Конспект занятия «Ориентировка в пространстве, на плоскости и во сремени», подготовительная группа


Развитие навыков ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста

Развитие навыков ориентировки в пространстве

у детей дошкольного возраста.

На протяжении всего дошкольного возраста происходит развитие навыков ориентировки в пространстве. Большое значение в образовании представлений о пространственных отношениях между предметами и овладении умением их определять имеет продуктивная деятельность.

Строя из кубиков, ребёнок моделирует не только формы, но и пространственные отношения. Он учится передавать их в рисунке, определённым образом располагая изображения людей и предметов на листе бумаги, овладевает умением раскладывать определенное количество предметов в указанном направлении: и верхней, нижней части листа, слева, справа, посередине и пр. Дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги, на столе, на полу (слева от, справа от, выше — ниже, ближе — дальше, около, из-за, вдоль).

Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве осуществляется в дидактических играх и упражнениях.

Формируя представления о пространственных признаках, большое внимание необходимо уделять активизации речи дошкольников: их нужно постоянно привлекать к самостоятельному точному словесному обозначению характеристик объектов и их частей по форме и величине, а также величинных соотношений в ходе анализа образцов, планирования и сопровождения деятельности, в разнообразных играх и упражнениях.

Детям младшей группы ориентировка в пространстве помогает ориентироваться в расположении частей своего тела (голова, ноги, глаза, уши, спина и др.) и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: впереди – сзади (позади), вверху – внизу, справа (направо) – слева (налево). Различать правую и левую руки.

Младший дошкольник ориентируется на основе так называемой чувственной системы отсчета, т.е. по сторонам собственного тела. Этому учат детей в повседневной жизни.

Эти знания уточняются в дидактических играх: «Купание куклы», «Укладывание куклы спать», «Одевание куклы». Так воспитатель предлагает ребенку помыть кукле голову, лицо, а затем показать и назвать, где у него самого лицо, голова и т.д.

Усвоить направления вперед, назад, налево, направо помогают игры с использованием стрелок-указателей.

Игры с подвесным шариком способствуют усвоению понятий вверх, вниз.

Для закрепления пространственных направлений можно использовать игру «Где звенит колокольчик?»

Чтобы не дезориентировать детей, педагог должен помнить, что на занятиях, где решается специальная задача по формированию пространственных представлений, нельзя ставить или сажать ребят друг против друга, кругом, так как при этом нарушается однородность восприятия пространства.

В средней группе ориентировка в пространстве развивает умение определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед – назад, направо – налево, вверх – вниз); обозначать словами положение предметов по отношению к себе (предо мной стол, справа от меня дверь, слева – окно, сзади на полках – игрушки).

Начинается знакомство с пространственными отношениями: далеко – близко (дом стоит близко, а дерево растет далеко).

Здесь можно использовать различные игровые приемы и игры типа «Найди спрятанную игрушку», «Куда пойдешь и что найдешь». Выполняя игровые задания, дети упражняются в различении и обозначении основных пространственных направлений.

Для закрепления навыков можно использовать дидактические игры типа «Куда бросим мяч?», «Что изменилось?», «Угадай, что где находится» и т.д. Вначале дают задание определить расположение одной-двух игрушек, находящихся в противоположных от ребенка направлениях: впереди-сзади, справа-слева. Постепенно количество игрушек увеличивается до четырех.

Игровые упражнения на развитие ориентировки в пространстве – отыскивание различных предметов и игрушек – целесообразно проводить не только в группе, но и на участке детского сада, сочетая их с формированием у детей таких понятий, как далеко – близко.

В старшей группе совершенствуется умение ориентироваться в окружающем пространстве: слева – справа, вверху – внизу, впереди (спереди) – сзади (за), между, рядом с, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также в соответствии со знаками – указателями направления движения (вперед, назад, направо, налево и т.д.).

Ориентировка в пространстве помогает определять свое местонахождение среди окружающих людей и предметов: «Я стою между Машей и Вовой, за Мишей, позади Коли, перед Настей, около Вики»; обозначать в речи взаимное расположение предметов: «Справа от куклы сидит заяц, а слева от куклы стоит лошадка, сзади – мишка, а впереди – машина». Ориентировка на листе бумаги (справа – слева, вверху – внизу, в середине, в углу).

В процессе обучения рекомендуется широко использовать различные дидактические игры.

Игра «Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Найди похожую», «Расскажи про свой узор». Можно дать задание рассказать об узоре, который они рисовали на занятиях по рисованию.

Игра «Художники». Игра предназначена для развития ориентировки в пространстве, закрепления терминов, определяющих пространственное расположение предметов, дает представление об их относительности. Проводится с группой или подгруппой детей. Роль ведущего выполняет воспитатель.

В этой же группе развивается у детей умение изменять направление во время движения. Этому также помогают дидактические игры.

Игра «Найди игрушку», «Путешествие по комнате». В дальнейшем количество заданий по изменению направления можно увеличить. Например: «Пройди вперед пять шагов, поверни налево, сделай еще два шага, поверни направо, иди до конца, отступи влево на один шаг».

Полезно проводить игры и лабиринты, предлагать детям определять направление движения с помощью стрелок или перемещаться в соответствии с планом маршрута. Такие игры концентрируют внимание, помогают преодолевать путь по схеме, которая указывает начало и конец движения. С помощью простейших схем движения дети отыскивают лубяную избушку зайчика в лесу, помогают Незнайке добраться до волшебной страны Математики и т.п. Дети не только двигаются по стрелкам-указателям, описывают путь, но и с помощью воспитателя моделируют собственные планы маршрутов.

В подготовительной группе ориентировка в пространстве позволяет ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (слева, справа, вверху, внизу, левее, правее, выше, ниже, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).

Дети учатся читать простейшую информацию, обозначающую пространственные отношения и направление движения объектов (слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз); самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения направления движения (знаки и символы).

Закрепляют умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений, планов, маршрутов и схем; учат определять направления движения объектов, отражать в речи их взаимное расположение.

Особое внимание воспитатель должен уделить формированию у детей навыков безопасного поведения на проезжей части улицы, связанного с ориентировкой в пространстве. С этой целью проводятся различные игры например: «Я – пешеход», «Как нужно обходить транспорт», «Выбери правильный ответ».

Особое место занимает работа по развитию ориентировки на плоскости (листе бумаги, странице книги, тетради и т.п.).

Наряду с этим у детей шести лет формируют более тонкие пространственные дифференцировки: умение находить верхнюю и нижнюю строчки, правый и левый, верхний и нижний края листа, левый верхний (левый нижний), правый верхний (правый нижний) угол; учат аккуратно, соблюдая одинаковые интервалы, располагать предметы в одинаковом направлении.

Полезно проводить зрительные диктанты на расположение предметов (фигур) на листе, упражнять в составлении композиций (орнаментов) с последующим вербальным обозначением пространственных отношений. Рекомендуется также проводить игры: «Кто запомнит и расскажет?», «Что изменилось?», «Чем отличаются?», «Парные карточки», «Путешествие по лабиринту», «Опиши путь сказочного героя» и др.

При формировании у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве и пространственных взаимоотношений большое значение имеют физические упражнения.

В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются быстро, т.к. здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами воспитателя.

При выполнении упражнений, педагог использует разнообразные предметы и пособия (гимнастические палки и скамейки; обручи, мячи, кубики, кольца), воздействуя на различные рецепторы и анализаторы (зрительные, слуховые, тактильные, вестибулярные и т.д.). Пособия создают у детей интерес к занятиям, оказывают значительное влияние на освоение движений, развитие сенсорных способностей, двигательных качеств.

Активные действия с предметами в процессе упражнений содействуют познанию цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предметов. Действие с предметами дает возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях.

Зрительные восприятия создают образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях. Предметы создают как бы зрительные ориентиры в развитии пространственных ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных частей тела.

Большое значение при формировании пространственных ориентировок имеют строевые упражнения: различные построения и способы перестроений. В дошкольном возрасте используют следующие построения: врассыпную, в круг, колонну, шеренгу и т.п.; перестроения (из колонны по одному в колонну по два, три, четыре, шеренгу и т.п.), повороты в разные стороны (направо, налево, кругом), размыкания и смыкания, все передвижения в пространстве (в различных построениях и врассыпную) — используются при выполнении различных физических упражнений (на занятиях, утренней гимнастике, в подвижных и хороводных играх, на праздничных шествиях, на прогулках и экскурсиях).

При различных передвижениях и комбинациях расширяется знакомое пространство. В связи с этим, на протяжении одного занятия необходимо использовать разнообразные, уже знакомые, способы построения и перестроения и постепенно вводить новые варианты и комбинации, в том числе, за счет изменения «точки отсчета», т.е. изменения направления движения тела и его частей относительно самого себя и разных зрительных ориентиров (например, относительно сторон зала)

Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. Такая двигательная деятельность содействует способности ориентироваться в изменяющейся окружающей обстановке, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Исследования психологов показывают, что благодаря игровой деятельности ребенок практически осваивает пространство и предметную деятельность, вместе с тем значительно совершенствуется и сам механизм восприятия пространства.

В игре восприятие пространства выступает в своих основных формах: непосредственной, познавательно-сенсорной (чувственно-образной) и опосредованной (логическое мышление, понятие).

В подвижной игре происходит взаимодействие двух компонентов: правила игры, сформированные педагогом, создают необходимую предварительную пространственную ориентацию для действий ребенка и в то же время неожиданные изменения в игровой ситуации (в связи с действиями водящего или сигналами) нарушают план действий и требуют более сложной — мгновенной реакции детей и их пространственной ориентировки. Такая реакция определяется уровнем развития у ребенка способности приспосабливать свои действия и движения к данной окружающей среде.

Умению ориентироваться в окружающих условиях содействует преднамеренное создание препятствий на пути к выполнению игровой задачи (использование предметов и пособий, заранее разложенных в игровом пространстве). В этих целях необходимо использовать разнообразные вариант игры.

Очень важной является ориентировка ребенка среди быстро движущихся врассыпную детей. Она наиболее сложная ввиду необходимости мгновенной реакции на беспрерывное изменение игровой ситуации.

В подвижной игре ребенок упражняется в определенной близости или удаленности предметов, человека, благодаря чему у него развиваются глазомерные оценки, а так же пространственно-слуховая ориентация (далеко — близко и т.д.).

Конспект НОД в старшей группе. Пространственные отношения: слева, справа

Конспект образовательной деятельности в старшей группе.
Автор: Шишковская Ирина Ивановна воспитатель старшей группы компенсирующей направленности МБДОУ «ЦРР-д/с «Чайка» г.Абакана. Описание материала: данный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Будет интересен и полезен воспитателям ДОУ в области Познавательное развитие. Конспект составлен с учетом ФГОС. Тема: Пространственные отношения: слева, справа. Цель: Создание условий для формирования пространственных отношений: справа, слева. Задачи: 1.Создать условия для формирования пространственных отношений: слева, справа и развития пространственных представлений. 2.Обеспечить условия развития поисковой активности детей. 3. Создать условия для принятия детьми собственного решения и проявления инициативы и самостоятельности. 4. Создать условия для выражения детьми своих мыслей и для побуждения детей к речевой активности. 5. Способствовать развитию навыков конструктивного взаимодействия детей со сверстниками. Организация детских видов деятельностей: 1. общение ребенка со взрослым; 2. общение ребенка со сверстниками; 3. исследовательская деятельность. Предварительная работа: разучивание с детьми пальчиковой гимнастики «Хлоп, ладошка» и физкуль; чтение книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»; знакомство с образами «Почемучки» и «Незнайки». Оборудование и материалы: магнитная доска с магнитами; картинки: Почемучка, Незнайка, развилка дорог, береза, лиса, волк, медведь, заяц, олень, белка, кабан, барсук, бобр; карта маршрута путешествия; баночки со смесью грязи и воды,бутылочки с мутной жидкостью; мел; значки для команд Почемучек и Незнаек; 2 рисунка улиц города; 2 рисунка пятиэтажного дома;2 набора цифр 1-10; рисунки-загадки по количеству детей; цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры. Ход непосредственно образовательной деятельности. Вводная часть. Дети входят в группу. На доске висит плакат с изображением двух друзей: Почемучки и Незнайки, которые стоят у развилки дорог. Взрослый не обращает на доску внимание. Дети самостоятельно обнаруживают плакат, собираются вокруг доски, обращаются ко взрослому с вопросами. Воспитатель: -Как вы думаете, кто изображен на плакате? -Почему Незнайка и Почемучка такие задумчивые?( Предположения детей.) Воспитатель: -Стояли Почемучка и Незнайка у развилки дорог. Где право, где лево понять никто не мог. Но вдруг Незнайка в голове почесал Той самой рукою, которой писал, Страницы листал и карту держал. -Как попасть мне домой? — слышен был крик: Где право, где лево — не знал никто из них. Дети внимательно рассматривают плакат и замечают в руке у Незнайки какую-то бумагу и высказывают свои предположения. Воспитатель: -Действительно, это карта. А вы знаете, где право,а где лево? Давайте это проверим. Игровое упражнение (пальчиковая гимнастика) «Хлоп, ладошка» Дети стоят в парах лицом друг к другу. Декламируют стихотворение и одновременно выполняют движения: Вот у нас игра какая: Хлоп, ладошка, Хлоп, другая. Правой правою ладошку А потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай. А потом, потом, потом Левой правую побьем. Воспитатель: -Как можно помочь друзьям? Предположения детей. Дети выражают собственные чувства, строят полный ответ,выстраивают логическую цепочку. Воспитатель: -Друзья заблудились,направляясь навестить своих друзей животных на лесной полянке. Чтобы помочь им встретиться и вернуться домой,а главное, не заблудиться в незнакомой местности, мы воспользуемся картой. -Нам нужно сделать несколько остановок. -На чем же мы отправимся в путь, чтобы друзья побыстрее оказались дома? -Какой самый быстрый пассажирский транспорт? Предположения детей. Планирование этапов деятельности. Воспитатель: -Отправляемся в путь. Физкуль Руки в стороны – в полет Отправляем самолет: Правое крыло вперед, Левое крыло вперед Полетел наш самолет. Основная часть Картина с изображением полянки, в центре которой стоит береза. Карточки с изображением животных. 1 остановка «На лесной полянке» Воспитатель: -Взрослые животные мамы и папы ушли в лес за пропитанием, а своих детенышей оставили на полянке. -Какие детеныши остались на полянке? У лисы – (лисенок) У медведя – (медвежонок) У зайца – (зайчонок) У оленя – (олененок) У белки – (бельчонок) У бобра – (бобренок) У волка – (волчонок) У кабана – (кабанчик) У барсука – (барсучонок) Дети называют детенышей и путем свободного выбора и умения договориться разбирают карточки с изображением зверей, на обороте которых начертаны знаки их расположения. Воспитатель: -Уходя, родители просили своих деток ждать их возле березы, которая стоит в центре полянки. -Сейчас, каждый из вас превратится в художников, и все вместе мы создадим картину (каждая команда получает картинки, на обороте которых стоят знаки-определители) Лисенок справа от березы, Медвежонок слева от березы, Кабанчик под деревом, Бельчонок на дереве, Зайчонок перед деревом, Олененок справа от лисенка, Волчонок слева от медвежонка, Бобренок около зайчонка, Барсучонок позади лисенка. Дети расставляют зверей в изложенном порядке вокруг березы при помощи магнитов и магнитной доски. Воспитатель: -Мы навестили друзей Почемучки и Незнайки и летим дальше. Физкуль Руки в стороны – в полет Отправляем самолет: Правое крыло вперед, Левое крыло вперед Полетел наш самолет. Воспитатель: 2 остановка «Болото» -Мы приземлились недалеко от города, где живут наши друзья. Но нам, кажется, здесь не пройти… Дети исследуют почву, пробу воды, делают вывод, что перед ними болото. На пути к городу – болото, чтобы его пройти, надо идти всем вместе «след – в след» Мы пойдем направо – 1,2,3. А теперь налево – 1,2,3. И опять налево – 1,2,3. Снова все налево – 1,2,3. Дети двигаются по начерченной мелом дорожке. 3 остановка «Город» Воспитатель: -Болото оказалось позади, и мы оказались в городе. -Но как же найти среди множества домов, дома ,где живут друзья? -Известно, что на одной улице с Незнайкой и Почемучкой построили новые дома для чисел, чтоб они жили все вместе дружно, и им не было скучно. Давайте найдем соседей Почемучки и соседей Незнайки. Взрослый предлагает разделиться на команды. Дети предлагают способы деления на 2 команды, тех, кто помогает Почемучке и тех, кто помогает Незнайке. Для каждой команды нарисован 5-этажный домик с двумя оконцами на каждом этаже. Раздаются цифры, на обороте которых обозначены буквы Л (слева) и П (справа), и номер этажа. Необходимо «расселить» числа по квартирам-оконцам. Воспитатель: -От соседей, мы узнали, что Почемучка живет в самом высоком доме на пятом этаже, в квартире слева, а Незнайка живет в самом низком доме, на четвертом этаже, квартира справа. Помогите найти их окна. (Рисунки улиц города) Воспитатель: -Друзья были так рады возвращению домой, что попросили своего друга Тюбика подарить вам рисунки – загадки, которые нужно дорисовать и превратить в картинки из нашего путешествия. Каждый ребенок сам определяет, чем он будет рисовать. Для этого на столе лежат цветные карандаши, восковые карандаши, фломастеры. Задание выполняется под песню «Если с другом вышел в путь». Заключительная часть Воспитатель: — Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какие добрые поступки вы совершили, кому помогли? Удалось ли нам выполнить то, что мы запланировали? А что нам в этом помогло? Высказывания и выводы детей.

Рекомендуем посмотреть:

Математический праздник в детском саду. Старшая группа Игровое пособие по ФЭМП для детей старшей-подготовительной группы детского сада Конспект факультатива в старшей группе. Занимательная математика для дошкольников Конспект НОД по математике в старшей группе. Путешествие по сказке

Похожие статьи:

Конспекты занятий по математике в старшей группе

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: Ориентировка в пространстве

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: Новый год

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе ДОУ. Тема: «Состав числа из единиц (число 7)»

Планирование по ФЭМП в старшей группе по Помораевой

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]