашили букву Н в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.

В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.

Веселые стихи про букву Н для детей

Наперсток Наши братья шили платье, Был царем один из братьев. Он корону надевал. Но в труде не отставал. (Г. Виеру)

Слова-близнецы Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если в норке нету норки, Может, норка возле норки? Нет нигде, Пропал и след. Норка — здесь, А НОРКИ — нет! (А. Шибаев)

Разные носы Нос не в свои дела суют, Носами перед сном клюют, Зато один веселый нос Папаша Карло нам принес. (Я. Аким)

Носорог Кто носорогу дорогу уступит, Тот, несомненно, разумно поступит. Любо толкаться ему, толстокожему, А каково бедняге прохожему? Как хорошо, что такие невежи Будут встречаться все реже и реже! (Б. Заходер)

Нос сует свой Игорек То в варенье, То в медок. Ой, боюсь я, Как бы нос К банке с медом Не прирос. (Ф. Бобылев)

Отведи нас к Вере. — Где она? — На сквере. (Я. Козловский)

Нам ни к чему такие шутки! Кто ночью срезал незабудки? На грядке отпечатки ног. Наверно это — носорог. (Г. Сапгир)

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки н, нь и буква Н.

Цель: закрепление понятия «согласный звук»;

выделение заданного согласного звука

в начале слова, в конце слова, из текста;

воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков;

анализ звукового ряда из двух звуков.

Оборудование: домик для согласных и гласных звуков, буква Н большая и маленькая, куклы: три поросенка, слоненок, тигренок, теленок, львенок, жеребенок, верблюжонок; синий, зеленый и красный кружочки; полоски с буквами (Н) на каждого ребенка и для педагога; карточки со словами: Наф, Нуф, Ниф.

1. Сядет тот, кто мне скажет, как звали поросят из сказки «Три поросенка». (Наф-наф, Нуф-нуф и Ниф-ниф). Изобразите сердитого волка. А теперь покажите, как страшно было поросятам. Покажите, как они прятались. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят.

Сегодня мы сочиним свою сказку о Ниф-нифе, Наф-нафе и Нуф-нуфе и будем изучать звуки н, нь.

2 . Упражнение «Повторяй-ка».

Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф?

Обозначаем звуки н, нь цветными символами.

Можно ли звук н спеть? (нет). Почему? Возьмите зеркала. Произнесите звук н. Как мы его произносим? Рот приоткрыт. Язычок поднимается к верхним зубкам и не дает воздуху пройти. Воздух встречает преграду и проходит через нос. Звук н- согласный.

В каком домике будет жить звук н? (В синем). Звук нь мы поселим в… (зеленый домик). Какой это звук? (мягкий). Нь- братец звука н.

3. «Знакомство с буквой Н».

Буква Н, сказать вам можно, очень на кровать похожа. На какую букву похожа буква Н? (На букву и).

Н надела поясок.

И надела поясок.

Буква Н надела ровно,

Буква И – наискосок.

Анализ слогов: НА, НУ, НИ.

4. Игра «Три поросенка ».

Сегодня у Наф-нафа, Нуф-нуфа и Ниф-нифа день рождения. Какой звук вы услышали в словах день, Ниф? (Звук нь). Какой это звук – твердый или мягкий? (Мягкий). Каким цветом мы его обозначим на наших полосках? (Зеленым). Отметьте кружочком у себя на полоске, где находится звук нь в слове день? (В конце слова). А в слове Ниф? (в начале слова).

Что послали поросята своим друзьям? (приглашения). Кто к ним пришел?

Выставляются игрушки: слоненок, тигренок, теленок, львенок, жеребенок, верблюжонок.

Какой звук есть в названиях этих животных? (Звук н).

Кого они не пригласили? (Волчонка). Он решил им «насолить». Как вы понимаете это слово? (Рассуждения детей).

Направился волчонок к Поросятам, а навстречу ему Щенок. Он сбился с дороги и не знает, куда идти дальше – направо, налево или напрямик. (Показ детьми направлений). Волчонок направил Щенка направо, по длинной тропинке, а сам побежал напрямик. Повторите слова со звуком н (Длинной тропинке, направо, напрямик).

Подбежал Волчонок к домику Нуф-нуфа. Из каких прутьев он сделан? (Из деревянных). Значит, домик…(деревянный).

У Ниф-нифа домик из соломы, значит домик… (соломенный).

У Наф-Нафа домик из кирпича, значит домик… (кирпичный).

Что хотел сделать Волчонок? Как проучили Волчонка друзья Наф-нафа, Нуф-нуфа и Ниф-нифа? (Ответы детей).

5. Физкуль .

После ф/м педагог спрашивает, какие слова со звуком н были в этом стихотворении?

6 . Игра «Будь внимательным».

Наф-наф предлагает поиграть в прятки. Закройте глаза и скажите, кого не смог отыскать Наф-наф.

Убирается по одной или 2 игрушки и дети отгадывают, кого не стало.

7. Демонстрируются таблички со словами Нуф, Наф, Ниф. Подставляются таблички каждому поросенку и прочитываются первые слоги.

Ход занятия

1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.

Педагог приветствует детей.

Педагог : Сядет тот, кто назовет глазные звуки

. Затем согласные.

Дети отвечают.

Педагог : Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова

: слон, сон, клоун.

Варианты детей.

Педагог : Правильно. Сегодня на занятии

мы познакомимся с новым
звуком и буквой Н
.

2. Звук [н]

. Артикуляция
звука
. Развитие зрительного гнозиса,
конструктивного праксиса
, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.

Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.

Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.

Ребенок. Н-н-н!

Педагог. Давайте вместе произнесем звук
«Н»
, губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении
звука
Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой
звук
?

Дети. Согласный

Педагог Как вы догадались, что это согласный звук

?

Дети : Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.

Педагог : А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?

Дети : Синим кружочком

3. Игра «Поймай звук

»
Развитие фонематического слуха. Выделение звука
[Н] из ряда гласных
звуков
, слогов

Педагог : Вам нужно поймать звук [н]

. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.

4. Игра «Определи место звука в слове

»

Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука [н]

.

Нос в веснушках у Наташки.

Наша Ната – первоклашка.

Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.

П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [н]

.

Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове

.

Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук

[н] в каждом из этих слов.

Рассматривание картинок, в названии которых есть звук [н]

, и определение места
звука в слове
: нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.

Педагог : молодцы, вы хорошо справились с заданием.

5. Знакомство с буквой Н

. Развитие зрительного гнозиса и
конструктивного праксиса
.

Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н

.

Педагог Ножка, ножка

Поперёк наложили поясок.

Письмо буквы

“Н” пальчиком в воздухе.

Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н

?

Дети : Три

Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н

, а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить
букву Н
. Попробуйте выполнить также.

Педагог убирает контейнеры.

П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске

. Одна большая, а другая маленькая.

6. Упражнение «Найди картинки»

. Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.

Педагог вывешивает картинку.,

П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н

.

Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.

П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.

Д е т и. Нарциссы.

П е д а г о г С какого звука

начинается это слово?

Д е т и. Со звука [Н]

.

7. Упражнение «Давайте почитаем»

. Формирование навыка чтения.

П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.

Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.

8. Физкультурная пауза.

9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.

Педа г о г Какую букву

вы видите на листочках?

Д е т и. Это буква Н

.

П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?

Д е т и. Синим.

Педагог Почему?

Д е т и. Это согласная буква

.

П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом

, а маленькую
букву сначала обведите
, а потом раскрасьте.

Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.

П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?

Д е т и. Мы видим нитки.

11 е д а г о г С какого звука

начинаются их названия?

Д е т и. Со звука [н]

.

11. Организация окончания занятия

. Оценка работы детей.

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии

.

Пе д а г о г С какой буквой

вы сегодня познакомились?

Дет и. С буквой Н

.

Пе д а г о г Какая это буква

?

Дети Соласная.

Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н

?

Д с т и. Три палочки.

Пе д а г о г Какие слова на звук [н] вы запомнили

?

Пе д а г о г Что мы делали на занятии

?

Публикации по теме:

Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в соответствии с ФГОС «Звук [У] и буква У» Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР Возраст:.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.

Цель занятия: изучаем букву Н, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.

  • познакомить дошкольника с буквой Н, правильным произношением звука;
  • научить писать печатную букву Н по клеточкам;
  • сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.

Маленькой Наташе купили игрушечную лошадку. Наташа села на лошадку и закричала: — Но-но-но!

  1. Как закричала Наташа?
  2. НННО — какой тут первый звук?
  3. Кому купили лошадку?
  4. НАТАША — какой первый звук в этом слове?

Назови, что нарисовано на картинках снизу:

Ножницы Небо Ноты Носорог

Какой первый звук в слове НОСОРОГ? — НОЖНИЦЫ? В начале, в конце или в середине слова звук [н] в слове ЛИМОН? ОКНА? БАРАН? НОТЫ?

Когда мы произносим звук [н], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: ННН. Кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [н].

  1. Гласный или согласный звук [н]?
  2. Какие еще согласные звуки ты знаешь?
  3. Звонкий или глухой звук [н]?
  4. Какой еще звонкий согласный звук ты знаешь? ([м])
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]