Проект по здоровьесберегающим технологиям в старшей группе «Я хочу быть здоровым!»


Проект по здоровьесберегающим технологиям в старшей группе «Я хочу быть здоровым!»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №72» города Магнитогорска

Я хочу быть здоровым!

Проект по здоровьесберегающим технологиям в старшей группе

Выполнила: воспитатель

Сайфутдинова Э.Ф.

Магнитогорск, 2019

Актуальность проекта и постановка проблемы

В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость

сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют

ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает

рождаемость.

Уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных,

социально-экономических, экологических, деятельности системы

здравоохранения.

Согласно данным ВОЗ соотношение условий, влияющих на здоровье, таково:

1. Условия и образ жизни, питание — 50 %

2. Генетика и наследственность — 20 %

3. Внешняя среда, природные условия — 20 %

4. Здравоохранение — 10 %

Здоровье закладывается в геноме человека от генов родителей. На здоровье

также влияют:

питание

качество окружающей среды

тренировка (спорт, занятия физкультурой, зарядка)

Из этих данных ВОЗ, очевидно, что первостепенная роль в сохранении,

формировании и укреплении здоровья все же принадлежит самому человеку.

Но все же современный человек в большинстве случаев перекладывает

ответственность за свое здоровье на врачей. Он фактически равнодушен по

отношению к себе, здоровью своего организма. В настоящее время,

укрепление здоровья должно стать потребностью и обязанностью каждого

человека.

В последнее время ухудшилось здоровье жителей России, особенно детей.

По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14%

детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35–

40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в

начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в

необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от

общего числа учащихся.

Ухудшение здоровья детей обусловлено многими причинами:

наследственность; неблагоприятная экологическая обстановка; рост объема

познавательной информации и умственной нагрузки; снижение двигательной

активности и др.

Вследствие этого наблюдается переутомление детей, снижение их

функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на

состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их развития.

Сохранение и укрепление здоровья ребенка – ведущая задача концепции

модернизации российского образования, в том числе его первой ступени –

дошкольного.

Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью –

главная задача не только ДОУ, но и современного образования.

Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ

Предлагаем творческую разработку по здоровьесбережению в ДОУ. Данный материал может быть полезен как для педагогов, так и для родителей. Эта разработка направлена на сохранение и укрепления здоровья подрастающего поколения, подготовка ребенка к здоровому образу жизни.

Содержание

Введение

I. Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ как психолого-педагогическая проблема;

1.1.Понятия «здоровье» и «здоровьесберегающая деятельность ДОУ»;

1.2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ;

1.3.Особенности развития здоровьесберегающей компетентности у дошкольников;

II. Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ и семьи;

2.1.Создание здоровьесберегающей среды в условиях детского сада;

Освоение современных технологий в образовательном процессе.

2.2.Использование здоровьесберегающих технологий в условиях сотрудничества ДОУ и семьи.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

Введение

В современных условиях возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья ребенка. Исследования последних лет констатируют ухудшение здоровья населения России. Увеличивается смертность, падает рождаемость, обостряется проблема бедности, значительная часть населения страны находится в состоянии хронического дистресса. Указанные негативные тенденции остро отражаются на здоровье подрастающего поколения. По данным Д. И. Зелинской, в течение последнего десятилетия наблюдается деселерация, т.е. замедление темпов развития юных россиян. Количество здоровых детей и подростков едва достигает пятой доли от их общего числа; около трети детей, поступивших в школу, уже имеют хроническую патологию.

Подготовка ребенка к здоровому образу жизни на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного возраста. По данным Минздравминпрома и Госкомэпиднадзора России лишь 14% детей практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% имеют хронические заболевания. Количество детей, которые уже в начальных классах оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 20% до 30% от общего числа учащихся.

Необходимо совершенствовать систему образования, активизировать детскую деятельность по здоровьесбережению, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании основ здорового образа жизни, обучении и развитии ребенка в условиях ДОУ и семьи.

Большое внимание необходимо уделять организации и педагогической поддержке формирования полезных привычек, установок на здоровый образ жизни, понимания самоценности здоровья и способах его сохранения.

Цель разработки – рассмотрение особенностей здоровьесберегающей деятельности педагога ДОУ в работе с детьми и родителями.

Задачи:

1. рассмотреть сущность здоровьесберегающих технологий и их применения в воспитательно-образовательном процессе ДОУ;

2. охарактеризовать направления здоровьесберегающей деятельности педагога в условиях ДОУ;

3. раскрыть особенности деятельности родителей и педагогов ДОУ по формированию основ здорового образа жизни дошкольников.

I. Здоровьесберегающая деятельность педагога ДОУ как психолого-педагогическая проблема

1.1.Понятия «здоровье» и «здоровьесберегающая деятельность ДОУ».

Здоровье — понятие комплексное. Оно зависит от социально-экономического положения детей, экологической обстановки в местах их проживания, качества питания, медицинского обслуживания, профилактической работы с детьми медиков и педагогов, системы оздоровительных учреждений.

Известно, что Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье «как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов». Данная формулировка справедливо критикуется за идеализацию цели, субъективное понимание благополучия, статичность в рассмотрении здоровья и абсолютизацию полного благополучия, которое ведет к уменьшению напряжения организма и его систем, а значит, и к снижению сопротивляемости и предпосылке нездоровья [4]. Некоторые исследователи видят в здоровье реализацию специфических способностей человека к проявлению резервов организма, к устойчивости, к сопротивлению, самосохранению и саморазвитию [6]. Очевидно, что формирование таких способностей у подрастающего поколения становится на сегодняшний день одной из самых приоритетных задач в практической деятельности российских педагогов.

Анализ определений здоровья показывает, что чаще всего встречается шесть его признаков:

— отсутствие болезней;

— нормальное функционирование организма;

— гармонизация организма и окружающей среды;

— способность человека к полноценному выполнению основных социальных функций;

— полное физическое, психическое и социальное благополучие;

— адаптация человека к усложняющейся и меняющейся окружающей среде.

Наиболее полным является определение А.Г. Щедриной [13], которая с позиций системного подхода предлагает считать здоровье как целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генома (совокупность генов) в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции.

Рассматривая здоровье как единое целое, ученые в то же время выделяют в нем взаимосвязанные части: телесное и духовное; физическое, психическое и социальное; физическое, психоэмоциональное, интеллектуальное, социальное, личностное и духовное. Вслед за И.И. Брехманом, Г.К. Зайцевым, В.В. Колбановым [15] мы придерживаемся трехкомпонентной структуры здоровья, в которую входят физический, психический и социальный элементы.

Под физическим компонентом здоровья исследователи подразумевают то, как функционирует организм, все его органы и системы, уровень их резервных возможностей. В этот аспект здоровья включается также наличие или отсутствие физических дефектов, заболеваний, в том числе генетических (С. Шапиро).

С точки зрения таких экспертов ВОЗ, как Сортариус, М. Джехед, психическое здоровье — это нормальное течение психических процессов, характеризующихся отсутствием выраженных психических расстройств и наличием определенных резервов сил человека, благодаря которому он может преодолеть неожиданные стрессы или затруднения, возникающие в исключительных обстоятельствах, а также состоянием равновесия между человеком и окружающим миром, гармонией между ним и обществом, сосуществованием представлений отдельного человека с представлениями других людей об объективной реальности [7]. Психическое здоровье включает в себя, по мнению экспертов, такие компоненты, как положительное отношение к себе, оптимальное развитие, рост и самоактуализация личности, психическая интеграция (аутентичность, конгруэнтность), личная автономия, реалистичное восприятие окружающих людей, умение адекватно воздействовать на них.

По мнению С. Шапиро, социальный компонент здоровья — это осознание личностью себя в качестве субъекта мужского или женского пола и взаимодействие личности с окружающими. Данный элемент отражает способ общения и отношений с разными группами людей (сверстниками, коллегами, родителями, соседями), т.е. с обществом. На наш взгляд, для социального компонента здоровья человека важна сформированность системы ценностных отношений, готовность к самоопределению жизненного пути, а также социальная активность и способность к социальной адаптации.

Педагоги, психологи и социальные работники единодушны во мнении, что в обстановке сложного и неоднозначного развития рыночных отношений в стране усилились негативные тенденции в воспитании детей. Широко распространились такие проявления нездоровой личности, как зависимость от вредных привычек, дезадаптация поведения, конфликтность, враждебность, неадекватное восприятие окружающего мира, пассивная жизненная позиция, уход от ответственности за себя, утрата веры в свои возможности, ослабление воли, эгоцентризм, пассивность, потеря интереса и любви к близким, гипертрофированность (или напротив) самоконтроля и др.

Выявление состава и раскрытие особенностей критериев социального здоровья представляются ключевыми вопросами, от степени осознания которых во многом зависит практическое решение педагогами вышеобозначенной проблемы. Суммируя высказывания ученых, представим перечень критериев социального здоровья формирующейся личности. В первую очередь к ним относится потребность в безопасности, привязанности и любви (по А. Маслоу), бескорыстие, интерес к окружающему миру, адекватное восприятие социальной действительности, адаптация к физической и социальной среде, направленность на общественно полезное дело, альтруизм, демократизм в поведении, умение взаимодействовать с представителями разных социальных групп (в том числе с взрослыми и сверстниками) и др. [9].

Научить беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни — задача родителей и образовательных учреждений. Это может выражаться через непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (профилактическим методикам — оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика, самомассаж и др.); привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.); через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития с использованием физкультминуток и подвижных перемен; проветривания и влажной уборки помещений; ароматерапии, витаминотерапии; функциональной музыки; чередование занятий с высокой и низкой активностью; через специально организованную двигательную активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, подвижные игры); в процессе реабилитационных мероприятий (фитотерапия, ингаляция, лечебная физкультура); массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу); а также в работе с семьей, с педагогическим коллективом.

Здоровьесберегающая деятельность ДОУ включает целую систему. Данная система может быть представлена в виде следующих разделов:

1. Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей, которая включает в себя диагностические мероприятия по оцениванию и отслеживанию состояния здоровья воспитанников детского сада различными специалистами.

2. Лечебно-оздоровительная работа охватывает направления оздоровления и закаливания через комплекс мероприятий.

3. Физкультурно-развивающая работа с детьми раскрывает комплекс физкультурных мероприятий, различные типы специально организованных видов деятельности.

4. Психолого-педагогическая деятельность выделяет систему организации психологической поддержки детям методами и приёмами создания благоприятного эмоционально-психологического климата.

5. Здоровьесберегающие компоненты в организации образовательного процесса.

6. Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в детском саду [11].

Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей

Комплексная медико-психологическая и педагогическая оценка уровня физического развития и здоровья детей является базовым компонентом в целостной системе здоровьесберегающей деятельности детского сада.

Концептуальными положениями, обусловившими разработку системы здоровьесберегающей деятельности в детском саду, являются:

1. Комплексный гуманитарный подход к оздоровлению ребёнка [5].

2. Подходы к организации физкультурно-оздоровительной работы с преобладанием циклических, прежде всего беговых упражнений и особенно их комбинации.

3. Содержание, формы развивающей двигательно-игровой деятельности и принципы оздоровительной работы с детьми [7].

4. Рациональное сочетание разных видов занятий [8].

5. Индивидуально-дифференцированный принцип организации двигательной активности [1].

Структурирование воспитательно-образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты и использования в образовательном процессе новых форм и методов работы с детьми в рамках единого комплексного оздоровительно-развивающего пространства.

Содержание данной работы включает в себя:

· мониторинг состояния развития;

· определение уровня здоровья;

· наблюдение за формирование систем, функций организма и двигательных навыков дошкольников.

Лечебно-оздоровительная работа

Работа осуществляется через организацию закаливающих и лечебно-оздоровительных мероприятий. Основная цель – предупреждение и снижение острой и хронической заболеваемости детей. Для закаливания воспитанников в детском саду используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце.

Данные факторы и средства закаливания используются в детском саду и отдельно, и комплексно, главное – соблюдать индивидуальный подход, учитывать рекомендации врачей-специалистов и развивать преемственность с родителями.

Физкультурно-развивающая работа

Только при систематическом и научно обоснованном подходе физическое воспитание становится эффективным средством сохранения и укрепления здоровья детей, улучшения их физического развития.

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми осуществляется через различные типы специально организованных видов деятельности, где применяются личностно-развивающие технологии, интегрированные формы организации двигательной деятельности. Физкультурные занятия как важнейшая форма физкультурно-оздоровительной работы предполагают учет функционального состояния здоровья каждого ребенка и уровня его подготовленности. Строятся на содержании, предусмотренном программами, реализуемыми учреждением.

Цель физкультурной работы – формирование двигательной сферы и создание психолого-педагогических условий развитий здоровья детей на основе их творческой активности.

Оптимальные условия для развития физической культуры, создаваемые в дошкольном учреждении, решают комплекс оздоровительных, воспитательных и образовательных задач.

Содержание базируется на принципах развивающей педагогики оздоровления В. Т. Кудрявцева.

Психолого-педагогическая деятельность

Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем, то в дошкольном учреждении, учитывая сложность и многоаспектность этого понятия, решаются следующие цели и задачи.

Цели: охрана психического здоровья; создание условий, способствующих эмоциональному благополучию и обеспечивающих свободное и эффективное максимальное развитие каждого ребенка.

Задачи:

· создание безопасного психологического пространства, развитие чувства уверенности и психологического комфорта;

· формирование оптимального статуса каждого конкретного ребенка во взаимодействующей группе, обеспечивающего эмоциональное благополучие;

· создание условий для создания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.

Здоровьесберегающие компоненты

Создавая развивающее пространство оздоровления детей, объединяются усилия всех специалистов: логопедов, воспитателей, педагога-психолога, руководителя театральной студии, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.

Структурирование образовательного процесса в учреждении строится на основе здоровьесберегающей доминанты:

· введение терапевтических мероприятий (стабилизирует здоровье детей, снижает уровень невротизаций, создает гармонию разума и чувств ребенка, повышает выносливость к нагрузкам в оздоровительном режиме дня и организации гибкого режима при плохой погоде);

· использование бинарных, полинарных занятий (в результате которых дети чувствуют себя в комфортных, психоэмоциональных состояниях, что и позволяет повысить мотивацию к обучающей деятельности и уверенность в себе и своих возможностях);

· личностно-ориентированное образование (снижается закомплексованность детей, позволяет использовать основные соционические установки, подобрать развивающие технологии под конкретную группу, определить базовый психотип данного детского коллектива);

· интеграция содержания образовательной деятельности в едином поле знаний (через метод тематического погружения и игровую деятельность).

Ресурсное обеспечение здоровьесберегающей деятельности в детском саду

Предметно-пространственное обеспечение.

Решению проблем здоровья детей способствует и создание предметно-пространственной среды для бесконечного проявления ребенком своих возрастающих возможностей.

Материально-техническая база детского сада включает следующие пространства: специально оборудованные физкультурный и музыкальный залы, медицинский блок, оформленные в соответствии с гигиеническими требованиями логопедические кабинеты, кабинет психолога, групповые комнаты.

Нормативно-правовое и нормативно-методическое обеспечение.

Первоосновой системы научно-методического обеспечения здоровьесберегающей деятельности выступает нормативно-правовая база. Она включает законодательство, российские государственные и региональные законы, положения, письма и инструкции.

Научно-методическим обеспечением здоровьесберегающей деятельности являются программы по следующим направлениям.

1. Охрана и укрепление здоровья дошкольников.

2. Физкультурно-развивающая работа.

3. Психологическое сопровождение.

Кадровое обеспечение.

Охрана жизни и здоровья детей является одним из важнейших направление работы дошкольного учреждения. В систему оздоровления как непременное условие входит внимательное отношение к здоровью детей, всех сотрудников. Для наиболее эффективной организации здоровьесберегающих мероприятий в должностную инструкцию и воспитателей, и специалистов детского сада должны быть внесены должностные обязанности оздоровительной направленности.

1.2. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе ДОУ

В последние годы приходится говорить о необходимости использования здоровьесберегающей педагогики. При этом здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающая технология — это: условия пребывания ребенка в детском саду (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация воспитательно-образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с воспитанниками, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса. Тем не менее, только тогда можно сказать, что воспитательно-образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим образовательным технологиям, если при реализации используемой педагогической системы решается задача сохранения здоровья детей и педагогов.

Основополагающей целью здоровьесберегающих образовательных технологий является обеспечение детям возможности сохранения здоровья в период пребывания в ДОУ, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Для осуществления воспитательно-образовательного процесса на основании здоровьесберегающих технологий необходимо выделить закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и методы, то есть принципы, которые должны способствовать профилактике, диагностике и коррекции здоровья детей; развитию познавательной деятельности воспитанников; гуманизации образования.

Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические принципы и специфические принципы, выражающие специфические закономерности педагогики оздоровления.

К специфическим принципам относятся:

1. Принцип не нанесения вреда.

2. Принцип триединого представления о здоровье (единство физического, психического и духовно-нравственного здоровья).

3. Принцип повторения умений и навыков с целью выработки динамических стереотипов.

4. Принцип постепенности, который предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.

5. Принцип доступности и индивидуализации имеет свои особенности в оздоровительной направленности здоровьесберегающих образовательных технологий. Принцип индивидуализации осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие.

6. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.

7. Принцип цикличности. Упорядочению процесса педагогики оздоровления способствует принцип цикличности. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.

8. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. Данный принцип способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию двигательных способностей ребенка, учету функциональных возможности организма дошкольника.

9. Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Этот принцип имеет важнейшее значение, так как содействует развитию психофизических способностей, двигательных умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое развитие личности ребенка.

10. Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья ребенка в период пребывания в ДОУ.

11. Принцип комплексного междисциплинарного подхода предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников.

12. Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

13. Принцип связи теории с практикой призывает настойчиво приучать дошкольников применять свои знания по формированию, сохранению и укреплению здоровья на практике, используя окружающую действительность не только как источник знаний, но и как место их практического применения [9].

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий необходимо определить основные средства обучения и воспитания: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет качественно использовать здоровьесберегающие подходы в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию здоровьесберегающих подходов. Это движение; физические упражнения; физкультминутки; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги и др.

Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих технологий. Проведение игр и занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления. Как относительно самостоятельные средства оздоровления можно выделить солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, фитотерапию, ароматерапию, ингаляцию, витаминотерапию (витаминизацию пищевого рациона, йодирование питьевой воды, использование аминокислоты глицина дважды в год в декабре и весной с целью укрепления памяти дошкольников). Возможно привнесение в жизнь ДОУ новых элементов: фитобары, кабинет физиотерапии, оздоровительные процедуры для педагогов и детей.

К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих технологий, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах; организация порядка проведения прививок с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня физической и интеллектуальной нагрузки во избежание переутомления.

Одним из главных требований к использованию перечисленных выше средств является их системное и комплексное применение в виде занятий с использованием профилактических методик; с применением функциональной музыки; аудиосопровождение занятий, с чередованием занятий с высокой и низкой двигательной активностью; в виде реабилитационных мероприятий; через массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья; выход на природу, экскурсии, через здоровьеразвивающие технологии процесса обучения и развития в работе с семьей с целью пропаганды здорового образа жизни в системе организационно-теоретических и практических занятий в родительских лекториях, в работе с педагогическим коллективом как обучение педагогического коллектива в условиях инновационного образовательного учреждения.

Таким образом, для сохранения здоровьям дошкольников в воспитательно-образовательном процессе необходима реализация принципов, форм и методов здоровьесохраняющего обучения и воспитания.

Полную версию работы с приложениями можно .

Картотека здоровьесберегающих технологий

Существует много эффективных разновидностей современных здоровьесберегающих технологий, которые должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

Физкультминутки

Одним из наиболее простых и распространенных видов здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки. Их еще называют динамичными паузами. Это кратковременные перерывы в интеллектуальной или практической деятельности, во время которых дети выполняют несложные физические упражнения.

Цель таких физкультминуток заключается в:

  • смене вида деятельности;
  • предупреждении утомляемости;
  • снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения;
  • активизации кровообращения;
  • активизации мышления;
  • повышении интереса детей к ходу занятия;
  • создании положительного эмоционального фона.

Проведение динамичных пауз имеет некоторые особенности. Они предназначены для выполнения в условиях ограниченного пространства (возле парты или стола, в центре комнаты и т.п.). Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

Длятся такие динамичные паузы 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

Дыхательная гимнастика

Изучение опыта работы многих воспитателей дошкольных учреждений показывает, что к самым популярным видам здоровьесберегающих технологий в ДОУ относится дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка.

Использование дыхательной гимнастики помогает:

  • улучшить работу внутренних органов;
  • активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;
  • тренировать дыхательный аппарата;
  • осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания;
  • повысить защитные механизмы организма;
  • восстановить душевное равновесие, успокоиться;
  • развивать речевое дыхание.

На занятиях по дыхательной гимнастике нужно соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Для выполнения дыхательной гимнастики не требуется особая форма одежды, однако надо проследить, чтобы она не стесняла движения ребенка.

В ходе выполнения упражнений нужно особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Следует учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Также дыхательная гимнастика включает упражнения на задержку дыхания. Важно, чтобы у детей при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания не напрягались мышцы тела, не двигались плечи.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию:

  • осязательных ощущений;
  • координации движений пальцев и рук;
  • творческих способностей дошкольников.

Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. Это чуть ли не первая разновидность гимнастики, которую можно выполнять с детьми. В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений:

  • массаж;
  • действия с предметами или материалами;
  • пальчиковые игры.

Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. В ходе ее выполнения нужно следить, чтобы нагрузка на обе руки была одинаковой. Кроме этого необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

Гимнастика для глаз

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Гимнастика для глаз необходима для:

  • снятия напряжения;
  • предупреждения утомления;
  • тренировки глазных мышц;
  • укрепления глазного аппарата.

Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

Обычно образец выполнения каждого действия показывает воспитатель, а дети повторяют за ним. Часто такая гимнастика имеет стихотворное сопровождение. Она может включать упражнения с предметами, специальными таблицами или ИКТ.

Психогимнастика

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

  • проведение психофизической разрядки;
  • развитие познавательных психических процессов;
  • нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
  • коррекция отклонений в поведении или характере.

Психогиснастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание:

  • этюдов с использованием мимики и пантомимы;
  • этюдов на изображение эмоций или качеств характера;
  • этюдов с психотерапевтической направленностью.

Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

Ритмопластика

Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики:

  • восполнение «двигательного дефицита»;
  • развитие двигательной сферы детей;
  • укрепление мышечного корсета;
  • совершенствование познавательных процессов;
  • формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

Игротерапия

В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность:

  • проявить эмоции, переживания, фантазию;
  • самовыразиться;
  • снять психоэмоциональное напряжение;
  • избавиться от страхов;
  • стать увереннее в себе.

Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

Ароматерапия

Ароматерапия предполагает использование в комнате, где находятся дети специальных предметов с эфирными маслами. Ее можно назвать пассивной методикой воздействия на здоровье дошкольников, поскольку сами дети никаких действий не должны выполнять. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом происходит:

  • улучшение самочувствия и настроения детей;
  • профилактика простудных заболеваний;
  • решение проблем со сном.

Эфирные масла можно наносить на фигурки из глины или необработанного дерева (доза ароматического вещества должна быть минимальна). Также рекомендуется изготовить с родителями специальные ароматические подушки, наполнив их высушенными травами, или индивидуальные аромамедальоны.

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС — сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Инновационные подходы к здоровьесбережению в ДОО

Инновационный проект: «Инновационные подходы к здоровьесбережению и здоровьеобогащению детей и взрослых в образовательном пространстве дошкольной образовательной организации»

Инновационный образовательный проект разработан в рамках реализации Программы развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 10» г. Зима, Иркутской области. Разработчики инновационного проекта: Авторский коллектив – заведующий МБДОУ «Детский сад №10» Е.Ю.Комарова; заместитель заведующего по воспитательно – методической работе О.Н.Кара; учитель – логопед Е.М. Малюченко Актуальность инновационного проекта в системе регионального и муниципального образования. Здоровье нации – одна из актуальнейших проблем современного общества. Проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольных образовательных учреждений в современных социально-экономических условиях развития общества такова, что серьезным вопросом является неудовлетворительное состояние здоровья и физического развития значительной части детей дошкольного возраста. Показатели здоровья детей требуют принятия эффективных мер по улучшению их здоровья; многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Общеизвестно, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами и характеризуется как состояние организма, при котором отсутствие заболевания сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Как свидетельствует большинство научных исследований, факторы внешней среды в формировании здоровья ребёнка имеют преимущественное значение. Поэтому так важно создание всех необходимых санитарно-гигиенических и психолого-педагогических условий в дошкольных образовательных учреждениях, т.к. только здоровый ребёнок может успешно усваивать всё то, чему его учат, справляться с предъявляемыми требованиями, быть активным, работоспособным, нормально развиваться. Это обязывает дошкольные учреждения считать приоритетным направлением своей работы укрепление здоровья детей, предупреждение возможных отклонений в их развитии. В Федеральном законе «Об образовании» один из сформулированных принципов государственной политики в области образования предполагает «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». Процесс формирования здоровья детей – это многотрудный процесс, состоящий из огромного количества деталей и звеньев. В нём пересекаются медицинские, психолого-педагогические и социально-бытовые аспекты. Педагогическое содействие обеспечению паритета образованности и здоровья детей в воспитательно-образовательном процессе предполагает выявление внешних и внутренних резервов здоровьесбережения дошкольников, создание условий реализации этих резервов в процессе усвоения детьми уровня образованности. Достаточно активно в последние годы проводятся исследования, посвящённые проблеме сохранения здоровья детей. Особое внимание уделяется этому вопросу в научных трудах медиков: физиологов и гигиенистов Л.П. Банниковой, Н.Н. Даниловой, А.А. Минха, Н.И. Обреимовой, Л.Е. Панина, Р.С. Тулинской. Н.А.Фомина. Большую роль играют исследования учёных в области валеологии И.И. Брехмана, Г.К. Зайцева, В.В. Колбанова, М.Г. Колесниковой, Т.В. Кружилиной, Н.И. Куинджи, Т.Ф. Ореховой. Л.Г. Татарниковой, а также исследования, посвящённые разработке здоровьесберегающих технологий в образовании (Б.Б. Егоров, Ю.Ф. Змановский, В.Т. Кудрявцев, Т.А. Тарасова, Л.С. Власова и др.). В этой связи можно сказать, что образованию предъявлен крупнейший социальный заказ, направленный на поиск путей сохранения российского этноса, его здоровья, его трудовой, репродуктивной, валеологической достаточности и, как следствие, выдвижение проблемы здоровья в число приоритетных задач дошкольного образования. Поэтому перед дошкольным учреждением стоит вопрос о совершенствовании работы по реализации принципа здоровьесбережения образовательной деятельности в процессе проектирования содержания дошкольного образования. Реализация принципов здоровьесбережения в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста ставит необходимость пересмотра содержательного компонента образовательных программ ДОУ. С целью удовлетворения потребностей в развитии детей дошкольного возраста на основе учета их потенциальных возможностей и особенностей возникает необходимость в развитии вариативности содержания ООП ДО, АООП ДО (в части программы, формируемой участниками образовательных отношений). На уровне ДОУ необходимо вести работу над систематическим обновлением содержания образования на основе мониторинга особенностей развития детской аудитории, спроса родителей на образовательные услуги. Обновление содержательного компонента программы, на основе учета принципа индивидуализации, приводит к возникновению системных изменений и в организационных аспектах деятельности (изменения пространственной предметно-развивающей среды, развитие материально-технического оснащение и методического обеспечения). Таким образом, необходимым стало изучение современных инновационных методик по укреплению и сохранению детского здоровья, особое построение коррекционно-воспитательного процесса, способствующего интеграции детей с ОВЗ. Возникла необходимость повышения компетентности в вопросах физического развития и здоровьесбережения детей, в том числе и с ОВЗ, совершенствования и обновления развивающей предметно-пространственной среды. Характеристика инновационного проекта Структурные компоненты инновационного проекта Нормативно-правовое обеспечение инновационного проекта-Нормативно-правовыми документами для разработки инновационного проекта выступают следующие документы федерального, регионального и муниципального уровней: Конституция Российской Федерации; Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751); Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.02.2008 г. № 1662-р); Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р); Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497); Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ; Государственная программа «Доступная среда» на 2011 – 2021 гг.; Профессиональный стандарт Педагог (учитель, воспитатель), утверждённый Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2013 г. № 544н; Концепция социально-экономического развития Зиминского городского муниципального образования до 2020 г. (утверждена решением Думы ЗГМО от 27.01.2011 г. № 155); Муниципальная программа Зиминского городского муниципального образования «Развитие образования» на 2016-2018 г. г. (утверждена постановлением администрации ЗГМО от 28.08.2015 г. № 1566).
Характеристика направленности инновационного проекта-Инновационный проект имеет интегрированную направленность: образовательную, воспитательную и развивающую. Образовательная направленность проекта отражается в совершенствовании содержания ООП ДО (основной образовательной программы дошкольного образования). Воспитательная направленность проекта отражается в совершенствовании и развитии здоровьесберегающей образовательной среды ДОУ, создании условий трансформации ценностей здоровьесбережения в традиции семейного воспитания. Развивающая направленность проекта сосредоточена на создании на базе ДОУ условий для развития дополнительного образования детей средствами физической культуры и детского спорта.

Характеристика основных понятий, используемых в инновационном проекте –

В рамках инновационного проекта мы исходим из следующих определений понятий. Здоровье – рассматриваем как комплексные категорию, характеризующуюся переживанием состояния физического, психического, социального и нравственного благополучия (в интерпретации ВОЗ). Основные компоненты здоровья: 1. физическое – уровень роста и развития органов и систем организма; 2. психическое – состояние психической сферы, душевного комфорта; 3. социальное – адаптация к социальной среде, социализация личности с учетом возраста; 4. нравственное – комплекс характеристик мотивационной и потребностно -информативной сферы жизнедеятельности. Здоровьесберегающие технологии – рассматриваем как систему мер, включающих взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Здоровеьсберегающие образовательные технологии – совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога (в интерпретации Н.К. Смирнова). Социализация – двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду /Г.М. Андреева/. Адаптация к социуму – это вхождение человека в социальную среду и его приспособление к культурным, психологическим и социальным факторам. Важнейшим микросоциумом, кроме семьи, является дошкольное образовательное учреждение, которое включает различные сферы деятельности детей: общение в детском коллективе, учебную, игровую, двигательную, трудовую сферы. Развитие детей в условиях ДОУ происходит посредством интеграции деятельности специалистов ДОУ и внешних образовательных структур через организацию дополнительных услуг.

Концептуальные основы инновационного проекта

• признание самоценности детства как важного этапа в жизни подрастающего человека, концептуальные идеи о взаимообусловленности процессов формирования здоровья детей и обеспечение их успешной социализации и адаптации к социуму /В.П. Лебедев, В.А. Орлов, В.А. Ясвин, Г.М. Андреева/; • опора на комплексные гуманитарно-естественнонаучные исследования психического развития ребенка и психического здоровья в контексте причинно-следственной связи /И. Дубровина/, определение здоровья – как образовательного продукта /В.А. Орлов, В.И. Панов/; • учет гуманистические идеи /А. Маслоу/ о психическом здоровье как стремлении к гуманистическим ценностям; • опора на психофизиологические основы организации образовательной деятельности, внедрение принципов психодидактики /В.И. Панова, Е.Д. Дзятковской, А.В. Сименович, Ю.В. Микадзе/.

Актуальность реализации инновационного проекта на уровне ДОУ По данным мониторинга соматического здоровья, физического развития и физической подготовленности воспитанников ДОУ. По результатам медицинского осмотра воспитанников преобладает I группа здоровья, как у девочек, так и у мальчиков. Девочки 74%, мальчики 61 %. Со II группой здоровья девочек 26 %, мальчиков 37%, есть один ребенок с III группой здоровья 2%. При оценке физического развития можно отметить, что в целом у девочек и мальчиков преобладает средне-нормальный уровень развития. Девочки со средне-нормальным уровнем физического развития составляют 73%, высокий уровень физического развития представлен у 16% девочек. Мальчики со средне-нормальным уровнем физического развития составляют 77 %, высокий уровень физического развития выявлен у 17% мальчиков. Уровень физической подготовленности детей (по данным диагностики выпускников ДОУ) составляет в пределах от 75-80% по усредненным показателям в динамике за 3 года. По данным мониторинга психологической зрелости, показателей адаптации и социализации воспитанников ДОУ. По данным психолого-педагогического обследования в динамики от младшего, среднего и старшего возраста наблюдается следующая динамика. В младшем дошкольном возрасте в период адаптации детей к детскому саду нормативные показатели психологической зрелости составляют не более 35%. Эти дети демонстрируют трудности сформированной КГН, трудности вхождения в социальное сообщество со сверстниками. В среднем возрасте показатель психологической зрелости возрастает на 10-15%. Основные трудности детей проявляются в незрелости речевой деятельности, снижении показателей эмоционального интеллекта. В старшем дошкольном возрасте наблюдается наибольший прогресс в развитии ребенка. Дети, проявляющие показатели психологической незрелости, трудностей адаптации и социализации составляют от 5 до 15%. В основном трудности этих детей связаны с незрелостью когнитивных процессов. По данным мониторинга сформированности здоровьесберегающей позиции педагогических работников ДОУ. Показатели сформированности здоровьесберегающей позиции педагогических работников характеризуются устойчивым интересом к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей как образовательному результату. В тоже время, в качестве основных трудностей педагогические работники отмечают проблему выбора эффективных методов и приемов, обеспечивающих реализацию здоровьесберегающих технологий на уровне ДОУ. По данным мониторинга сформированности здоровьесберегающей позиции родителей воспитанников ДОУ: Родители воспитанников ДОУ отмечают ценность здоровья собственных детей как наивысшую. В тоже время, здоровьесберегающая компетентность у 70% родителей не сформирована, что выражается в скудности знаний правил сохранения и укрепления здоровья детей, плохой ориентировке нормативных показателей психофизиологического развития детей, в несформированности навыков и опыта организации здоровьесберегающего пространства в условиях семейного воспитания.

Содержание инновационного проекта

Образовательный проект предусматривает реализацию серии взаимосвязанных мероприятий образовательной, воспитательной и развивающей направленности. Система мероприятий по реализации принципа здоровьесбережения образовательной деятельности в процессе проектирования содержания дошкольного образования. В контексте данного направления предусмотрена работа педагогического коллектива над совершенствованием содержания и системы оценки качества реализации ООП ДО и АООП ДО в части, формируемой участниками образовательных отношений с позиции усиления здоровьесберегающей и здоровьеформирующей позиции. Предусмотрена разработка и реализации парциального образовательного модуля «Здоровые дети». В рамках освоения данного образовательного модуля детям дошкольного возраста будет предоставлена возможность овладения элементарными навыками саморегуляции функциональных состояний (страх, тревожность, снижение работоспособности), навыками ведения ЗОЖ и безопасного поведения в условиях детского сада и дома. Для детей с ОВЗ, в рамках реализации АООП ДО предусмотрена введение парциального модуля «Ритмопластика». Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста: 1) технологии сохранения и стимулирования здоровья: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая; 2) технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный самомассаж, биологическая обратная связь (БОС); 3) коррекционные технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика. Система мероприятий воспитательной направленности ориентирована на формирование здоровьесберегающей компетентности у всех участников образовательных отношений. В работе с детьми предусмотрена разработка и внедрение здоровьесберегающих режимов дня на основе индивидуальной и групповой диагностики функциональных возможностей, показателей работоспособности. Создание ППРС различной функциональной направленности (зоны релаксации, зоны активной деятельности, рабочей зоны, игрового пространства различной двигательной активности). В работе с педагогическими работниками внедрение программы «Школа здоровья педагога». Целевая направленность – формирование осознанного отношения к ценности своего здоровья, ценности здоровья детей. Формирование навыков и опыта сохранения и укрепления здоровья посредством доступных средств. В работе с родителями воспитанников внедрение на базе ДОУ программы «Здоровый ребенок в семье». Целевая направленность – формирование осознанного отношения к ценности своего здоровья и как следствие обеспечения ценности здоровья своих детей. Формирование навыков и опыта сохранения и укрепления здоровья посредством доступных средств. Система мероприятий развивающей направленности. Создание условий для реализации программ дополнительного образования с детьми средствами физической культуры и детского спорта. Программы дополнительного образования сезонной направленности: зимние виды спорта (элементы зимних видов спорта – сноубординг, лыжный спорт, фигурное катание, хоккей, санный спорт), летние виды спорта (элементы летних видов спорта – футбол, гандбол, легкая атлетика, езда на велосипеде, теннис).

Ожидаемые результаты инновационного проекта 1) положительная динамика показателей здоровья воспитанников ДОУ, снижение заболеваемости, повышение показателей адаптации и социализации воспитанников в соответствии с возрастными особенностями; 2) развитие вариативности содержания, форм, методов, средств, технологий организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста (наличие вариативных образовательных моделей здоровьесберегающей направленности в рамках основного общего дошкольного образования, программ дополнительного образования для разных категорий детей, интенсификация основного образования, внедрение вариативных здоровьесберегающих технологий с учетом психофизиологических возможностей детей); 2) увеличение количества детей (в том числе детей с ОВЗ), включенных в освоение программ дополнительного образования различной направленности с учетом потребностей, интересов и возможностей детей; 3) повышение качества готовности детей к школьному обучению (в том числе детей с ОВЗ); 4) развитие сетевых форм реализации образовательных программ, с привлечением образовательных, общественных организаций, организаций культуры и спорта, здравоохранения, представителей различных сфер бизнеса; 5) повышения уровня профессиональной компетенции и профессиональной квалификации педагогических работников; 6) увеличение количества педагогов, включенных в реализацию инновационной деятельности ДОУ, в том числе участие в профессиональных конкурсах, обобщение опыта педагогической деятельности; 7) удовлетворенность участников образовательных отношений качеством дошкольного образования; 8) соответствие профессиональной деятельности педагогических работников требованиям профессионального стандарта. 9) повышение уровня здоровьесберегающей компетенции родителей в вопросах воспитания и развития детей

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Примерный план работы творческой группы по формированию основ здорового образа жизни воспитанников.

Вашему вниманию предлагаем использовать план работы творческой группы по формированию основ здорового образа жизни воспитанников.

Руководитель творческой группы:

  • Колегова Е.М., инструктор по физической культуре

В составе творческой группы работали педагоги:

  • Василенкова А.А.., инструктор по ФИЗО
  • Лопатина Е.Н., педагог – психолог
  • Сорокина Т.В., воспитатель,
  • Кандаурова Ю.Н., воспитатель
  • Новикова Г.А., воспитатель
  • Шабаева Л.В., воспитатель
  • Хижняк З.Ф., воспитатель
  • Исламова Р.А., воспитатель

Для реализации годовой задачи Учреждения совершенствование сотрудничества детского сада и семьи в решении задач по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, их физического развития, приобщения к здоровому образу жизни творческой группы определены направления:

  • повышение профессиональной компетентности педагогов по совершенствованию организации двигательной деятельности в образовательном процессе
  • формирование высокой физической подготовленности воспитанников посредством двигательной активности
  • использование активных форм сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников
  • интерактивное взаимодействие с родителями с использованием раздела «К здоровой семье через детский сад» на официальном сайте Учреждения

С целью повышение профессиональной компетентности педагогов по совершенствованию организации двигательной деятельности в образовательном процессе были проведены следующие мероприятия:

Семинар — практикум «Детская инициатива в двигательной деятельности» (ноябрь). Познакомили педагогов с уровнями и показателями проявления инициативы в двигательной деятельности, с задачей педагога на каждом уровне проявления инициативы. Педагогам было рекомендовано оценить ситуацию в целом по своей группе и исходя из этого создавать условия для проявления детской инициативы в двигательной деятельности. Также на семинаре инструктор по физической культуре, познакомила педагогов с карты-схемы, использования их для развития и совершенствования двигательных навыков и умений, а также проявления детской инициативы в самостоятельной деятельности.

На педагогическом совете (январь) совместно с воспитателями на примере младшего, среднего и старшего дошкольного возраста был предоставлен видеоматериал о проявлении детской инициативы в двигательной деятельности и роли педагога. Также в рамках педагогического совета педагогами был представлен опыт работы «Образовательный терренкур – альтернатива прогулки в детском саду». Данный опыт направлен на оздоровление воспитанников, повышения уровня двигательной активности, совместная познавательно-исследовательская деятельность детей и взрослых.

Также были проведены консультации для педагогов:

«Новый формат оздоровительной работы с детьми — геокешинг». Данная технология позволяет организовать и разнообразить оздоровительной работу с детьми. Это инновационная технология, которая позволит решить задачи сразу нескольких образовательных областей: физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Консультация, помогла воспитателям в дальнейшей организации летней-оздоровительной работы.

«Советы педагога – психолога: «Как воспитателю общаться с ребенком – провокатором» (отв. Лопатина Е.Н.,).

Формированию высокой физической подготовленности воспитанников посредством двигательной активности способствовали следующие мероприятия:

В ноябре детском саду организована традиционная «Неделя здоровья», каждый день во всех возрастных группах прошли следующие мероприятия: спортивный праздник «День здоровья», «Увлекательное путешествие в страну Здоровья» (старшие группы), Квест – игра «Здоровье – это здорово» (подготовительные группы), «День подвижных игр» (младшие и средние группы), интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на тему: Знатоки за ЗОЖ (подготовительные группы).

В январе успешно прошли малые зимние олимпийские игры. Каждый день недели Олимпийских игр был посвящен определенному виду спорта, принимали участие воспитанники средних, старших и подготовительных групп.

В феврале с воспитанниками старших и подготовительных групп было проведено развлечение, приуроченное к 23 февраля «Богатырские сражения», с целью воспитания чувства патриотизма, формирования у детей гордости за славных защитников Отечества.

Продела большая работа по подготовке детей с высоким уровнем физического развития к губернаторским состязаниям. Воспитанники в течении года посещали кружок «ОФП» (общая физическая подготовка). По результатам мониторинга можно отметить, что физические качества улучшились вдвойне, двое воспитанников Андреева Софья и Дерезенко Леонид зарегистрированы на сдачу тестов «ГТО».

Также дети с повышенными физическими способностями принимали участие в городском забеге «Кроха-спринт», где были награждены медалями за призовые места, спортивные соревнования «Осенний марафон» между детскими садами, где воспитанники заняли 1 место. Также был организован выход на «Лыжню России» 2021.

В работе с родителями (законными представителями) воспитанников в течении года использовались активные форм сотрудничества.

Для родителей и детей младшего дошкольного возраста продолжил свою работу родительский клуб «Здоровый малыш», который направлен на педагогическое просвещение родителей в вопросах оздоровления детей. В рамках родительского клуба прошло 3 встречи.

На первом заседании родительского клуба по теме «Роль подвижных игр в оздоровлении детей» проведен мастер – класс по организации подвижных игр, направленных на оздоровление и укрепление здоровья детей. Родителям предложена картотека подвижных игр для использования в домашних условиях. Вторая встреча прошла в дистанционном режиме, для родителей проведен мастер-класс «Изготовление нетрадиционного оборудования для занятия физкультурой в домашних условиях». Заключительная встреча прошла в форме консультации на тему «Совместные игры на воде в летней период.

Эффективной, успешной формой взаимодействия с семьями воспитанников стал конкурс «Семья года», который проводился с целью формирования потребности у детей и взрослых в здоровом образе жизни, в совместных занятиях физической культурой и спортом.

Также в этом году реализована работа интерактивного взаимодействия с родителями с использованием раздела «К здоровой семье через детский сад» на официальном сайте Учреждения.

Родители своевременно и в полной мере получают информацию о физкультурно-оздоровительной работе, проводимой в дошкольном учреждении, её результатах и путях улучшения, рекомендации по физическому развитию и организации занятий физическими упражнениями детей в семье. Большинство родителей готовы активно участвовать в физическом развитии своих детей, и информация на сайте способствует повышению их физической грамотности.

Проделанная работа творческой группы способствовала совершенствованию сотрудничества детского сада и семьи в решении задач по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, их физического развития, приобщения к здоровому образу жизни.

Руководитель творческой группы: Е.М. Колегова

Следующая >

Использование в работе с детьми дошкольного возраста проектной деятельности по здоровьесбережению

 Использование в работе с детьми проектной деятельности по здоровьесбережению помогает детям узнавать и учиться понимать значимость здоровья для жизни человека.

Ключевые слова: проектная деятельность, здоровьесберегающие технологии, образовательный процесс, дошкольники

Естественное желание каждого человека — быть здоровым. Всемирная организация здравоохранения определяет термин «здоровье», как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Чтобы в будущем жизнь была наполнена яркими красками, а каждый новый день приносил радость, необходимо позитивно и с оптимизмом воспринимать окружающую действительность. Но все знают, что это ни так просто. Этому необходимо научиться, а точнее заложить привычку здорового образа жизни ещё на этапе дошкольного детства. А помогут в этом применяемые в ДОУ здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии — один из видов инновационных технологий, нацеленных на сохранение, поддержание и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ. Прежде всего необходимо сформировать у дошкольников умение самостоятельно заботиться о своём здоровье, то есть заложить основы валеологической культуры. А также организовать образовательный процесс таким образом, чтобы он не сказывался негативно на здоровье детей, педагогов и родителей.

Систематически в группе проводится комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий, которые направлены на укрепление здоровья детей, их физическое развитие. Обязательно организуем проведение различных видов гимнастик- дыхательной, для глаз, пальчиковой и артикуляционной.

ФГОС ДО ставит дошкольные образовательные учреждения перед решением совершенно иной задачи. Проводить занятия по здоровьесберегающей деятельности уже недостаточно.Необходимо гармонично объединить все образовательные области в единый интегративный процесс взаимодействия взрослого и дошкольника для абсолютного восприятия окружающего мира.Аитогом такого процесса станет сформированное у ребёнка представления о здоровье человека как ценности. Что будет являться необходимой предпосылкой активного участия в трудовой и социальной жизни общества, во всех видах человеческой деятельности.

Метод проектов относят к педагогическим технологиям XXI века, хотя он и не является принципиально новым в педагогической практике. В дошкольном возрасте ребёнку ни под силу найти противоречия в окружающем, определить цель и проблему. Поэтому проектная деятельность в ДОУ носит характер сотрудничества. В такую совместную деятельность вовлечены ни только дети и педагоги, но и родители воспитанников, которые могут в полной мере испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Теперь хотелось бы поделиться опытом осуществления проектов по здоровьесбережению в нашей группе. В младшей группе — это был долгосрочный проект «Малыши-крепыши». Работа над проектом велась согласно поставленной цели с соблюдением принципов реализации. Обязательный учет возрастных особенностей, многократное повторение усвоенных норм и правил, множество сюрпризных моментов. Старались подобрать наиболее эффективные средства оздоровления детей младшего дошкольного возраста, используя традиционные и нетрадиционные методы работы.

С детьми средней группы нами был реализован среднесрочный проект: «Страна Здоровия». Перед нами стояла цель — развитие двигательной активности детей по средствам элементов физической культуры для сохранения и укрепления физического здоровья. А для этого необходимо обогащать знания и умения по гигиенической культуре, о полезных и неполезных продуктах питания, о воздействии закаливания на организм человека и т. д. Но в первую очередь, у детей необходимо сформировать умение нести ответственность за своё здоровье. И нам очень хотелось, чтобы произошла консолидация детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.

Рассмотрим основные этапы проекта. На начальном этапе обозначили проблему, определились с целью и задачами, собрали необходимую информацию, провели анкетирование родителей, подобрали необходимый материал и оборудование. В рамках подготовки тематических материалов была подобрана художественная литература по теме проекта, различный аудио- и видеоматериал. Например, детям очень понравилось смотреть мультфильмы про смешариков из цикла «Азбука здоровья». В каждой серии любимые персонажи в доступной форме рассказывают детям о необходимости делать зарядку, что такое элементарная гигиена, и что быть здоровым — это здорово! В стихотворении «Врач» Олеся Емельянова даёт понятие, что мерить температуру и ставить градусник — не больно. А прекрасное произведение «Доктор Вася» Михаила Придворова нравится всем детям. Тигр заболел, не хочет играть и кушать. Всем жалко несчастного тигренка, который не хочет играть и кушать, потому что он простудился и заболел. И лишь самый храбрый доктор Вася не боится войти в клетку и оказать помощь больному.

Далее шёл этап непосредственной реализации проекта. Согласно разработанному плану ежедневно проводились запланированные мероприятия. Например, беседы: «Моя подружка — зубная щётка», «Чистота — залог здоровья», «Врачи бывают разные», «Каша-малаша», «Чудо-витамины», «Молочная страна» и др.

Конечным продуктом стало совместное изготовление с родителями нетрадиционного спортивного оборудование из бросового материала. Центр физического развития пополнился сделанными своими руками гантелями, кольцебросами, массажными дорожками, ходунками, лыжами — скороходами и др. На заключительном этапе провели оценку эффективности и проанализировали достигнутые результаты. Оказалось, что заболеваемость детей снизилась, вырос интерес родителей к вопросам воспитания здорового ребёнка, обогатилась здоровьесберегающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребёнка в ДОУ. Реализация данного проекта продемонстрировала актуальность регулярной работы по данному направлению.

Здоровый образ жизни, базирующийся на достаточной двигательной активности, правильном планировании и соблюдении режима дня, первоначальных знаниях об организме, играет большое значение в улучшении и сохранении здоровья. И эти знания и понятия мы должны сформировать у детей уже в дошкольном возрасте. Мы действительно убедились, что использование проектного метода способствует практическому применению знаний по сохранению здоровья.

Литература:

  1. Анохина И. А. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2007.-80с.
  2. Аверина И. Е. Физкультминутки и динамические паузы в ДОУ.-М: Айрис-Пресс, 2006.-136с.
  3. Анохина И. А. Модель формирования у дошкольников культуры здоровья в ДОУ: методические рекомендации.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-44с.
  4. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2008.- 160с.
  5. Харченко Т. Е. «Бодрящая гимнастика для дошкольников» Изд.: Санкт — Петербург Детство — Пресс 2011 г.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]