Обучение грамоте «Звуки [н], [н`] и буква Н»
Отгадайте загадку:
На листочке, на страничке – То ли точки, то ли птички. Все сидят на лесенке И щебечут песенки.
Верно, это ноты. Произнесите слово.
— Сколько гласных слышим? Значит сколько слогов в слове? Какой слог ударный?
Произнесите 1 слог. Какой звук слышим в начале? Какой он? А вы знаете ноты?
Но наш интернет — урок посвящен звуку [н]. Мы выяснили, что согласный, звонкий и твердый. Но, минуточку… Ещё одна загадка…
Словно царскую корону Носит он свои рога. Ест лишайник, мох зелёный Любит снежные луга. ( Олень )
Какой звук вы слышите на конце слова «олень»? Он гласный или согласный? Твёрдый или мягкий?
Значит встречаются два звука [н], [н’]. О них мы и будем говорить дальше.
1. Повтори слоги.
На — но — ну — ны | Ан — он — ун |
Ны — на — ну — но | Ын — он — ун |
Но — ны — ну — на | Ун — ан — он |
Ну — на — ны — но | Он — ун — ын |
На — на | Ну — но |
Но — на | Ну — ны |
Но — ну | Ны — ну |
2. Придумайте слова, которые начинаются на звуки [н], [н’].
А вот и носорог . Вы знаете почему так назвали животное? Зачем ему на носу рог?
А вы знаете, что со словом «нос» есть много фразеологизмов…
Зарубить на носу – запомнить Вешать нос – унывать Задирать нос – зазнаваться Водить за нос – обманывать Говорить под нос – тихо говорить Увести из-под носа – украсть с видного места С гулькин нос – очень мало Высунуть нос – показаться Нос не дорос – мал ещё Совать под нос – донимать Утереть нос – доказать Соваться со своим носом – вмешиваться Уткнуть нос – делать вникая Тыкать носом – уличать Комар носа не подточит – очень точно
Придумайте в парах диалоги, где уместно было бы использовать один их фразеологизмов.
3. Послушайте рассказ Г Юдина «Буратиний нос» и постарайтесь запомнить как можно больше слов на звук [н] или [н`]
БУРАТИНИЙ НОС
На Новый год ребята в детском саду должны были в кого-нибудь нарядиться. Никита решил сделать себе длинный нос и намазать щеки краской, ну как будто он – Буратино.
Сел Никита на пол, нарезал ножницами бумагу, намазал ее клеем и свернул трубочкой. Посмотрел, а это не нос, а целый носище получился.
– Надоело мне этот Буратиний нос делать, – бурчит Никита, – лучше привяжу его нитками к голове и буду носорогом.
Начал наматывать нитки. Наматывал, наматывал – ничего не получается! Надулся Никита.
– Наклею его прямо на голову. Намазал голову клеем и приложил нос. Волосы склеились, а нос набок свалился.
– Надоел мне этот носорог. Лучше приду после Нового года и скажу, что был одет невидимкой, потому они меня и не видели. Ну а теперь практический материал: художественное слово, игры, кроссворды, ребусы, шарады на букву Н.
4. И г р а «Назовите антонимы»
Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над), верхний – (нижний), высушить – (намочить).
5. И г р а «Подбери слово»
- Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).
- Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).
6. И г р а «Слоговой аукцион»
- К слогу «на» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: на… (-сос, -род, -вес).
- К слогу «но» прибавьте другие слоги так, чтобы получились новые слова: но… (-чи, -жи, -ра).
7. И г р а «Слоговое лото». Придумайте имена детей, в которых слог «на» был бы вторым в слове.
О т в е т : Нина, Лена, Лина, Гена, Тина, Рина, Зина, Дина.
Твёрдый согласный звук [н] и мягкий согласный звук [н’] обозначаются на письме одной буквой. Её называют буква «эн». Встречайте букву Н в носке!
На что похожа буква Н?
1. Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.
2. Найди спрятанные буквы Н. Обведи их.
3. Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Н. Соедини их ниточками с Незнайкой.
4. Раскрась большую букву синим, а маленькую — зелёным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву Н с правой стороны рисунка.
5. Соедини с буквой Н только те предметы, названия которых начинаются со звуков [н], [н`]
6. Дорисуй вторую половинку буквы Н слева. Обведи в кружок все буквы Н справа.
7. И г р а «Назовите антонимы»
Налево – (направо), высоко – (низко), под – (над), верхний – (нижний), высушить – (намочить).
8. И г р а «Подбери слово»
- Надеть – (платье, чулки, шубу, плащ, юбку).
- Нарисовать – (картину, рисунок, кораблик).
9. И г р а «Волшебная цепочка»
- Замените одну букву на букву «н» в словах: лёд – лён, слог – слон, сок – сон, сыр – сын, рама – рана, лужа – луна, салки – санки, село – сено.
- Как из ночи сделать день?
Ночь – ноль – соль – соло – село – сено – сень – сеть – деть – день.
10. И г р а «Анаграммы»
Насос (сосна), накат (канат), норма (роман), носик (носки), ночка (кочан), накал (канал), никель (ельник), немота (монета), норка (крона).
11. Читаем…
12. Пишем…
Учимся красиво писать здесь
13.
Словарь
- Налог — это обязательный платёж в пользу государства.
- Напутствие — это слова, пожелания отправляющемуся в путь или советы на будущее.
- Народ — население определенной страны.
- Новатор — человек, который вносит и осуществляет новые идеи.
Рекомендую прочитать:
- 77 эффективных образовательных приёмов
- Олимпиада по математике (2 класс)
- Что должен знать ребёнок в 1 классе
- Шпаргалка для родителей. Обучение грамоте.
Tags: Интернет-урокрусский язык
Использование тактильных упражнений
Тактильные ощущения ребенка также нужно подключать при усвоении буквы н. Ведь эти упражнения активизируют работу головного мозга маленького человека.
- Нарисовать на ладошке малыша символ, попросить ребенка с закрытыми глазами произнести его название — «эн».
- Изобразить «Н» с помощью ладошек, расположенных параллельно друг другу, и большого пальца, поставленного перпендикулярно.
- Нарисовать символ на листе белой бумаги пальчиком, обмакнутым в акварельную краску или гуашь.
- Слепить букву из пластилина или соленого теста, украсить получившуюся фигурку.
- Нарисовать букву Н пальчиком крохи по крупе, рассыпанной тонким слоем на горизонтальной поверхности.
Ход ННОД:
Введение в тему
– Ребята, вы любите сказки? А какой ваш любимый сказочный герой? Сегодня к нам тоже придет сказочный герой. А кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку:
Шляпа голубая, Жёлтые штанишки, В городе Цветочном – Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался Коротышка этот, Только вот не стал он Истинным поэтом.
Много приключений С ним происходило, Но признаться стоит, Этот мальчик милый.
Кто же это? Отгадай-ка! Малыша зовут . (Незнайка)
Дети садятся за столы и открывают рабочие тетради.
Игра «Подскажи словечко»
– Незнайка, хочет поиграть с вами в игру «Подскажи словечко». Слушайте внимательно, найдите подсказку в своих тетрадях и обведите картинку-подсказку.
А петух с колючим ежиком Режут сало острым . (Ножиком)
Кто один имеет рог? Отгадайте! (Носорог)
– Какой первый звук в словах «НОЖИК» и «НОСОРОГ»? («Н»).
Работа с зеркалами. Характеристика звука «Н»
– Произнесите звук «Н». В каком положении находятся губы, зубы, язык? Что мешает выйти звуку? Скажите Незнайке, какой это звук? Звук «Н» согласный, звонкий твердый или мягкий. Каким цветом обозначаем согласный твердый звук «Н»? (синим). А согласный мягкий звук «НЬ»? (зеленым)
Игра «Определи место звука в слове»
– Назовите картинки, выделяя звук «Н». Незнайка не знает, где находится звук «Н» в слове «СЛОН». Давайте ему подскажем и нарисуем синий квадрат в соответствующем месте в схеме.
Задание: печатная буква Н для дошкольников
Рассмотри букву Н. Нашили букву Н в воздухе и один раз в тетради аккуратно по клеточкам простым карандашом или шариковой ручкой.
В тех случаях, когда ребенку предлагается написать целую строку буквы, слога или слова — взрослый дает образец написания в начале строки. Если у дошкольника возникают трудности, то взрослый может провести две ориентировочные линии, либо поставить опорные точки, которые ребенок соединит линиями, либо напишет буквы целиком, а ребенок их просто обведёт другим цветом. Каллиграфии на данном этапе обучения требовать не следует.
Веселые стихи про букву Н для детей
Наперсток Наши братья шили платье, Был царем один из братьев. Он корону надевал. Но в труде не отставал. (Г. Виеру)
Слова-близнецы Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В норку норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если в норке нету норки, Может, норка возле норки? Нет нигде, Пропал и след. Норка — здесь, А НОРКИ — нет! (А. Шибаев)
Разные носы Нос не в свои дела суют, Носами перед сном клюют, Зато один веселый нос Папаша Карло нам принес. (Я. Аким)
Носорог Кто носорогу дорогу уступит, Тот, несомненно, разумно поступит. Любо толкаться ему, толстокожему, А каково бедняге прохожему? Как хорошо, что такие невежи Будут встречаться все реже и реже! (Б. Заходер)
Нос сует свой Игорек То в варенье, То в медок. Ой, боюсь я, Как бы нос К банке с медом Не прирос. (Ф. Бобылев)
Отведи нас к Вере. — Где она? — На сквере. (Я. Козловский)
Нам ни к чему такие шутки! Кто ночью срезал незабудки? На грядке отпечатки ног. Наверно это — носорог. (Г. Сапгир)
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки н, нь и буква Н.
Цель: закрепление понятия «согласный звук»;
выделение заданного согласного звука
в начале слова, в конце слова, из текста;
воспроизведение и чтение звуковых рядов из двух звуков;
анализ звукового ряда из двух звуков.
Оборудование: домик для согласных и гласных звуков, буква Н большая и маленькая, куклы: три поросенка, слоненок, тигренок, теленок, львенок, жеребенок, верблюжонок; синий, зеленый и красный кружочки; полоски с буквами (Н) на каждого ребенка и для педагога; карточки со словами: Наф, Нуф, Ниф.
1. Сядет тот, кто мне скажет, как звали поросят из сказки «Три поросенка». (Наф-наф, Нуф-нуф и Ниф-ниф). Изобразите сердитого волка. А теперь покажите, как страшно было поросятам. Покажите, как они прятались. А теперь изобразите смелых поросят, радостных поросят.
Сегодня мы сочиним свою сказку о Ниф-нифе, Наф-нафе и Нуф-нуфе и будем изучать звуки н, нь.
2 . Упражнение «Повторяй-ка».
Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф?
Обозначаем звуки н, нь цветными символами.
Можно ли звук н спеть? (нет). Почему? Возьмите зеркала. Произнесите звук н. Как мы его произносим? Рот приоткрыт. Язычок поднимается к верхним зубкам и не дает воздуху пройти. Воздух встречает преграду и проходит через нос. Звук н- согласный.
В каком домике будет жить звук н? (В синем). Звук нь мы поселим в… (зеленый домик). Какой это звук? (мягкий). Нь- братец звука н.
3. «Знакомство с буквой Н».
Буква Н, сказать вам можно, очень на кровать похожа. На какую букву похожа буква Н? (На букву и).
Н надела поясок.
И надела поясок.
Буква Н надела ровно,
Буква И – наискосок.
Анализ слогов: НА, НУ, НИ.
4. Игра «Три поросенка ».
Сегодня у Наф-нафа, Нуф-нуфа и Ниф-нифа день рождения. Какой звук вы услышали в словах день, Ниф? (Звук нь). Какой это звук – твердый или мягкий? (Мягкий). Каким цветом мы его обозначим на наших полосках? (Зеленым). Отметьте кружочком у себя на полоске, где находится звук нь в слове день? (В конце слова). А в слове Ниф? (в начале слова).
Что послали поросята своим друзьям? (приглашения). Кто к ним пришел?
Выставляются игрушки: слоненок, тигренок, теленок, львенок, жеребенок, верблюжонок.
Какой звук есть в названиях этих животных? (Звук н).
Кого они не пригласили? (Волчонка). Он решил им «насолить». Как вы понимаете это слово? (Рассуждения детей).
Направился волчонок к Поросятам, а навстречу ему Щенок. Он сбился с дороги и не знает, куда идти дальше – направо, налево или напрямик. (Показ детьми направлений). Волчонок направил Щенка направо, по длинной тропинке, а сам побежал напрямик. Повторите слова со звуком н (Длинной тропинке, направо, напрямик).
Подбежал Волчонок к домику Нуф-нуфа. Из каких прутьев он сделан? (Из деревянных). Значит, домик…(деревянный).
У Ниф-нифа домик из соломы, значит домик… (соломенный).
У Наф-Нафа домик из кирпича, значит домик… (кирпичный).
Что хотел сделать Волчонок? Как проучили Волчонка друзья Наф-нафа, Нуф-нуфа и Ниф-нифа? (Ответы детей).
5. Физкуль .
После ф/м педагог спрашивает, какие слова со звуком н были в этом стихотворении?
6 . Игра «Будь внимательным».
Наф-наф предлагает поиграть в прятки. Закройте глаза и скажите, кого не смог отыскать Наф-наф.
Убирается по одной или 2 игрушки и дети отгадывают, кого не стало.
7. Демонстрируются таблички со словами Нуф, Наф, Ниф. Подставляются таблички каждому поросенку и прочитываются первые слоги.
Ход занятия
1. Организационный момент. Развитие фонематических представлений.
Педагог приветствует детей.
Педагог : Сядет тот, кто назовет глазные звуки
. Затем согласные.
Дети отвечают.
Педагог : Правильно! Садись. Каким звуком заканчиваются слова
: слон, сон, клоун.
Варианты детей.
Педагог : Правильно. Сегодня на занятии
мы познакомимся с новым
звуком и буквой Н
.
2. Звук [н]
. Артикуляция
звука
. Развитие зрительного гнозиса,
конструктивного праксиса
, тонкой моторики, фонематического слуха. Воспитание мягкой атаки голоса.
Педагог помещает на доску картинку с изображением плачущей девочки.
Педагог. Посмотрите на картинку. Девочка ноет н-н-н. Повтори, Миша, как ноет девочка.
Ребенок. Н-н-н!
Педагог. Давайте вместе произнесем звук
«Н»
, губы в нейтральном положении, кончик языка поднят и упирается в верхние резцы. При произнесении
звука
Н ощущается вибрация носовой полости. Это какой
звук
?
Дети. Согласный
Педагог Как вы догадались, что это согласный звук
?
Дети : Потому что его можно тянуть, но нельзя петь.
Педагог : А кружочком какого цвета мы его будем обозначать?
Дети : Синим кружочком
3. Игра «Поймай звук
»
Развитие фонематического слуха. Выделение звука
[Н] из ряда гласных
звуков
, слогов
Педагог : Вам нужно поймать звук [н]
. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. Н, т, п, м, н, о, а, н. На, ма, ан, ун, па, ам, но.
4. Игра «Определи место звука в слове
»
Педагог. Послушайте стихотворение и назовите слова, которые начинаются со звука [н]
.
Нос в веснушках у Наташки.
Наша Ната – первоклашка.
Д е т и. нос, Наташки, наша, Ната.
П е д а г о г Молодцы! Вы услышали все слова, которые начинаются с гласного звука [н]
.
Педагог выставляет схемы, обозначающие место звука в слове
.
Педагог Следующее задание. Вам нужно определить, где находится звук
[н] в каждом из этих слов.
Рассматривание картинок, в названии которых есть звук [н]
, и определение места
звука в слове
: нитки, лимон, стакан, барабан, носорог, ночь.
Педагог : молодцы, вы хорошо справились с заданием.
5. Знакомство с буквой Н
. Развитие зрительного гнозиса и
конструктивного праксиса
.
Педагог помещает на магнитную доску объемную букву Н
.
Педагог Ножка, ножка
Поперёк наложили поясок.
Письмо буквы
“Н” пальчиком в воздухе.
Сколько палочек потребуется, чтобы построить букву Н
?
Дети : Три
Педагог Молодцы! Вы сложили букву Н
, а теперь уберите палочки в контейнеры. Посмотрите, как из кубиков можно выложить
букву Н
. Попробуйте выполнить также.
Педагог убирает контейнеры.
П е д а г о г Посмотрите на буквы Н на доске
. Одна большая, а другая маленькая.
6. Упражнение «Найди картинки»
. Развитие зрительного восприятия, фонематических представлений.
Педагог вывешивает картинку.,
П е д а г о г А теперь давайте на этой найдем предметы, названия которых тоже начинаются с этого звука Н
.
Д е т и. Носки, нитки, ножик, ножницы.
П е д а г о г Посмотрите на цветы. Это нарциссы. Повторите это слово.
Д е т и. Нарциссы.
П е д а г о г С какого звука
начинается это слово?
Д е т и. Со звука [Н]
.
7. Упражнение «Давайте почитаем»
. Формирование навыка чтения.
П е д а г о г Теперь давайте почитаем слоги и слова.
Дети сначала хором, а потом по одному читают слоги, а затем слова.
8. Физкультурная пауза.
9. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им открытые тетради и контейнеры с карандашами.
Педа г о г Какую букву
вы видите на листочках?
Д е т и. Это буква Н
.
П еда г о г Каким карандашом вы будете ее раскрашивать?
Д е т и. Синим.
Педагог Почему?
Д е т и. Это согласная буква
.
П е д а г о г Раскрасьте большую букву синим карандашом
, а маленькую
букву сначала обведите
, а потом раскрасьте.
Дети выполняют задание, педагог следит за тем, как они сидят, как лежат у них тетради, как они держат карандаши.
П е д а г о г Какие картинки вы видите на этой странице?
Д е т и. Мы видим нитки.
11 е д а г о г С какого звука
начинаются их названия?
Д е т и. Со звука [н]
.
11. Организация окончания занятия
. Оценка работы детей.
Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии
.
Пе д а г о г С какой буквой
вы сегодня познакомились?
Дет и. С буквой Н
.
Пе д а г о г Какая это буква
?
Дети Соласная.
Пе д а г о г Сколько палочек нужно взять, чтобы сложить букву Н
?
Д с т и. Три палочки.
Пе д а г о г Какие слова на звук [н] вы запомнили
?
Пе д а г о г Что мы делали на занятии
?
Публикации по теме:
Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в соответствии с ФГОС «Звук [У] и буква У» Конспект подгруппового логопедического занятия. Вид занятия: тренировочное. Группа детей по структуре речевого нарушения: ФФНР Возраст:.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [О] и буква О» Цели: Повторение изученных гласных, дифференциация их друг от друга. Актуализация знаний детей о букве О. Закрепление зрительного образа.
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук [У] и буква У» Цель: Обобщение знаний о звуке и букве У. Развивать умение выделять гласный звук У из ряда других звуков, из слов. ; подбор слов на заданный.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ц]. Буква Ц» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ц, научить чи- тать слова с данной буквой; формировать на- выки орфоэпически правильного, вырази.
Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [ч]. Буква Ч. Сочетания ча, чу» Цели занятия: познакомить детей с буквой Ч, сочетаниями ЧА, ЧУ, научить правильно читать слова и сочетания; формировать навыки орфоэпи.
Цель занятия: изучаем букву Н, формирование навыка чтения, развитие речевого умения, совершенствование фонематического слуха, основ элементарного графического навыка.
- познакомить дошкольника с буквой Н, правильным произношением звука;
- научить писать печатную букву Н по клеточкам;
- сформировать интерес к обучению стихотворениями и загадками.
Маленькой Наташе купили игрушечную лошадку. Наташа села на лошадку и закричала: — Но-но-но!
- Как закричала Наташа?
- НННО — какой тут первый звук?
- Кому купили лошадку?
- НАТАША — какой первый звук в этом слове?
Назови, что нарисовано на картинках снизу:
Ножницы Небо Ноты Носорог
Какой первый звук в слове НОСОРОГ? — НОЖНИЦЫ? В начале, в конце или в середине слова звук [н] в слове ЛИМОН? ОКНА? БАРАН? НОТЫ?
Когда мы произносим звук [н], кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Произнеси: ННН. Кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами и мешает воздуху свободно выходить изо рта, когда мы произносим звук [н].
- Гласный или согласный звук [н]?
- Какие еще согласные звуки ты знаешь?
- Звонкий или глухой звук [н]?
- Какой еще звонкий согласный звук ты знаешь? ([м])