Консультация для воспитателей «Методические основы ФЭМП у дошкольников»


Формировать математические знания – не только учить считать

Мы живем в век технологий. Математические знания и многое, связанное с точными науками, нужно для повседневной жизни. Дело даже не в том, чтобы:

  • уметь считать (минимум);
  • знать на зубок сложные математические формулы (максимум).

Общая концепция развития матспособностей у дошкольников представлена в работах исследовательницы А.В. Белошистой. Автор объясняет, что мы должны вкладывать в слова «развитие математических способностей». Это умения, которые неизменно пригодятся, чтобы:

  • уметь искать новые пути решения;
  • глубоко понимать сущность явления или факта;
  • строить логические связи;
  • видеть проблему в целом.

Согласитесь, немало! По мнению Белошистой, математические занятия в детсаду должны интеллектуально развить ребенка. А также подготовить его к понимаю математической и логической информации в школе. Подготовка – работа и с моторикой, и с развитием логических структур.

Математика дает не просто знания, а развивает особый стиль мышления. Эта наука предоставляет огромные потенциальные возможности для формирования интеллекта с детсадовского возраста. Терять время нельзя, важнейшие мыслительные логические структуры организовываются в 5-11 лет. Значит, упор на математику надо делать со старшей группы детсада. Но можно и раньше.

Есть игры и занятия, которые учат детей направлять мышление в логическое русло с 2-3 лет. Ребенок может еще плохо разговаривать, но уже решать интеллектуальные задачи (для своего возраста). Книжечка «Формирование элементарных математических представлений в детском саду» предлагает заниматься с детками 2-7 лет. В ней предложена методика и примеры занятий. Книга то появляется, то исчезает в «Лабиринте» – нужно иметь терпение, чтобы «поймать».

Для средней группы (4-5 лет) предназначено издание с названием «Формирование элементарных математических представлений». В нем приведены задания и игровые упражнения, их можно прямо брать и использовать. Основная часть литературы, посвященной развитию математического мышления, рассчитана на 5-6-7 лет, к ней вернемся.

Перед воспитателями в детсаду ставится важная задача – пробудить интерес к математике. Сделать это можно через занимательные игровые занятия. Процесс не зайдет далеко без домашнего самообразования. Тут – нескончаемое поле деятельности для родителей.

Диагностика по ФЭМП в старшей группе

Проведение диагностики подразумевает контроль качества образования каждого воспитанника в отдельности. Урок строится на индивидуальном общении педагога и ребенка.

Как быстро научить завязывать шнурки детям «бантиком»

Воспитатель каждому ученику по очереди дает задание и наблюдает за ходом мышления и полученным результатом. В процессе такой диагностики дети выполняют задания следующего характера:

  • Назвать все геометрические фигуры, расположенные на рабочем столе. Если ребенок затрудняется назвать фигуру, воспитатель ставит вопрос иначе: просит указать на фигуру, которую называет.

Важно! Дети часто из-за волнения забывают названия форм, однако точно знают, как она выглядит, когда слышат название.

  • Расположить идентичные предметы по увеличению или уменьшению длины. Преподаватель может подсказывать воспитаннику алгоритм действий, задавая наводящие вопросы: «Какой предмет самый длинный из оставшихся?». Отвечая на этот вопрос, ребенку не составит труда разложить их по порядку.
  • Суметь отсчитать количество объектов, на единицу больше или меньше, чем показывает воспитатель. Например, когда дошкольнику показывают картинку с шестью белками, он должен отсчитать семь орехов.
  • Построить правильную пирамиду из кубиков или цилиндров так, чтобы основанием был самый широкий предмет, а вершиной — самый узкий. Воспитателю разрешается придерживать пирамиду, поправлять поставленные блоки, чтобы они не падали.
  • Без запинок проводить занимательную гимнастику: дошкольник по просьбе педагога показывает левой или правой рукой другие парные органы и части тела — уши, щеки, глаза, брови и т.д., с той стороны, которую называет учитель.
  • После построения в колонну, дети должны назвать впереди стоящего и того, кто стоит позади. Ребята не должны стоять ближе, чем на метр друг от друга.

Дети построились в колонну

  • Перечислить названия частей суток, допускаются наводящие вопросы, например: «Когда ты собираешься в детский сад, какое время суток наступило?».
  • Называть по порядку дни недели. Когда ребенок затрудняется в ответе или ошибся, преподаватель может спросить: «если сегодня четвертый день недели, как он называется?».

Не обязательно понимать, как оно работает. Главное – делать

То, что математические и логические знания надо начинать давать вовремя, стало понятным давно. Поэтому в ДОУ уделяется так много времени математике. Эта дисциплина учит мыслить логически и не бояться применять гибкость мышления. Задача математической программы для детей дошкольного возраста – научить улавливать соотношения и зависимости. А также создавать конструкции из предметов, слов и знаков.

В обучении очень важна система. Она изложена в этом пособии. Если систематизировать знания некогда, можно взять готовые рабочие тетради для подходящего возраста и начать заниматься по ним. Тут даже не надо особо понимать теорию – надо просто делать. Родителям и педработникам помогут рабочие тетради для 5-6 лет, составленные Кондратьевой:

  • «Математические игры в картинках 5-6 лет». Приведены общие упражнения, а также задания для профилактики дискалькулии (нарушения счетного навыка).
  • «Счет и сравнение чисел в пределах десяти». Цель – та же, задания – другие.
  • «Готовимся считать правильно». Все три книги подойдут для родителей и воспитателей, желающих развивать детей.

Неплохую тетрадку выпустила Бортникова. Издание для 4-6 лет называется «Готовимся к школе. Развитие математических способностей». Оно знакомит учащихся подготовительной группы с геометрическими формами, цифрами, простыми действиями, учит сравнивать. У автора много других хороших книг. Например «Веселые задачки» для самых маленьких. Она заинтересует младших детей яркими картинками и стишками.

Пользуются популярностью книги Юлии Глаголевой, направленные на интеллектуальное становление. Издания включают достаточно сложные задания. Из книги «Развитие математических способностей. 1-2 классы. ФГОС» родители иногда пытаются что-то давать старшим дошкольникам. Но зачастую им такое рановато. А из аналогичного издания для 3-4 классов – и подавно. Но запомните эти пособия, они пригодятся школьникам.

«Методика ФЭМП как научная дисциплина. Понятие «математическое развитие»консультация на тему

Консультация

«Методика формирования элементарных математических представлений как научная область. Понятие «Математическое развитие дошкольников»

Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки зрения практической целесообразности.

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:

  1. научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;
  2. определение содержания математического материала для обучения детей в детском саду;
  3. разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;
  4. реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;
  5. разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;
  6. разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

Общая задача методики — исследование и разработка практических основ процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Ее основные элементы — цель, содержание, методы, средствам формы организации работы — теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловливают друг друга. Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она социально детерминирована и носит объективный характер. Детский сад выполняет социальный заказ общества, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.

Обучение и развитие находятся в диалектической связи. Опираясь на наличный уровень развития, обучение должно несколько опережать его. Это значит, что в процессе обучения необходимо ориентироваться не только на то, что способен делать сам ребенок, но и на то, что он может сделать при помощи взрослых, под их руководством, т. е. на перспективу, на «зону ближайшего развития», в которой лежат обычно новые и более сложные действия и операции, чем те, которыми уже владеет ребенок.

Понятие «математическое развитие дошкольников» широко используется в современной дошкольной педагогике и детской психологии, в программах дошкольного образования.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Учёт возрастных особенностей при овладении детьми способами практических действий, при усвоении ими математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений. Целенаправленное математическое развитие ребёнка-дошкольника предполагает, прежде всего, воспитание у него привычки логически аргументировать свои действия. Именно формирование логического мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики.

Математическое развитие дошкольников происходит как в повседневной жизни (прежде всего, в общении со взрослыми, в совместной деятельности с ними и друг с другом), так и путём целенаправленного обучения.

Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.
  • Подготовка к успешному обучению в школе.
  • Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

  1. Формирование предпосылок математического мышления.
  2. Формирование сенсорных процессов и способностей.
  3. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.
  4. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Принципы обучения математике:

  • Сознательность и активность.
  • Наглядность.
  • Деятельностный подход.
  • Систематичность и последовательность.
  • Прочность.
  • Постоянная повторяемость.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Связь с жизнью.
  • Развивающее обучение.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Коррекционная направленность и др.

Л.С.Выготский в своих трудах говорил о «социальном факторе развития».

Усвоение ребёнком элементарных математических представлений происходит в определённой социальной среде под воздействием различных факторов. Эти факторы условно можно разделить на три большие группы: микро-, мезо-, макрофакторы.

  1. Микросредой для развития ребёнка, в том числе и его элементарных математических представлений, является, прежде всего, семья. Именно в семье он приобретает свой первый жизненный опыт. Семья удовлетворяет потребность ребёнка в первичной информации математического характера (пространственно-временная ориентировка, представление о форме, величине, количестве и т.д.). Первичный опыт расширяется и обогащается в общении со сверстниками, с другими детьми. Благодаря микросреде ребёнок получает первые математические знания.
  2. К мезофакторам относятся этнокультурные условия. Люди принадлежащие в одному этносу, как правило владеют одним и тем же языком, соблюдают одни и те же культурно-бытовые традиции и т.д. Также к данным факторам относятся климат, географическое положение населённого пункта. Мезофакторы имеют свои механизмы социализации. Ребёнок присваивает именно тот этнический характер, который был в его жизни первый. Он становится для ребёнка первоисточником социализации.
  3. К макрофакторам относят космос, планету, общество и государство. Для развития математических представлений особое значение имеют факторы, связанные с социальными событиями, которые соотносятся с календарём, дают представление о времени и пространстве, показывают детям общие корни всех наук, в том числе и математики.

Представления ребёнка о началах математики формируются на основе системных знаний, которые он получает в процессе взаимодействия с предметами окружающего мира, со взрослыми и сверстниками. Знания эти могут выполнять разные функции в математическом опыте детей:

  • Информационная функция – математические знания несут в себе какую-либо информацию о количественных, временных, пространственных, геометрических и величинных отношениях. Значение данной функции состоит в том, что ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире. Однако в субъективном смысле для каждого ребёнка понятие информативности неоднозначно. Это зависит от уровня сформированности у него тех или иных математических представлений, от уровня развития познавательных интересов, обуславливающих открытость к информации.
  • Эмоционально-познавательная функция – проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональном подъёме во время деятельности с ним. В процессе формирования элементарных математических представлений необходимо не просто передать ребёнку информацию математического характера, а представить её в такой форме, с такой эмоциональной окрашенностью, которые способствовали наиболее быстрому и полному усвоению материала.
  • Регуляторная функция – проецирует знания на конкретную деятельность.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).

II. Развитие мышления

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

III. Развитие памяти, внимания, воображения

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его.

Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).

IV. Развитие речи

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:

  • обогащение словаря (числительные, пространственные предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);
  • согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);
  • формулировка ответов полным предложением;
  • логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.

V. Развитие специальных навыков и умений

На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

VI. Развитие познавательных интересов

Используемая литература:

  1. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КАРО, 2007;
  2. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. М., 1994.
  3. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1974.
  4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. — М.: Просвещение, 1988.

Приобщаем к математике в игровой форме

Для ребенка все на свете – это игра. А игра – и учеба, и труд, и способ познания реальности. Ее нужно включать в учебный процесс. То есть руководить, направлять, организовывать. Таким образом, можно воздействовать на разные стороны личности: суммарно на ощущения, сознание, волю и поведение.

От игровой деятельности дети получают удовольствие как от процесса. У педагогов и родителей цель другая. Им нужно развивать дошкольника, вкладывать в его голову определенные знания, вырабатывать личностные качества. Особенно полезны дидактические игры и упражнения. Они провоцируют непринужденное взаимодействие между участниками, учат общаться.

Формировать представления о формах, последовательностях, противоречиях и других вещах очень помогают настольные игры. Прямо спасают. Карточки для таких игр можно изготовить самостоятельно. Но есть готовые игровые наборы, они яркие и стоят копейки. Это, например:

  • лото «Логические таблицы» для 3-6 лет;
  • игры типа «Что лишнее?» (есть много вариантов, например вот этот от 3 лет и вот этот для 4-7 лет);
  • забавная игрушка «Чей кот больше?» для сравнения чисел;
  • «Найди похожую фигуру»;
  • «Катамино» (дорожная мини-версия) развивает пространственное мышление.

Виды занятий по ФЭМП

Занятия проводятся, согласно учебному пособию Позиной и Помораевой, 1 раз в неделю. В сентябре первая неделя отводится на адаптацию, поэтому в этом месяце запланировано всего три урока.

Решение математических заданий с дошкольниками

Интегрированные занятия

Интегрированный тип обучения признан самым эффективным, так как на них нет прямого обучения, способного оттолкнуть внимание ребенка и лишить увлеченности процессом. На таких уроках в качестве дидактического материала выбираются знакомые персонажи из мультфильмов, например, Маша и Медведь, которые просят ребят помочь им проделать сложный путь по стране Математике.

Путешествие сопровождается знакомством с новыми героями, которые просят помощи у ребят в решении задания, связанного с цифрами или направлением на карте.

Открытые занятия

На открытых занятиях также используется технология встроенной игры, но уже в меньшей степени. Урок больше похож на школьный. Отличается он только тем, что на нем могу присутствовать педагоги и родители воспитанников. Цель урока — продемонстрировать мастерство преподавателя и успехи детей. На глазах присутствующих происходит рождение сказки, ведущей детей через задания-препятствия к цели. Часто на открытых уроках преподаватели используют презентации для наглядности объема усвоенного материала.

Открытый урок по ФЭМП

Занятия с палочками

Один из самых информативных и доступных методов обучения детей понимания числа — палочки. Для понимания значения чисел важно не просто запомнить, как оно называется и выглядит на письме. Весь смысл в обучении счетом — понять, сколько это единиц. Использование палочек помогает усвоить математический смысл числа. Для сравнения чисел между собой лучше всего подходят палочки Кюизенера, окрашенные в разные цвета и имеющие различную длину — в соответствии с числовым значением палочки.

Интересно! Каждый элемент набора внешне привлекателен для ребенка, за счет чего знакомство с числовыми значениями происходит эффективней.

Ориентировка на листе бумаги

Обязательные упражнения на навыки ориентировки на листе бумаги способствует всестороннему развитию. Дети к концу года умеют называть все углы, конкретизируя местоположение каждого. Здесь объединяются такие пространственные понятия как: «верх», «низ», «лево», «право», «центр».

Лист для тренировки ориентировки

Итоговое занятие

Итоговое занятие по ФЭПМ в старшей группе не подразумевает нововведений. Урок проводят для закрепления изученного материала. Чаще всего открытые уроки проводят именно на итоговых занятиях, когда весь курс уже освоен детьми, и преподаватель может продемонстрировать плод своего туда.

Дидактический материал обязательно включает в себя элементы игры: знакомых сказочных персонажей, воздушные шары, красочные ленты разной длины. Подводя итог обучения, педагог подготавливает занятие так, чтобы затронуть все изученные ранее темы, проверить каждого воспитанника, насколько качественно он воспринимал материал в течение всего года.

Примеры игр для развития математических представлений

Не обязательно покупать игровые и обучающие наборы, чтобы тренировать структурное мышление. Можно использовать подручные средства: счетные палочки, шашки, фломастеры с бумагой.

  1. Счетные палочки помогут дошкольникам познакомиться с понятием формы. Из набора строятся простые и сложные фигуры, которые потом легко преобразовываются друг в друга. Но чтобы преобразовать, надо понять, как. Например, из 5-ти палочек можно составить два одинаковых треугольника. А из одной на столе – один треугольник (положить на угол).
  2. А что, если предложить ребенку нарисовать задачу? Он должен придумать сюжет, нарисовать его и объяснить свою задачку. Только кажется, что это просто, а на самом деле – не очень. Такая игра развивает творческое мышление, фантазию и выдумку. Малыши учатся придумывать и высказывать свои мысли.
  3. Простоя и увлекательная игра – шашки, дошколята с удовольствием в них играют. Такая деятельность учит планировать ходы, мыслить абстрактно, развивает смекалку. Дети, которые выигрывают в шашки, часто лучше учатся в школе (наше общее скромное наблюдение). Игру можно превратить в семейное хобби, от него будет только польза.

Математические загадки помогут освоить терминологию

Еще одна хорошая штука – загадки на тему математики. Они обучают малышей самостоятельности и настойчивости. Ведь часто надо не просто сказать ответ, а доказать его. Прелесть загадок в том, что они учат использовать умственные операции (синтезировать, анализировать, сравнивать, обобщать). Вот примеры загадок:

Я — тире в грамматике, А кто я в математике? (Минус)

Нет углов у меня, И похож на блюдо я, На тарелку и на крышку, На кольцо и колесо. (Круг)

Проживают в трудной книжке Хитроумные братишки. Десять их, но братья эти Сосчитают всё на свете. (Цифры)

А еще есть шуточные задачки, которые учат искать ответы нестандартно. К примеру: «Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего?» (2). «Сколько концов у палки, у двух, у двух с половиной?» (в последнем случае – 6).

Другие игры на логику и математику

Вот парочка игр, которые позволят дошколятам 5-7 лет привыкнуть к цифрам. А еще – закрепят количественные представления. Набор для занятий можно сделать самостоятельно, это карточки с цифрами и цветными кружочками.

  1. Какое число убежало? Берем несколько комплектов карточек с числами от 0 до 10, разбиваем ребят на пары. Сначала пара раскладывает карточки по порядку. Потом один из играющих закрывает глаза, а второй переставляет несколько карточек. Когда первый откроет глаза, он должен найти изменения. Если нашел правильно – начинает вести. Чтобы усложнить, можно предложить карточки от 0 до 20 или от 10 до 20.
  2. Найди пару. Игра проходит весело и шумно, не стоит мешать ребятам бегать и веселиться. Готовим карточки с числами и соответствующим количеством кружочков. Делим деток на 2 команды. На один стол раскладываем перевернутые числовые карточки, на другой – с кружочками. Предлагаем детям побегать, а потом по сигналу взять карточки со столов. И после этого найти пару: если на карточке число, надо отыскать ребенка с карточкой с таким же количеством кружочков.

Первая игра была на сериацию – построение упорядоченного ряда. Ряды можно организовывать по разным признакам: по размеру, длине, высоте, цвету. Можно использовать камешки, ленты, кукол, палочки – буквально все, что есть под рукой на определенный момент.

Очень интересны игры на синтез – соединение разных предметов по определенному признаку. Например, это задания, где нужно выбрать:

  • красные мячики;
  • красные, но не мячики;
  • круглые, но не мячики;
  • все мячики;
  • самый большой зеленый мячик (тут соединено два признака – цвет и размер, это уже сложнее).

Играть можно с предметами или карточками. Еще вариант – предложить выбрать из ряда отличающуюся фигурку. Или найти на картинке три треугольника. Все это тоже задачки на синтез.

Еще один логический прием – сравнение. Чтобы сравнивать, надо научиться концентрироваться на одном признаке и абстрагироваться от других. Скажем, это задания типа «выбери большое желтое», «выбери большое круглое» и т.д. Причем, малышам легче сначала выучить различия, а потом – сходства.

Какой материал дается по ФЭМП в старшей группе

ФЭМП в старшей группе ориентировано на расширение кругозора, применение повседневной жизни полученных знаний, правильное представление о мире.

В течение всего учебного образовательного года в ДОУ дети изучают новые геометрические фигуры. К концу III квартала ребята должны различать следующие формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Также, вводятся и закрепляются представления о шаре, кубе и цилиндре. Проводятся занятия, направленные на тренировку в делении круга и квадрата на две и четыре части.

Дети в старшей группе ДОУ

После деления каждый должен уметь назвать и описать получившиеся фигуры. Полученные знания по геометрии ребята учатся применять в жизни: зрительно выбирают предметы знакомых форм, рассказывают, как они используются: например, анализируют лист бумаги, определяя какой он формы, где его углы, где стороны, какая фигура получится, если согнуть лист пополам.

Дополнительная информация! У детей закрепляются представления о последовательности частей суток. Они умело определяют утро, день, вечер и ночь. На вопрос воспитателя в обеденное время о части суток безошибочно отвечают «день», а когда задают вопрос о том, что будет после — отвечают «вечер», помня о том, что до этого было утро.

Ближе к началу лета завершается познание дней недели. Ребята закрепляют понятие рабочих суток и выходных. Легко ориентируются среди недели: если сегодня среда, значит, вчера был вторник, а завтра будет четверг.

Разбирается счет до 10. Сравнивают состав числа, и его ближайших соседей. Учатся собирать по единицам числа до 5. На ощупь и на звук определяют количество предметов (звуков), но не более семи.

Дидактические пуговицы для счета на ощупь

Развиваются навыки сравнения различных предметов по трем измерениям — длине, ширине, высоте. В качестве мерной единицы выбирают наименьший из представленных предметов.

Тренируют умения пользоваться ориентирами «впереди», «сзади», «справа», «слева». Для этого упражняются в смене направления движения по команде воспитателя.

Важно! Все эти навыки дети не приобретают за один год занятий. Начиная с младшей группы, они постепенно познавали элементарные основы математики и окружающего мира. Обучение старшей группы в основном направлено на закрепление полученных знаний и применение их в повседневной жизни.

Развитие математических способностей для жизни

Онлайн и в разных развивающих пособиях много игр для деток 5-7 лет. Часто их пытаются поделить по возрасту – это оправданно, но надо смотреть на развитие конкретного ребенка. Хочу посоветовать еще пару хороших изданий с увлекательными задачками:

  • Книга для одаренных деток «Развиваю математические способности» (на 6-7 лет). Много интересных заданий от самых легких до самых трудных. Яркие картинки и оформление заинтересуют ребенка.
  • «Полный курс подготовки к школе. Для тех, кто идёт в 1 класс». Авторы постарались и собрали около 600 упражнений – по освоению счета, подготовке руки к письму и .д.

Чтобы занятия давали толк, их надо выполнять систематически. Специалисты советуют давать детям упражнения на логику ежедневно, понемногу. Это научит ребенка рассуждать и делать выводы, разовьет сообразительность и интеллект. А еще – повысит самооценку и вызовет интерес к обучению в школе. Начальные навыки логики и математики пригодятся не только в учебе, но и во всей будущей жизни.

Заинтересовать дошкольников гораздо проще, чем деток постарше. А вот к 3-4 классу школы мотивация обычно падает. Так что благоприятное время нельзя упускать!

Развивающая среда

Среда развития — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующих содержание его умственного и физического развития.

Физическая и развивающая среда организована таким образом, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Расположение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям группироваться в подгруппы в соответствии с их общими интересами: проектирование, рисование, рукоделие, театральная и игровая деятельность, экспериментирование. Материалы, активирующие познавательную деятельность, обязательны в оборудовании: развивающие игры, игрушки.

Окружающая среда детского сада должна обеспечивать безопасность жизни детей, способствовать укреплению здоровья и ожесточению организма каждого ребенка.

Создавая субъективную среду развития, необходимо помнить об этом:

  1. Окружающая среда должна выполнять образовательные, развивающие, воспитывающие, стимулирующие, организующие и коммуникативные функции. Но самое главное, она должна работать на развитие самостоятельности и дилетантизма ребенка.
  2. 2. необходимо гибкое и переменное использование пространства. Окружающая среда должна отвечать потребностям и интересам ребенка.
  3. форма и дизайн предметов основаны на безопасности и возрасте детей.
  4. декоративные элементы должны быть легко взаимозаменяемыми.

В каждой группе должно быть предусмотрено место для проведения экспериментальных мероприятий с участием детей.

  1. При организации предметной среды в групповой комнате необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные характеристики, уровень общего и лингвистического развития, а также показатели эмоциональной сферы и сферы потребностей.
  2. цветовая палитра должна быть представлена теплыми пастельными тонами.
  3. при создании развивающего пространства в групповом помещении следует учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  4. в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения и образовательной программы должна быть изменена объектная среда развития группы.

Важно, чтобы физическая среда была открытой, а не закрытой системой, которая может адаптироваться и развиваться. Иными словами, окружающая среда не только эволюционирует, но и развивается. При любых обстоятельствах предметный мир, который окружает ребенка, должен пополняться и обновляться, чтобы адаптировать его к новому образу жизни данного возраста.

Таким образом, при создании объектно-развивающей среды любой возрастной группы в дошкольном учреждении необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения, а также психологические характеристики возрастной группы, для которой предназначена среда.

Мы говорим о возрасте ребенка, у него есть потребность в игре, и это должно быть удовлетворено, и не потому, что у бизнеса есть свое время, и потребность в развлечениях, а потому, что как ребенок играет, так и он будет работать».

Эти слова принадлежат замечательному педагогу Александру Макаренко, который в своей педагогической практике уделял большое внимание детской игре.

Игра — это вид деятельности детей, который заключается в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направлен на ориентацию и познание субъекта и социальной реальности.

Дидактическая игра — это вид учебной деятельности, организованный в форме развивающих игр, реализующих комплекс принципов игры и активного обучения, характеризующийся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]