Рисование отпечатками листьев относится к нетрадиционным техникам. Выполненные работы смотрятся всегда интересно и креативно, будь ребенку хоть 2 года, хоть 7 лет. Творческое занятие приносит массу удовольствия и может заинтересовать даже тех малышей, которые не любят рисовать принципе. Как сделать красивые рисунки и какие материалы нужно использовать, мы подробно расскажем.
Польза изучения разных техник рисования
Рисование – один из самых простых и доступных способов проявить свои творческие способности и дать волю фантазии.
Физиологами и психологами доказано, что занятия творчеством очень полезны для детей. Они положительно сказываются на развитии:
- тренируют моторику рук;
- учат полно воспринимать цвета и оттенки;
- улучшают память и образное мышление;
- способствуют самостоятельности в принятии решений;
- повышают концентрацию внимания и усидчивость.
Дети, владеющие несколькими техниками рисования, и в жизни частенько используют нестандартный творческий подход и справляются со сложными задачами незаурядными методами.
В дошкольном и младшем школьном возрасте особенно полезно изучать нетрадиционные виды изобразительного искусства: рисование отпечатками листьев, ладошек, печать пластилином, монотипию, фроттаж, гроттаж, кляксографию и другие. Они не требуют от ребенка мелких движений, ровных линий, штрихования, которые так сложно даются в юном возрасте. Творческие занятия проходят всегда весело и интересно.
Тема: Рисуем осенний лес
Для работы необходимо подготовить: — краски гуашь; — белый альбомный лист А4; — кисточка плоская широкая (например, № 12), — опавшие листья с разных деревьев.
Как нарисовать с детьми осенний лес в технике отпечатков листьев на бумаге: пошаговое описание
Шаг 1. Рисуем на фоне небо.
Работу начнем с оформления фона. Лист размера А4 расположим горизонтально. Обмакнем кисть в белую и синюю краску и движением слева направо рисуем небо и немного размываем водой. Опускаясь вниз листа, стараемся на кисть брать больше белой краски, чем синей. Небо можно нарисовать на 1/4 листа.
Шаг 2. Рисуем на фоне землю.
Предложите детям вспомнить, какие краски у осени? Пусть они подумают, чем отличаются старые деревья от молодых? Какие деревья они будут изображать на рисунке? Нарисуем землю с опавшими листьями коричнево-зелёными красками движением кисти слева направо.
Шаг 3. Рисуем дерево в технике отпечатков листьев на бумаге.
Выбираем понравившийся листок, желательно крупного размера. Красим его с обратной стороны краской любого цвета в соответствии с красками осени. Это важный нюанс, так как прожилки на обратной стороне листьев деревьев более выраженные, а значит дадут нам более красивый отпечаток.
Напоминание: в этой технике рисования краска должна быть достаточно густая. Не нужно кисть сильно мочить в воде, иначе отпечаток будет размазанным.
Хвостик у листочка тоже покрасить.
Затем нужно взять листик, уложить его аккуратно на подготовленный фон на задний план так, чтобы не было сдвига листочка по бумаге. Сверху накрываем наш листок бумажной салфеткой. Она предохранит вашу работу от размазывания выступившей из-под листочка краски. Далее нужно придавить салфетку ладошкой или легонько погладить кулачком по ней.
Убрать салфетку. Снять осторожно листок за хвостик.
Вот и появилось в нашем осеннем лесу первое нарисованное дерево!
Шаг 4. Рисуем старые деревья большого размера отпечатками листьев.
Аналогично рисуем еще несколько деревьев отпечатками разных листьев крупного размера и красками разного цвета. Это старые деревья, они более крупных размеров. Попробуйте листочки раскрасить несколькими цветами. Вот что получилось у четырехлетней Настеньки.
Шаг 5. Рисуем молодые деревья и кустарники отпечатками листьев.
Теперь выберем несколько листочков поменьше – это будут молодые деревья и кустарники. Раскрасим их разными цветами осени и сделаем отпечатки на переднем плане. Таким образом получаем пейзаж – осенний лес. Вот какой осенний лес нарисовала отпечатками листьев семилетняя Лиза.
Описание техники рисования листьями
Чтобы сделать с детьми красивую, яркую картину, необходимо для начала подготовить материалы. Понадобятся:
- листья разных размеров и форм;
- альбомная бумага;
- краски;
- кисточка;
- стаканчик с водой;
- карандаш;
- черновик, на котором на листья будет наноситься краска.
Дальше нужно придумать композицию. Например, выложить из листочков осенний лес, солнышко, вазу с гербарием или большое дерево. Примеры-картинки:
Простым карандашом следует нарисовать контуры рисунка, помогающие понять, куда ставить каждый следующий отпечаток листа. Теперь дело за малым – нанести кисточкой на верхнюю часть листочка краску (можно одновременно нескольких цветов) и приложить к заранее намеченному месту на бумаге.
Секрет красивого отпечатка – в густой краске. Важно нанести ее на весь листок, особое внимание уделяя области стебля и прожилок. Печать нужно ставить ровно, не ерзая рукой, и снимать ее так же – аккуратным движением.
Способ с нанесением краски вокруг листьев
Оставить отпечаток листа можно разными способами. Очень красочно и ярко получаются рисунки с белыми листочками на разноцветном осеннем фоне. Примеры:
Нарисовать подобные картины еще проще. С задачей справятся дети самого малого возраста. Для этого нужно приложить листья разной формы на белый лист А4, и придерживая их, аккуратно разукрасить фон. На заключительном этапе листочки убираются.
Кстати, в качестве трафаретов удобнее использовать листья, вырезанные из картона. Они ложатся плотнее, и отпечатки получаются всегда ровные.
Отпечатки листьев в технике фроттаж
Еще один необычный способ получить отпечаток листа – натереть бумагу, положенную поверх листа с плотными прожилками, восковым мелком. Фроттаж дословно так и переводится – «тереть, натирать». Несомненный плюс техники – реалистичная передача вещественности листа, его формы и рельефа. Чтобы рисунок получился красивым, а листья не ерзали при натирании, рекомендуется составить и приклеить композицию на черновике, а затем уже накладывать сверху альбомную бумагу и начинать рисование.
Примеры картинок:
Нетрадиционные техники рисования можно и даже очень полезно сочетать друг с другом. Это позволит ребенку полнее выразить свою идею. А как интересно потом разглядывать получившиеся шедевры маленьких художников!
Рисование штампами из пластилина
Затеять творческое занятие по рисованию отпечатками листьев можно в любое время года, даже зимой. Только вместо живых листочков с деревьев готовятся штампы. Проще и быстрее всего сделать заготовки из пластилина. Для этого нужно сначала раскатать пласт толщиной 0,5–1 см, вырезать пластиковым ножиком фигурный лист, а затем насадить его на плоский круг с ручкой.
По желанию на пластилиновых листочках можно выдавить прожилки. А чтобы штампик не деформировался при отпечатывании, рекомендуется подержать его 20–30 минут в морозильной камере.
Кстати, при помощи штампа из листьев можно рисовать не только на бумаге, но и на ткани. Получается примерно следующее:
Каждая из нетрадиционных техник рисования для детей выглядит как маленькая увлекательная игра. Осуществление творческого замысла разными способами воспитывает смелость, непосредственность и дает полную свободу для проявления индивидуальности. Такие простые, на первый взгляд, отпечатки осенних листьев под руководством родителя или воспитателя в детском саду способны превратиться в настоящие шедевры. Попробуйте освоить эту технику и вы!
Конспект ОД по нетрадиционному рисованию отпечатками листьев «Осенняя палитра» в старшей группе
Надежда Безрукова
Конспект ОД по нетрадиционному рисованию отпечатками листьев «Осенняя палитра» в старшей группе
Планирование образовательной деятельности
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Раздел: ИЗО.
Дата: 22.1019г.
Тема: «Осенний лес»
.
Цель: учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью с помощью нетрадиционной техники рисования «печать листьями»
.
Задачи: уточнить и обобщить знания детей об осени; продолжать учить детей подбирать необходимые цветовые решения (осенняя палитра)
; знакомство с
нетрадиционным способом рисования — отпечаток осенними листьями; воспитывать любовь к природе; интерес и положительное отношение к нетрадиционному рисованию; стремление к достижению результата.
Материалы и оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, клееночки, осенние листья с различных деревьев,
— музыкальное сопровождение П. И. Чайковский цикл «Времена года»
«Осень»
Предварительная работа: наблюдение за осенней природой во время прогулок, чтение стихотворений об осени, беседа о приметах осени, отгадывание загадок про осень, проведение развлечения «Золотая осень»
, рассматривание иллюстраций с изображением
осенней природы, сбор осенних листьев.
Содержание ОД
1.Вводная часть:
Звучит музыка П. Чайковского «Времена года»
Воспитатель: Ребята, понравилась Вам музыка, которая сейчас звучит? (ответы детей)
Это фрагмент музыки П. Чайковского
«Времена года»
.
Воспитатель: А вы догадались, какое время года прозвучало в музыке? (ответы детей)
Воспитатель: Правильно дети, осень,а вот послушайте загадку:
Уж пахнет в воздухе дождем,
Все холоднее с каждым днем.
Деревья свой наряд меняют,
Листочки потихонечку теряют.
Понятно всем, как дважды два —
Пришла (осенняя пора)
Воспитатель: Молодцы ребята, это осенняя пора.
«Осень… последние теплые дни – прощальный дар уходящего лета. Словно стараясь удержать в своих ветвях жаркое солнце, деревья окрасились в золото и пурпур. В прогретом воздухе летают тонкие, серебристые паутинки, на них жучки-почтальоны несут кому-то долгожданные известия».
Воспитатель: Дети, а какие изменения происходят в природе с наступлением осени?
Дети: ответы (реже светит солнце, чаще льются дожди, деревья меняют свой цвет на багряный, опадают листья, похолодание, первые заморозки, день становится короче, пасмурная погода, улетают птицы).
Воспитатель: Молодцы, знаете осенние признаки погоды. Вот сегодня мы с вами утром на прогулке собирали листья, и я предлагаю вам поиграть ими.
Дидактическая игра «С какого дерева листок»
Воспитатель: Молодцы, все листики узнали. Все листики разные. Они отличаются друг от друга формой, окраской, размером. Летом все листики зеленого цвета, а осенью они меняют свой цвет на желтый, красный. Скоро все листочки опадут с деревьев, и мы будем только вспоминать о них. Но я вам предлагаю оставить ими след на наших листах, чтобы мы могли в любое время полюбоваться осенними деревьями.
2.Основная часть:
Рисование осеннего леса (нетрадиционная техника – печать листьями)
Воспитатель: Рисовать осенние деревья мы будем необычным способом, в этом нам помогут наши листики – мы будем ими печатать.
Возьмите любой понравившийся вам листик, покройте его краской при помощи кисточки, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края. Окрашенной стороной положим листик на чистый альбомный лист черенком вниз и плотно прижмем к бумаге, стараясь не сдвигать с места. Затем возьмите листочек за черенок и осторожно снимите его с поверхности альбомного листа. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда наш лес получится разноцветным и сказочным.
Когда отпечатаем листики, мы кистью дорисуем стволы деревьев, отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне (во время объяснения воспитатель наглядно демонстрирует детям, как выполнять задание).
Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, мы немного разомнёмся.
Физкуль
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево-вправо)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок. Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол)
Разомнем мы ножки.
Согнем правую ножку, (Сгибаем ноги в колене)
Раз, два, три!
Согнем левую ножку, Раз, два, три.
Ноги высоко подняли (Подняли ноги вверх)
И немного подержали.
Головою покачали (Движения головой)
И все дружно вместе встали. (Встали)
Воспитатель: Ну а теперь приступим к работе, сделаем свой сказочный осенний лес. Только будьте очень аккуратны и внимательны.
3. Заключительная часть. Рефлексия.
Воспитатель: Ребята посмотрим, что у нас получилось? Какие красивые деревья!
— Какое время года изобразили в своих рисунках? (ответы детей)
— Какие краски использовали? (ответы детей)
— Какими способами рисовали? (ответы детей)
У всех вас получились замечательные красочные осенние деревья. Я думаю, что вашим мамам и папам тоже понравится осенний лес, выполненный вами. (Выставка работ воспитанников)
Воспитатель: Всем спасибо, вы большие молодцы.
ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ
Автор составитель: Клембо Марина Михайловна, воспитатель средней группы, ГБОУ Школа 2127 г. Москва.
Цель: Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования – «печать листьями».
Задачи:
- Формировать умение детей наносить гуашь на поверхность листа, смешивать краски непосредственно на листьях
- Расширять знания детей о деревьях (берёза, клён, дуб, рябина)
- Развивать творческое воображение детей
- Воспитывать аккуратность в работе с гуашью.
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций с изображением осенней природы
- Наблюдение на прогулке за деревьями
- Сбор опавших листьев и их рассматривание
- беседа про осень и осенние приметы.
Материалы:
- Иллюстрации на тему осень
- Тонированная бумага А4
- Гуашь (жёлтая, оранжевая, зелёная, красная)
- Кисточки; листья с деревьев; салфетки; баночки с водой; клеёнка.
Ход работы
Воспитатель: — Здравствуйте ребята. Мне сегодня приснилось, что сейчас лето. Поют птички, светит солнышко. А когда проснулась у меня всё перепуталось и я не могу понять какое же сейчас время года.
— Ребята а вы знаете какое сейчас время года?
(Ответы детей)
Восп.: — А как вы поняли, что сейчас осень? Ведь светит солнышко, поют птички?
(Ответы детей)
Восп.: — Теперь я все поняла. Какие вы молодцы. Все ваши ответы правильные.
Ребята скоро наступит зима и все яркие и красочные листочки опадут, пожухнут и спрячутся под снегом. Мне очень хочется сохранить эту красоту. Как вы думаете, как мы можем это сделать?
(Ответы детей)
Восп.: — Мне очень понравились ваши варианты ответов. Все они очень хорошие. Но у меня есть другой способ. Сегодня из обычного листочка, которые мы собрали на нашем участке, мы будем печатать яркие и красивые листики.
Для этого я возьму кленовый листочек, положу его на клеёнку прожилками вверх, с помощью кисточки наношу гуашь двух цветов (красная, жёлтая) и закрашиваю листик. После этого аккуратно берём закрашенный листик в руки и перевернув его закрашенной стороной вниз прикладываю на лист бумаги. Аккуратно прижимаю его кончиками пальцев. Убираю листик за черенок и у меня получается отпечаток листика. Эта техника называется «печать листьями». Таким образом мы сохраним осень и изобразим осенний листопад.
Дети приступают к самостоятельному творчеству под музыку (А. Якупов — Осеннее настроение)
После окончания самостоятельной деятельности детей, работы раскладываются на отдельном столе.
Восп.: — Ребята посмотрите, какой красивый у вас получился листопад. Вам понравились листочки, которые у вас получились?
(Ответы детей)
Восп.: Давайте вместе рассмотрим наши листочки и выберем, какие листочки получились самые яркие, самые аккуратные, самые необычные по цвету.
(Ответы детей)
Восп.: — Молодцы! Все работы получились очень красивые, яркие, красочные.
Используемая литература:
- программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,. М.: Мозаика – Синтез 2021 г.
- «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» И. А. Лыкова. М.: «Карапуз» 2009г.
Следующая > |