Гендерное воспитание: особенности, различия и необходимые условия для правильного развития детей разных возрастов


Что такое Гендер

Это понятие обозначает принадлежность человека к определенному социальному полу, который формируется в процессе воспитания личностных качеств, включающих в себя психологическое, социальное и культурное воздействие, как на мальчика, так и на девочку.

  • Гендер в переводе с английского языка означает род, который в свою очередь относится к социальному полу, как к продукту культуры.
  • Гендерный подход в образовательной и воспитательной системе необходим прежде всего для того чтобы каждый ребенок смог проявить свою идентичность.
  • В дальнейшей будущей жизни, это может определиться с выбором профессии и полностью самореализоваться.

В то же время такой подход к воспитанию, поможет обойти <<�острые углы>> во взрослой жизни с минимальными потерями, благодаря проявленной гибкости в своем поведении.

Статья:

От того, как мы воспитаем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить, именно с учётом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей. Все важнейшие качества личности, задатки и способности формируются именно в дошкольном возрасте.
РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «ПОЛ» И «ГЕНДЕР»

«ПОЛ» — это биологическое различие между людьми, определяемое генетическим строением клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

«ГЕНДЕР» — социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

ФУНКЦИИ СЕМЬИ

В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА

— семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребёнка;

— семья влияет на формирование психологического пола ребёнка;

— семья играет ведущую роль в умственном развитии дошкольника;

— семья имеет важное значение в овладении социальными нормами (функция первичной социализации);

— в семье происходит формирование ценностных ориентаций;

— семья выполняет функцию социально-психологической поддержки.

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ

СЕМЬЯ – место, в котором у ребёнка складывается первое представление о взаимоотношениях между людьми, о месте каждого человека в этом мире.

На модель поведения ребёнка и его последующий жизненный сценарий серьёзное влияние оказывают сложившиеся в семье взаимоотношения.

Воспитание детей должно способствовать формированию у них представления о роли женщины и мужчины в семье и в обществе.

Под влиянием родителей у ребёнка формируется определённая модель поведения, которой он будет придерживаться в обществе.

РОЛЬ СЕМЬИ В ГЕНДЕРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

МАТЬ: Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких). Действует лаской, добротой. Воспитывает глубокую привязанность, терпимость. Раскрывает красоту окружающего мира. Даёт готовые ответы на вопросы. Является образцом для поведения дочери.

ОТЕЦ: Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость. Является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребёнка. Отец — ролевая модель для ребёнка на дальнейшую жизнь. Способствует формированию самооценки, статусной позиции. Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы. Является образцом для поведения сына.

ПРИЗНАКИ НЕСФОРИМИРОВАННОСТИ ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

— предпочтение игрушек и игровых ролей противоположного пола;

— стремление быть с взрослым противоположного пола, подражать его поведению;

— активно выраженное желание изменить свой пол и имя;

— рассказы ребёнка, в которых он выступает, как представитель другого пола;

— стремление одеваться и вести себя по типу противоположного пола.

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит от:

— отношения родителей к ребёнку;

— характера родительских установок;

— привязанности матери к ребёнку;

— привязанности ребёнка к матери;

— роли отца в воспитании ребёнка.

Несомненно, для развития личности ребёнка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Доказано, что у девочек и мальчиков разные потребности и особенности развития. Следовательно, воспитывать мальчиков и девочек, руководствуясь одинаковыми принципами воспитания, нельзя!

РАЗЛИЧИЯ В ПСИХИКЕ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ

ДЕВОЧКИ:

— играют в ограниченном пространстве;

— мышление детальное, конкретное. Манипулируют с цифрами и формулами;

— быстрее утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие);

— ориентированы на отношения между людьми. Во время общения смотрят в лицо взрослого. Ждут одобрения;

— готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор. ​

МАЛЬЧИКИ:

— используют всё пространство;

— мышление обобщённое, абстрактное. Манипулируют с геометрическими формами;

— быстрее утомляется левое полушарие (речевое мышление, логические операции);

— ориентированы на информацию. Во время общения смотрят в сторону или перед собой;

— кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О ДЕВОЧКЕ

Девочки требуют спокойной обстановки, последовательно выстроенной деятельности. Любят утвердиться в правильности своих знаний и решений путём повторения. Лучше адаптируются. Нацелены на общение. Стараются получить качественный результат, который может быть положительно оценён другими людьми.

Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей, проработано, отражено в сознании. Девочек чаще привлекают домашние дела. Девочка больше склонна к попечительской деятельности: ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать младших братьев или сверстников, порой утрачивая чувство меры.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: дети раскладывают перед собой «богатства» кукол, украшения и играют в ограниченном пространстве, в уголке. Меньше интересуются внутренним устройством игрушек, используют обычно по прямому назначению. В дошкольном возрасте охотно осваивают различные социальные роли, очень привлекательна для них роль «мамы».

В конструктивных играх девочки чаще действуют по образцу: строят не города, замки или вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями.

Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Поднимают руку девочки реже, хотя отвечают правильно. Отвечая на занятиях, девочка смотрит в лицо воспитателю, ожидая подтверждения правильности ответа, и после кивка взрослого.

Девочки чаще задают вопросы типа: «А вы к нам ещё придёте?», т.е. более ориентированы на установление контакта с взрослым, отношения между людьми. Девочки склонны к предметно-оценочной речи, в ней преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.

Девочки чаще рисуют людей, принцесс, в том числе и себя. Себя часто рисуют с особо выделенными ресницами и ртом, любят пририсовывать «взрослые» атрибуты — украшения, каблуки, часто рядом рисуют кошку, деревья и т.п.

Девочки более внушаемы, менее решительны в действиях. У них нет целостного восприятия предмета. Девочки лучше выполняют задания уже не новые, типовые, шаблонные. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке, быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определённую цель.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ ДОЧЕРЕЙ

Для того, чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы тёплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.

Задача родителей — проявить по отношению к девочке больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать её к деятельности.

Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола. Но делать это, он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.

Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.

У мамы с дочерью должны быть свои «женские секреты». Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.

Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.

Мама должна привлекать дочь к «женским» домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О МАЛЬЧИКЕ

Мальчики способны на кратковременное усилие. Предпочитают поисковую деятельность. Не любят повторения. Предпочитают сделать быстро, но «кое-как». Труднее адаптируются к неподходящим для них условиям деятельности, пытаются от них избавиться.

У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию. У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать и наставлять младших, в особенности сестёр.

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель, используя при этом всё предоставленное им пространство. Если горизонтальной плоскости недостаточно, они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и другие предметы. Когда с куклой играет мальчик, он заставляет игрушку прыгать и маршировать, проделывать разные трюки, сажает её в качестве пассажира в тележку или машину, катает верхом на игрушечных животных и т.д. и вскоре бросает. Лишь в исключительных случаях в игре наблюдается трогательное заботливое ухаживание.

В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание главным образом самим сооружениям. Мальчики «раскачиваются» дольше. Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях, чаще поднимают руку, не боятся ошибиться. Отвечая, мальчик чаще смотрит в сторону, чем на педагога и, если знает ответ, говорит уверенно. Мальчики чаще задают вопросы типа: «А что мы сейчас будем делать?», т.е. более ориентированы на получение информации. Словарный запас мальчиков включает больше слов, обозначающих предметы, не используемые в быту, и общие понятия; в их речи преобладают глаголы и междометия, помогающие передать действия.

У мальчиков раньше развивается способность вычленять главное. Ум мальчика больше склонен к обобщениям, менее конкретен. Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, предлагают новые идеи, нестандартные способы решения. Они легче ориентируются в непривычной обстановке и воспринимают её положительно, быстро находя себе занятие.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ВОСПИТАНИЮ СЫНОВЕЙ

— папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать спокойно, не повышая тона);

— мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок;

— нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность — разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными);

— мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину;

— мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!

— обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!

— учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия;

— использовать юмор в общении — для снижения агрессивности и страха перед ответственностью;

— обязательно должен быть физический, телесный контакт — для повышения самооценки мальчика;

— мальчик — это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.;

— мама — ЗАБОТИТСЯ, а папа — ФОРМИРУЕТ мужчину.

Гендерное воспитание

Каждый человек рождается личностью со своими индивидуальными установками, которые больше не найдешь ни в ком. Люди могут быть похожи между собой в чем-то, но именно одинаковых личностей не бывает.

  • Разделение людей на две группы по принадлежности к полу (мальчик и девочка) является центральной установкой по различию между собой всех окружающих индивидов.
  • По исследованиям специалистов все психологические различия между мужчиной и женщиной связаны с особенностями генетики и физиологии.
  • Сама природа требует от прекрасной половины человечества быть любящими и заботливыми женами и матерями.

А от мужчин быть смелыми, сильными и уважительными по отношению ко всем окружающим людям. Также оберегать свою семью и чтить семейные ценности. В этом и заключаются главные задачи гендерного воспитания.

Гендерное воспитание дошкольника посредством различных видов деятельности

Гендер

— обозначает «социальный пол», т.е. социальный статус и социально-психологические характеристики личности, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

Это социокультурный конструкт, который общество «надстраивает» над физиологической реальностью. Конструирование гендерных различий протекает через определённую систему социализации (которая воспитывает разные навыки и психологические качества у девочек и мальчиков), разделение труда между мужчинами и женщинами и принятые в обществе культурные нормы, роли и стереотипы. Быть мужчиной или женщиной вовсе не означает обладать определёнными природными качествами; это означает выполнять предписанную тебе гендерную роль и соответствовать определённым стандартам.

Гендерные стереотипы

— устойчивые для данного социума в конкретный исторический период представления о нормативном поведении мужчин и женщин. Иначе говоря, гендерные стереотипы — это расхожие представления о том, как должны выглядеть и вести себя мужчины и женщины.

Стереотипы в отношении пола встречают ребёнка уже при рождении. Форма и даже цвет одежды, игрушки и игры, которые мы предлагаем детям, различаются в зависимости от пола и формируют разные черты характера девочек и мальчиков. Всё это сопровождается педагогическими комментариями: «Не плачь, ты же мальчик!», что накладывает запрет на проявления эмоциональности у мальчиков; «Будь послушной и тихой — ты же девочка!», что формирует подчинённость у девочек. Человек впитывает традиционные гендерные стереотипы с детства и тот факт, что они могут сильно различаться в разных культурах, часто не находит должного понимания. Гендерные стереотипы обладают удивительной устойчивостью и продолжают сохраняться тогда, когда реальное поведение мужчин и женщин уже становится иным.

Гендерная идентичность

— это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому полу (гендеру), осознание себя представителем данного пола, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте. Гендерная идентичность не даётся человеку при рождении. Ребёнок обретает свой гендер, формирует его во взаимодействиях с членами семьи и с обществом. Формирование гендерной идентичности осуществляется в три этапа:

1) ребёнок узнаёт, что существует два пола,

2) он включает себя в одну из этих категорий,

3) на основе самоопределения он руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные его формы.

Психологическое самоопределение гендерной принадлежности начинается со второго года жизни и закрепляется к третьему году. К трём годам дети отчётливо различают и признают свои гендерные особенности: я — мальчик, я — девочка.

Цели и задачи детского сада, как ресурсного центра:

1. Разработать научно-методические основы воспитания девочек и мальчиков в дошкольном образовательном учреждении и в семье.

2. Определить общую стратегическую линию для подбора материалов и оборудования для детского сада и семьи с учётом гендерных особенностей девочек и мальчиков дошкольного возраста.

Гипотезы

1. Предполагаем, что воспитание мальчиков и девочек с учётом их индивидуальных и гендерных особенностей в совместной и дифференцированной среде в условиях детского сада и семьи позитивно влияет на их эмоциональное, личностное и социальное развитие.

2. Воспитание и развитие девочек и мальчиков в дошкольном возрасте в дифференцированной и совместной среде с акцентом на гендер позволит:

• сформировать у детей устойчивую гендерную идентификацию;

• сформировать позитивное отношение к гендерным ролям;

• улучшить межличностное общение в коллективе сверстников.

• улучшить общение в семье

Позитивные изменения планируются

• в развитии личности ребенка-дошкольника и формировании у него гендерной устойчивости;

• в повышении профессиональной компетентности педагогов по вопросам воспитания детей раннего и дошкольного возраста с учетом их гендерных особенностей;

• в повышении компетентности родителей по вопросам воспитания детей с учетом их гендерных особенностей.

Половая принадлежность ребенка — важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

Каждый индивид развивается как представитель конкретного пола. Появившись на свет девочкой или мальчиком, ребенок в процессе социализации усваивает комплекс норм, правил, моделей поведения, которые приближают его к принятым в данном обществе образцам женского или мужского, способствуют формированию соответствующих качеств личности. Таким образом, ребенок приобретает гендерные характеристики.

Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

По данным нейрофизиологов и нейропсихологов различия в структуре и работе головного мозга определяют особенности развития детей разных полов личностно-ориентированные технологии:

  1. Средство
  2. Методы
  3. Формы

Средства

• игры

  • народные сказки
  • пословицы
  • колыбельные песни

Методы:

  • игры
  • познавательно-развивающие этические беседы
  • проблемные ситуации
  • схемы-действия

Форма

  • игровая деятельность
  • экспериментальная
  • проблемно — поисковая

Для того, чтобы предоставить равные возможности в обучении существует:

3 типа мотивации

• игровая (стимулирует детей, если в содержание включены способы построения)

  • личная заинтересованность детей к деятельности (предлагая сделать что-то в подарок или для игры)
  • общение детей со взрослыми (будет стимулировать детей в том, случае, если воспитатель сумеет убедить девочку или мальчика, что без их помощи ей не обойтись).

В младшемдошкольном возрасте игра — основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребёнка.

К трём годам дети отчётливо различают и признают свои гендерные особенности: я — мальчик, я — девочка. К трём годам ребёнок ясно различает пол окружающих людей, однако может не знать, в чём заключается различие между мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами. Таким образом, трёхлетний ребёнок ассоциирует пол со случайными внешними признаками, вроде одежды и длины волос — с помощью этих маркеров происходит классификация мира на два гендера. Мальчики никогда не носят платья и коротко острижены; девочки носят платья и имеют длинные волосы. Трёхлетний ребёнок допускает и возможность изменения пола с помощью стрижки или одежды, поскольку для него гендерная идентичность конкретна и соотносится с физическими признаками.

Итак, успех гендерного воспитания маленьких детей могут обеспечить следующие способы взаимодействия

взрослого с ними:

  • мягкое, доброжелательное общение, понимание состояния детей, их переживаний, вызванных, прежде всего отрывом от семьи;
  • медленная выразительная речь, многократные повторения одного и того же;
  • подкрепление слова образом предмета, действием, его изображающим;
  • частое переключение внимания детей с одного предмета на другой, с одного вида деятельности на другой;
  • использование приемов, выражающих положительные эмоции малышей;
  • осознанное создание воспитателем в своем поведении (действиях и словах) образца для подражания;
  • частые похвалы в адрес малышей (доброжелательная словесная оценка и поглаживание по голове).

Задача педагога в работе с детьми младшего дошкольного возраста — заложить первые ориентиры.

На данном этапе становления личности ведущим в интеллектуальном развитии ребенка являются конкретный образ предмета, действия с ним, сопровождаемые словом, поэтому воспитатель, прежде всего, сосредотачивается на сенсорном развитии детей.

Детская литература и телевидение

.

Детская литература предлагает девочкам и мальчикам разные модели поведения. Малыши впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте.

Например, объясняя, почему сказочный царь поехал на войну, мальчик присваивает мужскую модель поведения, а девочка учиться понимать мужские (композиционный и проективный) способы мышления.

И, напротив, образ Золушки служит для девочки моделью для подражания, а для мальчика примером, при помощи которого он сможет понять женские (порядковый и топологический) способы мышления.

Телевидение сегодня служит в качестве источника ролевых моделей для подражания. Поэтому, при воспитании взрослые могут специально обращать внимание детей на героев мультфильмов, фильмов, рекламы и т.п, как на пример, так и антипример для подражания.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.

Каждый родитель стремится воспитать своего ребенка, исходя из собственных представлений о том, каким должен быть взрослый человек. Мы хотим вырастить из маленького мальчика сильного, ответственного, умного и смелого мужчину, способного стать добытчиком и защитником своей собственной семьи. Женщина же, по общепризнанному мнению, должна быть нежной и хрупкой, доброй и ласковой, любящей женой и матерью, хранительницей домашнего очага.

В соответствии со своими предпочтениями мы и воспитываем своих сыновей и дочерей. В построении правильной линии гендерного (поло-ролевого) воспитания дошкольников родителям и воспитателям помогают дидактические игры, по которым дети учатся моделям поведения.

Гендерное воспитание

– это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

Гендерное воспитание призвано не только помочь детям осознать себя представителем того или иного пола. Актуальность гендерного воспитания состоит в том, чтобы сформировалось у ребёнка устойчивое понятие своего пола- Я девочка; Я мальчик. И так будет всегда.

Актуальность гендерного воспитания

на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку.

Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание, как в детском саду, так и дома. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Самая большая роль гендерного воспитания в семье сводится к тому, чтобы мужчины, не утрачивали способность играть правильную роль в семье, из главного добытчика не перевоплощались бы в главных потребителей и не перекладывали бы лишь на женские плечи воспитание детей. Ну а женщины, в свою очередь, не становились бы просто существами вне пола.

Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, забота, вот такие игры по гендерному воспитанию.

Поэтому гендерное воспитание в детском саду и в семье просто необходимо для развития и социализации ребенка в нашем обществе.

В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. В настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что до недавнего времени в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывались гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировалось на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагогии родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола. В самый ответственный период формирования гендерной устойчивости девочки и мальчики в течение длительного времени пребывания в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов) подвергаются исключительно женскому влиянию.

Организация гендерного подхода в воспитании детей младшего дошкольного возраста в ДОО начала осуществляться во второй младшей группе с игры, целью которой было выявить особенности и условия полоролевой социализации девочек и мальчиков 3-4 лет в игре.

С учётом гендерного воспитания была построена развивающая среда в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. В центре социально – личностного развития предметная среда изменяется и дополняется ежеквартально.

В работе с детьми проводятся различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, цель которых формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей 3-4 лет.

Решая задачи, связанных с гендерным воспитанием детей 3-4 лет потребовалось вдумчивое отношение педагогов и родителей к подбору материалов и оборудования.

Первоочередной задачей, стоящей перед педагогом, работающего с детьми 3-4 лет, являлось создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды. Для этого необходимо было проанализировать состояние предметно-развивающей среды в групповом помещении и привести ее в соответствие с примерными перечнями материалов и оборудования, которые были разработаны и представлены в федеральных государственных образовательных стандартах.

Второй, не менее важной задачей, которую надо было решить при воспитании детей 3-4 лет, являлось внесение в среду различных маркеров с акцентом на гендерную идентичность и дополнение среды специфичными материалами для девочек и мальчиков.

В изготовлении маркеров гендерных принимали участие, как сотрудники дошкольного образовательного учреждения, так и родители. Но при этом основным требованием к деятельности, как педагогов, так и родителей, являлось индивидуальный подход к детям, учет их вкусов и привязанностей к изображению на метке и ее цветовому решению.

Гендерное воспитание, ориентированное на личностные качества ребенка, ставило перед педагогом и родителями задачу эмоционального развития детей, поэтому необходимо было учитывать то, что для каждой девочки и каждого мальчика эмоционально значимо и по мере возможности удовлетворялись потребности и интересы детей.

Особая роль в формировании у девочек и мальчиков гендерной устойчивости принадлежало сюжетно-ролевой игре. Поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков воспитатель и родители уделяли особое внимание.

При подборе материалов и оборудования для игры руководствовались, как задачами общего развития детей, так и федеральными государственными стандартами.

При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей, мы обращали внимание на:

· на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;

· на достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;

· на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых мальчикам предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.

Девочки 3-4 лет гораздо охотнее берут «в дочки» куклу с красивой и разнообразной одеждой. Процесс одевания и раздевания кукол дети отождествляют с процедурой, с которой они постоянно сталкиваются в собственной жизни, что способствует осознанию ими человеческого смысла этого действия. И если вначале ребенок просто воспроизводит в игре действия взрослых, то постепенно он начинает обозначать и называть свою роль: «Я – мама, я — папа». Когда у кукол привлекательный вид, воспитателю гораздо проще вызвать у девочек и мальчиков чувство симпатии к ним. В процессе игр с такими игрушками легче побуждать детей выражать по отношению к игрушке свои чувства: говорить ласковые слова, обнимать, заглядывать в глаза, гладить и т.п. Отражая в игре социально одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам – девочки и мальчики получают необходимое эмоциональное развитие даже в том случае, если в семье они лишены этого.

При подборе материалов и оборудования учитывается тот факт, что девочки и мальчики 3-4 лет еще не могут в игре воспроизводить модель поведения, соответствующую определенному полу без опоры на ролевые атрибуты.

Мальчики этого возраста будут охотно выполнять игровые действия, а затем принимать на себя роль сотрудника ГИИБДД, если наденут на себя плащ-накидки, полицейские фуражки и в руки возьмут полосатый жезл. Для ухода за автомобилем, для его «ремонта» мальчикам предложены протирочные материалы, инструменты и другие ролевые атрибуты.

Важная роль в развитии игровой деятельности детей 3-4 лет принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Крупный строительный материал требует много места, поэтому его расположили на тележках (на колесиках) в стороне от игровой зоны девочек, рядом с ковром. На полках или рядом с ними выставлены машины, которые мальчики используют в играх со строительными материалами.

Девочки этого возраста также не могут осуществлять уход за куклой — «дочкой» в воображаемом плане. Для того чтобы «приготовить обед» изготовили плиту, кастрюли, ложки, предметы-заместители, которые она могут использовать в качестве «продуктов», доска для резки и т.п. Для ухода за «ребенком» девочкам предложены ванночки, губки, полотенца, ковшики для ополаскивания после купания своего «младенца» и т.п. Созданы условия для «стирки» белья и его глажки, определено место для его хранения

К сожалению, для развития детей в игровой деятельности и для их воспитания с учетом гендерных особенностей, этого недостаточно. С детьми этого возраста в детском саду должен ежедневно играть воспитатель, а в семье – родители.

Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

В играх реализуются желания детей. В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.

Список литературы

  1. Баранникова Н.А «О мальчишках и девчонках, а так же их родителях» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.
  2. Бороздина Г.В. Психология и педагогика. Учебник для вузов и ссузов. Гриф МО. год: 2011.
  3. Гендерное образование: учебное пособие / под общ. ред. Л.И. Столярчук.– Краснодар: Просвещение-Юг, 2011. – 386 с.
  4. Гендерный подход в воспитании личности / Авт.-сост. Л.В. Астапович. Мн.: Красико-Принт, 2011.- 128 с.
  5. Градусова Л.В. «Гендерная педагогика», Учебное пособие, ФЛИНТА, Москва, 2011.- 175 с.
  6. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия, 2014 г. Веракса Н.Е., Веракса А.Н.
  7. Курбатова С. Книга – для мальчиков, книга – для девочек. «Дошкольное воспитание» №10 2012.
  8. Микляева Н.В. Теория воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2010.
  9. Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева «Формирование гендерной идентичности» Методическое пособие Москва, Творческий центр СФЕРА, 2012.
  10. Под редакцией Л.Н. Волошиной; рец.: Л.В. Трубайчук, С.А. Хаустова: Актуальные проблемы дошкольного образования. – Белгород: ГиК, 2011.
  11. Радзивилова М.А. ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 4 (часть 2). – с. 453-456; URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10000426 (дата обращения: 07.09.2014).
  12. Сборник федеральных нормативных документов для руководителей дошкольной образовательной организации. ФГОС, 2014 г. Волосовец Т.В.
  13. Татаринцева Н.Е. «Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций», Центр педагогического образования, Москва, 2012.
  14. Темаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. Год: 2012.
  15. Щетинина А.М, Иванова О.И. «Полоролевое развитие детей 5-7 лет» // М., Творческий , 2010.

Что такое гендерная роль

Каждый ребенок ближе к 2-3 годам начинает понимать к какому полу он относится. Это видно прежде всего по выбору детских игрушек. Многие исследования показали, что мальчики из предложенных предметов выбирают машинки, роботов, игрушечное оружие и т.п.

А девочки останавливают свой выбор на куклах, детской бижутерии, сказочных замках и других предметах, относящихся к данной половой категории игр.

  • Ближе к возрасту 4-7 лет дети понимают, что принадлежность к полу уже не поменяется и начинают себя вести соответственно, принимая во внимание поведение окружающих их женщин и мужчин.
  • В этом и заключается гендерная роль каждого человека в этой жизни. Поэтому на данном этапе стараются закрепить гендерное воспитание дошкольников, но не всегда для этого есть условия.
  • Ведь в современном мире часто можно наблюдать такую картину, где мужчина и женщина поменялись местами. Женский род стал сильным и смелым, а мужчина больше проявляет качества слабого пола. Но здесь есть свои причины.

К примеру, девочка воспитывалась одной мамой и за нее некому было постоять в мужском лице. Поэтому женщина уже с детства переняла на себя мужской характер.


Или наоборот ситуация с мальчиком, который воспитывался бабушкой и мамой. И они из лучших своих побуждений ограждали мальчишку от всякой мужской работы и трудностей, компенсируя тем самым недостающее мужское плечо.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Консультация для воспитателей «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста».

Подготовила Щеколодкова Н.А. г. Симферополь 2021г. МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 27 «АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Гендер — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие ребенка существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Гендерные стереотипы поведения формируются уже в детском возрасте.

  • к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом
  • в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Гендерные различия детей дошкольного возраста

  1. Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
  2. У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
  3. Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
  4. У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихо заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше.
  5. Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато, когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
  6. В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
  7. Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.
  8. Мальчики стремятся к независимости, девочки к взаимозависимости.
  9. Мальчики чаще играют в игры, в которых чем больше народу, тем лучше. Девочки предпочитают собираться маленькими группами, в их играх меньше агрессивности, больше соучастия, там чаще ведутся доверительные беседы и имитируются взаимоотношения взрослых.
  10. Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях (т. е. способность к разговорной, связанной речи), а мальчики сильнее девочек в визуально-пространственных способностях (способность к зрительным образам).
  11. У мальчиков выше, чем у девочек математические способности, но при этом они более агрессивны, чем девочки.
  12. Девочки дошкольного возраста «социальнее» и более внушаемы, чем мальчики. Девочки лучше справляются с простыми, рутинными задачами, тогда как мальчики — с более сложными познавательными процессами.
  13. На девочек больше влияет наследственность, а на мальчиков – окружающая среда.

Гендерные различия необходимо принимать во внимание, воспитывая и обучая детей дошкольного возраста.

Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:

  1. Семья.
  2. Педагогический коллектив детского сада.
  3. Окружение ребенка.

Рекомендации родителям

Дети дошкольного возраста во многом копируют черты, свойственные родителям своего пола, хотят быть похожими на них. Отношение к противоположному полу также складывается под влиянием семьи. Мальчики, вырастая, стремятся найти жену, похожую на маму, а девочки ищут в муже сходство с отцом. Отношения, сложившиеся между матерью и отцом, очень значимы для формирования гендерных установок детей. Задача родителей – быть личным примером, проявлять заботу, любовь, уважение и доверие друг к другу. Тогда и дети впитают это как норму супружеских отношений и будут стремиться создать

крепкую и счастливую семью. Никогда не надо забывать, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту — девочки обычно старше ровесников-мальчиков.

Надо помнить, что, когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина — девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними — неверно и бесполезно.

2. Советы педагогам

— Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек — крупную (игры с мячом).

— Сделайте все игрушки доступными мальчикам для экспериментирования с ними, а для девочек лучше подойдут вода и песок для осуществления возможных вариантов поиска, совместного обсуждения.

— Мальчикам необходимо разъяснять задачу, проблемную ситуацию, давать указания не менее 1 минуты, прежде чем он приступит к действиям.

— Используйте чаще разные головоломки для девочек.

— Дайте возможность мальчикам выражать свои чувства и только потом обсуждайте их с ними.

— Экспериментируйте вместе с девочками с трехмерным пространством; используйте иллюстративность, наглядность и образность в работе с математическими вычислениями и в конструировании, это поможет сделать математические представления для них более конкретными, доступными для понимания.

— Хвалите мальчиков за их подвижность, энергичность, активность, старайтесь переключить эти особенности на трудовую деятельность.

— Хвалите и девочек, и мальчиков чаще, особенно за хорошие действия, фотографируйте детей. Этот прием поможет детям обоих полов гордиться своими достижениями, повысить мотивацию успешного решения задач.

3. Организация предметно-развивающей среды

Среда является одним из основных средств социального развития личности ребёнка, основой для деятельности с учётом гендерных особенностей.

Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде. Одним из важнейших условий формирования гендерной идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек (выделение игровых зон для мальчиков и для девочек).

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В формировании будущего мужчины и будущей женщины большое значение имеют игры и игрушки. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребенок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. Дети моделируют взаимоотношения взрослых, они выбирают те социальные и профессиональные роли, которые им, возможно, предстоит играть в своей жизни. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Сюжетная игра позволяет закрепить гендерные стереотипы, заложить основы эмоционально положительного отношения к будущей социальной роли мужчины или женщины, папы или мамы. С их помощью ребенок овладевает нормами и правилами жизни в обществе. В сюжетно-ролевых играх мальчики играют в путешествия, войны с игрушечными солдатиками, строят башни и орудия, водят машинки. Девочки играют в школу, парикмахерскую, магазин, больницу. Мальчик скорее предпочтет пистолет, кораблик, легковую машинку, а девочка — куклу, посуду, мебель. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация.

Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное – по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы — взрослые.

Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Постараемся понять наших мальчиков и девочек, ведь они — будущие мужчины и женщины и должны соответствовать своей сути, воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем. Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе, понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду.

Следующая >

Гендерное воспитание в детском саду

Каждый ребенок ближе к трем годам вступает в детский коллектив дошкольного образования. Там он полностью начинает осознавать свою принадлежность к мужскому или женскому полу, заложенную еще в домашнем воспитании.

Далее идет работа воспитателей, которые посредством ролевой игры добиваются закрепления результата для гендерного воспитания.

Главной целью которого является открыть в девочке нежность, кротость и женственность, а в мальчике – наблюдательность и упорство.

Особенно хороший результат дают игры с разделением на профессиональные сферы, где будущий мужчина занимается исключительно его обязанностями, не забывая о проявлении уважения и помощи к женской половине. Девочек в свою очередь учат такому же уважительному отношению к мужскому роду и проявлению нежности и женственности.

Методика

Воспитание дошкольников происходит по следующей методике:

  • Ролевые игры (семья, профессии);
  • Беседы с применением пособий и наглядной литературы;
  • Создание открыток и поделок для родителей, бабушек и дедушек;
  • Чтение сказок, заучивание стихов и поговорок.

Данная специфика дает свои плоды по воспитанию, которые можно наблюдать в переходный возраст подростка. Хотя и идет <<�выброс гормонов>>, многие поступки плохого характера избегаются, благодаря гендерному воспитанию, полученному ранее.

Формирование гендерной принадлежности воспитанников в условиях ДОО

Кузаева Н.А., заместитель директора;

Евстифеева Е.С., старший воспитатель СП д/с «Теремок» ГБОУ СОШ, с. Исаклы Самарской обл.

Изменения, происходящие в образовании, прослеживаются на всех его уровнях. Дошкольное образование призвано создавать условия для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка. Гендерная принадлежность дошкольника — индивидуализированный процесс осознания ребенком себя как представителя определенного пола с набором социальных поведенческих характеристик. Каждый педагог заинтересован в сознательном регулировании процесса гендерной принадлежности как основополагающей характеристики дошкольника, закладывающей и определяющей траекторию личностного развития.

Гендерная принадлежность может проявляться по-разному, и индивидуальные проявления не обязательно совпадут со стереотипными (полоролевыми) представлениями окружающих о поведении девочки и мальчика.

В процессе формирования гендерной принадлежности педагогу детского сада необходимо: — знать гендерный состав группы детей; — ориентироваться в каждом возрастном периоде ребенка, учитывая закономерности гендерного развития; — учитывать гендерную составляющую игр и игрушек; — выявлять разницу в усвоении знаний детьми с разной гендерной доминантой; — ориентироваться в предпочтениях деятельности детей с различными гендерными типами; — создавать условия для позитивной трансляции мальчикам и девочкам собственного опыта, оптимального выбора форм, методов и средств обучения детей разного пола; — знать собственный гендерный тип и понимать специфику собственного стиля общения в соответствии со своей гендерной доминантой, учитывая свою составляющую позицию во взаимоотношениях с детьми разного пола.

Процесс формирования половой принадлежности реализуется средствами внедрения в систему дошкольного образования гендерного подхода.

В процессе планирования работы с детьми на основе гендерного подхода педагогу необходимо знать гендерную типологию личности.

Маскулинный гендерный тип ориентирован на авторитет силы и независимость поведения, имеет высокие индивидуальные достижения, отдает предпочтение мужскому авторитету, нуждается в мужском общении, нетерпим к возражениям, предпочитает отстаивать свое мнение и занимать позиции лидера, воспроизводит независимо соревновательный стиль поведения. Взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер.

Феминный гендерный тип предпочитает зависимое, подчиненное поведение, отличается осторожностью, не любит проявлять инициативу и самостоятельность, сознательно ограничивает свое «исследовательское пространство» (особенно мальчики), нуждается в постоянной моральной поддержке со стороны окружающих, в игровой деятельности избегает контактов с маскулинными детьми; у мальчиков зачастую проявляются трудности в общении.

Андрогинный гендерный тип свободен от жесткой половой типизации и традиционных норм, способен реально осмысливать и оценивать ситуации, самостоятельно преодолевать трудности, значительно социально активен и контактен, умеет активно и позитивно взаимодействовать с детьми и со взрослыми любого пола, обладает хорошими организаторскими способностями и личностными качествами конструктивного характера (защита, помощь), настойчив, самостоятелен, имеет высокий уровень достижений.

Недифференцированный гендерный тип отвергает и мужской, и женский стиль поведения, не способен ориентироваться в традиционных нормах полоролевого поведения, пассивен, обладает низкими реальными достижениями, сознательно избегает контактов, в коллективе сверстников не пользуется авторитетом.

Начав работу на основе гендерного подхода, мы удивились результатам мониторинга: оказывается, в старшем дошкольном возрасте дети феминного типа составляют почти 40%, из них мальчиков — 15% в то время, когда девочек с маскулинной (мужественной) направленностью — почти 25%, а 7% детей могут быть отнесены к недифференцированному типу. Для сравнения мы провели диагностическое исследование в соседнем детском саду, где по результатам диагностики выявились подобные тенденции. Мы понимаем, что нетипичные гендерные характеристики (когда девочка ведет себя, как типичный мальчик, и наоборот) требуют индивидуального маршрута развития в условиях детского сада. Ни один взрослый не в состоянии изменить особенности гендерного развития ребенка, и проявление такой индивидуальности — практически норма. Ведь современная женщина сегодня уютно чувствует себя за рулем автомобиля и в кресле директора предприятия, а современный мужчина может заниматься типично женским трудом, и это уже никого не удивляет.

В самом начале работы педагоги выделили ключевые понятия: гендерный подход, гендерная принадлежность, гендер, полоролевой подход, социализация дошкольника, предметно-развивающая среда, компоненты, принципы построения предметно-развивающей среды, предметно-развивающая среда на основе гендерного подхода, коммуникативный, игровой, продуктивный виды деятельности ребенка, игра. Каждый педагог сначала самостоятельно изучил эти понятия, а затем на семинаре мы подвели итог данной работы. Такая индивидуальная работа педагогов проводилась для того, чтобы каждый воспитатель и специалист разобрался в мозаике понятийного аппарата.

Работа с педагогами заключалась не только в понимании и изучении этих терминов, параллельно проводились педагогические советы, семинары, семинары-практикумы для более тонкого изучения спектра новых понятий и явлений. Проведены педагогические советы: — «Гендерный подход в условиях ДОУ» (цель — уточнение знаний педагогов о принципах гендерного подхода в образовании); — «Принцип построения предметно-развивающей среды ДОО на основе гендерного подхода» (цель — ознакомление педагогов с условиями построения предметно-развивающей среды с позиции гендерного подхода к образовательному процессу в ДОУ).

Состоялись тематические семинары и семинары-практикумы: «Планета гендер», «Пространственно-предметный компонент предметно-развивающей среды на основе гендерного подхода», «Социальный компонент предметно-развивающей среды на основе гендерного подхода» и пр.

Параллельно с этим тестировались дети второй младшей группы на определение любимого цвета каждого ребенка, эти знания были необходимы для построения организации предметно-развивающей среды на следующий учебный год. Во время летнего периода была проделана работа по организации предметно-развивающей среды в помещении групп: проведен косметический ремонт, стены помещения окрасили в цвета, которые выбрали дети из предлагаемого им множества цветовой гаммы (светло-зеленый (спокойная зона), розовый (зона игр девочек), голубой (двигательная зона), желтый (учебная зона)).

Соответственно оттенкам стен была расставлена мебель, разложены игрушки по игровым центрам.

Современные примерные основные общеобразовательные программы дошкольного образования, соответствующие по­следним требованиям Минобрнауки России, придерживаются принципа комплексно-тематического планирования и предлагают изучать с детьми одну тему на протяжении недели. Рекомендуемые темы реализуются во всех направлениях деятельности педагога (непосредственно образовательная деятельность, режимные моменты, взаимодействие с семьей). Организуя образовательную деятельность в режимных моментах, педагог создает условия для разнообразной и интересной деятельности детей в рамках темы недели. Во время утреннего приема следует создать ребенку хорошее настроение; при затруднении выбора деятельности помочь: предложить игрушку, включить ребенка в игру с играющими детьми. Воспитатель обязан проследить, чтобы все дети в процессе режимных моментов нашли себе интересную деятельность и не мешали другим. Для феминной группы (в основном девочки) воспитатель подбирает эмоциональный, яркий, красочный материал, создающий условия для использования имен прилагательных, а игрушки располагает близко друг от друга. Эти дети хорошо понимают и запоминают то, что могут потрогать руками. Для маскулинной группы игровой материал должен иметь немного агрессивный, хаосный вид и сложную конструкцию, способствовать развитию пространственных ориентаций. Эти дети лучше усваивают материал, если проявляют способность выявлять и реализовывать все свойства предмета, подвергнув его различным действиям с ним. Андрогинная группа справляется с игровым атрибутом в виде дидактических игр, настольно-печатных игр, игр на развитие мелкой моторики. Такие дети считаются «условно одаренными», их познавательные способности выше средних и позволяют решать умственные задачи в любой деятельности. Для детей недифференцированной группы нужны потешки, стихи, проблемные игровые ситуации, в которых показывается образец стереотипного мужского или женского поведения.

Гендерная принадлежность выявляется в сюжетно-ролевой игре; при этом дети чаще играют в однополых группах, но иногда наблюдается и дифференцированное содержание игры. В процессе руководства ею педагогу необходимо учитывать гендерные проявления и предпочтения детей различных гендерных групп. У мальчиков и девочек среднего и старшего дошкольного возраста в игре распределение ролей формируется по половому принципу, они не путают половую принадлежность игровых персонажей, выбирая себе в «партнеры» ребенка, с которым сложились дружеские отношения. Дети исполняют роль, не соответствующую полу, если не хватает мальчиков для «муж­ских» или девочек для «жен­ских» ролей, или если девочки или мальчики, играя в одиночку, вынуждены сами играть обе роли. Мальчики сражаются на войне, водят транспорт, строят дома, мосты, машины, отправляются в путешествия. Реализуя потребность нравиться окружающим и быть красивыми, девочки часто обыгрывают свадьбы, «выходят замуж», «лечат больных» и т.д. Руководя игрой дошкольников, педагог, зная эти особенности, создает условия для проявления индивидуальности каждого. Например, если девочка проявила желание сыграть роль водителя, не нужно этого запрещать. Педагог поддерживает и поощряет инициативу каждого воспитанника, независимо от «типичности» выбранной роли.

На данном этапе работа за­ключается в составлении и календарно-тематического планирования, и конспектирования непосредственно образовательной деятельности на основе гендерного подхода.

В заключение хотелось бы сказать, что работа с детьми на основе гендерного подхода очень увлекательна, дает определенные результаты. Нами остались довольны и дети и их родители. Кроме общей заинтересованности результаты показывают и рост творческой активности воспитанников. Ребенок понимает свою гендерную принадлежность и знает свои интересы: «я девочка, но люблю играть с мальчиками в железную дорогу и хочу стать железнодорожником!»

Игры, игрушки, занятия — все интересно и разнообразно не только для всех, но и для каждого.

Мы работаем в этом направлении, но уже можем выявить несколько трудностей: необходима самоподготовка воспитателей по данной теме. Педагоги не знакомы с гендерной проблематикой относительно дошкольного возраста детей, ни среднее, ни высшее педагогическое до­школьное образование не знакомит студентов с данной темой. Организовать и обеспечить теоретическое изучение проблематики в условиях интенсивного труда педагогов сложно. Изменяющийся состав детей в группах тоже затрудняет работу. Часть детей переходит в коррекционные группы, и новых воспитанников приходилось диагностировать заново и выявлять гендерные особенности. В связи с этим работа немного приостанавливалась до тех пор, пока с новыми детьми не был достигнут нужный результат.

Мы советуем всем коллегам при работе в общеобразовательных группах изучать гендерный подход и типологию прежде, чем наметить план образовательной работы. Это помогает найти индивидуальный подход к каждому ребенку, помочь справиться с трудностями, корректировать личностное развитие каждого воспитанника.

Нюансы воспитания девочек и мальчиков

Темы гендерного воспитания всегда были главным вопросом, которым вплоть до 20 века занималась церковь, диктующая условия на поведение мужчины и женщины. В современной жизни вопросами воспитания занимается, как семья, так и учебные заведения, которые могут относиться к общеобразовательному или религиозному уклону.

В то же время гендерное воспитание мальчиков и девочек существенно различается.


Мужскую половину рекомендуют воспитывать следующим образом:
  • Для мальчика любовь – это доверие. Он будет ощущать уверенность в себе, если его любят;
  • Примером мальчику должен быть отец, дядя, дедушка, тренер, но с хорошими чертами воспитания;
  • Соблюдение дисциплины. Это поможет развить ответственность;
  • Нельзя запрещать ребенку плакать. Воля эмоциям важна для каждого человека;
  • Построение доверительных отношений с ребенком;
  • Приучение к основам готовки и уборки;
  • Иметь в наличии игры для мальчиков, которые будут способствовать дальнейшему развитию.


План гендерного воспитания девочки:
  • Проявление заботы и любви к ребенку;
  • Близкая связь с мамой;
  • Уважение и любовь от папы;
  • Приучение к основам уборки и готовки;
  • Гордость за своего ребенка;
  • Обеспечение девочек игрушками их специфики;
  • Развитие моторики.

Самое главное, что выделяют в гендерном воспитании – это проявление любви и уважения к детям. А любовь, как говориться творит чудеса.

Фото гендерного воспитания

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]